Libmonster ID: RU-10309
Автор(ы) публикации: О. Филиппова

О. Филиппова, преподавательница 29-й и 41-й школ Москвы

(29-я школа ФОНО)

В 7-м классе мы изучаем историю средних веков Учащиеся читают отрывай из исторических документов, исторические романы и повести из жизни этой эпохи На, уроке я обязательно указываю художественную литературу по данной теме, демонстрирую рекомендуемые книги. Очень часто учащиеся сообщают о книгах, мне неизвестных, или приносят книги, которых у меня нет. Таким образом мы помогаем друг другу подобрать интересную литературу по изучаемым темам.

После прочтения книг мы устраиваем беседы, на которых обсуждаем прочитанное. На одной из таких бесед мы решили попытаться представить в лицах сцены из жизни средневековой Европы. Руководить этой работой взялся режиссер И. Я. Левченко.

Целую пьесу ставить мы не собирались. Мы задумали инсценировать отрывок, из исторической повести, в котором были бы ярко показаны типичные представители различных классов средневекового общества, борьба их интересов. Свой выбор мы остановили на отрывке из повести Ст. Вольского "Завоеватели".

Действие этой повести происходит в XV веке в одном: испанском городе, на рыночной площади. Два монаха усердно продают на рынке индульгенции, расхваливая свой товар. Крестьяне и крестьянки обмениваются мнениями по поводу индульгенций и их стоимости. Затем появляется купчиха, которая после торга с одним из монахов покупает индульгенцию, а на прощанье всячески ругает "духовную особу". На протесты монаха купчиха резонно отвечает: "Ничего ты мне не сделаешь, грехи-то у меня все прощены - и прошедшие, и настоящие, и будущие".

Эту яркую жанровую сценку мы выбрали как типичную для европейского средневековья.

Кроме этой сценки с продажей индульгенций мы взяли для инсценировки, по предложению самих учащихся, два отрывка из романа Вальтер Скотта "Квентин Дорвард". В этом романе мастерски показаны характеры действующих лиц. Мы выбрали отрывки, "отражающие политические взаимоотношения французского короля Людовика XI и его вассала бургундского герцога Карла Смелого, чрезвычайно типичные для феодального общества. В этих сценах выведены также кардинал, настоятельница монастыря, граф Крешер, герцог Орлеанский и молодая графиня Изабелла де Круа.

Работа над ролями, исторические характеристики политических деятелей, определение их взаимоотношений, раскрытие истинных причин, порождающих конфликты, составляют самую интересную часть работы.

При создании образа широко используется сравнение с аналогичными образами всемирной художественной литературы. Ученицы, игравшие испанских крестьянок, отлично поняли, как держать себя на сцене со своими мужьями, исходя из хорошо известного им по урокам русской литературы образа Хиври из "Сорочинской ярмарки".

Наш кружок отнюдь не ставит себе задачей воспитание сценических навыков в учащихся, а является лишь одной из форм внеклассной работы по истории, стимулирующей изучение исторической эпохи в конкретных образах. Вот почему подбор репертуара, работа над исторической характеристикой действующих лиц составляет значительную часть нашей работы. Не должно быть ни под каким видом ставки на сценически одаренных детей, напротив, работа ведется с любыми ребятами, которые заинтересовались работой кружка. Например очень много внимания и времени было уделено одному ученику, который взялся за роль герцога Орлеанского. Этот ученик говорит очень тихо и маловыразительно, но никому из ребят даже в голову не пришло отстранять его от исполнения роли, которой он сам заинтересовался.

Ребята понимали, что важен не сценический успех, а самый процесс работы, поэтому при распределении ролей нет спора о том, что эта роль "первая", а эта - "последняя".

В начале работы мне показалось, что у нас может получиться затруднение со "ста-

стр. 80

Сцена из романа Вальтер Скотта "Квентин Дорвард" в инсценировке учеников 29-й школы ФОНО.

та стаж", например с придворными дамами или с воинами, которым не придется произнести на сцене ни одного слова. Однако оказалось, что ребята с удовольствием брались за "эти роди и относились к ним со всей ответственностью. Так, во время второго спектакля исполнительница" роли одной из придворных дам была, занята вечером по каким-то экстренным домашним обстоятельствам. Но она своевременно командировала вместо себя двух заместительниц (по принципу "какая лучше подойдет") и передала им пакет со своим парчевым платьем и прочими деталями придворного туалета.

Дети с большим интересом ждали нашего первого спектакля. Конферанс с историческими комментариями вела ученица УП класса; она знакомила зрителей с развитием исторических событий в инсценируемой повести и дальнейшей судьбой действующих лиц. В заключение она рекомендовала прочесть роман Вальтер Скотта полностью.

Костюмы и детали оборудования для постановок изготовлены следующим образом. Учащиеся сами вырезывали стилизованные лилии Валуа, которые прикреплены к ткали, покрывающей стол, к ковру на стене, сами делали гербы для щитов и панцырей, золотые цепочки с орденом золотого руна, индульгенции и печати к ним и т. д. "Некоторые участники спектакля сами смастерили свои костюмы (для Людовика XI, Изабеллы де Круа, крестьянок, купчихи, графини Кревкер). Девочки вышивали "жемчугом" головные повязки и пояса. Дети принесли из дому пелерины для монахов и т. д.

Во Фрунзснском районном доме пионеров по нашей просьбе нам предоставили возможность выбрать подходящие для нас вещи, мантию, куртки для крестьян, сапоги и т. д.

После этой постановки ребята еще больше разохотились и проделали большую самостоятельную работу по подбору отрывков для следующих инсценировок. Одна ученица перевела c немецкого языка большой отрывок из народного эпоса о Гудрин (Deutshe Heldensagen von W. Wägner. Leipzig. 1902), а другая наметила 4 отрывка из "Жакерии" Мериме. Один ученик с увлечением предлагал ставить сцену посвящения в рыцари и сцену в харчевне из "Дон Кихота" Сервантеса. Предлагалась инсценировка отрывков из гуманистического памфлета "Письма темных людей". Иногда предложения носили менее конкретный характер и вместо отдельных сцен указывался в качестве объекта весь роман. Так выдвигались "Ричард Львиное Сердце" Вальтер Скотта, "За свободу" Швейхеля, "Под знаменем башмака" Алтаева. Многократно предлагались сцены из "Тиля Улленшпигеля" Шарля де Костера, "Черной стрелы" (повести о двух розах) Р. Стивенсона и т. д.

стр. 81

Работой нашего кружка заинтересовалась преподавательница английского языка В 7-х классах Р. С. Дашевская, и сейчас мы все - и ребята и взрослые - просматриваем литературу о Робин Гуде, потому что у нас явилась мысль инсценировать небольшой отрывок на английском языке.

Так мажет быть осуществлена в школе связь истории, литературы и иностранного языка.

Члены нашего кружка обнаруживали большое пристрастие к прозе. Во время "пробы голосов" все хотели читать прозу, ссылаясь на незнание стихов. Кое-кого удавалось уговорить прочесть стихи, но репертуар стихов у ребят оказался очень ограниченным. Но так как ролей в пьесах на всех не хватило, а на вечере, посвященном средневековью, полагалось читать стихотворения на исторические темы, то постепенно нашлись желающие декламировать стихи. Были намечены для чтения "Алыгухара" А. Мицкевича (из поэмы "Конрад Валленрод"), чрезвычайно ярко рисующая один из моментов реконкисты (обратного завоевания испанцами своих земель у мавров); "Епископ Гаттон" В. А. Жуковского, "Повесть о буренке, поповской корове" (анонимная французская городская новелла XII века); "Дружба" (китайское лирическое стихотворение). Дети стали разучивать и стихи, не имеющие прямого отношения к средневековой тематике. Интерес к поэзии в связи с этим повысился.

Спектакль, поставленный учениками 7-х классов 29-й школы ФОНО 7 декабря 1940 года, был повторен 9 декабря на сцене 41-й школы для учеников 6 - 9-х классов этой школы. Учащиеся 41-й школы решили дать ответный исторический спектакль ученикам 29-й школы в конце учебного года.

Отрывок "Отпущение грехов" из "Завоевателей" транслировался по радио 17 декабря 1940 года, в настоящее время этот отрывок в нашей инсценировке ставят учащиеся 57-й школы Киевского района Москвы под руководством преподавательницы истории Ф. Ф. Лаговской.

Вскоре после спектакля у нас, в 29-й школе, на "расширенном" собрании членов историко- драматического кружка, побывал писатель Н. Н. Шаповаленко (автор "1881 г.", "Альбины Мегурской" и других исторических пьес). Он прочел - вам полностью свою пьесу "Христофор 'Колумб". Из этой пьесы мы выбрали одну сцену - "Заседание ученого совета Саламанкского университета обсуждает проект Колумба". В этой сцене много действующих лиц - представителей средневековой схоластической пауки, фанатиков и мракобесов, осмеявших 'Колумба. Роли небольшие, но характерные, яркие. И ребята хорошо поняли эти роли. В этой сценке очень удачно показан разгар страстей "ученых" того времени и скрытая тревога этих схоластов перед надвигающимися гуманистическими идеями.

Занятия историко-драматического кружка посещают не только участники данной "пьесы", а все желающие, потому что всем интересно наблюдать, как товарищи работают над ролями, над созданием образа.

И чтение художественной литературы и изучение ролей из произведений классиков литературы, конечно, способствуют развитию художественного вкуса и литературной речи у учащихся. Надо всемерно стимулировать детское внеклассное чтение, развивать в детях уменье разбираться в произведениях художественной литературы.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ-КРУЖОК

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alex LapeninКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lapenin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. Филиппова, ИСТОРИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ-КРУЖОК (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. Филиппова:

О. Филиппова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alex Lapenin
Moscow, Россия
1495 просмотров рейтинг
24.10.2015 (3099 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
9 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android