Libmonster ID: RU-8106

1

Целью статьи является обратить внимание педагогов-историков, преподающих историю СССР, на эпиграммы как на разновидность историко-литературного материала, могущего быть с пользою привлеченным к работе на уроках истории СССР в средней школе.

Умело примененная, сатирическая характеристика исторического деятеля или явления поможет учащимся ярче запомнить и лучше усвоить материал урока. Резко подчеркивая отрицательные черты определенных исторических деятелей и событий, эпиграммы эмоционально насыщают и оживляют урок. Иногда своей заостренностью и едкостью они дают больше чем многословное описание.

Возьмем, например, известную эпиграмму, приписываемую А. С. Пушкину, в нескольких строках ярко, вскрывающую реакционную внутреннюю политику царя Александра I:

"Сказал деспот: "Мои сыны,
Законы будут вам даны;
Я возвращу вам дни златые
Благословенной старины".
И обновленная Россия
Надела с выпушкой штаны"
1
.

Здесь в предельно краткой форме дана характеристика так называемой "реформационной деятельности" царя Александра I и осмеяна шумиха вокруг "реформ", сведшихся к переменам в мундирах и тому подобным мелочам. Такая эпиграмма дает четкую политическую оценку деятельности Александра I.

С успехом может быть также использована, например, эпиграмма поэта - Н. П. Огарева на работу комиссии под председательством Я. И. Ростовцева (в эпиграмме "Иаков", как писал свое имя сам Ростовцев), человека, близкого к царю.

Эпиграмма высмеивает факт "представительства" интересов крестьян в учреждении, занимавшемся Подготовкой освобождения крестьян от крепостной зависимости, не самими крестьянами, ачиновниками и крепостниками-помещиками.

Занятия редакционных комиссий (руководящий состав которых и высмеян в этой эпиграмме) начались 4 марта 1859 года. Кроме Ростовцева в комиссию входили финансовый деятель "Фирс" - Е. И. Ламанский, бывший товарищ Герцена и Огарева по Московскому университету, к этому времени превратившийся из либерала в реакционера; умеренный либерал чиновник И. П. Арапетов, Н. А. Милютин, известный деятель реформы, и Ю. Ф. Самарин, публицист-славянофил, крупный помещик.

"Ростовцевская комиссия

Там во школе во Фламандской
Заседает Фирс Ламанской,
А ему же для советов
Дан бездарный Арапетов.
Для гармоньи, вместо лютен,
К ним прибавлен сам Милютин,
Для рассеяния мраков
Взят из Библии Иаков,
В мужиках же только барин,
Юрий Федорыч Самарин"2.

При применении эпиграмматических текстов на уроке необходимо помнить, что этот литературный жанр с наибольшей яр-


Настоящая статья является результатом работы студенческого кружка исторического факультета Московского областного педагогического института по собиранию и комментированию эпиграмматических материалов по истории СССР. За 1937 - 1938 учебный год членами кружка было собрано и прокомментировано около 150 эпиграмм и сатир, представляющих несомненный интерес для педагога-историка.

1 См. "Большую советскую энциклопедию". Т. 64, стр. 509

2 Н. П. Огарев "Избранные стихотворения и поэмы". Под ред. Я. З. Черняка, стр. 182 - 183. ГИХЛ. М. 1938. Материал для комментирования. Там же, стр. 405.

стр. 119

костью выражает симпатии и антипатии автора, его политические убеждения и партийную принадлежность. Поэтому нужно тщательно подбирать эпиграммы, внимательно их анализировать, ибо не но всегда об'ективны, а следовательно, не все годны для иллюстрации на уроке истории.

Например эпиграмму Н. Ф. Щербины "Реформа Петра I" не следует использовать в школьной работе при изучении времен Петра I.

Вот текст этой эпиграммы:

"Реформою своей стяжал он много
                                                       славы:
Ведь он европеизм настолько к нам
                                                   привил,
Что сущий искони батог наш велича-
                                                       вый
Спицрутеном немецким заменил"1.

В этой эпиграмме осуждение жестокости петровских методов используется как ширма для осуждения всей петровской реформы. Не смазывая и не прикрашивая угнетения крестьянства и жестокости расправ с ним в петровскую эпоху, надо правильно оценивать громадное историческое значение петровских реформ.

Борьба славянофильствующего барина Щербины против реформ Петра I, смелых и прогрессивных для своего времени, была выражением борьбы консервативно-реакционных элементов против буржуазных реформ 60-х годов.

Вообще пользоваться эпиграммами следует преимущественно в старших классах средней школы, тем более, что эпиграммы в русской литературе - детище почти исключительно XIX века и, следовательно, могут быть использованы в основном лишь при изучении истории XIX века.

Ввиде примера применения эпиграммы можно привести урок по истории СССР в 9-м классе 330-й школы Москвы (Красногвардейский район).

Тема урока - "Первые годы царствования Александра III". Задача педагога - дать личные характеристики Александра III и его ближайших царедворцев (например К. П. Победоносцева) и вскрыть перед детьми в ярких образах реакционное направление политики Александра III.

Александр III страшно боялся подвергнуться участи своего отца, убитого в 1881 году. Страх этот в соединении с другими чертами характера Александра III сделал уединенную, "семейственную жизнь" его пристрастием. Царь любил проводить время в тесном кругу близких; часто он запирался один на антресолях дворца и развлекался там игрою на тромбоне. Этот момент и использовал в своей сатире поэт-демократ некрасовской школы Л. Н. Трефолев. Характеристика Александра III из сатиры Трефолева была приведена за уроке:

"Царь наш - юный музыкант -
На тромбоне трубит,
Его царственный талант
Ноту "рэ" не любит:
Чуть министр преподнесет
Новую реформу, - 
"Ре" он мигом зачеркнет
И оставит "форму"..."2.

Продолжая урок, преподаватель об'ясняет, почему Александр III не любил ноты "ре", с которой начинаются такие "крамольные" слова, как, революция, реформы и т. п. Чем хороша эта эпиграмма? В ней и в комментарии, которым она сопровождена, Александр III показан как реакционер, как человек, который боится назревающего революционного движения. Образ Александра III, играющего на тромбоне, забившись где-то на антресолях, надолго запомнится ученикам.

При характеристике друга и руководителя Александра III оберпрокурора синода К. П. Победоносцева было приведено другое, широко в свое время распространенное четверостишие из сатиры того же Трефолева:

"Кто такой Победоносцев?
Для попов - Обедоносцев,
Для народа - Бедоносцев,
Для желудка - Едоносцев,
Для царя он злой Доносцев"3.

Такая эпиграмма значительно усиливает характеристику этого ярого реакционера, душителя всякой свободной мысли, и обличает лакейство царедворцев Александра III. Блестящая по форме, она заинтересовала ребят игрой слов. В ней поэт путем отсечения первых букв от фамилии "Победоносцев" достигает значительного сатирического эффекта. Ученики просили преподавателя продиктовать им эпиграммы.

Применение эпиграмм внесло оживление в урок. Характеристика Александра III и Победоносцева была дана в образной, живой форме.


1 Н. Ф. Щербина "Стихотворения", стр. 224. "Малая серия библиотеки поэта" N 40, "Советский писатель". М. и Л. 1937.

2 Л. Н. Трефолев "Собрание стихотворений", стр. 150 - 151. М. и Л. 1931.

3 Там же, стр. 149 - 150. Существует и другая редакция этого четверостишия, распространявшаяся в списках:

"Победоносцев для синода,
Обедоносцев при дворе,
Он Бедоносцев для народа,
Доносцев просто - при царе".

См. "Литературное наследство" N 22/24, стр. 498. Журнально-газетное об'единение. М. 1035.

стр. 120

2

Работу по отбору эпиграмматического материала может проделать любой преподаватель истории СССР. Для этого даже не потребуется большой предварительной подготовки. В сочинениях таких русских поэтов, как А. С. Пушкин, Н. П. Огарев, В. С. Курочкин, П. А. Вяземский, Д. Д. Минаев, Д. В. Давыдов и другие, можно найти много эпиграмм, пригодных для использования на уроках истории. При поисках эпиграмм нужно помнить, что, по цензурным условиям, политические эпиграммы в большинство прижизненных изданий этих поэтов не попали и искать их следует поэтому в первую очередь в советских изданиях. Лучше пользоваться комментированными изданиями. Имеются следующие издания упомянутых выше авторов. Пушкин А. С. "Юмор и сатира" под редакцией М. Козмана. "Советский писатель". М. 1937, или Пушкин А. С. "Собрание сочинений в одном томе" (несколько изданий). Н. П. Огарев "Избранные стихотворения и поемы". Под редакцией Я. З. Черняка. Гослитиздат. М. 1938, или П. П. Огарев "Избранные стихотворений", "Большая серия библиотеки поэта". Т. I-II. "Советский писатель". М. -Д. 1937. П. А. Вяземский "Избранные стихотворения", редакция, статья и комментарии В. С. Нечаевой. "(Academia. 1932.

Эпиграммы В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева и других можно найти в изданиях: "Поэты "Искры". "Большая серия библиотеки поэта". Ленинград. "Советский писатель". 1933, или Вл. Орлов и А. Островский (составители) "Эпиграмма и сатира". Из истории литературной борьбы XIX века. М. -Л. 1931 - 1932. Т. I-II или "Сатира 60-х г.". Составители Кравцов и Морозов, редакция и предисловие Н. Бельчикова. "Academia". 1932.

Ниже мы приводим еще несколько образцов прокомментированных эпиграмм. Первая из них подводит итог николаевского царствования:

"Всеобщий благоприятель

Он меж, холопами считался мудрецом
За то, что мысль давить была его
                                                отрада,
Он был фельдфебелем под царственным
                                                венцом
И балетмейстером военного парада
1855 г.

Н. Ф. Щербина"1 .

Интересно сравнить характеристику, которую дал Николаю I Н. Ф. Щербина, с характеристикой Фридриха Энгельса: "Эта была самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек... выше всего ценивший внешнюю видимость власти и готовый ради этой видимости пойти на все"2 .

Следующая эпиграмма выражает отношение славянофилов-дворян к буржуазным реформам 60-х годов и, в частности, высмеивает новый питейный устав, введенный К. К. Гротом:

"Заметка

Мы крестьян освободили:
Но по страсти к крепостям,
Прикрепить их поспешили
К повсеместным кабакам.

Н. Ф. Щербина"3 .

Эпиграмма Тютчева посвящена фавориту Александра II графу Шувалову:

"На графа Шувалова

Над Россией распростертой
Встал внезапною грозой -
Петр по прозвищу четвертый,
Аракчеев же второй.

Ф. И. Тютчев"4 .

Петр Андреевич Шувалов занимал различные посты на русской бюрократической лестнице. С 1857 по 1860 год он был санктпетербургским оберполицмейстером, с ноября 1860 года - директором департамента общих дел министерства внутренних дел. С 1861 года он был назначен начальником штаба корпуса жандармов и управляющим III отделением его императорского величества канцелярии. С 1866 года Шувалов уже был главным начальником III отделения и шефом жандармов; в этих должностях он пробыл до 1873 года. Это время наиболее сильного реакционного влияния его на внутреннюю политику России. Еще в 1860 году Шувалов выступал как ярый противник отмены крепостного права, а в дальнейшем активно боролся против проведения в жизнь других буржуазных реформ 60-х годов. Эпиграмма характеризует возросшее реакционное влияние Шувалова после назначения его главноуправляющим III отделением в 1866 году. Именно в этот пе-


1 Н. Ф. Щербина "Альбом ипохондрика", стр. 34. "Прибой". 1929. Эпиграмма N 12.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XVI. Ч. 2-я, стр. 24.

3 Н. Ф. Щербина "Стихотворения", стр. 255. "Малая серия библиотеки поэта" N 40. М. "Советский писатель". 1937.

4 Ф. И. Тютчев "Полное собрание стихотворений", стр. 205. М. -Л. Т. II. 1934.

стр. 121

риод за ним установились клички "Петр IV" и "Аракчеев II".

Д. Д. Минаев следующим образом характеризует известного реакционера Каткова:

"М. Н. Катков

С толпой журнальных кунаков
Своим изданьем, без сомненья,
С успехом заменил Катков
В России Третье отделенье.

Д. Д. Минаев"1 .

Михаил Никифорович Катков - один из вдохновителей реакционной политики Александра. II и Александра III, публицист 50 - 80-х годов XIX века. С 1851 года он был редактором "Московских ведомостей", а с 1856 года вместе с К. М. Леонтьевым издавая журнал "Русский вестник".

Эпиграмма Вяземского высмеивает М. Л. Магницкого:

"На М. Л. Магницкого

N. N. вертлявый по природе,
Магницкий, глядя по погоде,
То ходит в красном колпаке,
То в рясах, в черном клобуке,
Когда безбожье было в моде,
Он был безбожья хвастуном,
Теперь в прихожей и в приходе
Он щеголяет ханжеством.

П. А. Вяземский"2 .

Магницкий Михаил Леонтьевич - ханжа, противник просвещения. В молодости был близок к М. М. Сперанскому, но в 20-х годах, поступив на службу в министерство народного просвещения, перешел в лагерь откровенной реакции и стал явным мракобесом, пресмыкающимся перед Аракчеевым.

Эпиграмма Вяземского отмечает быстроту смены взглядов Магницкого от "либеральных" до явно реакционных.

Укажем также на несколько эпиграмм, относящихся к периоду 1905 года:

"Напутствие (на Победоносцева)

Благочестивый старичок,
Он вынес бы антихриста явленье,
Он вынес бы и светопреставленье,
Но конституции он вынести не мог"3.

Победоносцев продолжал играть крупную роль и при Николае II. После манифеста 17 октября он ушел в отставку.

Ярко и образно освещают царскую цензуру следующие стихи:

"О чем можно писать

Нельзя писать о бюрократе,
Об офицерстве, о солдате,
О забастовке, о движеньи,
О духовенстве, о броженьи,
О мужике, о министерстве,
О казни, о казачьем зверстве,
О полицейских, об арестах,
О грабежах, о манифестах,
Но остальное все печать
Должна сурово обличать.
Когда ж напишешь, посмотри
"128" и "103"4.

Статьи "128" и "103" говорили об оскорблении его императорского величества и о покушении на свержение существующего строя. Под последнюю статью можно была подвести все, что угодно.

Очень интересна, например, подпись под плакатом-лубком, сделанным Маяковским. Плакат выпущен издательством "Парус" в первые месяцы революции:

"Забывчивый Николай

"Уж сгною, скручу их уж я!", -
Думал царь, раздавши ружья.
Да забыл он, между прочим,
Что солдат рожден рабочим.

Вл. Маяковский"5 .

* * *

Весь приведенный нами эпиграмматический материал в острой и запоминающейся форме подчеркивает ряд моментов в рассказе учителя.

Однако необходимо отметить, что ни в коем случае нельзя перегружать урок эпиграммами. В противном случае от восприятия учащихся может ускользнуть основное содержание урока, а самый урок станет слишком "веселым".

Применяя эпиграммы, надо находить такие, которые легко уловимы учениками и ярко отражают основную тему урока.


1 "Поэты "Искры", стр. 292. "Советский писатель". 1933.

2 П. А. Вяземский "Избранные стихотворения", стр. 416 - 417. 1935.

3 "Зритель" N 19 за 1905 год. Цитируется по книге С. Исакова "1905 год в сатире и карикатуре", стр. 235. Л. "Прибой". 1928.

4 "Бурелом" N 2 за 1906 год. Цитируется по книге Боцяновского и Голлербаха "Русская сатира первой русской революции 1905 - 1900 годов", стр. 118. Л. 1925.

5 В. В. Маяковский. Полное собрание сочинений. Т. IV. Ч. 1-я, стр. 9.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЭПИГРАММА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН, История в школе. ЭПИГРАММА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/История-в-школе-ЭПИГРАММА-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ-СССР (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН:

Б. УДЛЕР, Л. ШНЕЙДЕРМАН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
2929 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3135 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
История в школе. ЭПИГРАММА НА УРОКАХ ИСТОРИИ СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android