Libmonster ID: RU-13907
Автор(ы) публикации: Л. С. Чиколини

Изучение истории общественно-политической мысли Италии эпохи позднего Возрождения представляет значительный интерес. Это был период, когда в обстановке кризиса и упадка феодального общества в странах Западной Европы зарождались буржуазные отношения. Историческое развитие Италии имело свою специфику. В XVI в. страна пришла в упадок, став центром острых социальных, политических и духовных противоречий. Итальянский публицист того времени Ортензио Ландо (родился около 1512 г. - умер после 1555 г.) горькими словами характеризовал ее состояние. Он рассказывал о корабле (побывавшем на острове Утопии), который вез в Италию басни, напрасные надежды, а также цепи, кандалы, удила и вожжи для непокорных городов и целебные микстуры, в которых нуждалась вся страна, охваченная недугами, так что "не осталось в ней ни одной здоровой части". Путешественника "Мессера Анонима с Утопии" привели в смятение рабские рынки в Сицилии, где продавали людей, как "лошадей, быков, мулов и других неразумных животных", страшная нищета народа, недостаток хлеба в Сицилии и Южной Италии, расцвет воровства, бандитизма, вражды. Он вспоминал о былом величии Милана, пока. Франция, Испания и Германия не высосали из него "не только молоко, но и кровь"1 .

Подобная характеристика положения страны не была исключением в итальянской литературе XVI столетия. Реальная действительность того времени давала для этого все основания. Еще недавно передовая страна, где рано возникли первые формы капиталистического производства, Италия в XVI в. вступила в полосу экономического застоя, ее стремительное, но крайне неравномерное развитие резко затормозилось. Сказались узость внутреннего рынка, своеобразный характер итальянского производства, рассчитанного на вывоз. Быстрый подъем других европейских государств и перемещение торговых путей в Атлантический океан лишили Италию преимуществ в международной торговле. Прекращался приток богатств извне, неуклонно сокращалось мануфактурное производство, ремесло и торговля. Тысячи разорявшихся ремесленников, бывших наемных рабочих бродили по стране в поисках заработка. Вытесненные из города бедняки постепенно оседали в деревне в качестве испольщиков и издольщиков2 . Накопленные средства переключались на покупку земель, ростовщичество, меценатство, тратились на привольную жизнь богачей и вельмож. Ранняя итальянская буржуазия, слабая и малочисленная, рассредоточенная в отдельных городах, в этих неблагоприятных условиях мало-помалу деградировала. Часть ее, разоряясь, переходила на положение простых горожан, другая, обзаведясь поме-


1 O. Landi. Commentario della piu notabile, et mostruose cose d'ltalia, et altri luoghi: di lingua Aramea in Italiana tradotto. Vinetia. 1553, ff. 2, 3, 10, 11, 12.

2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23, стр. 728, сноска 189.

стр. 81


стьями, смыкалась с господствующим классом феодалов. Признаки феодальной реакции становились все очевиднее. Не всегда этот процесс проявлялся очень ясно. Во второй половине XVI в. наметился даже некоторый подъем хозяйственной жизни. Вместо приходившей в упадок шерстяной промышленности расцвело шелковое производство. Но оживление итальянской экономики не было продолжительным, вскоре за ним последовал окончательный упадок3 .

Политика католической церкви и папства способствовала этому процессу. Гонения на свободную мысль, контрреформация, укрепление феодальной идеологии приводили к упадку и в области культуры.

Италия потеряла и свою независимость. Разобщенная страна стала жертвой чужеземных вторжений. Первая половина века (вплоть до 1559 г.) прошла под знаком опустошительных войн, в результате которых Апеннинский полуостров оказался во власти Испании. Только Венеция, Папская область и Савойя остались самостоятельными государствами. Испанское владычество принесло новые страдания итальянскому народу, вызывало его протест и негодование. Это обстоятельство пытался подвергнуть сомнению Б. Кроче. В одной из своих работ он утверждал, что Испания не была повинна в упадке Италии, бедствия последней объяснялись тем, что и она и Испания одновременно клонились к упадку. В испанском господстве Б. Кроче находил положительные черты и полагал, что итальянцы не смотрели на Испанию как на враждебную силу, а ее королей порой восхваляли4 . Разумеется, причины упадка Италии коренились значительно глубже. Однако бремя испанской тирании ускорило процесс и усилило степень разорения страны. Итальянский народ в XVI в. в огромной своей массе (включая и многих представителей господствующего класса) смотрел на испанское господство как на тяжкое бремя5 . По мере утверждения испанских властителей в Италии росли произвол, вводились абсолютистские методы правления в их наихудших формах, усиливались реакция и влияние католической церкви. Поборы, налоги, так называемые donativi ("подарки" испанскому королю) росли непомерно, становясь излюбленным способом ограбления страны.

Положение широких масс народа в XVI в. резко ухудшилось. Острой стала продовольственная проблема. Голод, неурожаи, рост цен на продукты первой необходимости - вот темы, о которых часто говорят писатели тех времен. Социальные противоречия достигли большого накала. Народные волнения следовали одно за другим. Бегство в горы, "ренегатство" (переход в мусульманскую веру), "бандитизм" или разбойничество стали специфическими формами народного сопротивления.

Классовая и социальная борьба обострилась и в идеологической сфере. Это проявилось прежде всего в развитии протестантизма и еретического движения. Реформация в Италии имела свои особенности. Разрозненные выступления противников католической церкви терпели неудачу, натолкнувшись на организованные действия контрреформации. Однако значительное их число разделяло радикальные убеждения. Резкое осуждение существующих порядков, морального разложения правящих слоев общества, в том числе верхушки клира, паразитировавшего за счет трудового народа, требование упразднения церковных богатств звучали в выступлениях ересиархов. В памяти были живы воспоминания о проповедях Савонаролы, воскресали средневековые ереси типа ариан,


3 См. А. Д. Ролова. Феодальная реакция и упадок Италии. "История Италии". Т. 1. М. 1970; Д. Канделоро. История современной Италии. М. 1958, гл. 1; E. Sereni. Storia del paesaggio agrario italiano. Bari. 1961.

4 B. Croce. La Spagna nella vita italiana durante la Rinascenza. Bari 1917, pp. 243 - 244, 247.

5 V. di Tocco. Ideali d'independenza in Italia durante la preponderanza spagnola. Messina. 1926.

стр. 82


вальденсов, иоахимитов, фра Дольчино. Наиболее популярными в Италии XVI в. стали ереси анабаптистов и антитринитариев. На развитие анабаптизма с его примитивно уравнительным идеалом большое влияние оказала Крестьянская война в Германии, отголоски которой слышались в Северной Италии еще в конце двадцатых годов XVI столетия. Ересь "из-за гор", как называла церковь различные антикатолические учения (начиная от лютеран и кальвинистов, вплоть до учения моравских братьев и анабаптистов), постоянно просачивалась в Италию. Между итальянскими антитринитариями, имевшими успех в южных районах страны, и анабаптистами севера наметился контакт, ересью были охвачены значительные районы и Средней Италии. На итальянской почве родилось социнианство - один из видов радикальной ереси, нашедшей затем распространение в Польше6 .

Чувства неудовлетворенности, неуверенности в завтрашнем дне охватили широкие слои общества. Это нашло свое отражение в политической литературе XVI века. В ней возрос интерес к политическим теориям древнего мира. Суждения античных авторов, прежде всего Платона и Аристотеля, вновь оживали на страницах сочинений многочисленных комментаторов и толкователей их учений. Вопросы о совершенном государственном устройстве и общественном порядке стали популярными и злободневными.

