Libmonster ID: RU-18543

После достижения Индией независимости в 1947 году в стране в течение четырех десятилетий у власти почти беспрерывно находилась партия Индийский национальный конгресс (ИНК). Эта партия во главе с Махатмой Ганди и Джавахарлалом Неру внесла крупный вклад в борьбу за освобождение страны от британского колониализма. На первых парламентских выборах 1952 года она подтвердила свое право руководить Индией. За годы пребывания у власти правительство Конгресса осуществило ряд крупных преобразований по укреплению политической и экономической самостоятельности страны, развитию демократии.

Тем не менее, Конгресс не мог удовлетворить интересы многих слоев населения, которые стали находить своих политических защитников в лице как левых, так и правых партий. Среди последних была Бхаратия джаната парти (БДП) - Индийская народная партия. Под напором этих партий социально-политическая база Конгресса начала размываться, и он стал терять влияние.

В феврале 1998 года к власти в Индии пришла коалиция Национальный демократический альянс (НДА) во главе с Бхаратия джаната парти. В коалицию входило 18 партий. Ее большинство в парламенте было незначительным. При голосовании вотума доверия в сентябре 1999 года НДА не добрал всего один голос, чтобы продолжить править страной. Осенью того же года после досрочных парламенских выборов НДА во главе с БДП вновь получил большинство в парламенте и сформировал правительство. На этот раз в коалицию Национального демократического альянса входили уже 24 политические партии. Таким образом, БДП снова подтвердила свое право на управление страной как главная сила коалиции.

Путь Бхаратия джаната парти к руководству Индией растянулся на несколько десятилетий. 21 октября 1951 года была образована Бхаратия джана сангх (Индийский народный союз - Джана сангх, или БДС), на основе которого в 1980 году создалась БДП.

Сегодня среди всех политических партий Индии Бхаратия джаната парти по праву считается одной из самых массовых и дисциплинированных с широкой сетью тесно связанных с ней индусских религиозно-общинных организаций.

Главной и ведущей из них является Раштрия сваямсевак сангх (Союз добровольных служителей нации - РСС), к которому примыкают созданные им "крылья". Все они вместе составляют Сангх паривар ("Семью союза"). Среди этих "крыльев" - Вишва хинду паришад (Всемирный совет индусов - ВХП), Индийский рабочий союз - один из крупнейших профсоюзов страны, Всеиндийский студенческий совет, молодежная организация Баджранг дал ("Отряд сильных"), а также женские и другие организации. В последнее время вместо "Семьи союза" стало чаще употребляться название "Хиндутва паривар" - "Семья хиндутвы" (индусскости), но суть от этого не изменилась.

ПРЕДТЕЧИ НАРОДНОГО СОЮЗА

Идеологическими, политическими и организационными предшественниками Джана сангха (Народного Союза) были Хинду махасабха (Великое собрание индусов - Махасабха) и Раштрия сваямсевак сангх.

Хинду махасабха появилась на политической арене Британской Индии в начале XX века в Бенга-лии, а затем в штатах Пенджабе и Махараштре. Ее возникновение в Бенгалии имело прямое отношение к событиям, связанным с разделом этой провинции по плану вице-короля Индии Дж.Керзона на две части - восточную, населенную преимущественно мусульманами, и западную, в которой проживали главным образом индусы. Тогда в Дакке в 1906 году группа мусульманских лидеров создала Мусульманскую лигу, которая ставила своей задачей защиту политических прав и интересов мусульман Индии и "достойное представление их нужд и чаяний" правительству. Через год было образовано Объединенное бенгальское индусское движение

стр. 30


(ОБИД), которое рассматривалось в качестве реакции на появление Мусульманской лиги. Умеренное ОБИД стояло в стороне от революционного движения, возглавляемого Ауробиндо Гхошем и другими борцами против раздела Бенгалии.

В 1907 году вслед за созданием Хинду махасабхи в Пенджабе была образована Акхил Бхарат хинду махасабха (Всеиндийское великое собрание индусов). На своем первом заседании Махасабха приняла программу, в которой, в частности, говорилось: "Махасабха является не сектантским, а всеохватывающим движением. Оно не направлено против какого-либо другого движения - индусского или неиндусского. Ее целью является решительная защита интересов всей индусской общины во всех их проявлениях".

С 1909 по 1914 год пенджабская Хинду махасабха провела пять ежегодных конференций, большинство участников которых были членами созданной в 1875 году организации Арья самадж (общество ариев). В эти же годы Индийский национальный конгресс также активно вовлекал в свою работу членов этого общества, среди которых наиболее известными были Лала Ладжпат Рай, Шаду Лал и Лал Чанд. На съезде ИНК в 1906 году в Калькутте Лала Ладжпат Рай тесно сотрудничал с Бал Гангадхар Тилаком и Бипин Чандра Палом. Этот своеобразный союз трех получил название "Лал-Бал-Пал". Позже на съезде ИНК в Лахоре Мадан Мохан Малавия и Лала Ладжпат Рай участвовали в деятельности как ИНК, так и Махасабхи. Заседания обеих организаций проходили в одно и то же время в одном и том же месте. В 1909 году М. М. Малавия был избран президентом обеих партий - ИНК и Махасабхи. Лидеры Махасабхи поощряли своих членов вступать в ИНК, чтобы активнее защищать интересы индусов.

В 1923 году под эгидой Махараджи Бенареса руководство Махасабхи впервые провело в этом городе свое заседание отдельно от ИНК. Среди лидеров Махасабхи был Раджендра Прасад, впоследствии первый президент Республики Индия. Это заседание стало известно тем, что одобрило религиозную процедуру шуддоси (очищения), в соответствии с которой обращенные в иную веру индусы могли снова вернуться в лоно индуизма.

Решение лидеров Махасабхи вызвало негативную реакцию руководства Мусульманской общины. В течение всех трех последующих лет в ряде городов Индии - Калькутте, Дели, Алигархе, Шолапуре, Лакхнау и других, возникли беспорядки на религиозно-общинной почве. В ИНК раздавались голоса против решения Махасабхи о проведении процедуры шуддхи. Со своей стороны мусульманские организации организовали движения, нацеленные на обращение в ислам представителей других конфессий.

Одним из наиболее ярких лидеров Хинду махасабхи и Арья самадж в тот период был Свами Шрадананд, который активно выступал в поддержку движения шуддхи. В декабре 1926 года он был убит мусульманином, став жертвой религиозно-общинной розни.

Большое влияние на деятельность Хинду махасабхи, а впоследствии РСС и Джана сангха, оказала программа, сформулированная в речи Лала Ладжпата Рая -председателя сессии Хинду махасабхи в Калькутте в 1925 году. В программе ставились следующие задачи: проведение собраний индусов по всей стране; оказание им помощи во время религиозно-общинных беспорядков; возврат в лоно индуизма тех, кто был насильственно обращен в ислам; организация спортивных занятий индусской молодежи; создание добровольных обществ; доступ в индусские храмы всем желающим; пропаганда языка хинди; проведение массовых индусских праздников; защита общинных интересов индусов в случае возникновения политических разногласий; улучшение положения индусских женщин. В программе содержался и призыв "поощрять добрые отношения с мусульманами и христианами".

В то же время находившийся в США основатель революционной партии "Гадр" ("Восстание") Лала Хар Даял выступил в одной из лахорских газет с заявлением о судьбах индусов Хиндустана и Пенджаба. По его мнению, их будущее зиждется на четырех столпах: "Сплочении индусов; правлении индусов; шуддхи (то есть очищении) мусульман; подчинении и очищении Афганистана и Пограничных провинций. До тех пор пока нация индусов не осуществит все это, - писал Хар Даял, - судьба наших детей и внуков будет в опасности, и даже безопасность самой индусской нации будет под угрозой".

К концу 1920-х годов пути Махасабхи и ИНК разошлись. В 1928 году скончался Лала Ладжпат Рай, а М. М. Малавия и Р. Прасад активно вовлеклись в конгрессистскую политику. Постепенно обнаружилось, что между Хинду махасабхой и ИНК пролегла непреодолимая пропасть.

В это время в Махасабхе наибольшим влиянием пользовалась группа лидеров, продолжившая традиции тройки "Лал-Бал-Пал" в ИНК. Однако в последующие годы руководство перешло преимущественно к политикам из Махараштры, которые считали себя наследниками Тилака. Большинство из них были читпаван- брахманами * .

В эту группу входили Б. С. Мундже, Н. Ч. Келкар, Джаякар и Винаяк Дамодар Саваркар (1883 - 1966).

Последний был центральной фигурой в Махасабхе после его избрания президентом этой организации в 1937 году и вплоть до выхода из нее после убийства Махатмы Ганди в январе 1948 года. Саваркар семь раз избирался президентом Махасабхи. Но до того, как он вошел в состав руководства этой организации, Саваркар активно участвовал в деятельности патриотических организаций и в 1911 году был осужден к ссылке на Андаманские острова на 14 лет. После освобождения в 1924 году британское правительство запретило ему заниматься политической деятельностью до 1937 года. Сразу же после снятия этого запрета он был избран президентом Махасабхи.

КТО ДОСТОИН ЗВАНИЯ "ИНДУСА"

За годы ссылки Саваркар опубликовал книгу "Первая индийская война за независимость", где с позиций индусского национализма анализировал восстание сипаев против английских колонизаторов 1857 - 1859 годов. Книга оказала большое влияние на патриотически настроенную молодежь. Там же, в ссылке, он написал работу "Хиндутва" ("Индусскость"), которая была издана в 1924 году. В ней он впервые в Индии сформулировал идею о двух нациях - индусах и неиндусах. На вопрос, кто есть индус, он отвечал: "Индус - это тот, кто считает страну Бхаратварша, простирающуюся от реки Инд до морей, своей родиной и своей святой землей". Эта формулировка была принята Хинду махасабхой. В соответствии с ее канонами, полноправными гражданами Хинду радж (Индусского государства)


* Читпаван -брахманы - представители одной из высоких подкаст в касте брахманов. (Прим. ред.)

стр. 31


могли быть только индусы, к которым также причислялись джайны, буддисты и сикхи, чьи религии считались ответвлениями индуизма. Мусульмане и христиане не могли рассматриваться как лица, готовые принять Бхаратваршу в качестве своей "святой земли".

Впоследствии Саваркар уточнил эту формулировку. В 1937 году, выступая в качестве председателя на сессии "Хинду махасабхи" в Ахмедабаде, он заявил: "Я предупреждаю индусов, что мусульмане могут оказаться опасными для нашей индусской нации... Индию сегодня нельзя расценивать как унитарную и единую нацию. Напротив, в ней существуют две основные нации: индусы и мусульмане". В дальнейшем это определение стало еще более жестким: "Индусы являются нацией в Индии, а мусульманское меньшинство - общиной".

На сессии Махасабхи в Аджмере в 1933 году председательствующий Бхал Пармананд заявил: "Хиндустан является родиной только индусов, а мусульмане, христиане и другие народности, живущие в Индии, - это всего лишь наши гости. Они могут жить здесь так долго, как долго они хотят оставаться гостями". Особенно жесткая характеристика была дана языку урду: "Урду является иностранным языком, живым памятником нашего рабства. Он должен быть ликвидирован. Урду - это язык варваров, который причинил огромный ущерб нашему национальному делу тем, что широко распространился в Индии." Эти заявления не могли не вызвать подобных же резких возражений со стороны мусульман.

В середине 1930-х годов в ряды Махасабхи вошла группа умеренных индусских националистов, среди которых выделялся Шьяма Прасад Мукерджи как представитель образованных и зажиточных слоев бенгальского общества. Именно Мукерджи сменил на посту президента Хинду махасабхи Саваркара в 1943 году после его ухода в отставку в связи с ухудшением здоровья.

Сразу после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года Хинду махасабха выступила с заявлением, в котором выразила поддержку Великобритании в этой войне. В то же время она настаивала на создании "ответственного правительства" в Индии при сотрудничестве с англичанами. Такая позиция Махасабхи резко контрастировала с выступлениями ИНК против участия Индии в войне, что привело к массовым арестам конгрессистов, включая Ганди.

Общая политическая линия Махасабхи и особенно ее мягкая позиция по отношению к колониальной администрации, привели к тому, что на выборах 1945 года в законодательные органы страны она потерпела сокрушительное поражение, получив всего три места в провинциях и ни одного в центре. Судьба партии была во многом предрешена. Даже миссия британского кабинета министров, прибывшая в Дели в 1946 году для обсуждения вопросов, связанных с будущим Индии, проигнорировала Махасабху. Правда, Саваркару удалось вручить миссии свой меморандум. Суть его состояла в том, что Махасабха соглашалась с предложением миссии о предоставлении большей автономии провинциям с мусульманским населением, но выступала против их отделения от Индийского союза. В свою очередь, ИНК полностью отказался принять план миссии как ведущий к балканизации страны.

После того как 3 июня 1947 года вице-король Индии Л. Маунтбэттен провозгласил план раздела Британской Индии и создания независимых государств - Индийского союза и Пакистана, Махасабха заявила, что этот план свидетельствует о "триумфе руководства Мусульманской лиги над невнятным планом высшего командования ИНК... Конгресс, похоже, готов сдать свои позиции, Лига же настаивает на своих требованиях" (создания Пакистана). В дополнение к этому Всеиндийский комитет Махасабхи принял 8 июня 1947 года резолюцию, имевшую серьезные последствия для будущего: "Главным принципом Хинду махасабхи всегда было единство и целостность Индии, и ни при каких обстоятельствах она не будет участвовать в вивесекции Индии в любой ее форме... Махасабха повторяет, что Индия едина и неделима и что в ней не будет мира до тех пор, пока отделившиеся районы не будут возвращены в Индийский союз и не станут его неотъемлемой частью".

После раздела Индии на Индийский союз и Пакистан и образования двух самостоятельных государств Рабочий комитет Махасабхи на заседании в конце ноября - начале декабря 1947 года попытался определить будущее партии. С этой целью была назначена авторитетная комиссия, которая должна была подготовить доклад о том, как переориентировать деятельность партии в новых условиях.

Но еще до того, как комиссия представила свои предложения и рекомендации, произошло событие, которое привело к почти полному исчезновению Хинду махасабхи с политической арены страны. 30 января 1948 года был убит Махатма Ганди. Убийство совершил Натурам Годсе - один из бывших активных членов Хинду махасабхи, имевший также связи с РСС. И хотя правительство Индии не смогло доказать прямого участия Хинду махасабхи и РСС в убийстве, почти все участники судебного процесса по этому делу, включая Саваркара, были связаны с этими двумя организациями.

РСС был запрещен, а деятель-

стр. 32


ность Махасабхи была серьезно ограничена. Многие ее лидеры были арестованы. Однако Мукерджи продолжал оставаться в составе кабинета министров первого правительства Индии, куда он был приглашен премьер- министром Джавахарлалом Неру. После убийства Ганди избежавшие ареста члены Рабочего комитета Махасабхи приняли решение "приостановить" политическую деятельность и сосредоточиться на "конструктивной работе", на решении многообразных социальных, культурных и религиозных проблем во имя "создания мощного и хорошо организованного индусского общества в независимой Индии".

Однако уже через полгода, оправившись от потрясения, руководство Хинду махасабхи вновь вернулось к мысли о воссоздании политической партии. Мукерджи предложил, чтобы Хинду махасабха отказалась от своего общинно- религиозного облика, открыла двери для членства в ней представителей всех конфессий и даже изменила свое название. Большинство членов Рабочего комитета Махасабхи выступило против такого предложения. Мукерджи вынужден был уйти в отставку. Таким образом, Махасабха вновь подтвердила свою исключительную приверженность индуизму. Новый президент Махасабхи Бхопаткар, приводя аргументы в пользу этого, писал: "Если Пакистан может быть мусульманским государством, Палестина - еврейским государством, Англия или США - христианскими государствами, я не вижу причин, почему Индия не может быть индусским государством".

В последующие годы политическое влияние Махасабхи постепенно сошло на нет. Осталось только знамя - Саваркар, который отошел от ее деятельности в 1948 году. А после его смерти 26 февраля 1966 года Хинду махасабха также прекратила свое существование. Однако ее идейное наследие сохранилось в Джана сангхе.

ЗА НЕДЕЛИМОСТЬ МАТЕРИ-ИНДИИ

Совсем иной была судьба другого идейного и организационного предшественника Джана сангха -РСС. Эта организация была основана в 1925 году врачом Кешав Балирам Хегдеваром (1889 - 1940) вместе с его пятью последователями в Нагпуре. Знаменательным был выбор дня для объявления о создании РСС. Это был последний день индусского праздника Дассера - виджайдашми, когда победивший демона Равану бог Рама возвращается в свою столицу Айодхья. Добро торжествует над злом.

Сам Хегдевар начал свою политическую деятельность в движении свадеши в защиту отечественного производства в 1905 году, находясь под влиянием таких лидеров, как Тилак и Бипин Чандра Пал. Впоследствии он стал членом Хинду махасабхи в Нагпуре. В 1921 году он участвовал в работе местной организации ИНК, а также в халифатском движении * .

После поражения движения и последовавших за этим религиозно-общинных беспорядков, Хегдевар отошел от этой деятельности и сосредоточился на пропагандистской работе. Он выступал с идеей о том, что только индусы могут заывоевать независимость Индии. Для этого они должны духовно и физически совершенствоваться. Он говорил, что индусы являются доминирующей нацией в Бхарате (Индии) и что хиндутва представляет собой раштриятва (государственность). Только индусы смогут освободить Хиндустан и спасти индусскую культуру. Особая роль принадлежит в этом индусской молодежи, которая должна обладать твердым характером и абсолютной любовью к родине.

Поначалу членство в РСС было ограничено сравнительно небольшим кругом лиц - к 1932 году организация насчитывала около 500 добровольных служителей нации, которые вели работу преимущественно среди брахманов - представителей высшей касты индусов штата Махараштры.

РСС приветствовал решение Лахорского съезда ИНК (1929 год), который объявил о требовании полной независимости Индии. Каждая из шакха - местных ячеек РСС - направила по этому случаю поздравления Дж. Неру, который был тогда президентом Конгресса. В 1930 году РСС активно участвовал в движении несотрудничества с колониальными властями, за что сам Хегдевар был арестован. В это же время он вышел из Хинду махасабхи, несмотря на возражения Саваркара.

С начала 1930-х годов Хегдевар принял решение распространить деятельность РСС не только на Махараштру, но и на те районы Центральных провинций, в которых проживали маратхи. Следующим этапом стало образование шакха в Бенаресе, куда Хегдевар ездил в сопровождении Н. Годсе, который вступил в РСС в 1930 году. Годсе считал необходимым участие РСС в политике, но Хегдевар отклонил его предложение. В результате Годсе вышел из РСС в 1934 году.

В последующие годы деятельность РСС распространилась практически на все районы Индии, кроме Ориссы и Ассама. Решение руководства РСС перейти с санскрита на хинди и маратхи для чтения молитв в шакхах привело к заметному росту членства в этой организации, насчитывавшей в своих рядах к 1940 году до 100 тысяч человек.

Активная деятельность Хегдевара подорвала его и без того слабое здоровье. Он умер в июне 1940 года, предварительно назначив своим преемником Мадхав Садашив Голвалкара (1903 - 1967), который и стал руководителем РСС 5 июля 1940 года. Он также,


* Халифатское движение - одна из форм организации мусульман Индии в 1918 - 1922 годах, возникшей в связи с планами Англии расчленить Османскую империю, и ставшей частью сопротивления английскому колониальному господству. (Прим. ред.)

