В постперестроечное врем в издании учебной литературы в России объективно обозначились как позитивные, так и негативные процессы. Особенно это характерно для выпуска образовательной литературы издающими структурами высшей школы. По экспертным оценкам Издательско-полиграфической ассоциации университетов России до 70% выпускаемых вузами страны книг не соответствует эталону качества. Иными словами, оформление и полиграфическое исполнение учебных и научных изданий имеют ярко выраженные дефекты.
В то же время 20% книг выпускаются с соблюдением издательских нормативов. Как правило, это книги, издаваемые крупными вузами, которые имеют собственные специализированные издательские структуры. Такая дифференциация в Российском вузовском книгоиздании вызвана тремя основными причинами.
1. Экономическая причина.
В силу экономии средств вуз не имеет современной издательско-полиграфической базы, а также экономит имеющиеся средства путем снижения затрат на издания за счет ухудшения качества.
2. Культурологическая причина.
Книга выпускается по тому эталону качества, который принят в данной среде, отсутствует культура издательского дела в издающих структурах.
3. Кадровая причина.
Отсутствует необходимый кадровый потенциал для выпуска качественных изданий. Более 95% сотрудников издательств и типографий не имеют базового образования в области издательского дела и полиграфии.
По неофициальным статистическим данным, объем выпускаемой литературы -20 тыс. наименований в год, по официальной статистике - около 13 тыс. (что составляет от 1/4 до 1/5 от общего объема выпуска книг в стране). Принимая во внимание тот факт, что около половины издаваемых в России книг не поступает в книготорговую сеть, можно сделать вывод, что основная масса этих изданий - вузовская литература.
Вполне закономерно, что книга не вовлечена в коммерческий товарооборот, потребитель не может влиять на ее качество. Отсюда возникает парадокс: студент, который должен был бы обучаться, используя грамотно изданную книгу, вынужден учиться по учебнику с запрограммированными ошибками. Тем самым снижается общая культура будущих поколений специалистов в различных сферах производства.
Рассматривая модели университетского книгоиздания в развитых странах, мы можем увидеть как развитую систему книгоиздания в США, так и полное отсутствие данного вида книгоиздания в ФРГ. В настоящее время различными странами спонтанно делаются попытки выбрать наиболее оптимальную модель выпуска учебной и научной книги для системы высшего профессионального образования. Существовавшая в СССР модель планового издательства, возможно, наиболее соответствует потребностям современного университета.
В настоящее время достаточно быстро развиваются международные контакты в области университетского книгоиздания. Российские профессиональные сообщества принимают активное участие в международных конференциях и проводят аналогичные мероприятия в России. В немалой степени этому способствовало присоединение в 2003 г. Российской Федерации к Болонской конвенции по высшему образованию.
На фоне общей мировой тенденции - поглощение медиа-корпорациями обычных издательств - только университетские издательства способны выпускать научную и учебную литературу, не руководствуясь конъюнктурой рынка. Тем более, что выравнивание требований к образовательным программам неизбежно вызовет поток новых научно-педагогических публикаций. Процесс этот может иметь лавинообразный харак-
тер, и в таких условиях необходим поиск новых технологий книгоиздания, при которых обычный редакционно-издательский процесс может быть упрощен.
На современном этапе наиболее конструктивной представляется технология выпуска университетской книги "Print on demand" (печать по требованию). При использовании данной технологии полиграфические затраты сводятся к естественному минимуму, издательские же расходы остаются неизменными. В нужный момент времени можно распечатать требуемое количество экземпляров, а также внести необходимые изменения в каждый последующий тираж.
Технология "Print on demand" получила широкое распространение в США и Японии, а в настоящее время внедряется в некоторых вузах России. Прогнозируется создание удаленных доступов печати (УДП) с использованием всех позитивных составляющих данной технологии. В этом случае УДП должен быть интегрирован в Интернет-пространство стран - участников Болонского процесса для создания условий унификации учебных программ.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |