Недавно по телевидению с большим успехом прошел фильм с воспоминаниями известной переводчицы Лилианы Лунгиной - одноклассницы Давида Кауфмана, взявшего себе после войны псевдоним Самойлов. О своей "образцово-показательной школе имени Горького" она вспоминает как о пушкинском лицее, а о тогда уже ярко талантливом "стихоплёте Дэзике" как об их локальном Пушкине.
Что-то пушкинское и впрямь было даже в самом облике юноши - судя по фотографиям, приводимым и в упомянутом фильме, и в автобиографической книге Самойлова "Памятные записки" (1995). Кровь Пушкина течёт, по Набокову, в жилах всех русских поэтов двух последних веков. И всё-таки мало кто из них припадал к праотцу с таким самозабвением, как Самойлов.
Вот и прославившее его пространное стихотворение (или короткая поэма?) 1965-го года "Пестель, поэт и Анна", живописующее кишинёвский эпизод общения изгнанника-поэта с декабристом-полковником, - наилучшее свидетельство этой зоркой, внимательной к деталям любви.
Там Анна пела с самого утра И что-то шила или вышивала. И песня, долетая со двора, ему невольно сердце волновала. А Пестель думал: "Ах, как он рассеян! Как на иголках! Мог бы хоть присесть! Но, впрочем, что-то есть в нём, что-то есть. И молод. И не станет фарисеем". Он думал: "И, конечно, расцветёт Его талант, при должном направленьи, Когда себе Россия обретёт Свободу и достойное правленье". А Пушкин думал: "Он весьма умён И крепок духом. Видно, метит в Бруты. Но времена для Брутов слишком круты. И не из Брутов ли Наполеон?"
И дальше даётся - с синкопами на пенье Анны! - словно бы ёмкий конспект не просто дружеской беседы, но историософского спора двух основоположников, среди прочего, гражданской мысли в России. Иным авторам надобились пухлые романы или обременённые сотнями сносок труды, чтобы выявить то, что поэту Самойлову удаётся в нескольких строках.
Шёл разговор о равенстве сословий. - Как всех равнять? Народы так бедны, - Заметил Пушкин, - что и в наши дни Для равенства достойных нет условий. И посему дворянства назначенье - Хранить народа честь и просвещенье. - О да, - ответил Пестель, - если трон Находится в стране в руках деспота, Тогда дворянства первая забота Сменить основы власти и закон. - Увы, ответил Пушкин, - тех основ Не пожалеет разве Пугачёв...
Так вьётся их разговор, легкостопный, перескакивающий с одного на другое, однако насыщенный мыслью и знанием, и современный автор удивительным образом умеет создать иллюзию, будто сам присутствует при этом разговоре, и приглашает нас во свидетели прений - о Ликурге, и о Солоне, и о Петербурге, об Азии, Кавказе, и о Данте, и о движенье князя Ипсиланти... Во всём разные, они всё же нащупывают общий знаменатель. Он в том, что главная мысль обоих - о России. И вывод их вроде бы сходится. Они не перечат друг другу в том, что Россия рвётся на простор, хотя контуры будущего простора видятся им совершенно по-разному.
Они простились. Пестель уходил По улице разъезженной и грязной, И Александр, разнеженный и праздный, Рассеянно в окно за ним следил. Шёл русский Брут. Глядел вослед ему Российский гений с грустью без причины.
Без причины ли? Причины таились, видимо, в предчувствиях гения. В прозрениях, может быть, и собственной судьбы, и путей России. Но Пушкин не Рылеев, его "думы" как облачко на сияющем небе вечной радости от дивно ощущаемой жизненной силы:
Стоял апрель. И жизнь была желанна. Он вновь услышал - распевает Анна. И задохнулся: "Анна! Боже мой!"
Здесь, как в капле воды, весь Самойлов - с его излюбленными "ретроспективными" темами и с особенностями его поэтики, сочетающей ямбическую стройность традиционного стиха с нежданными инверсиями постконструктивистского (послехлебниковского) письма, с привычкой из почти только прозе доступной бытовой истории выводить многосмысленный и напевный поэтический корень.
Пастернак когда-то сказал об Ахматовой, что она "испуг оглядки к рифме приколола". О Самойлове можно сказать, что он приколол к рифме радость оглядки. Вся поэзия его преисполнена благодарной памяти о предшественниках и неотступным желанием допеть их песнь, додумать их мысль. Ифлийский однокашник и друг Самойлова Сергей Наровчатов как-то заметил, что поколение поэтов-фронтовиков, к которому они с Самойловым принадлежали, не
дало своего гения, зато они создали гения коллективно. Для этого пришлось, в частности, основательнее опереться на традицию - как бы вобрать великих предшественников в свои ряды. Вот и Самойлов постоянно обращается к ним в своих стихотворениях - к Пушкину, прежде всего, но и к Державину, Тютчеву, Боратынскому, Некрасову, Фету, Заболоцкому... На смерть Ахматовой он отозвался горестным вздохом, сразу ставшим классикой: "Вот и всё, смежили очи гении..." Хотя искру гениальности не уставал он находить и в современниках - Слуцком, Когане, Глазкове, Владимире Соколове. Ему было потребно чувство плеча - и в жизни, и в литературе.
Стихи читаю Соколова - Не часто, редко, иногда. Там незаносчивое слово, В котором тайная беда. И хочется, как чару к чаре, К его плечу подать плечо - И от родства, и от печали, Бог знает от чего еще!...
Я люблю ощущенье ушедших годов, - не раз признавался Самойлов. Помню - папа ещё молодой. Помню выезд, какие-то сборы. И извозчик - лихой, завитой. Конь, пролётка, и кнут, и рессоры...
Всё это его, Самойлова, примета и нота. Для кого дороги не только собственные переживания, но и протяжённые миги жизни отечества, его опыт незаменим. Что уж говорить о высочайшем миге в нашей истории - о Победе. О них, победителях, Самойлов сказал кратко и просто - на века:
Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!
Юбилейное (в июне этого года поэту исполнилось бы девяносто) издание книги Давида Самойлова "Счастье ремесла" (М.: Время, 2010) безупречно и по внешнему виду, и по существу. Самый полный доселе подбор стихотворений и поэм выстроен хронологически, что всегда правильно располагает внимание читателя. Способствует его углублению и отменной квалификации вступительная статья Андрея Немзера.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |