Libmonster ID: RU-13505

В этом выпуске рубрики - три статьи. Две из них посвящены вопросам сетевого взаимодействия педагогов на муниципальном уровне и тому, какова в этих вопросах роль муниципальной методической службы. Третья статья посвящена подходам к решению очень социально непростой проблемы - инклюзивному образованию в дошкольных образовательных учреждениях.

ПАРТНЕР РУБРИКИ Кафедра развития образования в ФГАОУ ДПО АПКиППРО

Заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук Василевская Елена Владимировна

Кругликова Анна Юрьевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог МБДОУ детский сад "Здоровый ребенок", г. Таганрог

Приходько Людмила Петровна, зам. директора по ВМР МБДОУ детский сад "Здоровый ребенок", г. Таганрог

Актуальность проекта

Речь в статье пойдет о внедрении модели инклюзивного дошкольного образования. Почему это важно? Прежде всего потому, что инклюзия, как правило, обеспечивает наиболее полное вовлечение ребенка с особенностями развития в социум, а также способствует формированию у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества.

Более того, все большее число родителей не хотят отдавать детей в специальные группы, классы и учреждения, а изоляция детей-инвалидов от их здоровых сверстников рассматривается ими как проявление дискриминации и нарушение гражданских прав и ребенка, и семьи в целом.

Это требует постепенного и поэтапного создания вариативных моделей инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что, конечно, закреплено в целом ряде программных и нормативных документов федерального и регионального уровней. (В качестве примеров можно привести ПНП "Образование", долгосрочные целевые программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 гг.", "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Ростовской области"; "Доступная среда" на 2013 - 2015 гг. в Таганроге.)

Анализ ситуации

Начиная работу над проектом, мы провели анализ ситуации с целью обнаружения в ней проблемных зон и имеющихся возможностей. (Различные инструменты (анкеты) для такого анализа размещены на сайте журнала http://obr. direktor.ru)

Так, например, муниципальная сеть учреждений дошкольного образования в Таганроге предлагает самые разные стартовые условия для становления инклюзивного образования. Имеется достаточное количество специальных дошкольных обра-

стр. 59

зовательных учреждений для разных категорий детей (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, интеллектуального развития), а также комбинированных дошкольных учреждений, где есть отдельные группы для детей с ограниченными возможностями.

В этих учреждениях сосредоточены кадры специалистов различного профиля, ими накоплен значительный опыт психолого-педагогического изучения и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), апробированы разнообразные формы их интеграции, созданы оптимальные коррекционно-образовательные и пространственно-предметные условия.

В этих условиях на начальном этапе становления инклюзивного образования специализированные учреждения могут быть ресурсными центрами для других дошкольных учреждений.

В то же время в обычных детских садах воспитывается достаточное число детей с проблемами в развитии, находящихся в условиях формальной, стихийной интеграции, поскольку существует повышенная наполняемость групп в связи с нехваткой мест в детских садах, что ставит задачу перехода от стихийно возникающей интеграции к инклюзии и созданию инклюзивных групп. (Рекомендации по созданию таких групп размещены на сайте журнала http://obr.direktor.ru.)

1 Результаты исследования подтвердили в целом то положение, которое существует в обществе по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья: желание и согласие на уровне идей и отсутствие профессиональных умений реализовать их на практике.

Педагоги и родители, как правило, признают необходимость инклюзивного образования, но недостаточно готовы к его осуществлению.

Кстати, одним из шагов на пути решения этой проблемы является создание консультационных пунктов для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие пункты могут осуществлять оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) по вопросам коррекции психофизического развития ребенка (Пример положения о таком консультационном пункте размещен на сайте журнала http://obr. direktor.ru.)

Анализ материально-технических, пространственно-предметных, методических, психологических и иных условий в ДОУ позволил дать оценку того исходного фундамента, на котором предстоит выстраивать здание инклюзивной практики в Таганроге, и способствовал выявлению тех проблем, с которыми и придется работать в ходе его реализации.

Мы сформулировали проблемные зоны становления инклюзивного дошкольного образования следующим образом:

- проблема раннего выявления детей, нуждающихся в инклюзивном образовании;

- проблема нормативно-правовой поддержки в осуществлении инклюзивного образования детей с ОВЗ;

- проблема недостаточности материально-технической базы, финансового обеспечения (создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ по их потребностям, оплата труда сопровождающих специалистов; наличие координатора по инклюзии и пр.);

- отсутствие во многих учреждениях специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, инструкторов лечебной физкультуры (ЛФК)) - для сопровождения инклюзивного воспитания и обучения;

- проблема дополнительной научно-практической подготовки воспитателей к параллельной работе с обычными детьми и детьми с ОВЗ;

- проблема недостаточной обеспеченности примерными коррекционными программами для работы с детьми с ОВЗ;

- проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ сверстников с типичным развитием и их родителей.

стр. 60

Таким образом, работа, проведенная творческой группой, подтвердила актуальность и обоснованность перехода от стихийной и формальной инклюзии детей с ОВЗ к целенаправленному, систематическому и поэтапному созданию условий, обеспечивающих разработку и внедрение вариативных моделей инклюзивного образования в ДОУ.

Мы осознаем, что стоим в самом начале пути, но чтобы его пройти, надо сделать первый шаг. Этим шагом и является наш проект "Детский сад для всех".

Проект "Детский сад для всех"

Если говорить, о том, что дает реализация проекта, ответ достаточно прост: проект дает опыт реализации вариативных моделей инклюзивного образования и социализации детей с ограниченными возможностями с учетом специфики каждого учреждения - участника проекта.

Реализация проекта предполагает:

а) разработку инклюзивной политики;

б) развитие инклюзивной практики;

в) создание инклюзивной культуры.

Конкретизируя указанные аспекты, можно обозначить ряд последовательных шагов, позволяющих начать планомерную реализацию проекта:

1) анализ существующих условий и обобщение опыта разных ДОУ;

2) организация мероприятий по определению инклюзивной политики и формированию инклюзивной культуры всех субъектов образовательного процесса;

3) разработка учреждениями собственных вариативных моделей инклюзивного дошкольного образования, их апробация/и оценка. (Ориентиры для оценки эффективности инклюзивного образовательного процесса в ДОУ размещены на сайте журнала http:// obr.direktor.ru)

На завершающем этапе проектной деятельности предполагается осуществить обобщение, систематизацию и распространение опыта инклюзивной практики, определить наиболее эффективные вариативные модели инклюзивного образования, дать им научно-практическое обоснование с учетом разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наш опыт решения проблемы по созданию инклюзивной практики в ДОУ г. Таганрога предполагает системную, целенаправленную и научно обоснованную работу на всех уровнях управления образования. Мы уверены, что отношение к особым детям во многом определяет будущее нашего общества.

В разработке инновационного проекта кроме авторов статьи принимали участие члены творческой группы:

1. Поляниченко Елена Борисовна, заместитель начальника управления образования г. Таганрога;

2. Лукьяненко Вера Николаевна, ведущий методист НМЦ Управления образования г. Таганрога;

3. Момотова Анна Владимировна, ведущий методист НМЦ Управления образования г. Таганрога;

4. Никитина Елена Васильевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 64;

5. Усатова Галина Васильевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 51;

6. Ершова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с N 51;

7. Горбунова Ольга Юрьевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 67;

8. Ильвутченко Елена Александровна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 37;

стр. 61

9. Герасимова Марина Ивановна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 95;

10. Грициенко Татьяна Васильевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 92.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рекомендации учреждениям по разработке положений об инклюзивных группах

Создание инклюзивных групп направлено на реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное и доступное образование, создание условий, наиболее благоприятных для их воспитания, социальной адаптации и включения в общество. Такой опыт есть во многих регионах и городах (Москва, Тула, Пермь, Самара, Череповец и др.).

1. Группы должны открываться прежде всего там, где созданы для этого условия. Желательно, чтобы в отдельные учреждения направлялись бы для инклюзии дети со сходными нарушениями и ограничениями. При таком подходе педагогический коллектив мог бы сосредоточиться на создании определенных условий и накапливал опыт в какой-то одной области. На первых порах это было бы легче и для взрослых, и для детей с ОВЗ.

2. Необходимо в положении определить численное соотношение в одной группе здоровых детей и детей с ОВЗ. Разумно обозначить предельную наполняемость инклюзивной группы (не более 15 детей), при этом количество детей с ограниченными возможностями здоровья может быть от одного до трех в зависимости от тяжести и сложности нарушения развития ребенка, чтобы максимально учитывать выраженность ограничений его основных категорий жизнедеятельности.

3. Отношения между учреждением и родителями (законными представителями) регулируются существующим договором, заключаемым в установленном порядке, но необходимо внести особые дополнения, где оговорить варианты более активного сотрудничества с родителями, меру их участия в образовательном процессе, возможность сопровождения ими своего ребенка при необходимости.

4. Следует регламентировать время нахождения ребенка в группе в зависимости от степени выраженности его нарушения, определить разную степень его включения в группу: частичную или полную.

5. Обозначить выделение дополнительных штатных единиц для сопровождения детей с ОВЗ, их необходимое обучение в области детских ограничений (дополнительные специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог и пр.).

6. Важно регламентировать совместную деятельность всех детей в инклюзивной группе и определить пакет необходимой документации для сопровождения детей с ОВЗ.

7. Как показывает опыт создания инклюзивных групп в других регионах, не могут подлежать приему в инклюзивную группу дети с третьей степенью выраженности ограничения основных категорий жизнедеятельности, определяемых по критериям медико-социальной экспертизы граждан (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535), а также дети, имеющие медицинские противопоказания в связи с заболеваниями, требующими активного лечения.

8. В Положении и в договоре с родителями важно прописать возможность отчисления ребенка из группы в случае, если возникает опасность для здоровья от посещения инклюзивной группы воспитанником с тяжелыми нарушениями в развитии либо его самого, либо иных воспитанников.

9. Если у ребенка обнаружится неготовность к школьному обучению, целесообразно продлить его пребывание в дошкольном учреждении до достижения им возраста 8 лет.

10. Инклюзивная группа должна финансироваться по нормативам группы компенсирующего вида, вследствие чего педагогическому и обслуживающему персоналу инклюзивной группы устанавливаются нормы рабочего времени, про-

стр. 62

должительность отпуска, надбавки и прочие выплаты по нормативам, установленным для персонала группы компенсирующего вида.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в ДОУ

1. Соответствие образовательного процесса в группе или детском саду нормативно-правовым требованиям.

2. Обеспечение общеразвивающих и специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья - организация дополнительной среды, специальное оборудование, специальные дидактические пособия, игрушки - организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, поддержанной взрослыми, планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности всех детей.

3. Создание условий (средовых, дидактических, методических, психологических) для всех детей группы.

4. Реализация индивидуального подхода к детям (учет их психофизиологических, личностных и индивидуальных особенностей, составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с особыми потребностями с учетом данных диагностики, определение ведущего специалиста, курирующего ребенка и педагогов группы).

5. Разнообразие форм работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные), как в ДОУ, так и за его пределами (использование помощи ресурсных центров и пр.).

6. Активное включение в образовательный процесс всех его участников (организация междисциплинарного взаимодействия специалистов в логике комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями, оптимизация работы ПМП-консилиума, фиксация результатов развития ребенка и его продвижения).

7. Взаимодействие с муниципальными учреждениями города (школы, музеи, библиотеки, периодические тематические выставки на разных площадках, участие в совместных межведомственных акциях для детей с ограниченными возможностями здоровья и т. п.).

8. Качество сотрудничества с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (наличие плана сопровождения семьи, воспитывающей ребенка, организация методической, психологической и психотерапевтической помощи родителям; доступное информирование родителей о выявленных потребностях и особенностях ребенка, оказание правовой, социальной помощи за счет приглашенных специалистов).


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИННОВАЦИОННЫЙ-ПРОЕКТ-ДЕТСКИЙ-САД-ДЛЯ-ВСЕХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Кругликова Анна Юрьевна, Приходько Людмила Петровна, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ВСЕХ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИННОВАЦИОННЫЙ-ПРОЕКТ-ДЕТСКИЙ-САД-ДЛЯ-ВСЕХ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Кругликова Анна Юрьевна, Приходько Людмила Петровна:

Кругликова Анна Юрьевна, Приходько Людмила Петровна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1863 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2612 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
16 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
22 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ВСЕХ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android