Libmonster ID: RU-11480
Автор(ы) публикации: Г. А. ХАЙЧЕНКО

Разрабатывая перспективный план научной деятельности на 1959 - 1965 гг., Институт истории искусств АН СССР руководствовался решениями XXI съезда КПСС. Институт объединяет ученых, изучающих как теорию, так и историю живописи, скульптуры, театра, кино, музыки, архитектуры. Поэтому очень важно было найти проблему, единую для всех секторов, позволяющую сосредоточить силы на главном направлении. XXI съезд КПСС, как известно, особо подчеркнул важную роль искусства в коммунистическом воспитании народа, в воспитании у широких масс трудящихся высоких эстетических идеалов и вкуса. Исходя из материалов съезда, Институт истории искусств рассматривает в качестве главного направления своей деятельности разработку вопроса о роли искусства в коммунистическом воспитании народа. Эта основная проблема позволяет строить работу института по всем разделам искусствоведческой науки в тесной связи с жизнью, с современной творческой практикой.

В соответствии с указанием общего собрания Академии наук СССР из предварительного проекта плана института исключен ряд индивидуальных монографий, не имеющих первоочередного значения, и за этот счет увеличен удельный вес коллективных трудов. Это позволит написать актуальные книги по истории и теории искусства гораздо быстрее, поскольку на создании их будут сосредоточены совместные усилия научных сотрудников.

В первую очередь предполагается уделить внимание вопросам развития марксистско-ленинской эстетики и теории искусства, что позволит искусствоведам активно влиять на творческую практику, широко пропагандировать теоретические проблемы искусства. Главными задачами при разработке последних является изучение закономерностей развития советского искусства в период перехода от социализма к коммунизму, исследование национальной формы и национального многообразия искусства социалистического реализма, специфики отдельных видов и жанров художественного творчества.

Все секторы института, а также другие научные учреждения, в том числе институты академий наук союзных республик, будут участвовать в создании коллективных работ по указанным проблемам (например, "Проблемы национального своеобразия в искусстве народов СССР", первый выпуск - 1960 г., второй - 1962 г.; руководители - кандидаты искусствоведения О. Н. Кайдалова, Д. С. Писаревский, А. С. Вартанов; "Роль искусства в коммунистическом воспитании советского народа", 1960 г.; руководители - кандидаты искусствоведения Ю. С. Калашников, Г. А. Недошивин).

Уже начата работа над книгами по актуальным теоретическим проблемам отдельных видов искусств: "Традиции и новаторство в современном советском театре" (руководитель - кандидат искусствоведения А. Н. Анастасьев, 1960 г.); "Драматургия советского кино" (руководитель - кандидат искусствоведения Л. П. Погожева, 1960 г.); "Современные проблемы музыкальной драматургии" (руководитель - кандидат искусствоведения И. Я. Рыжкин, 1961 г.); "Национальные особенности советского декоративно-прикладного искусства" (руководитель - доктор искусствоведения М. А. Ильин, 1963 г.) - и другими коллективными трудами и монографиями.

В предыдущие годы при разработке истории советского искусства главное внимание уделялось, как известно, изучению русского искусства. В результате были подготовлены трехтомники - "Очерки истории русского советского драматического театра" (т. I. М. 1954) и "Очерки истории советского кино" (т. I. М. 1956). Вторые тома этих трудов в конце 1959 г. должны выйти в свет, а третьи находятся в настоящее время в издательствах. Были выпущены два тома "Истории русской советской музыки" (М., т. I - 1956; т. II - 1959), третий том в 1959 г. выходит из печати, четвертый будет завершен к началу 1960 года.

В предстоящем семилетии основные научные силы сосредоточиваются на создании многотомных трудов по истории различных видов искусств народов СССР эпохи социализма. Эта работа будет осуществляться совместно с академиями наук союзных республик, Институтом мировой литературы АН СССР и другими научными учреждениями. Она включает в себя следующие коллективные труды, проспекты которых будут составлены к 1961 г., а написание первых томов завершится к 1963 - 1965 гг.: "История театра СССР советского периода" (руководитель - кандидат искусствоведения О. Н. Кайдалова); "История кино

стр. 181

СССР" (руководитель - кандидат искусствоведения Р. Н. Юренев); "История музыки народов СССР советского периода". Институт истории искусств не намечает создания отдельного труда по истории изобразительного искусства народов СССР, поскольку изучение этих вопросов сосредоточено в Институте истории и теории искусства Академии художеств СССР.

В качестве предварительных работ, обеспечивающих в будущем появление фундаментальной истории искусств народов СССР, предполагается подготовить "Летопись театра СССР", "Летопись музыкальной жизни Советского Союза", "Летопись советской архитектуры", "Материалы и документы к истории советской архитектуры", "Из истории кино. Материалы и документы".

В план включены также коллективные труды и монографии, посвященные отдельным видам и жанрам советского искусства: "Очерки послевоенного русского советского изобразительного искусства" (руководители - кандидаты искусствоведения М. Л. Нейман, А. Д. Чегодаев, Р. С. Кауфман, 1965 г.); монография доктора искусствоведения А. В. Бунина "История градостроительного искусства" (1964 г.); монография кандидата искусствоведения Н. М. Зоркой "Советский историко-революционный фильм" (1960 г.) и другие; творчеству крупнейших деятелей советского искусства (Д. Д. Шостаковича, С. Т. Коненкова, Ю. А. Шапорина и других).

По разделу "История исторической науки" институт ставит своей задачей, изучая процесс развития искусствоведения, проследить утверждение в нем марксистского метода и вскрыть исторические корни современных реакционных направлений в буржуазном искусствознании. Группа научных сотрудников, возглавляемая доктором искусствоведения Б. Р. Виппером, приступает к созданию "Истории искусствознания XIX - XX вв." в трех выпусках. Чтобы способствовать дальнейшему развитию марксистско-ленинской методологии в искусствоведении и активному разоблачению буржуазных фальсификаторов и реакционеров, институт намечает первый выпуск указанного труда (срок - 1961 г.) посвятить современному искусствознанию после второй мировой войны. Параллельно будет вестись работа над вторым выпуском - об искусствознании XIX в. (срок - 1962 г.).

Большое место в плане научной работы института занимают вопросы истории социалистической культуры стран народной демократии и культурных связей между народами социалистического лагеря. Изучение этих вопросов будет вестись как путем создания ряда трудов совместно с академиями наук и учеными стран народной демократии, так и написания коллективных работ силами научных сотрудников института.

Вместе с учеными стран народной демократии предполагается подготовить следующие книги: "Музыкальная и театральная культура современного Китая" (совместная работа секторов истории музыки, истории театра и китайских искусствоведов, редколлегия: Чжао Фын, Чжан Гэн, А. Д. Алексеев, В. В. Протопопов, З. В. Воинова, И. В. Гайда. 1-й том - 1959 г., 2-й - 1962 г.); "Театр стран народной демократии. Краткие очерки по истории и современному состоянию театрального искусства" (коллективный труд сектора истории театра совместно с театроведами стран народной демократии; срок - 1963 г.); "Русско-чешские культурные связи" (коллективный труд института и Академии наук Чехословакии; руководители - доктор искусствоведения И. Ф. Бэлза, кандидат искусствоведения Д. В. Сарабьянов).

Из работ, подготовляемых сотрудниками института, следует назвать коллективный труд "Борьба за социалистический реализм в киноискусстве стран народной демократии" (руководитель - доктор искусствоведения С. И. Юткевич; срок - 1960 г.); серию очерков "Современная архитектура и градостроительство стран народной демократии" (руководитель - кандидат архитектуры О. А. Швидковский; срок - 1965 г.); монографию доктора искусствоведения И. Ф. Бэлза "Современная чешская музыкальная культура" (срок - 1962 г.).

Институт в 1959 - 1965 гг. продолжит изучение русского и зарубежного классического искусства.

При разработке истории дореволюционного искусства народов СССР институт сосредоточит внимание на изучении прогрессивных реалистических традиций и явлений, которые сохраняют свое значение и могут быть использованы для обогащения советской художественной культуры и воспитания трудящихся на лучших образцах классического наследия. При этом большое внимание обращается на разоблачение антинаучных "теорий" буржуазных искусствоведов, фальсифицирующих подлинную историю искусства. Центральное место в этом разделе занимает фундаментальная 12-томная "История русского искусства" (редкол-

стр. 182

легия: академик И. Э. Грабарь, член-корреспондент АН СССР В. Н. Лазарев, доктор искусствоведения В. С. Кеменов. М., т. 1 - 1953; т. 2 - 1954, т. 3 - 1955; т. 4 - 1959; т. 11 - 1957; тт. 5, 6, 12 находятся в издательстве). Работа над нею продолжается, и последние четыре тома (7 - 10), охватывающие историю русского изобразительного искусства в XIX - XX вв., будут завершены к 1962 году.

В план включены также следующие коллективные работы: "Русская художественная культура начала XX века" (при участии сотрудников института и других научных учреждений; руководители - член-корреспондент АН СССР А. А. Сидоров, кандидат искусствоведения Ю. С. Калашников; срок - 1963 г.); "Проблемы развития русского драматического театра XIX в." в двух томах (руководитель - доктор искусствоведения Н. Г. Зограф, 1-й том - 1962 г., 2-й - 1964 г.); "Древнерусское искусство" (коллективный труд при участии Института истории материальной культуры и других искусствоведческих учреждений; руководитель - член-корреспондент АН СССР В. Н. Лазарев; первый выпуск - 1961 г., второй - 1963 г., третий - 1965 г.) - и другие работы.

История зарубежного классического искусства разрабатывается в трудах, освещающих периоды его наибольшего подъема и расцвета и творчество великих художников прошлого. В качестве примера можно назвать монографии члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева "Происхождение итальянского Возрождения" (т. I. М. 1956; т. II находится в издательстве; готовится т. III), доктора искусствоведения Б. Р. Виппера "Очерки истории голландской живописи XVII в. эпохи расцвета", кандидата искусствоведения В. В. Протопопова "Проблемы творчества Бетховена", кандидата филологических наук А. А. Аникста "Шекспир и его время", доктора искусствоведения Г. Н. Бояджиева "Мольер" (т. I находится в издательстве; готовится т. II), доктора филологических наук С. С. Мокульского "Гольдони".

В постановлении от 27 июня 1958 г. Президиум Академии наук СССР указал институту на необходимость расширения работы по изучению народного искусства. В соответствии с этим в семилетнем плане предусмотрен ряд исследований по различным видам народного искусства. Будут изучаться как прогрессивные традиции прошлого, так и современное творчество народов СССР.

Намечено провести также комплексные экспедиции для сбора материалов по народной музыке, архитектуре, театру, декоративно-прикладному искусству.

Видное место в плане 1959 - 1965 гг. уделено трудам, в которых будут раскрыты прогрессивные тенденции в современном искусстве капиталистических стран, проявляющиеся в борьбе с реакционным искусством и ревизионизмом. Этот раздел открывается коллективной теоретической работой "Проблемы развития современного искусства капиталистических стран" (руководители - доктор искусствоведения В. С. Кеменов, кандидат филологических наук А. А. Аникст; срок - 1962 г.). Одновременно начинается исследование отдельных видов современного буржуазного искусства: кинематографии, музыки, драматургии, архитектуры, изобразительного искусства. Из этого цикла в 1959 г. будут закончены первые выпуски сборников "Современное изобразительное искусство капиталистических стран" и "Современная зарубежная драматургия". Запланированы также монографии доктора искусствоведения В. С. Кеменова "Кризис современного буржуазного искусства" (1962 г.), кандидата искусствоведения А. Г. Образцовой "Театральная эстетика Б. Шоу" (1962 г.) и другие.

Придавая огромное значение пропаганде и популяризации основ эстетики, современного и классического искусства, институт совместно с издательствами "Искусство", "Советский композитор", "Советский художник" и Музгизом организует выпуск научно-популярных серий по этим вопросам. Сотрудники института возьмут на себя руководство подготовкой научно-популярных брошюр, помощь издательствам в разработке тематических планов по указанному разделу, обсуждение на секторах подготовленных рукописей и частичное участие в авторской работе.

Для успешного осуществления плана 1959 - 1965 гг. институт намерен расширять и развивать координационную работу с искусствоведческими учреждениями союзных республик и стран народной демократии. В июне 1959 г. было проведено координационное совещание киноведов, в котором участвовали представители союзных республик. В октябре этого года состоится такое же совещание по вопросам изучения народного искусства и т. д.

Намечено осуществить внутри института некоторые организационно-структурные изменения. Сохраняя имеющиеся секторы по

стр. 183

видам искусства, институт создает несколько межсекторных групп по некоторым комплексным проблемам: национального своеобразия в искусстве народов СССР (руководители - кандидаты искусствоведения Д. С. Писаревский, О. Н. Кайдалова, А. С. Вартанов); истории искусствознания XIX - XX вв. (руководитель - доктор искусствоведения Б. Р. Виппер); изучению народного искусства (руководитель - доктор искусствоведения М. А. Ильин); изучению русской художественной культуры начала XX в. (руководители - член-корреспондент АН СССР А. А. Сидоров и кандидат искусствоведения Ю. С. Калашников).

Наряду с этим создаются рабочие группы внутри секторов для написания ряда коллективных работ, например, по истории русского изобразительного искусства (руководители - академик И. Э. Грабарь, член-корреспондент АН СССР В. Н. Лазарев, доктор искусствоведения В. С. Кеменов); по истории театра народов СССР (руководитель - кандидат искусствоведения О. Н. Кайдалова); по истории кино народов СССР (руководитель - кандидат искусствоведения Р. Н. Юренев); по истории музыки народов СССР (руководитель - доктор искусствоведения А. Д. Алексеев); по истории зарубежного киноискусства (руководитель - доктор искусствоведения С. И. Юткевич) и др.

Успешное выполнение семилетнего плана Института истории искусств позволит решить некоторые насущные актуальные вопросы искусствоведения и удовлетворить запросы широких кругов советских и зарубежных читателей.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНСТИТУТ-ИСТОРИИ-ИСКУССТВ-В-ПРЕДСТОЯЩЕМ-СЕМИЛЕТИИ-1959-г

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Eugene SidorofКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sidorof

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. А. ХАЙЧЕНКО, ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ПРЕДСТОЯЩЕМ СЕМИЛЕТИИ (1959 г.) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 12.03.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИНСТИТУТ-ИСТОРИИ-ИСКУССТВ-В-ПРЕДСТОЯЩЕМ-СЕМИЛЕТИИ-1959-г (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Г. А. ХАЙЧЕНКО:

Г. А. ХАЙЧЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Eugene Sidorof
Кондопога, Россия
1178 просмотров рейтинг
12.03.2016 (2965 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
11 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ПРЕДСТОЯЩЕМ СЕМИЛЕТИИ (1959 г.)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android