Libmonster ID: RU-12140
Автор(ы) публикации: Г. Е. МАРКОВ

Ташкент. Изд-во "Наука" УзССР, 1964. Тираж 2000. Т. 1. 429 стр. Цена 2 руб. 47 коп. Т. 2. 338 стр. Цена 1 руб. 98 коп.

В советской исторической науке восполнен еще один важный пробел: вышли в свет два тома "Очерков истории Каракалпакской АССР"1 , в которых исследуются события, начиная с первобытнообщинного строя и до 1963 г. включительно.

Первый том (он охватывает период до Февральской революции 1917 г.) открывается главой, посвященной истории народов низовьев Аму-Дарьи в эпоху первобытности. В ней рассказывается о жизни охотников, рыболовов и собирателей, обитавших в этом районе в эпоху неолита, о появлении первых отраслей производящего хозяйства в энеолите и бронзовом веке, о возникновении оазисного земледельческого хозяйства и скотоводства в степях I тысячелетия до н. э. и первых веков нашей эры. На основе письменных свидетельств и большого археологического материала в книге показано становление культур в рассматриваемом регионе, их динамика и взаимоотношения с культурами соседних народов. Однако приходится отметить, что чрезмерное обилие излагаемого археологического материала несколько затрудняет понимание текста. Сообщаемые сведения очень дробны, текст пестрит описанием памятников, перечислением археологических "культур" и "этапов", различия между которыми не всегда достаточно ясны. Например, на стр. 14 говорится то о камышлинском "этапе", то о камышлинской "культуре". Нет определенности в оценке тазабагъябской "культуры": в одном случае отстаивается ее полная самостоятельность (стр. 17), в другом - говорится о ее большой близости к срубной и андроновской культурам (стр. 23).

Нельзя не отмесить еще одно обстоятельство: в томе несколько преувеличивается рель народов, населявших низовья Аму-Дарьи, в общеисторических процессах. Складывается впечатление, что авторы придают какое-то исключительное значение Хорезмскому государству не только в среднеазиатских этно-исторических процессах, но и в истории сопредельных стран Западной Азии и Восточной Европы (см., например, стр. 47)2 . Этот, на наш взгляд, неправильный подход к рассматриваемому вопросу привел авторов исследования к ошибочному суждению о границах древнего Хорезма и сферах его влияния. В частности, это проявилось в том, что в книге отождествляется Хорезм с Кангюем (стр. 48) и делаются весьма широкие выводы о происхождении различных народов (см. стр. 52, 53, 121, 122 и др.). Между тем едва ли верно, основываясь только на гипотезе, которую к тому же не разделяют многие ученые3 , безоговорочно делать такие заключения. В книге, помимо кангюйцев, приаральско-хорезмийскими по происхождению называются и многие другие народы: эфталиты (стр. 65)4 , огузы (стр. 92, 93, 98)5 , печенеги (стр. 102)6 , туркмены (стр. 130). Во многих случаях выводы о происхождении тех или иных народов основываются на фор-


1 Авторы первого тома: Б. В. Андрианов, Н. Н. Вактурская, М. Г. Воробьева, чл. - корр. АН УзССР Я. М. Досумов, Т. А. Жданко, М. А. Итина, С. К. Камалов, Р. К. Косбергенов, Г. Н. Непесов, Е. Е. Неразик, Л. С. Толстова. Под ред. чл. -корр. АН СССР С. П. Толстова, Т. А. Жданко, С. К. Камалова, Р. К. Косбергенова, Л. С. Толстовой. Авторы второго тома: К. Т. Авельбаева, К. А. Аметов, А. Б. Бекимбетов, А. В. Гудкова, чл. -корр. АН УзССР Я. М. Досумов, У. К. Калниязов, С. К. Камалов, Г. Н. Непесов, А. Панабергенов, У. С. Суинов, С. У. Татыбаев, Р. Т. Тимашева, Дж. Урумбаев, У. Х. Шалекенов. Под ред. чл. -корр. АН УзССР Я. М. Досумова, Х. Ш. Иноятова, С. К. Камалова, К. М. Максетова, С. У. Татыбаева, У. Х. Шалекенова.

2 Между тем существует и другая точка зрения, о которой авторы тома, к сожалению, не упоминают. См. В. В. Бартольд. История Туркестана. Соч. Т. 2. Ч. 1. М. 1963; его же. История культурной жизни Туркестана. Соч. Т. 2. Ч. 1; "История таджикского народа". Т. 1. М. 1963, и др.

3 См. В. В. Бартольд Соч. Т. 2. Ч. I. стр. 175, прим. 6; С. Г. Кляшторный. Древнетюркские рунические памятники. М. 1964, стр. 164, 167, 169; Б. Я. Ставиский. О северных границах Кушанского государства. "Вестник древней истории" (ВДИ), 1961, N 1; "История Казахской ССР". Т. I. Алма-Ата. 1957, стр. 40 сл.

4 Ср.: "История Туркменской ССР". Т. I. Кн. I. Ашхабад. 1957, стр. 141 сл.

5 Ср.: С. Г. Кляшторный. Указ. соч., стр. 177, 178; "История Казахской ССР". Т. I, стр. 64 сл.; "История Туркменской ССР". Т. I. Кн. I, стр. 183.

6 Ср.: С. Г. Кляшторный. Указ. соч., стр. 164, 177, 178.

стр. 142

мально-этимологическом сопоставлении по созвучию (причем очень спорному) этнонимов и не подкрепляются непосредственно историческим материалом (стр. 93, 95, 103, 122 и др.).

Далее в томе прослеживаются основные этапы политической и этнической истории народов правобережья Аму-Дарьи и сопредельных областей, начиная от раннего средневековья и до середины XIX века. В связи с этим остановимся на одной довольно спорной проблеме. В ряде случаев авторы высказываются за очень древнее, в значительной степени автохтонное происхождение каракалпаков и многих других степных племен (стр. 93), устанавливая прямую преемственность между каракалпаками и племенами сако-массагетов ранней античности (VII-II вв. до н. э.). Однако следует сказать, что такая преемственность на протяжении более пятнадцати веков ими не доказана, поскольку, как уже отмечалось, одно лишь формальное сопоставление созвучных этнонимов (стр. 122) еще не есть доказательство. Авторский вывод, кстати, идет вразрез с содержанием других страниц "Очерков", где проводится мысль о том, что появление каракалпаков относится к кыпчакскому или даже к ногайскому времени (стр. 118, 119, 124, 125, 133). Нельзя согласиться и с тем, что в XI в. завершилось формирование туркменской народности (стр. 117). Думается, что здесь надо внести поправку по крайней мере лет на пятьсот7 .

Большое внимание в книге уделяется социально-экономическим проблемам, хозяйству и общественному строю каракалпаков в XVII-XIX веках. Однако некоторые выводы представляются довольно спорными. Например, утверждение о преобладании в хозяйстве каракалпаков в XVIII-XIX вв. земледелия (стр. 135) противоречит свидетельствам источников, приведенным на стр. 136 и 139, согласно которым можно скорее заключить об отсутствии у них в то время земледельческой оседлости. Вызывают сомнение и некоторые другие оценки общественных отношений у каракалпаков. В "Очерках", например, категорически утверждается о существовании в Каракалпакии XVII в. феодалов, хотя о самом феодализме сказано весьма неопределенно. И действительно, если у каракалпаков отсутствовала ханская власть (стр. 151), трудно говорить о феодальной системе. "Феодальные отношения" между предводителями-феодалами и их сородичами выражались, как это следует из книги, в том, что первые распределяли угодья, "умело использовали в своих интересах пережитки древних патриархально-родовых институтов" (стр. 151). Думается, что такого рода доводы в пользу господства феодальной системы не соответствуют общепринятым представлениям о социально-экономической структуре феодального общества8 . Сомнительно, чтобы зажиточных землевладельцев позднейшего времени, сдававших свою землю в аренду, можно было называть феодалами (стр. 176). Частный собственник-землевладелец и арендатор, лишенный орудий и средств производства, - мало типичные фигуры для феодального способа производства.

Вызывает удивление и то, что авторы двух первых глав, излагая историю древнего Хорезма, не высказывают своего собственного мнения, а апеллируют, как правило, только к взглядам С. П. Толстова и почти не обращаются к оценкам других известных советских авторов, внесших значительный вклад в исследование прошлого народов этой области.