стр. 33


как и многие другие руководители РСС, был брахманом. По окончании христианской миссионерской школы Голвалкар поступил в Индусский университет в Бенаресе, стал последователем М. М. Малавии, который был к тому же одним из основателей этого университета. Некоторое время Голвалкар сотрудничал с Хинду махасабхой, а затем вступил в ряды РСС.

Помимо организационной работы по укреплению и расширению деятельности РСС, Голвалкар внес свой вклад и в идеологию этой организации: в 1939 году он написал книгу "Мы, или как определить нашу национальную идентичность". Вся она была пронизана духом индусского национализма. В середине 1960-х годов Голвалкар опубликовал свой главный труд - "Гроздь мыслей", который рассматривается многими членами РСС как библия индусов.

В отличие от Хинду махасабхи РСС не занял пробританскую позицию по вопросу о вовлечении Индии во Вторую мировую войну. Но вместе с тем он не полностью поддержал конгрессистскую "августовскую резолюцию" 1942 года о начале в стране кампании гражданского неповиновения и требование ИНК к англичанам - "Прочь из Индии!". Отдельные члены РСС участвовали в движении 1942 года в их индивидуальном качестве. Такой подход объяснялся весьма прагматически: РСС считал, что настало время укреплять организацию, а не сидеть в тюрьмах. Действительно, после ареста многих лидеров Конгресса и его активистов РСС воспользовался образовавшимся политическим вакуумом и стал активно расширять свое влияние среди индусов.

Во время религиозно-общинных столкновений между индусами и мусульманами в 1946 и 1947 годах члены РСС активно поддерживали индусов и нападали на мусульман. На это прямо указывал заместитель премьер-министра и министр внутренних дел Сардар Валлабхай Патель в письме Голвалкару. Имелись даже официальные сведения о том, что в ряде районов Пенджаба РСС вел дело к тому, чтобы вытеснить мусульман с целью изменить численное соотношение общин в пользу индусов.

В день провозглашения независимости Индии 15 августа 1947 года РСС объявил о трауре по случаю разрушения "священной неделимости Бхаратматы" (Матери-Индии).

После убийства Ганди правительство наложило запрет на деятельность РСС, арестовало Голвалкара и около 20 тысяч членов РСС. Оно заявило, что декларируемые РСС цели по физическому, духовному и нравственному развитию индусов, воспитанию среди них чувства братства, любви и служения обществу расходятся с практической деятельностью этой организации. Более того, утверждалось, что вредная деятельность РСС связана с культом насилия, что привело ко многим жертвам. Последней и самой дорогой из них стал Махатма Ганди.

8 февраля 1948 года Голваркар, находясь в тюрьме, заявил о роспуске РСС. Запрет на деятельность РСС был снят 12 июля 1949 года. На следующий же день Голваркар направил всем "служителям нации" директиву, в которой отменил роспуск организации. В последующие годы РСС начал активно наращивать влияние и к середине 1960-х годов он объединял около одного миллиона членов, а к 1990-м годам - около четырех миллионов.

БХАРАТИЯ ДЖАНА САНГХ -ПАРТИЯ ИНДУСОВ

Руководство РСС приняло непосредственное участие в создании политической партии Бхаратия джана сангх в 1951 году. Президентом новой партии стал Ш. П. Мукерджи, в апреле 1950 года он вышел из состава кабинета министров в знак протеста против подписания премьер-министром Неру и премьер- министром Пакистана Лиакат Али Ханом пакта, по которому обе стороны брали на себя обязательство защищать права меньшинств в обеих странах, а также содействовать возвращению беженцев к местам их прежнего проживания. В соответствии с пактом, оба правительства заявляли, что у них нет никаких прав в отношении меньшинств в обеих странах. Мукерджи не был согласен с этим. По его мнению, Индия не может быть безучастной, если нарушаются гражданские права индусов в Пакистане.

Таким образом, уход из правительства открыл Мукерджи дверь в новую партию - Бхаратия джана сангх. Около 500 делегатов избрали его президентом БДС. В своей речи он говорил о диктатуре ИНК при отсутствии организованной оппозиции. Бхаратия джана сангх создается, чтобы заполнить этот вакуум и стать главной оппозиционной партией. Он заявил, что Джана сангх открыт для всех граждан Индии вне зависимости от касты, вероисповедания или общины, для всех, кто лояльно относится к своей родине. Последняя часть этого заявления Мукерджи - представителя умеренного крыла во вновь образованной партии, вызвала дискуссию в Джана сангхе и РСС.

Уже через месяц с небольшим после образования Джана сангха Голвалкар выступил с политическим заявлением, в котором, в частности, утверждал следующее. "Конгресс расколол страну на две части. Коммунисты разделят ее на десять частей. Единственной целью РСС является собирание сил для сплочения страны от Кашмира до Канья Кумари * ...

