Libmonster ID: RU-15849

Среди югославских государственных и политических деятелей второй половины 1930-х - первой половины 1940-х гг. особое место занимает Иван Шубашич. Биографические справки об этом человеке довольно скупы. Из ключевых событий в его карьере, как правило, указываются назначение баном Хорватии (1939 г.) и премьер-министром югославского эмигрантского правительства (1944 г.). В отечественной (как советского, так и современного периодов) 1 и англоязычной2 историографии деятельность Шубашича изучалась в основном в связи с подписанием в ноябре 1944 г. соглашения с главой Национального комитета освобождения Югославии И. Брозом Тито ("соглашение Тито - Шубашича"). Хорватские историки рассматривают, как правило, послевоенный период жизни Шубашича как одного из лидеров оппозиции новому югославскому режиму3. За пределами внимания исследователей остались иные значимые вехи его биографии, включая эмигрантский период жизни.

Детские и юношеские годы Шубашича прошли в Загребе, где он учился в школе, а затем поступил на теологический факультет Загребского университета. С началом первой мировой войны он был мобилизован в австро-венгерскую армию. После участия в боевых действиях на Дрине в 1914 г. был направлен на Восточный фронт, где в 1916 г. попал в плен. По меткому замечанию С. А. Романенко, Шубашич, "как и И. Броз Тито, побывал во время первой мировой войны в русском плену, но сделал из этого совершенно иные политические выводы" 4. В отличие от будущего лидера югославской компартии Шубашич не был увлечен марксистскими идеями, но присоединился к добровольческим отрядам сербской армии 5, в 1918 г. участвовал в наступлении на Салоникском фронте. Это свидетельствует о том, что Шубашич разделял настроения ряда словенских и хорватских интеллектуалов, ратовавших за выход южнославянских земель из состава Австро-Венгрии. 1 декабря 1918 г. было провозглашено создание Королевства сербов, хорватов и словенцев во главе с династией Карагеоргиевичей. Принц-регент Александр, ставший 16 августа 1921 г. королем, наградил Шубашича за военные заслуги орденом Звезды Карагеоргия второй


Костин Алексей Александрович - кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета; Юнгблюд Валерий Теодорович - доктор исторических наук, профессор, ректор ВГГУ.

стр. 106

степени. Это событие стало первым выражением доверия Ивану Шубашичу со стороны югославской короны.

После войны будущий бан Хорватии изучал право в Загребском университете. Получив докторскую степень, он открыл адвокатскую контору в г. Врбовско, где познакомился с лидером Хорватской крестьянской партии (ХКП) Владко Мачеком. Вплоть до второй мировой войны ХКП была ведущей хорватской политической силой в Югославии, выступавшей за федеративное устройство югославского государства. Вступив в партию, Шубашич вскоре достиг положения близкого соратника Мачека. Умеренные взгляды, верность династии Карагеоргиевичей, политическая гибкость и хорошее юридическое образование позволили ему стать посредником между королевским двором и руководством ХКП. Лояльность Шубашича югославской короне стала причиной срыва переговоров Мачека с Анте Павеличем, поглавником хорватских усташей 6, готовивших убийство короля Александра I. В октябре 1930 г. Мачек возвращался после лечения из Чехословакии и намеревался встретиться в Австрии с Павеличем для согласования политики по хорватскому вопросу. По утверждению Й. Томасевича, Павелич, узнав, что Мачека сопровождает Шубашич, которого он считал доверенным лицом королевского двора, отказался от встречи7.

В 1938 г. Шубашич был избран в Скупщину. 26 августа 1939 г. было подписано соглашение между премьер-министром Драгишей Цветковичем и Владко Мачеком, возглавившим Крестьянскую демократическую коалицию, объединившую ХКП и Независимую демократическую партию. Соглашение Цветковича - Мачека учреждало автономную Хорватскую бановину. Мачек видел баном (губернатором) автономной Хорватии другого лидера ХКП - Аугуста Кошутича. Однако принц-регент Павел назначил на эту должность более подходящую для короны политическую фигуру - Ивана Шубашича8. Губернаторство Шубашича было недолгим. 6 апреля 1941 г. войска нацистской Германии и ее союзников вторглись в Югославию.

С началом оккупации хорватский бан покинул страну вместе с правительством генерала Д. Симовича. После кратковременного пребывания в Лондоне, он в составе правительственной делегации отправился в США, где оставался до весны 1944 года. В период эмиграции он публично выразил свое негативное отношение к Михайловичу и по сути выступил в поддержку Тито9. В отличие от многих других лидеров югославской эмиграции он ратовал за единство народов Югославии. 13 июля 1942 г. сенатор от штата Флорида Клод Пеппер высказался в Сенате одобрительно о примирительной деятельности Шубашича, который во время выступления перед югославской общиной Питтсбурга 28 июня 1942 г. советовал не слушать вражескую пропаганду об убийствах сербов усташами и призывал к единению всех южнославянских народов10.

Поселившись в США, Шубашич вел активную работу по объединению различных сил югославской эмиграции и не раз публично заявлял о необходимости проведения в Югославии широких либеральных реформ и установления контактов с освободительным движением. Однако при этом он считал, что республиканский строй в стране невозможен, так как народы Югославии в состоянии объединить только монарх. Таким образом, Шубашич воспринимался эмигрантской оппозицией как человек авторитетный и лояльный королю и династии11.

Югославский посол в США Константин Фотич, известный своей приверженностью великосербской идее, дал бывшему хорватскому бану следующую характеристику: "... он стремился создать впечатление, что он за Югославию, но против сербских шовинистов, которые якобы пытались возродить сербскую гегемонию в Югославии... Такая позиция произвела благоприятное впечатление на английские службы пропаганды и идеологической борьбы и на отдел

стр. 107

американского УСС, занимавшийся политическими проблемами в Центральной Европе и на Балканах. Он, казалось, был человеком, идеально подходившим для того, чтобы справиться со сложной ситуацией в Югославии"12.

В 2011 г. в Университете штата Нью-Джерси состоялась защита докторской диссертации Эндрю Бьюкенена ""Мы стали участниками средиземноморских дел": Большая стратегия Вашингтона в Средиземноморье, 1940 - 1945"13. Рецензентами выступили авторитетные американские ученые - Дэвид Фоглесонг, Уоррен Кимбол и Марк Штолер. Одним из вопросов, поднятых в этом исследовании, явилась связь Шубашича с американским разведывательным ведомством - Управлением стратегических служб. Опираясь на материалы, хранящиеся в Национальном управлении архивов и документации США14, Бьюкенен раскрыл цели, характер и итоги сотрудничества бывшего хорватского бана с американской разведкой. Кроме диссертации Бьюкенена этот сюжет получил освещение в работе Эми Шмидт, также работавшей с материалами Национального управления архивов и документации Соединенных Штатов15.

Бьюкенен и Шмидт утверждают, что сотрудники отдела УСС по работе с иностранными гражданами установили контакт с Иваном Шубашичем еще в начале 1942 г., когда тот начал работать в Югославском информационном центре, расположенном в Нью-Йорке и выполнявшем в Соединенных Штатах функции пресс-службы королевского правительства, находившегося в эмиграции в Лондоне. Назначение столь видной политической фигуры на относительно скромную должность указывало на доминирование великосербской идеи в сознании людей, окружавших молодого короля Петра II Карагеоргиевича. Но для американской разведки Шубашич, как хорватский лидер и сторонник единой, федеративной Югославии, представлял большой интерес. В конце 1942 г. он был представлен Аллену Даллесу, возглавлявшему в УСС направление стратегической разведки, как человек, "на которого можно положиться и с которым можно работать в тесном контакте"16.

Шубашич являлся одним из лидеров Хорватской крестьянской партии. После оккупации Югославии судьба членов ХКП сложилась по-разному. Одни попали в тюрьму, другие были изгнаны из созданного оккупантами Независимого государства Хорватия, возглавляемого Павеличем, или эмигрировали сами, третьи пошли на сотрудничество с усташами, четвертые присоединились к партизанам, провозгласившим идею создания федеративной Югославии. Все эти фракции так или иначе были представлены в среде хорватской эмиграции в США, наиболее известной и влиятельной фигурой которой был Иван Шубашич. Сам он больше импонировал тем, кто выступал за союз с партизанами, что проявилось при организации Хорватско-американского конгресса в Чикаго в феврале 1943 года.

Секретный справочник "Группы национальных меньшинств в Соединенных Штатах", изданный в феврале 1945 г. в Вашингтоне Отделом национальных групп Управления стратегических служб, подтверждает информацию о большом влиянии Шубашича на югославскую общину в США. Конечно, в основном его сторонниками были хорваты, но следует учитывать, что хорватская диаспора в Соединенных Штатах численно превосходила сербскую более чем в три раза. В данных о количестве лиц югославского происхождения, проживавших в Соединенных Штатах на 1940 г., указывалось 115 400 чел., считавших родным языком хорватский, и лишь 37 600 - сербский17.

Подводя итоги военного периода жизни югославской диаспоры, составители справочника отмечали, что "в Соединенных Штатах на положении политических эмигрантов находилось не менее шести министров Югославии и, по крайней мере, четверо из них, представляя интересы соответствующих политических групп, были такими же активными на американской политической

стр. 108

арене, как посол в Вашингтоне Константин Фотич. Таким образом ... на американскую почву были перенесены политические разногласия и вражда, существовавшие в Югославии". Сотрудники отдела национальных меньшинств особо отметили, что "факты, касающиеся Шубашича, ... составляют существенный этап в истории политической деятельности югославов в США"18.

Интерес УСС к Шубашичу был вызван его универсальностью - он был связан с довоенной хорватской и пан-югославской политической элитой и в перспективе мог оказаться полезным для налаживания военного сотрудничества с партизанским движением, в котором, как тогда надеялись в Вашингтоне, в конечном итоге могли возобладать некоммунистические элементы. В конце 1943 г. американцы впервые получили сведения от своего офицера (а не от англичан) напрямую из партизанского штаба. Это был отчет майора УСС Линна Фэриша, более известный как "Рапорт Фэриша". Американский офицер подтвердил, что партизаны "всегда воевали с немцами и воюют теперь", в то время как Михайлович перешел к борьбе против сил Тито "вместе с немцами и итальянцами". Фэриш утверждал, что партизанские отряды "состоят не только из коммунистов", которые к тому же "не являются догматиками"19. В меморандуме, подготовленном разведкой для президента 28 октября, сообщалось, что "политической целью партизан является создание федеративной Югославии с правительством, сформированным по итогам демократических выборов. Эта цель является чрезвычайно популярной среди югославского населения. Нет никаких фактических оснований для утверждений о коммунистической направленности партизанского движения. Такие политические убеждения характерны лишь для небольшой части рядовых партизан и их лидеров" 20.

Кроме отсутствия достоверной информации из самой Югославии на американское восприятие целей и характера партизанского движения в 1942 - 1943 гг. оказывали влияние давление советской стороны и пропагандистское соперничество различных сил югославской эмиграции в США. Говоря о пропартизанской пропаганде Информационного центра, в котором работал Шубашич, посол Фотич свидетельствует, что "американцам было крайне трудно получить четкое представление о ситуации в Югославии, когда даже между официальными югославскими учреждениями были острые разногласия по этому вопросу"21.

В этих условиях Шубашич обладал в глазах американцев целым набором выигрышных качеств. Будучи одним из лидеров некогда самой влиятельной в Хорватии ХКП, он в то же время был лоялен монархии Карагеоргиевичей и являлся сторонником федеративного устройства Югославии. Кроме того, бывший бан выступал за объединение всех сил югославского Сопротивления и признавал заслуги партизанского движения. Таким образом, как федералист и хорват, он одновременно мог стать конкурентом и коммунисту-интернационалисту Тито, и стороннику великосербской идеи четническому генералу Д. Михайловичу22. Умеренные политические взгляды Шубашича оценивались как "золотая середина" между двумя крайностями - идеями, витавшими в окружении молодого югославского короля, и программой преобразований, предложенной партизанами. Наконец, на отношение Вашингтона к Шубашичу в 1942- 1943 гг. должен был оказывать влияние тот факт, что и Лондон, и Москва уже сделали свои ставки в политической борьбе в Югославии на Петра II с его военным министром Михайловичем и на Тито, соответственно.

Поэтому в течение этих двух лет УСС поддерживало постоянный контакт с Шубашичем, периодически оказывая ему материальную помощь в обмен на предоставление американцам неограниченного доступа к информации о важных событиях в югославской политике. Однако в августе 1943 г. ситуация изменилась. Петр II назначил премьер-министром Божидара Пурича, который еще более укрепил великосербские настроения нового кабинета. Вследствие

стр. 109

этого посол Фотич закрыл "диссидентский" Югославский информационный центр в Нью-Йорке, тем самым лишив Шубашича возможности быть причастным к политике эмигрантского правительства23.

В мемуарах Фотич дал оценку деятельности центра: "Югославский информационный центр в Нью-Йорке, хотя и был официальным агентством югославского эмигрантского правительства, принял самое активное участие в кампании против Михайловича и в поддержку Тито и его партизанской армии. Бан Хорватии доктор Шубашич несколько раз во время встреч с общественностью обвинял Михайловича в сотрудничестве с врагом, а его коллеги из центра открыто выступали в поддержку Тито в радиопередачах и статьях в прессе. Официальный бюллетень Информационного центра публиковал сообщения о Михайловиче из партизанских источников и не позволял опровергать эти фантастические обвинения, увеличивая тем самым путаницу в представлениях о реальной ситуации в Югославии"24.

Безработный и обескураженный Шубашич был быстро вовлечен в более тесное сотрудничество с УСС. В конце августа с ним встретился глава Управления генерал Уильям Донован и его помощник Бернард Ярроу25. По итогам этой встречи Шубашич и Ярроу к 21 сентября 1943 г. разработали план "проникновения" в Югославию под кодовым названием "Пастух". Этот сверхсекретный проект предусматривал заброску на югославскую территорию небольшой миссии во главе с Шубашичем с амбициозными целями "объединения всех сил Сопротивления и военных подразделений, находящихся в Югославии", "разгрома армии хорватского марионеточного правительства" и подготовки "наступления на силы режима Недича26 в Сербии"27. Руководителем проекта был назначен Ярроу.

Название проекта "Пастух" ("Пастырь", "Наставник")28 красноречиво говорило о стремлении американцев с помощью Шубашича объединить "заблудших" партизан и четников и повести их к благим целям -скорейшему разгрому врага, преодолению крайностей великосербского шовинизма и коммунизма и восстановлению Югославского государства на принципах федерализма. Учитывая, что американскую разведку больше беспокоили коммунистические убеждения партизанского руководства, нежели коллаборационизм Михайловича, можно предположить, что в УСС роль Шубашича видели в первую очередь в том, чтобы контролировать и ограничивать политические амбиции Тито (или вовсе заменить его), "пасти" югославских партизан и направлять их действия в нужном направлении.

Однако сотрудники УСС, очевидно, переоценивали влияние Шубашича в Югославии, утверждая, что "подавляющее большинство" хорватов - указывалось 5 млн. чел. - "считает его своим защитником и лидером". Донован сообщил президенту, что "бан, который в предыдущей войне воевал в чине офицера сербской армии, имеет авторитет по всей Югославии"29. Американцы относились к его назначению баном Хорватии в 1939 г., как если бы он был избран на эту должность хорватским населением. Руководство УСС предполагало, что благодаря его длительным отношениям с Мачеком, Шубашич сможет мобилизовать "очень хорошо организованные" силы Хорватской крестьянской партии. Учитывая дальнейшую историю Югославии, сейчас трудно понять, как этому, совершенно невероятному плану можно было уделять серьезное внимание. Тем не менее, в начале осени 1943 г. он был рассмотрен и утвержден Государственным департаментом (помощником госсекретаря Адольфом Берлом), Объединенным комитетом начальников штабов и, наконец, лично президентом30. Это свидетельствовало о большой обеспокоенности Вашингтона происходящим в Югославии, особенно в условиях отсутствия у США эффективных инструментов воздействия на развитие ситуации в регионе.

стр. 110

Если Берл поддержал проект "Пастух", то помощник главы Департамента по южно-европейским делам Кавендиш Кэннон был более осторожен. В меморандуме, подготовленном для специального помощника госсекретаря Джона Макмюррея 25 сентября 1943 г., Кэннон выразил "удивление" по поводу такой политики и, признавая "долю правды" в обвинениях Михайловича в коллаборационизме, отказывался "доверять партизанам", которые, по его мнению, были не более, чем просто "бандиты, коммунисты, и тому подобное". Учитывая эти обстоятельства, Кэннон пришел к выводу, что будет ошибкой отправить Шубашича, который может быть и "хороший югослав", с миссией по установлению связей между партизанами и Хорватской крестьянской партией31. Кэннон оказался прав в понимании бесперспективности планируемой акции, но в его словах также присутствовало крайне негативное отношение к партизанам, что, очевидно, являлось причиной неприятия им любых попыток наладить сотрудничество с ними.

Сомнения Кэннона в конечном итоге были оставлены без внимания. Глава американской разведки тщательно продумал содержание меморандума для представления проекта Рузвельту. Шубашич, утверждал Донован 21 октября, является "солдатом и патриотом, желающим помочь нам в общей борьбе против врага", и готов отправиться на родину "для достижения целей УСС", чтобы "убедить военных лидеров армии марионеточного хорватского режима присоединиться к нам", установить тесные отношения с Тито и служить в качестве канала для сбора разведывательной информации. В начале своего меморандума директор УСС напомнил президенту, что во время их последнего разговора, Рузвельт "проявил большой интерес к Балканскому театру военных действий". В итоговой части документа Донован резюмировал: "Я считаю, что бан может иметь большое значение для нас, проложив путь для наших войск"32. Руководитель Управления стратегических служб убеждал Рузвельта, что консолидация югославского Сопротивления с помощью Шубашича создаст условия для наступления союзных войск на балканском направлении.

Этот факт отчасти объясняет неожиданное предложение Рузвельта, высказанное 28 ноября 1943 г. в Тегеране. Президент посчитал целесообразным "произвести десант в районе северной части Адриатического моря, с тем чтобы поддержать партизанские войска Тито, и затем наступать на северо-восток в Румынию для соединения с советскими войсками, наступавшими из района Одессы" 33. Присутствовавший на этом заседании А. Гарриман свидетельствует, что "именно Рузвельт, а не Черчилль поднял вопрос об ударе через Адриатику из Италии с целью соединения со сторонниками Тито в Югославии"34. Чуть ранее, 24 ноября американский президент разговаривал в Каире с королем Петром и югославским премьером Пуричем. Обсуждались шансы на примирение Тито и Михайловича и целесообразность союзной высадки на далматийском побережье 35. Вполне очевидно, что предложение Рузвельта, выступившего в конечном итоге против "балканской стратегии Черчилля", было навеяно надеждами на успех проекта "Пастух".

После Тегерана план переброски Шубашича в Югославию стал еще более актуальным, поскольку участники конференции приняли решение оказать партизанам союзническую поддержку, что подчеркнуло важность наличия в стране силы, способной уравновесить и сдержать Тито. 21 декабря Ярроу и Хью Уилсон, назначенный Донованом ответственным за координирование действий УСС с Госдепартаментом 36, снова обсудили проект "Пастух" с Берлом и приняли решение сообщить союзным правительствам и штабу Тито об особой миссии Шубашича. Не упоминая о причастности УСС, Государственный департамент связался с А. Я. Вышинским, представлявшим интересы Москвы в расположенной в Алжире штаб-квартире союзнических сил на Средиземноморском театре

стр. 111

военных действий. 31 января 1943 г. вопрос был передан на рассмотрение в советское посольство при югославском эмигрантском правительстве в Каире37, которое, однако, не выразило "интереса в посещении Шубашичем Югославии". Англичане, которые также не знали о сотрудничестве Шубашича с УСС, согласились на миссию хорватского бана38. Ни в американских, ни в отечественных публикациях дипломатических документов нет подтверждений тому, что американцы пытались информировать советскую и английскую стороны об этом "сверхсекретном" проекте 39. Если такие попытки все-таки имели место, то можно с уверенность сказать, что именно американцы подали англичанам идею использовать Шубашича с целью воздействия на Тито.

Согласование визита Шубашича к Тито по понятным причинам заняло много времени. 15 февраля 1944 г. майор Линн Фэриш сообщил, что партизанский лидер "будет рад видеть бана в своем штабе для беседы". 19 февраля генерал Донован "выразил свое желание начать осуществление проекта "Пастух" без промедления"40. Однако на рубеже февраля-марта 1944 г., несмотря на отсутствие возражений с какой-либо стороны, УСС неожиданно отказалось от осуществления плана. Причины тому не совсем ясны. Возможно, в Вашингтоне осознали неспособность хорватского бана подчинить Тито своему руководству. В марте партизаны активизировали обвинения в коллаборационизме Мачека и руководства ХКП, и это вызвало в Госдепартаменте опасения, что, когда Шубашич вернется в страну, он будет "полностью отдан на милость Тито". Нельзя исключить, что внезапный всплеск обвинений был вызван информацией о намерениях американцев отправить Шубашича в Югославию. Фэриш в сообщении от 15 февраля называет другую, на первый взгляд банальную причину - отсутствие у Шубашича специальной подготовки для перелета и десантирования в особо сложных условиях, выразив сомнение в том, что тот сможет произвести сложный прыжок с парашютом "прямо в расположение штаба Тито"41. Предположение Фэриша, тем не менее, выглядит неубедительно. Весной 1944 г. бану Хорватии шел 52-й год, и такой возраст вряд ли можно было считать препятствием для прыжка с парашютом. Не исключено, что хорошо информированный глава американской миссии при штабе партизан пытался таким способом дать понять, что Шубашич не достигнет поставленной цели.

Основной причиной отмены проекта "Пастух" в его первоначальном варианте, вероятно, стало то, что в начале 1944 г. Государственный департамент и УСС приступили к разработке нового плана с участием Шубашича. Вместо десантирования бана непосредственно в зону боевых действий в Югославии, было решено направить его в Лондон для реорганизации кабинета короля Петра с целью подготовки к созданию коалиционного правительства с участием министров, лояльных как королевскому двору, так и руководству партизанского движения. Схема этого нового амбициозного проекта была разработана 10 апреля во время встречи Кэннона и Ярроу. Кэннон подчеркнул, что в Государственном департаменте пришли к заключению, что Лондон "не смог осадить Тито на более умеренные позиции", а вместо этого лишь укрепил положение коммунистического лидера, распространяя "раздутые" оценки силы партизан. Он также отметил, что Соединенные Штаты весьма заинтересованы в установлении "стабильного, демократического режима" в послевоенной Югославии, чтобы этот регион больше не являлся "тревожным политическим фактором" 42.

Вместо десантирования в Югославию Кэннон предложил Шубашичу отправиться в Лондон для участия в "консультациях" с королем. Сложно определить, кто был инициатором этой идеи - американцы или англичане. Слабость югославского короля и кризисное состояние его правительства побуждали Лондон начать поиск новой авторитетной фигуры, способной консолидировать югославскую эмиграцию и, что было не менее важно, способной к диалогу с

стр. 112

партизанским лидером. Еще 25 марта 1944 г. Донован сообщил Рузвельту о поступившей из лондонского отделения УСС информации, свидетельствовавшей о том, что англичане прилагают все "усилия для создания нового правительства, которое будет сформировано из политически значимых фигур, равноудаленных и от Тито и от Пурича"43.

Сам Шубашич первоначально был не в восторге от нового поворота проекта "Пастух". Но после того, как через каналы УСС удалось получить личное приглашение от Петра, он посчитал своим "долгом приступить к делу сразу же". На заключительной встрече с генералом Донованом, состоявшейся в начале мая перед отъездом в Лондон, Шубашич в общих чертах обрисовал план реорганизации правительства, который он собирался представить королю. Югославия, утверждал Шубашич, нуждается в сильном временном правительстве, способном объединить разрозненные группы партизан, сторонников ХКП и четников, и обеспечивать стабильность страны до тех пор, пока югославский народ не сделает демократический выбор "системы, при которой он предпочитает жить". Шубашич надеялся убедить короля отобрать для участия в таком правительстве "лояльных и выдающихся партийных лидеров", "которые имеют большой авторитет у населения Югославии"44. Он считал, что первой задачей этого правительства будет установление контроля над отрядами генерала Михайловича и маршала Тито, а также достижение согласия обоих командующих "выполнять их непосредственные обязанности лидеров Сопротивления" в пределах подконтрольных территорий. Единственным эффективным способом достичь этих целей "Пастух" считал передачу обоим союзной помощи исключительно через югославское правительство45.

Слова Шубашича свидетельствуют о том, насколько упрощенно он понимал реальную ситуацию в стране и недооценивал решимость партизанского руководства бороться за власть. Ставя точку в этой встрече, Донован предложил направить руководителя проекта Ярроу в Лондон под прикрытием дипломатической аккредитации для того, чтобы быть "под рукой в процессе формирования нового югославского правительства". Отчеты с изложением обновленной версии проекта "Пастух" были обсуждены Объединенным комитетом начальников штабов и президентом в начале мая.

Корректировке плана "Пастух" содействовала позиция англичан. В телеграмме, полученной американским президентом 26 апреля, Черчилль убеждал Рузвельта, что бан "крайне необходим" для формирования "на широкой основе правительства, не вызывающего неприязнь партизан", и просил, чтобы американцы "нашли этого джентльмена и посадили его в самолет как можно скорее". Учитывая отношения Шубашича с УСС, американцам не составило большого труда найти его. Рузвельт ответил только 13 мая, уже после совещания руководства американской разведки и Госдепартамента с Шубашичем и перелета последнего в Лондон. Слова президента говорят о его желании показать отсутствие какого-либо особого интереса к кандидатуре Шубашича: "Мне сообщили, что бан Хорватии в настоящее время находится в Англии. Вообще я противник всяких запретов, но против этой разновидности возражений не имею"46. Президент использовал игру слов: "запрет" по-английски пишется как "ban", равно как и титул "бан" по-хорватски.

Эта "игривая" переписка запутывает роль американской стороны в привлечении Шубашича к урегулированию ситуации в Югославии. Просьба Черчилля найти бана, адресованная Рузвельту, создает впечатление, будто идея сделать Шубашича премьером югославского правительства с целью установления контроля над партизанами принадлежит Лондону. Однако король Петр в своих мемуарах пишет, якобы со слов Черчилля, что "президент Рузвельт через генерала Билла Донована" предложил ему "выбрать г-на Шубашича своим пре-

стр. 113

мьер-министром" вместо генерала Боривоя Мирковича, и что кандидатура хорватского бана была одобрена британским лидером. Нельзя исключать, что Черчилль, который также убеждал молодого югославского короля принять решение в пользу Шубашича, мог выдать английский интерес за американский. Но далее Петр II сообщает, что когда он встречался с Донованом в мае 1944 г., последний настаивал на том, что король "должен сделать Шубашича премьер-министром"47.

12 мая Рузвельт отправил Петру II личное послание, в котором уверял, что "вопрос генерала Михайловича более политический, нежели военный. Использовать превосходные военные таланты генерала, но при этом снять с него правительственную ответственность - в интересах вашего государства". Этот совет полностью соответствует решению вывести четнического генерала из состава правительства, принятому на совещании Шубашича, Донована и Данна неделей ранее. Американский президент рекомендовал югославскому королю реорганизовать правительство, говоря, что в этом деле "мудрый совет сможет дать бан Шубашич"48. Таким, образом, мемуары Петра II свидетельствуют о том, что эта идея все-таки зародилась в Вашингтоне.

Возможно, изменения в югославской политике союзников апреля-мая 1944 г. были продуктом сближения британской и американской точек зрения на оценку обстановки в Югославии. И англичане, и американцы, озабоченные растущим политическим влиянием Тито, могли одновременно прийти к пониманию необходимости сместить "великосербский" кабинет Божидара Пурича и заменить его более подходящим для союза с партизанами правительством Шубашича. В итоге, 24 мая Петр отправил Пурича в отставку. Михайлович исключался из правительства как военный министр, но был сохранен главнокомандующим "армией на Родине". Тито также не мог войти в правительство, но вместе с Михайловичем должен был послать представителей в специально создаваемый "Комитет Сопротивления"49. 1 июня 1944 г. король Петр назначил новым премьер-министром Шубашича50.

Операция "Пастух" указывала на то, что в Вашингтоне к концу войны стали совершенно по-новому смотреть на свою послевоенную роль в регионе. Дальнейшая история деятельности нового югославского премьера - ход и итоги его переговоров с Тито, создание коалиционного правительства и, наконец, отставка Шубашича - хорошо известна. Весь последующий период "Пастух" продолжал работать в тесном сотрудничестве с Ярроу, который осуществлял связь с УСС. Тем не менее, Шубашич не сумел решить возложенную на него задачу, и в августе 1945 г. проект был закрыт. Ярроу уволился из УСС и вернулся к юридической практике, став партнером Джона Фостера и Аллена Даллесов в фирме "Салливан и Кромвель" 51. Шубашич подал в отставку 11 октября 1945 г. и вскоре покинул политическую арену. Через десять лет жизни "вне политики" он скончался в Загребе в возрасте 62 лет.

Проект "Пастух", разработанный в сентябре 1943 г., был обречен с самого начала. Ни Шубашич, ни кто-либо иной не имели возможности подчинить королевскому правительству Тито и Михайловича как двух равных по статусу командующих и тем самым объединить борьбу партизан и четников против оккупантов и установить контроль над югославскими коммунистами. Этому препятствовали объективные причины: различия между четнической велико-сербской идеей и целями партизанского руководства, вооруженные столкновения между двумя течениями югославского Сопротивления, низкий авторитет эмигрантского правительства. Назначение Шубашича премьер-министром не смогло изменить ситуацию. Военные успехи партизанского движения, активное участие Красной Армии в борьбе партизан с оккупантами и освобождении территории страны, а также дипломатическая поддержка Национального ко-

стр. 114

митета освобождения Югославии (НКОЮ) Советским Союзом обеспечивали Тито контроль над Югославией. В итоге выполнение миссии бывшего хорватского бана на деле стало частью механизма легитимации власти партизанского маршала.

1 ноября 1944 г. премьер-министр королевского правительства Шубашич и глава НКОЮ Броз Тито заключили соглашение о создании единого коалиционного правительства. Югославия воссоздавалась как независимое государство на федеративной основе. Король Петр II не мог вернуться в страну, пока народ не выразит свое отношение к монархии. На этот период королевская власть передавалась регентскому совету, назначенному королем по предложению правительства и с согласия Тито и Шубашича. 7 декабря были подписаны два дополнения к соглашению. Первое оговаривало порядок выборов в Учредительную Скупщину в течение трех месяцев после освобождения страны. До ее созыва законодательная власть передавалась Антифашистскому вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). Второе дополнение касалось регентского совета52.

7 марта 1945 г. единое югославское правительство из представителей НКОЮ и эмигрантского кабинета было сформировано. В его состав вошли 28 человек. Новое правительство состояло из шести министров прежнего кабинета Шубашича, двадцати представителей Национального комитета и двух новых членов, которые были сторонниками Тито. В правительстве оказалось 9 коммунистов, в том числе 4 члена Политбюро ЦК КПЮ. Кроме того, 4 министра - Влада Зечевич, Иосип Смодлака, Владислав Рибникар и Фране Флор - по своим политическим убеждениям были близки к компартии53. Тито занял пост премьер-министра.

Из шести членов предыдущего правительства два были назначены уже после переговоров Шубашича и Тито на о. Вис54 в середине июня 1944 г., а третий - Сава Косанович - сотрудничал с советской резидентурой55. Будучи сотрудником югославского информационного центра в Нью-Йорке, он являлся главным пропагандистом Тито в Соединенных Штатах. Не считая Шубашича, в народно-освободительном движении не участвовали и были сторонниками прозападной ориентации только три министра - Милан Грол56, Юрай Шутей57 и Васо Чубрилович. Последний являлся членом Союза земледельцев и до выборов в Учредительную скупщину занимал выжидательную позицию, а затем поддержал новую власть. Таким образом, только Шубашич, Грол и Шутей представляли группы, не связанные с партизанами, но их влияние в новом правительстве было фактически нулевым. Шубашич получил пост министра иностранных дел, Грол стал вице-премьером, а Шутей - министром без портфеля58.

"Соглашение Тито - Шубашича" обеспечило членам КПЮ легитимный путь к власти. Проект "Пастух", преследовавший цель поставить Тито и партизан под контроль королевского правительства, способствовал (в своем позднем варианте с назначением Шубашича премьером) обратному - подчинению эмигрантского кабинета НКОЮ. Помимо вышеназванных причин к такому результату могла привести еще одна - сотрудничество бывшего хорватского бана с советской разведкой в США.

Во второй части сборника "Коминтерн и Вторая мировая война" есть любопытный документ. Это письмо Г. Димитрова П. Фитину от 21 января 1943 г. относительно предстоящего обращения Шубашича к хорватским крестьянам. Письмо секретаря исполкома Коминтерна было ответом на запрос начальника внешней разведки от 12 января 1943 года. Письмо содержит фразу: "Что касается содержания обращения Шубашича, желательно прежде всего: ...". Далее идет перечисление "желательного" 59. Это наводит на мысль о том, что разве-

стр. 115

дорганы СССР имели возможность рекомендовать бывшему хорватскому бану затронуть те или иные вопросы в своем выступлении.

Связь Шубашича с советскими спецслужбами подтверждают документы проекта "Венона"60. В рамках этой программы американской контрразведке удалось перехватить и расшифровать восемь сообщений от советской резидентуры в Москву, в которых под кодовым именем "Серес" фигурирует Шубашич. Самая первая из них была отправлена 21 июня 1943 г. Павлом Пантелей-моновичем Клариным ("Лука", настоящая фамилия Пастельняк), остальные в период с 28 апреля по 25 июля 1944 г. Степаном Захаровичем Апресяном ("Май")61. Оба являлись сотрудниками Генерального консульства СССР в Нью-Йорке. Шифрограммы были адресованы начальнику 1-го Управления НКГБ-МГБ СССР П. М. Фитину ("Виктор"). Непосредственно с хорватским баном работал заведующий нью-йоркского отделения ТАСС Владимир Сергеевич Правдин ("Сергей"), ставший впоследствии главным резидентом советской внешней разведки в Нью-Йорке. Накануне отъезда Шубашича в Лондон Правдин "обговорил с ним все условия"62.

Советской разведке было известно о сотрудничестве Шубашича с американскими спецслужбами 63. 6 мая 1944 г. Апресян сообщил в Москву шифрограмму следующего содержания: "Перед отъездом на Остров Серес беседовал с помощником Луня Данном 64, Диктором и Кемпбелом65. Кемпбел [прочитал] Сересу телеграмму, полученную Капитаном от Кабана. По мнению Сереса, помощник Луня и Диктор не знали о телеграмме. Они оба полностью согласились с Сересом в том, что необходимо стремиться к объединению всех группировок в его стране с партизанами. Диктор спросил, какие конкретные меры Серее считает необходимым принять с целью объединения четников с партизанами, и согласился с его мнением, что ни в коем случае нельзя оставлять Михайловича в правительстве. Диктор и Яров летят в Сидон в конце месяца. Серее 5 мая уехал в Балтимор, а оттуда он летит в Сидон на бомбовозе..."66.

Эта шифрограмма передавала информацию о состоявшемся перед отъездом в Лондон совещании Шубашича с представителями УСС и Госдепартамента. В донесениях советской разведки под именем "Луня" фигурировал государственный секретарь К. Хэлл, "Диктора" - Донован, "Капитана" - Рузвельт, "Кабана" - Черчилль, "Ярова" - Ярроу. "Островом" называлась Великобритания, а "Сидоном" - Лондон. Текст этого сообщения Фитину свидетельствует о том, что Шубашич убеждал американцев в необходимости отставки Михайловича и слияния всех сил Сопротивления с партизанами. Эти установки, вне всякого сомнения, отвечали интересам Москвы.

О связях Шубашича с советской резидентурой убедительно свидетельствует часть шифрограммы от 25 июля 1944 г.: "Год назад Коло проговорился Сересу о своем контакте с Сергеем. Сам Коло, в связи с положением, которое займет Серее, подозревает, что последний находится в контакте с нами, хотя Серее никогда не раскрывал ему свои отношения с Сергеем"67. Вероятно, опасаясь, что Косанович (а именно он был обозначен под именем "Коло") может проговориться еще кому-нибудь о своих связях с Правдиным, Апресян при этом характеризовал Шубашича как человека надежного. Исследователь деятельности советской агентуры в западных странах В. В. Позняков корректно указывает, что среди советских источников внутри югославской политической элиты, находившейся в эмиграции в США и Британии, были такие фигуры, как Шубашич и Косанович. Позняков подчеркивает, что "Москва получала первоклассную информацию по самым различным аспектам югославской политики"68.

Сотрудник Института новейшей истории Сербии отечественный исследователь А. Ю. Тимофеев утверждает, что "независимый политик и отъявленный антикоммунист И. Шубашич стал в годы Второй мировой войны агентом со-

стр. 116

ветской разведки"69. В данном случае требуется четкое определение понятия "агент" - "оперативный сотрудник спецслужбы", "лицо, завербованное для негласного сотрудничества и не являющееся штатным работником спецслужбы", "источник разведывательной информации", "осведомитель" или "информант"?

Был ли Шубашич двойным агентом американской и советской разведки? И Москва, и Вашингтон отслеживали информацию о развитии ситуации в Югославии и деятельности югославской эмиграции, поэтому Шубашич в силу своего политического веса не мог остаться вне внимания спецслужб. Не следует забывать, что на 1942 - начало 1945 г. пришелся пик военного сотрудничества СССР и США, речь не шла о противостоянии двух разведок, столь же остром, как это было характерно для периода холодной войны. Хорватский бан, назначенный королевским правительством сотрудником югославского информационного центра в Нью-Йорке и стремившийся к скорейшему освобождению Югославии, очевидно не считал целесообразным отказываться от контактов с разведывательными структурами союзников по Антигитлеровской коалиции. Вносившее ощутимый вклад в борьбу с оккупантами партизанское движение, руководство которого на контрасте с "великосербскими" устремлениями Михайловича заявляло о равноправии всех югославских народов, импонировало Шубашичу. Сотрудничая со спецслужбами Советского Союза и Соединенных Штатов, хорватский бан мог преследовать личные цели, надеясь реализовать свои политические амбиции, но, безусловно, также пытался способствовать достижению победы над общим врагом и консолидации патриотических сил в интересах послевоенного развития Югославии.

Отношения Шубашича к СССР в период войны раскрывает случай, описанный М. Джиласом в мемуарной работе "Беседы со Сталиным". Джилас вспоминает, что накануне высадки западных союзников в Нормандии (6 июня 1944 г.) советский лидер ознакомил его с позицией Шубашича, выраженной сотрудникам Государственного департамента Соединенных Штатов: "Мы, югославы, не можем быть против Советского Союза, как не можем мы проводить и антироссийскую политику, потому что среди нас очень сильны славянские и пророссийские традиции". Заметив на лице Джиласа удивление такой осведомленностью, Сталин добавил: "Они воруют наши депеши, мы воруем их"70.

Мог ли Шубашич быть "троянским конем" советской резидентуры, подосланным в УСС? Вряд ли. В этом случае после заключения 1 ноября 1944 г. соглашения с Тито о создании коалиционного правительства подобную миссию можно было бы считать выполненной. Однако Шубашич продолжал сообщать в УСС важную информацию. В частности, он раскрыл американцам полные данные о его переговорах со Сталиным в Москве 22 ноября 1944 года. После возвращения в Лондон 15 декабря глава эмигрантского правительства в течение четырех часов рассказывал Ярроу о деталях этого разговора. На следующий день руководитель проекта "Пастух" передал отчет Доновану, который, в свою очередь, 23 декабря 1944 г. отправил доклад новому госсекретарю Эдварду Стеттиниусу71.

Уже в качестве министра иностранных дел в коалиционном правительстве Шубашич был весьма холодно встречен советским наркомом В. М. Молотовым во время подготовки подписания Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Югославией. 6 апреля 1945 г. бывший глава эмигрантского королевского правительства, пытаясь выяснить экономические интересы СССР в Югославии, сообщил, что вскоре в США выедут югославские экономисты, которые будут обсуждать размеры американских поставок Белграду. Между делом югославский министр упомянул, что "американцы имеют очень большие аппетиты по отношению к Югославии". Молотов, знавший о связях собеседника с американской разведкой, в ответ произнес лишь краткую реплику: "Неограниченные" 72.

стр. 117

26 апреля 1945 г. Шубашич сообщил Ярроу подробности переговоров со Сталиным и Молотовым в Москве во время заключения советско-югославского договора. Он пожаловался на "большие трудности, с которыми он столкнулся в настоящем, так как страной пытаются управлять экстремистские элементы, которые не имеют никакого опыта"73. Все это свидетельствовало о быстром разочаровании бывшего хорватского бана в коммунистическом руководстве партизанского движения. Более того, Шубашич и ранее никогда не отличался дружественным отношением к Советскому Союзу или терпимым - к коммунизму. Известно, что после вторжения в Югославию стран Оси и их сателлитов, хорватский бан отказался выпустить на свободу политических заключенных - коммунистов. В результате они погибли от рук усташей, провозгласивших создание Независимого государства Хорватия, находившегося под контролем Берлина.

В коалиционном правительстве Шубашич быстро оказался в оппозиции новому режиму, тесно связанному с Москвой. Вместе с Гролом и Шутеем министр иностранных дел кабинета Тито находился под бдительным контролем со стороны югославского органа госбезопасности ОЗНА (Отдел защиты народа)74. 18 августа 1945 г. Грол подал в отставку, 11 октября это же сделали Шутей и Шубашич75. Об исходе возможных преследований со стороны репрессивных структур говорил начавшийся весной 1946 г. судебный процесс над Михайловичем. За месяц до его расстрела, 14 июня 1946 г. югославский посол в СССР В. Попович сообщил заместителю министра иностранных дел А. Лозовскому, что Шубашич сильно напуган76. Таким было незавидное положение бывшего "агента советской разведки" в новой Югославии.

Скорее всего, сотрудничая в 1943 - 1944 гг. и с американской и советской спецслужбами, Шубашич исходил из принципа "равноудаленности" или точнее "равноприближенности" Югославии в отношениях с Соединенными Штатами и Советским Союзом. Вероятно, уже тогда "Пастух-Серес" предвидел ведущую роль обеих держав в послевоенном мире. С Россией Югославию связывали исторические традиции, принимался в расчет авторитет СССР как борца с нацистской Германией. США могли быть значимы для Шубашича демократическими ценностями и экономическим потенциалом. В случае продолжения сотрудничества двух держав после войны задача сохранения тесных связей Югославии с обеими, вне всякого сомнения, рассматривалась бывшим баном Хорватии в качестве одного из главных приоритетов. Однако с точки зрения свойственных ему политических убеждений, либеральная Америка была ему ближе.

Данные о деятельности Ивана Шубашича во время эмиграции в США свидетельствуют о том, что американцы интересовались югославскими делами и принимали в них участие гораздо активнее, нежели принято считать. Несмотря на неудачу, проект "Пастух" продемонстрировал возрастание внимания Соединенных Штатов к развитию событий в Югославии и готовность использовать все доступные средства для влияния на них. Для этих целей Вашингтон широко использовал Управление стратегических служб, ставшее важным инструментом американской политики в 1942 - 1945 годах.

Военные успехи партизан, их сотрудничество с советскими войсками в ходе освобождения Белграда, соглашение с Москвой о вступлении на территорию Югославии частей Красной Армии, наконец, поддержка значительной частью населения партизанской программы политических и социально-экономических преобразований - все это, по сути, свело на нет все политические расчеты УСС и Госдепартамента, превратив историю премьерства Шубашича в кратковременный, хотя и довольно яркий эпизод, отмеченный одной из первых попыток Вашингтона реально заявить о своей заинтересованности в контроле над ситуацией в Югославии.

стр. 118

Примечания

1. Балканский узел, или Россия и "югославский фактор" в контексте политики великих держав на Балканах в XX веке. М. 2005; ГИБИАНСКИЙ Л. Я. Советский Союз и новая Югославия. 1941 - 1947. М. 1987; НИКИФОРОВ К. В. Сербия на Балканах. XX век. М. 2012; РОМАНЕНКО С. А. Югославия, Россия и "славянская идея": вторая половина XIX - начало XXI века. М. 2002; ЕГО ЖЕ. Югославия: история возникновения, кризис, распад, образование независимых государств: национальное самоопределение народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX-XX вв. М. 2000; СИЛКИН А. А. Королевство сербов, хорватов и словенцев: на пути к диктатуре. 1918 - 1929 гг. М. 2008; Югославия в XX веке: очерки политической истории. М. 2011.

2. AUTY PH. Yugoslavia. N.Y. 1965; BANAC I. The National Question in Yugoslavia. Origins, History, Politics. Ithaca. L. 1988; DJILAS A. The Contested Country: Yugoslav Unity and Communist Revolution, 1919 - 1953. L. 1991; PAVLOWITCH S. Yugoslavia. Bonn-L. -N.Y. 1971; TOMASEVICH J. War and Revolution in Yugoslavia, 1941 - 1945: Occupation and Collaboration. Stanford. 2001; Yugoslavia. N.Y-L. 1957.

3. RADELIC Z. Opposition in Croatia 1945 - 1950. - Review of Croatian History. Vol. I, N 1 (Prosinac 2005), s. 227 - 252; EJUSD. Ivan Subasic i Juraj Sutej pod paskom Ozne. Sasopis za suvremenu povijest. Br. 2, 39. Zagreb, 2007, s. 339 - 366.

4. РОМАНЕНКО С. А. Югославия, Россия и "славянская идея"..., с. 226.

5. Осенью 1916 г. в Одессе из числа австро-венгерских военнопленных южнославянских национальностей был сформирован Сербский добровольческий корпус. Его переброска на Балканы в условиях развития революции в России была крайне сложной. Часть корпуса в середине ноября 1917 г. отправилась из Архангельска через Великобританию на Салоникский фронт и в начале января 1918 г. вошла в состав Юго-Славянской (Вардарской) дивизии. Другая часть Сербского добровольческого корпуса, выдвинувшаяся в направлении следования тем же маршрутом в конце ноября 1917 г., была задержана большевиками в Вологде и направлена во Владивосток. С Дальнего Востока она была отправлена на британских судах через Индийский океан, Красное море и Суэцкий канал и к апрелю 1918 года также прибыла на Салоникский фронт, где соединилась с Юго-Славянской дивизией. См.: BANAC I. Op. cit., р. 121 - 123; ТРУШНОВИЧ А. Р. Воспоминания корниловца (1914 - 1934). М. -Франкфурт. 2004, с. 40 - 44.

6. Усташи (хорв. Ustase - "восставшие", "повстанцы") - хорватское националистическое, сепаратистское движение, существовавшее в 1929 - 1945 годах. Лидер (поглавник) - Анте Павелич. В годы второй мировой войны в Независимом государстве Хорватия усташи уничтожили несколько сотен тысяч сербов. См.: РИВЕЛИ М. А. Архиепископ геноцида. Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941 - 1945. М. 2011, с. 79 - 92.

7. TOMASEVICH J. War and Revolution in Yugoslavia, 1941 - 1945: Occupation and Collaboration. Stanford. 2001, p. 28.

8. Ibid., p. 43.

9. FOTITCH С The War We Lost. Yugoslavia's Tragedy and the Failure of the West. N.Y. 1948, p. 248.

10. Congressional Record. Vol. 88: Proceedings and Debates of the 77th Congress: Second session. Wash. 1942, p. A2704-A2705.

11. Foreign Relation of the United States. Diplomatic Papers (FRUS). 1944. Wash. 1966, vol. IV: Europe, p. 1360, 1362 - 1364; Churchill & Roosevelt. The Complete Correspondence. Vol. III: Alliance Declining: February 1944 - April 1945. L. 1984, p. 115 - 116; King Peter II of Yugoslavia. A King's Heritage. N.Y. 1954, p. 213 - 214.

12. FOTITCH С Op. cit., p. 248.

13. BUCHANAN A. "We Have Become Mediterraneanites". Washington's Grand Strategy in the Mediterranean, 1940 - 1945. A Dissertation (Ph.D.). New Brunswick. 2011.

14. National Archive and Record Administration, College Park, MD. RG 226, Records of the OSS.

15. SCHMIDT A.K. Hrvatska i zapadni saveznici. - Casopis za suvremenu povijest. N 34, br. 1. Zagreb, 2002, s. 71 - 92; EADEM. Drugi svjetski rat na prostoru bivse Jugoslavije

dokumentima Drzavnog arhiva u Washingtonu (World War II Yugoslav Materials in the National Archives). - Arhivski vjesnik. N 42, Veljaca, 2000, s. 299 - 315.

16. BUCHANAN A. Op. cit., p. 453.

17. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 17, оп. 128, д. 639. ЦК ВКП(б). Отдел внешней политики. Март 1948 г., л. 179 - 180.

18. Там же, л. 204.

19. FRUS. 1943. The Conferences at Cairo & Tehran. Wash. 1961, p. 606 - 615; HARRIMAN A., ABEL E. Special Envoy to Churchill and Stalin, 1941 - 1946. N.Y. 1975, p. 260; FORD K. OSS and the Yugoslav Resistance, 1943 - 1945. College Station. 1992, p. 34.

стр. 119

20. Memorandum for the President, 28 October 1943. CIA: Library: Center for the Study of Intelligence: Studies Archive Indexes: Memoranda for the President: From Peter to Tito. URL: https://www.cia.gov/ library/center-for-the-study-of-intelligence/kent-csi/vol9no2/html/v09i2a07p_0001.htm.

21. FOTITCH С Op. cit., p. 188.

22. Четническое движение возникло из оставшихся на территории оккупированной Югославии частей королевской армии, которые начали партизанскую борьбу за освобождение страны. Четники были сторонниками монархии и придерживались идеи великосербского национализма. Их лидер - полковник королевской армии Драголюб Михайлович. В 1942 г. он получил звание генерала и стал военным министром эмигрантского правительства, а четники стали называться "королевской армией на Родине".

23. Об остроте вражды между хорватом Шубашичем и сербом Фотичем говорит тот факт, что, став премьер-министром, бывший хорватский бан сразу же отстранил "своего старого противника в Америке" от должности посла. РГАСПИ, ф. 17, оп. 128, д. 639, л. 204. В своих воспоминаниях Фотич жаловался, что "первым актом Шубашича, как премьер-министра, было подписание 10 июня 1944 г. распоряжения о моем смещении с поста посла в Соединенных Штатах. Его правительство даже не было сформировано. Он только что был назначен премьером и следовательно не мог, согласно югославскому законодательству, принять решение, которое требовало одобрения всего правительства". FOTITCH С. Op. cit., p. 288.

24. Ibid., p. 188.

25. Ярроу, являвшийся куратором "дела Шубашича", имел российские корни. Он родился 13 августа 1899 г. в еврейской семье. Его настоящая фамилия Ярошевиц [Yaroshevitz] или Яросевич [Yarosevich]. Учился в Краковском и Одесском университетах. В 1922 г. переехал в Соединенные Штаты, получил образование в Школе права Колумбийского университета (1928 г.), после чего занимался юридической практикой. В ноябре 1942 г. Ярроу перешел на службу в УСС, получив должность специального помощника Джона Хьюза, главы нью-йоркского подразделения. В декабре 1942 г. стал заниматься набором среди югославской эмиграции персонала для его использования в различных миссиях УСС. В апреле 1943 г. Ярроу подготовил аналитический материал о советских намерениях в Юго-Восточной Европе, а в октябре - о подпольных политических движениях в Европе. YARROW B. Papers, 1907 to 1973. DWIGHT D. Eisenhower Library. URL: http://www.eisenhower.archives.gov/research/ finding_aids/pdf/Yarrow_Bernard_Papers.pdf

26. Милан Недич - армейский генерал. В конце 1930 - начале 1940-х гг. начальник Главного штаба и военный министр Югославии. Поддерживал фашистскую организацию "Збор", которая вела прогитлеровскую пропаганду среди офицеров. После оккупации возглавил коллаборационистское "правительство национального спасения" Сербии (август 1941 - октябрь 1944 г.).

27. BUCHANAN A. Op. cit., p. 454 - 455.

28. В англ. транскрипции "Shepherd".

29. Memorandum for the President, 21 October 1943. CIA: Library: Center for the Study of Intelligence: Studies Archive Indexes: Memoranda for the President: From Peter to Tito. URL: https://www.cia.gov/ library/center-for-the-study-of-intelligence/kent-csi/vol9no2/html/v09i2a07p_0001.htm.

30. BUCHANAN A. Op. cit., p. 455.

31. Ibid., p. 456.

32. Memorandum for the President, 21 October 1943.

33. FRUS. 1943. The Conferences at Cairo & Tehran, p. 493, 503; Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг.: Сб. док. Т. 2. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (28 ноября - 1 дек. 1943 г.). М. 1978, с. 99; EUBANK К. Summit at Teheran. N.Y. 1985, p. 443; BURNS J. Roosevelt: The Soldier of Freedom. N.Y. 1970, p. 408.

34. HARRIMAN A., ABEL E. Op. cit., p. 267.

35. FRUS. 1943. The Conferences at Cairo & Tehran, p. 345; King Peter II of Yugoslavia, p. 195 - 196.

36. Уилсон Хью Роберт (1885 - 1946). На дипломатической службе с 1911 года. В 1924 - 1927 гг. работал в Госдепартаменте. В 1927 - 1937 гг. посланник в Швейцарии. В 1937 г. специальный помощник госсекретаря. В марте-ноябре 1938 г. посол в Германии. До своей отставки в 1940 г. являлся советником госсекретаря К. Хэлла. С вступлением США во вторую мировую войну вернулся на госслужбу и в 1941 - 1945 гг. работал в Управлении стратегических служб. Затем работал в аппарате ЦК Республиканской партии США. HUGH R. Wilson Papers. Herbert Hoover Presidential Library and Museum. URL: http:// www.ecommcode2.com/hoover/research/historicalmaterials/other/wilson_h.htm; Deaths // Bryant Alumni Bulletin, vol. IV, N 3, January, 1947, p. 3. URL: http://digitalcommons.bryant.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1009&context=alumni_bulletin&.

37. В сентябре 1943 г. король Петр II и его правительство перебрались из Лондона в Каир. См.: FRUS. 1943, vol. II: Europe. Wash. 1964, p. 1021.

стр. 120

38. BUCHANAN A. Op. cit., p. 456 - 457.

39. В публикации документов внешней политики Соединенных Штатов за период 1942 - 1943 гг. личность Шубашича упоминается лишь один раз - 3 ноября 1942 г., а затем появляется уже только 21 апреля 1944 года. См.: FRUS. 1942. Vol. III: Europe. Wash. 1961, p. 830; FRUS. 1944. Vol. IV: Europe. Wash. 1966, p. 1362 - 1363.

40. BUCHANAN A. Op. cit., p. 457.

41. Ibid., p. 457 - 458.

42. Ibid., p. 458.

43. Memorandum for the President, 25 March 1944. CIA: Library: Center for the Study of Intelligence.

44. BUCHANAN A. Op. cit., p. 459.

45. Memorandum for the President, 10 May 1944. CIA: Library: Center for the Study of Intelligence.

46. Churchill & Roosevelt, vol. III, p. 116, 130.

47. King Peter II of Yugoslavia. A King's Heritage. L. 1955, p. 147.

48. FRUS. 1944, vol. IV, p. 1366 - 1368; King Peter II of Yugoslavia, p. 215.

49. Ambassador Mac Veagh Reports: Greece, 1933 - 1947. Princeton. 1980, p. 531; FRUS. 1944, vol. IV, p. 1373 - 1374.

50. King Peter II of Yugoslavia, p. 220; Churchill & Roosevelt, vol. III, p. 131.

51. Yarrow Bernard: Papers, 1907 to 1973. DWIGHT D. Eisenhower Library. URL: http:// www.eisenhower.archives.gov/research/finding_aids/pdf/Yarrow_Bernard_Papers.pdf.

52. Documents on International Affairs. 1939 - 1946. Vol. II: Hitler's Europe. L. 1954, p. 340 - 341; FRUS. 1944, vol. IV, p. 1417; FRUS. 1945. Malta & Yalta. Wash. 1955, p. 253 - 254; King Peter II of Yugoslavia, p. 242 - 243.

53. РГАСПИ, ф. 17, оп. 128, д. 49, л. 62об. -63. В справке "Положение в Югославии и деятельность коммунистической партии", подготовленной в Отделе международной информации ЦК ВКП(б) 15 марта 1945 г., среди министров коалиционного правительства, близких к компартии по своим политическим убеждениям, ошибочно указан Раде Прибичевич. Он был членом НКОЮ, но в новое единое правительство не вошел.

54. Переговоры начались 14 июня 1944 года. По замыслу Шубашича, партизаны должны были признать Петра II верховным главнокомандующим, а Народно-освободительная армия действовать в тесном контакте с королевской армией на Родине. В итоге глава королевского правительства в целом принял требования НКОЮ, он признал вклад партизан в борьбу с врагом и дал обещание оказать им содействие в получении помощи со стороны союзников, а также согласился выступить с официальным заявлением о заслугах НОЛЮ и публично осудить всех предателей, открыто и тайно сотрудничавших с врагом. Исключались любые переговоры с движением Михаиловича. Стороны договорились, что вопрос о послевоенном устройстве Югославии будет решен всенародным волеизъявлением после освобождения страны. Было решено, что соглашение является шагом в направлении формирования единого правительства путем объединения кабинета Шубашича и Национального комитета. 16 июня 1944 г. Висское соглашение о сотрудничестве НКОЮ и королевского правительства было подписано. См.: Documents on American Foreign Relations. Vol. VII: July 1944 - June l945. Boston. 1947, p. 907; King Peter II of Yugoslavia, p. 156; ГИБИАНСКИЙ Л. Я. Дипломатическая история Висского соглашения Тито-Шубашича - Балканские исследования. Вып. 3. М. 1978, с. 202 - 239.

55. ПОЗНЯКОВ В. В. Разведка, разведывательная информация и процесс принятия решений: поворотные пункты раннего периода холодной войны (1944 - 1953). В кн.: Холодная война. 1945 - 1963 гг. Историческая ретроспектива: сб. ст. М. 2003, с. 338.

56. Милан Грол - лидер Сербской демократической партии - перед началом войны занимал пост министра социальной политики в правительстве генерала Д. Симовича. С начала оккупации Югославии он вместе с правительством эвакуировался в Лондон, где находился до образования правительства Тито. Грол долгое время поддерживал тесную связь с Михайловичем.

57. Юрай Шутей также в течение всей войны находился в Лондоне, но был членом исполкома Хорватской крестьянской партии и ближайшим соратником ее лидера В. Мачека. Шутей был министром в ряде довоенных правительств.

58. РГАСПИ, ф. 17, оп. 128, д. 49, л. 62об. -63; FRUS. 1945. Vol. V: Europe. Wash. 1967, p. 1219 - 1220; Восточная Европа в документах российских архивов. 1944 - 1953 гг. Т. I. М. -Новосибирск. 1997, с. 330; FOTITCH С. Op. cit., р. 307; KOVRIG В. The Myth of Liberation. East-Central Europe in United States Diplomacy and Politics since 1941. Baltimore. 1973, p. 39.

59. Коминтерн и вторая мировая война, ч. 2, с. 311.

60. С 1 февраля 1943 г. контрразведка США в рамках секретной программы "Венона" (Venona) начала перехват и расшифровку советских шифрованных донесений. Многие документы проекта "Венона" в настоящее время рассекречены и доступны исследователям на сайте Агентства национальной безопасности США - крупнейшей государственной организа-

стр. 121

ции Соединенных Штатов по сбору разведывательной информации. См.: Venona Documents. URL: http://www.nsa.gov/public_info/declass/venona/index.shtml; Venona: Soviet Espionage and the American Response 1939 - 1957. Laguna Hills. 1996; BENSON R. The Venona Story. URL.: - http://www.nsa.gov/about/_iiles/cryptologic_heritage/publications/coldwar/venona_story.pdf.

61. Venona Documents. Index of KGB Covernames: New York - Moscow Communications, p. 64. URL: http://www.nsa.gov/public_info/_files/venona/undated/kgb_ny_moscow.pdf

62. Ibid., N 612. Seres to Fly to London. 3 May 1944.

63. Не раскрывая деталей деятельности советской разведки в Великобритании и США по югославскому вопросу, Л..И. Воробьёв пишет: "Без преувеличения можно утверждать, что в Москве своевременно узнавали о самых сокровенных планах и секретных шагах англичан (равно как и американцев)...". ВОРОБЬЁВ Л. И. На югославской земле. Очерки истории российской внешней разведки. Т. 4. М. 1999, с. 454.

64. Данн, Джеймс Клемент (1890 - 1979) - американский дипломат, советник государственного секретаря по политическим отношениям в 1942 - 1943 гг., в 1944 г. директор Европейского отдела Государственного департамента, помощник секретаря по европейским, ближневосточным, африканским и дальневосточным делам в 1945 г., представитель госсекретаря на Совете министров иностранных дел в Лондоне. На дипломатической службе с 1919 года.

65. Речь, вероятнее всего, идет о Д. Кэмпбелле - в 1942 - 1946 гг. специалисте Государственного департамента по Восточной Европе. Политический советник американской делегации в СМИД, на Парижской мирной конференции 1946 г. и Дунайской конференции 1948 г., в 1949 - 1955 гг. - член Отдела планирования политики, ответственный за балканские дела.

66. Venona Documents, N 639. Seres, Radio-announcer and Yarrow to fly to London. 6 May 1944. URL: http://www.nsa.gov/public_info/_files/venona/1944/6may_subasic.pdf

67. Venona Documents, N 1042. References to Members of the Jugoslav Government in London. 25 July 1944. URL: http://www.nsa.gov/public_info/_files/venona/1944/25jul_kgb_agents_yugoslav.pdf

68. ПОЗНЯКОВ В. В. Ук. соч., с. 338.

69. ТИМОФЕЕВ А. Ю. Контакты СССР с югославским королевским эмигрантским правительством в годы Второй мировой войны. В кн.: Великая Победа: многотомное продолжающееся издание. Т. 3. М. 2011, с. 86 - 87.

70. ДЖИЛАС М. Беседы со Сталиным. М. 2002, с. 96.

71. Documents Ivan Subasic on His Negotiations with Tito And Stalin During October And November 1944. - Journal of Croatian Studies. Annual Review of the Croatian Academy of America, XXIV. N.Y. 1983. URL: http://www.studiacroatica.org/jcs/24/2415.htm.

72. Архив внешней политики российской Федерации (АВП РФ), ф. 06. Фонд В. М. Молотова, оп. 7, п. 53, д. 872, л. 26 - 27.

73. BROWN A. The Last Hero: Wild Bill Donovan. N.Y. 1982, p. 639.

74. RADELIC Z. Op. cit; BOBAN B. Op. cit.

75. АВП РФ, ф. 566, оп. 6, п. 67, д. 177, л. 30, 100; д. 179, л. 77.

76. АВП РФ, ф. 7, оп. 11, п. 30, д. 503, л. 47.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/И-Шубашич-и-югославская-политика-США-в-1942-1945-гг

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. А. Костин, В. Т. Юнгблюд, И. Шубашич и югославская политика США в 1942-1945 гг. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.02.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/И-Шубашич-и-югославская-политика-США-в-1942-1945-гг (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. А. Костин, В. Т. Юнгблюд:

А. А. Костин, В. Т. Юнгблюд → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
381 просмотров рейтинг
25.02.2020 (1515 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
И. Шубашич и югославская политика США в 1942-1945 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android