Libmonster ID: RU-8715
Автор(ы) публикации: М. С. КУХТА

Осмысление философского наследия П. А. Флоренского становится особенно актуальным в связи с тем, что мысли русского философа оказались удивительно созвучны направлениям постнеклассической науки, исследующей не слагаемые мира, расколотого на регионы дискретных элементов и задач, противостоящих друг другу, а семантические структуры различной природы в пространстве изоморфных преобразований. В границах небольшой статьи представлено компаративное исследование, цель которого выявить взаимосвязь образов философии П. А. Флоренского ("круглое мышление", диалог, символ) с основными направлениями постнеклассической познавательной парадигмы.

Существовавший ранее классический подход к процессу познания можно представить широко известным метафорическим образом "раздевания капусты". При этом поиск истины иллюстрируется как обрывание листьев капусты и постепенное приближение к кочерыжке, что предполагает существование объективной реальности и субъекта, который эту реальность познает, постепенно приближаясь к объективной истине. В постнеклассической науке не существует предуготовленных истин, нет объективных законов, которые наука открывает, смыслы формируются в диалоге, а истина раскрывается не бесстрастному субъекту, а личности как выстраданная в человеческой истории, как ценность. Таким образом, в центре познавательной парадигмы стоит личностная позиция, не субъективизм, а высоко мотивированная позиция ученого, включающая в себя мировоззренческие убеждения.

Если ведущее познавательное отношение классической науки - отношение "субъект - объект", неклассической - "наблюдаемое - наблюдатель", то постнеклассической науке соответствует диалоговая эпистемология, оперирующая категориями "Я - Другой". Эта познавательная позиция не ориентирована


Исследование выполнено при поддержке РФФИ, грант 0206-80409.

стр. 126


на выявление законов, а направлена на конструктивный диалог, на создание пространства интерпретаций. Человеку отводится новая роль в этом множестве реальностей, имеющих разные темпы самоизменений, - он уже не зритель и не наблюдатель, разделяющий и описывающий явления единого мира, а полноправный участник, определяющий параметры пространства диалога.

Диалог в современной философии понимается как "разговор сознаний" или мысленное взаимодействие и приобретает статус совместного мышления, которое Хакен определил как синергизм, вложив в этот термин ключевое понимание со-действия. В семантическом пространстве символических образов реальности мы имеем дело с диалогом сознаний - непосредственным или опосредованным взаимодействием с мысленным пространством - резонированием на мыслеимпульсы и мыслеобразы по информационно-энергетическим каналам. Цели такого диалога могут быть различными: обмен информацией (передача- восприятие), трансляция знания (передача-ассимиляция), порождение знания (исследование, поиск, представление, кодирование, достижение договоренности, эстетическое наслаждение) [1. С. 134]. Однако при любых целях диалог представляет собой уникальный процесс становления мыслебытия, сомыслия, в котором энергетический аспект мысли является ведущим. Греческая приставка "δια", обозначающая "через", "сквозь", "в", указывает на взаимность действий, сотрудничества. Это мысленное и речевое взаимодействие охватывает широкий крут разных конкретных проявлений, осуществляется в разных формах.

В работах Флоренского это взаимодействие энергий познающего и познаваемого, их "вглядывание" друг в друга обозначается как "переговаривание", диалог внешнего и внутреннего. Характер и содержание этого диалога, по Флоренскому, детерминированы не столько объектом, к которому обращено мышление, сколько состоянием личности познающего. Внутреннее содержание духовной жизни субъекта как бы формирует, создает свой, открывающийся только ему объект и смыслы, в нем заключенные.

Определяя диалогические отношения как: основу познавательных стратегий, Флоренский еще в 1918 г. (задолго до рождения постнеклассических подходов к исследованиям!) отметил, что процесс постижения реальности есть "со-ритмичное биение

стр. 127


духа, откликающегося на ритм познаваемого", "игра познаваемой реальности". Игра всегда требует участия в ней, а, следовательно, является коммуникативным действием. Зритель в отличие от простого наблюдателя - составная часть самой игры, его внутреннее соучастие выражается в смысловой напряженности. Идея соучастия вместо наблюдения была сформулирована современной физикой совсем недавно, однако мы видим, что она разрабатывалась в русле русской философской традиции, а впоследствии была поддержана герменевтическими исследованиями.

Согласно древней восточной мудрости "если ты живешь -то умираешь, если играешь - порождаешь присутствие жизни", игровой элемент проявляется в свободе от целевых установок и в независимом импульсе (спонтанности). Обороты речи "игра волн", "игра огней" указывают на постоянное повторение, движение в противоположных направлениях, не связанных с определенной целью. Такое движение предполагает свободное пространство. В этом свободном диалоге-игре с миром раскрывается все бесчисленное множество "путей средоточия", а познание, не сводимое к поиску одной истины, является не изучением законов и их доказательств, а живым чувственным общением с познаваемым - "реальным вхождением познаваемого в познающего, - реальным единением познающего и познаваемого" [2. С. 32].

Процесс "вхождения" и "единения" зависит от внутреннего мира человека, от его готовности к взаимодействию с познаваемыми объектами как субъектами. Такое отношение человека и мира - условие реализации центральной идеи философии П. А. Флоренского: многогранного и многоликого тождества макро- и микромира, не сводимого к простому подобию, а охватывающего все уровни взаимопроникновения, взаимодействия Человека со Вселенной - от бессознательно-иррациональных глубин до осознанно- рациональных уровней. "Человек есть бесконечность. Но не формальный признак бесконечности. Человек и мир могут почитаться взаимноотражающими друг друга; между человеком и средою есть действительное подобие, часть части, сторона стороне, разрез разрезу. В Среде нет ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке хотя бы не имелось бы у Человека; и в Человеке нет ничего такого, что в увеличенных, - скажем временно, - размерах, но разрозненно, не нашлось бы у Среды. Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его" [3. С. 168.].

стр. 128


Таким образом, тождество макро- и микрокосма фиксирует Человека как символ Вселенной, во всей полноте физических, душевных и духовных аспектов, а эпистемологическое пространство философии Флоренского оказывается тесно связанным с проблемой символа, изначально означающего черепок, разделенный на две части. Половинки эти хранили у себя хозяин и гость, заимодавец и должник, два паломника - словом те, кому предстояло надолго расстаться. Соединив спустя какое-то время обе половинки разбитого предмета, люди могли опознать друг друга, вспомнить о некогда оказанном гостеприимстве, о былых долгах, дружбе. Символ разъединяет и объединяет, олицетворяя таким образом разобщенность и единство, он взывает к общности Человека и Среды, которая была нарушена, но может быть восстановлена.

Символы, говорит Флоренский, суть органы нашего общения с реальностью. Ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было отрезано до тех пор от нашего сознания [3. С. 344]. Через символы мы заглядываем в трещины мироздания, с помощью их прорываем к нему новые протоки. Символы, утверждает Флоренский, это отверстия, пробитые в нашей субъективности. Так что же удивительного, если они, явления нам реальности, не подчиняются законам субъективности? Символы не укладываются на плоскости рассудка, структура их насквозь антиномична. Но эта антиномичность есть не возражение против них, а напротив, - залог их истинности.

Символ обладает большой силой психологического и социального воздействия. Будучи иррациональным, он обращен к подсознанию; будучи образным и конкретным, он наделяет плотью то, что не имеет формы. Символ в определении П. А. Флоренского - это "бытие, которое больше самого себя...", "нечто, являющее собою то, что не есть он сам ( символ - М. К. ) большее его, и, однако, существенно через него объявляющееся" [3. С 287].

Характеристика символа, данная П. А. Флоренским, почти полностью совпадает стой, которая была дана К. Г. Юнгом: "Слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их непосредственное и очевидное значение. Они имеют более широкий бессознательный аспект, который всякий раз точно не определен или объяснить нельзя" [4. С. 25 - 26]. Символы дают пережитому форму и способ вхождения в мир человечески ограниченного понимания, не искажая при

стр. 129


этом его сущности, без ущерба для высшей значимости. Итак, благодаря символам пережитое, т. е. проживаемая и переживаемая человеком реальность, входит в мир человеческих отношений. Единство чувственного и рационального, алогического и логического, бессознательного и сознательного достигается в символе. Символ, согласно исследованиям А. Ф. Лосева, есть смысловое круговращение мощи непознаваемого, алогическое круговращение мощи познания. Символ живет антитезой логического и алогического, вечно устойчивого, понятного, и вечно неустойчивого, непонятного, и никогда нельзя в нем от полной понятности перейти к полной непонятности [5. С. 93]. И наоборот, никогда нельзя в нем перейти от полной непонятности к полной понятности. В этих характеристиках обнаруживается, по мнению Лосева, довольно точное описание сущности символа.

Познание символа, по П. А. Флоренскому, процесс не аналитический или логический, а особый, осуществляемый с помощью так называемого метода "круглого мышления". В пространстве диалога логика линейного мышления становится недостаточной и даже опасной, поскольку ее аналитические законы анатомируют живую человеческую мысль, лишают ее мыслительной пищи (воображения, фантазии), превращают в застывшую форму, в мертвую схему, которой, как и всякой схемой, удобно пользоваться, но которая останавливает мысль, убивает сам дух творчества. Однако живая мысль не терпит остановки, не переносит статики и потому требует динамического и творческого обоснования своих исходных интуиции.

Философ обращается к методу "круглого мышления", формирующего полифонический рисунок "мысленной ткани" для того, чтобы в разнообразных вариациях проявить всесторонне глубину символического диалога человека и мира. В истории философии этот образ мысли в виде сферы впервые обозначился в работах Парменида: "Истины твердое сердце в круге ее совершенном" [6. С. 339 - 340].

Гностическое мышление, также "округло", как замечает в своих работах Кёпген, поскольку "состоит из спиральных образов" [7. S. 149.]. Кёпген называет догму "круглой": "она кругла, как живая реальность". Указывая на причину "круглости", исследователь замечает, что догмы - это приближенные концепции тех наличных фактов, которые, тем не менее, еще нельзя описать и о которых можно говорить только приблизительно. В

стр. 130


тоже время эти факты являются "сферами" неопределенного объема, поскольку они олицетворяют принципы. Существенной частью их природы является частичное совпадение и взаимопроникновение. Он обращает внимание на то непознанное и нераспознанное, что лежит в самой сердцевине догмы [7. S. 51, 52].

"Круглое мышление", как отмечает Флоренский, это способ мыслить и прием излагать созерцательно, когда, "связи отдельных мыслей органичны и существенны; но они намечены слегка, порою вопросительно, многими, но тонкими линиями. Эти связи, полу- найденные, полу-искомые, представляются не стальными стержнями и балками отвлеченных строений, а пучками бесчисленных волокон, бесчисленными волосками и паутинками, идущими от мысли не к ближайшим только, а ко многим, к большинству, ко всем прочим. Строение такой мысленной ткани - не линейное, не цепью, а сетчатое, с бесчисленными узлами отдельных мыслей попарно, так что из любой исходной точки этой сети, совершив тот или иной круговой обход и захватив на пути любую комбинацию из числа прочное мыслей, притом в любой или почти любой последовательности, мы возвращаемся к ней же. Как в риманновом пространстве всякий путь смыкается в самого себя, так и здесь, в круглом изложении мыслей, продвигаясь отдельными дорогами все вперед, снова и снова приходишь к отправным созерцаниям. Эта многообразность и разнообразность многочисленных связей делают самую ткань и крепкою, и гибкою, столь же неразрывною, сколь и приспособляющуюся к каждому частному требованию, к каждому строю ума. Более: в этой сетчатой ткани и промыслившему ее - вовсе не сразу видны все соотношения отдельных ее узлов и все, содержащиеся в возможности, взаимные вязи мысленных средоточий: и ему, нежданно, открываются новые подходы от средоточия к средоточию, уже закрепленные сетью, но без ясного намерения автора" [2. С. 27].

Сравним метод "круглого мышления" с описанием мира в пространстве постнеклассической науки: "Мир предстает перед нами в образе сложной ткани из различных событий, в которой соединения различных типов чередуются, накладываются друг на друга или сочетаются, определяя, таким образом, структуру целого" [8. С. 107]. Этот образ характеризует описание мира как совершенную сеть взаимоотношений, в которой все вещи и явления взаимодействуют друг с другом бесконечно сложным об-

стр. 131


разом - такое мистическое восприятие природы, когда за каждым феноменом угадывается скрытый ноумен. Также и в процессе "круглого мышления" оформляются связи реальности, которая, однако, имеет иной модус существования, нежели вещная реальность, а понимается как процесс, не статически. Она не локальна, это другой уровень понятийного постижения реальности в котором нет деления на наблюдателя и наблюдаемое, на субъект и объект. Внешняя реальность и внутренний мир души составляют единое целое, две стороны одной материи, две половинки расколотого (некогда единого) символа, в котором нити всех сил и всех явлений (связи, пути) сплетаются в единую сеть взаимообусловленных отношений, полифоничных отношений причастного Человека и "участвующей Вселенной".

---------------------

1. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

2. Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. Собр. соч. в 2-х т. Т.2. М., 1990.

3. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Новосибирск, 1991.

4. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

5. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М., 1982.

6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

7. Koepgen. Gnosis des Christentums. Zurich: Rascher, 1967.

8. Heisenberg W. Physics and Phylosophy. New York: Harper Torch-books, 1958.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ДИАЛОГИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-ОСНОВЫ-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ-СТРАТЕГИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SvechinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Svechina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. С. КУХТА, ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ДИАЛОГИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-ОСНОВЫ-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ-СТРАТЕГИЙ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - М. С. КУХТА:

М. С. КУХТА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Svechina
Yamal, Россия
2597 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3123 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android