1
Целью статьи является обратить внимание педагогов-историков, преподающих историю СССР, на эпиграммы как на разновидность историко-литературного материала, могущего быть с пользою привлеченным к работе на уроках истории СССР в средней школе.
Умело примененная, сатирическая характеристика исторического деятеля или явления поможет учащимся ярче запомнить и лучше усвоить материал урока. Резко подчеркивая отрицательные черты определенных исторических деятелей и событий, эпиграммы эмоционально насыщают и оживляют урок. Иногда своей заостренностью и едкостью они дают больше чем многословное описание.
Возьмем, например, известную эпиграмму, приписываемую А. С. Пушкину, в нескольких строках ярко, вскрывающую реакционную внутреннюю политику царя Александра I:
"Сказал деспот: "Мои сыны, Законы будут вам даны; Я возвращу вам дни златые Благословенной старины". И обновленная Россия Надела с выпушкой штаны"1
.
Здесь в предельно краткой форме дана характеристика так называемой "реформационной деятельности" царя Александра I и осмеяна шумиха вокруг "реформ", сведшихся к переменам в мундирах и тому подобным мелочам. Такая эпиграмма дает четкую политическую оценку деятельности Александра I.
С успехом может быть также использована, например, эпиграмма поэта - Н. П. Огарева на работу комиссии под председательством Я. И. Ростовцева (в эпиграмме "Иаков", как писал свое имя сам Ростовцев), человека, близкого к царю.
Эпиграмма высмеивает факт "представительства" интересов крестьян в учреждении, занимавшемся Подготовкой освобождения крестьян от крепостной зависимости, не самими крестьянами, ачиновниками и крепостниками-помещиками.
Занятия редакционных комиссий (руководящий состав которых и высмеян в этой эпиграмме) начались 4 марта 1859 года. Кроме Ростовцева в комиссию входили финансовый деятель "Фирс" - Е. И. Ламанский, бывший товарищ Герцена и Огарева по Московскому университету, к этому времени превратившийся из либерала в реакционера; умеренный либерал чиновник И. П. Арапетов, Н. А. Милютин, известный деятель реформы, и Ю. Ф. Самарин, публицист-славянофил, крупный помещик.
"Ростовцевская комиссия
Там во школе во Фламандской Заседает Фирс Ламанской, А ему же для советов Дан бездарный Арапетов. Для гармоньи, вместо лютен, К ним прибавлен сам Милютин, Для рассеяния мраков Взят из Библии Иаков, В мужиках же только барин, Юрий Федорыч Самарин"2.
При применении эпиграмматических текстов на уроке необходимо помнить, что этот литературный жанр с наибольшей яр-
Настоящая статья является результатом работы студенческого кружка исторического факультета Московского областного педагогического института по собиранию и комментированию эпиграмматических материалов по истории СССР. За 1937 - 1938 учебный год членами кружка было собрано и прокомментировано около 150 эпиграмм и сатир, представляющих несомненный интерес для педагога-историка.
1 См. "Большую советскую энциклопедию". Т. 64, стр. 509
2 Н. П. Огарев "Избранные стихотворения и поэмы". Под ред. Я. З. Черняка, стр. 182 - 183. ГИХЛ. М. 1938. Материал для комментирования. Там же, стр. 405.
костью выражает симпатии и антипатии автора, его политические убеждения и партийную принадлежность. Поэтому нужно тщательно подбирать эпиграммы, внимательно их анализировать, ибо не но всегда об'ективны, а следовательно, не все годны для иллюстрации на уроке истории.
Например эпиграмму Н. Ф. Щербины "Реформа Петра I" не следует использовать в школьной работе при изучении времен Петра I.
Вот текст этой эпиграммы:
"Реформою своей стяжал он много славы: Ведь он европеизм настолько к нам привил, Что сущий искони батог наш велича- вый Спицрутеном немецким заменил"1.
В этой эпиграмме осуждение жестокости петровских методов используется как ширма для осуждения всей петровской реформы. Не смазывая и не прикрашивая угнетения крестьянства и жестокости расправ с ним в петровскую эпоху, надо правильно оценивать громадное историческое значение петровских реформ.
Борьба славянофильствующего барина Щербины против реформ Петра I, смелых и прогрессивных для своего времени, была выражением борьбы консервативно-реакционных элементов против буржуазных реформ 60-х годов.
Вообще пользоваться эпиграммами следует преимущественно в старших классах средней школы, тем более, что эпиграммы в русской литературе - детище почти исключительно XIX века и, следовательно, могут быть использованы в основном лишь при изучении истории XIX века.
Ввиде примера применения эпиграммы можно привести урок по истории СССР в 9-м классе 330-й школы Москвы (Красногвардейский район).
Тема урока - "Первые годы царствования Александра III". Задача педагога - дать личные характеристики Александра III и его ближайших царедворцев (например К. П. Победоносцева) и вскрыть перед детьми в ярких образах реакционное направление политики Александра III.
Александр III страшно боялся подвергнуться участи своего отца, убитого в 1881 году. Страх этот в соединении с другими чертами характера Александра III сделал уединенную, "семейственную жизнь" его пристрастием. Царь любил проводить время в тесном кругу близких; часто он запирался один на антресолях дворца и развлекался там игрою на тромбоне. Этот момент и использовал в своей сатире поэт-демократ некрасовской школы Л. Н. Трефолев. Характеристика Александра III из сатиры Трефолева была приведена за уроке:
"Царь наш - юный музыкант - На тромбоне трубит, Его царственный талант Ноту "рэ" не любит: Чуть министр преподнесет Новую реформу, - "Ре" он мигом зачеркнет И оставит "форму"..."2.
Продолжая урок, преподаватель об'ясняет, почему Александр III не любил ноты "ре", с которой начинаются такие "крамольные" слова, как, революция, реформы и т. п. Чем хороша эта эпиграмма? В ней и в комментарии, которым она сопровождена, Александр III показан как реакционер, как человек, который боится назревающего революционного движения. Образ Александра III, играющего на тромбоне, забившись где-то на антресолях, надолго запомнится ученикам.
При характеристике друга и руководителя Александра III оберпрокурора синода К. П. Победоносцева было приведено другое, широко в свое время распространенное четверостишие из сатиры того же Трефолева:
"Кто такой Победоносцев? Для попов - Обедоносцев, Для народа - Бедоносцев, Для желудка - Едоносцев, Для царя он злой Доносцев"3.
Такая эпиграмма значительно усиливает характеристику этого ярого реакционера, душителя всякой свободной мысли, и обличает лакейство царедворцев Александра III. Блестящая по форме, она заинтересовала ребят игрой слов. В ней поэт путем отсечения первых букв от фамилии "Победоносцев" достигает значительного сатирического эффекта. Ученики просили преподавателя продиктовать им эпиграммы.
Применение эпиграмм внесло оживление в урок. Характеристика Александра III и Победоносцева была дана в образной, живой форме.
1 Н. Ф. Щербина "Стихотворения", стр. 224. "Малая серия библиотеки поэта" N 40, "Советский писатель". М. и Л. 1937.
2 Л. Н. Трефолев "Собрание стихотворений", стр. 150 - 151. М. и Л. 1931.
3 Там же, стр. 149 - 150. Существует и другая редакция этого четверостишия, распространявшаяся в списках:
"Победоносцев для синода, Обедоносцев при дворе, Он Бедоносцев для народа, Доносцев просто - при царе".
См. "Литературное наследство" N 22/24, стр. 498. Журнально-газетное об'единение. М. 1035.
2
Работу по отбору эпиграмматического материала может проделать любой преподаватель истории СССР. Для этого даже не потребуется большой предварительной подготовки. В сочинениях таких русских поэтов, как А. С. Пушкин, Н. П. Огарев, В. С. Курочкин, П. А. Вяземский, Д. Д. Минаев, Д. В. Давыдов и другие, можно найти много эпиграмм, пригодных для использования на уроках истории. При поисках эпиграмм нужно помнить, что, по цензурным условиям, политические эпиграммы в большинство прижизненных изданий этих поэтов не попали и искать их следует поэтому в первую очередь в советских изданиях. Лучше пользоваться комментированными изданиями. Имеются следующие издания упомянутых выше авторов. Пушкин А. С. "Юмор и сатира" под редакцией М. Козмана. "Советский писатель". М. 1937, или Пушкин А. С. "Собрание сочинений в одном томе" (несколько изданий). Н. П. Огарев "Избранные стихотворения и поемы". Под редакцией Я. З. Черняка. Гослитиздат. М. 1938, или П. П. Огарев "Избранные стихотворений", "Большая серия библиотеки поэта". Т. I-II. "Советский писатель". М. -Д. 1937. П. А. Вяземский "Избранные стихотворения", редакция, статья и комментарии В. С. Нечаевой. "(Academia. 1932.
Эпиграммы В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева и других можно найти в изданиях: "Поэты "Искры". "Большая серия библиотеки поэта". Ленинград. "Советский писатель". 1933, или Вл. Орлов и А. Островский (составители) "Эпиграмма и сатира". Из истории литературной борьбы XIX века. М. -Л. 1931 - 1932. Т. I-II или "Сатира 60-х г.". Составители Кравцов и Морозов, редакция и предисловие Н. Бельчикова. "Academia". 1932.
Ниже мы приводим еще несколько образцов прокомментированных эпиграмм. Первая из них подводит итог николаевского царствования:
"Всеобщий благоприятель
Он меж, холопами считался мудрецом За то, что мысль давить была его отрада, Он был фельдфебелем под царственным венцом И балетмейстером военного парада 1855 г.
Н. Ф. Щербина"1 .
Интересно сравнить характеристику, которую дал Николаю I Н. Ф. Щербина, с характеристикой Фридриха Энгельса: "Эта была самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек... выше всего ценивший внешнюю видимость власти и готовый ради этой видимости пойти на все"2 .
Следующая эпиграмма выражает отношение славянофилов-дворян к буржуазным реформам 60-х годов и, в частности, высмеивает новый питейный устав, введенный К. К. Гротом:
"Заметка
Мы крестьян освободили: Но по страсти к крепостям, Прикрепить их поспешили К повсеместным кабакам.
Н. Ф. Щербина"3 .
Эпиграмма Тютчева посвящена фавориту Александра II графу Шувалову:
"На графа Шувалова
Над Россией распростертой Встал внезапною грозой - Петр по прозвищу четвертый, Аракчеев же второй.
Ф. И. Тютчев"4 .
Петр Андреевич Шувалов занимал различные посты на русской бюрократической лестнице. С 1857 по 1860 год он был санктпетербургским оберполицмейстером, с ноября 1860 года - директором департамента общих дел министерства внутренних дел. С 1861 года он был назначен начальником штаба корпуса жандармов и управляющим III отделением его императорского величества канцелярии. С 1866 года Шувалов уже был главным начальником III отделения и шефом жандармов; в этих должностях он пробыл до 1873 года. Это время наиболее сильного реакционного влияния его на внутреннюю политику России. Еще в 1860 году Шувалов выступал как ярый противник отмены крепостного права, а в дальнейшем активно боролся против проведения в жизнь других буржуазных реформ 60-х годов. Эпиграмма характеризует возросшее реакционное влияние Шувалова после назначения его главноуправляющим III отделением в 1866 году. Именно в этот пе-
1 Н. Ф. Щербина "Альбом ипохондрика", стр. 34. "Прибой". 1929. Эпиграмма N 12.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XVI. Ч. 2-я, стр. 24.
3 Н. Ф. Щербина "Стихотворения", стр. 255. "Малая серия библиотеки поэта" N 40. М. "Советский писатель". 1937.
4 Ф. И. Тютчев "Полное собрание стихотворений", стр. 205. М. -Л. Т. II. 1934.
риод за ним установились клички "Петр IV" и "Аракчеев II".
Д. Д. Минаев следующим образом характеризует известного реакционера Каткова:
"М. Н. Катков
С толпой журнальных кунаков Своим изданьем, без сомненья, С успехом заменил Катков В России Третье отделенье.
Д. Д. Минаев"1 .
Михаил Никифорович Катков - один из вдохновителей реакционной политики Александра. II и Александра III, публицист 50 - 80-х годов XIX века. С 1851 года он был редактором "Московских ведомостей", а с 1856 года вместе с К. М. Леонтьевым издавая журнал "Русский вестник".
Эпиграмма Вяземского высмеивает М. Л. Магницкого:
"На М. Л. Магницкого
N. N. вертлявый по природе, Магницкий, глядя по погоде, То ходит в красном колпаке, То в рясах, в черном клобуке, Когда безбожье было в моде, Он был безбожья хвастуном, Теперь в прихожей и в приходе Он щеголяет ханжеством.
П. А. Вяземский"2 .
Магницкий Михаил Леонтьевич - ханжа, противник просвещения. В молодости был близок к М. М. Сперанскому, но в 20-х годах, поступив на службу в министерство народного просвещения, перешел в лагерь откровенной реакции и стал явным мракобесом, пресмыкающимся перед Аракчеевым.
Эпиграмма Вяземского отмечает быстроту смены взглядов Магницкого от "либеральных" до явно реакционных.
Укажем также на несколько эпиграмм, относящихся к периоду 1905 года:
"Напутствие (на Победоносцева)
Благочестивый старичок, Он вынес бы антихриста явленье, Он вынес бы и светопреставленье, Но конституции он вынести не мог"3.
Победоносцев продолжал играть крупную роль и при Николае II. После манифеста 17 октября он ушел в отставку.
Ярко и образно освещают царскую цензуру следующие стихи:
"О чем можно писать
Нельзя писать о бюрократе, Об офицерстве, о солдате, О забастовке, о движеньи, О духовенстве, о броженьи, О мужике, о министерстве, О казни, о казачьем зверстве, О полицейских, об арестах, О грабежах, о манифестах, Но остальное все печать Должна сурово обличать. Когда ж напишешь, посмотри "128" и "103"4.
Статьи "128" и "103" говорили об оскорблении его императорского величества и о покушении на свержение существующего строя. Под последнюю статью можно была подвести все, что угодно.
Очень интересна, например, подпись под плакатом-лубком, сделанным Маяковским. Плакат выпущен издательством "Парус" в первые месяцы революции:
"Забывчивый Николай
"Уж сгною, скручу их уж я!", - Думал царь, раздавши ружья. Да забыл он, между прочим, Что солдат рожден рабочим.
Вл. Маяковский"5 .
* * *
Весь приведенный нами эпиграмматический материал в острой и запоминающейся форме подчеркивает ряд моментов в рассказе учителя.
Однако необходимо отметить, что ни в коем случае нельзя перегружать урок эпиграммами. В противном случае от восприятия учащихся может ускользнуть основное содержание урока, а самый урок станет слишком "веселым".
Применяя эпиграммы, надо находить такие, которые легко уловимы учениками и ярко отражают основную тему урока.
1 "Поэты "Искры", стр. 292. "Советский писатель". 1933.
2 П. А. Вяземский "Избранные стихотворения", стр. 416 - 417. 1935.
3 "Зритель" N 19 за 1905 год. Цитируется по книге С. Исакова "1905 год в сатире и карикатуре", стр. 235. Л. "Прибой". 1928.
4 "Бурелом" N 2 за 1906 год. Цитируется по книге Боцяновского и Голлербаха "Русская сатира первой русской революции 1905 - 1900 годов", стр. 118. Л. 1925.
5 В. В. Маяковский. Полное собрание сочинений. Т. IV. Ч. 1-я, стр. 9.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |