Libmonster ID: RU-12548
Автор(ы) публикации: Юрий Аммосов
Источник: Эксперт, 2005-11-28


Любовь к собственным разработкам, умение управлять маленькой маржой и старательность в перенимании чужого опыта - таков китайский рецепт мирового лидерства

В прошлом году IBM объявила о продаже своего компьютерного дивизиона за 1,4 млрд долларов. Бестселлером этого подразделения была запущенная в 1992 году серия ноутбуков Thinkpad. Черные компьютеры много лет были приметой деловых людей во всем мире. Но сама IBM постоянно теряла на ноутбуках деньги, пока наконец в 2004 году не объявила: Thinkpad и все активы по его разработке и производству продаются. Был объявлен и покупатель, и это объявление потрясло мир едва ли не больше, чем тот факт, что основатель компьютерного бизнеса решил более не заниматься компьютерами.

Производство компьютеров под маркой IBM купила китайская фирма Lenovo, до недавнего ребрендинга известная как Legend Computers - "красный чип" биржи Гонконга и абсолютный лидер компьютерного рынка Китая. Шок от этой сделки был сравним с покупкой японцами небоскребов Манхэттена за полтора десятилетия до того.

С того момента как сделка была объявлена, прошел год. В октябре корреспондент "Эксперта" побывал в Китае, где постарался разобраться, зачем китайцы купили приличный кусок IBM. Для Lenovo это была первая встреча с представителем российской прессы.

Академическая невестка

В отелях, рассчитанных на приезжающих бизнесменов, на континентальном завтраке обязательно присутствует повар, готовящий омлет. В странах, где сервис формировался десятилетиями, повар помахивает сковородкой и лопаткой не задумываясь, почти лениво, но всегда безошибочно. Китайский повар был молод, и его движениям не хватало отточенности. Омлет, который я получил на завтрак, почти соответствовал международному стандарту. Почти, потому что развалился на тарелке. Вместе с тем по каждому движению повара было видно, как он старается, сколько энергии вкладывает в свое дело. Все мои китайские собеседники, когда я сравнивал их с западными коллегами, неуловимо напоминали мне этого повара - еще не такие умелые, но преисполненные энергии и готовности учиться и совершенствоваться. И сам город Пекин, похожий на Новые Черемушки размером 20 на 20 километров, показался мне таким же: еще несовершенный, но энергичный и целеустремленный.

"Мы планируем продавать в России в 2009 году шесть миллионов компьютеров", - сказал мне при первой встрече голландец Милко Ван Дуйль, похожий на Пьера Ришара глава Lenovo по Европе, Ближнему Востоку и Африке (EMEA). Я, вспомнив, как один из лидеров российского ИТ-рынка в 2000 году говорил, что в России можно продать не больше шести миллионов компьютеров на всю страну, подумал, что китайская компьютерная фирма преувеличивает свои возможности. К концу поездки я уже был склонен думать иначе - возможно, что и продадут.

Сделку IBM и Lenovo задержали почти на полгода американские сенаторы. Во-первых, ноутбуки IBM поставляются армии и флоту США. Во-вторых, сенаторы обращали внимание общественности на то, что треть компании находится в собственности правительства Китая. Между тем взаимоотношения Lenovo и китайских властей сложнее: китайское правительство владеет долей в Lenovo не напрямую,

стр. 80

а через Академию наук Китая. В свое время компьютерная компания отпочковалась от одного из китайских компьютерных НИИ, где будущий основатель фирмы Лю Чуаньцзы, вернувшись из деревни, куда его во время "культурную революцию", едва он окончил радиотехнический вуз, сослали на "перевоспитание", разрабатывал магнитные накопители.

Lenovo, таким образом, не "дочка", а "внучка" китайских властей. По мнению иностранных наблюдателей, это доказывает особое положение компании. В Lenovo иной взгляд на родство с китайским государством - "невестка" академии. В традиционной китайской культуре свекровь формально имеет абсолютную власть над невесткой, что в современной практике приводит к разделению свекровей на "добрых" (не мешающих молодым жить собственной жизнью) и "злых" (тех, кто назойливо лезет в дела детей). Академия наук, со слов Lenovo, "добрая свекровь": разрешив молодой компании начать работу, она выделила ей в 1984 году скромный стартовый капитал, еще более скромное помещение и забыла о ее существовании на много лет. Современные взаимоотношения с правительством руководство Lenovo комментирует прессе неохотно.

История компании во многом напоминает постсоветский бизнес, в ней уложились торговля компьютерами, сборка, дистрибуция западных брендов пополам с собственными разработками, иногда успешными, иногда - не очень. Руководители Lenovo до сих пор вспоминают, что их основной "болезнью роста" была попытка изменить менталитет научных работников и сделать их мышление, так сказать, более коммерческим.

Но забыть о своем академическом происхождении в отличие от большинства российских фирм Lenovo до конца не удалось. Если постсоветские компьютерные бизнесы в России в основном живут сборкой, интеграцией или дистрибуцией, то у Lenovo еще до покупки IBM было четыре собственных исследовательских центра, где разрабатывались компоненты и устройства, - в Пекине, Шеньцзене, Чэньду и Шанхае. Первым собственным продуктом Lenovo была разработанная еще в конце 1980-х годов вставная PCI-карта для поддержки китайского шрифта - операционные системы тогда еще не поддерживали иероглифы. Российский компьютерный рынок помнит и популярные несколько лет назад материнские платы Legend - это тоже Lenovo. "С IBM мы похожи в первую очередь тем, что мы - инноваторы", - говорит Яньцзин Ян, нынешний председатель совета директоров Lenovo.

Сейчас основные продукты Lenovo - это недорогие настольные компьютеры собственной разработки и сборки. Кроме компьютеров Lenovo производит еще MP3-плееры, смартфоны и сотовые телефоны, хотя по сравнению с компьютерами объем этого бизнеса пока незначителен (10%).

Как объяснил "Эксперту" Яньцзин Ян, на собственные продукты Lenovo сделала ставку, познакомившись с бизнесом тайваньских OEM-производителей. "У тайваньцев очень маленький внутренний рынок, а построить мировой бренд - это очень большие деньги, - объясняет г-н Яньцзин, - нам же повезло, что у нас большой внутренний рынок. Мы решили отказаться от OEM-модели и производить свои продукты, но сперва подняться на внутренних продажах, а уже потом идти на внешний рынок".

Впрочем, китайская фирма будет вынуждена наращивать экспансию на мировом рынке в самое ближайшее время. Как сказал профессор Чунсен Чжу, бывший

стр. 81

однокурсник обозревателя "Эксперта" по Принстону, а ныне заместитель декана школы бизнеса Пекинского университета, последние несколько кварталов темпы роста инвестиций в основной капитал в Китае начали резко диссонировать со стагнирующим потреблением внутри страны, на рост которого делала ставку Lenovo. Глобальными конкурентами Lenovo окажутся Dell - по деловым ноутбукам, Acer и Sony - по домашним компьютерам и Samsung - по телефонам, КПК и прочим "цифровым развлечениям".

Управление маленькой маржой

Почему IBM продала свое компьютерное подразделение, достаточно очевидно: подразделение было постоянным источником убытков, и способа остановить этот процесс не нашлось. Несколько менее понятно, почему Lenovo купила этот бизнес. Первое, что приходит в голову: в 2000-2003 годах компания испытывала серьезные проблемы с собственной линейкой ноутбуков, прежде всего в плане надежности, и покупка подразделения IBM помогла бы решить эту проблему. Правда, проблему качества в Lenovo решили еще до покупки IBM, причем, как оказалось, для этого компании необходимо было перейти на более дорогостоящие комплектующие для своих ноутбуков.

Китайцы не скрывают, что в дальнейшем наработки двух продуктовых линий будут использоваться перекрестно. В перспективе наличие операций IBM, включенных в структуру Lenovo, конечно, повысит уровень доверия к собственным китайским разработкам. Но само по себе это недостаточное основание для сделки.

Часть наблюдателей полагали, что Lenovo пошла на сделку в надежде выиграть за счет дешевизны китайской рабочей силы и китайских комплектующих. Это предположение, впрочем, тоже не стыкуется с фактами. Хотя ноутбуки IBM разрабатываются в Японии и Северной Каролине, и IBM, и Lenovo уже много лет собирают свои компьютеры в Китае, используя одни и те же источники трудовых ресурсов и промышленные площадки. Завод IBM в Шеньцзене выглядит даже не таким новым, как сборочное производство Lenovo, но - одни и те же люди, одни и те же машины.

Ценовое преимущество Китая вообще теряется с годами. Профессор Чжу отметил, что центры роста Китая перемещаются из традиционных приморских регионов в глубь континента - туда, где подешевле. Правда, с трудом.

Стоимость труда в традиционных приморских районах компьютерного производства - Шеньцзене, Шанхае и Гуаньчжоу - быстро растет. У компьютерных производств есть, правда, интересное преимущество - во влажном и душном тропическом климате побережья люди согласны на потерю в зарплате, поскольку на этих производствах работают кондиционеры. Благодаря этому рост заработной платы можно контролировать, но лишь отчасти. В Lenovo избегают ответа на вопрос об уровне оплаты труда. Косвенно можно сделать только вывод, что у программистов в исследовательском центре она растет быстрее, чем у сборщиков на конвейере.

С ростом заработной платы Lenovo борется вполне по-западному. Руководство практикует выдачу сотрудникам опционов - хотя из-за особенностей китайского законодательства компания долгое время держала их в трасте, и сотрудники смогли получить их в собственность впервые только несколько лет назад. Котируется компания и как надежный и солидный работодатель: вице-президент и CTO Lenovo Джордж Хи рассказал "Эксперту", что растущий дефицит выпускников элитных технологических вузов страны Lenovo пока не затронул, поскольку почти все они пытаются устроиться на работу в Lenovo, и он как работодатель может выбирать самых лучших. Но платить им приходится не ниже среднерыночной планки. Кроме того, как минимум не уменьшаются у Lenovo и затраты

стр. 82

стр. 83

на НИОКР. Отказ от первоклассных исследовательских подразделений руководство даже не рассматривает, поскольку они - и гарантия качества, и источник дальнейшего роста технической культуры в китайских R&D-центрах компании, и просто ценный кадровый актив c точки зрения бывших ученых в руководстве компании.

Если зарплата растет, расходы на НИОКР не уменьшаются, то на чем компания собирается играть? В первую очередь речь о логистике. Lenovo еще в 1990-е годы максимально оптимизировала цепь поставок, создав первый "умный склад", полностью автоматизированное хранилище компонентов для своего основного сборочного производства в Пекине, где контейнеры от появления в воротах до отправки их по запросам на конвейер обрабатываются роботами. Надо слышать, как менеджер завода произносит среди китайской речи на английском "just-in time-production", демонстрируя стремительно бегающие туда-сюда по рядам стеллажей автопогрузчики - в подтексте ясно читается: "Не хуже, чем у Dell". Lenovo планирует начать с унификации поставок компонентов для обоих производств и выиграть на этом несколько процентов.

Эффективное управление маленькой маржой вообще идефикс руководства Lenovo. Один из европейских собеседников г-на Яньцзина как-то не выдержал: "Почему Билл Гейтс говорит о видении, о новых горизонтах, а вы только о прибыли? Где ваша миссия?" А чем плоха миссия оптимизации прибыли? Вполне себе цель для такого тяжелого рынка, каким стали компьютеры в новом веке.

