Libmonster ID: RU-15803
Автор(ы) публикации: Чжунг Сечжин

Ожесточенные споры о Кавказской войне (1817 - 1864), о борьбе Шамиля против царской России велись с момента возникновения движения горцев представителями самых разных профессий и общественных слоев. Споры эти не утихли до настоящего времени1. Точка зрения разных авторов во многом зависит от того, с каких позиций они изначально смотрят на эту проблему. Присоединение мусульман к Российской империи проходило в период с XV по XIX в., как путем военного захвата, так и добровольно. Соответственно, многие мусульмане рассматривают Россию не как колониального угнетателя, а как свою историческую родину. Ислам стал одним из средств консолидации разрозненных сил горцев. Шамиль использовал его авторитет и особое положение в данном регионе.

Первый камень в фундамент вожделенного "Государства Аллаха" заложил Гази-Мухаммед2. Третий имам Шамиль в 1834 г. построил исламское государство. При нем завершился процесс оформления государственного устройства имамата. Он был ближайшим сподвижником Гази-Мухаммеда и продолжил его идеологическую и политическую линию: искоренение адатов, утверждение шариата, повышение престижа власти имама. Средством решения этой задачи был газават, обращенный в первую очередь против русских. Именно Шамилю удалось создать прочное теократическое государство.

При этом себе Гази-Мухаммед скорее отводил роль советника. При нем произошло превращение имама в правителя, а формирование особого строя и органов государственной власти имамата имело место позднее и было следствием борьбы с Российской империей. Несмотря на кратковременность своей деятельности (имам в 1828 - 1832 гг.), Гази-Мухаммед положил начало политической и военной организации, которая при Шамиле достигла наибольшего развития. Он стал первым, кто выдвинул идею объединения народов Чечни и Дагестана на основе ислама. Затем государственным строительством активно занялся Гамзат-Бек (имам в 1832 - 1834 гг.), происходивший из знатного аварского рода. В конце 1820-х гг. он поддержал Гази-Мухаммеда и встал под его знамена. Став имамом, он стремился к утверждению своей власти и расшире-


Чжунг Сечжин - профессор Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра университета Ханъянг. Республика Корея.

стр. 77

нию земельных владений имамата. В 1834 г. он осадил Хунзах, овладел им и безжалостно перебил ханскую семью и ее ближайших сторонников. После этого Гамзат-бек приступил к организации государственного устройства имамата на землях Аварского ханства и "вольных обществ" нагорного Дагестана и Чечни3. В 1834 г. новым, третьим имамом Дагестана стал Шамиль (1797 - 1871) (имам в 1834 - 1859 гг.). Он собирал вокруг себя муридов и использовал их для захвата военно-политической власти над сельскими общинами Северного Кавказа. В эпоху имамата понятие "мурид" не всегда употребялось в традиционном суфийском значении этого слова4.

Непосредственно в состав имамата входили следующие территории: практически весь Нагорный Дагестан, Чечня, за исключением междуречья Терека и Сунжи, большая часть Карабулака, аулы цоринцев и галтаев. Подвластными Шамилю признавали себя некоторые селения тушин и хевсур в Грузии. Вся территория Дагестана и Чечни была разбита на наибства: Авария, Анди, Анцух, Койсубу, Балаханы, Карата, Технуцал, Ичкерия, Мичик, Шубут, Шали, Большая Чечня, Малая Чечня и другие - всего 30. В период расцвета имамата на его землях проживало около 1 млн. человек. Столица государства (по существу ставка имама) находилась в Чечне (вначале аул Дарго, затем, в 1845 г., - Ведено). Помимо населения обществ, входивших собственно в область имамата, на его территории проживали тысячи беглых из районов, подконтрольных России. Так, в 1840 г. практически все терские чеченцы из 12 аулов бежали, забрав все свое имущество, на левый берег Сунжи, ставшей северной границей имамата в районе Чечни5. С утверждением своего владычества Шамиль делался полным властителем всей наиболее недоступной части восточного Кавказа.

Шамиль был религиозен, тщательно соблюдал все обязанности правоверного мусульманина. Как имам, он объединял всю административную, военную и духовную власть - в силу объективных обстоятельств и личных качеств Шамиля этот государственный пост приобрел вскоре огромное политическое значение. Гази-Мухаммед, Гамзат-Бек, Шамиль создали имамат с классической структурой восточной деспотии, призванный быть орудием антиколониальной и антифеодальной борьбы широких народных масс6.

Военно-административная система имамата (многоплеменного государства, своеобразного горского союза) со всей ее довольно сложной структурой, с должностями наибов, сотенных командиров и других, складывалась в 30 - 50-х гг. XIX в. при активном участии Шамиля. Заслуги Шамиля в деле организации государственной системы имамата признавались почти всеми западноевропейскими, русскими и местными авторами, занимавшимися данным вопросом7. Тексье писал: "Шамиль был не только военным деятелем, но и хорошим законодателем... он сумел объединить враждебные племена и создал у них общие стремления; он создал регулярное войско..., объединив ряд племен под знаменем священной войны; он дал им общий гражданский закон"8.

Н. Покровский, говоря об особенностях имамата, замечал: "Также построена и вся система управления: каждый из административных представителей имамата в то же самое время оказывается уполномоченным имама и по духовным вопросам. Одним словом, руководство имамата сверху донизу - духовное руководство"9. Американский автор Джон Мильтон Макки, современник Шамиля, писал: "Он (Шамиль - Ч. С.) организовал такое общество, в котором все эти разнородные элементы были приведены к гармонии. Там, где раньше были племена, теперь существует государство; там, где раньше было множество воинственных предводителей и наследственных вождей кланов, теперь - один верховный правитель; обычаи и традиции сменила власть закона и порядка; храброе, но несогласованное сопротивление кланов превратилось в хорошо отлаженную систему обороны с единым руководящим центром"10. Русские вое-

стр. 78

начальники стремились последовательно завоевывать и управлять регионом. Каждая разработанная военно-политическая стратегия была направлена на подрыв сопротивления кланов в Дагестане и Чечне.

Русские и иностранные историки Кавказской войны признавали незаурядность личности Шамиля. НА. Окольничий говорил о нем: "Шамиль - гений. Если бы он родился где-нибудь в другом месте, например, во Франции - он бы потряс мир. Успехи оружия и энергия настоящих действий на Кавказе смирят этого грозного владыку гор"11. С одной стороны, Шамиль - политический вождь, диктатор, которому была предоставлена безграничная власть. С другой, - это религиозный вождь, которому звание великого имама, верховного главы правоверных, придавало сакральный характер.

Власть имама была твердой и базировалась на хорошей организации. Он заменил повсюду обычное право законами шариата и удержал за собой право утверждения избранных кадиев, в обязанности которых входило толкование шариата12. Для решения важнейших дел, относящихся к управлению государством, был учрежден Государственный совет. Его членами, кроме самого Шамиля, были духовные руководители уммы, богословы, заслуженные наибы. В каждом наибстве был создан своеобразный военный и духовный аппарат, орган власти, подчинявшийся имаму, который воплощал в себе единство военного и духовного руководства. Идеологическая политика в имамате возлагалась на духовенство. Судебная власть была в руках кадиев и муфтиев, которые разбирали споры по шариату под руководством наибов. Газават также понимался Шамилем как война в защиту веры. Однако это не был канонический газават, описанный в Коране, - лозунг войны с неверными отвечал сугубо практическим запросам современной Шамилю политической ситуации. Первый имам Мансур и последующие имамы искали выход из социального кризиса горского общества и путь к достижению политической независимости видели в шариате и газавате.

Фундаменталистский культ пророка Мухаммеда, распространившийся в Дагестане еще в начале XVIII в., лежал в основе имамата Шамиля. Более того, сам Шамиль старался во многом подражать пророку - высшему для него духовному авторитету. Что касается социальной реформы имамата, то НА. Окольничий, хорошо осведомленный о кавказских делах, писал: "Шамиль, сам плебей, поддерживает плебейство, тщательно истребляет аристократию, которая, как например в Аварии, имеет свои предания и даже втайне сочувствует прежнему порядку вещей"13. Интересно отметить, что имамом проводился принцип разделения властей: исполнительную власть сосредоточивал в своих руках наиб (бывший одновременно и военным начальником), судебную - кадий. Реформы Шамиля прежде всего коснулись рабовладельцев. "Освобожденные рабы были обложены такой же точно податью в пользу общественной казны, какую платило население целого края"14. Имеются также факты, свидетельствующие о том, что от феодальной зависимости население освобождалось и в результате походов армии Шамиля15. Концепция всенародного нравственного усовершенствования быстро приобрела воинственно-политические черты и воплотилась в организованное сопротивление внешим врагам и насилие в отношении внутренних врагов.

Большую роль в жизнь имамата, особенно в военной системе, играли мюриды - привилегированная категория лиц, давших обет во всем следовать приказаниям имама. Мюриды делились на две группы: мюриды тариката, или тарикатские, и мюриды наибские. Первые, численность которых была сравнительно невелика, посвящали себя целиком служению религии. Каждый из них выбирал себе наставника-мюршида, который обучал его тайнам тариката, указывая истинный путь для личного спасения в загробной жизни. По мере своего

стр. 79

духовного совершенствования тарикатский мюрид приобретал известность среди населения и пользовался авторитетом, как в религиозных, так и светских делах. Другую, более многочисленную, категорию составляли мюриды наибские. Это были всецело преданные имаму и наибам люди, их ближайшие помощники, избравшие военное поприще и выполнявшие различные военные, административные и карательные функции. Они преимущественно вербовались из узденей и по характеру своей службы превратились в служилую господствующую верхушку имамата. Многие из них стали крупными государственными деятелями, умеющими принимать ответственные решения военно-гражданского характера. Во главе наибств Шамиль стремился ставить людей мужественных и храбрых, пользующихся доверием и любовью народа.

В имамате был введен новый порядок сельского управления. Ранее оно осуществлялось выборными старшинами на основе адатов, духовными делами ведали кадии и дибиры. Шамиль же установил единоличное назначаемое управление через сотника, кадия и дибира. Во всех делах они руководствовались шариатом и низамами Шамиля. Алимы (местные ученые) также играли большую роль в управлении. Муфтий, кадии, алимы, муталимы в имамате являлись большой идеологической силой при вынесении судебных решений и толковании шариата.

Наибы не имели права выносить приговоры по шариату, для этого при наибе имелись один муфтий и несколько кади. Муфтий руководил деятельностью кадий и решал поступающие к нему спорные дела на основании законов шариата. У каждого наиба был только один муфтий, находившийся в том ауле, где была резиденция наиба. Ему подчинялись младшие кадии. Они были в каждом ауле, в каждом самостоятельном селении. Такая система позволяла следить за соблюдением в народе мусульманского благочестия, вершить суд по шариату. Кадии отвечали за чтение священных книг, преподавание муталимам, исполнение обрядов при похоронах, свадьбах, распределением наследства. Они также исполняли обязанности по содержанию мечети и наставлению прихожан на путь истинный16.

Кадии в мюридистском государстве должны были решать судебные дела на основании шариата без насилия и пристрастия. "Низам" Шамиля гласил: "Наибы должны оставить решение дел по шариату муфтиям и кадиям, и не входить в разбирательство тяжб, хотя бы были и алимами. Им предоставляется вести дела только военные. Сим низамом запрещается вручать одному лицу две должности, для того чтобы устранить всякие дурные и подозрительные помышления о нем"17. Никто не мог стать кадием без ведома имама или наиба. Кадии получали жалованье из казны или из зяката (особый вид налога, равнявшийся обычно одной десятой части урожая зерна и приплода скота, а также десятой доли денежных доходов). Как правило, кадии кормились за счет населения, но при Шамиле было установлено, что кадий не имел права брать из зеката, если у него имеется продовольствие на год. Он должен был нести свою службу бесплатно18. Каждый кадий обязан был выполнять и судебные функции: разбирать все тяжбы между людьми аула. Если муфтий узнавал о неправильном решении кадия, то он нередко заменял его другим. Кадий был обязан консультироваться у муфтия по тем вопросам, в которых он был недостаточно сведущ.

Муфтий олицетворял духовную власть в пределах зоны административной ответственности своего наиба. Он назначал кади, разрешал их сомнения и выносил заключения по всем делам, с которым обращались к нему люди. В обязанность муфтия входило также устранение всяких отклонений от шариата, что он делал самолично или с помощью наиба. Это сильно отличалось от положения подобных должностных лиц в остальном исламском мире, "где ка-

стр. 80

дий - это только шариатскй судья, а муфтий - толкователь шариата"19. В своей деятельности муфтий и кадий руководствовались указаниями имама и его толкованием законов шариата. Если муфтий выносил неправильное решение или брал взятку, то наиб мог только предостеречь его.

Источники не дают нам возможности выяснить все нюансы отношений между муфтиями и наибами. По мнению С. Бушуева, наиб назначал муфтия20. По-видимому, в какой-то части они были независимы друг от друга, но муфтий в известных случаях мог выступать против наиба. Это давало имаму дополнительное средство контроля за деятельностью обоих. Муталимы (ученики) учились у кадиев наукам. Они жили в мечети, расположенной в ауле. Продовольствие они получали из отчислений зяката, которым распоряжались муфтий и кадий. Некоторые из муталимов делались алимами - учеными. Мусульманским богословом, глубоко сведущим в Коране, исламском законоведении, арабской словесности принадлежала видная роль в религиозной, политической и духовной жизни общества. Не занимая, как правило, никаких официальных должностей, алимы своим моральным авторитетом оказывали влияние на ход дел в имамате. Алимы играли очень большую роль в мюридистском движении: ни один его документ не составлялся без участия того или иного алима. Шамиль, вынужденный считаться с алимами, пользовавшимися широкой известностью и почитанием в народе, держал их в качестве средства идеологического воздействия на массы. Они были его бесценными помощниками там, где речь шла о насаждении шариата, создании правильного настроения в умах подданных.

Одним из важнейших источников информации о социальной политике имамата является "Низам" Шамиля или "Кодекс Шамиля", который представляет собой сборник разного рода правительственных постановлений и мер, относящихся к безопасности страны и благосостоянию народа. "Низам" устанавливал нормы, касающиеся вопросов государственного управления, вооруженных сил, налогов, земельно-правовых отношений, вопросов безопасности имамата. Он также содержал положения, касающиеся ведения войны, уголовных наказаний за воровство и нанесение увечий, а также вопросов семьи, брака, положения женщин, особенностей.

Основным оружием в борьбе с адатом Шамиль избрал шариат. На территории имамата действовала особая система права, которая базировалась на низамах имама Шамиля. "Низам", составленный лично Шамилем, был одним из основных государственных уставов, касавшихся мюридов. Специально для "Низама" Шамиль разработал "положение о наибах", пространно изложенное в 14 главах "Низама", оставляя в ведении наибов только военные дела. "Низамом" Шамиля "запрещалось вручать одному лицу две должности (судебную и военную) для того, чтобы устранить преступления"21. В первой главе положения говорится, что наибами "должно быть исполняемо приказание имама, все равно будет ли оно выражено словесно или письменно, или другими какими-либо знаками, будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание или не согласно, или даже в том случае, если исполнитель считал бы себя умнее, воздержаннее и религиознее имама"22.

Исходя из потребностей государства, вырабатывались все новые и новые законодательные установления, соответствующие законам шариата. "Низамы не были слепым копированием шариата и адата, а являлись совокупностью административно-правовых предписаний, исходящих из социально-политических особенностей объединения восставших горцев"23. 1840 - 1850-е гг. - это период, когда завершилось оформление военно-теократической власти Шамиля. Шамиль делал все возможное, подчас преодолевая большие трудности внутреннего и внешнего порядка, чтобы отстоять независимость нового государственного образования. В этих целях он всемерно укреплял созданную им

стр. 81

государственную систему и оформлял ее детально разработанными законодательными нормами низама.

А. Д. Яндаров считает, что "Шариат - и руководители движения поняли это сразу - был тогда единственным средством, которое только и могло объединить, спаять воедино многочисленные территориально, экономически и в хозяйственном отношении разобщенные племена, говорившие на двунадесяти языках и не знавшие в большинстве своем государственности..."24. Внедрение шариата как единого исламского закона давало возможность создания своеобразной горской государственности. Социальная доктрина Ислама рассматривает государственный строй как установленный свыше, а частную собственность объявляет неприкосновенной. Опираясь на шариат, Шамиль смог значительно повлиять на изменение сложившихся отношений среди горцев. Он стремился создать на основе шариата целую систему законов, которые должны были регулировать жизнь нового государства. Но при этом уже в рамках имамата он вынужден был выходить за рамки ограничений шариата, так как даже самый универсальный закон порой вступает в противоречие с живым государственным организмом, а тем более таким уникальным, каким являлся имамат. Осуществлялось это в форме указов, предписаний, писем имама, его устных распоряжений или выступлений. Религиозная пропаганда в имамате носила целенаправленный характер. Проповедывался не ислам вообще, а лишь то в нем, что годилось для использования в сугубо практических интересах преобразования общества и строительства шариатского государства с его строгой моральной дисциплиной, идеей защиты собственности, освящением добычи и призывом к газавату.

Шариат вводился не только мерами принуждения. При мечетях открывались исламские школы, где детей и взрослых обучали, как должен вести себя правоверный. Шамиль много раз указывал своим помощникам на необходимость заботиться об исламском воспитании народа, учить людей молитвам, правильному произношению сур Корана и прочему25. В. О. Бобровников указывает на роль шариата в имамате Шамиля: "Идеологией и политической основой своего государства Шамиль сделал мусульманское право (шариат). Это было действенное оружие в борьбе с "неверными" русскими завоевателями. Он провел целый ряд судебно-административных реформ"26. М. Гаммер пишет: "Для того, чтобы понять шариатскую политику Шамиля, нельзя забывать несколько фактов: 1) что шариат, который он восстанавливал, принадлежал к фундаменталистическому толкованию накшбандийского тариката. 2) что этот шариат восстанавливался в противоположность и для искоренения, как адатов (местных традиций), так и некоторого вида (нововведений), появившихся в Дагестане в результате контакта с русскими"27.

Шамиль понимал, что адат - этот источник кровной мести, родовых междоусобиц и раздоров - тормозил общественное и экономическое развитие страны. Всем известно, что предшественники Шамиля не раз пытались если не искоренить адат, то, по крайней мере, ослабить его и заменить шариатом. Но они действовали нерешительно, и влияние шариата при них проявлялось только в ближайших к расположению имама местностях. Адат и связанные с ним пережитки старины мешали созданию единого государства, распыляли силы горцев, ослабляли межплеменную и национальную солидарность28.

Адат определяется как обычай, обычное право, регулирующее, наряду с шариатом, жизнь мусульманского общества. Бобровников формулируем понятие адата так: "Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. Понятие "адат" из арабского языка (через персидский и тюркские) вошло в общественно-политическую и правовую лексику кавказских народов в ходе постепенной исламизации региона в

стр. 82

VII-XVIII вв."29. В своей общественной и частной жизни горцы веками руководствовались адатом - неписаным, особым для каждого аула и тухума правилом. Все личные обиды, насилие, убийства, равно как и общественные нарушения, у них не подлежали обсуждению в общественном порядке. Ввести законность и порядок там, где веками царили адатные отношения, вражда и разобщенность горцев, объединить их в единую систему правления являлось исключительно трудным для того времени делом. Особенно различия между адатом и шариатом заметны при рассмотрении вопросов кровной мести. Шамиль боролся с кровной местью, столь распространенной на Кавказе, настаивая на том, что право лишать кого бы то ни было жизни принадлежит исключительно имаму30.

Обыденное сознание, нормы которого отражает адат, рассматривает кровомщение как долг всех членов семьи мужского рода. Надо было решительно искоренить адат, как главнейшее препятствие на пути к объединению под властью имама. Для приверженцев шариата адат так и оставался пережитком времен невежества и тирании, а его сторонники - отступниками. По М. М. Блиеву и В. В. Дегоеву, адат не мог доказать законность зарождавшейся у родовой знати собственности и гарантировать ее сохранность с такой же эффективностью, как шариат. Кроме того, наследуя духовную традицию родового строя, адат вовсе не обладал идеологической агрессивностью шариата. История местной соционормативной культуры эвоюционировала от низшего к высшему, от "эпохи адата", продолжавшейся до конца XVIII в., к "эпохе Шамиля", как называют его правление31.

"Низам" запрещал кровную месть. В то же время существовало правило: требуется возмездие за пролитую кровь - канлы. Этими правилами злоупотребляли богатые члены горских общин. Закон "плавал среди потоков крови". Руновский писал о соответствующем положении "Низама": "В случае смерти, причиненной во время драки человеку, пришедшему для этого в чужой дом, хозяин его освобождается от всякой ответственности. И, если родственники убитого начнут мстить за его кровь, то сами они обратятся в убийц, подлежащих преследованию закона и мщению за убитого ими человека"32. Реализация этого положения привела к значительному сокращению числа убийств на почве кровной мести, спасла от гибели множество горцев.

Для борьбы с фальшивомонетничеством, подрывавшим основы экономики имамата и хозяйства горцев, "Низам" вначале предусматривал конфискацию и уничтожение найденных у виновных орудий изготовления фальшивых денег. Эта мера не давала желаемых результатов, и наказание было ужесточено: у виновных изымали не только неправедно нажитое, но и личное имущество33. С. К. Бушуев, оценивая эффективность "Низама", пишет: "Шамилю удалось в значительной мере прекратить кровную борьбу между отдельными семьями, которая переходила из рода в род и в которой бесславно погибало множество храбрых бойцов. Все это тогда, несомненно, было шагом вперед в гражданской жизни многоплеменного населения Чечни и Дагестана"34. "Низам" также запрещал похищение девушек. Муллы не могли оформить брак похитителя и похищенной, а должны были выдать преступника и вернуть девушку родителям. Наказание за это преступление предусматривало палочные удары и изгнание из аула сроком на один год. Следует также подчеркнуть, что женщины не подлежали смертной казни, даже если совершали государственное преступление, например, общались с врагом.

Шамиль сумел приспособить шариатское право к политическим потребностям государства. "Низам" способствовал совершенствованию системы имамата, дальнейшему упрочению централизованной единоличной власти. Гаммер разделил положения "Низама" на четыре группы35. К самой большой группе относятся правила, касающиеся государственного управления и военного дела.

стр. 83

Они определяют сферу прав и обязанностей разных должностных лиц и военных командиров, их взаимоотношения, освещают вопросы дисциплины, поведения вооруженных людей в быту и на поле боя, указывают виды взыскания за нарушение предписаний - обычно в форме телесных наказаний, штрафов, а иногда и понижения в должности. Во вторую группу входят предписания общегражданского характера. К ним относится запрет на расчистку и вырубку леса без особого на то разрешения, на сношения с русскими, а также запрет, под угрозой сурового наказания, на чеканку фальшивых русских денег36. Третья группа предписаний либо излагает отдельные положения шариата, либо вводит толкование того или иного положения. К ним относятся, например, предписание шариата щадить сдавшегося противника и убивать тех, кто не желает склониться перед знаменем ислама, а также правила шариата по заключению брака, разводу супругов, калыму, наследованию, которыми заменялись правила местных адатов. Четвертая группа предписаний содержит новую трактовку шариата и касается главным образом наказаний за различные преступления.

