Libmonster ID: RU-13333
Автор(ы) публикации: Е. С. ШЕРШНЕВ

Появление на мировом рынке первого в мире социалистического государства означало не просто появление еще одного контрагента. В основу внешних связей Советской России были положены новые, до того неизвестные миру принципы межгосударственных отношений. Задачи торгующих организаций, сформулированные Советским правительством во главе с В. И. Лениным, торгово-политические средства, с помощью которых началось их решение, подход к установлению межгосударственных отношений с отдельными странами - все это коренным образом отличалось от существовавших догм, концепций и практики, сложившихся при капитализме.

Одним из важнейших ленинских принципов развития внешнеэкономических связей социалистического государства был принцип государственной монополии внешней торговли. Необходимость установления государственной монополии внешней торговли была обоснована В. И. Лениным еще в период подготовки Великой Октябрьской социалистической революции. В статье "Грозящая катастрофа и как с ней бороться" (сентябрь 1917 г.) он указывал, что пролетариат должен овладеть командными высотами в народном хозяйстве путем их национализации1 . В. И. Ленин исходил из того, что экономические отношения Советского государства с капиталистическим миром могут и должны строиться только на основе государственной монополии внешней торговли.

Уже 29 декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление, гласившее, что "разрешения на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы в Россию выдаются исключительно отделом внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности"2 . В апреле 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома "О национализации внешней торговли", который устанавливал: "Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются"3 .

С тех пор многое изменилось в мире и международных позициях СССР, но государственная монополия в области внешнеэкономических связей остается незыблемым конституционным принципом нашего го-


1 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 34, стр. 161.

2 СУ РСФСР, 1918, N 14, ст. 197.

3 Там же, N 33, ст. 432.

стр. 19


сударства. Естественно, что при сохранении самого принципа функции этой монополии на различных этапах истории Советского государства проявлялись по-разному: до второй мировой войны, когда СССР один, в условиях капиталистического окружения, строил социализм, решающее значение имели две функции: максимальное содействие ускорению развития социалистических производительных сил и защита социалистического хозяйства от экономического наступления капитализма. На современном этапе важное значение приобретают и другие функции монополии внешней торговли - она становится одним из средств осуществления планового развития и координации экономики стран социалистического рынка и налаживания стабильности, долгосрочных связей с развивающимися странами и развитыми капиталистическими государствами.

Последовательное проведение принципа монополии внешней торговли никогда не создавало препятствий на пути развития взаимовыгодных, равноправных отношений СССР с другими странами. Торговые партнеры, которые были заинтересованы в установлении таких отношений, имели возможность убедиться в этом уже в первые годы реализации Советским правительством этого принципа. На XI съезде партии В. И. Ленин выразил уверенность в том, что "развитие правильных торговых сношений между Советской республикой и всем остальным капиталистическим миром неизбежно пойдет дальше"4 . Планируя расширение внешней торговли Советской республики, В. И. Ленин уделял особое внимание налаживанию советско-американских отношений. В октябре 1919 г., отвечая на вопрос американского журналиста, "какова позиция Советского правительства в отношении экономической договоренности с Америкой?"- он заявил: "Мы решительно за экономическую договоренность с Америкой, - со всеми странами, но особенно с Америкой"5 . В беседе с другим американским корреспондентом (февраль 1920 г.) В. И. Ленин отметил: "Некоторые американские предприниматели как будто начинают понимать, что более разумно вести выгодные дела в России, чем вести войну с Россией, а это хороший признак. Нам будут нужны американские промышленные изделия... более чем товары какой-либо другой страны... Я не вижу никаких причин, почему такое социалистическое государство, как наше, не может иметь неограниченные деловые отношения с капиталистическими странами"6 .

По предложению В. И. Ленина Советское правительство обратилось в 1921 г. к конгрессу США и президенту Гардингу со специальным посланием, в котором высказалось за налаживание советско-американских экономических связей. "С самого начала своего существования, - говорилось в этом обращении, - Советская Россия надеялась на возможность скорого установления дружественных отношений с великой Северо- Американской республикой и рассчитывала, что между обеими Республиками создадутся тесные и устойчивые связи к взаимной выгоде"7 . Исходя из этого Советское правительство выразило готовность послать в США специальную делегацию для ведения деловых торговых переговоров. Американское правительство далеко не сразу отозвалось на призывы Советской республики. Оно испробовало все: и ограничение торговли, и экономическую блокаду, и даже интервенцию. Лишь потерпев крах в своих расчетах, правительство США в 30-е годы пошло на дипломатическое признание Советского Союза и расширение с ним торговых отношений.