Они учат английский по ночам

Ноутбучный бизнес IBM был куплен со всем активами - фабрики, исследовательские центры и глобальная дистрибуторская сеть. IBM также на пять лет разрешила Lenovo использовать свой бренд при продаже Thinkpad и закрепила за эккаунт-менеджерами квоты по продаже уже не принадлежащих ей компьютеров. Специально в связи с этой покупкой Lenovo наняла нового CEO - им стал Стив Вард, бывший глава Intel в Китае. Бывший глава компании Яньцзин Ян занял пост председателя совета директоров. В настоящий момент в Lenovo, по-видимому, фактически существует двоевластие. Разумеется, оно не признается вслух, но по косвенным признакам можно догадаться, что бывший бизнес IBM и работа в развитых странах контролируется Вардом, а Яньцзин возглавляет китайские операции и экспансию в развивающиеся страны.

Хотя в компании работают совместные менеджмент-борды, две половинки еще не срослись. Западные сотрудники нет-нет да и говорят про китайцев "они". Китайцы вопросы взаимоотношений с европейцами в принципе не комментируют и, судя по всему, вообще не торопятся с организационными новациями. Поэтому пока бывшее подразделение IBM живет собственной жизнью. Интересно, что его сотрудники довольны произошедшей переменой. В большой IBM они занимали далеко не первое по значению место, что сильно осложняло работу: у руководства всегда были другие приоритеты. Теперь же они не только оказались в профильной компании, но и рассматриваются как источник ценных знаний и опыта, который китайцы старательно перенимают. Насколько старательно, можно судить из того, что председатель совета директоров Яньцзин Ян делал презентацию на хорошем английском, но разговаривать ему пришлось через переводчика. Оказывается, английский язык он начал изучать лишь восемь месяцев назад, по ночам - специально под сделку с IBM.

* * *

Трудно быть лидером

Первые ламповые компьютеры были созданы IBM еще в годы войны. После чего руководители компании-лидера не раз попадали пальцем в небо. В 1943 году глава IBM Томас Уотсон сказал: "Я думаю, в мире есть рынок примерно для пяти компьютеров". Позднее, в 1950- х, IBM отдала на субконтракт в RAND Corporation программирование своих компьютеров, поскольку, как говорил ключевой участник проекта Роберт Краго: "Эта работа рано или поздно закончится, куда же мы тогда денем две тысячи программистов?" Компьютеры разошлись по миру миллиардами, работа программистов не закончилась и вряд ли будет закончена на нашем веку.

В 1970-е годы фирма вновь засиделась на старте, на этот раз пропустив эпоху персональных компьютеров: 35 тыс. высококвалифицированных специалистов и менеджеров отстали от двух длинноволосых хиппи в калифорнийском гараже, которых звали Стив Джобс и Стив Возняк.

В 1980 годы IBM начала лидировать на рынке персоналок, где ее доля временами доходила до 60%. Но положение изменилось: персоналки по образу и подобию IBM стали производить все. Архитектура IBM PC стала доминирующим стандартом как для IBM, так и для массы других производителей, от пионера Силиконовой долины Hewlett Packard до стартапа из Техаса Dell. Архитектура победила, компания проиграла. Компьютеры "коммодитизировались" - превратились в стандартизованный товар, маржи упали, вместо продуктов на рынке все более конкурировали бренды и дистрибуционные сети. В 1993 году новый лидер Лу Гестнер принял очередное судьбоносное решение, переориентировав компанию с торговли "железом" на ИТ-услуги, чем, возможно, спас IBM от нового кризиса.

стр. 84


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КИТАЙСКИИЙ-ХАЙТЕК-Невестка-из-Поднебесной-покупает-IBM

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Юрий Аммосов, КИТАЙСКИИЙ ХАЙТЕК. Невестка из Поднебесной покупает IBM // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.10.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КИТАЙСКИИЙ-ХАЙТЕК-Невестка-из-Поднебесной-покупает-IBM (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Юрий Аммосов:

Юрий Аммосов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
774 просмотров рейтинг
29.10.2016 (2708 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КИТАЙСКИИЙ ХАЙТЕК. Невестка из Поднебесной покупает IBM
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android