Н. МАМЕДОВА, Кандидат исторических наук
Связи России с Ираном насчитывают многие сотни лет. Подданные Ирана не только периодически приезжали в Россию, но и оставались в ней жить на долгие годы или навсегда. С расширением территории Российской империи иранская диаспора стала расширяться за счет тех иранцев, или их потомков, которые оказывались в этих новых ее регионах.
В XVII в. большая колония персов была в Астрахани, которая в то время играла важнейшую роль в торговле Московского государства со странами Востока. Здесь жили, часто с семьями, бухарские, персидские, армянские и индийские купцы.
В первой четверти XVIII в., особенно после Персидского похода Петра I (1722 - 1723 гг.), роль Астрахани как центра восточной торговли и места проживания персидских купцов еще более возросла. После падения в 1736 г. династии Сефевидов, которые оказывали покровительство торговле иранским шелком и армянской диаспоре в Персии, которая занималась этой торговлей, увеличился приток в Россию иранских армян. Они в массовом порядке стали принимать российское подданство, расселяясь по южным провинциям России и на Кавказе.
В 70-е - 80-е гг. XVIII в. почти вся восточная торговля России находилась в руках иранских купцов или иранских армян, принявших российское подданство1. Многие армянские семьи, переселившиеся в Россию, старались сохранять связи с Ираном, причем не только коммерчерские, но и культурные. Так, на средства семьи Лазаревых в начале XIX в. в Москве с разрешения Александра I был основан Лазаревский институт, сыгравший огромную роль в подготовке специалистов в области востоковедения. Семья Лазаревых - Лазарянов, родом из иранской Джульфы под Исфаганом, известная с XIV в., прежде играла значительную роль при Сефевидском дворе. После падения Сефевидов Лазаревы покидают Персию и в середине XVIII в. поселяются в России.
После Гюлистанского (1813) и Туркманчайского (1828) договоров границы между Ираном и Россией в целом были определены, страны стали непосредственными соседями. Торгово-экономическая экспансия России на юг и на восток вызвала расширение торговых связей с Персией, увеличился приток иранских предпринимателей в Российскую империю. Нередко, чтобы обеспечить себе лучшие условия для деятельности на Кавказе, иранские предприниматели и торговцы русифицировали свои фамилии.
Некоторая часть иранцев эмигрировала в Россию из-за религиозных гонений на родине. В XIX в. после подавления в Иране движения бабидов2 часть бахаитов переселилась в Центральную Азию. В этот регион (в район Ашхабада) переселилась из Мешхеда также большая община евреев, принявших ислам шиитского толка.
В XIX в. основной приток иранцев сместился с Астрахани на Кавказ, где начинает развиваться нефтедобыча. Коренным образом изменилась и структура иранской диаспоры. Значительную ее часть стали составлять так называемые "отходники", которые приезжали в Россию на заработки. В начале XX в. население Ирана не превышало 10 млн. человек, из них более миллиона работали за границей, причем половина - именно в России3. В 1904 г. только в Баку насчитывалось около 7 тыс. иранских рабочих, что составляло свыше 20% всех бакинских пролетариев4.
Иранские общины в России были порой настолько большими, что в начале XX в. в Кавказском регионе и других местах компактного проживания выходцев из Персии стали возникать благотворительные организации. Первое из них было создано в 1904 г. в Тифлисе. В последующие шесть лет было создано еще три подобных общества: в 1907 г. "Химмат" - в Дагестане, в 1909 г. "Анджоман" - в Эривани, в 1910 г. - во Владикавказе Терской области. Эти общества, помимо повседневной помощи персидским подданным, выдавали денежные пособия тем, кто не имел средств вернуться в Иран. О масштабах их деятельности, а косвенно и о количестве проживавших в России иранцев, говорит тот факт, что, например, в мусульманском училище "Эттифах" при персидском благотворительном обществе в Тифлисе обучалось 50 детей иранцев. Это училище работало под наблюдением генерального консула Персии на Кавказе. Русско-персидские школы "Новруз" работали при обществе "Химмат" и во Владикавказе5. Благотворительные общества иранцев были созданы также в Москве и Петербурге.
Большинство иранцев из числа приезжавших на работу в Россию составляли этнические азербайджанцы из Северного Ирана, преимущественно городские жители. На российском Кавказе они устраивались на работу на промышленные предприятия, где работало также много русских рабочих, в среде которых в нача-
стр. 67
ле XX в. широко распространились социал-демократические и коммунистические идеи. Иранские отходники вместе с русскими рабочими активно участвуют в забастовках и стачках.
В 1904 г. для работы среди мусульманских, в том числе и иранских рабочих, закавказские большевики создали социал-демократическую группу "Гуммет" (Власть). Эта группа, в которую входили М. Азизбеков и А. Джапаридзе, была основана Нариманом Наримановым, выходцем из Иранского Азербайджана, и позднее вошла в состав большевистской партии. В том же году эмигранты-иранцы создали в Баку собственную партию социал-демократического направления - "Джамияте эджтемаюн амиюн" (Социалистическая народная партия), лидером которой стал Солейман Мирза Искандери. Основатели партии принимали активное участие в работе РСДРП. В свою очередь, кавказские большевики принимали непосредственное участие в революционных событиях в Иране в 1906 - 1909 гг., а позже, после победы в России Октябрьской революции, и в Гилянском движении6. Под их влиянием в Реште в июне 1920 г. была даже провозглашена Персидская (Гилянская) советская республика. Однако в ноябре 1921 г., через месяц после вывода из Ирана советских войск (по договору 1921 г.), республика пала.
После образования СССР советская граница с Ираном была закрыта, и иранские отходники остались в СССР. Нередко они здесь женились и заводили семьи. В 1926 г., по официальным данным, численность иранцев в СССР составляла 200 тыс. человек, однако на самом деле их было больше7.
Самые крупные общины иранцев были в Средней Азии, Азербайджане, Грузии, Армении, Дагестане, Астраханском крае. Некоторые из иранцев активно участвовали в политической жизни советской России, участвовали в Гражданской войне8. В ряде мест работали любительские иранские театры. Так, в апреле 1920 г. поставленная в Саратове группой артистов-иранцев пьеса Нариманова "Надир-шах" пользовалась, судя по газетам, большим успехом9. Однако в середине 1930-х гг. иранцы были поставлены перед выбором -либо принять советское гражданство, либо возвращаться в Иран. Не желавших переходить в советское гражданство органы НКВД депортировали до границы с Ираном. Так, обратно в Иран была выдворена жившая в Ашхабаде с XIX в. община евреев-шиитов. Нередко при этом смешанные семьи оказывались разделенными.
Многие семьи иранских азербайджанцев, не пожелавших менять гражданство, были депортированы в другие районы, преимущественно в Казахстан. В г. Мерке до сих проживает около 300 таких семей. Большая часть иранской диаспоры в Казахстане состоит из иранских азербайджанцев. Они проживали компактно, были этнически однородны, а потому смогли в значительной степени сохранить свои традиции и культуру. Несмотря на запреты и строгий контроль властей, регулярно, хотя и втайне, проводились шиитские религиозные церемонии, строились "хосейние" - дома для молений, позже была построена мечеть10.
Новая волна эмиграции иранцев в СССР была связана со Второй мировой войной. В 1941 г. в Иран вошли советские и английские войска. Иранцы стали широко привлекаться для обслуживания военных транспортов, идущих через территорию Ирана с оружием и продовольствием для СССР. Отдельные иранские подразделения, занимавшиеся обслуживанием морских транспортов по Каспию, дислоцировались на территории СССР, в частности, в Баку.
В конце 1945 г. на севере Ирана, в иранском Азербайджане и Курдистане, образовались -не без влияния и участия в этом СССР - автономные правительства. В автономиях были проведены всеобщие выборы, а национальные языки были признаны в качестве официальных. Однако сразу после вывода советских войск из Ирана шахские войска были введены в иранский Азербайджан, началась расправа над участниками движения. В результате погромов и расстрелов погибло более 14 тыс. сторонников автономии. Демократическая партия Азербайджана была объявлена вне закона, ее активистов бросали в тюрьмы, отправляли в ссылку. Несколько тысяч вместе с семьями, спасаясь бегством, перешли границу и нашли убежище в СССР.
По сходному сценарию развивались события и в иранском Курдистане. Лидер курдских демократов Кази Мохаммед и его брат Садр Кази были повешены. Часть курдского племени барзан попыталась организовать сопротивление. С боями курдские повстанцы отступали к советско-иранской границе, а потерпев окончательное поражение, перешли ее и получили политическое убежище в СССР11.
После закрытия в 1946 г. границы тем иранцам, которые во время войны работали на советскую армию и временно оказались на советской территории, было запрещено вернуться на родину. Они осели на жительство в Средней Азии и на Кавказе, обзаведясь семьями и пополнив тамошнюю иранскую диаспору.
После ликвидации курдской и азербайджанской автономий по всему Ирану начались репрессии против демократических партий и профсоюзов. Это вызвало новую волну эмиграции из Ирана в СССР.
Абсолютное большинство бежавших иранских азербайджанцев осело в Советском Азербайджане, главным образом, в Баку и его пригородах, где они традиционно селились еще в царской России. Часть иранцев осела также в Грузии, преимущественно в Тбилиси. Курды селились в Армении, Азербайджане и центральных областях России, особенно в Подмосковье. Много иранцев осело в Средней Азии, в частности, в Таджикистане, там для них практически не существовало языкового барьера.
Новая волна эмиграции из Ирана последовала вслед за военным переворотом 1953 г., свергшим правительство М. Мо-
стр. 68
саддыка. В Иране установился режим военно-полицейского террора, прогрессивные организации и газеты были закрыты. Репрессии обрушились как на сторонников Мосаддыка, так и членов Туде - иранской коммунистической партии, которая имела значительное влияние в армии и в среде интеллигенции. Военный трибунал не решился вынести смертный приговор самому экс-премьеру Мосаддыку - он пользовался слишком большой популярностью среди широких масс. Но, например, Х. Фатеми, министр иностранных дел в его правительстве, был приговорен к расстрелу. Так как многие члены Туде, поддержавшей Мосаддыка, были офицерами, военный трибунал приговорил их также к смертной казни. Многим удалось бежать в СССР.
Значительная часть эмигрантов этой волны принадлежала к образованным слоям иранского общества. Иранская эмиграция 1940-х - 1950-х гг. оказала большое влияние на развитие иранистики, которая традиционно занимала одно из ведущих мест в российском востоковедении. В научных центрах и университетах Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси, Ташкента и Душанбе иранцы преподавали персидский язык, занимались исследованиями в области экономики, истории и политики. Так, в Институте востоковедения в Москве долгое время работал Шамсаддин Бади, автор работ по экономике Ирана. Его жена, известная иранская поэтесса Жале, многое сделала для пропаганды персидской поэзии в России.
Напомним, что в советское время выезжать в Иран удавалось лишь очень небольшому числу исследователей, и потому общение с иранцами, проживавшими в СССР, позволяло советским ученым полнее представить происходившие в Иране события, познакомиться с обычаями и менталитетом иранцев.
Положение иранских эмигрантов, если они не меняли гражданство, в принципе не отличалось от положения эмигрантов из других стран. Их жизнь находилась под контролем, передвижение по стране было ограниченным, хотя смена гражданства обеспечивала большую свободу действий.
В то же время иранская диаспора пользовалась услугами Красного Креста, в СССР для детей эмигрантов функционировал специальный интернат в г. Иваново, где они получали всестороннее образование, для них работали оздоровительные летние лагеря, условия в которых были намного лучше, чем в обычных пионерлагерях.
Иранская диаспора в Москве имела свой клуб политэмигрантов. В Москве и Берлине (ГДР) базировался Центральный комитет Туде, в Баку - штаб-квартира Азербайджанской демократической партии. Издавались газеты, в частности, орган ЦК партии Туде - журнал "Донья". Но постепенно Туде утрачивала связи с Ираном, пережила несколько расколов и фактически стала не только финансово, но и идеологически полностью зависеть от КПСС. Тем не менее, в последние месяцы антишахской борьбы Туде приняла в ней самое активное участие. Многие ее члены накануне и сразу после исламской революции 1979 г. вернулись в Иран. Однако после запрещения исламскими властями деятельности всех левых светских партий в 1983 г., те, кто не успел уехать из страны, были арестованы, над ними устраивались показательные судебные процессы, которые транслировались по телевидению.
К этому времени (1983 - 1985 гг.) относится последняя волна иранской эмиграции в СССР. Коммунистическая идеология еще продолжала господствовать в Советском Союзе, и после гонений в Иране на левые партии марксистского типа начался массовый нелегальный переход их членов советско-иранской границы, в основном из рядов ОФИН и ОПФИН12. Они размещались в Баку и Ташкенте, многие были приняты на учебу в высшие учебные заведения. Большие группы "федаев" учились в Высшей партийной школе в Ташкенте. Для чтения им лекций приглашались ученые из разных городов СССР, в том числе из Москвы.
Когда в СССР началась перестройка, положение эмигрантов изменилось, они стали беспрепятственно выезжать в другие страны. Начался массовый отъезд иранских политэмигрантов послевоенной и послереволюционной волны за рубеж. После распада СССР иранской политической эмиграции в России фактически не осталось.
Иранская диаспора на территории бывшего СССР продолжает оставаться весьма многочисленной, однако ее основные анклавы остались за пределами Российской Федерации. В России же в основном живут потомки более ранних эмиграционных потоков, уже практически ассимилировавшиеся с местным населением. Представители иранской диаспоры, которые сегодня едут на заработки в Россию из стран СНГ и порой оседают здесь, воспринимаются россиянами уже не как иранцы, а как граждане этих государств.
1 Рябцев А. Л. Торговля России со странами Востока в XVIII веке. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2003, с. 30.
2 Сторонники религиозного движения в Иране в середине XIX столетия, возглавленного М. Бабом. После казни Баба в 1850 г. это движение возглавил, интерпретировав его по-новому, Баха-Алла, последователи которого стали называться бахаитами. После разгрома движения бахаиты рассеялись по разным странам. В настоящее время их главный центр находится в Хайфе (Израиль).
3 Bharier J. Economic Development in Iran. 1900 - 1970. London, 1971, p. 33.
4 История Ирана. М., 1977, с. 270.
5 Миннуллин З. С. Персидские благотворительные общества в России (до 1917 г.) -в сб.: Россия и Иран. Иранистика в Татарстане. М, 2001, с. 143 - 145.
6 Движение, развернувшееся в иранской провинции Гилян в 1914 г. под руководством Кучек-хана; называлось еще Джангелийским (Лесным). Его сторонники выступали за вывод из Ирана иностранных войск, а начиная с 1920 г. - за установление в Иране республиканского строя.
7 Мехди Санаи. Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии: история и современность (политологический анализ). Алматы, 1997, с. 40.
8 Хайрутдинов Р. Г. Иранская диаспора в России и татары Поволжья - в сб.: Россия и Иран.., с. 195.
9 Там же, с. 196.
10 Мехди Санаи. На великом шелковом пути. М., 2000, с. 136.
11 Реза Годе. Иран в XX веке. Политическая история. М, 1994, с. 234.
12 ОПФИН - Организация партизан-федаев иранского народа, ОФИН - организация партизан-федаев, выделившаяся из ОПФИН в 1980 г.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |