Libmonster ID: RU-17849
Автор(ы) публикации: Н. ГОЛЬДБЕРГ

Расположенная в северозападном углу Индии провинция Пенджаб дала индийской армии в 1930 г. 54% ее бойцов. Гурки соседнего с Индией Непала поставили еще 12%. Из Соединенных провинций, территория которых граничит с Пенджабом, вышло 10,4% бойцов индийской армии, из Раджпутаны - 4,4%, из Бомбейского президентства - 4,4% и из Кашмира - еще 4%. Вся остальная Индия не дала и 14% в комплектовании армии. Если исключить гурков, не принадлежащих к народам Индии, то доля Пенджаба повысится до 62%. По данным индийской статутной комиссии1 , в 1930 г. в индийской армии состояло 86 тыс. пенджабцев из общего числа 139200 человек, комплектуемых в пределах страны.

Значение Пенджаба еще белее подчеркивается данными, относящимися к мировой войне. На 684 тыс. бойцов, мобилизованных на протяжении четырех лет войны, пенджабцев было почти 350 тысяч.

Таким образом, 6,7% населения Индии должны были предоставить Англии больше солдат чем остальные 93,3%. Эти разительные цифры сами по себе уже нуждаются в объяснении. Не меньший интерес, однако, представляет вопрос о социальной среде, из которой английское командование получает пенджабских солдат.

Применяемая в английской литературе условная терминология официальных инструкций по комплектованию (район, племя, клан, каста, вероисповедание и т. п.) отнюдь не определяет с достаточной ясностью, кого именно принимают в ряды армии. Ведущий принцип комплектования в Пенджабе - обязательная принадлежность к одному из так называемых земледельческих племен или каст - также не раскрывает, как мы это увидим ниже, социального существа пенджабских контингентов. Указания на принадлежность к так называемым господствующим племенам или к высокой касте (dominant tribe, high caste), на владение земельным участком, на принадлежность к роду, оказавшему в прошлом военные и политические услуги английским властям (например в период народного восстания 1857 г. и т. п.), не определяют главного: к какому слою деревни принадлежат группы сельского населения, поставляющие индийской армии солдат.

Попытаемся дать ответ на два вопроса: 1) почему комплектование армии производится преимущественно в Пенджабе и 2) среди каких слоев населения комплектуется армия.

I. Основные этапы развития индийской армии до завоевания Пенджаба

Ответ на первый из поставленных нами вопросов мы получим, проследив исторический путь развития индийской армии.

Эта армия при своем возникновении опиралась на три центра консолидации английского владычества в Индии: Мадрас, Калькутту и Бомбей. Возникнув в указанных трех административно-политических центрах в течение второй половины XVIII столетия, три индийские армии (армии Бенгала, Мадраса и Бомбея) развивались независимо одна от другой2 и выросли в крупную силу в процессе завоевания основных объектов английской экспансии3 .

Нельзя сказать, чтобы эти армии действовали совершенно оторванно одна от другой. Вначале, когда синайских4 войск было мало, англичане не останавливались перед их перевозкой с юга (Мадрас) на север (Калькутта). Так например в 1756 - 1757 гг. Клайв перевез два мадрасских батальона в Калькутту. В битве при Плесси бенгальские и мадрасские сипаи дрались плечом к плечу.

Но наиболее характерным в развитии этих трех армий Ост-Индской компании являлось то, что их создание и последующий рост могли происходить только в рамках основных, обслуживаемых этими армиями районов. Каждая армия вербовалась преимущественно там, где она действовала.


1 См. "Indian Statutory Comission". Vol. I, p. 96.

2 См. "Cambridge History of India". Vol. VI. Ch. IX.

3 Бенгал присоединил к себе королевство Ауд и некоторые другие куски империи Могола; Мадрас - в первую очередь французские территории и земли союзников Франции; Бомбей, так сказать, специализировался на войне с мараттами.

4 Сипай - солдат индийских войск.

стр. 75

Причинами этого были: политическая расчлененность Индии, представлявшей конгломерат феодальных государств, между которыми вклинивались английские и французские владения; отсутствие путей сообщения (каботажное плавание было единственным видом бесперебойного транспорта); различие характера и условий войн, которые вела Ост-Индская компания.

Известно, что мадрасская (и отчасти бомбейская) армия состояла главным образом из люмпен-пролетариев - обнищавших и вытолкнутых из производства деревенских и городских ремесленников дравидийского юга Индии1 , т. е. людей низких каст. На это указывал еще Энгельс2 . Бенгальская же армия комплектовалась преимущественно на севере страны из двух высших каст: раджпутов и браманов междуречья Ганга и Джамны.

Менее известно, что люмпен-пролетарская армия Мадраса не уступала аристократической, бенгальской армии по своим боевым качествам. О ней похвально отзывался такой авторитетный свидетель, как Лалли. Теория "непригодности" населения юга к воинской службе возникла только во второй половине XIX столетия, т. е. тогда, когда политическая обстановка вынудила англо-индийское правительство изменить принципы комплектования армии.

На протяжении всего существования мадрасской армии ее основная масса состояла из дравидийских крестьян и ремесленников; мусульмане юга и индусы по вероисповеданию - телинги и тамилы (дравидийские народности) занимали в ней господствующее положение3 . В год сипайского восстания пехота Мадраса, набранная из люмпен-пролетариев - представителей всех племен и народностей Южной Индии, - состояла из 41705 бойцов. Из них телингов было 15272, тамилов - 4275, мусульман юга - 15371. Браманов же и раджпутов, вместе взятых, насчитывалось лишь 1922 человека. Основными географическими районами комплектования были центральный и южный Карнатик, Майсор, Танжор и Северные Сиркары. Из Индостана, т. е. северной Индии, в мадрасскую пехоту пришло всего 1938 рядовых бойцов. Из Пенджаба - ни одного. То же положение наблюдалось и в кавалерии.

Небольшая бомбейская армия занимала промежуточное положение между мадрасской и бенгальской армиями. Но и в ней так называемые индостанцы, северяне высокой касты, составляли меньшинство.

Из 24870 человек бомбейской пехоты в 1857 г. только 11089 человек происходили из Индостана и всего 155 - из Пенджаба и Раджпутаны.

Совершенно иную картину являла собой аристократическая бенгальская армия, состоявшая в своем большинстве из представителей высших каст - раджпутов и браманов.

Из ответов высокопоставленных военных, которые были представлены в комиссию Пиля, созданную после подавления синайского восстания и разбиравшую вопрос, как, перестроить армию, чтобы обеспечить в дальнейшем господство Англии в Индии, мы узнаем, что "основные касты в этой армии были: браманы, раджпуты и ахиры. Индусы были в большинстве, и только 100 или 200 человек в полку принадлежали к мусульманам" (ответы лорда Клайда)4 . В этих же ответах подчеркивалось, что крупнейший, с точки зрения англичан, дефект бенгальской армии до восстания заключался в ее кастовом и религиозном единообразии, в некоем сословном аристократизме: ее солдаты принадлежали главным образом к высшим кастам.

Эти три индийские армии, средний комсостав которых в начале в значительной мере также состоял из индийцев, являлись основной боевой силой Ост-Индской компании. Европейские войска вплоть до синайского восстания (1857 г.), даже вовремя войн с Францией, главным европейским врагом Англии в Индии на протяжении всего XVIII и начала XIX в., численно составляли только небольшую часть армии5 . До вос-


1 "Что касается комплектования, то возможности его просто безграничны... Достаточно кликнуть клич, побряцав на базарах полковой казной, - и каждый переулок, каждый караван-сарай, каждая заброшенная лачуга поставит контингент санкюлотов, умедваров ("людей надежды", как их зовут здесь с горькой иронией), несчастных, которые утратили все, вплоть до своих орудий производства, сельских тружеников, плотников, безработных ремесленников, расположившихся на улице; они ждут только случая заработать себе на хлеб... Таковы добровольцы, которые на коленях умоляли бы о приеме в армию" (Варрен Э. "Английская Индия в 1843 г.". Ч. 3-я, стр. 279).

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXII, стр. 237.

3 Key John William "History of the Sipoy war in India". Vol. I. App., p. 622.

4 "Report of the Commissioners Appointed to Inquire into the Organization of the Indian Army". 1859. Цит. по Nirad Chauduri "The "Martial Races" of India". "Modern Review", July, 1930.

5 Данные о численности европейских и индийских частей в армиях Ост-Индской компании за 1796, 1805 и 1857 гг. из "Imperial Gazetteer of India". Vol. IV, p. 333, 335, 338; за 1826 и 1842 гг. из Варрен Э. "Английская Индия в 1843 г.":

 

1796 г.

1805 г.

1826 г.

1842 г.

1857 г. до восстания

1. Индийские части

57000

130000

260300

239500

231000

2. Европейские части

13000

24000

30900

50600

39500

Отношение вторых к первым:

1:4,4

1:5,4

1:8,4

1:4,7

1:5,8

Ныне существующее отношение: 1:2,5 (!).

стр. 76

стадия 1857 - 1859 гг. Индия, говоря словами Маркса, держалась Англией в рабстве при помощи индийской же армии.

Европейские части были малочисленной и, к слову сказать, далеко не всегда послушной опорой Ост-Индской компании (частые бунты, "белое восстание", охватившее европейские части гарнизонов юга Индии в 1809 г.). Даже техническое превосходство этих европейских войск было весьма относительным: артиллерия еще в 40-х годах прошлого века имелась не только в европейских, но и в индийских частях.

Так например четверть бенгальской, половина мадрасской и четверть бомбейской конной артиллерии были, по свидетельству Варрена, индийскими, включая младший комсостав. А что эти индийские артиллеристы обладали прекрасными качествами, подчеркивалось затем неоднократно в самой комиссии Пиля.

На протяжении полустолетия (конец XVIII в. - середина XIX в.) удельный вес каждой из трех самостоятельно развивавшихся индийских армий резко изменился:

Численный состав индийских армий до сипайского восстания (по "Imperial Gazetteer of India". Vol. IV).

 

1796 г.

1805 г.

1857 г. (до восстания)

Бенгальская (север)

24000

57000

137000

Мадрасская

юг

24000

53000

49000

Бомбейская

9000

20000

45000

Итого

57000

130000

231000

Сопоставляя силы бенгальской, бомбейской и мадрасской - индийских армий, мы по годам получаем следующие процентные отношения:

 

1796 г.

 

1805 г.

 

1842 г.1

 

1857 г. (до восстания

 

Бенгальская (север)

42,1

 

43,8

 

47,2

 

59,3

 

Мадрасская

(юг)

42,1

57,9

40,8

56,2

36,1

52,8

21,3

40,7

Бомбейская

15,8

15,4

16,7

19,4

 

100

 

100

 

100

 

100

 

Приведенные данные показывают, что южные армии, сначала игравшие ведущую роль, постепенно сокращались за счет северной армии. По мере перемещения центра тяжести военной политики Ост-Индской компании с юга на северозапад и северо-восток расширялось значение бенгальской армии и суживалась роль остальных двух армий.

Мадрасские и отчасти бомбейские войска после завершения завоевания юга Индии в значительной мере утратили свое значение. Наоборот, бенгальская армия, оперировавшая в областях, завоевание и подчинение которых еще только стояло в порядке дня (Пенджаб, Синд, Афганистан, Непал), непрерывно росла. В середине XIX в. эта армия как бы монополизировала права остальных двух армий, окончательно склонившихся к упадку.

Тем самым резко сократилось комплектование армий на юге страны. Югу Индии была отведена лишь подсобная, третьестепенная роль в пополнении войск. Районы комплектования бенгальской армии стали главными (хотя и не единственными) районами для комплектования всей индийской армии в целом. Во второй четверти XIX в. этими районами были Агра, междуречье Ганга и Джамны и Бихар. После восстания 1857 - 1859 гг. основным районом комплектования стал соседний, завоеванный к тому времени Пенджаб.

II. Завоевание Пенджаба и превращение его в основной район комплектования армии

Своеобразные исторические условия наложили свой отпечаток на пенджабское крестьянство, среди которого в дальнейшем происходила вербовка в индийскую армию. Еще в первой половине XVIII в. в Пенджабе широко развернулось крестьянское движение под руководством сикхов2 , - так называли себя последователи религиозного реформатора Нанака (XV в.), выступившего с открытым отрицанием касты. Нанак учил о едином боге и равенстве людей перед ним. В дальнейшем сикхи сложились в военно-религиозное братство, которое возглавило народное восстание в Пенджабе (с конца XVII в.). Сам сикхизм изменил к этому времени свою форму и содержание. Идеологом и вождем сикхов выступил Говинд Синг (1677 - 1708 гг.). Именно он провозгласил верховной властью сикхскую общину, получившую название "кхальса", что значит "община спасенных". Говинд выступил решительным противником кастового строя, освященного индуизмом; он призывал также к непримиримой борьбе с исламом, являвшимся религией крупных феодалов в империи Великих Моголов.

Религиозные лозунги сикхов, по существу, отражали острые социальные противоречия, сложившиеся к тому времени в


1 Только пехота.

2 Сикх дословно значит ученик.

стр. 77

Пенджабе. Местное крестьянство и ремесленный люд городов выступили против феодального гнета могольских наместников, индусских раджей и браманов. Сам Говинд в одной обращенной к своим последователям проповеди указывал:

"Когда я уничтожу ненавистную власть Моголов, я отдам вам всю землю, от Лахора и до Пешавера, и это будет королевством верных моих. Когда община наша станет многочисленной как песчинки на берегу морском и овладеет империей Моголов, мой народ сикхов получит землю. Он будет жить счастливым и богатым, не платя никому налогов".

Сикхская община снизу доверху была построена на началах выборности. Повстанческая армия также находилась под руководством выборного командования.

В 1763 г., после полустолетия борьбы с мусульманскими и индусскими феодалами, с армиями Великого Могола, Надир-шаха и Ахмед-шаха Дуррани, власть в центральном Пенджабе перешла в руки "кхальсы". Земля была объявлена собственностью сикхов. Но уже два основных принципа нового аграрного строя показывают, что задачи крестьянского восстания не были решены1 . Во-первых, было установлено неравенство наделов для самих сикхов, в зависимости от положения, которое каждый член "кхальсы" занимал в военной иерархии, и, во-вторых, сикхским вождям (сердарам) были предоставлены особые права на эксплоатацию окружающего несикхского крестьянства. На несколько иной основе возобновился, таким образом, процесс феодализации. Правда, он протекал замедленными темпами, в условиях упадка торговли и возврата к натуральному хозяйству, при изменившемся соотношении сил. Вооруженные общины сикхского крестьянства и деревенские общины индусского и мусульманского населения Пенджаба оказали длительное сопротивление попыткам сикхских сердаров восстановить в своих интересах прежний объем феодальных отношений.

Вскоре Пенджаб распался на 12 удельных княжеств. Между сердарами началась междоусобная война. Она закончилась в начале XIX в. победой одного ив них - сердара Ранжита Синга, принявшего титул магараджи, Слабость сикхской знати, еще не пустившей глубоких корней, облегчила ему объединение страны. Основу его владений составляли области, населенные сикхами (Лахор, Амритсар). Здесь большая часть земли принадлежала деревенским общинам, продолжавшим упорно отстаивать свои права против сикхских сердаров. Уничтожив удельные княжества, Ранжит лишил сердаров самостоятельности, у многих из них отобрал земли, предоставив им взамен небольшие владения в других частях Пенджаба. Крестьяне-сикхи должны были платить умеренный поземельный налог, но зато они поставляли Ранжиту основные контингента войска.

Взаимная спайка сикхов, связанных общностью религии, языка и славными традициями крестьянских войн, придавала национальный отпечаток армии Ранжита, который уделял ей очень большое внимание. С ее помощью он осуществлял с успехом свои внешнеполитические планы, укрощал непокорных феодалов, обеспечивал независимость Пенджаба Отставные французские генералы, поступившие на службу к Ранжиту после падения Наполеона, с уважением отзывались о стойкости, дисциплине и храбрости сикхского солдата. С помощью хорошо обученной 60-тысячной армии Ранжит покорил соседние области: Пешавер, Кашмир и Мультан, - населенные преимущественно мусульманами. Армии досталась добыча, сикхским сердарам Ранжит роздал часть завоеванных земель. Незначительная часть земель была оставлена местным феодалам при условии покорности и уплаты дани; что касается крестьянства завоеванных земель, то оно было обложено тяжелым налогом.

К концу царствования Ранжита все больше стали обнаруживаться внутренние противоречия, подтачивавшие его государство. Сикхские крестьяне - они составляли ядро армии - гибли тысячами в походах и битвах. Земли крестьянских общин переходили в руки сердаров. Росло налоговое бремя. Даже сикхское крестьянство роптало, хотя ему жилось лучше чем остальному крестьянству Пенджаба. Обострились противоречия и внутри самого господствующего класса. Сердары-сикхи стремились превратить свои владения в наследственные, тяготились опекой магараджи. Феодалы недавно подчиненных окраин добивались прежней независимости. Но до смерти Ранжита (1839 г.) в Пенджабе царило спокойствие.

После смерти Ранжита Синга усилилась борьба между сикхскими феодалами. Многие из них объявили себя самостоятельными правителями. Казалось, пришел конец единому сикхскому государству. Защитницей его единства и независимости выступила армия. В армии продолжали жить демократические традиции сикхов. Она не осталась равнодушной к распаду государства, к опасности, грозившей его независимости. В 1841 г., перебив наиболее ненавистных начальников, солдаты создали в каждой войсковой части свои панчаяты (выборные пятерки). Эти пятерки подчинялись гарнизонным панчаятам. Среди последних самым влиятельным был столичный. Он распоряжался передвижением войск по всей стране, держал под своей охраной вдову Ранжита и ее сына - малолетнего магараджу Дулипа Синга. Панчаяты следили за охраной границ, подавляли сепаратистские выступления феодалов, обеспечивали дисциплину в рядах армии.

Внутренние раздоры среди сикхов позволили англичанам ускорить начало давно подготавливаемого похода, имевшего целью завоевание Пенджаба. Сикхские сердары, готовые любой ценой защищать свои классовые привилегии, во время этой решительной борьбы сикхского народа за независимость (1846 г.) оказались послуш-


1 Характерно, между прочим, что сикхскому движению удалось лишь ослабить, но не уничтожить кастовое деление даже внутри самой сикхской общины.

стр. 78

ными агентами англичан. После нескольких кровопролитных битв благодаря прямой измене великого визиря и главнокомандующего сикхской армией англичане одержали победу, сикхская армия была разбита, а вместе с нею прекратило свое существование последнее независимое государство в Индия.

В 1848 г. сикхи подняли восстание против англичан. После новой кровопролитной войны Пенджаб был окончательно присоединен к владениям Ост-Индской компании. Однако англичане опасались новых восстаний сикхов. Значение этой опасности увеличивалось тем, что народы Пенджаба в своей борьбе против англичан могли рассчитывать на помощь из-за рубежа, со стороны афганцев, а может быть, и России. Поэтому в Пенджабе были размещены сильные гарнизоны, главным образом из европейских частей. Сюда были направлены на службу опытные администраторы: Генри и Джон Лоуренс, Никольсон и другие. Наконец, в отличие от остальной Индии англичане на первых порах обложили пенджабское крестьянство не слишком тяжелым налогом и сохранили деревенскую общину в качестве фискальной единицы. Во владении общины остались выгоны и пустоши, что же касается пахотной земли, то англичане поощряли ее раздел между индивидуальными крестьянскими хозяйствами на основе частной собственности некоторые из феодалов были признаны англичанами в качестве собственников своих владений - Но большая часть земли оставалась пока что за крестьянством. Эти мероприятия на время устранили опасность массового восстания против английского господства в Пенджабе.

Каковы были отличительные черты сикхской армия?

150-летняя боевая история сикхов, сохранивших традиции крестьянской войны, длительность которой измерялась жизнью нескольких поколений, выковала необычайную в условиях феодального Востока армию. К тому же сикхи первые среди индийских государств поняли значение пехотных масс, обученных на европейский лад. Сикхское и отчасти мусульманское крестьянство Пенджаба на протяжении полутора веков находилось в относительно лучших условиях чем крестьянство долины Ганга и юга Индии, несшее двойное иго: феодалов и колониальных грабителей. Впервые англичане натолкнулись на врага, армия которого по своим групповым и индивидуальным свойствам оказалась более высокого качества чем индийские армии Ост-Индской компании; "Чувство общего интереса и обшей судьбы"1 отличало эти войска крестьян-общинников от индийских наемных войск, находившихся на службе феодалов и Ост-Индской компании, к какой бы касте - высокой или низкой - эти наемники ни принадлежали.

Англичане оценили на поле битвы прекрасные качества пенджабских солдат. Теперь они поставили себе цель - не только "замирить Пенджаб", но использовать его крестьянство в качестве наемников в своей армии. В этом отношении события 1857 - 1859 гг. создали условия для широкого привлечения пенджабцев и особенно сикхов в индийскую армию.

III. Восстание 1857 - 1859 годов

В задачу настоящей работы не входит анализ движущих сил "великого мятежа" 1857 - 1859 гг., как называют его сами англичане. Нас интересуют военно-политические последствия восстания 1857 - 1859 гг. для индийских армий Ост-Индской компании.

Подчинив страну при помощи этих армий, английское правительство, по выражению Маркса, "организовало против себя же первый основной центр сопротивления, каким индийский народ когда-либо обладал"2 . Но и после подавления восстания сипаев английское господство в Индии попрежнему продолжало опираться на систему армий, навербованных среди коренного населения страны. О полной замене их европейскими частями не могло быть и речи. Политические, финансовые и климатические условия не позволили бы осуществить такого рода "радикальное мероприятие". Оставалось другое: изменить районы и методы комплектования, сократить численность индийских контингентов и принять другие, специальные меры для обеспечения верности армий.

Программа реорганизации армий (и в первую очередь бенгальской), обсуждавшаяся в соответствующих военных кругах еще задолго до исчезновения бенгальской армии прежнего состава3 , была поэтому намечена уже в самом начале восстания. "Таймс" 3 июля 1857 " писал: "Лучше всего, следовательно, немедленно распустить все батальоны, кроме подлинно лойяльных, в дальнейшем постепенно сократить туземную армию и довести ее до численного равенства со значительно увеличенной европейской частью армии, вербовать в армию - что сейчас может быть сделано с легкостью - рекрутов среди таких народностей, которые менее других отягчены фанатизмом и предрассудками".

Первое и третье из этих предложений были осуществлены немедленно, уже в ходе подавления восстания: часть бенгальской армии, не успевшая присоединиться к восставшим, была разоружена и расформирована. Вместо нее, а также вместо восставших частей были навербованы пенджабские войска, численно не уступавшие потерянным для Ост-Индской компании бенгальским полкам.

Второе предложение осуществилось лишь после подавления восстания. На основа выводов комиссии Пиля полевая и прочая


1 См. "Cunningham's History of the Sikhs".

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XI. Ч. 1-я, стр. 213.

3 Ее индийские части почти целиком перешли на сторону повстанцев.

стр. 79

артиллерия была переведена почти полностью на обслуживание английской прислугой. Мотивы этой "реформы" разъяснены в ряде показаний, данных комиссии Пиля. Лорд Эльфинстон, губернатор Бомбея, например, заявил: "Неблагоразумно обучать туземцев обращению с пушками. Из туземцев получаются прекрасные артиллеристы, и они придают большое значение артиллерийскому делу; но именно поэтому опасно давать им в руки такое оружие".

Индийский средний комсостав был фактически поставлен в положение унтерофицеров. Некоторые части были расформированы. В итоге в войсках бенгальского президентства соотношение английских и индийских частей составило 1:1 (до восстания, было 1:5,8). В мадрасской и бомбейской армиях это соотношение было снижено до 1:3.

Наряду с резким увеличением удельного веса английских войск важнейшее мероприятие, явившееся результатом работы комиссии Пиля, заключалось в установлении новой системы комплектования индийской армии, лишавшей ее сословной сплоченности: помимо аристократической касты раджпутов, из которых в большой мере состояла прежняя бенгальская армия, в новые формирования были широко привлечены сикхские крестьяне и неоднородные по своему общественному "рангу" мусульманские племена северозападного Пенджаба.

Кроме того была последовательно проведена политика противопоставления отдельных индийских частей друг другу по признаку племени, клана, касты, района, вероисповедания. "Отдельные части, - указывал главнокомандующий лорд Клайд, - должны отличаться друг от друга как можно больше; одна из них составляется из всех каст, другая - из какой-нибудь одной касты; одна комплектуется в одном специальном дистрикте, другая - из каждого дистрикта и каждой касты"1 .

"Особенно осторожным надо быть с сикхами, - настаивал в свою очередь генерал Таккер, - достаточно, чтобы они составили четвертую часть и столько же - гурки и горцы; третья четверть должна составляться из людей низкой касты, а последняя - из различных индостанцев и мусульман"2 .

Таково было основное содержание реформы бенгальской армии.

Мы видим, какое значение получили народы и племена Пенджаба в этой схеме, В первую очередь это объясняется тем, что Пенджаб сохранил на протяжении всего восстания сипаев своеобразную верность своим недавним победителям. Это произошло потому, что английская администрация, учтя упорное сопротивление Пенджаба английскому завоеванию, а также внешнеполитический фактор (близость к Афганистану и русскую угрозу), пошла на уступки крестьянству новой провинции. Кроме того сикхская часть крестьянства рассматривала участие в борьбе с восставшей бенгальской армией, укомплектованной из раджпуто-браманских элементов и находившейся под феодальным руководством, как войну со своим исконным врагом, Великим Моголом. Начальник штаба англоиндийской армии генерал Мансфильд писал о вступивших в армию сикхах: "Не жалование привлекало их, а, скорее, перспектива всеобщего грабежа и разгрома своих врагов"3 . Добавим, что большинство сикхских феодалов безоговорочно поддерживало завоевателей и с готовностью содействовало набору сикхских солдат. То же можно сказать и о мусульманских феодалах.

Упоминая о составе бенгальской армии в 1858 г., лорд Каннинг отмечал, что "из 130 тысяч человек около 75 тысяч являются пенджабцами, а из них приблизительно 23 тысячи - сикхи". Пенджабцы, таким образом, стали сразу элементом преобладающим. Тем не менее и в пенджабских, в особенности в сикхских, частях далеко не все обстояло благополучно. Из правительственных докладов мы узнаем, что на протяжении двух лет (1857 - 1858 гг.) было повешено 386 солдат, расстреляно 1998; мы узнаем о массовых экзекуциях целых полков4 . И все же пенджабские части выполнили возложенные на них задачи. Это была боевая проверка, это определило роль пенджабского крестьянства как основного в будущем поставщика солдат для индийской армии.

А внутреннее положение Индии прочно закрепило эту роль Пенджаба на много лет.

IV. Внутреннее положение Индии в 1850 - 1870 гг. и его отражение на политике комплектования

В 50 - 70-х годах XIX в., т. е. во время и непосредственно после восстания сипаев, крестьянские движения охватили основные районы югозападной, северовосточной и северной Индии, кроме Пенджаба.

В Бенгале 50-е годы ознаменовались крупным крестьянским выступлением в связи с восстанием сипаев. В 1864, 1870, 1872 гг. состоялся ряд массовых судебных процессов повстанческих организаций, тесно связанных с мусульманской частью бенгальского крестьянства. Борьба, по заявлению английского историка, велась за землю. Эти повстанцы, говорит Хентер, были величайшей угрозой для всех тех классов, которые обладали землей или денежным капиталом. Повстанцы не разбирали между помещиком-мусульманином и помещиком - индусом5 .


1 Цит. по Nirad Chauduri "The "Martial Races" of India". "Modern Review", July, September 1930. January, February 1931.

2 Там же.

3 Там же.

4 См. Thompson E. "The Reconstruction of India"; его же "The other Side of the Medal".

5 См. Hunter W. "The Indian musulmans", p. 108.

стр. 80

В Бомбейской провинции к этому периоду относятся волнения 1870 - 1875 гг. и крупное крестьянское движение 1879 года, Последнее было настолько грозно, что потребовало вмешательства войск всех родов оружия.

В Бихаре также нарастало крестьянское движение, принявшее форму бунтов на индиговых плантациях.

Мало доверия внушало англичанам и крестьянство Соединенных провинций, упорно поддерживавшее восстание 1857 - 1859 годов.

Но в Пенджабе было сравнительно "тихо". Об уступках со стороны английской администрация уже упоминалось; но не меньшее значение имело и то, что процесс вторжения денежных отношений в пенджабскую деревню, развитие феодально-ростовщической кабалы и темп разорения крестьянства были на первых порах (за исключением юговосточного Пенджаба) менее стремительными чем в других провинциях страны.

В дальнейшем, начиная с 70-х годов, эти процессы приобрели в Пенджабе огромный размах, но в первые 20 лет английского владычества Пенджаб оставался относительно "благополучным" районом по сравнению с остальной северной Индией.

Таким образом, и внутреннее положение страны на протяжении нескольких десятилетий превращало английский Пенджаб, в котором покоренное крестьянство еще не проявляло своего недовольства в открытых выступлениях, в наиболее подходящую для комплектования армии провинцию. Использование пенджабского крестьянства избавляло от опасной необходимости обучать военкому делу крестьянство других, менее спокойных и более населенных провинций. Здесь, среди пенджабского крестьянства, можно было получить солдат, не связанных с очагами крестьянских волнений. А такие солдаты становились особенно нужными для армии, которая играла роль полицейской силы, призванной держать в подчинении 250-миллионное население Индии. Но, выполняя полицейские задачи внутри страны, армия продолжала и военные захваты на северозападных границах Индии я за их пределами.

V. Внешнеполитический фактор и географическое расположение Пенджаба

Уже в 1858 г. Энгельс констатировал, что "после быстрых, бесшумных и непрерывных успехов, достигнутых ею (Россией. - Н. Г. ) в Туркестане за последние 25 лет, можно наверняка ожидать, что ее флаг вскоре будет развеваться над горными проходами Гиндукуша и Болортага.

С военной точки зрения, огромная ценность этих завоеваний заключается в их значении как ядра наступательной оперативной базы против Индии; и можно сказать, что после такого глубокого продвижения русских в Средней Азии план нападения на Индию с севера... приобретает довольно определенные формы. Бесспорно, что если проникновение русских будет продолжаться тем же темпом.., как в течение последних 25 лет, то уже через 10 или 15 лет русские будут стучать в ворота Индии... Будет ли когда-нибудь предпринята такая кампания, - зависит от политических условий, которые в настоящее время могут служить пока лишь предметом отдаленных гаданий"1 .

В период 50 - 70-х годов, между Восточной и Русско-турецкой войнами, азиатские владения Англии и России чрезвычайно сблизились. Их отделял лишь Афганистан - объект колониальных вожделений обеих держав.

Английское наступление на север (например вторая англо-афганская война 1879 - 1880 гг.) - помимо целей колониальной экспансии, в частности расширения торговли со Средней Азией - вызывалось также "необходимостью" защищать награбленное. Еще в 1875 г. Сольсбери писал вицекоролю Индии Норсбруку: "Я согласен с вашей мыслью, что русское наступление на Индию является химерой. Но я совсем не уверен в том, что попытка бросить на нас афганцев была бы столь же невероятной".

В таких условиях географическое расположение Пенджаба приобретало большое значение. При слабом развитии железных дорог (даже в стратегически столь важном Пенджабе к началу 70-х годов имелось всего около 500 км. железных дорог) переброска крупных войсковых частей на значительное расстояние поглощала огромные материальные средства и требовала много времени. Возможность комплектовать войска, привычные к среднеазиатскому климату и навербованные на территории, расположенной рядом с предполагаемым театром военных действий, представляла первостепенные выгоды.

Таким образом, географическое положение Пенджаба, внешнеполитический фактор и испытанные качества его бойцов также содействовали тому, чтобы надолго закрепить за Пенджабом роль лучшего района для комплектования индийских армий британской короны.

Последние два фактора оказались весьма устойчивыми: они сохранили силу до наших дней, когда многие из перечисленных выше исторически сложившихся причин частично утратили свое значение или даже совсем исчезли.

Вплоть до 1914 - 1918 гг. в немалой степени содействовала также сохранению за Пенджабом роли основного района комплектования та консервативность, "инертность", которой в то время отличалась англо-индийская военная система. Ее творцы упорно держались проторенной, привычной дороги, нередко игнорируя явно изменившуюся социально-политическую обстановку в пенджабской деревне.


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XI. Ч. 1-я, стр. 366 - 367.

стр. 81

VI. Какие касты и племена Пенджаба поставляют солдат в армию

О кастах и племенах. По данным переписи 1931 г.1 , население провинции Пенджаб (считая население индийских княжеств) составляет 28,5 миллиона. По вероисповеданию оно в основном разделяется на три группы: мусульман - 14,3 млн., индусов - 8,6 млн., сикхов - 4 миллиона.

Комплектование в армию производится среди земледельческого населения провинции; при этом решающим условием является принадлежность к кастам и племенам, члены которых традиционно считаются владельцами (а не арендаторами) земли. Большинство служителей культа, большинство торговых каст, ремесленные касты (кожевники, ткачи, плотники, портные и т. д.) и обслуживающие касты (метельщики, водоносы и т. п.), обособленные группы, стоящие формально вне системы каст (мусорщики, люди, потребляющие падаль в пищу), за отдельными исключениями (например: каста метельщиков сикхской веры - члены секты мазхаби), не включены в список каст, предназначенных для пополнения пенджабских войск.

Комплектование ведется среди следующих важнейших групп: 1. Раджпуты (раджпут - дословно "сын раджи"). Традиционно это высшая служило-землевладельческая каста (вернее, многочисленный ряд кастовых групп). По переписи 1931 г., она насчитывает 2,8 млн. человек. 2. Джаты. Традиционно это каста крестьян-земледельцев, индивидуально владеющих участком земли, или полноправных членов сельской общины, владеющей землей. Они насчитывают в Пенджабе 6,1 млн. человек. Большинство пенджабских джатов и раджпутов принадлежит к одним и тем же народностям и говорит на одних и тех же языках. 3. Земледельческие касты "местного значения". По традиционному признаку они уподобляются либо джатам, либо раджпутам, либо стоят на более низкой ступени кастовой иерархии, так как в прошлом арендовали землю у сельских общин этих более высоких каст (арайны, гхираты, канеты, роры и др. относятся к типу джатов; рати, дунды и др. относятся к типу раджпутов). Таковых свыше 2 миллионов. 4. Племена, именуемые, по английской терминологии, "второстепенными господствующими племенами" и занимающие среди других племен положение, сходное с положением раджпутов и джатов в системе каст (патаны, белуджи, ахиры, гуджары, аваны, гакхары и др.). Всего 2 млн. человек.

Первая, третья и четвертая из перечисленных больших групп разделены на две части: мусульман и индусов Вторая группа - джаты - делится по вероисповеданию на три части: сикхов, индусов и мусульман.

Таким образом, из 23,6 млн. человек (не считая населения индийских княжеств Пенджаба) 12 - 13 млн. составляют основной источник для комплектования 62% индийской армии. Но фактически многие из перечисленных каст и племен почти не использовались вплоть до мировой войны.

По линии вероисповедания политика комплектования выделяет в качестве менее желательных элементов джатов-мусульман и привлекает джатов-сикхов и джатов-индусов.

По линии племенной особенно привлекаются аваны, гакхары, тиваны; не поощряется комплектование среди белуджей и патанов.

По линии кастовой можно отметить предпочтение, отдаваемое раджпутам, и мало поощрительное отношение к значительной касте арайнов (1,3 млн. человек).

Таким образом, отношение вербовщиков к многочисленным кастовым, племенным, вероисповедным группам среди земледельческого населения внутри самого Пенджаба очень диференцированное.

Отчасти это отношение определяется событиями недавнего исторического прошлого различных групп. Патаны, например, оказались особенно ненадежными в последнюю англо-афганскую войну. Дунды и сати восстали в 1857 г., аваны и тиваны, наоборот, со времени 1857 г. стояли в лице своей племенной верхушки на стороне английской администрации. Джаты-сикхи незадолго до мировой войны слыли своего рода оплотом английской власти. Крестьянское движение среди сикхов, как уже сказано выше, развивалось замедленными темпами. Но непосредственно перед войной и особенно после нее это движение выросло в грозную силу и поколебало "репутацию" сикхов в глазах английского командования2 . Джаты долины реки Инд и Соляных гор находились прежде в подчиненном положении по отношению к скотоводческим "господствующим племенам" этих районов. Они были арендаторами земли, принадлежащей племенам белуджей, гакхаров, тиванов и др. Англичане не вербовали среди них солдат, так как подозревали их в революционных настроениях. Кроме того вербовка не производилась среди групп, "традиционно" являвшихся арендаторами.

Отчасти же отношение английского командования к отдельным племенам определяется "доброй волей" самого населения, рассматривающего службу в армии как выгодный отхожий промысел.


1 "Census of India. 1931". Vol. XVII. Punjab. Part. II.

2 Ввиду высоких боевых качеств сикхов вербовка среди них все же продолжается, хотя и в сокращенном размере.

стр. 82

VII. Социально-экономическое положение пенджабских контингентов

С конца 70-х годов крестьянство Пенджаба стало испытывать всю тяжесть колониальной эксплоатации. Окончательное разрушение деревенской общины и натурального хозяйства, земельная теснота и дробление участков, разорение мелкособственнического крестьянского хозяйства, типичного для Пенджаба первых десятилетий английской оккупации, рост задолженности крестьянина ростовщику - таковы процессы, быстро ликвидирующие прежнее относительное благополучие.

В 70 - 80-х годах началась постройка значительных ирригационных сооружений, выросла площадь посевов и во много раз увеличился экспорт пшеницы. Огромными скачками поднималась цена на землю. Право свободной продажи и покупки земли, установленное английским законодательством, устраняло последнее препятствие на пути концентрации земли в руках ростовщика.

Число безземельных крестьян-арендаторов, уже в 1871 г. достигшее 34,7%, поднялось затем до 46% в 1890 г., а в 1900 г. - до 52,3%. Задолженность арендаторов и владеющих землей крестьян быстро увеличивалась. Об этом можно судить по выборочным обследованиям Торбэрна, который в 1896 г. среди крестьян северозападного Пенджаба нашел лишь 12% не находящихся в долгу у ростовщика. Иными словами, на пороге XX в. огромная часть крестьянства оказалась в лапах у помещиков, торговцев и ростовщиков, поддерживаемых английской администрацией и английским капиталом; большая половина крестьян утратила даже формально гордое звание "земиндара", т. е. крестьянина-хлебопашца, владельца своей земли (таково именно значение слова "земиндар" на севере Индии). Все это привело к обнищанию и деградации основных масс пенджабского крестьянства в целом и каждой из его племенных и кастовых, групп в отдельности.

Упадок крестьянского хозяйства прежде всего поразил один из наиболее отсталых отрядов пенджабского крестьянства - мусульманскую деревню западной половины Пенджаба. Миллионные массы были охвачены отчаянием. О настроениях того времени и выступлениях этого крестьянства можно судить по словам Майкля О'Двайера (генерал-губернатора Пенджаба во время войны). В своей книге "Индия, какой я ее знал"1 он писал: "Эксплоатация... мусульманского крестьянства западного и северного Пенджаба индийскими ростовщиками принимала внушающие опасения размеры и приводила к грубым актам насилия со стороны крестьян, угрожая превратиться в серьезную политическую опасность". В 1886 г. появилось исследование Торбэрна "Мусульмане и ростовщики в Пенджабе", доказывавшее, что владеющие землей племена мусульманской западной половины Пенджаба постепенно опускаются до положения долговых рабов или крепостных у индусов-ростовщиков"2 .

В прошлом это были могущественные племенные организации скотоводов и землепашцев, захватившие значительные территории у аборигенного населения или более ранних пришельцев. Покоренное сельское население занимало подчиненное положение по отношению к этим племенам. Подчиненность прежде всего выражалась в том, что господствующие племена владели лучшими землями, а в ряде случаев эти племена превратили подчиненное им крестьянство в арендаторов на своих общинных землях. Такие племена, как гакхары и джанджуи, кхокхары и званы, пользовались, следовательно, крупным влиянием в северозападном Пенджабе и отстаивали свою политическую независимость на протяжении многих веков. Успешно сопротивляясь империи Моголов и вместе с тем поставляя в ее войска многочисленных наемников, эти племена, однако, затем подчинились сикхскому государству, что привело к крушению господства феодальной верхушки этих племен. "Находясь под властью лагорского государства, господствующие слои нынешнего дистрикта Джелам сильно пострадал и от налогового обложения, и джанджунские, гакхарские и аванские роды постепенно утратили свои земельные владения, которые перешли в руки джатов, находившихся в зависимости от них. Сила старой знати стала клониться к упадку и медленно сошла на-нет"3 .

После завоевания Пенджаба Англией владетельные права феодально-помещичьей прослойки господствующих племен были частично восстановлены. Но одновременно колониальные эксплоататоры широко открыли двери ростовщику и способствовали росту товарности сельского хозяйства. Процесс пауперизации и классового расслоения в одинаковой мере охватил племенную массу аванского крестьянства, гуджарских скотоводов, гакхаров, джанджуев, тиванов, а также и тех джатов-крестьян, которые в прошлом находились в зависимости от господствующих племен и частично было освободилась от нее во время сикхского правления. Разными темпами и путями происходило общее (без различия племени или касты) ухудшение экономического положения трудящегося сельского населения. Налоги, ростовщические долги, арендная плата и т. п. невыносимым грузом легли на хозяйство сельского населения западного Пенджаба. "Самостоятельное" крестьянское хозяйство все более становилось фикцией. Те массы, на которые ориентировалось правительство в деле комплектования своих войск, теряли почву под ногами.


1 O'Dwayer Michael "India as I Knew it". 1925.

2 См. Thorburn S. "Musalmans and Money lenders in the Punjab". 1886, p. 1.

3 "Imperial Gazetteer of India". Vol. XIV, p. 152.

стр. 83

Тот же процесс происходил я во всем остальном Пенджабе.

С точки зрения экономических интересов английского империализма (экспорт пшеницы), а также и политических (настроения среди крестьян и в армии), положение требовало срочного вмешательства.

Однако англо-индийское правительство оказалось способным лишь на полумеры. Законом 1900 г. "Об отчуждаемости земли" было ограничено право залога, продажи и. покупки земельных участков. В этом законе подавляющее большинство традиционно-земледельческих племен и каст были, так сказать, де юре зафиксированы как таковые. Продажа и покупка земли отныне могли иметь место лишь между представителями этих групп и внутри каждой из них. Вместе с тем в список земледельческих племен и каст (всего около 50) были включены и некоторые касты, традиционным и фактическим занятием которых не являлось земледелие. Список племен и каст при порайонном рассмотрении обнаруживал и другую особенность. Та или иная группа сельского населения, зарегистрированная как земледельческая, например, в центральном Пенджабе, "отсутствовала" в прочих районах провинции. Здесь проявлялось диференцированное отношение к одной и той же группе, в зависимости от того положения, которое она занимала в том или ином районе провинции.

Стремление выделить не только племена и касты, среди которых ведется комплектование, но и группы, которые пользуются влиянием среди крестьянства (например некоторые касты, охватывающие служителей культа), также влияло на составление списка. Важной особенностью закона было открыто выраженное в нем стремление укрепить влияние и силу ростовщическо-кулацкой верхушки внутри самого земледельческого населения впротивовес городскому ростовщику. Вицекороль Индии Керзон следующими словами суммировал прения в Законодательном совете по закону 1900 г.: "Это мероприятие... либо спасет земледельческие племена от ростовщика либо, защищая их от ростовщиков других каст, повлечет за собой передачу земля слабых и менее трудолюбивых... в руки более богатых и сильных членов племени"1 .

Военно-политическое назначение закона подчеркивала газета "Таймс", когда писала: "Экспроприация мелкого крестьянского хозяйства Пенджаба ростовщиками быстро росла в последние годы. Эти самостоятельные земледельцы поставляют армии ее лучший боевой материал", и правительство решило принять меры, чтобы спасти их от обезземеливания и оградить их от недовольства и превращения в политическую и экономическую опасность"2 . Но все эти меры англо-индийского правительства оказались бессильными хоть сколько-нибудь замедлить темпы деградации пенджабской деревни.

Приводимый в этой главе материал дает некоторое представление о том, какие слои деревни являются основными поставщиками солдат. Попытаемся теперь дать более конкретный ответ на этот вопрос.

В советской литературе существует мнение, что в индийскую "армию совершенно не берутся... лица, не имеющие собственной земли"; указывается также, что "каждый доброволец, принимаемый в армию, должен происходить из зажиточной и благонадежной семьи"3 .

В этот вопрос необходимо внести полную ясность, тем более что с формальной точки зрения приведенное мнение частично (в отношении условия о "собственной земле") соответствует действительности.

Верно ли, что в провинции, где 80% крестьянства находится в неоплатном долгу у ростовщика, где две трети крестьянского населения превращены в безземельных арендаторов, "каждый доброволец должен происходить из зажиточной семьи"? Каково подлинное содержание общего термина "собственная земля" в условиях пенджабской действительности?

Прежде всего небольшая справка. Среди дистриктов Пенджаба особое место занимает Лайальпур. Здесь на обширных орошенных землях создан колонизационный фонд, при помощи которого англо-индийская администрация в короткий срок сконцентрировала в Лайальпуре один миллион крестьян. Подбор колонистов, особенно вначале, производился среди наиболее приспособленных к тяжелому труду элементов деревни. Значительная часть населения Лайальпура - джаты-сикхи из дистриктов Хошиарпур, Амритсар, Луднана и др. Это как раз те районы, крестьянство которых поставляет армии много солдат. Эксплоататорский слой лучше всего представлен именно в Лайальпуре, где, между прочим, имеется ряд колонистов из бывших военных, награжденных в знак особых заслуг крупными земельными участками. В Лайальпуре в 1925 г. 34,9% участков было размером свыше 25 акров; это явление даже в отдаленной мере не повторяется нигде в Пенджабе.

Лайальпур среди 28 дистриктов Пенджаба занимает одно из последних мест как поставщик индийских солдат. "18 рупий жалования в месяц на всем готовом считается весьма выгодным в других дистриктах; здесь же (в Лайальпуре) это не привлекает колонистов", - пишет Дарлинг в своей книге "Рустикус локвитур".

Сколько же солдат давал Лайальпур армии по сравнению с другими дистриктами провинции? Ответ мы получаем в нижеследующей таблице4 :


1 "Times" от 23 октября 1900 года.

2 Там же.

3 Именно это утверждает, например, тов. Маздур в своей работе "Британский империализм в Индии и подготовка интервенции против СССР", стр. 49.

4 См. "Census of India. 1921". Vol. XV. "The Punjab". Part. I, p. 50 - 51.

стр. 84

Дистрикт (округ)

Число мужчин призывного возраста

Число бойцов на 1 января 1915 г.

Число бойцов за период 1915 - 1918 гг.

Кангра

123000

5796

17113

Лудиана

90000

5995

23341

Амритсар

152000

5328

23500

Равальпинди

90000

8524

36292

Джелам

82000

8652

31881

Ротак

118000

6245

28245

Лайальпур

149000

338 (!)

8266

Очевидно, что зажиточность даже при условии принадлежности к "земледельческим племенам" совсем не является - решающим фактором для поступления на военную службу. Да возможно ли вообще, чтобы массовая наемно-добровольческая армия (около 90 тыс.) в условиях колониальной пенджабской деревни комплектовалась в основном среди зажиточного слоя? Каковы вообще численные размеры этого слоя?

По выборочным данным Пенджабского отдела экономических обследований за 1925 г., составленным Кальвертом1 , в дистрикте Равальпинди распределение земельных участков по размеру выражается в следующих цифрах (в %%): меньше 1 акра - 32%, от 1 до 3 акров - 31,2%, от 3 до 5 акров - 14,2%, от 5 до 10 акров - 13,5%, от 10 до 15 акров - 4,3%, от 15 до 20 акров - 1,7%, от 20 до 25 акров - 1%, от 25 до 50 акров - 1,1%, свыше 50 акров - 0,4%.

В районе, основной культурой которого является пшеница (42% всех посевов), где орошенная земля составляет всего лишь 2% посевной площади, земельный участок на среднюю для Пенджаба семью в 5 человек должен быть выше 15 акров (6 га), чтобы она не относилась к категории кабально зависимых от ростовщика, к бедняцкому слою деревни. Таких владений имеется, однако, всего лишь 4,2%.

В дистрикте Джелам, граничащем с Равальпинди и столь же знаменитом своими солдатами, 92,1% владений относится к бедняцкой категории.

В дистрикте Кангра, расположенном в противоположном, северовосточном углу Пенджаба, средняя величина "владения" равняется всего 1,7 акра, т. е. меньше одного га.

Наконец, в одном из основных дистриктов, дающем сикхских и раджпутских солдат, - Хошиарпуре - 95% всех владений имеет меньше 15 акров каждое. В ряде "техсилей" (уездов) дистрикта, население которого особенно "охотно" идет в армию, средняя величина владения ниже 5 акров (2 га).

Но показания самих английских источников подтверждают еще в большей степени чем эти цифры, что пенджабские контингенты в настоящее время являются костью от кости бедняков и маломощных середняков пенджабских деревень. Ниже мы приводим эти показания, взятые из обследований и описаний2 , группируя их по линии кастово-племенной и раскрывая одновременно социально-экономическую сторону вопроса.

Раджпуты Пенджаба. Мы останавливаемся на них более подробно, так как ходячий предрассудок приписывает им всем принадлежность к помещичьему классу.

Еще в 80-х годах Иббетсон указывал, что каста раджпутов имеет бесчисленное множество разновидностей и занимает самое различное положение, в зависимости от взаимоотношений с другими кастами и от своего материального уровня в каждом отдельном районе. Он отмечал, что нередко члены одной и той же касты или племени при народной переписи давали различные показания о своей кастовой принадлежности. Даже такое "чисто раджпутское" по занимаемому положению племя, как джанджуи, оказалось расколотым на основании показаний собственных его членов на две части: 38 тыс. заявили, что они раджпуты, а 8 тыс. - что они джаты, крестьяне. Эту неустойчивость и текучесть, эту диференциацию внутри племен или каст Иббетсон объяснял вмешательством таких разрушительных сил, как крестьянское движение сикхов в прошлом и британское правление в настоящем.

О раджпутах западного Пенджаба Иббетсон писал, что "все они, кроме лишь самых богатых из них, вынуждены хотя и несколько нерешительно, но обратиться к земледелию", т. е. нарушить основной закон своей касты.


1 "The Board of Economic Inquiry, Punjab. The Size and Distribution of agricultural Holdings in the Punjab". By H. Calvert etc. 1925, p. 16 - 17.

2 Ibbetson Ch. J. "Report on the Census of the Punjab". Yol. I. 1881; Baden-Powell B. H. "The Indian Village Community". 1886; Calvert H. "Wealth and Welfare of the Punjab". Darling M.L. "Rusticus Loquitur", 1930; Darling M.L. "The Punjab Peasant in Prosperity and Debt". 1925; Trevaskis H. K. "The Land of the five Rivers". 1928; "Census of India. 1921" Vol. XV. "Punjab"; "Census of India 1931". Vol. XVII. "Punjab"; O'Dwaver Michael "India as I Knew it". 1925.

стр. 85

О раджпутах восточного Пенджаба Иббетсон упоминал как о касте, среди которой "перспектива голода уже заставила многих взяться за плуг; число отщепенцев растет с каждым днем... Наше управление... имеет нивелирующую тенденцию. Перед многими раджпутами встала перспектива - либо заняться земледелием, либо претерпевать ужасы голодной смерти".

Этот процесс разложения касты раджпутов шел настолько быстро, что уже через 15 лет Baden-Powell, другой исследователь индийской деревни, отмечал: "Членов военной, или "королевской", касты обычно именуют раджпутами, но... более знатные семьи презирают это название, после того как раджпуты в столь многих случаях спустились до звания крестьянина и превратились в обыкновенных держателей земельных участков, самостоятельно обрабатывающих свое поле".

Дальнейшее развитие превращало раджпутские массы ускоренным темпом в малоземельных земледельцев, все глубже увязающих в долговой кабале. "Раджпут, - писал Дарлинг в 1925 г., - повсюду глубоко залез в долги... Где бы мы его ни встретили, он (за исключениями, о которых ниже. - Н. Г. ) в долгу в большей мере, чем его соседя".

В своей книге "Rustieus Loquitur" (1929 г.) Дарлинг пишет: "Мы посетили деревню, населенную раджпутами-мусульманами. Она производила впечатление полуразвалившейся... В такой деревне требуется 13 акров на семью в 5 человек, чтобы обеспечить ей безбедное существование. Большинство не имеет столько земли и перебивается, как может".

Распад и диференциация раджпутской касты продвинулись так далеко, что "члены даже высокопоставленных кланов, прежде считавшие недопустимым, по причинам религиозного и общественного порядка, заниматься земледелием, ныне взялись за плуг".

"Раджпуты, - констатирует далее Дарлинг, - должны утратить свое первенствующее значение; более того, они уже начинают терять свою землю, приобретаемую более трудолюбивыми кастами", т. е., попросту говоря, деревенскими ростовщиками.

От крупного землевладельца до безземельного крестьянина - такова амплитуда колебаний внутри раджпутской касты. Здесь (как и среди джатов) кастовое "единство" совмещается с глубокой классовой дифференциацией. В материальном отношении большинство раджпутской касты находится даже на более низком уровне, чем окружающее джатское и прочее крестьянство. Чтобы не превратиться в долгового раба, чтобы удержать свою землю, раджпутское крестьянство вынуждено искать заработка на стороне. Отходничество широко развито среди раджпутов, но это отходничество особого рода. Армия - вот куда главным образом идет раджпутская беднота. Там, где потребность в побочном заработке принимает особо острую форму, раджпутское крестьянство массами поступает в ряды войск. "Для раджпута наиболее обычным подсобным источником является военная служба, - говорит Дарлинг. - Традиции военной касты, поощрение со стороны властей являются дополнительными стимулами, которые обеспечивают приток раджпутов в пенджабские части войск. Но решающая причина заключается в том, что солдатчина есть основной отхожий промысел и средство для спасения от голода".

"В 1917 году, - пишет в свою очередь Треваскис, - многие раджпуты - мусульмане были забракованы как негодные к военной службе. Тогда было решено подкормить их, прежде чем отправить в полк, который затем с удовольствием принял их. Действительно, парни эти едва не умирали с голоду и с радостью поступили в войска, чтобы получить пищу и одежду. И тем не менее это были сыновья крестьян, возделывающих собственную землю... Эти крестьяне впали в долги и вынуждены были терпеть, что жирные ростовщики у них на глазах забирали принадлежащий им урожай".

Племена. Все, что сказано о касте раджпутов, относится также в значительной мере к племенам Пенджаба. Для них поступление в армию также является своего рода отходничеством. Следует добавить, что члены тех племен, среди которых феодально-кастовые предрассудки несколько менее развиты (патаны, аваны), склонны эмигрировать на тихоокеанские острова и в Африку; в прошлом, до издания эмиграционных законов, они уезжали в Америку и даже в Австралию. Заложив свой участок ростовщику или скопив деньги на военной службе, патан отправлялся за море; заработав определенную сумму, он возвращался на родину для восстановления своего подорванного хозяйства и иногда сам становился ростовщиком.

Но наиболее распространенным видом отходничества остается поступление на военную службу. Аваны, например, стали привлекаться в ряды армии еще в 80-х годах. "Спустя 20 лет солдат-аван уже встречался чуть ли не в каждой мусульманской роте или эскадроне в Пенджабе. Материальные выгоды были немаловажны для этого бедного и нетребовательного племени", - пишет О'Двайер. Положение племени аванов, одного из основных поставщиков солдат, особенно тяжело в дистрикте Атток, где все аваны кругом в долгу, как указывает Дарлинг. "Один из моих посетителей (индиец), - пишет он, - сказал мне, что военная служба столь же популярна, как и прежде; но когда я спросил его, поступают ли люди в армию ради любви к военному делу или из-за голода, он ответил: "Какая может быть любовь! У нас становятся солдатами тогда, когда нечего есть". Эти слова записаны Дарлингом в 1929 г. в дистрикте, где комплектование могло бы производиться среди многочисленной помещичьей прослойки, а относятся они как раз к одному из тех трех дистриктов северозапада, ко-

стр. 86

торые (взятые вместе) дали во время войны 85 тыс. бойцов.

Джаты. Последней из перечисленных и притом крупнейшей кастовой группой сельского населения Пенджаба являются джаты (мусульмане, индусы и сикхи). В прошлом джаты-сикхи пользовались в сравнении с остальным крестьянством Пенджаба известным благополучием.

Сейчас положение сикхов мало чем отличается от положения других пенджабских крестьян. С гибелью сикхского государства сикхи потеряли свое политическое превосходство. Ныне ими потеряно и экономическое преобладание. Землей владеет сикх-ростовщик, а не сикх-крестьянин, находящийся в неоплатном долгу у своего собрата по вере. Уже в начале XX в. единственным выходом из двойного тушка - малоземелья и задолженности - считались эмиграция и военная служба. В дистрикте Гурдаспур в послевоенные годы приобрели популярность уход на промышленные предприятия крупных городских центров, расположенных в других провинциях Индии, и поступление на военную службу. В дистрикте Хошиарпур, где средняя величина земельного владения обычно не достигает и 2 га, многие сикхи покидают деревню и поступают в войска. Таково же положение и в большинстве дистриктов, где проживают сикхи.

До издания эмиграционных запретов в США, Австралии и Канаде (в 1910, 1921 и 1924 гг.) сикхские крестьяне охотно эмигрировали в эти страны. Но примечательно здесь то, что путь в эмиграцию нередко лежал через ту же армию: накопив во время военной службы некоторую сумму денег, сикх затем уже отправлялся за океан, на лесопилки Канады, в Калифорнию и т. п. В настоящее время эмиграционная отдушина почти закрыта. Остается отходничество, работа на фабриках; доступ в армию сейчас менее свободен ввиду прочно установившейся "крамольной" репутации сикхов. Тем не менее военная служба продолжает привлекать сикхскую бедноту. "По какой причине люди поступают на военную службу, - повторяет Дарлинг свой вопрос, адресуясь к джату-сикху из Хошиарпура, - по склонности к ней или из-за голода?" "Прежде всего из-за голода, а потом уже по склонности", - философски отвечает ему его собеседник.

То, что сикхские контингенты состоят из малоимущих слоев деревни, доказывает отчасти и история политических движений в Пенджабе. В 1914 - 1916 гг. сикхские солдаты, по свидетельству О'Двайера и Томсона, оказались наиболее радикальными элементами в рядах участников анти-английского восстания, организованного партией Гадр1 , заграничный центр которой находился в США.

"Единственное, что может спасти мелкособственническое крестьянское хозяйство от ростовщика, - пишет Дарлинг в книге "Пенджабский крестьянин в довольстве и долгах", - это трудолюбие и какие-либо побочные доходы; те крестьяне, которые остаются сидеть на земле, работают не покладая рук, а те, которым становится невмоготу, идут в армию или ищут счастья на чужбине".

Этим заключением английского чиновника, отнюдь не склонного сгущать краски в своей оценке бедственного положения пенджабских крестьян, можно закончить главу о том, какие слои крестьянства поставляют пенджабским войскам основную массу солдат. Пенджабские войска состоят не из люмпен-пролетариев и не из сыновей кулаков и помещиков; они составлены в своем решающем большинстве из представителей бедняцкого и малоимущего середняцкого крестьянства.

Лишь меньшинство - в первую очередь унтерофицерский состав - комплектуется из зажиточной и эксплоататорской верхушки деревни.

Однако было бы ошибочно полагать, что при наличии многочисленных феодальных пережитков формула "бедняцко-середняцкая армия" полностью определяет лицо пенджабских контингентов. Необходимо учитывать еще сознание ряда разобщенных в своем историческом прошлом групп крестьянства; это сознание отстает в своем развития от материального переворота, который ускоряющимся темпом превращает отдельные кастовые, религиозные и племенные группы пенджабского крестьянства в сравнительно однородную массу людей, эксплоатируемых ростовщиком, помещиком и английским империализмом.

VIII. О причинах относительной "благонадежности" пенджабских частей

Одним из наиболее устойчивых пережитков феодализма в Индии является понятие касты, в особенности "высокой" касты. В сознании масс каста заслоняет основную противоположность между классами. Идея "высокой" касты в настоящее время есть прежде всего идея исключительности и социального превосходства. Взаимоотношения раджпутской касты, а также господствующих племен с остальным сельским населением, несомненно, окрашены этой идеологией. Несомненно также, что английский империализм и верхушка раджпутской касты и пенджабских племен используют эту идеологию как орудие классовой борьбы, как средство для укрепления своего влияния на массы.

Весь жизненный уклад раджпута втиснут (по крайней мере теоретически) в рамки кастового закона.


1 Антианглийская организация, объединяющая главным образом эмигрантов-сикхов в Северной Америке. Гадр значит восстание. Эта организация не имеет массовой базы. Члены ее неоднократно совершали террористические акты против, англичан в Индии.

стр. 87

"Чистые раджпуты", т. е. те из раджпутов, которые из поколения в поколение соблюдают законы своей касты, должны запрещать в своем роду вдовам вторичное замужество; должны воздерживаться от некоторых занятий, объявленных нечистыми (например выращивание и продажа овощей); обязательно заключать равные или почти равные браки; не заниматься ремеслами (особенно кожевенным и ткацким); не принимать "нечистой" пищи; не общаться с людьми, поставленными за пределы кастовой системы (например с мусорщиками); сохранять в неприкосновенности затворничество женщин; не касаться плуга и т. д.

Вот "платформа", на которой до сих пор возможно идейное общение раджпута-помещика с раджпутом-бедняком.

Мы уже указывали на бесчисленные примеры отступлений от этой "платформы". "Религия и экономика находятся здесь (в Пенджабе) в открытом конфликте... и экономические соображения пересиливают обычаи религиозного порядка", - пишет Дарлинг. Раджпуты в своей массе веялись за плуг, некоторые из господствующих племен, например аваны, и раньше занимались земледелием. Многие из них заключают неравные браки, идут чернорабочими на фабрики. Но вместе с тем надо отметить живучесть кастовых предрассудков. Прежде всего раджпуты и ряд "господствующих племен" менее приспособлены к упорному земледельческому труду. "Гордый своим происхождением и традициями, раджпут является худшим земледельцем Пенджаба. Там, где джат пашет глубоко, раджпут лишь царапает поверхность почвы... Общая неприбранность полей, отсутствие на них трудоемких культур... характерное явление для раджпутской деревни". Находясь в большинстве случаев на уровне обычного крестьянина-бедняка, раджпут-земледелец упорно не позволяет жене работать вне дома, сохраняет "пурда" (затворничество женщин). "Что осталось бы от раджпутов, если бы они отказались от "пурда"? Они ничем не отличались бы от других", - восклицает раджпут - собеседник Дарлинга. Именно об этом крестьянине и ему подобных пишет Дарлинг: "Они настолько завязли в долгах, что им трудно не отставать от тех каст, женщины которых помогают мужчинам в домашней и полевой работе". "Нас пять братьев - пять работников, - указывает другой раджпут, - но не будь "пурда", нас было бы десять".

Бесповоротно утратив экономическое и политическое превосходство, каста раджпутов и некоторые из господствующих племен продолжают еще считать себя привилегированной прослойкой деревни.

Это положение широко используется английским империализмом. В условиях, когда "предложение" превышает "спрос", армейским вербовщикам, по крайней мере в мирное время, удавалось обеспечить некоторый "идейно-политический" отбор в желательном для английской власти духе.

Среди нищих, изголодавшихся "добровольцев" "высокой" касты или племени наиболее приемлемыми являются в свою очередь те, которые принадлежат к роду, клану, семье, наиболее полно соблюдающим идею кастовой, сословной, племенной исключительности; занимающим по традиции почетное положение внутри своей группы; стремящимся на основе материальных выгод военной службы закрепить свое привилегированное положение.

Вышесказанное до некоторой степени раскрывает феодальные черты идеологии раджпута-бедняка и крестьянской массы тех племен, которые традиционно занимают сходное с раджпутами положение.

Отметим, что ряд племен (ахиры, гуджары) и каст (в первую очередь джаты-индусы), значащихся в описке привлекаемых к военной службе, не относится к числу "господствующих" и "высоких". Они "никогда не стремились к власти", по выражению О'Двайера.

Но они вместе с раджпутами и господствующими племенами раджпутского типа находятся в тисках другого противоречия, поощряемого английским империализмом, - в тисках религиозной розни.

Корни этой розни мы находим, помимо постепенно теряющих свое значение исторических причин, в переплете социально-экономических и национально-религиозных условий, создавшихся в западной половине Пенджаба. Здесь компактной массе мусульманского крестьянства противостоит индусский и сикхский торгово-ростовщический капитал. Здесь синонимом индуса и сикха нередко является ростовщик и торговец-скупщик. Реакционные группы мусульманства - помещики и буржуазия - используют это в своей конкурентной борьбе с индусской и сикхской эксплоататорской верхушкой, в борьбе, которая всячески подогревается английским империализмом. В результате Пенджаб за последние 20 - 25 лет стал ареной религиозной розни, в которую втянуты крестьянские массы.

Таково влияние феодальных пережитков и консервирующего эти пережитки колониального режима.

Пенджабские войска, составленные из бедняков и малоимущих середняков, подвержены воздействию этих идеологических пережитков феодализма не в меньшей мере, разумеется, чем сами народные массы провинции.

Другим важным фактором, определяющим психологию солдата-крестьянина, является материально-бытовая обстановка бойца. Служба в армии есть прежде всего источник верного дохода в 18 рупий месячного жалованья на всем готовом - очень выгодный заработок, если учесть, что в Индии среднемесячный доход на душу равняется, при оптимистических подсчетах, 5 рупиям. А дневной паек сипая (100 граммов мяса, 600 граммов риса, 150 граммов разных круп, 38 граммов сахара и т. п.) гораздо обильнее скудного питания, которым довольствуется пенджабский крестьянин. Военная служба дает крестьянину возможность освободиться от ростовщической

стр. 88

кабалы или хотя бы на время облегчить налоговое бремя семьи.

Заключение

Индийские части англо-индийской армии в большинстве состоят из полуголодных крестьян. Сознание этих нищих отягчено всеми предрассудками феодальной "аристократии": будь то идеи превосходства по касте и крови (раджпуты и т. п.), будь то традиции господствующей национальной группы (сикхи и т. п.). Английскому империализму удается осуществлять отбор и принимать главным образом тех бедняков, которые более других подходят к требованиям военных вербовщиков. Таково положение в мирное время, когда контингент солдат ограничен, а число желающих выше числа вакансий.

Другое дело - война. Во время войны количество "добровольно" вступающих в ряды армии далеко не покрывает убыль убитыми, ранеными, больными и взятыми в плен. Необходимы меры принуждения, необходимо грубое давление властей, чтобы обеспечить армии достаточное количество пушечного мяса. Весь опыт первой империалистической войны подтверждает, что и в дальнейшем английскому правительству в Индии придется применять меры запугивания и прямого насилия, чтобы получить нужное ему число солдат. Но и эти меры не дадут должного эффекта, если власти ограничатся обычными районами комплектования и если они используют лишь традиционные касты и племена.

В 1915 - 1918 гг. английским вербовщикам уже пришлось отказаться от установленных принципов отбора. Если за четыре года мировой войны число сикхов в армии (88925) возросло по сравнению с их числом в первый год войны (12293) в 7,2 раза, а число так называемых пенджабских мусульман - в 8,7 раза (136126 и 15597 соответственно), то число бирманцев, никогда раньше не привлекавшихся в армию, поднялось с нуля до 12103! Число солдат южноиндийской народности телегу повысилось соответственно с 344 до 6748, т. е. почти в 20 раз, число солдат из касты ахи ров увеличилось с 487 до 19546, т. е. в 40 раз. Число так называемых мусульман Декана, которых в рядах армии насчитывалось всего 992 человека, возросло за четыре года мировой войны до 8118, число гуджаров поднялось с 1130 до 18296, и даже опасные бенгальцы, от вербовки которых англичане упорно отказывались, появились в индийской армии военного времени (5586 человек)1 .

Таким образом, "прежняя система рекрутирования по "классам" (т. е. по кастовым или племенным группам. - Н. Г. ), при которой батальоны или роты составлялись исключительно из новобранцев определенного военного класса, была заменена территориальной системой, при которой вербовщики-офицеры набирали людей из любой группы населения"2 .

Посулами и угрозами загнав в армию сотни, тысяч крестьян-бедняков "высокой" касты и "господствующих" племен, англичане вынуждены были вовлекать в армию многие тысячи бедняков из "низких" каст уже не только Пенджаба, но даже юга и запада Индии, а также Бирмы.

Так было во время первой мировой империалистической войны, то же, очевидно, происходит и теперь, в период второй мировой империалистической бойни.


1 См. "India's Contribution to the Great War". 1923. Appendix "C".

2 См. Lucas "The Empire at War". Vol. V, p. 199.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ВОЗНИКНОВЕНИИ-ПЕНДЖАБСКИХ-КОНТИНГЕНТОВ-ИНДИЙСКОЙ-АРМИИ-И-ИХ-СОЦИАЛЬНОМ-СОСТАВЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. ГОЛЬДБЕРГ, К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПЕНДЖАБСКИХ КОНТИНГЕНТОВ ИНДИЙСКОЙ АРМИИ И ИХ СОЦИАЛЬНОМ СОСТАВЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-ВОЗНИКНОВЕНИИ-ПЕНДЖАБСКИХ-КОНТИНГЕНТОВ-ИНДИЙСКОЙ-АРМИИ-И-ИХ-СОЦИАЛЬНОМ-СОСТАВЕ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. ГОЛЬДБЕРГ:

Н. ГОЛЬДБЕРГ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
142 просмотров рейтинг
14.09.2022 (561 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
19 минут назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПЕНДЖАБСКИХ КОНТИНГЕНТОВ ИНДИЙСКОЙ АРМИИ И ИХ СОЦИАЛЬНОМ СОСТАВЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android