Libmonster ID: RU-16332
Автор(ы) публикации: А. В. Литягина

Русская православная церковь (РПЦ) в России в рассматриваемый период являлась важнейшим государственным институтом, подлинной опорой самодержавной власти. Она представляла собой весьма внушительную силу с огромным количеством храмов, монастырей, священнослужителей. Численность последних в стране составляла не менее 125 тыс. человек1.

Правительство понимало, что церковь является одной из основных сил в деле обеспечения стабильности общества. Исходя из этого, уже в первой половине XIX в. предпринимались попытки увеличить количество церквей в регионе. Генерал-губернатор Западной Сибири в 30-х гг. XIX в. подал обер-прокурору Синода записку об образовании в Томской губернии епархии и о дозволении как в этой губернии, так и по всей Сибири вместо каменных церквей строить деревянные. Он писал, что во многих уездах Томской губернии на расстоянии 100 - 300 верст не находится ни одной церкви, ни священников. Народ грубеет и закостеневает в разврате, особенно ясачные, которые знают веру лишь по названию, и, не видя иногда наставников веры, живут и умирают без исповеди, причастия, святых тайн и даже без погребения. В качестве исправления положения генерал-губернатор считал необходимым подъем духовной сферы в Томской губернии "на надежную высоту, чему могло бы способствовать построение церквей большого количества"2.

В целом, в стране в начале XX в. строилось за год в среднем более 500 храмов3. Увеличивалось и количество церквей в Сибири. В конце XIX - начале XX в. росло число благочинии в сибирских епархиях, что указывало на увеличение числа приходов и храмов. Например, количество благочинии Томской епархии увеличилось с 33 в 1892 г. до 67 в 1915, то есть за 23 года в 2 раза4.

Количество священнослужителей также постоянно увеличивалось. Однако по данным С. Л. Фирсова клириков в России было совершенно недостаточно: на одного представителя белого духовенства приходилось более 820 человек5.

К началу XX в. основную массу священников составляли люди в возрасте 30 - 49 лет, и дьяконы - 20 - 39 лет6. Образовательный уровень и жизненный опыт церковников не всегда вызывали у паствы уважение. Так, в


Литягина Алла Владимировна - кандидат исторических наук, доцент Бийского педагогического государственного университета.

стр. 93

1911 - 1913 гг. томская городская дума рассматривала вопрос об открытии духовной академии. Депутат от духовного ведомства профессор богословия о. Яков Галахов заявил: "Вопрос о недостатке священников у нас стоит остро, и он, конечно, не может разрешиться такими курсами, как действующие в Москве и находящиеся в ведении Восторгова. 3 - 4 месяца недостаточно (для обучения священников - А. Л.), и сюда приезжают недоучки. Нам не нужна фальсификация высшего духовного образования, а нужно подлинное образование.

Недавно в "Сибирской жизни" печаталось безграмотное письмо священника, написанное в таком ужасном виде, что приходится только удивляться, каким образом такой человек сделался священником". Гласный П. Ф. Ломовицкий заявил, что "есть еще вопрос, перестанут ли действовать Восторговские и иные подобные курсы, и будет ли повышен общий уровень образования настоятелей церквей". Гласный П. В. Вологодский добавил, что "в Сибири в очень многих городах нет семинарий, например, в Семипалатинске и Бийске. Бийск - город большой, а между тем в священники намечаются иногда лица, не получившие даже начального образования". Председательствующий городской голова высказал предположение, что с открытием духовной академии в г. Томске число семинарий в Сибири значительно увеличится. Галахов добавил, что "если не будет духовной академии, то сколько не открывайте духовных семинарий и училищ - все они будут влачить жалкое существование. Дело в том, что многие кафедры в семинариях по целым годам пустуют"7.

Дума постановила возбудить перед Синодом ходатайство об открытии в Томске духовной академии и о внесении в сметы Синода на 1913 г. хотя бы части расхода на постройку здания этой академии и на ее содержание. Однако, вопрос об открытии этого конфессионального учебного заведения затянулся, а дальнейшие события (первая мировая война, революция) и вовсе заставили о нем забыть.

У РПЦ были большие внутренние проблемы, которые снижали эффект ее деятельности. Одной из них была материальная неустроенность православных пастырей. Жалованье от казны получали служители далеко не всех храмов, а те оклады, которые все же выдавались, были минимальны. Так, к 1917 г. протоиереям и священникам полагалось 294 руб. в год, диаконам - 147, псаломщикам - 98 рублей. Почти 26 тыс. клириков окладов не получали8. Таким образом, многие священники должны были первоначально решать вопросы собственного пропитания.