Последующие годы особенно показательны с точки зрения возможностей и перспектив развитая внешнеэкономических связей СССР. В стране продолжалось осуществление грандиозной программы построе-


4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 71.

5 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 209.

6 В. И. Ленин. ПСС. Т. 40, стр. 152.

7 "Известия ВЦИК", 22.III.1921.

стр. 20


ния основ социализма. Как и ранее, Коммунистическая партия считала внешнюю торговлю одним из важных рычагов реализации этих планов. За период двух первых пятилеток в СССР было завезено товаров на 4,2 млрд. руб., в том числе в годы первой пятилетки - на 3,1 миллиарда8 . В сравнении с объемом отечественного производства сумма была незначительной (даже в годы максимально высокого уровня закупок доля импортных товаров в общем потреблении страны не превышала 3%), но с точки зрения масштабов внешней торговли и ее экономического значения этот прирост был огромен. О стремительном расширении в те годы внешнеторговых связей СССР можно судить уже по тому, что на годы первой пятилетки приходится около 50% внешних закупок Советского государства за первые 20 лет его существования. Быстро развивался и наш экспорт как по объему, так и по своей структуре. На принципах мирного сосуществования стали строиться отношения СССР со многими странами мира.

Примечательно и другое: жизнь подтвердила правильность неоднократно высказывавшейся В. И. Лениным мысли, что особенно значительны возможности советско-американской торговли. В годы довоенных пятилеток она имела существенное значение для обеих сторон. Доля США в советском экспорте возросла с 1928 по 1938 г. с 3,5 до 6,6%, а в импорте - с 20 до 28%. В то время как все страны резко сократили закупки в США, Советский Союз увеличил их и вышел на одно из первых мест среди покупателей некоторых американских товаров, в том числе машин, различных видов станков, прессов, двигателей внутреннего сгорания, электроаппаратуры, энергосилового оборудования, паровозов, авиационного оборудования. Доля оборудования и транспортных средств в общем экспорте США в СССР увеличилась в 1931 г. до 95% против 49% в 1929 году. В 1931 г. в Советский Союз было отгружено около 40% вывезенных из США машин и разного промышленного оборудования, в том числе 66% металлорежущих станков, 75% кузнечного оборудования, 96% локомотивов9 . Выполнением советских заказов были заняты сотни тысяч американских рабочих. В 30-х годах США занимали 'одно из ведущих мест во внешней торговле СССР.

Торговые связи СССР и США строились на основе равноправия и взаимной выгоды. Они не означали усиления экономической зависимости социалистического государства от внешнего рынка. Напротив, впервые в истории международных отношений торговля стала одним из средств достижения экономической самостоятельности и независимости нашей страны. Это стало возможным лишь благодаря неукоснительному соблюдению ленинских принципов развития внешней торговли.

В общем комплексе проблем внешнеэкономических отношений Советской республики В. И. Ленин уделял особое внимание вопросам ее финансового и технического сотрудничества с другими государствами. Первое разъяснение своего подхода к этой проблеме В. И. Ленин сделал еще в сентябре 1919 года. В письме "Американским рабочим" он писал: "Меня спрашивают нередко, правы ли те американцы, не рабочие только, но и главным образом буржуа, которые, относясь отрицательно к войне с Россией, ждут от нас, в случае заключения мира, не только возобновления торговых сношений с нами, но и возможности получения известных концессий в России. Я повторяю, что они правы... На разумных условиях предоставленные концессии желательны и для нас, как одно из средств привлечения к России технической помощи более передовых в этом отношении стран, в течение того периода, когда будут существовать рядом социалистические и' капиталистические государства"10 .


8 "50 лет советской внешней торговли". М. 1967, стр. 44.

9 "Внешняя торговля США" М. 1965, стр. 289.

10 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 197.