Мусульмане тихо выжидают, чтобы принести нам беды. Еще слишком рано строить нашу политику, полагаясь на их лояльность..." Ему вторил генеральный секретарь РСС Бхаяджи Дани: "Только индусы являются лояльными гражданами Бхарата, поскольку именно они наследовали все в этой стране с незапамятных времен - свою национальность, язык, историю и религию, которые неразрывно связаны с этой землей".

На первом съезде БДС Мукерджи произвел главные назначения. Маули Чандра Шарма и Махавир стали генеральными секретарями партии. А в качестве своего личного секретаря Мукерджи выбрал перспективного политического деятеля 26-летнего Атал Бихари Ваджпаи. К этому времени Ваджпаи окончил колледж в Канпуре, стал генеральным секретарем Арья кумар сабхи - молодежного крыла Арья самадж. В 1941 году он стал членом РСС и занимался журналистской работой в газетах, близких к этой организации.

В своей избирательной кампании на первых парламенских выборах 1952 года БДС выступила под лозунгом "единой страны, единой нации, единой культуры". Джана сангх заявлял, что недавний раздел Индии не решил ни одной из ее проблем, а, наоборот, породил много новых. В то время как "идея теократического государства является чуждой для Индии, секуляризм представляет собой эвфемизм политики поощрения мусульман". Далее Джана сангх достаточно туманно говорил о его альтернативе теократии и секуляризму как некоем "среднем пути" между этими двумя идеологиями. Экономический блок программы БДС был обозначен лишь в самых общих чертах - поддержка замельных реформ, но так, чтобы "не оттолкнуть" помещиков. В промышленной политике заявля-


* самый южный мыс Индии. (Прим. ред.)

стр. 34


лось о необходимости развития государственного сектора, особенно в отраслях, связанных с обороной страны. Одновременно БДС декларировал своей целью поощрение частного предпринимательства. Особенно подчеркивалось значение индийской культуры и языка хинди. Образование рассматривалось как основа этой культуры. В области внешней политики содержалось требование полной интеграции Кашмира в состав Индийского союза.

Правительство Конгресса во главе с Неру выступило против общинного подхода Джана сангха к главным проблемам страны. В письме президенту БДС Мукерджи Неру писал в 1951 году: "Если и существует какая-либо по- настоящему религиозно-общинная организация в Индии, то это Джана сангх. Он целиком и полностью является реакционной организацией. Все реакционные люди в Индии - и я говорю это намеренно -князья и джагирдары (крупные землевладельцы. - Ред.), которые, по моему мнению, представляют поистине регрессивные классы, выступают в поддержку Джана сангха. Они финансируют его".

Результаты выборов 1952 года принесли большое разочарование БДС - он получил всего 3,1 процента голосов избирателей и три места в парламенте. В соответствии с нормами, установленными Избирательной комиссией (минимум 3 процента голосов для признания в качестве общенациональной партии), Джана сангх с трудом преодолел этот барьер. Конгресс подтвердил свое право быть правящей партией страны, а главной оппозиционной партией стала Коммунистическая. В число общенациональных партий вошли также Социалистическая партия и Кисан маздур праджа парти (Крестьянско-рабочая народная партия).

Пользуясь своим авторитетом, Мукерджи попытался создать парламенский консервативный блок из партий, близких к Джана сангху по своей идеологии и политике - Хинду махасабхи, Ганатантра паришада, Акали дал, Джаркханд парти и некоторых других. Ему удалось собрать группу из 32 членов парламента, которая получила название Национальной демократической партии (НДП). В парламенте первого созыва Конгресс имел 364 депутата, коммунисты -35. Однако НДП оказалась нежизнеспособным формированием, так как держалась только на лидерстве Мукерджи и сразу распалась после его внезапной смерти в июне 1953 года.

Мукерджи умер во время так называемой кашмирской сатьяграхи * , в ходе которой БДС вела активную пропагандистскую и политическую борьбу за сохранение всего Кашмира в Индийском союзе. Джана сангх выдвинул требования: Кашмир целиком принадлежит Индии; вопрос о плебисците не стоит в повестке дня; единственная неотложная проблема -полное и окончательное освобождение Пакистаном занятых им территорий в Кашмире.

В течение некоторого времени на посту президента БДС находился Маули Чандра Шарма, который пытался объединиться с Хинду махасабхой. Эти попытки с переменным успехом продолжались вплоть до следующих парламенских выбров 1957 года. Разногласия концентрировались вокруг концепции индийского государства: БДС настаивал на Бхаратия раштра (государстве индийцев), Махасабха - на Хинду раштра (государстве индусов). Хотя попытки объединения двух партий и закончились неудачей, часть известных деятелей Махасабхи перешла в Джана сангх.

В августе 1954 года М. Ч. Шарма подал в отставку и вышел из Джана сангха в знак протеста против вмешательства PC С в дела партии. После него осуществлявшие реальное руководство в Джана сангхе члены PC С, и среди них Дин Даял Упадхайя, провели на пост президента Прем Догру, который придерживался более консервативных позиций и выступал против широкого участия в партии неиндусов. Внутрипартийная борьба продолжалась в течение нескольких лет. Сменилось и несколько президентов партии. Но постоянным оставалось влияние генерального секретаря Джана сангха Дин Даял Упадхайи и его последователей, пришедших в партию из РСС.

Ко вторым парламенским выборам 1957 года Джана сангх подошел, испытав немалые организационные, идеологические и политические трудности. По существу, за эти годы у него так и не появился признанный национальный лидер. И итоги выборов не были достаточно убедительными - 5,9 процента голосов избирателей и четыре места в парламенте. Лидером этой небольшой группы БДС в парламенте стал Атал Бихари Ваджпаи.

В период после выборов Джана сангх предпринял шаги по укреплению организации. Была создана трехступенчатая система управления - генеральный секретарь, пост которого занял Упадхайя, три зональных секретаря - в северной, восточной и западной зонах, и секретари БДС в отдельных штатах. Общий контроль над организацией осуществлял генеральный секретарь. Все его помощники были выходцами из РСС. Секретарем Джана сангха был назначен Ваджпаи, который отвечал за парламенскую деятельность партии. Все главные политические решения формулировались группой из трех человек - Упадхайя, Ваджпаи и Мадхоком. Вышедшие по разным причинам из Джана сангха "диссиденты" утверждали, что свои решения Упадхайя сверял с Голвалкаром.

ДЕМОНСТРАЦИИ ПАТРИОТИЗМА

В этот период Джана сангх не разделял взглядов Неру о широком вовлечении страны в мировую политику, особенно в качестве лидера движения неприсоединения. БДС проводил антисоветскую и антикитайскую политику. С начала 1960-х годов руководители БДС неоднократно посещали США с разными миссиями (Ваджпаи, например, для наблюдения за ходом президенских выборов 1960 года). Вместе с тем БДС критически оценивал отношения между США и Пакистаном.

Создание новой консервативной партии Сватантра ("Независимость") в августе 1959 года под руководством Чакраварти Раджагопалачари, поддержанной князьями, помещиками и некоторыми промышленниками, вызвало неоднозначную реакцию в руководстве БДС, которое обеспокоилось тем, что Сватантра может отнять у Джана сангха часть голосов избирателей на парламенских выборах 1962 года.

Результаты этих выборов в какой-то степени подтвердили это опасение. БДС получил всего 6,4 процента голосов избирателей, однако увеличил свое представительство в парламенте до 14 депутатов. (Для сравнения: Сватантра - 7,6 процента голосов и 18 депутатов, Конгресс - 45 процентов голосов и 361 депутат, КПИ - 10 процентов голосов и 29 депутатов.)

Последующий период до парламенских выборов 1967 года был отмечен активизацией деятельности БДС как во внутренней жизни, так и во внешней политике. Росло и число его членов (1300 тысяч человек в 1967 году по сравнению с 75 тысячами в 1957 году и 275 тысячами в 1961 году).


* Сатьяграха - одна из мирных форм антиколониальной борьбы - демонстрации, забастовки, митинги. (Прим. ред.)

стр. 35


Индийско-китайский вооруженный конфликт в 1962 году и индийско- пакистанский вооруженный конфликт в 1965 году были в полной мере использованы БД С для того, чтобы нажить политический капитал за счет демонстрации своего патриотизма. Именно в это время Джана сангх потребовал от индийского правительства пойти на сближение с Западом и странами Юго- Восточной Азии, чтобы "отразить угрозу Китая". БДС также выступил против переговоров с Пакистаном по кашмирскому вопросу и осудил подписание Ташкентской декларации между Индией и Пакистаном в январе 1966 года.

В предвыборном манифесте 1967 года БДС обрушился с резкой критикой на правительство Конгресса, который за 20 лет не справился со стоящими перед страной задачами и "потерял доверие народа". Он обвинил Конгресс в коррупции и неэффективности, заявив, что "даже политическая независимость находится в опасности". С учетом угроз со стороны Китая и Пакистана БДС потребовал укрепления вооруженных сил Индии, в том числе создания ракетно- ядерного оружия.

Джана сангх выступал против политики неприсоединения. По его мнению, Индия должна проводить независимую внешнюю политику и заключать двусторонние союзы с разными странами, независимо от их принадлежности к двум противостоящим блокам, на основе взаимности и сочетания интересов.

БДС осудил "китайскую агрессию" против Индии. Он также объявил, что признает независимость Тайваня (если последний признает территориальные границы Индии с Китаем), а также независимость Тибета и Синьцзяна. Джана сангх обещал признать и правительство Далай-ламы в изгнании.

"ТРЕТИЙ ПУТЬ"

В манифесте партии выражалась вера в конечное объединение Индии и Пакистана. Джана сангх заявлял, что будет добиваться включения Индии в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. Он утверждал, что правительство Конгресса слишком много полагается на иностранную помощь. Джана сангх брал на себя обязательство провести "революционные перемены" в экономической политике, основой которых должна стать "самообеспечивающаяся, процветающая и эгалитарная" экономика. Вместо пятилетних планов предусматривалось ввести более долгосрочное индикативное планирование. Как и прежде, БДС делал упор на свадеши, которому был нанесен ущерб "безответственной либеральной импортной политикой" Конгресса. Вместо либерализации, по мнению Джана сангха, должна быть "рационализация", хотя суть последней не объяснялась.