А. Х. Рамазанов, оценивая законы Шамиля, пишет, что они "имели прогрессивное политическое значение"37. В части наследования имущества "Низам" также стремился к уравнению всех в правах. "Низам" в данном случае был основан на шариате, некоторые неясные положения которого Шамиль развил и уточнил применительно к потребностям государства и его граждан. Все остальные законы и адаты, противоречившие "Низаму", были упразднены или изменены. Чтобы пресечь возможности злоупотреблений, Шамиль сам определил "верный путь" и велел следовать ему всем остальным38. "Низам" являлся собранием различных правительственных мер, касающихся безопасности края, благосостояния народа и сопротивления внешним врагам. Историки утверждают, что гражданская деятельность была установлена через принятие "Низама". "Гражданская деятельность в имамате определялась нормами шариата и основанными на них законодательными установлениями - низамами"39. Значительная часть положений "Низама" посвящалась вопросам семьи и брака. Их нормы были направлены на то, чтобы укрепить семью, не допустить необоснованных разводов, облегчить положение женщины, создать нормальные условия для воспитания детей. Никто не имел права оскорблять или унижать женщину, пользуясь своим государственным, социальным положением под угрозой штрафных санкций.

Шамиль писал: "Я должен привести этот низам в исполнение без всякого послабления и лени, и нет по сему низаму пощады, заступничества и сострадания для тех, кои впадут в пучину этих наказаний. Те из вас, которые одобрят этот низам и согласятся поступать по нему, пусть подпишут свои имена и приложат печати свои на этом журнале. Это будет доказательством [согласия], и пусть каждый из вас снимет копию с этого низама, хранит и справляется в ней"40. В "Низаме" предусматривалась защита прав неимущего населения. Р. М. Магомедов, оценивая роль Шамиля, пишет: "Вожди движения сумели превратить его в обоснование идеи равенства - отсюда целый ряд социальных акций и реформ"41. Государственное устройство имамата складывалось под влиянием нужд обороны края от внешней опасности, что определяло его военизированный характер. Однако длительное сопротивление подорвало силы горцев. В конце 1850-х гг. началось внутреннее разложение государства Шамиля. В августе 1859 г. пало его последнее убежище - аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование.

Шамиль понимал, что шариат можно поставить на службу новому государству, использовать его для мобилизации народа. "Низам" имел огромное значение в освободительной борьбе дагестанцев и чеченцев. Он действовал наряду с шариатом и привел горцев к единению в сопротивлении экспансии

стр. 84

царизма. Образование имамата означало создание сильной централизованной власти, ликвидацию феодальной раздробленности, прекращение междоусобиц, создание условий для успешного развития производительных сил и оказания сопротивления Российской империи. Шамиль создал большое государство на территории современного Дагестана и Чечни, основанное на военно-гражданской организации.

Примечания

1. DEGOEV V. The Diplomacy of the Caucasus War as a History Lesson. - Russian Social Science Review, 45, N 3, July-August, p. 28 - 29.

2. ГАММЕР М. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М. 1998, с. 305.

3. Северный Кавказ в составе Российской империи. М. 2007, с. 120.

4. КЕМПЕР М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане. Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М. 2003, с. 279.

5. Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: Сборник документальных материалов. Тбилиси. 1953, с. 235; ИБРАКИМОВА З. Х. Чеченский народ в Российской империи. М. 2006, с. 107 - 198;

6. ОРТАБАЕВ Б. Х., ТОТОЕВ Ф. В. Еще раз о кавказской войне: о ее социальных истоках и сущности. - История СССР. 1987, N 3 - 4, с. 79.

7. ИБРАКИМОВА З. Х. Ук. соч., с. 107 - 198; ДЕГОЕВ В. В. Кавказ в составе России: формирование имперской идентичности (первая половина XIX века). Кавказский сборник. Т. 1(33). М. 2004, с. 28 - 47.

8. TEXIER E. Les Hommes de la guerre d'Orient. Schamyl. Paris. 1937, p. 31.

9. ПОКРОВСКИЙ Н. И. Мюридизм у власти (теократическая держава Шамиля). - Историк-марксист. 1934, N 2, с. 44.

10. MACKIE J. M. Life of Shamil; and Narrative of the Circassian War of Independence against Russia. Boston. 1856. p. 283 - 284.

11. ОКОЛЬНИЧИЙ Н. А. Перечень последних событий в Дагестане. (1843 год). - Военный Сборник. 1859, N 2, с. 406.

12. Виконт Кастильон. Письма. - Историк-Марксист. 1936, N 5, с. 118.

13. ОКОЛЬНИЧИЙ Н. А. Ук. соч., с. 401.

14. Кавказский сборник. Т. 17. СПБ. 1896, с. 392.

15. РАМАЗАНОВ Х. Х., РАМАЗАНОВ А. Х. Шамиль: исторический портрет. Махачкала. 1990, с. 35.

16. Низам Шамиля. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис. 1870, с. 10, 11.

17. Там же, с. 10.

18. БУШУЕВ С. К. Государственная система имамата Шамиля. - Историк-марксист. 1937, N 5 - 6, с. 89.

19. ГАММЕР М. Ук. соч., с. 308.

20. БУШУЕВ С. К. Ук. соч., с. 86 - 89.

21. Там же, с. 94.

22. Низам Шамиля, с. 15.

23. ДАНИЯЛОВ А. Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. - Вопросы истории. 1966, N 10, с. 25.

24. ЯНДАРОВ А. Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата. 1975, с. 93.

25. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20 - 50-х гг. XIX в. Махачкала. 1959, с. 169.

26. БОБРОВНИКОВ В. О. Мусульмане Северного Кавказа: Обычай, право, насилие. М. 2002, с. 137.

27. ГАММЕР М. Шамиль - правитель государства и его дипломатия. Махачкала. 1997, с. 106.

28. ДМИТРИЕВ В. А. Адаты и шариат у кавказских горцев. Россия и Кавказ. История, религия, культура. СПб. 2003, с. 113.

29. БОБРОВНИКОВ В. О. Адат. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М. 2001, с. 6.

30. ДАНКОСС Э. К. Евразийская империя. История Российской империи с 1552 г. до наших дней. М. 2007, с. 61.

стр. 85

31. САИДОВ М. С. Аварско-русский словарь. Махачкала. 1967, с. 54; БОБРОВНИКОВ В. О. Мусульмане Северного Кавказа, с. 110 - 113.

32. РУНОВСКИЙ А. Кодекс Шамиля. Военный сборник. Т. 23. СПБ. 1862, с. 336 - 357.

33. КАЗИЕВ Ш. М., КАРПЕЕВ И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М. 2003, с. 163.

34. БУШУЕВ С. К. Ук. соч., с. 95.

35. ГАММЕР М. Мусульманское сопротивление царизму, с. 316 - 319.

36. Эти две группы предписаний не имеют прямого касательства к вопросам религии и веры. Тем не менее, Шамиль старался, насколько это было возможно, увязать их с шариатом и подвести под них религиозно-этическую базу. Другие группы уложений имама касаются шариата непосредственно.

37. РАМАЗАНОВ А. Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала. 1996, с. 30.

38. КАЗИЕВ Ш. М. Имам Шамиль. М. 2001, с. 138.

39. История народов Северного Кавказа (конец XVIII-1917 г.). М. 1988, с. 152.

40. Низам Шамиля, с. 13 - 14.

41. МАГОМЕДОВ Р. М. Шамиль в отечественной истории. Махачкала. 1990, с. 42.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Идеология-и-характер-исламского-государства-на-Северном-Кавказе-в-XIX-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Чжунг Сечжин, Идеология и характер исламского государства на Северном Кавказе в XIX в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.02.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Идеология-и-характер-исламского-государства-на-Северном-Кавказе-в-XIX-в (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Чжунг Сечжин:

Чжунг Сечжин → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
771 просмотров рейтинг
14.02.2020 (1527 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Идеология и характер исламского государства на Северном Кавказе в XIX в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android