Libmonster ID: RU-18608
Автор(ы) публикации: О. ЖИГАЛИНА

Временная конституция, принятая в Багдаде 8 марта 2004 г., вселила иракскому народу надежду на ускорение процесса политического и экономического обустройства страны. Этому важному событию предшествовала острая полемика между основными иракскими политическими течениями - арабами-суннитами, шиитами, курдами- автономистами, а также представителями американской администрации по ключевым вопросам" завершившаяся подписанием временной конституции нового Ирака.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА

Отсутствие Основного закона, регламентирующего внутриполитическую жизнь страны, не позволяло приступить к практическому осуществлению реформ. Одним из важнейших был вопрос об административном делении страны. Так, американцы предлагали разделить Ирак на 18 штатов, 3 из которых должны были бы быть курдскими. Но против этого возражали курды, поскольку такое административное деление не способствовало бы их консолидации. Они считают, что Ирак должен оставаться целостным государством, а Курдистан - обладать правами широкой автономии в рамках этого государства. В связи с этим некоторая часть курдских общественно-политических деятелей выдвигала даже ультимативные требования. Их позиция состояла в том, чтобы Ирак был разделен на курдскую и арабскую части, а курдский регион имел бы название "Курдистан" и подчинялся Багдаду в военной, финансовой сферах и во внешней политике. В противном случае, считали они, курды сделают иной выбор, который не понравится арабам. А глава Союза журналистов Курдистана Ф. Авни, ссылаясь на то, что курды были насильно присоединены к Ираку согласно колониальным резолюциям, открыто призывал курдов к сепаратизму.

Арабские сунниты придерживались иной точки зрения. Они были согласны лишь на то, чтобы Ирак стал федеративным государством, без определения конкретной модели федерализма.

Иракские шииты выразили протест против этнического принципа обустройства будущей государственности. Они настаивали, чтобы во всем Ираке соблюдались принципы шариата.

Проблематичной оставалась и ситуация вокруг Мосула и Киркука, где сохранялась напряженность из-за борьбы различных этнополитических группировок за контроль за этим нефтеносным районом. Там имели место вооруженные стычки между курдами, арабами и туркменами-суннитами. Это, естественно, вызывало недовольство и туркмен-шиитов. Кроме того, существовала опасность втягивания Иракского Курдистана в ареал террористической деятельности мусульманских экстремистов. Известны, например, случаи взрывов автомобилей, начиненных взрывчаткой, в Эрбиле. В связи с этим курды апеллировали к американским военным представителям, призывая их принять меры для обуздания террористов, бывших баасистов, фундаменталистов Аль-Каиды и прочих экстремистских элементов и группировок, защищавших свои амбиции в регионе 1 . Даже Дж. Талабани, член Управляющего совета, чувствует себя в безопасности только в Сулеймание, контролируемой Партией свободного Курдистана (ПСК) 2 .

Несмотря на эти трудности и неоднозначность отношения населения страны и региональных соседей к присутствию коалиционных сил, все политические течения настойчиво отстаивали свои позиции. Наибольшую активность в этой внутриполитической борьбе проявляли иракские курды, делавшие основную ставку в реализации планов широкой автономии Иракского Курдистана на помощь Запада. Представители курдской автономии рассчитывали на то, что американцы, выступившие борцами против геноцида курдов, окажут им действенную помощь. Действительно, представители американской администрации в Ираке установили с курдами деловые отношения, устраивающие обе стороны. Однако изменчивость ситуации в Ираке и в мире не лучшим образом отражается на американской политике в этой стране. В декабре 2003 г. этим решили воспользоваться курдские автономисты, чтобы форсировать разрешение курдского вопроса, не дожидаясь разработки новой конституции, формирования временного правительства и избрания федеративной модели в стране. Они не только настаивали на широкой автономии (фактически независимом Курдистане), но и претендовали на замещение ключевых постов в будущем иракском правительстве. П. Бремер, американский представитель в Ираке, не был склонен отказывать курдам, но администрация Дж.Буша медлила с решением курдской проблемы. Сделать статус Иракского Курдистана легитимным могла новая конституция.

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

Инициаторами выработки новых законодательных документов, очевидно, стали иракские курды. Курдские представители, входящие в Управляющий совет, представили свой законопроект о федеративном устройстве Ирака. Они полагали, что следовало немедленно решить вопрос о форме

стр. 51


федерации, не дожидаясь Конституционной ассамблеи. Согласно курдскому законопроекту, коалиция должна передать суверенитет временному правительству, которое должно быть создано до конца июня 2004 г. Выборы по конституции они предлагали провести до конца 2005 г. Кроме того, законопроект предусматривал расширенную автономию для курдов, включающую не только ту самоуправляемую территорию, которая была подконтрольна ПСК и ДПК (Демократической партии Курдистана) при С. Хусейне, но также приобщение к ней нефтеносной провинции Тамим близ Киркука, части провинции Ниневеи и Диала с этнически смешанным населением. Киркук предполагалось сделать столицей независимого Курдистана. Все это курды аргументировали тем, что ранее в этих районах доминировали курды, но в результате политики арабизации, проводившейся С. Хусейном, здесь поселились арабы 3 .

Эти предложения были восприняты членами совета неоднозначно, поскольку провинция Тамим включает город Хаваджу, населенный арабскими суннитами, являющимися оппонентами коалиции. Поэтому работа над этой проблемой была передана специальной комиссии. А пока американские представители предложили курдам объединить правительства двух автономных регионов Иракского Курдистана, после чего они обещали ускорить процесс федеративного обустройства Ирака. И курды с этим согласились. Сложность установления внутренних границ из-за религиозной разобщенности и многонациональное?, а также заинтересованность различных этнополитических группировок в контроле использования нефтяных ресурсов страны не позволяли выработать компромиссный вариант внутреннего обустройства страны, который устроил бы все заинтересованные стороны. Вместе с тем, наиболее остро стоял вопрос о статусе Иракского Курдистана. 12 января 2004 г. начались переговоры М. Барзани и Дж.Талабани по всем этим вопросам как между собой, так и с представителями американской гражданской администрации в Ираке П. Бремером и его британским заместителем Дж. Гринстоком. В повестке дня фигурировали вопросы об объединенном правительстве курдской автономии, о территориальном расширении автономного курдского района в рамках федеративного Ирака, а также о передаче суверенитета временному правительству до конца июня, ответственному за подготовку конституции 4 . Американцы по сути согласились на разделение Ирака на арабскую и курдскую части и признание в будущем широкой автономии для курдов. Однако пока велись эти переговоры, администрация Буша скорректировала американскую позицию и приняла решение предоставить курдам лишь т. наз. специальный статус - статус "полуавтономии", но не отказываться от этнического принципа иракского федерализма. Такое решение было продиктовано будто бы задачей передачи Ираку самоуправления до 30 июня. Это означает, что Иракский Курдистан останется в существующих границах якобы из-за недостатка времени для процессов политического объединения курдской исполнительной власти в автономии и территориального ее расширения 5 .

С подобным решением не согласились не только курды, но и другие политические силы страны. В Ираке усилились и участились антиамериканские акции. С целью смягчения ситуации было решено начать подготовку временной конституции страны, регулирующей политические процессы в переходный период. К ее написанию администрация Дж. Буша привлекла Фейсала Истрабади, главного советника представителя арабских суннитов в Управляющем совете Ирака А. Пачачи. Это специалист в области судебного разбирательства, живущий в окрестностях Чикаго. С ним сотрудничал и Салем Челеби, племянник прежде находившегося в изгнании Ахмеда Челеби, члена Управляющего совета Ирака. Иракские курды предоставили в их распоряжение документ "Предложения региональной конституции Курдистана", датированный 19 февраля 2004 г. Он состоит из 6 статей. Первая из них провозглашает Иракский Курдистан как самоуправляющийся регион с самостоятельной законодательной, исполнительной и судебной властью. Важнейший ее раздел определяет границы самоуправляемого курдского региона, в который должны войти провинции Ниневея, Дохук, Эрбиль, Киркук, Сулеймания и Диала, контролируемые курдским региональным правительством до 19 марта 2003 г., а также внутренние территории Ирака к северу и западу от бывшей "зеленой линии", существовавшей до 18 марта 2003 г. Вторая статья касается формирования национальной гвардии Иракского Курдистана, обеспечивающей безопасность самоуправляющегося региона и не входящей в состав национальных вооруженных сил Ирака. Третья статья определяет приоритет курдов в области использования природных ресурсов самоуправляющегося региона. Четвертая статья определяет принципы налоговой

стр. 52


системы. В пятой статье указывается, что временная конституция будет работать на территории Иракского Курдистана, если ее одобрит большинство его населения путем референдума. Последняя статья гласит, что временная конституция будет действовать лишь на переходный период 6 .

Этот документ, разработанный и одобренный руководством ведущих политических партий иракских курдов - Патриотическим Союзом Курдистана, возглавляемым Дж.Талабани, и Демократической партией Иракского Курдистана, руководимой М. Барзани, вызвал возражения не только курдских политических оппонентов - арабских суннитов и шиитов, но и администрации Дж. Буша. Последняя обратилась к курдам о смягчении своей позиции, которая настраивает религиозные меньшинства против курдов. Американцы высказались за то, чтобы курдская гвардия являлась частью национальных вооруженных сил Ирака и была бы подконтрольна национальному правительству, а не только региональным властям Иракского Курдистана. Они аргументировали это тем, что ее создание создает прецедент для других частей страны, особенно иракского юга, где доминируют шииты, милиция которых насчитывает 10 тыс. человек и контролируется Высшим советом исламской революции Ирака, отрицательно ответившим на призыв американцев расформировать ее.

Курды потребовали оставить в Иракском Курдистане светское правление и настаивали на праве свободно отклонять законы центральных органов власти, основанные на мусульманском праве; отказывались вводить на территории курдской автономии общеиракскую судебную систему. Очевидно, что иракские арабы выразили свое негативное отношение к запрашиваемому курдами статусу автономии, опасаясь того, что курды легко преобразуют ее в мини-государство на севере Ирака со своей собственной армией, законодательством, налоговой системой, судебной властью и парламентом. Иракские арабы рассматривают предложение курдов как первый шаг к распаду страны. Ф. Истабади, в частности, заявил, что эти предложения не способствуют интеграции иракской нации. Арабские сунниты, живущие к югу от курдского региона, куда они были переселены С. Хусейном, озабочены тем, что туда вернутся выселенные курды и прогонят их с места жительства. Иракские шииты, составлявшие около 60% населения страны и живущие на юге Ирака, полагают, что требования курдов ослабляют временное национальное правительство, в котором шииты заинтересованы занять доминирующее положение.

Все эти разногласия накаляли обстановку в стране и могли привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому представители американской администрации обратились к курдам с настоятельной просьбой об отсрочке реализации некоторых из их требований. Однако курдские лидеры заявили, что их требования и так являются компромиссным вариантом, поскольку в процессе их разработки они находились под сильным давлением со стороны своих избирателей, настаивавших на бескомпромиссной позиции курдов на переговорах по временной конституции. Талабани сказал, что 2 млн. курдов поставили свои подписи под петицией за референдум о независимости.

Американская администрация попыталась призвать курдов к компромиссу. Поль Бремер стал убеждать курдских руководителей в том, что провозглашение курдской независимости в нынешней ситуации преждевременно, равно как и реализация некоторых других их требований, в противном случае возникнет реальная угроза будущей консолидации Ирака. Вместе с тем status quo Иракского Курдистана в форме автономии может быть сохранен до того времени, пока не появится текст новой конституции страны. На это курдские представители заявили, что будут опротестовывать заявление Бремера о предоставлении Иракскому Курдистану "полуавтономии" и настаивать на широкой автономии. Кроме того, они хотят сохранить свои вооруженные силы и право сбора налогов на автономной территории. Они также требуют контроля над доходами от разработки нефти в Киркуке и Ханакине, двух центрах нефтедобычи, которые американцы не признают частью исконно курдской территории 7 .

В ходе сложнейших переговоров, казалось, был выработан компромиссный вариант временной конституции. 1 марта 2004 г. Управляющий совет в целом одобрил ее текст. Но неожиданно накануне ее официального подписания 5 марта шииты отказались ее подписывать из-за несогласия по вопросам о роли ислама в стране, положения женщин и курдской автономии.

ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

Шииты полагали, что текст временной конституции умаляет их положение в политической жизни страны и ущемляет роль ислама. Курдские лидеры резко среагировали на требования шиитов, заявив, что шииты желают лишить курдов автономии, и стали намекать на нежелательные их связи с иранскими фундаменталистами. Курды требовали отделить ислам от государства, а шииты, напротив, настаивали, чтобы в новой республике президентом был шиит, а вице-президентами - курд и суннит, но с этим не соглашались курды и сунниты. Против затребованных курдами конституционных прав выступа-

стр. 53


ли не только шииты и сунниты, но даже американцы считали целесообразным на время отодвинуть, но не отбросить, некоторые из них. Все-таки все эти разногласия были урегулированы. "Никто не получил, чего хотел, но все были счастливы", - сказал Салем Челеби 8 .

ОСНОВНЫЕ СТОЛПЫ ВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ

Подписанный 8 марта 25-страничный документ временной конституции Ирака был опубликован на арабском и английском языках. Это основной документ, который будет действовать на переходный период до 31 декабря 2005 г. Система правления в новом Ираке будет республиканская, федеративная, демократическая и плюралистическая. Федерализм основывается на географических и исторических принципах и разделении властей, а не на этничности или сектантстве. Иракская армия будет подконтрольна иракскому гражданскому политическому командованию. Ислам будет основной государственной религией и рассматривается как одна из основ законодательства. Закон уважает мусульманскую идентичность большинства иракского народа и гарантирует свободу вероисповедания и отправления обрядов. Официальными языками являются арабский и курдский. В стране провозглашается равноправие. Курдское региональное правительство признается официальным региональным правительством в рамках Ирака и продолжит исполнять большинство функций, осуществлявшихся им ранее. Выборы провинциальных советов и в Курдскую национальную ассамблею состоятся одновременно с выборами в Национальную ассамблею, не позднее 31 января 2005 г. 9

Следовательно, временная конституция носит в значительной степени рамочный характер и в общих чертах решает такие болезненные вопросы, как роль ислама, равноправие и самоуправление Иранского Курдистана. "Она позволяет любой из 18 провинций решать вопрос о присоединении к федеративному государству, - сказал С. Челеби. - Открываются двери для шиитов, доминирующих в южных провинциях, для объединения в свой собственный регион, равно как для курдской самоуправляющейся зоны на севере" 10 .

Об этом, в частности, говорил и государственный секретарь США К. Пауэлл, отмечавший, что американцы дают возможность иракцам самим решать свою судьбу, а курды останутся в рамках Ирака. Он сказал, что ему понятны стремления курдов объединить этнические и географические границы, но, по его мнению, очевидно, что Иракский Курдистан должен остаться частью Ирака. Почти тотчас же после этого в американской печати было опубликовано сообщение, что внутреннее руководство Ирака и американские представители достигли соглашения о том, что курдский регион на севере страны получит статус "пол у автономии, что означает отказ американцев признать на данном этапе легитимность территориального расширения курдского района.

Иракские курды опасаются изменения американского курса в регионе после предстоящих в США президентских выборов и торопятся с определением статуса Иракского Курдистана уже сегодня. Вместе с тем, нельзя не признать, что отсрочка некоторых требований курдов позволила избежать широкомасштабного регионального конфликта, катализатором которого послужил бы курдский фактор. Американцы были вынуждены затормозить процесс курдского урегулирования из-за интенсивности военных акций против коалиции в Ираке, протеста его региональных соседей, отсутствия единства внутренних политических сил и по ряду других не менее важных причин, как, например, внутриполитическая предвыборная борьба в самих США.


1 Kurdistan Can Become the Gateway to Liberation and Democracy in the Middle East. - http://mywebpage.netscape.com/KO%20News/13-12-03-opinion-mirawdeli-part4.html

2 Iraqi Kurds Not Immune to Terrorism - http://mywebpage.netscape.com/KO%20News/13 - 9-03-opinion-cevik-kurds-not-immu-te...

3 Kurds Demand Federal Iraq Without Waiting For Constitutional Convention-http://mywebpage.netscape.com/KO%20News/20-12-03-kurds-want-federal-now.html

4 Barzani, Talabani Meet Top Coalition Officials in Northern Iraq- http://home.cogeco.cf/-kurdistanl/3-l-04-barzani-talabani-meet-dremer.html

5 Kurdish Region in Northern Iraq Will Get to Keep Special Status- http://home.cogeco.cf/-kurdistan1/6-1-04-kurdistan-to-keep-its-status.htm

6 Kurdistan Region's Constitutional Proposal - http://www.puk.org/web/htm/news/krg040220.html

7 Iraq Summit Hailed a Resounding Success. - http://mywebpage.netscape.com/ko%20News/13-12-03-success-summit-in-kurdistan.ht...

8 IGC Agrees on Constitution, Islam Role, No Compromise on Kurdish Autonomy, by Jim Krane. - http://home.cogeco.cf/-kurdistan1/2-3-04-council-agrees-no-comp-kurdish-demands.htm 11.03.2004

9 Summary on Iraq's Interim Constitution - http://home.cogeco.ca/kurdistanl/8 - 3-04-summary-irg-cjns.htm

10 IGC Agrees on Constitution...


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИРАКСКИЙ-КУРДИСТАН-НОВАЯ-СИТУАЦИЯ-НОВЫЕ-ПРОБЛЕМЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. ЖИГАЛИНА, ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН: НОВАЯ СИТУАЦИЯ, НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.05.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИРАКСКИЙ-КУРДИСТАН-НОВАЯ-СИТУАЦИЯ-НОВЫЕ-ПРОБЛЕМЫ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. ЖИГАЛИНА:

О. ЖИГАЛИНА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
104 просмотров рейтинг
16.05.2023 (339 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
15 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН: НОВАЯ СИТУАЦИЯ, НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android