стр. 21


В. И. Ленин неоднократно возвращался к вопросу о финансовых, технических и других формах сотрудничества с США, в частности в связи с переговорами с американцем В. Вандерлипом. Этот бизнесмен, представлявший синдикат банков американского Запада, приехал в Москву осенью 1920 года. Его привлекала возможность финансовых отношений с Советской Россией. Он был принят В. И. Лениным, встречался с другими представителями Советского правительства. Вандерлип предложил проект очень крупной концессии на эксплуатацию угольных и нефтяных ресурсов и на рыболовный промысел в Приморском крае и на Камчатке. Его идея заключалась в том, чтобы синдикат инвестировал свободные капиталы в местах, отведенных для концессии, построил дороги, склады, создал предприятия по добыче угля, нефти, ловле рыбы и в течение концессионного срока, извлекая выгоды от хозяйственной деятельности, уплачивал Советскому правительству определенный процент от доходов. Предполагалось, что концессионеры будут получать часть продукции с правом вывоза ее за границу.

Использование такой формы отношений, как предоставление концессий, вызывалось рядом специфических особенностей того периода. Перед молодой Советской республикой стояла важная задача - быстро восстановить разрушенное войной хозяйство, укрепить свои международные позиции и урегулировать ряд финансовых вопросов с капиталистическими странами. Исходя из этих соображений, Совнарком в ноябре 1920 г. опубликовал "Общие экономические и юридические условия концессий"11 . Согласно окончательному проекту договора с Вандерлипом, концессия предоставлялась на 60 лет. Советское правительство оставляло за собой право контроля, а также досрочного выкупа по истечении 35 лет всех концессионных предприятий. Концессионеры должны были отчислять (в долларах или в натуре) в пользу Советского правительства 2,5% вывозимой ими продукции угольных и нефтяных предприятий и 5%. рыбной продукции. Подразумевалось, что концессия будет передана синдикатом Вандерлипа правительству США. Советское правительство специально оговорило, что договор вступит в силу после восстановления нормальных отношений де-факто между правительствами Советской республики и США.

Вандерлипу не удалось, как известно, осуществить свой проект. Этому противодействовало американское правительство, которое стремилось в те годы не допустить сотрудничества с Советской Россией. В этой связи В. И. Ленин отметил на IX Всероссийском съезде Советов: "Насчет блокады опыт показал, что неизвестно, для кого она тяжелее: для тех, кого блокируют, или для тех, кто блокирует"12 . Первая концессия на территории РСФСР была выдана на разработку асбестовых рудников в Алапаевском районе на Урале американской "Объединенной компании медикаментов и химических препаратов" по договору, утвержденному СНК 1 ноября 1921 года. Владельцу концессии А. Хаммеру В. И. Ленин писал 11 мая 1922 г.: "Мои наилучшие пожелания полного успеха Вашей первой концессии. Этот успех будет иметь большое значение также и для торговых сношений между нашей Республикой и Соединенными Штатами"13 .

Известно, что далеко не все переговоры в те годы проходили гладко и характеризовались взаимопониманием сторон. В ряде случаев иностранные, в том числе и американские, компании стремились получить концессии в России на условиях, явно несовместимых с экономическими интересами и суверенитетом молодой Советской республики. Исходя из ленинского указания, Советское правительство вело переговоры о концессиях только на базе одобренных Коммунистической партией решений


11 "Документы внешней политики СССР". Т. III. М. 1959, стр. 338.

12 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 301.

13 В. И. Ленин. ПСС. Т. 54, стр. 252.

стр. 22


и предоставляло их лишь после согласования приемлемых политических и взаимовыгодных экономических условий.

Большое внимание Советское правительство уделяло установлению и других форм экономических связей, в частности научно-техническому сотрудничеству. Одним из первых мероприятий в этой области было создание в некоторых районах России сельскохозяйственных коммун с участием американских специалистов14 . Коммуны наглядно показывали крестьянам преимущества крупного хозяйства, вооруженного машинной техникой, служили для них образцом и примером. Президиум ВЦИК 9 ноября 1922 г. по рекомендации В. И. Ленина признал ряд руководимых американцами хозяйств образцовыми. Выражая глубокую признательность за своевременную и важную в тех условиях помощь, оказанную нам американским Обществом технической помощи и Обществом друзей Советской России, В. И. Ленин отметил, что "из всех видов помощи помощь нашему сельскому хозяйству и улучшению техники этого хозяйства является для нас самой важной и самой ценной"15 .

Советское правительство не оставляло без внимания проявлений личной заинтересованности в экономических связях с Советской Россией. "Мы находимся в очень затруднительном положении... - писал В. И. Ленин одному прибывшему в нашу страну американскому инженеру-механику, - но для наших гостей (у нас слишком мало заграничных гостей) мы сможем найти все, что нужно"16 . Такое отношение очень скоро дало свои плоды. В Нью-Йорке было создано специальное техническое бюро, в котором сотрудничало 350 инженеров и техников. Отделения бюро были открыты также в Чикаго, Детройте, Сан-Франциско и других городах США. Американские специалисты помогали в решении технических задач, передавали советским предприятиям техническую и специальную литературу. В 1926 г. под давлением деловых кругов США был полностью пересмотрен американский состав Американо-Русской торговой палаты. В совет директоров вошли представители крупных компаний США, президентом был избран Р. Шлей - вице-президент крупнейшего американского банка "Чейз нэшнл бэнк". Палата выступила за дипломатическое признание СССР и поставила перед собой задачу объективно информировать американскую общественность о перспективах торговли с СССР, оказывать содействие американским гражданам в установлении контактов с внешнеторговыми организациями Советского Союза. Летом 1929 г. по инициативе палаты была предпринята поездка в СССР с целью ознакомления со страной группы американских бизнесменов и банкиров. Всего в конце 20-х годов Советский Союз посетили представители около 150 американских фирм.

Больших масштабов научно-техническое сотрудничество с американскими фирмами достигло в период довоенных пятилеток. Уже к 1930 г. свыше 40 крупнейших американских фирм (в том числе "Форд моторе", "Дженерал электрик", "Рэдио корпорейшн оф Америка", "Дюпон де Немюр", "Мак-Кормик К°" и др.) имели с Советским Союзом соглашения о техническом сотрудничестве. Они принимали непосредственное участие в строительстве Днепрогэса, Магнитогорского и Кузнецкого металлургических заводов, тракторных заводов в Сталинграде и Харькове, автомобильного в Нижнем Новгороде. В годы первой пятилетки в нашей стране находилось уже около 1500 американских специалистов, которые принимали активное участие в строительстве промышленных предприятий. Многие из них за успешную работу были награждены орденами Советского Союза. Широкий размах по тем временам советско-американских торговых и научно-технических связей


14 "О помощи трудящихся зарубежных стран советскому сельскому хозяйству (1921 - 1925 гг.)". "Исторический архив", 1961, N 4, стр. 74.

15 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 297.

16 В. И. Ленин. ПСС. Т. 51, стр. 393.

стр. 23


имел большое значение для установления взаимопонимания между двумя народами. Сотни американских специалистов, откликнувшихся в свое время на приглашение Советского правительства, не только снискали заслуженное уважение советского народа, но и сыграли большую роль в распространении среди американских трудящихся правдивой информации о первом в мире социалистическом государстве.

Многие представители делового мира и политических кругов США высоко оценивали в те годы значение и перспективы советско-американских экономических отношений. В США признавалось огромное потенциальное значение советского рынка для расширения американской торговли. Но немало было и тех, кто по разным причинам активно выступал против торговых связей с СССР. Наиболее реакционные круги США требовали свертывания советско-американской торговли, запрещения ввоза в США советских товаров. Показательно, что в 1924 - 1930 гг. экспорт США в СССР непрерывно возрастал, а импорт из СССР увеличивался незначительно. В 1930 - 1932 гг. ввоз советских товаров в США как в связи с кризисным падением в стране спроса, так и под влиянием дискриминационных мер упал более чем в 2 раза, в том числе пушнины - в 4 раза, пиломатериалов - в 5 раз, а ввоз спичек был прекращен полностью. Под предлогом борьбы с "советским демпингом" власти США полностью запретили импорт леса из некоторых районов Советского Союза, затруднили ввоз антрацита, асбеста, апатитов и ряда других товаров17 .

Лишь после установления в 1933 г. нормальных дипломатических отношений и заключения торгового соглашения 1937 г. были созданы более благоприятные условия для развития взаимовыгодных советско-американских экономических отношений. Внешнеторговый оборот вырос к 1938 г. по сравнению с 1933 г. более чем в 4,4 раза, в том числе импорт СССР - в 6,6 раза, импорт США - в 2 раза. Советский Союз закупал главным образом металлообрабатывающие станки и кузнечно-прессовое оборудование, электротовары, поставляла же наша страна в США в основном пушнину (около половины нашего экспорта), марганцевую руду, уголь, пиломатериалы, льняные ткани18 .

Во время второй мировой войны СССР и США были союзниками. Уже в сентябре 1941 г. состоялась конференция трех держав - СССР, США и Англии, на которой были обсуждены вопросы экономического сотрудничества этих стран. 11 июля 1942 г. в Вашингтоне было подписано "Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии", которое устанавливало, что обе стороны будут оказывать друг другу помощь оборонными материалами, обслуживанием и информацией. В основе этого соглашения лежал американский закон о ленд-лизе. Для осуществления непосредственных сношений с администрацией США по ленд-лизу и для наблюдения за выполнением поставок в СССР была создана в Вашингтоне советская правительственная закупочная комиссия.

В соответствии с соглашением о ленд-лизе США поставляли СССР необходимые для ведения войны вооружение и материалы, а также продовольствие и некоторые другие товары. Соглашением о ленд-лизе предусматривалось, что поставленные и оставшиеся не использованными к моменту окончания войны военные материалы будут возвращены Соединенным Штатам, а за другие неиспользованные товары будет произведен расчет, причем условия этого расчета должны быть таковы, чтобы не только не затруднять торговлю между СССР и США, а, наоборот, содействовать взаимовыгодным экономическим отношениям между ними. В документе была, в частности, отмечена необходимость таких со-


17 "Внешняя торговля США", стр. 290.

18 Там же, стр. 291.

стр. 24


гласованных действий США и СССР, которые привели бы к увеличению обмена товарами, к уничтожению всех форм дискриминации, к снижению пошлин и других торговых барьеров. Товарооборот между США и СССР в годы войны резко возрос. .

Американский государственный деятель Э. Стеттиниус, выступая в 1944 г., говорил по поводу советско-американских отношений в период войны и значения этих отношений в будущем: "Я счастлив, что США ничего не потеряли, а только выиграли и будут выигрывать от продолжения тесного сотрудничества между США и Советским Союзом как теперь, так и после войны. Иное же может привести нас только к трагедии"19 . Общая сумма поставок Советскому Союзу по ленд-лизу составила 9,8 млрд. долларов20 . Но, как ни велика эта сумма, она была незначительна по сравнению с расходами СССР, связанными с войной против фашизма, и с той продукцией, которую выпускала советская промышленность в годы войны. Известно, что расходы Советского государства в войне против гитлеровской Германии и империалистической Японии, включая ущерб, причиненный нашей стране гитлеровцами, составили 500 млрд. долларов. Поставки союзниками промышленных товаров в СССР соответствовали примерно 4% объема промышленной продукции, произведенной на предприятиях СССР за годы войны21 .

Успехи военного и экономического сотрудничества двух стран, завершившегося победой над фашистской коалицией, грандиозные планы послевоенного восстановления и развития разрушенных войной районов Советского Союза, равно как и других пострадавших от военных действий стран, - все это открывало новые перспективы для советско-американских отношений. И действительно, сразу же после окончания второй мировой войны началось быстрое расширение торговли и других форм экономических связей; товарооборот между странами вскоре превысил максимальный уровень довоенных лет. Основное место среди закупавшихся Советским Союзом американских товаров занимали оборудование и средства транспорта (в 1946 г. - более 50% всего импорта). Кроме того, в значительном количестве ввозились черные и цветные металлы, продукция животноводства, текстильные изделия, нефть и нефтепродукты. СССР поставлял на американский рынок марганцевую и хромовую руды (удовлетворяя на 40 - 50% импортные потребности США в этих товарах), пушнину, щетину, крабовые консервы, икру, козий пух, козью шерсть и другие товары.

В первые послевоенные годы в советско-американских отношениях начали устанавливаться формы долгосрочного торгового и финансового сотрудничества. В течение 1946 г. и первых месяцев 1947 г. часть товаров в СССР поставлялась американскими фирмами по заказам, сделанным еще в годы войны. В октябре 1945 г. между правительствами СССР и США было заключено соглашение о предоставлении СССР кредита для получения товаров, заказанных по ленд-лизу, но не поставленных к моменту окончания военных действий. Кредит был предоставлен сроком на 30 лег из расчета 2 3/8% годовых с началом платежей основного долга в 1954 году. В счет этого соглашения было намечено поставить в СССР товаров на 240,2 млн. долл., сумма фактических поставок составила 221 млн. долларов22 .

Таким образом, в послевоенные годы открывались широкие перспективы взаимовыгодного советско-американского экономического сотрудничества. Однако развитие событий пошло в ином направлении. Военно-политический авантюризм взял в США верх над здравым смыслом, и Вашингтон пошел на разрыв экономических отношений с Совет-


19 Там же, стр. 293.

20 Там же.

21 "Дипломатический словарь". Т. 2. М. 1961, стр. 174.

22 "Внешняя торговля США", стр. 294.

стр. 25


ским Союзом и другими социалистическими странами. Результатом этой политики явился длительный период "холодной войны". Ее инициаторы сделали все, чтобы удержать в фарватере своей политики и другие развитые капиталистические страны. Но большинство политических союзников США очень скоро осознало бессмысленность попыток задержать экономическое развитие социалистических стран, сделало правильные выводы о неблагоприятных для них самих последствиях нарушения издавна сложившихся торговых связей. Руководствуясь своими экономическими интересами, а подчас и политическими соображениями, стремлением к укреплению добрососедских отношений, они стали переходить от простого расширения товарообмена к сотрудничеству с СССР в научно-технической и других областях, включая совместное сооружение промышленных комплексов, разработку естественных богатств и т. п.

В течение почти четверти века США последовательно добивались расширения сферы "холодной войны" и способствовали ухудшению советско-американских отношений. Но Советский Союз не ответил на это аналогичными мерами. Напротив, в январе 1956 г. Советское правительство предложило правительству США заключить Договор о дружбе и сотрудничестве, в июле 1958 г. - провести согласованные меры, направленные на нормализацию и развитие торговых отношений. Многие в США тогда пытались представить эти предложения как признак слабости Советского Союза, как подтверждение эффективности американской политики. Абсурдность подобных утверждений особенно отчетливо видна сегодня, спустя 14 лет. Не удивительно, что здравая оценка складывающейся ситуации получила распространение и в США, прежде всего в среде деловых кругов. Потеря емкого рынка социалистических стран, успехи конкурентов, учет изменений международной обстановки - все это привело к тому, что в промышленных кругах США, хотя и не сразу, но все более явно обнаружилось понимание того факта, что политика дискриминации никому, кроме самих США, не наносит ущерба. Характеризуя этот сдвиг, известный американский дипломат и исследователь внешней политики США Д. Болл не без сарказма констатировал: "Разумеется, отказ от выгодных деловых сделок с Советским Союзом в нынешних условиях... воспринимается не как осуществление разумной внешней политики, а скорее как самоистязание в национальном масштабе"23 .

Требование деловых кругов США пересмотреть политику торговых отношений с социалистическими странами становилось все более определенным. Это привело к частичному пересмотру в декабре 1969 г. закона 1949 г. об экспортном контроле, который на протяжении двух десятилетий был основой дискриминационной политики США в отношении социалистических стран. Осенью 1971 г. о некотором изменении своего подхода к этим вопросам заявил и президент Р. Никсон. В ноябре 1971 г. в Москву был направлен министр внешней торговли США М. Стене, который привез с собой письмо президента и заявил о намерениях США провести конструктивное обсуждение проблем экономических взаимоотношений двух стран. Таким образом, в начале 70-х годов в США определился отход от провалившейся политики "холодной войны".

Имеются по крайней мере три обстоятельства, заставляющие правящие круги США более трезво смотреть на советско-американские отношения. Во-первых, ослабление международной напряженности в результате успешной реализации внешнеполитической программы Советского Союза, получившей после XXIV съезда КПСС особенно широкий резонанс. Подписание соглашения с ФРГ, проведение московских переговоров с США на высшем уровне, достигнутое между СССР и США соглашение - все это обусловливает некоторое изменение политическо-


23 George W. Ball. The Discipline of Power. L. 1968, p. 278.

стр. 26


го климата в мире, в том числе и взаимоотношений между СССР и США. Во-вторых, серьезное ухудшение экономического положения США. Вот уже третий год подряд американское производство переживает кризисный застой. Общий объем выпуска промышленной продукции был в 1971 г. примерно на 0,9% ниже, чем в 1969 г., а безработица достигла самого высокого за последние 10 лет уровня. В этих условиях вопросы стимулирования производства, а также содействия расширению сбыта товаров как на внутреннем, так и на внешних рынках приобрели для американского правительства особую актуальность. Положение усугубилось еще и тем, что в конце 60-х годов актив внешней торговли США резко сократился, а в 1971 г. впервые за последние 80 лет торговый баланс стал отрицательным, причем ввоз превышает вывоз на громадную сумму - более 2 млрд. долларов. В-третьих, ослабление позиций США на капиталистическом рынке при одновременном нарастании экономических противоречий между США и их основными торговыми партнерами. Только за последние 10 лет доля США в мировом экспорте снизилась с 15,9 до 13,7%24 . 70-е годы, как полагают американские специалисты, будут характеризоваться еще большим обострением конкурентной борьбы на капиталистическом рынке. Для США, которые привыкли к активному торговому балансу, к использованию более высокого, чем у их партнеров, протекционистского барьера, к сохранению за собой "особых привилегий" лидера западных блоков и т. п., это предопределяет в перспективе особенно серьезные затруднения.

На протяжении послевоенных лет в США широко пропагандировался тезис, что рынок СССР и других социалистических стран не имеет практического значения для американской экономики, что у социалистических стран нет экспортных ресурсов, что интересуются они лишь военными и стратегически важными товарами. Все эти годы Вашингтон фактически пытался игнорировать тот факт, что товарооборот между капиталистическими и социалистическими странами достиг к концу 60-х годов более 20 млрд. долларов. Сегодня в этих вопросах проявляется больше здравого смысла. Помощник президента США по вопросам внешнеэкономических отношений П. Питерсен был вынужден признать в декабре 1971 г. не только "впечатляющий" рост товарооборота между капиталистическими и социалистическими странами, но и необходимость для США догонять своих конкурентов25 .

Советское государство обладает всем необходимым, чтобы развивать свою экономику, опираясь лишь на внутренние силы, и, как показал опыт, успешно справлялось с этой задачей. Однако Коммунистическая партия и Советское правительство всегда исходили из желательности рационального расширения экономических связей страны и активного использования преимуществ международного разделения труда, специализации и кооперации производства. Путь автаркии никогда не рассматривался в Советском Союзе как рациональная перспектива экономического развития. История советско-американских отношений являет собой пример практического воплощения этих принципов. Позитивное отношение Советского государства к налаживанию взаимовыгодных экономических связей с США является традиционным со времен В. И. Ленина. Советское правительство придерживалось этой точки зрения в 20-х годах, когда США еще не признавали Страну Советов; в 30-х годах, то есть в период первых пятилеток; в 40-х годах, когда СССР и США вместе боролись против общего врага; в 50-х - 60-х годах, когда США выступили инициатором "холодной войны" и ввели ограничения на торговлю с социалистическими странами.

Непременным условием сотрудничества Советского государства с любой другой страной является соблюдение принципа равенства и ува-


24 "The United States in the Changing World Economy". Washington, 1971. Chapt. N 1.

25 Ibid. Chapt. N 35 p. 23.

стр. 27


жения сторон. Некоторые политические деятели и представители делового мира США считали, что Советский Союз в большей мере, чем США, заинтересован в торговле, что в обмен на расширение товарооборота он должен сделать уступки в более широком плане. Все это, разумеется, неприемлемые принципы для развития отношений с Советским Союзом. За 25 лет "холодной войны" торгово-экономические связи между СССР и США были практически полностью оборваны: товарооборот был сведен до ничтожно малого уровня, деловые контакты прекращены. В настоящее время в советско-американских экономических отношениях намечается новый важный этап.

Переговоры в мае 1972 г. между руководителями Советского Союза и президентом США привели к подписанию ряда соглашений, затрагивающих важнейшие области взаимовыгодного сотрудничества США и СССР и отвечающих интересам всех стран мира, в том числе соглашения о сотрудничестве обеих стран в области науки и техники. Была достигнута договоренность об учреждении совместной комиссии по вопросам торговли. Стороны согласились, что существуют объективные условия для расширения экономических связей между ними, что правительства обеих стран будут содействовать этому расширению и вести переговоры с целью заключения торгового соглашения на основе взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования.

В ходе московской встречи на высшем уровне советская сторона подтвердила свое прежнее позитивное отношение к вопросам развития советско-американских связей. Американская сторона в отличие от своей прежней позиции, во-первых, признала наличие объективных условий для расширения экономических отношений между двумя странами, во-вторых, объявила, что правительство США будет активно содействовать расширению этой торговли, и, в-третьих, выразила готовность вести переговоры с целью заключения торгового соглашения, а также урегулирования финансовых и многих другие вопросов. Большую роль в нормализации и развитии торгово-экономических отношений сыграла советско-американская комиссия по торговым вопросам, созданная в ходе переговоров на высшем уровне. Результатом двух сессий этой комиссии явилось подписание между СССР и США соглашений по вопросам торговли, об урегулировании расчетов по ленд- лизу, о взаимном предоставлении кредитов, по некоторым вопросам морского судоходства26 .

Таким образом, нормализация советско-американских экономических отношений принимает все более рельефные формы. Она основана на тех принципах, которые в мае 1972 г. были зафиксированы в документе "Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки". Этот документ, подписанный Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым и президентом Р. Никсоном, утверждает идею мирного сосуществования государств с различными социальными системами.

Подписание упомянутых соглашений не только означает официальный отказ США от политики дискриминации, которую они проводили в отношении социалистических стран на протяжении последних 25 лет, но и создает реальные перспективы для расширения международных экономических связей. Характеризуя подписанные соглашения, обе стороны отметили, что они являются существенным шагом на пути улучшения политических отношений между США и СССР, а также создают возможность для укрепления мира и сотрудничества обоих государств.

Реализация достигнутой договоренности будет, несомненно, иметь важное значение для обеих стран: предусматривается трехкратное увеличение торгового оборота, изучение возможностей сотрудничества сторон в строительстве промышленных объектов и совместной разработке полезных ископаемых, расширение научно-технического обмена и т. п.


26 "Правда", 20.X.1972.

стр. 28


Конечно, в США имеются силы, которые придерживаются старых взглядов. Но развитие событий, а также итоги двух сессий советско-американской комиссии по вопросам торговли показывают, что начинает преобладать трезвый подход к проблеме советско- американских экономических отношений.

Одним из сложных аспектов дальнейшего развития экономических отношений между СССР и США является выбор наиболее рациональных форм этого развития. В этом плане особенно важно достигнутое в ходе московской встречи на высшем уровне соглашение о том, что двусторонняя комиссия по вопросам торговли будет специально изучать возможности совместной разработки природных ресурсов, а также производства и сбыта сырья и другой продукции. Не менее важен и вопрос о развитии научно-технических связей между СССР и США. При современных масштабах научно-технического прогресса все страны, включая самые развитые, считают для себя выгодным приобретать лицензии и разработки технологических процессов в той или иной области производства за рубежом или обменивать их на свои. Советский Союз и США в этом плане исключения не составляют, что и зафиксировано в советско-американском соглашении о сотрудничестве в области науки и техники. Эта форма связей имеет самые широкие перспективы. Ведь речь идет о двух наиболее развитых в научно-техническом отношении государствах мира. Сочетание достижений этих стран, особенно в таких областях, как развитие производительных сил, сохранение природной среды, в которой живет человечество, освоение богатств Мирового океана, исследование космоса и т. п., может стать важным фактором не только их экономического развития, но и развития других стран.

В. И. Ленин, который во всех своих теоретических работах и в практических делах активно выступал за использование преимуществ международного разделения труда, в свое время отмечал: "Есть сила большая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила - общие экономические всемирные отношения"27 . Исходя из ленинских заветов, Советское правительство в своих контактах с капиталистическим миром, в том числе и с США, постоянно подчеркивало свою готовность участвовать в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана. Об этом говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии28 .

В истории экономического сотрудничества между Советским Союзом и США в прошлом были подъемы и спады. Несмотря на это, Советское правительство всегда исходило в своих отношениях с США из ленинского принципа мирного сосуществования и неизменно стремилось к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества. Как показал опыт, разница социально-политических систем двух стран, а также специфика внешнеэкономических связей СССР (государственная монополия на внешнюю торговлю, долгосрочное планирование народного хозяйства в целом и товарооборота в частности и т. п.) не препятствуют расширению и углублению такого сотрудничества. Достигнутые в 1972 г. в результате встречи на высшем уровне советско-американские соглашения по вопросам экономических и научно-технических связей поставили экономические отношения между двумя странами на прочную долговременную основу к взаимной выгоде обеих сторон.


27 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 304 - 305.

28 "Материалы XXIV съезда КПСС". М. 1971, стр. 30.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ-ЭКОНОМИЧЕСКИХ-ОТНОШЕНИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. С. ШЕРШНЕВ, К ИСТОРИИ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ИСТОРИИ-СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ-ЭКОНОМИЧЕСКИХ-ОТНОШЕНИЙ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Е. С. ШЕРШНЕВ:

Е. С. ШЕРШНЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1349 просмотров рейтинг
30.01.2017 (2615 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
22 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К ИСТОРИИ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android