К этому времени восходят и истоки утопической мысли в Италии. На ее развитие большое влияние оказала "Утопия" Томаса Мора7 . Первоначально известное итальянским гуманистам в латинском издании, это сочинение было переведено на итальянский О. Ландо и опубликовало А. Ф. Дони в 1551 г. (Это издание оставалось единственным на итальянском языке вплоть до XIX века)8 . Находясь под влиянием Мора, Ландо подписывал свои произведения псевдонимами "Мессер Аноним с Утопии" и "Филалет из государства Утопии". Влияние Мора отразилось на форме некоторых произведений Ландо, особенно на "Комментарии о более значительных и странных вещах Италии".

Несомненно влияние Мора и на Дони. Сын флорентийского ремесленника, печатник и писатель, Дони оставил значительный след в литературе своего времени. Расцвет его творчества относится к началу 50-х годов XVI столетия. Именно в это время в Венеции появились его главные произведения: "Библиотеки", "Миры", "Мраморы", "Тыква" и другие, в которых он резко критиковал общественные отношения своего времени. Близко соприкасаясь с жизнью народа, Дони выразил настроения трудового бесправного люда Италии. Он с удовлетворением отмечал, что его книги никогда не залеживаются на полке, их охотно читает простой народ. Идя по стопам Мора и в то же время ориентируясь на Платона (с именем которого тогда ассоциировали предложения об уничтожении частной собственности), Дони в своем "Мудром или безумном мире" нарисовал картину города, где отсутствует частная собственность, основой общежития является обязательный труд, осуществляется принцип: "Кто не работает, тот не ест". Дони хотел, чтобы труд был приятным и взаимополезным, чтобы люди получали радость от своей работы. Не во всем Дони был оригинален, часто следовал за Платоном (он вводил общность жен и


6 См. E. Comba. I nostri protestanti. Firenze. 1897, pp. 479 - 517; D. Cantimori. Eretici italiani del cinquecento. Firenze. 1939, p. 50 e segg; A. Stella. Dall'anabattismo al socianesimo nel cinquecento veneto. Padova. 1967; ejusd. Anabattismo e antitrini-tarismo in Italia nel XVI secolo. 1969; C. Ginzburg. Folkler, magia, religione. "Storia d'ltalia". Vol. I. Torino. 1972; ejusd. II nicodemismo. Torino. 1970, pp. 159 - 181.

7 О влиянии идей Мора в Италии см.: R. De Mallei. Примечания к книге Zuccolo. La republica d'Evandria e altri dialoghi politici. Б/м, 1944, pp. 150 - 155; R. De Mattei. Correnti economico-socialinel cinque e seicento in Italia. "Rivista internazionale di scienze socialb, Milano, Anno 59, vol. XXII, 1951, pp. 16 - 18; L. Firpo. Tommaso Moro e la sua tortuna'in Italia. "Occidente", maggio-agosto 1952.

8 См.: P. F. Qrendier. Critics of the Italian World. Madison. 1969, p. 33.

стр. 83


детей, ограничивал потребности своих идеальных граждан). Но в отношении к труду он опередил своих современников и являлся предшественником Т. Кампанеллы9 .

То обстоятельство, что именно в Венеции увидела свет книга Мора в итальянском переводе, рассчитанная на более широкого читателя, и печатались многие сочинения авторов, нападавших на существовавший порядок вещей, не является случайностью. Несмотря на начавшуюся контрреформацию и олигархическое устройство, Венеция некоторое время оставалась центром относительного свободомыслия. Все еще достаточно сильная, она противостояла притязаниям пап и испанского абсолютизма, привлекая к себе политических и религиозных иммигрантов и способствуя мифу о величии и совершенной общественной организации республики св. Марка. Сюда (как и в другие крупные города Италии) стекались люди обездоленные, оставшиеся без средств к существованию. Это сказалось на численном росте населения Венеции в XVI веке10 .

В поисках заработка и признания устремлялись в республику св. Марка и представители свободных профессий. Многие находили применение своим силам в печатном деле, столь развитом в Венеции. В этой разноликой среде, восприимчивой к новым идеям и веяниям, были популярны суждения Эразма Роттердамского и других гуманистов, а нередко и еретиков с их критическим отношением к реальной действительности. Политические и социальные вопросы живо обсуждались в различных кружках и академиях. Одной из них была Академия пилигримов. Издатель Франческо Марколини был ее покровителем, ее душой и секретарем - А. Ф. Дони, членами - известный историк Франческо Сансовино, флорентийский изгнанник, тоже историк, Якопо Нарди, знаменитые художники Тициан и Тинторетго, беглец с Кипра философ Язон де Норес и другие11 . Члены этого общества также были знакомы с произведением Мора. Сансовино видел значение "Утопии" в том, что с помощью ее Мор хотел исправить мир и научить людей праведной жизни12 . Многие из них задумывались над судьбами бытия и мечтали о совершенном устройстве общества, выступая с проектами его преобразования13 . Однако никто из них, кроме Дони, не посягал на частную собственность.

О развитии уравнительных идей в Италии, становившихся все более популярными в условиях острых противоречий того времени, говорит успех у читателей трактата "Наставление христианского государя", впервые изданного в Италии в 1543 г. и затем много раз переиздававшегося. Это был вольный перевод М. Розео да Фабриано сочинения испанского автора Антонио де Гевара14 . В нем шла речь о правилах поведения, образе


9 Подробнее см. Л. С. Чиколини. Социальная утопия Антонио Франческо Дони. "Средние века". Вып. XVII. М. 1960.

10 См. Д. Канделоро. Указ соч., стр. 68 - 69.

11 О составе Академии подробнее см. P. F. Grendler. Op. cit., p. 58. Книга Грендлера представляет несомненный интерес. На основе тщательного анализа произведений итальянских писателей XVI в. Н. Франко, Ландо и Дони в ней дана обстоятельная характеристика их творчества и жизненных путей. Особенно ценны данные об О. Ландо, до того малоизвестном. Подчеркивая критический дух их сочинений и признавая, что они не принимали существующий строй, Грендлер, однако, склонен объяснить это личными неудачами и особенностями характера этих людей. Вызывает сомнение вывод Грендлера о том, что они проповедовали невежество, отрицая значение образования для общества, и некоторые другие его выводы. Называя Дони авантюристом в литературе, автор пытается снизить социальное значение его утопического идеала.

12 F. Sansovino. Del governo, dei regni et delle republiche cosi antiche come moderne. Venezia. 1561, f. 184. О Сансовино как историке см.: P. F. Grendler. Francesco Sansovino and Italian Popular History (1560 - 1600). "Studies in the Renaissance", XVI, 1969.

13 См. Jason de Nores. Breve instituzione dell'ottima republica. Venetia. 1578.

14 M. Roseo. La instituzione del principe christiano. Vinegia. 1560. См. Л. С. Чиколини. Итальянский вариант трактата Гевары и его влияние на развитие общественной мысли XVI века. Киев. 1973.

стр. 84


жизни и действиях мудрого государя, который должен править в интересах всего общества. В сочинении подвергались суровой критике существовавшие социальные отношения и изображалось утопическое государство "гарамантов", живущих на лоне суровой природы, в бедности, равенстве, любви и братстве. Ратуя за умеренность, автор развивал аскетическо-уравнительные взгляды. Его "гараманты" имеют одинаковые вещи, носят одежду одного покроя, из одинаковой ткани. Не только их потребности, но даже жизни ограничены (мужчинам позволено жить до 50 лет, женщинам - до 40, после чего их приносят в жертву богам, как и детей, родившихся сверх положенного числа).

Так в обстановке острых социальных и политических противоречий в Италии возникала утопическая литература. В реальной действительности не было ни условий, ни средств для разрешения существовавших противоречий, и поиски выхода из них неизбежно приводили к созданию весьма туманных мечтаний о совершенном социальном устройстве.

Развитие общественной мысли в Италии XVI в. проходило во взаимовлиянии идей и одновременно в их противоборстве. Если сторонники равенства и уничтожения частной собственности отражали настроения, близкие бесправным и угнетенным, то поборники "мира имущих" в условиях тех же противоречий выдвигали свои проекты и утопии как средство борьбы с новыми идеями и орудие защиты позиций господствующего класса. Утопические теории XVI в. отражали, таким образом, взгляды разных слоев итальянского общества. В той же Венеции в 1553 г. почти одновременно с переводом "Утопии" Мора, книгами Ландо и Дони вышло в свет небольшое сочинение Франческо Патрици да Керсо "Счастливый город"15 . Это произведение молодого Патрици не привлекало особого внимания исследователей. Исключение представляет книга М. П. Аркари о политических воззрениях Патрици16 . В данной статье сделана попытка подробнее рассмотреть социально-утопические идеи Патрици, высказанные в "Счастливом городе" - сочинении, мало знакомом советскому читателю. Оно интересно прежде всего как свидетельство актуальности в Италии XVI в. проблем собственности и государства, по которым шли жаркие споры. По сути дела, своим произведением Патрици принял участие в полемике, которая велась в итальянской литературе того времени вокруг вопросов о лучшем государственном устройстве и, в частности, споре между сторонниками обобществления имущества и их противниками. Объективно в этом сочинении заключена скрытая полемика против "Утопии" Мора, а также "Мудрого или безумного мира" Дони, с которым Патрици выступил в одно время.

В исторической литературе имя Патрици известно достаточно хорошо. Его философские и политические воззрения были предметом неоднократного рассмотрения. До сего времени не утратила своего значения упомянутая работа М. П. Аркари о политических убеждениях Патрици. "Счастливый город" дважды переиздавался (с некоторыми сокращениями) К. Курчо. Взглядам Патрици уделил внимание Л. Фирпо - знаток и издатель трудов Кампанеллы, Л. Агостини и других авторов XVI - XVII веков. Краткую заметку Патрици посвятил Р. де Маттеи в обзоре утопической литературы XVI-XVII веков. Философские воззрения Патрици рассматривал Ф. Фьорентино, связывая их с идеями Телезио и натурфилософией XVI века. Сочинения Патрици "Перипатетические дискуссии" и "Новая философия вселенной" анализировал Д. Саитта. О жизни и трудах Патрици писал Л. А. Креспи, об эстетических взглядах - Б. Кроче. Одной из последних зарубежных работ, где дается краткая характеристика философских воззрений Патрици, была книга П. О. Кристеллера. Новый материал о связях Патрици и его родни с еретиче-


15 F. Patritio. La citta felice. Venetia. 1553.

16 M. P. Arcari. Il pensiero politico di F. Patrizi da Cherso. R. 1935.

стр. 85


ским движением опубликовал А. Стелла17 . В советской литературе взгляды Патрици на историю рассматриваются О. Л. Вайнштейном. Философские воззрения Патрици исследовали В. В. Соколов и особенно подробно - А. Х. Горфункель18 . Последний отмечает прогрессивный для своего времени (и в то же время противоречивый) характер философских суждений Патрици и воздействие его идей на формирование мировоззрения Кампанеллы. При этом высказывается предположение о личном знакомстве Патрици (в последние месяцы его жизни) с Кампанеллой19.

Франческо Патрици да Керсо (1529 - 1597 гг.) родился в Далмации, на небольшом острове Керсо, который принадлежал Венеции, в семье местной знати. В детские годы, прервав занятия в школе, вместе с дядей-капитаном он плавал на военном корабле, охранявшем владения республики св. Марка. Свое учение Патрици возобновил сначала в Ингольштадте (Бавария), а затем в Падуанском университете, где по желанию отца изучал медицину, а после его смерти - философию. Материальные затруднения вынудили Патрици искать службу при дворах правителей и вельмож. Он много странствовал, посещал Рим, Болонью, Феррару, жил на Кипре, некоторое время находился в Испании. Вернувшись в Италию (в 1578 г.), он преподавал философию в Феррарском университете. Умер Патрици в Риме, где поселился по приглашению папы Клемента VIII. Интересы Патрици были многогранны. Он был сведущ в античной философии, писал труды о значении истории, по геометрии, его интересовали поэзия и риторика, Патрици был знатоком военного искусства, занимался проблемами мелиорации и регулирования течения рек, любил музыку20 , то есть являлся типичным представителем эпохи Возрождения. Но своей известности Патрици достиг благодаря занятиям философией.

Философские воззрения Патрици изложены в "Перипатетических дискуссиях" - сочинении, направленном на развенчание учения Аристотеля и, главное, в его труде "Новая философия вселенной"21 . Будучи неоплатоником, Патрици сделал значительный шаг в сторону натурфилософско-пантеистических представлений о мире. Он признавал реальное существование материи и началами бытия считал четыре элемента: течение, пространство, свет и тепло. Он развивал учение о свете, который пронизывает всю вселенную. Его суждения о единстве бога и мира - о "Всеедином", который в то же время является "Всем" (поскольку от него идет начало всех вещей, и оно заключено во всем), признание бес-


17 "Utopisti e riformatori sociali del cinquecento, a cura di Carlo Curcio". Bologna. 1941; "Utopisti italiani del cinquecento sceiti e annotati da Carlo Curcio". 1944 (без места издания); L. Firpo. Filosofia italiana e controriforma. Torino. 1951; R. De Mattei. Correnti economico-sociali, pp. 19 - 20; F. Florentine. B. Telesio, essia studi storici sull' idea della natura nel risorgimento italiano. Vol. II. Firenze. 1874; G. Saitta. II pensiero italiano nell'umanesimo e nel rinascimento. Vol II. Bologna. 1950, pp. 521 - 567; L. A. Crespi. La vita e Ie opere di F. Patritio. Milano. 1941; B. Groce. Estetica come scienza dell'espressione e linguistica generale. Bari, 1922, pp. 204 - 205; P. O. Kristeller. Eight Philosophers of the Italian Renaissance. Stanford. 1964; A. Stella. Anabattismo e antitrinitarismo in Italia nel XVI secolo, pp. 81 - 97, 200 - 215.

18 О. Л. Вайнштейн. Западноевропейская историография средневековья. М. -Л. 1964, стр. 309 - 311; В. В. Соколов. Очерки философии эпохи Возрождения. М. 1962; А. Х. Горфункель. "Любовная философия" Франческо Патрици и философия любви Тарквинии Мольца. "Средние века". Вып. 34. М. 1971, его же. Натурфилософия итальянского Возрождения. Рукопись докт. дисс. Л. 1973. Гл. III.

19 А. Х. Горфункель. Натурфилософия итальянского Возрождения, стр. 5, 325 - 326.

20 F. Patritio. Delia Historia. Venezia. 1560; ejusd. Delia nuova Geometria libri XV. Ferrara. 1587; ejusd. Delia retorica. Venezia. 1562; ejusd. Trattato della poetica. Ferrara. 1582; ejusd. La Militia Romana di Polibio di Tito Livio e di Dionigi Alicarnasso. Ferrara. 1583; ejusd. Paralleli militari. R. 1594; ejusd. Discorso sopra lo stato del Po di Ferrara; M. P. Arcari. Op. cit., pp. 58 - 67, 141.

21 F. Рatritii. Discussiones peripateticas. Pt. 1. Venezia. 1571; 4 voll. Basilea. 1592, 1581; ejusd. Novadeuniversisphilosophia. Ferrara. 1591.

стр. 86


конечности мира, его одушевленности (в том числе планет, чем объяснялось их движение), отрицание тезиса о божественном создании мира "из ничего" противоречили церковно-богословскому представлению о мироздании. Книга Патрици "Новая философия вселенной" была признана еретической и запрещена инквизицией. Имя Патрици было известно ей и до издания этой книги. Ее подозрения могли вызывать и неудовлетворенность Патрици официальным учением перипатетиков и то, что он происходил из Далмации, где в ту пору широко распространилось учение анабаптистов. Еретиками были ближайшие родственники Франческо. Его отец Стефано (юрист и адвокат) в 1551 г. умер в изгнании как еретик. Двоюродный брат Маттео стал фуорушито (беглецом), навсегда покинув пределы Венецианской республики и поселившись в общине моравских братьев в Костеле. Дядя Джан Джордже (отец Маттео), тесно связанный с еретиками Моравии, был активным пропагандистом нового учения и в 1570 г. погиб в застенке венецианской инквизиции. Был осужден как закоренелый еретик и родич Франческо с материнской стороны Б. Люпетино. Беспокойство блюстителей католической веры вызывала дружба и переписка Патрици с еретиками. Среди них были студент-киприот А. Заккария, епископ Кипра Кастельветро, обвинявшийся в ереси и связях с Женевой22 . Но Патрици не стал теологом, он предпочитал говорить языком философии23 .

"Счастливый город" среди произведений Патрици занимает особое место. Это сочинение написано в начале творческого пути, когда его окрыляли светлые перспективы, а настоящее и будущее Венеции казались ему достаточно прочными и прекрасными. Он был связан с Падуанским университетом, изучал философию, имел много покровителей и друзей из числа знати, его однокашниками были будущие папы Григорий XIV и Клемент VIII, кардиналы Гонзага, Валерио, Ровере, представители аристократических фамилий, с которыми Патрици чувствовал себя на равной ноге. Первое его сочинение не является еще плодом вполне самостоятельных и оригинальных размышлений. Как справедливо отмечает Аркари, в ту пору будущий неоплатоник во многом отталкивался от идей Аристотеля24 . Сам Патрици в начале своей работы "Счастливый город" (посвятительном письме) отмечал, что он "пунктуально" следовал за Аристотелем, оставив, однако, себе некоторую свободу, чтобы иметь возможность высказать свои собственные суждения и показать свои силы (далее ссылки даны в тексте)25 . В то же время в сочинении очевидно влияние идей Платона. В посвящении автор, сравнивая себя с Дедалом, писал о намерении подняться к высотам "божественного" Платона. "Счастливый город" свидетельствует, что Патрици впитал в себя и другие веяния своей эпохи и прежде всего идеи гуманистов с их рационалистическими и жизнеутверждающими принципами. При этом надо подчеркнуть, что итальянская действительность, особенно олигархические порядки Венецианской республики, гражданином которой был Патрици, оказывали самое прямое воздействие на молодого философа. Не будучи во всем оригинальным, "Счастливый город" явился, однако, типичным образцом итальянской политической литературы XVI в.: мысли


22 A. Stella. Anabattismo e antitrinitarismo in Italia, pp. 81, 90 - 91, 200, 209 - 211,214.

23 А. Стелла приводит письмо Патрици, написанное в 1562 г. и адресованное Заккария, в котором Патрици замечал, что если бы ему пришлось ошибаться, то, выбирая из двух зол, он предпочел бы ошибаться в философском плане. Это могло бы сделать его добрым и "созерцательным", а не святой дух Лютера, который не делает добра другим и отнимает надежду на спасение (A. Stella. Op. cit., p. 214).

24 См. M. P. Arcari. Op. cit., p. 32.

25 F. Patritio. La cita felice. Посвятительное письмо. Патрици исходил из сочинения Аристотеля "Политика", в частности, из его раздела "О наилучшем государстве" (см. "Политика Аристотеля". М. 1911).

стр. 87


античных авторов по обычаю того времени переносились на итальянскую почву, наполнялись новым содержанием, становились злободневными, отражая настроения людей, живших в XVI веке.

"Счастливый город" посвящен рассуждениям о том, какой должна быть организация общества, имеющего целью достижение истинного счастья. Для Патрици первичным является благо отдельной личности. Следуя за Аристотелем, он видел его в личном счастье, заключенном в полном удовлетворении всех потребностей индивидуума и деятельности его согласно высшей добродетели (л. 5). Именно к этому человек стремится, и "большего он не может достичь в этом мире". Патрици исходил из платоновско-аристотелевского учения о взаимодействии двух частей человека - души и тела, неразрывно связанных между собой. Человек живет до тех пор, пока душа и тело его едины. Как душа воздействует на тело, так и тело, в свою очередь, влияет на состояние души. Из этого положения, вытекало заключение Патрици о том, что для счастья люди нуждаются в удовлетворении потребностей не только духовных, но и физических (последнее особо выделялось автором), причем для полного счастья и деятельности "согласно высшей добродетели" удовлетворение потребностей должно быть беспрепятственным (там же)26 . В условиях Италии XVI в. такая постановка вопроса резко расходилась с традиционным утверждением католической церкви, звавшей человека лишь к духовному совершенству и аскетизму, а эти мотивы, как известно, с новой силой возрождались в эпоху контрреформации и католической реакции. Мысли Аристотеля в изложении Патрици получали, таким образом, характерное для гуманистов звучание и защищали новое отношение к человеку, поднимали значение личности, утверждая ее право на радость и наслаждение. Только полное и беспрепятственное удовлетворение душевных и телесных потребностей создает предпосылки для истинного счастья, или, как писал Патрици, позволяет человеку утолять жажду из "реки блаженства", которая струится "из бесконечной небесной бездны" (л. 4).

Исходя из платоновского положения, что человек как существо социальное не может жить вне общества, Патрици соответственно обосновывал необходимость государства. Но и здесь суждения, заимствованные у древних авторов, получали несколько иной оттенок. Подобно Аристотелю, Патрици отождествлял интересы отдельной личности с интересами государства, но у него на первом плане благо личности. Он считал, что поступками людей, как и всех созданий, руководит эгоистический интерес, любовь к самому себе. В этом рассуждении проявлялся характерный для эпохи Возрождения индивидуализм. Человек, как и всякое существо, рассуждал Патрици, стремится к собственному благу. Это и заставляет его общаться с себе подобными. Он желает объединения не ради счастья других, а нуждается в государстве в своих собственных интересах, так как без помощи и поддержки других людей не в состоянии удовлетворять свои потребности. Чтобы есть, пить, иметь одежду и кров, чтобы наслаждаться, человеку нужны самые различные вещи, которые он не может добыть в одиночку, без помощи других. Таким образом, первичным для Патрици являлось не общее благо всех людей в целом, как это мы видим у первых итальянских утопистов (Дони, Кампанеллы), а счастье индивидуума, который не в состоянии обойтись без государства. Именно это и является в представлении Патрици причиной и целью объединения людей. Стремясь удовлетворить свои нужды, человек ищет "компании" себе подобных. Желание общения с другими людьми естественно и разумно. Тот, кто не ищет его, исключает себя из числа людей, про такого древние говори-


26 Если Аристотель делал акцент на значении душевных благ, то Патрици - на удовлетворении физических потребностей человека (ср. "Политика Аристотеля", стр. 295 - 296, 298).

стр. 88


ли, что "он или бог, или животное" (л. 4). В этих суждениях Патрици просматривается, хотя еще очень туманно, интерес к вопросу о самосохранении всего сущего, который позднее привел его к теории так называемой филавтии - любви к самому себе как естественной, идущей от природы27 .

Обосновав необходимость создания общности людей и объединения их в государство, Патрици рисовал затем картину идеального общества, которое выступает у него в виде города-государства, что было столь характерно для итальянской утопии XVI-XVII вв. и отражало определенный тип политической организации, господствовавшей на Апеннинском полуострове. Для Патрици государство и город были синонимами (так же, как для античных писателей и его современников Дони, Кампанеллы и других).

Подчеркивая, что для полного счастья важна забота о душе и теле, Патрици обращал внимание прежде всего на создание условий для удовлетворения физических потребностей людей, что считал первоосновой их душевного спокойствия. Таким образом, и здесь, в отличие от аскетического идеала средневековья, предполагавшего возвышение духа за счет тела, Патрици, наоборот, ради спокойствия и душевного счастья требовал полного удовлетворения именно физических потребностей человека, полнокровной жизни на земле. Объективно эти утверждения опять-таки являлись идеалом, типичным для эпохи Возрождения.

Исходя из философских предпосылок, Патрици советовал населять идеальное государство крепкими от природы людьми, полагая, что для своего блага человек нуждается прежде всего в сильном теле, способном к деятельности и самозащите. Первое, о чем обязан думать мудрый устроитель совершенного государства, - это законы об укреплении здоровья людей ради продления их жизни. Такие законы он считал необходимыми, ибо человек в отличие от других животных по слабости натуры и вследствие дурных привычек сам причиняет себе вред. Рассматривая факторы, от которых зависит физическое состояние человека, Патрици заключал, что люди в первую очередь нуждаются в хорошем воздухе, который "расходится по жилам", и достаточном количестве крови, что зависит от потребляемой пищи. Поэтому мудрый законодатель должен издать специальные законы о качестве и количестве принимаемой еды (л. 6). Он должен позаботиться о правильном расположении совершенного города. В отличие от Мора, который, исходя из природных условий Англии, не выбирал для утопии особо благоприятного климата, Патрици полагал, что город следует возводить в здоровой местности, с чистым воздухом и умеренным климатом, чтобы люди не страдали от излишнего зноя или холода, в районе, где нет болот и вредных испарений и в то же время не слишком сухо. Патрици предлагал строить город на берегу моря (для удобства торговли), заботясь, чтобы выбранное для него место способствовало обороне в случае нападения неприятеля (лл. 7 - 9). Патрици исходил при этом не только из Аристотеля, но и из конкретных географических условий Италии, о которой он думал при написании "Счастливого города".

Интересны рассуждения Патрици об экономической базе совершенного государства. Он подробно пишет о продовольствии и разнообразных вещах, в которых нуждается человек для поддержания своего здоровья. Государство, где граждане намерены жить счастливо, должно обладать обширной территорией, дабы была возможность производить на ней все необходимое - хлеб и плоды, разводить скот и в изобилии снабжать продуктами жителей города, чтобы у них ни в чем не было недостатка (л. 6). А так как без обработки земля не приносит доста-


27 См. А. Х. Горфункель. "Любовная философия" Франческо Патрици и философия любви Тарквинии Мольца.

стр. 89


точно плодов, законодатель должен проявить заботу о достаточном числе крестьян - пастухов и пахарей. Обращает на себя внимание тот факт, что Патрици, гражданин Венеции толковал прежде всего о сельском хозяйстве, что характерно для эпохи феодализма вообще, когда сельское хозяйство являлось основной отраслью производства, и в то же время свидетельствует о начавшейся аграризации венецианской экономики. В отличие от других политических писателей Италии, живших в период ее глубокого упадка, Патрици признавал также необходимость ремесла и торговли. Поскольку зерно и другие продукты нельзя употреблять в пищу в сыром виде, писал он, в совершенном государстве должны быть различные ремесленники (мельники, маслобойщики, повара, мясники, пекари и т. д.). Всем им необходимы разнообразные инструменты, которые изготовляют столяры, плотники, кузнецы и другие. Город не сможет обойтись без строителей, каменщиков, архитекторов, портных, ткачей, сапожников, меховщиков и т. д. и т. п. Ему потребуются врачи и хирурги, аптекари и цирюльники, поскольку здоровье зависит не только от природы, исполнения разумных законов, но и случая, стихийных бедствий и болезней (л. 6). В городе должно быть множество лавок, мастерских и меняльных контор, рынков и площадей, которые служили бы делу и одновременно украшали город. Говоря о разнообразной хозяйственной деятельности населения, Патрици особо выделял шелковое производство, отмечая преимущества шелковых тканей перед льняными и шерстяными (л. 8). Это замечание свидетельствовало об интересе к шелковому производству в Италии XVI в., где оно переживало тогда период расцвета. Для снабжения города всем необходимым нужны и купцы, которые привозили бы заморские товары. Автор заботился о развитии торговли и, считая более выгодной морскую, советовал развивать кораблестроение (лл. 12 - 13).

Таким образом, Патрици обращал внимание не на политическую форму устройства идеального государства (как многие писатели того времени), о чем он писал лаконично, а на экономические факторы. В данном случае образцом для него оставался все тот же Аристотель. Одновременно Патрици исходил и из действительности, в частности, он принимал во внимание экономическую жизнь Венеции, которую идеализировал и, в сущности, во многом копировал.

Интерес Патрици к экономическим факторам - не исключение в итальянской литературе того времени. Он неуклонно возрастал по мере углубления всеобщего кризиса в стране28 . О лучшей организации сельского хозяйства задумывался и Дони29 . На эту тему позже (в начале XVII столетия) писал Л. Цукколо30 и многие другие. Обращение Патрици к разделам "Политики" Аристотеля, где речь шла о хозяйственной жизни "наилучшего государства", оказывалось, таким образом, не случайным31 . Примечательно, что Патрици привлекала прежде всего проблема беспрепятственного снабжения города всем необходимым. Вопрос о производстве на экспорт его не интересовал. Направленность хозяйства его идеального города имеет явный потребительский уклон, что вполне соответствовало и характеру, все более приобретаемому итальянской экономикой.

Патрици отдавал предпочтение небольшим городам. Его совершенное государство представлялось как населенный пункт с ограниченным числом жителей, хорошо знающих друг друга. Все это говорит о том,


28 См. U. Gobbi. L'economia politica negli scrittori italiani del secolo XVI-XVII. Milano. 1889, pp. 48, 52.

23 A. F. Doni. I mondi. Venezia. 1562, p. 174.

30 L. Zuccolo. Dialoghi. Venetia. 1625, pp. 217 - 220, 309. Подробнее см. Л. С. Чиколини Социально-политические идеи итальянского утописта XVII века Лодовико Цукколо. Киев. 1973.

31 Ср. "Политика Аристотеля", стр. 316 - 318.

стр. 90


что по своему внешнему облику, количеству жителей и характеру хозяйственной жизни идеальный город Патрици весьма напоминает, с одной стороны, древнегреческий полис, с другой - приморские города средневековой Италии или родной философу Далмации.

Патрици, как и большинство его итальянских современников, явный противник внутренних раздоров. В идеальном городе он намеревался создать жизнь мирную и спокойную. Примечательна в связи с этим цепь его рассуждений: ссоры и распри мешают счастью людей тем, что сокращают человеческую жизнь, ибо в результате их нередко происходят убийства. Учитывая это, граждане идеального города пребывают в согласии и любви, ибо каждый из них желает блага самому себе. В основе взаимоотношений горожан опять-таки лежит любовь к себе, а она логически порождает любовь к другим (л. 11). Для поддержания порядка в городе изданы законы, защищающие покой и безопасность граждан. Об этом пекутся многочисленные судьи, адвокаты, прокуроры, следователи, стражники и другие (лл. 9 - 10). Кроме этих обычных способов поддержания внутреннего мира, рекомендовалось создавать в городе атмосферу дружбы. По примеру аристотелевских сесситий Патрици предусматривал устройство общественных пиров "по крайней мере один раз в месяц", для чего советовал сооружать специальные залы (л. 10)32 . В его воображаемом государстве среди истинных граждан, кроме того, вводилось уравнение имущественного достатка, являющегося в представлении Патрици лучшим средством предотвращения зависти и причин к недовольству (л. 10). Однако из его рассуждений не совсем ясно, распространялось ли это уравнение на всех жителей или касалось только полноправных граждан. Забота о внутреннем порядке в, государстве была характерна для политических писателей XVI века. К этому вопросу Патрици возвращался вновь в "Диалоге о чести", опубликованном вместе с "Счастливым городом"33 .

В отличие от Платона Патрици не выступал сторонником обобществления собственности даже для привилегированных. Он принимал аристотелевскую схему. За пределами города граждане имеют владения, которые (точно по Аристотелю) он рекомендовал давать в разных местах: одну часть вблизи города, другую у границ государства, дабы граждане были заинтересованы в защите государства (л. 11). В общественном владении оставлялась часть территории, доходы с которой шли на организацию общественных пиров (л. 10). С отсутствием вражды и существованием равенства среди граждан (и прежде всего с желанием собственного блага) Патрици связывал необыкновенный патриотизм и любовь к отчизне, которую они защищают, как мать, и готовы ради нее пожертвовать жизнью (л. 11).

Как и все утописты того времени, Патрици уделял много внимания обороне своего воображаемого города. Не пользуясь наемными войсками, его граждане сами защищают свои владения. Патриотизм жителей усиливается тем, что все они местные уроженцы. Патрици подчеркивал этот факт и считал, что родственные связи и знание друг друга делают людей более дружными и стойкими. Он солидаризировался с Аристотелем в отношении к иностранцам, к которым, как и другие мыслители его времени, испытывал недружелюбные чувства. И это понятно, если вспомнить, что его страна была растоптана чужеземными завоевателями. Подробности, с какими автор описывал организацию обороны идеального города, свидетельствуют об интересе Патрици к военному искусству. Он пишет о строительстве стен и крепостей, необходимости иметь достаточное количество вооружения для пехоты, кон-


32 Патрици перенял эту идею у Аристотеля. Но очень возможно, что он руководствовался и венецианской практикой, где подобные пиры практиковались (См. M. P. Arcari. Op. cit., p. 124).

33 См. F. Patritio. Dialogo dell'Honore. Venetia. 1553.

стр. 91


ницы, артиллерии, опираться на сильный морской флот. Он дает советы, как отражать нападения приближающегося к городу неприятеля, делать вылазки, использовать преимущества местности и другие тактические приемы (лл. 11 - 12). Характерно, что автора не интересовала тактика наступательных боев. Все его внимание сосредоточено на обороне. В его время в условиях нескончаемых войн, когда итальянские города подвергались постоянной угрозе нападения, именно этот вопрос был особенно актуален.

Относительно управления Патрици высказывал характерные для гуманистов суждения, полагая, что в мире должен править разум. Руководство государством он вручал "истинному гражданину", выбранному из числа самых мудрых. Характерно представление Патрици о человеческой мудрости. Он связывал ее с прирожденной одаренностью и жизненным опытом. Одаренными, рассуждал Патрици, могут быть как старые, так и молодые люди. Мудрыми же по опыту - только люди пожилого возраста. В отличие от многих утопистов его времени, отдававших бразды правления старейшим, Патрици полагал, что к управлению государством следует привлекать не только людей зрелых, но и молодежь. Юные должны учиться у стариков этому искусству. "Счастливее других были государства, - писал он, - правители которых прежде, чем править, были хорошо подготовлены к этому". Участие молодежи в государственных делах является также лучшей гарантией от различного рода недовольства, к которому склонны молодые люди. Выбор правителей из числа опытных и начинающих будет также давать надежду на выдвижение вступающим в жизнь (л. 10).

Патрици заботился о моральных достоинствах граждан своего города и высказывал мысль, что развитие добродетелей зависит не только от способностей человека, но и от навыков. В целях укрепления духа и тела в городе по примеру древних для граждан всех возрастов были организованы различные игры, предназначенные для "благородных и свободных" (л. 10). Мысли Патрици о воспитании строились по античным образцам. Интерес его к вопросам педагогики не случаен. Прежде всего он исходил из пользы государства, которому нужны здоровые, дееспособные люди. Кроме того, он придавал особое значение воспитанию тех физических и душевных качеств в человеке, без которых, по его представлению, невозможно достичь совершенства и истинного блаженства. Проявляя заботу о новом поколении, он обязывал родителей иметь здоровых детей. С этой целью в идеальном городе предусмотрены законы, регулирующие браки. Патрици полагал, что женщинам лучше иметь детей в возрасте от 18 до 40 лет, а мужчинам - в возрасте от 35 до 40 лет. Он не одобрял ранние браки женщин 14 - 15 лет, являвшиеся в его время обычным делом, а также желание мужчин иметь детей после 40 лет (л. 18). Эти рассуждения, как и пассаж о выборе наиболее благоприятного для зачатия момента, говорят о заимствовании идей у Аристотеля и невольно наводят на мысль о сходных предложениях Кампанеллы, развитых более подробно, чем у Патрици, полвека спустя34 .

Патрици высказывал немало конкретных советов о воспитании: детям надо давать разнообразную, соответствующую возрасту пищу, но не перекармливать их, чтобы они не стали вялыми. Он считал обязательными для детей, особенно начиная с пятилетнего возраста, различные подвижные игры и гимнастические упражнения. От Аристотеля шли и советы Патрици о моральном воспитании. Он повторял, что в присутствии детей нельзя совершать дурные поступки, нельзя показывать детям неприличные картинки, водить на непристойные комедии, произносить грубые уличные слова, ибо в нежной душе ребенка грубые впечатления оставляют след, который потом невозможно стереть. Он считал


34 Ср. Т. Кампанелла. Город Солнца, М. - Л. 1954, стр. 44, 60 - 62.

стр. 92


бессмысленным учить детей правилам высокой морали путем наказаний и поощрений, так как полагал, что дети этого не понимают. Наиболее действенным методом воспитания он считал личный пример. Патрици заботился о развитии лучших душевных качеств детей путем обучения их музыке и живописи. Среди наук, которые следует преподавать гражданам идеального государства, назывались философия, грамматика и юриспруденция (л. 18), иначе говоря, жители города должны получать прежде всего гуманитарное образование.

Кто же эти счастливые граждане, о которых проявлял такую заботу Патрици? Все ли люди, жившие на территории его воображаемого города, имели право и возможность достичь блаженства и утолить жажду из "небесной реки"? Оказывается, нет. Если Патрици в своих натурфилософских суждениях был во многом своеобразен и самобытен, то идеальное общество он создавал в духе идей Аристотеля и Платона. Патрици разделял людей на различные категории по их способностям к занятиям и определял им различные права и положение в обществе. Он отнюдь не был сторонником полного равенства людей. Вся идеальная картина, нарисованная в "Счастливом городе", касалась только избранных. Жителей своего государства Патрици делил на шесть разрядов - крестьян, ремесленников, торговцев, воинов, правителей и жрецов. В обязанность первых трех категорий - крестьян, ремесленников, торговцев - вменялось обслуживание трех других категорий - воинов, правителей и жрецов.

Уделом крестьян был изнурительный сельскохозяйственный труд. Они, писал Патрици, лишь начинают прокладывать путь к "реке блаженства" и так отягощены трудами и заботами, что не в состоянии приобрести тех моральных качеств, которые необходимы для получения истинного блаженства. Крестьяне и впредь должны жить, как жили с незапамятных времен, испытывая различные затруднения. Всю жизнь крестьянин обязан трудиться, чтобы прокормить себя и других (л. 13). Таким образом, Патрици исключал "толпу крестьян" из числа счастливых граждан. Более того, крестьяне низводились на положение рабов, зависимых от своих господ. Считая сельскохозяйственный труд самым тяжелым, Патрици хотел, чтобы в его идеальном государстве крестьяне были сильными, физически выносливыми и могли бы переносить все тяготы своей изнурительной работы. А для того, чтобы "горожане могли свободно командовать ими, нужно, чтобы они были рабами", и "когда господа им приказывают, они не смели бы сопротивляться их распоряжениям. Крестьяне должны быть боязливыми и слабыми душой, и, как говорится, рабами по природе" (л. 7). В этом суждении, заимствованном у Аристотеля, имеется, однако, специфический оттенок. Патрици писал о превосходстве горожан над крестьянами, отражая тем самым характерное для Венеции его времени явление. Только Мор, а за ним Дони и Кампанелла задумывались над тем, как ликвидировать это превосходство.

В идеальном государстве на положение слуг сведены Патрици и ремесленники, они тоже "исключены из числа блаженных", ибо "всю жизнь они испытывают невзгоды и заняты трудом, чтобы создавать удобства и освобождать от труда других". Их жизнь так утомительна, что не оставляет им сил преодолеть тяжелые препятствия на пути к вершине добродетели (л. 14). Но говоря о "толпе" ремесленников, Патрици не употреблял термина "рабы". Не являются полноправными гражданами и купцы. Облагая их налогами, Патрици предлагал множить таким образом богатство и увеличивать казну государства (л. 9). Но и торговцев он не допускал к вершине добродетели. Проводя жизнь в трудах и опасных скитаниях по морям, писал Патрици, они и не думают о вершинах истинного блаженства. Верхом счастья для них является их собственный рай и свои наслаждения (л. 14).

стр. 93


Таким образом, весь трудящийся и деловой люд - крестьяне, ремесленники и даже торговцы - не имел прав гражданства в идеальном городе. Они не принимают участия в общественных трапезах, на них не распространяются другие привилегии. Их задачей было лишь прислуживать во время пиров - "одни как повара, другие как разносчики напитков, третьи как слуги, накрывающие на стол" (там же). Исключение из числа полноправных граждан "счастливого" государства всех тружеников свидетельствует об аристократических симпатиях Патрици. Он подчеркивал, что занятые физическим трудом люди не могут достичь истинного блаженства, поскольку не обладают нужными для этого добродетелями. "Мои слова означают, что сословия крестьян, ремесленников, торговцев по указанным причинам не имеют возможности быть счастливыми, не входят как составная часть в счастливый город и не пользуются никакими привилегиями, и поэтому их нельзя назвать гражданами" (там же). Он сравнивал их положение в государстве с положением слуг в доме - садовника, управляющего и других, которые, обслуживая семью и живя рядом с нею, не входят в ее состав.

Гражданами идеального города являются только воины, правители и жрецы. У них есть возможность наслаждаться подлинным счастьем и блаженством. Они могут долго жить, освобожденные от забот и тревог. В их распоряжении имеется все необходимое для удовлетворения духовных и физических потребностей, доставляемое другими людьми. Они могут, располагая досугом, отдавать "всю душу добродетели" и тем самым достичь высот совершенства. Только они сидят за пиршественным столом и имеют привилегии в городе. Подводя итог своим рас суждениям, Патрици заключал: "Наш счастливый город состоит из двух частей, одна рабская, несчастная, другая господствующая и счастливая, и эта последняя, собственно, и может называться гражданской, как та, которая принимает участие в почестях и привилегиях города и в нем господствует" (там же).

Каков социальный смысл подобного статуса жителей воображаемого города? Что могло бы означать осуществление подобных порядков на практике? Идеал Патрици, в сущности, был отзвуком реальной действительности того времени с характерным для Италии усилением феодальных и полуфеодальных форм эксплуатации трудящихся, а также возрождением (в результате великих географических открытий и начавшегося колониального грабежа) элементов рабства и работорговли, которые, впрочем, не исчезали полностью и в средние века35 .

Вопрос о свободе человека в эпоху начавшегося разложения феодальных устоев жизни становился животрепещущим в политической литературе Западной Европы. Прогрессивные писатели нападали на институт рабства и прославляли свободу человека. "Свобода - главный дар природы", - писал Леонардо да Винчи36 . Эти мотивы звучали и в политических произведениях итальянских авторов, в том числе в упоминавшемся выше "Наставлении христианского государя", в "Диалогах о достоинстве государства" Д. Виды37 и других. Политический писатель конца XVI в. Ф. Альбергати хотел, чтобы тружениками на земле были свободные люди38 . Вслед за Мором на принципах равного и обязательного труда свободных граждан строили свои идеальные государства Дони и Кампанелла. Однако большинство писателей XVI-XVII вв. не были последовательны в этом вопросе. Осуждая рабство, они часто вслед за Аристотелем признавали существование "природных" рабов -


35 См. D. Gioffre. II mercato degli schiavi a Geneva nel XV. Geneva. 1971. Леонардо да Винчи. Избранное. М. 1962, стр. 161.

37 M. H. Vida. Dialoghi de rei publicae dignitatee. Cremona. 1556, p. 23.

38 F. Albergati. La republica regia. R. 1664. pp. 313 - 315. Подробнее см. Л. С. Чиколини. Социально-политические идеи Фабио Альбергати, итальянского утописта XVI-начала XVII века. "Средние века". Вып. XIV. М. 1959.

стр. 94


глупцов, малодушных и т. п. (этот мотив звучал и у Патрици). Неожиданно рабы появлялись и в идеальных государствах Мора и Кампанеллы. Однако между Мором и Кампанеллой, с одной стороны, и Патрици, с другой, имеется существенное различие в отношении к рабству. Главными, непосредственными производителями у Мора и Кампанеллы являются свободные люди, полноправные граждане Утопии и Города Солнца. Мор и Кампанелла впадали в противоречие, не зная, как разрешить проблему тяжелого и неприятного труда. У Патрици же речь шла не о противоречии. Он совершенно сознательно делил людей на две группы - господствующую и эксплуатируемую, - стремясь построить совершенное общество для избранных за счет угнетения трудящихся.

Итак, небольшой город-государство, с ограниченным числом обитателей, где все знают друг друга, расположенный на берегу моря в удобном заливе с приятным климатом и обширной территорией вокруг, на которой живут и работают крестьяне-рабы, доставляющие в город необходимые продукты; город, обнесенный стенами и башнями, имеющий флот и оружие для защиты, с множеством площадей, лавок, мастерских, меняльных контор и рынков, где трудятся многочисленные ремесленники и снуют прибывшие из далеких плаваний купцы; им правят, пользуясь всеми привилегиями, равные между собой граждане и господа - воины, правители и жрецы, живущие в покое и блаженстве за счет чужого труда и эксплуатации массы обремененного заботами трудового народа, - вот в конечном итоге картина, нарисованная в "Счастливом городе". Она является не чем иным, как идеализированным воспроизведением облика древнегреческого полиса и в то же время средневекового итальянского города-государства с аристократической формой правления. Отличие заключается лишь в том, что в городе Патрици правит не старая потомственная аристократия, знать по рождению, а нобилитет, выдвинувшийся благодаря своим высоким добродетелям, уму и доблести, то есть духовная аристократия, внутри которой царит равенство и согласие.

Патрици никак нельзя причислить к сторонникам демократических идей и равенства всех людей. Автор "Счастливого города" стоит на страже интересов классового общества, считая само собой разумеющимся существование угнетения и эксплуатации трудящихся. Произведение его проникнуто идеями Аристотеля и Платона, у которых позаимствованы в ряде случаев самые реакционные черты. Патрици сохранил характерное для рабовладельческого и феодального общества презрительное отношение к физическому труду как проклятию.

Однако миропонимание этого итальянского писателя XVI в. было противоречивым, как и большинства мыслителей того времени. В его сочинении наряду с реакционными высказаны и некоторые положительные идеи. "Счастливый город" носит чисто светский характер, проникнут рационализмом. Патрици разделял общие для всех гуманистов идеи о превосходстве людей, обладающих высокими личными качествами. У него нет склонности к аскетизму и стремления уравнять людей в бедности. Он мечтал о полнокровной жизни на земле, гармоническом удовлетворении духовных и физических потребностей людей и создавал его в своем воображаемом государстве, правда, только для меньшинства. Представление Патрици о будущем обществе как радостном и счастливом, где не должны быть ограничены потребности людей, было объективно направлено против церковно-богословского аскетического мировоззрения. Он писал о расцвете всех душевных сил и возможностей людей (пусть только избранных) и понимал, по-видимому, что в условиях того времени, в тяжелых трудах и заботах, они не могут получить полного развития. В сочинении Патрици проводилась мысль, что люди, занятые физическим трудом, не могут достичь высот совершенства именно вследствие отсутствия соответствующих жизненных условий.

стр. 95


Заслуживают внимания рассуждения Патрици, пусть даже в значительной мере заимствованные, о хозяйственной жизни, экономике. Забота о здоровье человека, правильном питании, благоприятной жизненной среде, суждения о влиянии климата и географического фактора на развитие общества также представляют интерес, поскольку являются проблемами общечеловеческими. Для его современников могли иметь значение и некоторые его мысли о воспитании молодого поколения, патриотизме и т. п. Свое произведение Патрици заканчивал, как и большинство утопистов того времени, словами о привлекательности нарисованного им идеала. Если будет создан такой город, писал он, то он настолько возвысится над всеми государствами мира, что станет примером для подражания, его будут восхвалять, прославлять и добиваться, чтобы было позволено выпить жадными устами хотя бы один глоток из небесной реки блаженства и смочить в ней хотя бы один палец, дабы смыть человеческие несчастья (л. 19). Впрочем, неизвестно, верил ли он сам в возможность осуществления созданного его воображением идеального города-государства.

"Счастливый город" Патрици был известен в Италии и в какой-то мере влиял на формирование идей других мыслителей XVI-XVII веков. Немало созвучного с идеями Патрици есть и у Кампанеллы. Суждения о мудром правлении, здоровом поколении и воспитании детей, патриотизме и некоторые другие у обоих философов сходны. Это объясняется прежде всего общим литературным источником, которым они пользовались. Однако нельзя исключить, что Кампанелла был знаком также с "Счастливым городом" Патрици. Но если Патрици, мечтая об истинном счастье человека, в конечном итоге зашел в тупик и изобразил в качестве идеала эксплуататорское общество, то Кампанелла (как до него Дони) думал не об избранной духовной аристократии, а создавал в своем воображении государство трудящихся. Если Патрици относился с пренебрежением к физическому труду, считая его низшей формой человеческой деятельности, то для Дони и особенно Кампанеллы труд становился делом чести39 . Кампанелла поднялся выше Патрици и в понимании задач воспитания, выдвигая требование соединения обучения с трудовым воспитанием. Все это говорит о Кампанелле как борце за интересы наиболее бесправных и обездоленных плебейских слоев итальянского населения, той реальной общественной группы, с которой Ф. Энгельс связывал появление "проблесков коммунистических идей" как выражение ее стремлений40 .

По своему положению и симпатиям Патрици был связан с привилегированными слоями общества, и это оставило соответствующий отпечаток на его сочинении. "Счастливый город" отражал настроения итальянского патрициата и, в частности, той части гуманистов, которые, находясь на службе господствующих слоев общества, более глубоко задумывались о смысле жизни и способах укрепления своих позиций в условиях бурной и переменчивой действительности. Обращение Патрици к "Политике" Аристотеля было не только проявлением интереса человека эпохи Возрождения к произведениям античных мыслителей, но в известной степени отражало намерение защитить порядок вещей, основанный на эксплуатации и господстве частной собственности (так как с именем Аристотеля связывали осуждение идеи общности имущества).

С Патрици, по сути дела, начинается ряд писателей второй половины XVI и начала XVII в., которые, развивая утопические идеи и выступая с проектами преобразования общества в интересах имущих и господствующих классов, принимали каждый по-своему участие в полеми-


39 См. Т. Кампанелла. Указ. соч., стр. 84, 86 - 88.

40 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 7, стр. 364.

стр. 96


ке по вопросам о значении государства и характере собственности, ставшим актуальными в обстановке острой идеологической борьбы Италии того времени. В этом ряду стоят Дж. Вида, епископ и член Тридентского собора, в произведении которого нашла отражение дискуссия о значении государства, комментатор Аристотеля доминиканский монах Ф. Фильюччи, венецианский патриций, писатель и политик П. Парута, осуждавший не только идею обобществления собственности, но и уравнения имущественного достатка, утопист первой четверти XVII в. Л. Цукколо, выступивший с резкой и придирчивой критикой "Утопии" Мора41 и другие. Так, одновременно с зарождением утопическо-социалистической мысли, которая отражала настроения угнетенных и обездоленных, возникали в противовес ей утопические системы, защищавшие интересы привилегированных слоев общества. Они служили средством борьбы с утопическими воззрениями низов, орудием защиты господствующих классов. Объективно такую роль играл и "Счастливый город" Патрици.

Воззрения Патрици не остались неизменными. Печальная картина упадка Италии и ослабления Венеции, личные невзгоды и материальные затруднения, необходимость служить и добиваться покровительства - сильных мира сего заставили Патрици взглянуть на окружающую действительность более критическим взором, мыслить более широкими категориями, что особенно проявилось в его поздних философских трудах. Он пришел и к резкой критике "Политики" Аристотеля. Но "Счастливый город" был написан, когда атмосфера Венеции казалась Патрици еще не столь грозной, и он присоединил свой голос к восхвалению существующих порядков, мечтая "об их совершенствовании и лучшей организации общества, основанного на господстве одних над другими.


41 M. H. Vida. Op. cit.; F. Figluicci. De la politica, overo scienza civile secondo la dottrina di Aristotile. Venetia. 1583; P. Paruta. Delia perfettione delta vita politica. Venetia. 1599, pp. 408 - 410; L. Zuccolo. Op. cit., pp. 240 - 261.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ-ИТАЛИИ-XVI-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander PetrovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Petrov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. С. Чиколини, ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ИТАЛИИ XVI в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ИСТОРИИ-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ-ИТАЛИИ-XVI-в (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Л. С. Чиколини:

Л. С. Чиколини → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Petrov
Volgodonsk, Россия
1722 просмотров рейтинг
19.05.2017 (2506 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
23 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ИТАЛИИ XVI в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android