Libmonster ID: RU-17489
Автор(ы) публикации: БРАЙАН М. БОУК

К ИСТОРИИ ПЕРВОГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: ПОИСКИ УБЕЖИЩА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ 1

Вопреки неоднократным попыткам значительно удревнить хронологию проживания казачества на территории Кубани, бесспорные сведения о казачьих поселениях на Кубани относятся только к концу XVII в. Во второй половине этого "бунташного" века, вольное казачество вступало в более тесные контакты с Российским государством. В ходе наступления государства на казачьи вольности донские казаки раскололись на две партии: сторонники и противники государственной политики. В результате столкновений между ними, часть казаков была вынуждена уйти с Дона и обосноваться на новых местах. В силу обстоятельств Кубань стала пристанищем этих остатков вольного казачества. Хотя вопрос об образовании первых казачьих поселений на Кубани затрагивался во многих работах по истории Кубани, история первого по счету Кубанского казачьего войска остается малоизвестной.

Первые сведения о донских казачьих поселениях на Кубани были опубликованы в работе В. Г. Дружинина о расколе на Дону, но Дружинин лишь констатировал факт о поселении и не привел сведений о дальнейшей судьбе казаков на Кубани 2 . В своей работе о некрасовцах П. П. Короленко собрал и обобщил сведения о кубанских казаках, имеющиеся в печатных изданиях 3 . Эмигрантский историк А.К. Ленивое обратил особое внимание на существование Кубанского казачьего войска до Игната Некрасова, но его дилетантская работа содержала мало новых фактов и изобиловала домыслами 4 . Таким образом, настоящее исследование является одной из первых попыток раскрыть историю первого Кубанского войска. Задачей исследования прежде всего является освещение до сих пор неизвестных событий на основании архивных документов.

События, которые привели к поселению казаков на Кубани, начались в Москве. Церковные реформы патриарха Никона раскололи русское общество и вызвали многочисленные протесты. Гонения на старую веру со стороны церкви и государства принудили тысячи людей искать убежище на окраинах Российского государства и за рубежом. Странствующие проповедники бродили по России, возбуждая население то к побегам, то к самоубийствам, а беглые старцы основывали в пустынях новые скиты, в которых можно было ждать конца света. Некоторые из них обосновались на северных притоках. Дона и стали обретать приверженцев из казачьей среды.

В 1674 г. воевода Тамбова получил сведения о том, что некие старцы образовали городок на реке Медведице и заманили туда много женщин 5 . Более того, они стали скапливать оружие. В следующем году воевода послал партию служилых людей расследовать дело на месте. Правительственные войска захватили многих казаков, но когда их увозили на лодках в Тамбов для допроса, казаки Беляевской станицы во главе с Сенькой Буянкой отбили значительную часть мужчин. В Тамбове казачьи жены

стр. 30


заявили в расспросе, что они "пришли в новопостроенный городок для того, что ныне в церквах божиих служат и крестятся и молитву говорят не по старому" 6 . От них власти узнали, что с неким попом Иваном на Хопре живет много казаков.

После получения вестей из Тамбова Посольский приказ направил на Дон грамоту, в которой казакам было приказано прислать Буянку "скованным в железах" в Москву 7 . Эта грамота вызвала споры между казаками, так как выдача Буянки нарушила бы древнее право убежища на Дону. Весной 1675 г. три круга обсуждали вопрос о выдаче и трижды отклоняли требование Москвы. Атаман Корнило Яковлев оставил атаманство, так как была "большая ссора с ним Корнилом у казаков молотчих людей... что атаман Корнило по указу великого государя хочет ево [Сеньку] послать к Москве, а казаки посылать ево не дают" 8 .

Несмотря на настоятельные требования о выдаче, Войско Донское решило отстаивать свои права. В декабре 1675 г. казачья зимовая станица привезла в Москву отписку, которая излагала позицию Войска 9 . Казаки напоминали царю о своих заслугах перед его предками, что "при прежних царях таких указов не бывало и всяких чинов людей не выдавали". Далее казаки объясняли, что люди всяких чинов и иностранцы приезжают на Дон именно из-за возможности служить государю, не опасаясь своего прошлого. В конце отписки казаки просили принять положительное решение, чтобы им "розно не розбрестись и отчины твоей государевы вечным неприятелем неподать". Неизвестно, что подействовало, доводы или угрозы, но правительство не стало больше требовать выдачи Буянки.

В 1677 г. государство вновь обратило внимание на донских старообрядцев и приказало Донскому войску разорить раскольничье пристанище. Тем не менее раскол продолжал распространяться. В 80-е годы XVII в. старообрядческие проповедники добились значительных успехов среди казаков (их сторонник Самойло Лаврентьев даже стал войсковым атаманом). Но потом сторонники правительства стали опасаться гнева государя и выдали самого влиятельного проповедника Кузьму Косого. Торжество московской партии привело к гонениям на старообрядцев. В апреле 1688 г. Войско направило значительные военные силы во все городки, чтобы привести казаков к крестному целованию 10 .

В конце апреля 1688 г. более 1000 казаков под предводительством Левки Маныцкого покинули свои станицы и бежали на Северный Кавказ. Они осели в Большой Кабарде во владениях князя Месауста. Там они били челом ему о поселении в районе Пятигорска, но он им отказал и указал поселиться в "старопостроенном городе Можарах" на Куме реке 11 .

Опасаясь расправы, оставшиеся на Дону приверженцы старой веры готовились к вооруженному сопротивлению 12 . К лету 1688 г. эта группа старообрядцев построила на острове, в северной части реки Медведицы земляной город со стенами высотой в одну сажень. Вокруг города насыпали землю и с двух сторон построили вал. Готовясь к осаде, старообрядцы собирали припасы и укрепляли башни. По сведениям перебежчиков, к зиме 1689 г. в городке сидело в осаде 300 мужчин, 300 женщин и 500 "девок". Эти женщины и "девки" были "все острижены и наряжены в мужское платье" и готовились принять участие в защите города 13 . Кое-где старообрядцы даже перешли в наступление: крали скот, атаковывали станицы и не давали казакам выезжать из городков.

Летом 1688 г. Москва приказала донским казакам и калмыкам приступить к осаде городка, чтобы "тех воров перехватать и жилищу их разорить и выжечь без остатку" 14 . На помощь были присланы силы из Царицына и Тамбова (свыше двух тыс. человек). На неоднократные призывы выдать своих лидеров и сдаться самим, старообрядцы отвечали отказом и говорили: "Хотя все помрем, городка уступать не будем и не сдадимся. Мы здесь жить будем. Этот городок второй Иерусалим..." 15 . Только зи-

стр. 31


мой 1688-1689 г. правительство собрало достаточные силы, чтобы приступить к атаке.

После первого неудачного подступа к городку в феврале 1689 г. правительственные войска 1-го апреля начали новый приступ 16 . Они овладели большей частью городка, а 4-го апреля взяли оставшуюся его часть. Видя что их положение безнадежно, многие старообрядцы покончили с собой, бросаясь либо в огонь, либо в воды Медведицы. В живых осталось меньше тридцати защитников.

В мае-июне 1689 г. раскольники с Кумы вместе с азовцами и черкесами собрались в Азове и планировали наступление на Дон. Атаманом у них был донской казак Левка Маныцкий. По сведениям одного источника, собралось 500 казаков-раскольников, 1500 черкесов и 500 азовцев, но другой источник упоминает 1500 раскольников, 2000 азов-цев, и 2000 черкесов 17 . Жители двух донских городков сдались раскольникам без боя, а три городка были взяты в бою 18 . По сведениям с Дона, "от тех воинских людей рекою Доном поехать никоими делы невозможно" 19 . Хотя было уже поздно выручать раскольничий городок на Медведице, кумские казаки обнаружили способность сплотить вокруг себя недовольных и проводить наступательные операции.

На Куме казаки жили по зиму 1690-1691 г. По сведениям одних источников, Левка Маныцкий был первым атаманом, но пойманный казак Левка Степанов сообщил, что атаманом был Гераська Купреянов и лишь после его смерти атаманом стал Маныцкий 20 . По просьбе кабардинского владетеля Месауста, Будайский шевкал (щам-хал) - владетель северного Дагестана и Чечни принял значительную часть казаков в свое владение на реке Аграхань до весны 1691 г. 21 Другая незначительная группа казаков переселилась на Кубань в 1689 или 1690 г. 22

Осенью 1689 г. Войско Донское направило трех человек на Куму к казакам-раскольникам, чтобы убедить их вернуться на Дон и принести повинную государю 23 . Но кавказские казаки убили представителей Войска, и в письме предупредили, чтобы к ним "отнюдь впредь с государскими грамотами и с войсковыми письмами никого не присылали", угрожая также убить последующих посланцев 24 .

Весной 1690 г. российское правительство отправило Ивана Базова к казакам-раскольникам и к шамхалу 25 . Он должен был уговорить старообрядцев идти на Дон, на прежнее место жительства, и был уполномочен обещать им государево прощение. Другой целью его поездки были переговоры с шамхалом. Если казаки отказывались бы вернуться на Дон, Базову было дано предписание убедить шамхала их выдать. Несмотря на предложенные ему государеву дружбу и значительную денежную казну, шамхал Базову отказал, сказав: "Те казаки пришли ко мне с Дону волею и живут в моем владении по воле же. А я по них не посылал и сослать их неволею нельзя, потому, что у нас того не водитца. Я почитаю их у себя за гостей" 26 . Неудачу Базов потерпел и у старообрядцев, которые не приняли его, заявив: "Нам здесь жить добро и повольно, и Шевкал веры нашей не отнимает и ни в чем не запрещает. Живем как хотим, и веру держим как кто знает. Нужды нам никакой нет. А итти нам назад в домы по какое добро, знаем что нам будет. А царь у нас есть и живем на его земле и повинность всякую чиним ему и росправляет он нами" 27 . В случае нападения на них они готовы были пойти в Кабарду, где "им никто ничего не сделает".

Осенью 1691 г. кавказские казаки во главе с атаманом Стенькой Жмурой совершили нападения на Донские городки вместе с кумыками, ногайцами и азовцами, чтобы возбудить казаков к переселению на Аграхань. В это же время было захвачено прелестное письмо от имени шамхала, в котором было написано: "Пойдите казаки жить ко мне Шевкалу вместе с своею братею кои ныне уже живуть. А тут вам на Дону жить не у чего. От царей вам жалование всего идеть по двадцати алтын. А у меня станете ходить в золоте. Ходят от шаха по морю бусы такожда и ваших великих государей и гостей торговых людей со всякими товары. А вы их громите и в том вам от меня

стр. 32


шавкала заказу отнюдь не будет" 28 . В другом письме казаки писали: "Нам тут на реке Аграхани жить не тесно. К нам милость кажут басурманы лучше вас православных христиан" 29 .

Доклад терского воеводы B.C. Нарбекова астраханскому воеводе П.И. Хованскому в начале 1692 г. содержит сведения о действиях аграханских казаков в 1691 г. 30 Они захватили бусу (судно) со всеми хлебными запасами, предназначавшимися для Терского городка, и высадили стрельцов на берег. По словам Нарбекова, они "беспрестанно" ходили под городком, грабили и полонили его жителей. В октябре 1692 г. вместе с атаманом Жмурой они атаковали струги, ходившие между Астраханью и Терским городком, и захватили припасы. Несмотря на их явные успехи, в 1691-1692 гг. около 150 аграханских казаков покинули шамхала и перешли на Терек, чтобы просить прощения у царя 31 .

В отличие от аграханских казаков, сведения о первой группе казаков на Кубани очень скудные. Бесспорно, что до 1692 г. небольшая группа уже находилась на Кубани. По известиям пойманного казака Демки Маркова, до приезда второй партии казаков с Аграхани в 1692 г. на Кубани было около 50 казаков мужчин 32 . По его словам, "старшина" у них был Савка Пахомов. Некоторые из них перебрались в Азов, откуда они зимой 1691-1692 г. отправились в поход на город Мояк вместе с азовцами и ногайцами.

Судьба кавказских казаков кардинально изменилась в 1692 г., когда значительная часть их общины была истреблена 33 . Источники расходятся во мнении об истоках этих событий, но ясно что в сентябре 1692 г. основная масса аграханских казаков покинула владения шамхала, направилась в сторону крымских владений на Кубани, но по дороге, на реке Сунже была разбита. Иван Волков, который командовал отрядом астраханских стрельцов, посланным в сентябре 1692 г. против аграханских казаков, сообщил, что казаки испугались вестей об его приходе, обратились в бегство в степи, где Муртазалей их разбил, взял их жен и детей в полон и упустил только человек сорок 34 . По словам Волкова, шамхал не знал об их бегстве. Голова астраханских стрельцов Денис Сербии добавил, что Муртазалей и его брат Амирхан с чеченцами и кумыками атаковали казаков-старообрядцев по настоянию кабардинской княгини Тауки Салтанбековны, которая действовала по его (Сербинова) просьбе 35 . Далее он сообщил, что человек тридцать сбежало. Доклад терчанина Федора Аломчанова подтверждает, что аграханские казаки были разбиты андреевским Муртазалеем и ногайским Чин Мурзой на переправе реки Сунжи без ведома Будайского шамхала 36 . По сведениям Войска Донского, человек 700 аграханских казаков, не считая жен и детей, просили у шамхала, чтобы он их отпустил и, получив положительный ответ, отправились в путь. Но потом шамхал велел мичкизам (чеченцам) их побить. Внезапно напав на казаков у реки Сунжи, чеченцы истребили 500 казаков, и только 200 уцелели и ушли на Кубань 37 . Наконец, пойманный казак Демка Марков подтвердил, что около ста аграханских казаков достигли Кубани 38 .

Побег и разгром аграханских казаков привели к формированию качественно новой общины казаков на Кубани. Разные источники соглашаются, что после разгрома больше двухсот человек казаков находились на Кубани. Через несколько месяцев после их прихода казаки отправили делегацию в составе восьми человек к крымскому хану.

По счастливому совпадению, толмач российского посольства оказался в Крыму в то же время и оставил запись о своей нечаянной встрече со станичным атаманом Сенькой Саратовцем, которая состоялась на бахчисарайском базаре. Самые интересные отрывки из этой записи были уже опубликованы С. М. Соловьевым 39 . По словам Саратовца, целью посольства были подача жалобы на кумыков из-за осеннего разорения и ходатайство к хану о том, чтобы им "указать место по Куме реке где б посе-

стр. 33


литься особым местом, а между кумыками и черкесами ныне больше того жить они казаки не хотят" 40 . Тот факт, что казачьи просьбы были обсуждены 18 февраля "в думе у хана" и что казаки получили ханское жалование во время их приезда в Бахчисарай, указывает на то, что кубанские казаки были приняты на достаточно высоком уровне. По всей видимости, хан в конце концов не мог заставить кумыков вернуть казакам их семьи, так как об этом источники молчат и не указывают на значительное увеличение населения после 1692 г.

Однако было бы неправильно охарактеризовать это посольство как неудачное. В результате этого ходатайства хан разрешил казакам поселиться на его земле и принял их под свое покровительство, или, как это отразилось в одном сообщении, "принял их к себе в холопство" 41 . Астраханские юртовые татары получили сведения, что "крымской хан принял казаков с великою любовью и велел им жить и город каменой строить на острову меж Кубану реки и река Лаба. А спомогать им в том городовом деле велел, и суду чинить и кочевать около их казачья жилья и беречь [их] Казыева улусу татарам" 42 . Кубанец Демка Марков подтвердил, что по ханскому приказу Кубек Ага был прислан из Азова "для бережения тех расколщиков чтоб нагайские и иные орды которые кочуют по реке Кубани тем росколщиком никаких обид нечини-ли" 43 .

Под покровительством хана кубанская казачья община обрела свою окончательную форму. К осени 1693 г. деревянный острожек уже был построен совместными усилиями кубанских казаков и ногайцев Кубека Аги 44 . Можно предполагать, что кубанские казаки в это же время организовали себя в войско, так как они получили жалование от крымского хана и азовского бея и избрали "меж себя" своего атамана 45 . Хотя и раньше Савка Пахомов был видным человеком среди казаков, после ухода Маныцкого в Азов в 1694 г. и его казни в Черкасске в 1695 г., Пахомов стал самым влиятельным лидером кубанских казаков 46 .

Кубанские казаки участвовали в татарских набегах на Россию и сами совершали нападения на Волге. В 1694 г. партия донских казаков, посланная против ногайцев, неожиданно обнаружила в степи свыше 300 кубанских казаков и ногайцев, перевозивших суда на колесах в сторону Волги. Хотя донцам удалось на сей раз заставить кубанцев отступить, кубанские казаки им объявили: "Мы узнали как на Волге пленить. Хотя вы суды у нас отбили, мы к весне изготовя суды и еще пойдем к Волге. Вы нас не укараулите!" 47 . Неизвестно, сбылось ли это предсказание в 1694 г., но весной 1696 г. полтораста кубанских казаков напали на астраханских стрельцов на Каспийском море и увезли людей в полон 48 .

1696 год оказался роковым для жителей крымских и османских владений на Кубани. Падение Азова изменило всю геополитическую обстановку в крае. Ногайские племена колебались в своей преданности хану и даже начали переговоры с российскими властями о возможном переходе в российское подданство 49 . Один выходец из ногайского плена сообщил, что "нагайцы говорят меж собою: мы не знаем куды приклонитца неведому к Белому Царю или к Турскому" 50 . Все ждали дальнейших шагов российских и османских властей.

Колебания ногайцев, кочевавших около Копыла, где казаки жили компактно, отчасти была вызвана тем, что казачьи поселения могли бы стать мишенью для нападения российских войск. Боясь их появления, кубанские казаки сами стали думать о переселении в более безопасное место. По словам того же выходца из плена, казаки "посылщиков посылали к хану крымскому чтоб их хан крымской к себе принял. И хан крымской им в том отказал а велел им жить тут же по прежнему" 51 . Чтобы гарантировать свою дальнейшую безопасность, кубанские казаки были вынуждены получить от нагайцев аманатов (заложников), чтобы они казаков не покинули в случае

стр. 34


российского нашествия 52 . Скоро опасность российского нападения миновала, и жизнь на Кубани успокоилась.

Интересные сведения о кубанских казаках содержатся в показаниях пленника Афонки Федорова, который прожил на Кубани полтора года 53 . В 1697 г. он попал в руки калмыцкого тайши Аюки, который передал Федорова российским властям. По его словам, "войсковой атаман" Савелий Пахомов выкупил его из плена в горах. В то время казачья община насчитывала человек полтораста, в том числе 20 монахов, которые жили в особом курене. Федоров тоже сообщил, что "на Кубане молотчие люди человек со сто думают итти на Дон великому государю вины принести, а одерживают их пущие воры атаман Савка Пахомов, Стенка Жетура, Васка Мануйлов с товарыщи человек з десять" 54 .

Во время своего пребывания на Кубани Федоров в качестве толмача участвовал в двух делегациях от кубанских казаков в Крым. Уникальные сведения об отношении хана к кубанским казакам содержатся в распросе Федорова. О первой делегации он дает следующие сведения: "И прошлого лета (1696 г. ? - Б. Б .) как Кубек Ага хотел с тех казаков в пашне и в звериной и в рыбной ловле имать десятую долю. И они казаки видя от него Кубека утеснение ездили в Крым четыре человека. И он ездил же бить челом чтобы с них Каубек Ага податей никаких неимал. И крымской хан с тех казаков имать ничего невелил. И был в Крыму осмнатцать дней 55 . Далее, Федоров описывает вторую делегацию к хану: В нынешнем году (1697 г. - Б. Б. ) в великой пость онь Афонка с товарыщем ходили в Крым бить челом хану, чтобы Кубек Ага где они живут поляны не пахал и чтоб было где их казачей животине ходить. И крымской хан дал им лист чтоб Кубек той поляны не пахал. А был в Крыму дней з десеть" 56 . Из этих сообщений видно, что казачья община имела особый статус и подчинялась не местным владетелям, а напрямую самому хану. Более того, казаки пользовались определенными льготами в налогах и хозяйственной деятельности. Таким образом, надо рассматривать кубанских казаков (и впоследствии некрасовцев) не как незначительное гнездо бесправных беженцев, а как группу под постоянной протекцией хана.

Особый статус кубанских казаков тоже подтверждается в проезжем листе, обнаруженном у кубанских казаков, пойманных вблизи Царицына в 1709 г. Привожу полный текст перевода этого документа вместе с современной ему припиской: "По приказу превысокова хана, дан сей указ. Которые казаки исстари наши живут на Темрюке и на Кубани и служат с нами, и за службы их в Крым и ис Крыму назад их пропускать, по дорогам и по перевозам и по пристанищам никому недержать и никаких взятков небрать, и в новом городке и в табаковском пристани и в других пристанищах и в перевозех вышеозначенных казаков никому недержать. И везде сей указ осмотря пропущать, и с них и с лошадей и с рухледи их пошлин и перевозных денег неимать и никаких обид им не чинить для того что они изстари наши слуги чтоб против других их неставить. И по сему нашему указу были б все послушны. У того листа приписано хановою рукою имянно и печать. А в печати написание имя Девлет Герей хана Селим Гиреева ханов сын. А писано 1704 году марта 23" 57 .

Из текста видно, что кубанские казаки пользовались большими льготами, чем обычные ханские подданные.

К сожалению, сведения о войсковой жизни кубанских казаков не богаты. Тем не менее из разных источников, прежде всего из распросных речей пленников, кое-какие сведения можно почерпнуть 58 . Савелий Пахомов упоминается как атаман в документах, относящихся к 1694, 1697, 1701, 1708 и 1709 годам, поэтому можно с уверенностью сказать, что он оставался их лидером. В основном казаки жили в городе Копыла, который был их войсковым центром. На жизнь казаки зарабатывали набегами и рыбной ловлей. Наряду с атаманом выбирался есаул и другие войсковые чины.

стр. 35


Существование первого по счету Кубанского войска подтверждается войсковой грамотой, которая была перехвачена в 1709 г. Эта грамота начинается так: "От кубанских атаманов молотцов, от войскового атамана Савелья Пахомовича и от всего войска Кубанского... " 59 .

Следует остановиться на двух примечательных письмах кубанских казаков, перехваченных российскими властями в 1709 г. 60 Это единственные сохранившиеся частные письма казаков: "Государыне моей прелюбезной матушке Федосе Семионовне, сын твой Илья благословения твоего материя прошу и поклоняюсь до лица земли. Да сестрице моей Палагае Левонтевне поклон и великое челобитье. Да братцу моему Федору Левонтьевичю поклон и великое челобитье, как вас Господь Бог милостию своею охраняетъ. А про меня изволите ведать; а я месяца сентября вь 13 день в живых обретаюсь. А в пред уповаю на милость великого Бога. Да пишу я тебе матушка о том, прости государыня матушка Господа ради в чем я тебя прогневал, или чем оскорбил словом или делом. Я матушка живу з добрыми людьми и твоими молитвами по се время жив и здоров, сыт и одет и никакой нужды не видал. И потом здравствуйте на множество лет".

"Братцу моему Зоту Алексеевичю, брат твой Марко Прокофьев челом бьет. Подаждь Господь Бог тебе многие лета здравствовать. Ведомо я тебе братец чиню, чтобы тебе без сомнения ехать к нам на Кубань. А у нас владыко тебя пропитает пищею, будешь сыт. И ты верь сему моему письму поедь з добрыми людьми и иным своим Беляевским молотцам о сем возвести ж, чтобы шли безопаски к нам. А в том пожалуй братец гневу не держи на меня, что я сам не приехал к тебе. Господь Бог посетил меня скорбию за тем я к тебе не поехал. А я тебе рад, чтобы ты пожаловал приехать. По сем здравствуй".

О кубанских казаках вспомнили на Дону в ходе Булавинского восстания. В надежде на помощь булавинцы направили письма к кубанским казакам, но скоро им пришлось искать у них не помощи, а убежища 61 . Осенью 1708 г. Игнат Некрасов привел остатки повстанческого лагеря численностью 1500-2000 казаков на Кубань 62 . Надо предполагать, что кубанские казаки помогли своим братьям обосноваться на новом месте. Безусловно, они играли важную, если не ключевую, роль в предоставлении некрасовцам убежища на Кубани. Сам хан объявил российскому посланнику в июне 1709 г., что "просили у меня и старые казаки которые живут на Кубани чтоб ему [Некрасову] быть у них" 63 . Хотя хан и его визирь подтвердили российскому посланнику, что Крым отказался принять Некрасова, на самом деле некрасовцы уже находились на Кубани.

После 1709 г. дальнейший след первых кубанских казаков исчезает. С этого времени российские документы только упоминают некрасовцев, и эти упоминания встречаются довольно редко. Вероятно, две группы слились в одну. По одним сведениям, Некрасовское войско находилось на Кубани до 40-х годов XVII в., а по другим источникам, отдельные группы оставались там вплоть до присоединения Кубани к России 64 . Когда Екатерина II переселила черноморских казаков с Украины на Кубань в 1792 г., первые кубанские казаки иногда сталкивались с новыми кубанскими казаками. Со временем память о первом Кубанском войске ослабела, тогда как слава нового царского войска на Кубани возросла.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данное исследование было осуществлено при поддержке гранта Совета по международным исследованиям и обменам.

2 Дружинин В. Г. Раскол на Дону. СПб., 1889.

стр. 36


3 Короленко П. П. Некрасовские казаки // Известия общества любителей изучения кубанской области. Вып. 2. Екатеринодар, 1900.

4 Ленивов А. К. Кубанская казачья старина. Историческое исследование. Нью-Йорк, 1972.

5 Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА). Ф. 111. 1677 г. Д. 12. Л. 26-27.

6 Там же.

7 Там же. Л. 28-30.

8 Там же.

9 Там же. 1675 г. Д. 22. Л. 5-6.

10 Дружинин В. Г. Указ. соч. С. 182-185.

11 РГАДА. Ф. 119. 1689 г. Д. 2. Л. 7.

12 Там же. Л. 9-10.

13 Там же. Л. 9.

14 Там же. 1688 г. Д. 10. Л. 1-2.

15 Там же. 1689 г. Д. 2. Л. 10-10 об.

16 Дружинин В. Г. Указ. соч. С. 193-202.

17 Пуле М. де. Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1861. С. 444-445.

18 Там же. Там же.

20 РГАДА. 210. Д. 1406. Л. 123.

21 Там же. Ф. 111. 1691 г. Д. 7. Л. 46.

22 Там же. Ф. 210. Д. 14 об. Л. 123.

23 Там же. Ф. 111. 1691 г. Д. 7. Л. 25-26.

24 Там же.

25 О поездке Базова см.: Там же. Д. 3. Л. 14-23; Д. 7. Л. 24-52.

26 Там же. Д. 7. Л. 37.

27 Там же. Л. 39-41.

28 Там же. Д. 5. Л. 7.

29 Там же. Д. 4. Л. 4.

30 Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН (далее - СПбФИРИ). Ф. 178. Оп. 1. Д. 12348.

31 РГАДА, ф. 111. 1692 г. Д. 3. Л. 162.

32 Там же. Ф. 210. Д. 1406. Л. 176-177.

33 См.: Дружинин В. Г. Указ. соч. С. 210-212.

34 СПбФИРИ. Ф. 178. Oп. 1. Д. 12317. Л. 1-3.

35 Там же. Л. 1-2.

36 Там же. Д. 12319.

37 РГАДА. Ф. 111. 1692 г. Д. 3. Л. 162.

38 Там же. Ф. 210. Д. 1406. Л. 176-177.

39 Там же. Ф. 123. Д. 81. Л. 140-141; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 13-14. М., 1991.С. 466.

40 РГАДА. Ф. 123. Д. 81. Л. 140 об.

41 СПбФИРИ. Ф. 178. Oп. 1. Д. 12348.

42 Там же.

43 РГАДА. Ф. 210. Д. 1406. Л. 178.

44 Там же. Ф. 111. 1693 г. Д. 10. Л. 12.

45 Там же. Ф. 210. Д. 1406. Л. 178.

46 О казни Маныцкого см.: Дружинин В. Г. Указ. соч. С. 212.

47 РГАДА. Ф. 111. 1694 г. Д. 4. Л. 6.

48 Государственный архив Воронежской Области (далее - ГАВО). Ф. 5. Oп. 1. Д. 5. Л. 9.

49 РГАДА. Ф. 111. 1696 г. Д. 7. Л. 1-2, 5-8, 14-20.

50 ГАВО. Ф. 5. Oп. 2. Д. 20. Л. 11.

51 Там же.

52 Там же. Oп. 1. Д. 5. Л. 9-10.

53 РГАДА. Ф. 119. Oп. 1. Д. 9., Л. 4-8.

54 Там же. Л. 8.

55 Там же. Л. 4.

стр. 37


56 Там же. Л. 4 об.

57 Там же. Ф. 111. 1709 г. Д. 12. Л. 6 об.

58 См. документы ГАВО и Российского государственного архива Военно-Морского Флота (далее - РГАВМФ) (Ф. 177. Oп. 1. Д. 37. Л. 1).

59 РГАДА. Ф. 111. 1709 г. Д. 12. Л. 7-7 об.

60 Там же. Л. 7-8 об.

61 Булавинское восстание. М., 1935. С. 461-465.

62 Численность определяется по сообщениям некрасовцев в распросах. См.: РГАМФ. Ф. 233. Oп. 1. Д. 28. Л. 234-5.

63 РГАДА. Ф. 123. 1709 г. Д. 1. Л. 13.

64 Дата 7249 г. от сотворения мира (1740-1741 гг.) содержится в некоторых евангелиях, принадлежащих некрасовцам. См.: Тумилевич Ф. В. Предания о "городе Игната" и их источники // Народная устная поэзия Дона. Ростов-на-Дону, 1963. С. 326. О столкновении с некрасовцами после переселения черноморских казаков см.: Туренко А. Историческая записка о войске черноморском // Киевская старина, 1887. С. 508.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-ПЕРВОГО-КУБАНСКОГО-КАЗАЧЬЕГО-ВОЙСКА-ПОИСКИ-УБЕЖИЩА-НА-СЕВЕРНОМ-КАВКАЗЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

БРАЙАН М. БОУК, К ИСТОРИИ ПЕРВОГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: ПОИСКИ УБЕЖИЩА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.02.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-ПЕРВОГО-КУБАНСКОГО-КАЗАЧЬЕГО-ВОЙСКА-ПОИСКИ-УБЕЖИЩА-НА-СЕВЕРНОМ-КАВКАЗЕ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - БРАЙАН М. БОУК:

БРАЙАН М. БОУК → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
357 просмотров рейтинг
16.02.2022 (799 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К ИСТОРИИ ПЕРВОГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: ПОИСКИ УБЕЖИЩА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android