Благоприятное впечатление производит глава "Каракалпаки в Хивинском ханстве до присоединения к России". Эта глава, написанная на основе привлечения обширного фактического материала, исследует такие важные проблемы, как хозяйство и общественные отношения у каракалпаков в XIX в., имущественное и классовое расслоение в каракалпакском ауле, положение каракалпаков в системе Хивинского ханства. Интересны страницы, в которых говорится о стремлении каракалпакского народа к объединению с Россией (стр. 198 и др.). Следует отметить, что автор этой главы С. К. Камалов использует полевые материалы, собранные им в многолетних экспедициях.

Значительное внимание в томе уделено истории Каракалпакии после ее вхождения в состав России. Авторы рассказывают о событиях, связанных с присоединением правобережья Аму- Дарьи к России, об административном делении, расселении и экономике образованного в это время Аму-Дарьинского отдела. Богатый фактический материал дал возможность всесторонне показать жизнь каракалпаков в конце XIX - начале XX века. Любопытны разделы, трактующие общественные отношения каракалпаков. Но не со всеми высказываниями, приведенными


7 Ср.: "История Туркменской ССР". Т. I. Ч. I, стр. 180 сл., 199, 374.

8 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. 1-я, стр. 390 - 439.

стр. 143

здесь, можно целиком согласиться. Так, в работе говорится, что "архаическая система родоплеменного деления была удобной формой для прикрытия жестокой феодальной эксплуатации бедняков богатыми "сородичами" (стр. 240). Однако форма общественной организации является объективной категорией; она строго соответствует существующим в обществе социально-экономическим отношениям и меняется вслед за их сменой. Поэтому у каракалпаков, как и у некоторых других народов Средней Азии, своеобразное деление на племена и более мелкие их подразделения ни в коей мере не было "архаической" системой, пережитком, а вполне соответствовало бытовавшей форме хозяйства и общественным отношениям9 . "Архаизм" здесь лишь в неудачной терминологии, которая в конечном счете приводит к поискам в рассматриваемых явлениях пережитков, соответствующих этой терминологии (назвав форму общественной организации "родовой", начинают, естественно, искать пережитки родовых институтов). Пожалуй, ни к чему, кроме путаницы, не может привести употребление таких терминов, как "патриархальный быт", "патриархально- феодальная эксплуатация" и т. п. (см. стр. 240 и др.). То же самое происходит, когда рассматривается "родовая" община и доказывается, что она по своей сущности совсем не родовая (стр. 240). Действительно, ничего "родового", кроме неудачного названия, в ней нет.

Неубедительно утверждение авторов о наличии у каракалпаков в XIX в. феодальных отношений и феодальной ренты. Весьма вероятно, что у каракалпаков к тому времени существовали элементы подобных отношений, во всяком случае, как один из укладов. Но доказательства в пользу их существования следовало бы искать другие. Признаками феодализма у каракалпаков в книге названы отношения аренды, обезземеливание части крестьянства и ее эксплуатация байской верхушкой. Однако это похоже скорее на элементы капиталистических, а вовсе не феодальных отношений и феодальной ренты.

С большим интересом читаются в "Очерках" страницы, повествующие об истории Каракалпакии в период роста освободительного движения 1905 - 1917 гг., в частности о причинах и ходе восстания 1916 г., а также о Февральской революции 1917 года. Представляется, что в томе события тех лет изложены достаточно полно и оценки этим событиям даны верные. Но вместе с тем хотелось бы остановиться на следующем вопросе. В книге то ли из-за краткости изложения, то ли по другим причинам обстановка, в которой действовал один из туркменских вождей, Джунаид-хан, и движущие политические силы того времени показаны несколько схематично (стр. 381 сл.). Думается, неверно полагать, что окружение Джунаид-хана состояло только из шайки головорезов, терроризировавших окрестное население, а впоследствии обратившихся к активной борьбе против Советской власти. В действительности появление этой фигуры свидетельствовало о глубоких классовых процессах, происходивших в туркменском обществе того времени. Если бы Джунаид-хан выступал только как главарь нескольких сот грабителей, едва ли стоило бы писать о нем так много. Но он олицетворял собой феодальную "собирательскую" деятельность, насильственно объединял в корыстных целях туркменские племена и при этом, опираясь на часть туркменской феодализировавшейся верхушки и на духовенство, пытался с их помощью внушить простым туркменам, что их личная судьба, как и судьба всего народа, зависит исключительно от успеха его дела. Однако Советская власть наглядно показала трудовому народу истинный смысл затей Джунаида, и он, лишенный широкой социальной поддержки, был разбит10 .

Нужно также отметить, что указатель литературы, приведенный в конце первого тома, не удовлетворяет в полной мере читателя. Он довольно обширен и содержит много названий, имеющих косвенное отношение к рассматриваемым проблемам, но в то же время в нем отсутствуют некоторые труды, прямо относящиеся к теме.

Второй том охватывает эпоху от Великой Октябрьской социалистической революции и до наших дней. Следует подчеркнуть, что


9 Ср.: W. Konig. Die Achal-Teke. Berlin. 1962; Г. Е. Марков. Очерк истории Северной Туркмении. М. 1961; его же. Скотоводство и общественная организация у северобалханских туркмен. "Вестник" МГУ, 1958, N 4; А. Оразов. Некоторые вопросы скотоводческого хозяйства в Северо-Западной Туркмении в конце XIX - начале XX века. "Труды" Института истории, археологии и этнографии АН ТССР. Т. 6 1962.

10 См. Карпов и Батцер. Хивинские туркмены и конец Кунградской династии. Ашхабад. 1930.

стр. 144

и до создания "Очерков" учеными Каракалпакии была проведена большая и успешная работа по изучению истории Великого Октября и советского периода республики11 . Но в отличие от прежних работ в рецензируемом труде хронологические рамки исследования значительно шире, а фактический материал богаче. Все это позволило глубже подойти к освещению событий.

В главах, посвященных победе Великого Октября в Каракалпакии и периоду гражданской войны, заслуживают внимания разделы, в которых дается характеристика экономического и политического положения в Аму-Дарьинском отделе накануне Октября. Авторы сумели раскрыть ту огромную работу, которую проводили большевики по созданию и укреплению Советов и солдатских комитетов, по укреплению союза рабочих и крестьян. Аграрный вопрос, имевший для Каракалпакии первостепенное значение, не был разрешен буржуазным Временным правительством. "Под воздействием революционной агитации большевиков местные трудящиеся по своей инициативе на местах разрешали земельный вопрос, самовольно отбирали казенные пастбища" (стр. 14). Здесь также рассматривается борьба большевиков против меньшевиков и эсеров, защищавших интересы Временного правительства, показано, что в революционной борьбе большевики сумели создать тесный союз трудящихся всех национальностей края - каракалпаков, русских, узбеков, казахов и других. Раскрывая огромную роль, которую сыграли большевики в завоевании власти трудящимися, авторы вместе с тем отмечают ошибки отдельных руководителей (например, недооценку значения местных организаций трудящихся) и ту большую помощь, которую оказывали ЦК большевистской партии и В. И. Ленин в целях их исправления (стр. 26). Несколько меньше внимания, к сожалению, уделено осуществлению в Каракалпакии первых декретов Советской власти. Между тем, пользуясь архивными источниками и воспоминаниями участников событий тех дней, можно было более обстоятельно осветить этот вопрос, показать, как проводились в жизнь эти декреты в разных районах Каракалпакии.

В томе ярко изложены события гражданской войны в Каракалпакии, работа большевиков по организации Красной гвардии и регулярной Красной Армии, борьба трудящихся масс со ставленниками контрреволюции Джунаид-ханом и атаманом Толстовым (стр. 56, 65, 73). Несомненной удачей авторов явилась умелая увязка событий в Каракалпакии с революционными событиями во всей стране. Значительное место уделено росту и развитию большевистских организаций на правобережье Аму-Дарьи в ходе гражданской войны, особенно среди местного населения, и вопросу о постепенном слиянии русских и мусульманских партийных ячеек.

В томе приводятся более полные, по сравнению с известными ранее, материалы о деятельности коммунистов Каракалпакии по очищению рядов партии от оппортунистов, по созданию и руководству комсомольскими организациями, развертыванию среди местных трудящихся огромной культурно-просветительной работы, по подъему экономики края и улучшению материального положения трудящихся (стр. 86 ел.); прослеживаются экономические и политические изменения, которые произошли в Каракалпакии в связи с решениями V съезда КПТ (сентябрь 1920 г.) и IX съезда Советов ТАССР о восстановлении хлопководства, объединении безземельных батраков и малоземельных трудящихся дехкан в союз "Кошчи", ликвидации помещичье-байского землевладения. Вместе с тем, рассматривая экономическое состояние Каракалпакии накануне восстановительного периода, авторы мало уделили внимания изучению развития хозяйства в разных районах области. Между тем здесь, помимо земледельческого, расселялось также население, занимавшееся земледелием наряду со скотоводством или одним кочевым скотоводством, что требовало дифференцированного подхода при осуществлении тех или иных экономических и политических мероприятий.

Представляют особый интерес главы, освещающие историю Каракалпакии в восстановительный период и в годы развернутого строительства социализма. На основе большого фактического материала авторы анализируют экономику области, показывают ту постоянную помощь, которую оказывали ей трудящиеся других советских республик. В "Очерках" освещается также сложная проблема национального размежевания в 1924 г., когда была образована Каракалпакская автономная об-


11 См., например, Я. М. Досумов. Победа Октябрьской революции в Каракалпакии. Ташкент. 1958; его же. Очерки истории Каракалпакской АССР. 1917 - 1927. Ташкент. 1960.

стр. 145

ласть. Однако следовало подробнее остановиться на специфике подъема хозяйства и культуры народов Каракалпакии в ее различных частях, поскольку остался обойденным ряд интересных проблем: начало перехода к земледелию многих до того времени полуоседлых групп земледельцев-скотоводов; вытеснение у земледельцев- скотоводов "племенного" принципа расселения территориальным и т. п.

Особенно хотелось бы выделить разделы, в которых рассматривается период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства Каракалпакии. Авторы сумели показать, как в невиданно короткие сроки отсталая окраина царской России превратилась в цветущую область с развитой экономикой и культурой. Думается, однако, что исследование, несомненно, выиграло бы, если бы в нем было обращено больше внимания на те различия в процессе коллективизации и борьбы с кулачеством, которые имелись в разных районах Каракалпакии. Процессы борьбы с байством и коллективизация в пустынных местностях, среди редкого, экономически отсталого скотоводческого населения происходили несколько иначе, чем в оазисах, где к XX в. значительное распространение получили капиталистические отношения.

Содержательна глава, посвященная победе культурной революции в Каракалпакии (1917 - 1940 гг.). В ней разрабатываются вопросы ликвидации неграмотности, борьбы с религиозными предрассудками, подготовки местных кадров (научных, технических, педагогических), создания научно-исследовательских учреждений, развития национальной литературы и искусства.

В "Очерках" изложена история Каракалпакии и в годы Великой Отечественной войны. Хорошо подобранный материал дал возможность авторам осветить вопросы об участии населения республики в боях против немецко-фашистских захватчиков, о работе промышленности и сельского хозяйства на нужды фронта. "Каракалпакский народ, - сказано в книге, - принял участие в Великой Отечественной войне как представитель многонациональной свободной семьи народов Советского Союза. Каракалпакский народ проявил высокую сознательность и подлинный героизм в тылу и на фронте" (стр. 247). Заключительная часть тома посвящена послевоенной истории Каракалпакии, тем серьезным изменениям, которые произошли в ее жизни в последние два десятилетия. Наряду с успехами в области народного хозяйства здесь показан также дальнейший рост науки и культуры республики. Второй том снабжен подробным библиографическим указателем.

Рассмотрение "Очерков" дает основание считать, что авторами проделана серьезная работа по собиранию и обобщению сведений, касающихся истории республики за большой хронологический период. Это исследование, несмотря на отмеченные недостатки, заслуживает в целом положительной оценки; оно явится хорошей основой для дальнейшего изучения истории Каракалпакии.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Историческая-наука-в-СССР-Обзоры-и-рецензии-ОЧЕРКИ-ИСТОРИИ-КАРАКАЛПАКСКОЙ-АССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. Е. МАРКОВ, Историческая наука в СССР. Обзоры и рецензии. "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КАРАКАЛПАКСКОЙ АССР" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.07.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Историческая-наука-в-СССР-Обзоры-и-рецензии-ОЧЕРКИ-ИСТОРИИ-КАРАКАЛПАКСКОЙ-АССР (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Г. Е. МАРКОВ:

Г. Е. МАРКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
1029 просмотров рейтинг
29.07.2016 (2799 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Историческая наука в СССР. Обзоры и рецензии. "ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КАРАКАЛПАКСКОЙ АССР"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android