В этом выпуске рубрики - три статьи. Две из них посвящены вопросам сетевого взаимодействия педагогов на муниципальном уровне и тому, какова в этих вопросах роль муниципальной методической службы. Третья статья посвящена подходам к решению очень социально непростой проблемы - инклюзивному образованию в дошкольных образовательных учреждениях.
ПАРТНЕР РУБРИКИ Кафедра развития образования в ФГАОУ ДПО АПКиППРО
Заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук Василевская Елена Владимировна
Кругликова Анна Юрьевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог МБДОУ детский сад "Здоровый ребенок", г. Таганрог
Приходько Людмила Петровна, зам. директора по ВМР МБДОУ детский сад "Здоровый ребенок", г. Таганрог
Актуальность проекта
Речь в статье пойдет о внедрении модели инклюзивного дошкольного образования. Почему это важно? Прежде всего потому, что инклюзия, как правило, обеспечивает наиболее полное вовлечение ребенка с особенностями развития в социум, а также способствует формированию у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества.
Более того, все большее число родителей не хотят отдавать детей в специальные группы, классы и учреждения, а изоляция детей-инвалидов от их здоровых сверстников рассматривается ими как проявление дискриминации и нарушение гражданских прав и ребенка, и семьи в целом.
Это требует постепенного и поэтапного создания вариативных моделей инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что, конечно, закреплено в целом ряде программных и нормативных документов федерального и регионального уровней. (В качестве примеров можно привести ПНП "Образование", долгосрочные целевые программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 гг.", "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов в Ростовской области"; "Доступная среда" на 2013 - 2015 гг. в Таганроге.)
Анализ ситуации
Начиная работу над проектом, мы провели анализ ситуации с целью обнаружения в ней проблемных зон и имеющихся возможностей. (Различные инструменты (анкеты) для такого анализа размещены на сайте журнала http://obr. direktor.ru)
Так, например, муниципальная сеть учреждений дошкольного образования в Таганроге предлагает самые разные стартовые условия для становления инклюзивного образования. Имеется достаточное количество специальных дошкольных обра-
зовательных учреждений для разных категорий детей (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, интеллектуального развития), а также комбинированных дошкольных учреждений, где есть отдельные группы для детей с ограниченными возможностями.
В этих учреждениях сосредоточены кадры специалистов различного профиля, ими накоплен значительный опыт психолого-педагогического изучения и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), апробированы разнообразные формы их интеграции, созданы оптимальные коррекционно-образовательные и пространственно-предметные условия.
В этих условиях на начальном этапе становления инклюзивного образования специализированные учреждения могут быть ресурсными центрами для других дошкольных учреждений.
В то же время в обычных детских садах воспитывается достаточное число детей с проблемами в развитии, находящихся в условиях формальной, стихийной интеграции, поскольку существует повышенная наполняемость групп в связи с нехваткой мест в детских садах, что ставит задачу перехода от стихийно возникающей интеграции к инклюзии и созданию инклюзивных групп. (Рекомендации по созданию таких групп размещены на сайте журнала http://obr.direktor.ru.)
1 Результаты исследования подтвердили в целом то положение, которое существует в обществе по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья: желание и согласие на уровне идей и отсутствие профессиональных умений реализовать их на практике.
Педагоги и родители, как правило, признают необходимость инклюзивного образования, но недостаточно готовы к его осуществлению.
Кстати, одним из шагов на пути решения этой проблемы является создание консультационных пунктов для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие пункты могут осуществлять оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) по вопросам коррекции психофизического развития ребенка (Пример положения о таком консультационном пункте размещен на сайте журнала http://obr. direktor.ru.)
Анализ материально-технических, пространственно-предметных, методических, психологических и иных условий в ДОУ позволил дать оценку того исходного фундамента, на котором предстоит выстраивать здание инклюзивной практики в Таганроге, и способствовал выявлению тех проблем, с которыми и придется работать в ходе его реализации.
