Libmonster ID: RU-18468

ПОЧЕМУ В ИНДИИ ПЕРЕПИСЫВАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

Знакомые индийцы всегда говорили мне, что осознают особое внутреннее родство с русскими. Я относилась к этим словам как к приятной любезности, а про себя вспоминала признание Афанасия Никитина из "Хожения за три моря": "Я же от многих бед пошел в Индию..." То есть пошел, рассчитывая обнаружить что-то иное, но прожив на чужбине шесть лет - с 1466-го по 1472 год, - тверской купец разочаровался ("Люди все черные и все злодеи, а женки все бесстыдные и колдуньи...") и отправился восвояси.

Схожие процессы, протекавшие в 90-х годах в России и Индии, подтвердили наблюдения мудрых индийцев. Мы одновременно застеклили свои балконы и укрепили жилища железными дверьми, обзавелись факсами, пейджерами и мобильными телефонами, приобщились к конвейеру "Макдональдсов" и финансовых пирамид. Одновременно мы стали и переосмысливать свое прошлое, а заодно переписывать учебники по истории в соответствии с "колебаниями генеральной линии".

Последние два-три года, казалось бы, сугубо профессиональные дебаты о прошлом стали достоянием индийской общественности. История незапланированно вторгается в заседания обеих палат Индийского парламента: некоторые депутаты обвиняют правительство в "талибанизации исторических" штудий, и рабочий день нередко проходит в выяснении "степени допустимости" в государственных стенах обидных метафор. Нет такой ведущей индийской газеты или еженедельника, которые проигнорировали бы эту тему, не отстали и многие телевизионные каналы, организовав "круглые столы" с приглашением историков разных взглядов, руководства двух ведущих в области исторического образования организаций - Национального совета по исследованиям и подготовке в области образования (НСИПОО) и Центрального консультативного управления по образованию (ЦКУО), а также старшеклассников и студентов. Претензии к тем или иным пассажам в нынешних учебниках обрели вид судебных исков и даже демонстраций и пикетов. Журналисты не устают шутить: "Будем писать историю согласно решениям суда и министерским декретам".

Если привести к единому знаменателю позиции тех, кто недоволен существующей трактовкой истории, которая писалась во время почти 40- летнего правления партии Индийский национальный конгресс (ИНК), то получается, что теперь, при правящей коалиции, возглавляемой Бхаратия джаната парти (БДП), в пересмотре нуждается вся летопись истории - от древнейшей до новейшей.

Глава министерства по развитию человеческих ресурсов (МРЧР) Мурли Манохар Джоши, в ведении которого теперь находятся образование, культура и наука, не устает повторять, что в нынешних учебниках неверно изложена "руководящая роль" индуизма на протяжении всей истории страны и недооценены интеллектуальные достижения древней и средневековой Индии. Выступая против "евроцентристских" и "марксистских" подходов, физик по образованию М. М. Джоши ратует за исключение из учебников упоминаний о том, что в ведийский период (II тысячелетие до н.э.) запрещенная в употребление индуизмом говядина составляла ежедневный рацион индийцев, и требует признать упоминаемую в ведийских гимнах реку Сарасвати не мифической, а реальной, и заодно отдать пальму первенства в разработке теории гравитации древнеиндийскому ученому Арьябхатте (V век). Профессор Делийского университета Двиджендра Нараян Джха, опубликовавший книгу "Священная корова: говядина в индийском рационе питания", подвергся запугиванию и угрозам со стороны представителей фундаменталистского Всемирного совета индусов, которые занялись конфискацией и уничтожением книги.

По мнению М. М. Джоши, английские историки с целью укрепления в Индии своего господства также внесли лепту в формирование у индийцев "заниженного представления о себе", с чем необходимо немедленно покончить. Финансируемые МРЧР учреждения - Индийский совет по историческим исследованиям, Индийский совет по социальным исследованиям и Комиссия по субсидированию университетов - вынуждены учитывать пожелания головного органа. А тем временем Археологическая служба Индии усиленно подыскивает доказательства того, что протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо- Даро, датируемая серединой III тысячелетия до н.э., была создана теми же, кто сотворил ведийские гимны, то есть индоариями, а значит последние были коренным, а не пришлым населением страны (в действительности индоарии стали проникать в Северную Индию примерно в XIV-XIII веках до н.э. - Прим. ред.). Подобная интерпретация позволяет закрепить образ "чужака" за иными пришельцами, например, мусульманами. Поскольку национальные музеи также подведомственны МРЧР, экспозиции в них усовершенствуются в соответствии с генеральной линией: залы галерей переименовываются, а в таблички с объяснениями вводят элементы "нового видения". В это

стр. 22


же время этнические дравиды, населяющие южно-индийские штаты Тамилнад, Карнатак, Андхра Прадеш и Кералу, а также далиты (бывшие неприкасаемые касты) в масштабах всей страны, считая себя автохтонным населением субконтинента, предъявляют собственные притязания на древнейшее протоиндийское наследие. Далиты также выражают недовольство по поводу исчезновения из учебного процесса научных теорий о происхождении варновокастовой структуры индийского общества.

Мнение об исторической правде высказывают не только профессиональные историки, но региональная бюрократия, контролирующая местные министерства образования и консультативные управления по школьному обучению, отдельные конфессии и касты, политические партии. Так, в Западной Бенгалии и Керале, в которых у власти стоят коммунисты, уже вышли свои учебники, в которых подчеркивается роль компартии и воздействие идей В. И. Ленина на национально-освободительное движение в Индии. Например, из 267 страниц "Краткой истории современной Индии для 11 и 12 классов", изданной в Западной

Бенгалии, 40 страниц посвящены российской и китайской революциям. (Поэтому неудивительно, что в Калькутте был сорван показ "Тельца", сокуровского фильма о последних днях Ленина, изображающего пролетарского вождя с помраченным сознанием.) В той же Западной Бенгалии мусульманская правительственная организация "Общество образования Баруа Рахамани" за последнее десятилетие открыла 109 новых медресе, чьи учебные планы определяются в соответствии с нормами ислама. Например, предложенное знаменитым бенгальским реформатором XIX века Ишваром Чандрой Видъясагаром "Первое знакомство с бенгальским алфавитом", ранее базировавшееся на параллелях между буквой и названием того или иного предмета, переделано таким образом, чтобы юный ум сразу усваивал и грамоту, и мировоззрение. Так, первая буква "а" иллюстрируется словом "Аллах" и закрепляется фразой "Произноси имя Аллаха!"; буква "и" поясняется словом "ислам". Коренным образом переработана и система оценки знаний. Так, выпускник подготовительного класса, то есть пятилетний ребенок, может рассчитывать на максимальные 500 баллов, из которых 200 присуждаются за правильное произнесение на арабском языке мусульманских молитв.

Учебники истории, созданные "Обществом образования Баруа Рахмани", обходят вниманием монгольского императора Акбара, прославившегося веротерпимостью, но зато восхваляют "правоверного" фанатика Аурангзеба, не упоминая об огромном числе индусских храмов, разрушенных по его приказу. А с пятого класса, в который девочки не приглашаются, начинается преподавание "Экономики ислама", проповедующей, что "главным источником национального дохода является экспроприация собственности поверженного врага".

Сикхи, в свою очередь, выразили недовольство очернением в нынешних учебниках образа Тегха Бахадура (XVII век), почитаемого ими как одного из религиозных гуру сикхизма; представители общины джатов выступили за изменение оценок деятельности раджи Сураджа Маллы (XVIII век): он "не бандит, а создатель индусского княжества", а населяющие Махараштру маратхи главным борцом за создание индусской государственности уже давно признали собственного национального героя Шиваджи (XVII век).

Там, кстати, "историческая правда" утверждается нагляд-

стр. 23


ным образом: поскольку научные дебаты о том, встречался ли Шиваджи с Тукарамом, поэтом-проповедником начала XVII века, могут продолжаться бесконечно, в 2000 году при въезде в город Пуну взяли и установили монолитную композицию "Союз бхакти и шакти", то есть "религиозной преданности и [военной] силы". При виде отлитых в бронзе Шиваджи и Тукарама необходимость продолжения дискуссии отпадает сама собой, а силовая политика Шиваджи, всегда вызывавшая сомнение за пределами Махараштры, оказывается благословенной духовным авторитетом Тукарама. Волевым же вердиктом региональной шовинистической партии "Шивсена" ("Армия Шивы", то есть Шиваджи) празднование дня рождения национального героя было перенесено с одной даты на другую.

Премьер-министр Индии А. Б. Ваджпайи, предпочитающий в принципе не вмешиваться в исторические дискуссии, однажды все-таки заметил: "Если историческое описание односторонне, почему бы его не изменить?".

В октябре 2001 года Национальный совет по исследованиям и подготовке в области образования предписал очистить учебники истории для средней школы от ряда пассажей, затрагивающих "религиозную чувствительность". Из учебников выброшены отдельные фразы, абзацы и целые разделы, причем авторы учебников об этом не оповещались, а имена перлюстраторов не разглашались. Одновременно стали озвучиваться требования предварительно отправлять любые исторические тексты на экспертизу религиозным авторитетам.

Индийский исторический конгресс (ИИК), объединяющий историков- профессионалов, несмотря на существующие среди ее членов принципиальные методологические и иные разногласия, активно выступает против политизации истории. Открывший в январе 2001 года сессию ИИК в Калькутте лауреат Нобелевской премии Амартья Сен подчеркнул опасность сектантской ортодоксальности в интерпретации истории. На сессии ИИК в Бхопале в декабре 2001 года против шовинизма и мифологизации истории выступили известные ученые Р. С. Шарма, Ромила Тхапар, Ирфан Хабиб, К. Н. Паниккар и Р. Чампакалакшми. Возражая в том числе и против фальсификации ведийского наследия, превращения мифологических героев Кришны и Рамы в исторических персонажей и поисков "внешнего врага" для объяснений причин угасания "золотой эпохи прошлого" и прочих исторических неудач (а заодно и против преподавания астрологии в качестве дипломной дисциплины, вводимого в 20 индийских университетах), они заявили: "Эксплуатация утопического прошлого - это способ отвлечь внимание от неспособности государства обеспечить лучшее настоящее". Краткое послание президента Индии К. Р. Нараянана участникам сессии обнаружило, что и в высших эшелонах власти существуют разные точки зрения на роль истории в жизни общества. Так, президент процитировал слова известного европейского историка Эрика Хобсбаума о том, что "книги по истории легко превращаются в фабрику по производству бомб". Он также напомнил высказывание Отто фон Бисмарка: "...политик должен не мстить за прошлое, а предупреждать его повторение". Среди прочих причин "сокращения" учебников высказывается и забота о школьниках, испытывающих слишком большие нагрузки из-за раздутых учебных планов. Выдвигался также аргумент, что, мол, вес школьных портфелей, набитых учебниками, превышает возможности ребенка. Этим же объяснялись и новые идеи ("от предмета - к теме") по совмещению истории, географии, экономики и гражданского права в рамках одной дисциплины и, следовательно, одного учебника. Ашок Гангули, председатель Центрального консультативного управления по школьному обучению, отстаивая новый подход, заявил: "Зачем говорить ребенку - вот история, а вот география. Пусть он сам решает!" В январе 2002 года Национальная комиссия по правам человека направила запрос в министерство по развитию человеческих ресурсов и Национальный совет по исследованию в области образования (НСПИОО), посчитав, что вносимые изменения затрагивают права детей на свободу получения информации, воздействуют на их развитие и формирование личности. Об этом же говорили и участники горячей полемики по телевидению: на объяснение представителя НСПИОО, что сокращение учебников по истории оставит свободное время для занятий другими предметами, увлеченный биологией юноша ответил: "Но я хочу знать историю своей страны".


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНДИЯ-ИСТОРИЯ-ПО-ЗАКАЗУ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вадим КазаковКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kazakoff

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. ГЛУШКОВА, кандидат филологических наук, ИНДИЯ. ИСТОРИЯ ПО ЗАКАЗУ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.03.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНДИЯ-ИСТОРИЯ-ПО-ЗАКАЗУ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. ГЛУШКОВА, кандидат филологических наук:

И. ГЛУШКОВА, кандидат филологических наук → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вадим Казаков
Smolensk, Россия
114 просмотров рейтинг
31.03.2023 (363 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
4 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИНДИЯ. ИСТОРИЯ ПО ЗАКАЗУ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android