Чаще на низкий уровень жизни, плохое материальное положение жаловалось духовенство малых городов Западной Сибири. По находящимся в архиве клировым ведомостям по церквям Тобольской епархии можно проанализировать состояние церквей Березова, Сургута, Ишима, а также Омска за разные годы. На недостаточность утвари церкви, плохую материальную обеспеченность причта, отсутствие подходящих причтовых помещений жаловались священники Воскресенского собора г. Березова, Троицкой церкви Сургута, Богоявления Господня г. Ишима, а также Пророко-Ильинской церкви Омска9. Объяснялось такое положение "как по нерадению к причту, так и по неимению средств"10.

С 1860-х годов при церквях организуются попечительства для улучшения быта духовенства. В губернских ведомостях в 1864 г. публиковалось утвержденное царем положение о порядке создания церковных попечительств, избрании его председателя и членов. Уже в 1865 г. в духовные консистории стали поступать рапорты священников о необходимости создания попечительств. Так, в 1865 г. из Успенской церкви Тюмени поступил рапорт священника о том, что прихожане не выражают никакого сочувствия к малообеспеченности духовенства, и что открытие попечительства здесь крайне необходимо. В середине 1880-х годов при 4-х церквях Тюмени были созданы такие структуры, и духовенством признавалась полезность их учреждений. В состав попечительств входили священнослужители, церковный староста, пред-

стр. 94

ставители от прихожан. В то же время в церквях с достаточной обеспеченностью причта прихожане не торопились с созданием попечительств. Например, священники из Тобольска докладывали: "к крайнему прискорбию оказывается, что во всем городе Тобольске при 11 приходских церквях существует одно только приходское попечительство, открытое в прошлом 1885 г. при Петропавловской церкви"11.

Задачами созданных попечительств были: сбор и расходование денежных средств из церковной казны, помощь бедным и неимущим, забота о людях во время эпидемий, сбор денежных средств в помощь переселенцам из европейской части России, постройка домов и отвод квартир, устройство школ, помощь пострадавшим от пожаров в приходах епархии12.

Церковь в эпоху модернизации не могла не реагировать на рост светской культуры в обществе, на ослабление авторитета и влияния священнослужителей в среде обывателей и предпринимала некоторые шаги к усилению своего воздействия. 5 - 8 июля 1885 г. на собрании архиереев в Казани был выработан ряд мер по поднятию веры и нравственности в народе; решения собрания стали руководством к действию для священников на местах.

Поднимать религиозность в народе, усердие в посещении храмов и выполнении обрядов священники предполагали различными методами. В их числе были усовершенствование церковных служб, введение в церквях всеобщего пения, широкой проповеднической деятельности, организации обществ трезвости, распространение печатных изданий религиозного содержания.

Среди всех местных изданий, обращенных к народу, самой высокотиражной группой являлась религиозно-нравственная литература. Епархиальные ведомства из всех просветительских организаций края имели наибольшие возможности выпускать такую литературу. Это прежде всего были беседы, поучения, воззвания, жития святых, описания чудотворных икон и т.д. Большое место среди них занимали "слова" священников, произнесенные по различным торжественным поводам - по случаю закладки или освящения храма или иного здания, перенесения иконы, в связи с очередным христианским праздником, "царским" днем и т.д.

В 1890-х годах поток религиозной литературы в Сибири усиливается, что связано с открытием в 1894 г. типографии Тобольского епархиального братства, которая сразу же приступила к выпуску многочисленных "Листков". Лишь за первый год работы типография издала 31 номер "Листков Тобольского епархиального братства" тиражом 155 тыс. экз. (по 50 коп. за 100 экз.), брошюры религиозного содержания в количестве 20 тыс. экз., брошюры по случаю смерти императора Александра III и восшествия на престол Николая II тиражом 30 тыс. экземпляров. Такого размаха издательской деятельности не знала ни одна другая организация Сибири13.

В начале XX в. священнослужители церквей сами становились участниками светской жизни, на что консистория порой реагировала весьма негативно. Часть церковников становилась посетителями и участниками различных светских и даже развлекательных мероприятий. В Тобольскую консисторию доходили слухи "о неблагоповедении кое-кого из тюменского духовенства, о посещении дьяконами Тюмени спектаклей, концертов и кинематографов" и даже об участии одного из священников в концертах. Последнее обстоятельство было подвергнуто расследованию. Благочинный тюменских церквей признал, что посещение кинематографа среди тюменского духовенства считается делом обычным. Один из священников, о. Миртов, оказался поклонником музыкального творчества, сам принимал участие в духовных и светских концертах, ходил на концерты заезжих певцов и музыкантов (капеллы Заводского и Славянской, тенора Давыдова, скрипача Думчева). Духовный суд отправил священника в Абалакский монастырь на отбывание эпитимии14. Строгое наказание последовало не только потому, что священник посещал светские культурные мероприятия и участвовал в них, а по причине дерзкого, на взгляд архипастыря, признания в этом и утверждения, что ничего противонравственного в эстетических наслаждениях нет.

стр. 95

Напор светской культуры, попытки церкви сохранять лидирующие позиции в сознании и быту населения приводили к проявлению одновременно элементов новизны и усилению консерватизма в действиях церковников. Именно так предстает организация публичных духовных концертов. В этот период священнослужители выступают организаторами массового песнопения в церквях, сводных хоровых концертов в городах, допускают исполнение в таких мероприятиях светских произведений (патриотического характера). Грань, отделяющая такие концерты от светской культуры, становится уже не очень четкой. Как высшие, так и низшие чины духовного сана, из числа ортодоксально, консервативно настроенных, расценивают подобную динамику как весьма опасную для судьбы религиозного духа. В 1915 г. по распоряжению Синода и министерства внутренних дел полицмейстерам и уездным исправникам губерний был разослан циркуляр, где указывалось: 1) публичные духовные концерты не могут быть устраиваемы в театрах, цирках, кинематографах и других помещениях, предназначенных для сценических представлений; 2) не допускать смешения светской и духовной музыки, как в отделениях концертных программ, так и в самих концертах, "то есть, чтобы в одном и том же концерте не было отделений светской и духовной музыки..., с исключением лишь в пользу гимнов отечественного и иностранных держав, а также песнопений, имеющих своим содержанием прославление родины, каковые гимны и песнопения могут быть исполняемы и в духовных концертах"; 3) не включать в программы духовных концертов песнопения, которые местными преосвященными будут признаны недопустимыми для исполнения в концертной обстановке; 4) программы концертов должны были предоставляться на просмотр в местную епархию; 6) такие мероприятия должны были начинаться и оканчиваться молитвой, которую присутствующие выслушивают стоя; 7) не допускать на таких концертах рукоплесканий15.

В прессе давались положительные отзывы о концертах духовных хоров. Так, 20 марта 1890 г. в зале общественного собрания Тобольска состоялся духовный концерт в пользу Тобольской лечебницы для бедных. Сообщалось, что это уже не первый благотворительный концерт духовной музыки16. В 1904 г. в "Сибирской жизни" было помещено объявление о духовном концерте соединенных хоров Троицкого и Благовещенского соборов, а также церквей Томска. Концерт должен был состояться в помещении общественного собрания и представить слушателям произведения "выдающихся церковных композиторов". В публикации выражалась надежда, что публика не проигнорирует концерт, и "залы общественного собрания не будут пустовать"17.

Конфессиональные деятели стали создавать при церковных хорах певческие коллективы - "спутники" из любителей. В результате для самой различной аудитории на разных площадках давались концерты, включавшие не только духовную, но также и светскую музыку: произведение Глинки (фрагменты из оперы "Жизнь за царя"), народную песню "Слава на небе солнцу высокому", а также образцы светского инструментального творчества в исполнении духовых оркестров.

Священнослужители в этот период играли в общественной жизни большую роль. Статус церкви как государственного учреждения предполагал участие священников во всех важных событиях городской жизни, выражение ими своего авторитетного мнения по каким-либо вопросам, одобрение и освящение ими общественных дел. В свою очередь, для многих горожан посещение богослужений являлось важным моральным долгом. Особенно это касалось должностных лиц, чиновников, учителей, полицейских, именитого купечества, которые были на виду и должны были показывать пример остальным.

В 1914 - 1915 гг. жители Бийска ставят вопрос об ограничении работы местных кинематографов, которые располагаются вблизи местного храма, а затем настаивают на их закрытии. В декабре 1914 г. они просят губернатора запретить демонстрацию фильмов в кинематографах "Косморама" и "Мир" накануне воскресных и праздничных дней. Губернатор в июне 1915 г., полу-

стр. 96

чив уже после этой просьбы циркуляр из министерства, распорядился, чтобы полиция следила за тем, чтобы "по возможности не устраивались близ православных храмов и часовен во время вечернего в них богослужения общественные увеселения и зрелища, и чтобы во всяком случае на время вечерних церковных богослужений не допускалось в находящихся по соседству театрах, кинематографах и других увеселительных заведениях музыки и пения, наружного освещения, скопления публики у входов и т.п. подобных явлений, могущих неблагоприятно повлиять на религиозное чувство посетителей храмов и нарушить их молитвенное настроение"18. В сентябре 1915 г. бийские мещане вновь обратились к губернатору с ходатайством. Теперь уже они желали закрытия на все время войны местных кинотеатров, объясняя это тем, что "Косморама" и "Мир" находятся вблизи Успенского храма и, кроме того, "все мы переживаем тяжелое военное время, и увеселения совершенно не уместны"19.

Важнейшим направлением деятельности для РПЦ в Сибири была борьба с сектантством (особенно протестантизмом), а также с расколом. Об этом постоянно говорилось на миссионерских епархиальных съездах. Были организованы специальные курсы для священников-миссионеров, миссионерские кружки при приходах. Проводились лекции и беседы, раздавались и продавались листки и брошюры миссионерского содержания. На помощь РПЦ в 1916 г. пришло государство, ужесточив условия существования зарегистрированных сект и запретив деятельность нелегальных религиозных общин20.

Господство православия в городах Западной Сибири сочеталось с наличием в одних центрах более заметного числа представителей иных конфессий, в других - незначительного их количества. При абсолютном и относительном преобладании православного населения во всех городах все же заметно присутствие иноверцев в Тобольске и Таре. В губернском центре иудеи составляли 6%, мусульмане и католики - по 3%. В Таре из иноверцев выделялись мусульмане - 9%. Старообрядцев и сектантов в городах Тобольской губернии было незначительное количество21.

В Томской губернии при подавляющем большинстве православного населения во всех городах заметным числом иноверцев отличались Каинск, Мариинск и Томск. В Каинске иудеи составляли 16, католики - 4%. В Мариинске и Томске также были заметны иудеи - 10 и 6% соответственно. Заметное число приверженцев иудаизма, а также католицизма в этих городах обнаружилось уже в 60-е гг. XIX в. и сохранило тенденцию к увеличению, что и проявилось на момент переписи 1897 года22.

К 1913 г. картина в целом существенно не изменилась. Более заметно стало число иноверцев в Тобольске, Таре, Ялуторовске, Тюмени. В Тобольске мусульмане и иудеи составили соответственно 2,9 и 4,4%. В Таре мусульмане составили 7,2, иудеи - 1,9%. Кроме того, удельный вес старообрядцев составил также 1,9%. В Ялуторовске иудеи составили 2,4, старообрядцы - 1,5%. (Старообрядцев, впрочем, мы не можем относить к иноверцам, поскольку это лишь неофициальная ветвь православия). В Тюмени более заметно выглядели мусульмане, их численность возросла в 3,6 раза и стала составлять свыше одной тысячи человек, а удельный вес достиг 2,5%23.

Число старообрядцев в западно-сибирских городах редко достигало хотя бы двух процентов населения.

В городах Томской губернии численность раскольников была различной. В Колывани из общего числа прихожан Свято-Троицкого Собора в 1889 г. (4602 чел.) старообрядцев насчитывалось около 12%24. В Бийске таковых, например, в 1909 г. было всего 96 человек, а общее число жителей составляло 27,9 тыс. человек25. Таким образом, старообрядцев здесь насчитывалось всего 0,3% всех горожан. Однако раскольники выделялись в общей массе православного населения, особенно если в их числе были видные люди города, солидные предприниматели, купцы.

Старообрядцев в городах было немного, однако они не исчезали, не переходили под крыло официальной церкви, а продолжали хранить свою

стр. 97

"старую веру". Для РПЦ это было серьезной проблемой, так как существовала потенциальная угроза ухода еще какой-то части населения в раскол. Именно поэтому РПЦ сделала борьбу с расколом одним из главных направлений своей деятельности.

Святейший Синод ставил перед священнослужителями задачу приобщения как можно большего числа лиц иных конфессий, проживающих на территории Российской империи, к православию. Можно говорить о незначительном проценте ежегодного увеличения числа православных за счет лиц других религиозных воззрений. Это происходило путем принятия в православие вследствие заключения брака с православным лицом или совершения обряда крещения по добровольному желанию. На священнослужителей возлагалась задача "увещания" иноверцев, их энергичного убеждения в пользу выбора православной веры. В 1881 г. в Тобольске вместе с уездами к православию присоединилось 214 человек самых разных религиозных воззрений26. Аналогичная картина незначительного числа присоединившихся к православию в городах наблюдается и в 1882 году. В 1902 г. в Тобольске перешло в православную веру 8 человек (3 - из иудаизма, 3 - из ислама. 1 - из католицизма, 1 - из протестантизма). Это составило 0,08% от общего числа православных в Тобольске в 1902 году. В Тюмени присоединилось 7 человек (6 раскольников и 1 мусульманин), по остальным городам Тобольской губернии присоединившихся нет, зато более заметное число по уездам. По Ялуторовскому уезду присоединилось 78 раскольников, по Курганскому уезду - 24, по Ишимскому уезду - 36 раскольников и 3 католика. В 1903 г. в Тюмени (данные по всем церквям, включая единоверческую) к православию присоединилось 28 человек, а в 1904 г. - 13 человек27.

Существенным мотивом изменения своей религии, на наш взгляд, является некоторая социальная заинтересованность в повышении статуса в глазах местного большинства населения, стремление добиться не только психологического равенства в существующей социальной среде, но и равных прав в карьерном росте, в предпринимательстве. Так, в 1865 г. в Тобольскую духовную консисторию поступила следующая информация: состоящий при частной полицейской управе рядовой тюменской полицейской команды из евреев Ш. Беремницкий в присутствии управы объявил, что он желает оставить иудейскую веру и принять святое крещение православной церкви28. В этом же году обратился в духовную консисторию ссыльный мусульманин Самуил Александрович с аналогичной просьбой29. Консистория в таких случаях поручала местным священникам предварительно наставить желающих присоединиться в истинах и догматах православной веры, а также добиться с помощью полиции информации от городского общества, нет ли каких-либо препятствий к крещению заявленных лиц.

Были священники, которые отличались особым рвением в "увещании" иноверцев. В 1909 г. на имя "Его Преосвященства Преосвященнейшего Антония, Епископа Тобольского и Сибирского" поступил рапорт благочинного градо-тюменских церквей протоиерея П. Ребрина. Текст обращения свидетельствует о большом удовлетворении протоиерея проделанной работой и надеждой на какое-либо поощрение, похвалу: "Почтительнейший рапорт. Долг имею почтительнейше представить Вашему Преосвященству подписки семи лиц иудейского и магометанского вероисповедания, просвещенных в истекшем 1909 г. святым крещением при градо-тюменской Спасской церкви, а также подписки присоединенных к православной церкви из раскола - секты Белокриницкого священства (1), секты Стариковщинской (2), секты беспоповской (1) и старообрядческого согласия (1)"30.

Священники отмечали трудности "увещаний" раскольников, называя их темными и "упертыми", говоря, что при попытке склонить их к православной вере раскольники твердят, что "как отцы и деды их верили, так и они верят".

Согласившегося перейти в православие иноверца священник заставлял писать подписку, в которой новокрещенный обязывался поступать согласно

стр. 98

с законами государства российского, крестить и воспитывать детей своих в православной вере31.

Были случаи обратного перехода новокрещенных из православия в прежнюю веру. Так, в 1905 г. в консисторию обратился тобольский губернатор по поводу ходатайства тюменского мещанина Фридьева о дозволении ему перейти в иудейскую веру, к которой он принадлежал до принятия в 1890 г. в г. Колывани православия. Консистория указала подвергнуть просителя увещанию: не пожелает ли он остаться в православии. В случае твердого решительного намерения перейти в иудейство, на основании Высочайше утвержденного положения о веротерпимости, из числа православных его исключить, о чем и объявить ко всеобщему сведению путем напечатания в официальной части Тобольских епархиальных ведомостей32.

В 1905 г. по всей Тобольской епархии было присоединено к православию из других христианских исповеданий и старообрядцев 91 человек муж. пола и 99 жен. пола, из нехристиан - 9 муж. пола и 4 жен. пола, из язычников - 20 муж. пола и 13 жен. пола. Всего оказались присоединенными 236 человек33.

В целом, деятельность церкви по обращению в православие лиц иных конфессий, а также по увещеванию раскольников и сектантов была, на наш взгляд, во многих случаях бесперспективна. Исследователями также признана неэффективность христианизации аборигенных сибирских народов34.

Однако проведение бесед, раздача разъяснительной литературы населению, особенно колеблющейся его части, по вопросам веры, также, как и создание обществ трезвости, организация полезных и богоугодных дел священниками - все это было принципиально важно для укрепления позиций РПЦ, сохранения авторитета и привлекательности центрального социального института.

По специальным распоряжениям Святейшего Синода, по указам духовной консистории церкви занимались благотворительностью, так называемыми кружечными и тарелочными сборами средств с населения на различные благостные для православия дела. В начале XX в. проводились следующие сборы: на сооружение и содержание беднейших церквей в империи; на восстановление православия на Кавказе; на распространение православия между язычниками империи; в пользу общества попечения о больных и раненых воинах; на улучшение быта православных поклонников в Палестине; в пользу храма при Св. Гробе Господнем; на распространение православия в Японии; на устройство храма для православных вдов в Петербурге; в пользу общества Белого Креста; на устройство храма в Москве в память освобождения крестьян; в пользу миссионерского общества; для эпилептиков и слабоумных в приют Царицы Небесной; в пользу палестинского общества; в пользу слепых; на Береввичский и Красностокский монастыри; в пользу общества Красного Креста; на окончание постройки храма в Киево-Покровском монастыре; в пользу бедных духовного звания и происхождения; на церковно-приходские школы; в пользу общества спасания на водах; в пользу Братства Св. Димитрия Солунского; на благоустройство местных кладбищ35.

В городских церквях собирали на эти цели с населения весьма небольшие суммы, кто сколько подаст, поэтому средств по городам набиралось немного. На каждую из провозглашенных целей собиралось максимально до пятидесяти рублей или немногим более того (в зависимости от величины города); случалось, что и не набирали вообще на какую-либо, как оказывалось, непопулярную цель. В Тюмени и в Туринске, например, ничего не собрали в пользу храма Гроба Господня. По Тобольской епархии наибольшие средства были собраны на распространение православия между язычниками и в пользу больных и раненых воинов, соответственно 252 и 239 рублей. И это в совокупности от всех городов и уездов36.

Незначительные по суммам сборы с населения священнослужителями показывают, что церковь не ставила перед собой цель организации пожертвований. Это было в духе православной идеи, согласно которой благотвори-

стр. 99

тельность не нужно специально организовывать, она должна идти прямо от сердца, как импульс любви от дающего берущему. Кроме того, философия нестяжательства, которая была близка многим православным священнослужителям, также не содействовала энергичной организации благотворительности церковью.

Организация благотворительной деятельности церквей сибирских городов, таким образом, была символической. Церкви сами являлись объектами пожертвований.

Подводя итог рассмотрению вопроса об особенностях деятельности русской православной церкви в Западно-Сибирских городах во второй половине XIX - начале XX в. отметим следующее. Церковники в регионе сталкивались с массой трудностей и проблем. О кризисном состоянии института РПЦ свидетельствуют внутренние кадровые проблемы, острая материальная недостаточность церквей. Кризис проявлялся и в противоречивой политике церкви по отношению к светским культурным мероприятиям. В рассматриваемый период РПЦ в Западно-Сибирских городах благодаря поддержке государства являлась главным конфессиональным институтом, с мощным авторитетом, крепкими социальными позициями. Она уверенно выполняла свои специфические функции: являлась центром совершения христианских обрядов, обслуживая потребности верующих, пропагандировала православие среди раскольников и иноверцев, занималась религиозно-просветительской деятельностью, заботилась о духовности, трезвости своих прихожан. Общественная территория городов была в конфессиональном плане полностью освоена. Христианизация в среде иноверцев не являлась эффективной, однако не стала и дезинтегрирующей силой. Главными факторами, роковым образом влиявшими на состояние РПЦ в обществе, характер и результаты ее деятельности, явились неуклонно развивающаяся модернизация социума и тотальный кризис политического строя.

Примечания

1. НИКОЛЬСКИЙ Н. М. История русской церкви. М. 1988, с. 405.

2. Цит. по: ВОЛЧЕК В. А. Некоторые черты нравственного состояния сибирского общества в XVII-XIX вв. Сибирь: XX век. Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово. 2001, с. 7.

3. ФИРСОВ С. Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 г.). М. 2002, с. 29.

4. УСТЬЯНЦЕВА О. Н. Своеобразие территориально-административного деления Томской епархии в конце XIX - начале XX вв. Сибирь: XX век. Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово. 2002, с. 43.

5. ФИРСОВ С. Л. Ук. соч., с. 24.

6. АДАМЕНКО А. М. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII - начале XX века. Кемерово. 2004, с. 62.

7. Государственный архив Томской области (ГАТО), ф. 170, оп. 3, д. 4882, л. 4 об. - 5 об.

8. ФИРСОВ С. Л. Ук. соч., с. 27.

9. Государственное учреждение Тюменской области "Государственный архив г. Тобольска" (ГУТО "ГАТ"), ф. 156, оп. 19, д. 45, л. 1, 1об., 61, 61об.; д. 85, л. 1об.; д. 131, л. 15об.

10. Там же, д. 45, л. 1 об.

11. Там же, оп. 14, д. 97, л. 168; оп. И, д. 1461, л. 66, 185об.

12. АДАМЕНКО А. М. Ук. соч., с. 49.

13. ВОЛКОВА В. Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX века. Новосибирск. 1995, с. 122.

14. ГУТО "ГАТ", ф. 156, оп. 18, д. 1066, л. 18об., 19, 21, 22об.

15. Там же, ф. 152, оп. 12, д. 225, л. 149 - 149об.

16. Тобольские губернские ведомости. 1890, N 12, с. 11.

17. Сибирская жизнь. 1904, N 52, с. 3.

18. Центр хранения архивных фондов Алтайского края (ЦХАФ АК), ф. 176, оп. 1, д. 23, л. 8 - 8об.

19. Там же, л. 3.

20. БАТУРИН С. П. Внутренняя миссия православной церкви в Сибири на рубеже XIX-XX вв. Православие - культура - образование. Кемерово. 2002, с. 103.

стр. 100

21. Первая всеобщая перепись Российской империи. 1897. LXXVIII. Тобольская губерния. СПб. 1905, с. 2 - 3; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897. LXXIX. Томская губерния. СПб. 1904, с. 68 - 69.

22. СКУБНЕВСКИЙ В. А., ГОНЧАРОВ Ю. М. Города Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Ч. I. Население. Экономика. Барнаул. 2003, с. 303.

23. ГУТО "ГАТ", ф. 417, оп. 1, д. 267, л. 45об. -46.

24. ГАТО, ф. 170, оп. 1, д. 1725, л. 13об.

25. Бийский уезд Томской губернии (топографический, экономический и этнографический очерк уезда). Бийск. 1910, с. 14.

26. ГУТО "ГАТ", ф. 156, оп. 18, д. 1376, л. 9об. -10.

27. Там же, л. 25об. -26; д. 141, л. 81 - 81об., 86 - 86об.; д. 178, л. 25, 41, 44; д. 235, л. 34.

28. Там же, оп. 14, д. 97, л. 50.

29. Там же, л. 178об.

30. Там же, оп. 18, д. 648, л. 73.

31. Там же, д. 178, л. 46.

32. Там же, д. 269, л. 1,2.

33. Там же, д. 263, л. 142об.

34. ЧЕРНАЯ М. П. Роль христианизации в русской колонизации (XVII-XIX вв.). Американские исследования в Сибири. Американский и сибирский фронтир: Материалы междунар. Науч. Конф. "Американский и сибирский фронтир (фактор границы в американской и сибирской истории)". 4 - 6 октября 1996 года. Томск. 1997, с. 122.

35. ГУТО "ГАТ", ф. 156, оп. 18, д. 141, л. 108 - 109.

36. Там же, л. 98об. -99.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Деятельность-Русской-православной-церкви-в-городах-Западной-Сибири-во-второй-половине-XIX-начале-XX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. В. Литягина, Деятельность Русской православной церкви в городах Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.12.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Деятельность-Русской-православной-церкви-в-городах-Западной-Сибири-во-второй-половине-XIX-начале-XX-в (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. В. Литягина:

А. В. Литягина → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
434 просмотров рейтинг
30.12.2020 (1210 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Деятельность Русской православной церкви в городах Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android