БДС также обещал сделать "индийскими" шахты, другие предприятия, а также чайные, кофейные, джутовые и другие плантации, находящиеся преимущественно в распоряжении иностранного капитала. Более того, он заявлял, что сведет к минимуму использование этого капитала.

Идеологические и политические задачи БДС на выборах 1967 года были ярче всего представлены в выступлениях Ваджпаи. Стратегия Джана сангха, говорил он, направлена на то, чтобы уменьшить влияние ИНК в центре и лишить его монопольной власти в штатах. Задача БДС состоит в перестройке Индии на основе индийской культуры, политической, социальной и экономической демократии, которые гарантируют равенство возможностей и свободу всем гражданам. Некоторые идеологии на Западе, по словам Ваджпаи, основаны на представлении о существовании внутреннего конфликта между личностью и обществом. Однако на деле такого конфликта нет. Личность является представителем неделимого общества, которое проявляет себя через личность. Личность - это главный инструмент общества и мера его достижений. Разрушение индивида приведет к потрясению общества. Развитие личности и развитие социума не противоречат друг другу.

По мнению Ваджпаи, капиталистическая система экономики, которая признает "экономического человека" в качестве ее центрального субъекта, не отвечает потребностям общества. Корыстное стремление получить наибольшую прибыль является движущей силой этой системы, а конкуренция - ее регулятором. Это не соответствует индийской философии. Социализм, говорил Ваджпаи, возник как реакция на проблемы, созданные капитализмом. Цели социализма похвальны, но его результаты не принесли блага человечеству. Причина в том, что анализ общества и личности, в соответствии с учением Маркса, в своей основе - материалистический, а поэтому и неадекватный. Концепция конфликта классов не способствует постоянному сотрудничеству между гражданами. Капитализм и социализм расходятся в своей оценке значения частной собственности. Но оба ведут к централизации и монополизации. В результате человек, личность оказываются вне их внимания.

Индия нуждается в такой системе, продолжал Ваджпаи, при которой ничто не должно препятствовать развитию инициативы личности, но ее отношения с обществом не должны причинять ущерб человеческим ценностям. Такая цель может быть достигнута только в децентрализованной экономике.

Западный мир достиг большого материального прогресса, но в духовной сфере, по мнению Ваджпаи, ему не удалось добиться многого. Индия, со своей стороны, отстает в материальном развитии, и поэтому ее духовность превратилась в пустой звук. "Слабый не может реализовать свою духовность", - гласит санскритская мудрость. Не может быть духовного спасения без материального благополучия. Поэтому Индия должна стремиться к тому, чтобы быть сильной и материально обеспеченной, чтобы на этой основе укрепить здоровье нации, внести свой вклад в мировой прогресс вместо того, чтобы быть бременем для мирового сообщества.

Выборы 1967 года существенно укрепили позиции БДС в парламенте - он получил 9,4 процента избирателей и провел 35 депутатов в нижнюю палату. Таким образом Джана сангх (Народный союз) стал третьей по числу депутатов партией в парламенте (после ИНК и Сватантры, которая вскоре перестала существовать как единое целое). Но особенно заметными были достижения Джана сангха в штатах хиндиязычного пояса - Уттар-Прадеше, Бихаре и Харьяне, где он вышел на вторые позиции после Конгресса и даже участвовал в составе местных коалиционных правительств. Джана сангху также удалось завоевать большинство мест в муниципальной корпорации Дели.

К концу 1960-х годов Джана сангх заявил о себе как о крупной политической силе, реально претендующей на власть, по крайней мере, в нескольких штатах. Одновременно происходило ослабление позиций Конгресса, особенно в штатах. Для Джана сангха этот период закончился тем, что после убийства президента партии Упад-хайя в феврале 1968 года ее руководителем стал Ваджпаи.

(Окончание следует)


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНДИЯ-БХАРАТИЯ-ДЖАНАТА-ПАРТИ-ПУТЬ-К-ВЛАСТИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вадим КазаковКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kazakoff

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ф. ЮРЛОВ, доктор исторических наук, ИНДИЯ. БХАРАТИЯ ДЖАНАТА ПАРТИ - ПУТЬ К ВЛАСТИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.04.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНДИЯ-БХАРАТИЯ-ДЖАНАТА-ПАРТИ-ПУТЬ-К-ВЛАСТИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ф. ЮРЛОВ, доктор исторических наук:

Ф. ЮРЛОВ, доктор исторических наук → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вадим Казаков
Smolensk, Россия
308 просмотров рейтинг
21.04.2023 (343 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИНДИЯ. БХАРАТИЯ ДЖАНАТА ПАРТИ - ПУТЬ К ВЛАСТИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android