Мы сформулировали проблемные зоны становления инклюзивного дошкольного образования следующим образом:
- проблема раннего выявления детей, нуждающихся в инклюзивном образовании;
- проблема нормативно-правовой поддержки в осуществлении инклюзивного образования детей с ОВЗ;
- проблема недостаточности материально-технической базы, финансового обеспечения (создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ по их потребностям, оплата труда сопровождающих специалистов; наличие координатора по инклюзии и пр.);
- отсутствие во многих учреждениях специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, инструкторов лечебной физкультуры (ЛФК)) - для сопровождения инклюзивного воспитания и обучения;
- проблема дополнительной научно-практической подготовки воспитателей к параллельной работе с обычными детьми и детьми с ОВЗ;
- проблема недостаточной обеспеченности примерными коррекционными программами для работы с детьми с ОВЗ;
- проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ сверстников с типичным развитием и их родителей.
Таким образом, работа, проведенная творческой группой, подтвердила актуальность и обоснованность перехода от стихийной и формальной инклюзии детей с ОВЗ к целенаправленному, систематическому и поэтапному созданию условий, обеспечивающих разработку и внедрение вариативных моделей инклюзивного образования в ДОУ.
Мы осознаем, что стоим в самом начале пути, но чтобы его пройти, надо сделать первый шаг. Этим шагом и является наш проект "Детский сад для всех".
Проект "Детский сад для всех"
Если говорить, о том, что дает реализация проекта, ответ достаточно прост: проект дает опыт реализации вариативных моделей инклюзивного образования и социализации детей с ограниченными возможностями с учетом специфики каждого учреждения - участника проекта.
Реализация проекта предполагает:
а) разработку инклюзивной политики;
б) развитие инклюзивной практики;
в) создание инклюзивной культуры.
Конкретизируя указанные аспекты, можно обозначить ряд последовательных шагов, позволяющих начать планомерную реализацию проекта:
1) анализ существующих условий и обобщение опыта разных ДОУ;
2) организация мероприятий по определению инклюзивной политики и формированию инклюзивной культуры всех субъектов образовательного процесса;
3) разработка учреждениями собственных вариативных моделей инклюзивного дошкольного образования, их апробация/и оценка. (Ориентиры для оценки эффективности инклюзивного образовательного процесса в ДОУ размещены на сайте журнала http:// obr.direktor.ru)
На завершающем этапе проектной деятельности предполагается осуществить обобщение, систематизацию и распространение опыта инклюзивной практики, определить наиболее эффективные вариативные модели инклюзивного образования, дать им научно-практическое обоснование с учетом разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наш опыт решения проблемы по созданию инклюзивной практики в ДОУ г. Таганрога предполагает системную, целенаправленную и научно обоснованную работу на всех уровнях управления образования. Мы уверены, что отношение к особым детям во многом определяет будущее нашего общества.
В разработке инновационного проекта кроме авторов статьи принимали участие члены творческой группы:
1. Поляниченко Елена Борисовна, заместитель начальника управления образования г. Таганрога;
2. Лукьяненко Вера Николаевна, ведущий методист НМЦ Управления образования г. Таганрога;
3. Момотова Анна Владимировна, ведущий методист НМЦ Управления образования г. Таганрога;
4. Никитина Елена Васильевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 64;
5. Усатова Галина Васильевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 51;
6. Ершова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с N 51;
7. Горбунова Ольга Юрьевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 67;
8. Ильвутченко Елена Александровна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 37;
9. Герасимова Марина Ивановна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 95;
10. Грициенко Татьяна Васильевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с N 92.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Рекомендации учреждениям по разработке положений об инклюзивных группах
Создание инклюзивных групп направлено на реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное и доступное образование, создание условий, наиболее благоприятных для их воспитания, социальной адаптации и включения в общество. Такой опыт есть во многих регионах и городах (Москва, Тула, Пермь, Самара, Череповец и др.).
1. Группы должны открываться прежде всего там, где созданы для этого условия. Желательно, чтобы в отдельные учреждения направлялись бы для инклюзии дети со сходными нарушениями и ограничениями. При таком подходе педагогический коллектив мог бы сосредоточиться на создании определенных условий и накапливал опыт в какой-то одной области. На первых порах это было бы легче и для взрослых, и для детей с ОВЗ.
2. Необходимо в положении определить численное соотношение в одной группе здоровых детей и детей с ОВЗ. Разумно обозначить предельную наполняемость инклюзивной группы (не более 15 детей), при этом количество детей с ограниченными возможностями здоровья может быть от одного до трех в зависимости от тяжести и сложности нарушения развития ребенка, чтобы максимально учитывать выраженность ограничений его основных категорий жизнедеятельности.
3. Отношения между учреждением и родителями (законными представителями) регулируются существующим договором, заключаемым в установленном порядке, но необходимо внести особые дополнения, где оговорить варианты более активного сотрудничества с родителями, меру их участия в образовательном процессе, возможность сопровождения ими своего ребенка при необходимости.
4. Следует регламентировать время нахождения ребенка в группе в зависимости от степени выраженности его нарушения, определить разную степень его включения в группу: частичную или полную.
5. Обозначить выделение дополнительных штатных единиц для сопровождения детей с ОВЗ, их необходимое обучение в области детских ограничений (дополнительные специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог, олигофренопедагог и пр.).
6. Важно регламентировать совместную деятельность всех детей в инклюзивной группе и определить пакет необходимой документации для сопровождения детей с ОВЗ.
7. Как показывает опыт создания инклюзивных групп в других регионах, не могут подлежать приему в инклюзивную группу дети с третьей степенью выраженности ограничения основных категорий жизнедеятельности, определяемых по критериям медико-социальной экспертизы граждан (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535), а также дети, имеющие медицинские противопоказания в связи с заболеваниями, требующими активного лечения.
8. В Положении и в договоре с родителями важно прописать возможность отчисления ребенка из группы в случае, если возникает опасность для здоровья от посещения инклюзивной группы воспитанником с тяжелыми нарушениями в развитии либо его самого, либо иных воспитанников.
9. Если у ребенка обнаружится неготовность к школьному обучению, целесообразно продлить его пребывание в дошкольном учреждении до достижения им возраста 8 лет.
10. Инклюзивная группа должна финансироваться по нормативам группы компенсирующего вида, вследствие чего педагогическому и обслуживающему персоналу инклюзивной группы устанавливаются нормы рабочего времени, про-
должительность отпуска, надбавки и прочие выплаты по нормативам, установленным для персонала группы компенсирующего вида.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в ДОУ
1. Соответствие образовательного процесса в группе или детском саду нормативно-правовым требованиям.
2. Обеспечение общеразвивающих и специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья - организация дополнительной среды, специальное оборудование, специальные дидактические пособия, игрушки - организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, поддержанной взрослыми, планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности всех детей.
3. Создание условий (средовых, дидактических, методических, психологических) для всех детей группы.
4. Реализация индивидуального подхода к детям (учет их психофизиологических, личностных и индивидуальных особенностей, составление индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с особыми потребностями с учетом данных диагностики, определение ведущего специалиста, курирующего ребенка и педагогов группы).
5. Разнообразие форм работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные), как в ДОУ, так и за его пределами (использование помощи ресурсных центров и пр.).
6. Активное включение в образовательный процесс всех его участников (организация междисциплинарного взаимодействия специалистов в логике комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями, оптимизация работы ПМП-консилиума, фиксация результатов развития ребенка и его продвижения).
7. Взаимодействие с муниципальными учреждениями города (школы, музеи, библиотеки, периодические тематические выставки на разных площадках, участие в совместных межведомственных акциях для детей с ограниченными возможностями здоровья и т. п.).
8. Качество сотрудничества с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (наличие плана сопровождения семьи, воспитывающей ребенка, организация методической, психологической и психотерапевтической помощи родителям; доступное информирование родителей о выявленных потребностях и особенностях ребенка, оказание правовой, социальной помощи за счет приглашенных специалистов).
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |