К историографии ислама добавился новый труд. Вышла в свет книга "Исламские ориентиры Северного Кавказа" (М., Издательство "Гендальф", 2001). Автор монографии - ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук А. Малашенко.
В работе ученого, являющегося автором нескольких трудов по исламу, рассматривается история развития этой мировой религии на Северном Кавказе, анализируется ее влияние на общественную и политическую ситуацию в регионе, в частности, проблема исламского радикализма, деятельность выступающих под религиозными лозунгами политических сил.
Автор рассматривает этапы истории становления ислама на Северном Кавказе. Она началась 1400 лет назад, в VII веке, с восточной части Северного Кавказа, когда к исламу стали приобщаться жители, проживавшие на землях нынешнего Дагестана, и закончилась в начале XIX века, охватив население территорий современных Чечни и Ингушетии.
Ислам на Северном Кавказе неоднороден. По мнению автора, он представлен тремя направлениями - суфизмом (тарикатизмом), догматическим богословием и фикхом шафиитского и ханафитского мазхабов (юридические толки в суннитском исламе. - Ред .), а также салафийей, проповедующей идеи ранней мусульманской общины "праведных предков" (ас-салаф ас-салихун).
Что же касается "ваххабизма" (его основатель - религиозный аравийский деятель Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб), то автор расценивает его как "одно из частных проявлений салафитской традиции". Вместе с тем А.Малашенко приводит оценки "ваххабизма" другими учеными и общественными деятелями. Так, по его мнению, известный специалист по Ближнему Востоку, член-корреспондент РАН А. Васильев определяет "ваххабитов" как "пуритан" ислама * , философ А. Игнатенко сравнивает "ваххабизм" с протестантизмом в христианстве, а бывший председатель Верховного Совета России Р. Хасбулатов называет "ваххабизм" "религиозным сектантством".
Автор показывает, как в 90-е годы на Северном Кавказе стало набирать силу движение за исламское возрождение, органической частью которого становится политизация ислама, использование его определенными политическими силами сепаратистского характера. В этих условиях многие как у нас, так и за рубежом заговорили об "исламской угрозе" для России.
Автор книги доказательно показывает, что такая угроза - не от ислама, а от местных бандитов и международных террористов, прикрывающихся мусульманскими знаменами. Но они не смогли прочно утвердиться даже в Чечне и Дагестане: "Как радикальное, с привкусом сепаратизма, движение са-лафийя потерпело поражение. Салафиты не отказались от участия в общественной и тем более в религиозной борьбе, скорее всего, в дальнейшем будут занимать более компромиссные позиции и сделают все, чтобы их не ассоциировали с сепаратистами".
* Однако сам А. Васильев отрицает этот термин применительно к "ваххабитам". ( Ред .)
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |