Libmonster ID: RU-11840
Автор(ы) публикации: Ю. А. ПОЛЯКОВ

Июньский Пленум ЦК КПСС (1963 г.), с новой силой подчеркнувший, что "идеологический фронт - один из важнейших в борьбе за победу коммунизма"1 , отметил большое значение истории в деле воспитания нового человека. Коммунистическое воспитание народа - многосторонний процесс. Оно включает в себя воспитание трудящихся в духе высокой идейности, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности. Огромная роль в этом принадлежит науке. "В нашей стране наука - эта по своей, природе общественная сила - становится прямо и непосредственно на службу народу. В условиях советского общества она, выступает как орудие развития материального производства и как орудие воспитания масс в духе коммунизма"2 . Особое значение в, формировании сознания нового человека имеют общественные дисциплины. И среди них едва ли не первое место занимает история. В обществе, где господствуют эксплуататоры, история, как правило, используется для утверждения классовых или сословных привилегий, воспитания чувств расового или национального превосходства. Но и там рабочий класс, прогрессивные элементы общества широко используют в своей деятельности революционные и демократические традиции, пропагандируют все то лучшее, что накопило человечество в своем историческом развитии.

В нашей стране, где отсутствует классовый и национальный антагонизм, в стране, которая руководствуется великими идеями коммунизма, воспитательные функции истории полностью направлены на формирование и развитие самых высоких, благородных черт человека.

Масштаб воздействия истории необычайно велик. Изучением истории, пропагандой исторических знаний в СССР охвачены в той или иной форме десятки миллионов людей. История на протяжении нескольких лет изучается в школе, исторические дисциплины преподаются в средних специальных и высших учебных заведениях. История занимает видное место в системе партийного просвещения, ее изучают в народных университетах культуры, исторические знания пропагандируются по радио, со страниц нашей печати. Сотни тысяч людей знакомятся с историческими материалами в центральных и местных музеях, принимают участие в работе исторических кружков и экспедиций. Широкое распространение среди населения получила историческая литература, большой популярностью пользуются лекции и беседы на исторические; темы.


1 "Об очередных задачах идеологической работы партии". Постановление Пленума ЦК КПСС по докладу секретаря ЦК КПСС товарища Ильичева Л. Ф., принятое 21 июня 1963 года. "Правда", 22 июня 1963 года.

2 Л. Ильичев. Научная основа руководства развитием общества. Некоторые проблемы развития общественных наук. "Коммунист", 1962, N 16, стр. 17.

стр. 3

Роль и значение истории в воспитании нового человека не раз отмечали классики марксизма-ленинизма. Выступая на III Всероссийском съезде комсомола, Владимир Ильич говорил, что "коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество"3 .

Необходимость глубокого изучения истории и активной пропаганды исторических знаний неоднократно подчеркивалась в ряде партийных документов, в выступлениях руководителей партии и правительства. "Весьма важно... - отмечал Н. С. Хрущев в докладе на XXI съезде 'партии, - чтобы наше молодое поколение знало историю страны, борьбы трудящихся за свое освобождение, героическую историю Коммунистической партии, воспитывалось на революционных традициях нашей партии, нашего рабочего класса"4 . О роли истории в коммунистическом воспитании, о значении использования революционных традиций говорили и писали А. И. Микоян5 , М. А. Суслов6 , Л. Ф. Ильичев7 , Б. Н. Пономарев8 и другие руководители партии и правительства. Об этом же не раз упоминалось в статьях и выступлениях видных советских ученых9 . Большое внимание указанному вопросу уделило Всесоюзное совещание историков (декабрь 1962 г.), обсуждавшее меры улучшения подготовки научно-педагогических кадров по историческим наукам10 .

*

Одной из основных задач партии на современном этапе является воспитание советского народа в духе научного коммунизма. Трудящиеся должны понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и за рубежом, сознательно строить жизнь по-коммунистически.

В Программе КПСС сказано, что в условиях социализма и строительства коммунистического общества "первостепенное значение приобретает формирование научного мировоззрения у всех тружеников советского общества на основе марксизма-ленинизма, как цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов"11 .

Нам представляется несомненным, что без знания истории нет и не может быть цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, о которой говорит Программа КПСС. Неотъемлемой частью марксистского мировоззрения является понимание закономерности смены общественно-социальных формаций, закономерности и неизбежности победы коммунизма.


3 В. И. Ленин. Соч., Т. 31, стр. 262.

4 "Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет". Т. I. М. 1959, стр. 58.

5 См. речь А. И. Микояна на XX съезде КПСС. "XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет". Т. I. 1956, стр. 322 - 327.

6 См. доклад М. А. Суслова на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений. "XXII съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук". М. 1962.

7 См. Л. Ильичев. Мощный фактор строительства коммунизма. "Коммунист", 1962, N 1; его же. Научная основа руководства развитием общества. "Коммунист", 1962, N 16.

8 Б. Н. Пономарев. Исторический опыт КПСС - на службу коммунистическому строительству. "Вопросы истории КПСС", 1960, N 4; его же. История КПСС и современность. "Коммунист", 1960, N 11.

9 См. Е. М. Жуков. История и современность. "Коммунист", 1959, N 11; М. Тихомиров. Летопись нашей эпохи. "Известия", 30 октября 1962 года; С. Д. Сказкин. История - увлекательная наука. М. 1961; В. Хвостов. Историков ждет современность. "Известия", 12 января 1963 года, и др.

10 См. "Вопросы истории", 1963, NN 1 и 2.

11 "XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет". Т. III. М. 1962, стр. 316.

стр. 4

Буржуазные идеологи в своей борьбе против коммунизма пытаются отрицать историю как единый закономерный процесс. В 1961 г. Ч. Боулс, являвшийся тогда заместителем государственного секретаря США, заявил: "Вопреки Карлу Марксу не существует неизбежных законов истории. Основное испытание успеха или неудачи зависит от силы воли отдельных человеческих существ"12 . Однако ход развития человеческого общества полностью опровергает этот далекий от науки вывод. История со всей убедительностью показывает, что рабовладельческий строй закономерно уступил место феодальному, феодальный - капиталистическому, что всемирно-исторический поворот человечества от капитализма к социализму, начатый Октябрьской революцией, явился неизбежным результатом развития общества. История неопровержимо свидетельствует о том, что социалистическая революция в России имела глубочайшие предпосылки, была обусловлена всем предшествующим ходом исторического развития страны. История убеждает, что замечательные успехи в созидании социализма, достигнутые в СССР, явились следствием рожденного Октябрем нового строя, что эти завоевания создали все необходимые условия для развернутого строительства коммунистического общества. История, наконец, доказывает, что победы, одержанные в ряде стран Европы и Азии в строительстве социализма, также явились закономерным и неизбежным результатом экономического и социального развития.

Важное место в процессе воспитания коммунистического мировоззрения занимает вопрос о роли народных масс. История учит, что народ всемогущ. Любые трудности преодолимы, если народные силы сплочены и устремлены на борьбу. Все развитие человечества, как показали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, есть результат трудовой деятельности масс, создающих материальные и духовные ценности. Трудящиеся, ведя классовую борьбу с эксплуататорами, обеспечивают прогрессивное движение человечества. С особой силой и убедительностью говорит о решающей роли народных масс история последних десятилетий нашей страны, история социалистической революции, социалистического и коммунистического строительства. Факты истории показывают, что роль народных масс в Советском Союзе неизмеримо выросла, так как решена задача, поставленная В. И. Лениным: "Поднять наинизшие низы к историческому творчеству..."13 .

История помогает советским людям глубже осознать руководящую и направляющую роль Коммунистической партии. Без партии, могучей, сплоченной, вооруженной передовой теорией, нельзя было бы одержать победу в Октябре, добиться великих завоеваний в последующие годы. История убедительно подводит нас к выводу о том, что возрастание роли партии в процессе строительства коммунизма - объективная закономерность времени.

Под влиянием культа личности Сталина история лакировалась, трудности сглаживались или совсем обходились. Неоправданно выпячивалась роль Сталина в истории КПСС и советского общества. Принижалась одна из самых сильных сторон истории - ее конкретность. Замалчивалась деятельность выдающихся руководителей партии и государства, видных партийных, советских, хозяйственных работников, сыгравших большую роль в революции, гражданской войне, социалистическом строительстве. Все это подрывало доверие к исторической пропаганде, снижало ее воспитательное значение.

После XX съезда Коммунистическая партия, развернув решительную борьбу с последствиями культа личности, освободила историческую науку


12 Честер Боулс. Встреча с судьбой. См. "За рубежом", 1961, N 11, стр. 27.

13 В. И. Ленин. Т. XXX (изд. 3-е), стр. 368.

стр. 5

от тех вериг, которые мешали ее развитию. Быстрый подъем исторической науки, оживление творческой мысли, исправление допущенных ошибок обеспечили решительное, возрастание роли истории в коммунистическом воспитании трудящихся. Однако нельзя забывать, что было бы неправильно, ненаучно и необъективно сосредоточивать все внимание только на ошибках и недостатках, связанных с культом личности Сталина. Нельзя обеднять историю советского народа, нельзя видеть в истории 30 - 40-х годов лишь злоупотребления и произвол. Это тем более опасно, что некоторые молодые писатели, сделавшие неправильные выводы из критики культа личности, стали связывать отрицательные явления, имевшие место в тот период, с "ошибками" старшего поколения. Н. С. Хрущев на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства говорил: "Действительно, годы культа личности оставили тяжелые последствия. Наша партия сказала об этом народу всю правду. Вместе с тем надо иметь в виду и помнить, что те годы не были периодом застоя в развитии советского общества, как представляют себе наши недруги. Под руководством Коммунистической партии, под знаменем идей и заветов великого Ленина наш народ успешно строил и построил социализм. Советский Союз усилиями партии и народа был превращен в могучее социалистическое государство, которое выдержало тяжелейшие военные испытания и победоносно закончило невиданные в истории сражения, полностью разгромив фашистские полчища"14 . Совершенно справедливо группа представителей нашей молодежи - летчик-космонавт Ю. Гагарин, математик Ю. Журавлев, рабочие Ф. Кудрявцев, Г. Ламочкин, учительница Л. Панькова - в письме, опубликованном в "Комсомольской правде", отмечает: "Разве можно... понять 30-е годы без Днепрогэса и Магнитки, без Метростроя и Комсомольска, без трудового героизма народа? Между тем, вспоминая сейчас о том периоде, некоторые писатели говорят прежде всего об арестах и обысках, а атмосфера страха и боязни выдается подчас как самое главное в психологии народа периода культа личности. У молодого читателя это может породить неправильное, однобокое представление о подлинной истории страны, которую творил народ, партия"15 .

Да, мы должны писать правду, писать о трудностях, ошибках, недостатках. Но нужна подлинно научная, ведущаяся с партийных позиций критика, а не критиканство, рассчитанное на дешевую сенсацию. Нельзя забывать о главном: видеть, что героическое - это душа нашей истории.

С первых дней существования Советского государства международный империализм наряду с прямым военным нападением, экономическим и дипломатическим давлением повел против СССР ожесточенную идеологическую войну. Антисоветская и антикоммунистическая пропаганда всячески извращает и фальсифицирует историю. Свою руку к извращению истории прикладывают не только откровенно буржуазные идеолога; активно работают в этом направлении также ревизионисты. Действенная, всесторонняя борьба с враждебной идеологией невозможна без широкого использования исторического материала. Поэтому роль историков в разоблачении буржуазных концепций исключительно велика. Непримиримая борьба с буржуазной идеологией - одна из важнейших задач историков. На идеологическом фронте нет и не может быть "мирного сосуществования". Это боевой фронт, и место советских историков - на переднем крае. Разоблачение всех враждебных марксизму-ленинизму исторических концепций является важной частью коммунистического воспитания трудящихся.


14 "Правда", 10 марта 1963 года.

15 "Комсомольская правда", 21 декабря 1962 года.

стр. 6

*

В условиях перехода к коммунизму, когда все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества и расширяется сфера действия морального фактора, необходимо осмыслить значение истории в утверждении коммунистической морали. Коммунистическая мораль - самая справедливая и благородная мораль, выражающая интересы и идеалы всего трудящегося человечества. Коммунистическая мораль носит исторический характер; она возникла в процессе развития общества и, как сказано в Программе КПСС, "включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками. Особо важное значение в нравственном развитии общества имеет революционная мораль рабочего класса"16 .

Уже одно то, что наша мораль складывалась, вбирая в себя все лучшее, что накопило человечество, говорит о значении истории в утверждении новой морали. Разве не послужат делу воспитания молодого поколения строителей коммунизма исторические примеры, даже из самой глубокой древности, говорящие о мужестве и благородстве, верности и дружбе, преданности Родине? Конечно, их воспитательная сила не исчезла; конечно, эти примеры могут воздействовать на умы и сердца современников, потому что высокие чувства, волновавшие лучших людей прошлого, близки и понятны нам. Не случайно античный герой Спартак - один из самых любимых героев нашей молодежи. Мораль неизмеримо обогатилась в ходе борьбы за власть Советов, за построение социализма, она продолжает обогащаться новыми принципами, наполняться новым содержанием в процессе строительства коммунизма.

Двенадцать нравственных принципов составляют моральный кодекс строителя коммунизма. Каждый из этих принципов, зафиксированных в Программе КПСС, находит ярчайшие подтверждения в истории нашей Родины, в жизни и работе выдающихся деятелей партии и рядовых гвардии революции, в жизни и деятельности борцов международного революционного и рабочего движения. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине - вот те качества, которые характеризуют советских людей и которые необходимо всемерно развивать и укреплять. Эти качества зарождаются и растут в человеке с ранних лет под влиянием всей окружающей среды, когда он постепенно знакомится с понятием "Родина", когда начинает проникаться великими целями народа, прокладывающего путь к коммунизму. В этом процессе познания на помощь человеку приходят факты истории.

Один из важнейших нравственных принципов морального кодекса строителя коммунизма гласит: "Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест"17 . Поистине безграничный впечатляющий материал содержит наша история о доблестном труде на благо общества. Кто может сомневаться в громадном воздействии на молодежь примера участников первых субботников? А трудовые успехи ударников первых пятилеток, самоотверженная работа женщин и подростков в годы Отечественной войны под лозунгом "В труде, как в бою"!

Примеры трудового подвига, из каких периодов истории они бы ни были взяты, играют огромную воспитательную роль. Они показывают, что труд искони был жизненной потребностью человека, что лучшие люди всегда гордились своим трудом, умением хорошо работать. Особенно


16 "XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет". Т. III, стр. 317.

17 Там же, стр. 318.

стр. 7

важны и поучительны примеры из истории советского общества. Они помогают осознать все величие и историческое значение сегодняшнего трудового подвига, точнее, трудовых будней, в которых и заключен героизм; позволяют увидеть, что повседневный, казалось бы, незаметный труд представляет собою великое историческое дело.

История должна помочь людям понять историческое значение трудовых свершений. В самом деле, освоение целинных земель - это наше настоящее, это подвиг, который творится сегодня. И в то же время это уже история. Рассказать об истории освоения целины - значит показать молодежи историческое значение ее подвига, показать, что подвиг, совершенный вчера, уже ныне стал достоянием науки и, следовательно, подвиг, совершаемый сегодня, завтра также будет предметом большого исследования. Всем известно имя Н. Г. Заглады - звеньевой колхоза "Первое мая", Житомирской области, выступившей со страстным призывом заботиться о чести трудового человека. Партийные организации высоко оценили значение этого призыва, широко его пропагандируют. Но мы, историки, можем и должны не просто отразить историческое значение этого призыва, но и показать Н. Г. Загладу как исторического деятеля, использовать примеры из ее трудовой деятельности, ставшей теперь достоянием истории. Ведь уже в 1938 - 1940 гг. Н. Г. Заглада вырастила небывалые урожаи льна, была награждена орденом18 . Она всей своей жизнью, всей своей деятельностью вошла в историю, стала примером, достойным подражания.

Напомним еще один нравственный принцип морального кодекса: "Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни"19 . Здесь во всем величии, как немеркнущий пример для подражания, встает перед нами образ В. И. Ленина, которого мы вправе назвать первым гражданином коммунистического общества.

В вопросах формирования коммунистического мировоззрения Программа особо выделяет задачи развития пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма, задачи воспитания дружбы и братства всех народов СССР, солидарности с трудящимися всех стран, со всеми народами, нетерпимость к национальной и расовой розни. Великолепные, немеркнущие примеры верности пролетарскому интернационализму дает нам история нашей партии и советского общества. Вся жизнь и деятельность пламенного интернационалиста В. И. Ленина были проникнуты идеей борьбы за единство трудящихся всего мира. Борясь за победу социалистической революции в России, за упрочение первого в мире социалистического государства, он неизменно подчеркивал, что рабочие и крестьяне России прокладывают дорогу для всего человечества, выполняют свой интернациональный долг перед трудящимися других стран.

Историки оперируют материалом, огромным по своему хронологическому, тематическому и географическому диапазону. Однако не подлежит сомнению, что главное место в пропаганде исторических знаний должна занимать история, хронологически близкая к нашим дням. Особо важное значение для формирования научного мировоззрения и утверждения коммунистической морали имеют революционные традиции Коммунистической партии и советского народа. Они являются могучим средством воспитания трудящихся в духе советского патриотизма, способствуют мобилизации масс на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма. "Пример тех, - говорил акад. Б. Н. Пономарев, - кто нес


18 "Правда", 10 сентября 1962 года.

19 "XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет". Т. III, стр. 318.

стр. 8

ему (народу. - Ю. П.) идеи свободы и просвещения, кто, не щадя жизни, боролся против самодержавия, против капиталистической эксплуатации, героические образы руководителей крестьянских движений, величественный жизненный подвиг революционных демократов и прежде всего всей железной когорты большевиков - сподвижников Ленина - все это драгоценное революционное достояние нашего народа, и оно должно быть максимально использовано для воспитания высоких морально-политических качеств строителей коммунизма"20 .

*

Героическое прошлое нашей Родины тесно связано с героическими подвигами и трудовыми буднями современности. Само понятие "Родина" в нашем представлении не только то место, где родился человек, - это вся страна, славные памятники старины, залп "Авроры", бессмертные творения Ленина, самоотверженные подвиги героев гражданской и Великой Отечественной войн. Коммунизм - это цель, во имя которой трудится советский человек сегодня; но вместе с тем это - то великое, за что беззаветно сражались наши деды, отцы и братья. Из всего этого следует вывод: строители коммунизма - наследники и продолжатели великого дела революции. Нужно, чтобы все осознали это, нужно, чтобы огонь Октября вечно горел в сердцах молодежи. Без знания истории нельзя понять этой связи времен.

Наша молодежь выросла в советское время, она лишь по книгам и рассказам имеет представление о бедствиях, лишениях и о бесправии трудящихся масс в капиталистическом обществе. Недостаточное знание истории страны, истории героической борьбы народа за счастье и свободу приводит к тому, что иные молодые люди думают, будто все блага, которыми они пользуются, пришли сами собой. Это мешает коммунистическому воспитанию, затрудняет правильное восприятие молодежью современных событий. Нельзя мерить жизнь со дня своего рождения. Выступая на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 г., Н. С. Хрущев говорил: "Мы хотели бы посоветовать нашим молодым людям: учитесь на истории революции, на истории борьбы, участниками которой были ваши отцы и матери..."21 .

Подавляющее большинство советской молодежи свято хранит революционные традиции, считая себя их наследниками и продолжателями. С этой точки зрения очень показательна переписка работников ленинградского завода "Красный выборжец" с ветеранами революции. Осенью 1960 г. группа молодых рабочих завода обратилась в газету "Известия" с письмом. В нем говорилось о молодежном собрании, состоявшемся на заводе. Перед молодежью выступил Н. Н. Кузьмин, который рассказал о первых комсомольцах, о революционных боях, о героике тех легендарных времен. Затем на трибуну один за другим стали выходить молодые рабочие и рассказывать о сегодняшних делах молодежи. Наши отцы сделали великое дело, свершив социалистическую революцию, сказал слесарь А. Румянцев. Но ведь мы ее продолжаем в строительстве нового. "Наши будни, - писали авторы письма, - не похожи на Волочаевские дни, штурмовые ночи первых пятилеток. Но внутренний смысл нашей жизни тот же - борьба за новое, светлое, борьба со старым, отжившим, мешающим нашему движению. И мы считаем,


20 Академик Б. Н. Пономарев. Задачи исторической науки и подготовка научно-педагогических кадров в области истории. "Вопросы истории", 1963, N 1, стр. 16.

21 Н. С. Хрущев. Высокое идейное и художественное мастерство - великая сила советской литературы и искусства. "Правда", 11 марта 1963 года.

стр. 9

что это революционная борьба". "...Революция продолжается в созидательном труде нашего народа. И мы горды тем, что участвуем в ней. Зажженный ленинским гением огонь Октября горит в наших сердцах"22 . Старые большевики в ответе на это письмо горячо говорили о величии наших дней, о связи времен и высказали пожелание: "Будьте достойными наследниками великих революционных завоеваний народа, его славных революционных традиций"23 .

Не менее интересно письмо членов бригады коммунистического труда Московского завода имени Владимира Ильича Ф. Богдановского, А. Кожемякина, В. Мызникова, В. Смолина, в котором сказано: "Мы ощущаем историю, как пережитое нами. Да, и мы четверо тоже слушали Владимира Ильича. И в воинских теплушках отправлялись на Перекоп. Строили Магнитку, наступали под Ржевом. Конечно, если даже все мы четверо сложим годы свои в общий котел нашей бригады и разделим поровну, выйдет всего по двадцать три на брата". Но у нас, писали рабочие, другой счет в истории. "Мы делаем ее вместе с отцами, старшими братьями. Их опыт - это и наш опыт, зато наше дерзание - и их сила. Прав поэт нашего поколения: "В каком году мы б с вами ни родились, родились мы в 17 году". "Мы приняли эстафету отцов. И несем ее, отмечая каждый шаг хлебом и стройкой, ракетой на орбите и разгаданной тайной ядра, новым фильмом и новым словом... Наше поколение продолжает революцию, продолжает дело Октября, дело Ленина"24 .

Так история входит в жизнь наших современников, так она помогает им в нынешних делах, в их жизни и труде. Показательны и интересны примеры, рассказывающие о том, как рабочие бригады соревнуются за право называться именем (героев революции или войны, как имена этих героев заносятся в списки бригад, члены которых выполняют норму за себя и за них. В одном из цехов Московского мясокомбината имени А. И. Микояна в прошлом работал Герой Советского Союза В. Талалихин. В ноябре 1962 г. комсомольско-молодежные бригады цехов начали соревнование за право называться коллективом имени Талалихина25 .

В Донбассе много коллективов, которые борются за право носить имя героев-молодогвардейцев. Осенью 1962 г. комсомольско-молодежная проходческая бригада Ф. Лобко шахты Таловская N 1 завоевала право носить имя Олега Кошевого. На него выписаны трудовая и расчетные книжки, его заработная плата отчисляется в фонд мира. В коллективах коммунистического труда второго Краснодонского стройуправления навечно занесены в списки бригад Иван Земнухов и Виктор Третьякевич26 .

На Московском заводе имени Владимира Ильича родилось соревнование между бригадами, участками и целыми пролетами за высокую честь носить имена героев Октябрьского штурма 1917 года. На плакате, укрепленном в изоляционно-обмоточном цехе, написано: "Мы боремся за то, чтобы завоевать звание бригады имени Люси Люсиновой". А вот что пишут слесари-лекальщики завода: "Из мозолистых рук дедов наших и отцов, завоевавших и строящих счастье сегодняшнего дня, приняли мы, молодые ильичевцы, эстафету героев Великого Октября. Стремясь приумножить славные революционные и производственные традиции родного завода, мы встали на ударную вахту и единодушно решили вступить в соревнование за то, чтобы нашему участку коммунистического труда было присвоено светлое имя героя октябрьских боев семнадца-


22 "Известия", 5 ноября 1960 года.

23 Там же.

24 "Комсомольская правда", 6 ноября 1962 года.

25 "Вечерняя Москва", 1 декабря 1962 года.

26 "Комсомольская правда", 30 ноября 1962 года.

стр. 10

того года слесаря-лекальщика нашего предприятия Александра Киреева, павшего смертью храбрых при взятии Кремля"27 .

Руководитель бригады коммунистического труда этого завода В. Иванова рассказывает, что мысль начать соревнование бригад за право носить имена Люсиновой и Киреева способствовала подъему работы. Соревнование сразу оживилось. "Подуло свежим ветром, - романтикой революции"28 .

В белорусском городе Орше свято хранится память о прославленном партизане Константине Заслонове. В 10-й средней школе, носящей имя героя, каждый год 31 августа школьники несут почетный караул у могилы героя и дают клятву быть стойкими строителями коммунизма. Вместе с ними в почетный караул становятся рабочие из железнодорожного депо, где проходила трудовая деятельность отважного партизана, колхозники из артели имени Заслонова. В январе проходит "день чести школы", и лучший класс получает право хранить у себя портрет Заслонова29 .

О силе и действенности конкретной исторической пропаганды убедительно рассказывал руководитель кружка по изучению истории КПСС на московском заводе "Динамо" кадровый рабочий Г. А. Моргунов. "История нашего предприятия дает пропагандисту богатейший документальный материал... - говорил он. - На опыте своей пропагандистской работы, а работаю я уже 30 лет, убедился, что глубокая, страстная пропаганда революционных и трудовых традиций, героической истории партии рождает в людях сознание своей высокой ответственности за дело, принятое из рук отцов, помогает воспитывать коллектив"30 .

В брошюрах, статьях, выступлениях представители славного рабочего класса СССР отмечают значение истории в воспитании нового человека. Интересна брошюра слесаря-механика ленинградского Балтийского завода Н. С. Сорокина "Рассказ о рабочей гордости". Неутомимый труженик, около сорока лет проработавший на заводе, делится с читателем своими сокровенными думами, ведет взволнованный разговор о рабочей чести и достоинстве, о труде "легком" и труде вдохновенном, о большом счастье работать для народного блага. И в этих раздумьях почетное место занимает история. Н. Сорокин вспоминает те корабли, которые создавались на заводе, и думает о "людях, которые строили суда и своими натруженными руками писали историю завода. И какая, это история, какие люди!"31 .

Различны факты, примеры, показывающие, как история помогает лучше осмыслить настоящее, понять значение великих преобразований, совершенных в нашей стране. Читая книги и статьи, рассказывающие о том, каких рубежей достигла Советская Родина, мы недаром сравниваем то, что есть, с тем, что было. И сухие цифры о выработке электроэнергии, добыче угля, нефти и рассказ о социальных сдвигах, о ликвидации эксплуататорских классов и становлении нового человека - все становится неизмеримо ярче, нагляднее в сравнении с фактами прошлого.

Празднование революционных годовщин, исторических юбилеев неизменно подчеркивает неразрывную связь времен. "Комсомольская правда" в дни, когда отмечалось 150-летие победы в Отечественной войне 1812 г., писала: "Прошлое, настоящее и будущее народа всегда связаны кровными, неразрывными узами. И сегодняшний исторический юбилей


27 "Вечерняя Москва", 11 октября 1962 года.

28 "Вечерняя Москва", 19 марта 1963 года.

29 "Комсомольская правда", 14 ноября 1962 года.

30 "Правда", 1 октября 1962 года.

31 Н. Сорокин. Рассказ о рабочей гордости. М. 1962, стр. 6; см. также "Правда", 3 мая 1963 года; "Правда" 30 апреля 1963 года.

стр. 11

предстает перед современным поколением как ярчайший символ живой связи времен, как прекрасное олицетворение великого пути России через годы и десятилетия от вершины к вершине"32. Убедительно и ярко об этом писала акад. М. В. Нечкина: "...Нельзя строить будущее, не зная прошлого. Нельзя жить в эпоху строительства коммунизма, осуществившую во всей полноте право народа на историческое творчество, и не знать скопленного народом опыта творить историю... Строитель будущего должен знать прошлое. Строить легче, когда не только ясны перспективы, но и понятны подведшие к ним пути"33 .

Правильное понимание исторического пути, пройденного страной, законов развития общества, понимание значения своего труда, воспитание высших моральных качеств, стремление быть достойным великих дел, совершенных и совершаемых народом, - все это повышает сознательность строителей коммунизма, воплощается в бесчисленном множестве конкретных дел, помогает нашему общему движению вперед.

Практика показывает, что, как правило, между производственными успехами на фабриках, заводах, стройках, в колхозах, совхозах и хорошей идейно-воспитательной работой существует непосредственная связь. История, помогая коммунистическому воспитанию трудящихся, выполняет ту функцию идеологической деятельности, о которой писал Л. Ф. Ильичев: "Высшее общественное предназначение идеологической деятельности, ее сущность - помогать жить и трудиться... Успех выполнения производственных планов и заданий как на отдельном предприятии и в колхозе, так и в масштабах всей страны во многом зависит от сознательного отношения советских людей к делу, следовательно, от нашей идеологической работы"34 .

Из сказанного видно, какое огромное значение имеет история в коммунистическом воспитании. Однако нужно отметить, что далеко еще не все возможности исторической пропаганды в полной мере используются в жизни. Особо, видимо, следует обратить внимание на усиление работы по выпуску научно-популярной литературы, публикацию статей "а исторические темы в массовой печати. Задача фундаментального научного исследования и задача усиления пропаганды исторических знаний не противоречат друг другу. Одна задача не подменяется другой, они существуют параллельно, будучи неразрывно связаны. Речь идет лишь о том, что в настоящее время далеко не все научные коллективы, ученые с должным вниманием относятся к распространению научных знаний в массах. В докладе на сессии Общего собрания АН СССР 19 октября 1962 г. Л. Ф. Ильичев говорил: "Устами наиболее выдающихся своих представителей наша наука не раз провозглашала великолепный девиз: ученый обязан не только открывать новые знания, но и пропагандировать, распространять их в массах. Вспомним слова К. А. Тимирязева: "С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи: работать для науки и писать для народа"35 .

Не следует забывать о том, что исследовательская работа в области исторической науки без пропаганды исторических знаний мертва. Пропаганда исторических знаний без опоры на исследовательскую работу поверхностна, неосновательна. В постановлении ЦК КПСС от 9 января 1960 г. "О задачах партийной пропаганды в современных условиях" отмечается: "...важнейшая задача общественных наук и их кадров состоит в том, чтобы решительно приблизиться к практике устной и печатной


32 "Комсомольская правда", 18 октября 1962 года.

33 "Правда", 16 октября 1962 года.

34 Л. Ф. Ильичев. Мощный фактор строительства коммунизма. "Коммунист", 1962, N 1, стр. 16.

35 Л. Ильичев. Научная основа руководства развитием общества. "Коммунист", 1962, N 16, стр. 15 - 16.

стр. 12

пропаганды, внести ощутимый вклад в дело коммунистического воспитания трудящихся"36 .

Весьма важны и полезны предложения о создании в ближайшее время серии популярных книг и брошюр "Науку - в массы"37 , а также большой серии научно-популярных книг, которые давали бы марксистское изложение развития человеческого общества в целом38 . Надо сказать, что в наших научных журналах почти не печатаются рецензии, где давался бы разбор популярных книг и брошюр с учетом специфики этого жанра, говорилось бы о том, как выполняются требования, предъявляемые к историческим трудам такого рода.

Большое значение приобретает публикация газетных материалов на исторические темы. Здесь имеются в виду не только выступления в печати отдельных ученых - что чрезвычайно важно, - но и опубликование больших, разнообразных материалов, подготовленных коллективами. Уже накоплен такой опыт в Институте мировой экономики и международных отношений, в Институте истории АН СССР и др., подготовивших ряд крупных материалов для газет "Правда", "Известия", "Московская правда" и т. д. Интересен опыт харьковской комсомольской газеты "Лені;нська змі;на". В этой газете есть рубрика "Так закалялась сталь", где регулярно печатаются исторические статьи, очерки, яркие архивные документы39 .

Акад. Б. Н. Пономарев в докладе на Всесоюзном совещании историков в декабре 1962 г. говорил о том, что действенным средством воспитания может стать исторический роман40 . Это положение можно распространить на исторические фильмы, спектакли, произведения живописи, скульптуры, монументальную пропаганду. Содружество ученых с деятелями литературы и искусства должно быть, на наш взгляд, гораздо более широким и плодотворным. При этом специалисты-историки могут оказывать серьезную помощь в выборе тем, в правильном освещении исторической эпохи. К сожалению, за последние годы стало выходить меньше книг, создаваться кинофильмов и произведений живописи на историко-революционные темы41 .

Большой и сложный вопрос - о лекционной пропаганде исторических знаний. Тысячи историков принимают активное участие в работе Всесоюзного общества "Знание". В последние годы усилилось обобщение опыта пропагандистской работы. Так, в Риге, Баку, Ташкенте, Львове состоялись межреспубликанские семинары по вопросам дружбы народов и социалистического интернационализма42 . Однако значительная часть работников исторических научно-исследовательских институтов не выступает с чтением лекций. Множество интереснейших тем, впервые разработанных учеными в исследовательском плане, не стало еще достоянием широкой аудитории.

Исключительно важна в пропаганде исторических знаний конкретность. Через познание непосредственно окружающего идет понимание таких больших, объемных категорий, как Родина, Коммунизм. Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному селу,


36 "Справочник партийного работника". Вып. 3. М. 1961, стр. 505.

37 Л. Ильичев. Научная основа руководства развитием общества. "Коммунист", 1962, N 16, стр. 16. .

38 См. "Вопросы истории", 1963, N 1, стр. 13.

39 "Комсомольская правда", 23 сентября 1962 года.

40 См. "Вопросы истории", 1963, N 1, стр. 13.

41 См. "Коммунист", 1963, N 6, стр. 78.

42 Материалы трех семинаров опубликованы в книгах: "Советская Прибалтика в братской семье народов СССР". Рига. 1960; "Дружба народов и социалистический интернационализм - великая сила в борьбе за построение коммунизма". Ташкент. 1961; "Советское Закавказье в братской семье народов СССР". Баку. 1961. См. об этом также брошюру: И. И. Шкадаревич. Пропаганда идей дружбы народов и социалистического интернационализма. М. 1962.

стр. 13

городу, заводу, области. Поэтому местным издательствам нужно больше выпускать книг ло истории своего края.

В научной печати уже высказывались пожелания о необходимости издания сборников Документов по истории областей и историко-краеведческих хрестоматий43 . Это предложение заслуживает одобрения. Полезно перенять опыт братских зарубежных стран, где выпускаются небольшие по объему популярные книги, посвященные истории городов, районов. В Болгарии, например, широко распространен выпуск альбомов карманного формата. На 8 - 12 страницах даны фотографии и иллюстрации, сопровождаемые краткой исторической справкой. Наглядно, доходчиво они повествуют о важнейших событиях в историй родного Края, города44 .

Конкретность пропаганды истории важна и при воспитательной работе, ведущейся в Советской Армии. Воспитание бойцов происходит не только на славных традициях всех Советских Вооруженных Сил, но и на традициях той воинской части, в которой проходит служба солдата. "Создание истории объединений, соединений и частей, - пишет генерал армии А. С. Жадов, - дает в руки командования, генералов И офицеров сильнейшее воспитательное средство, легко доходящее до сердца каждого Солдата, сержанта и офицера, совершенно Незаменимое для укрепления боевых традиций и войскового товарищества наших воинов". Завершение разработки научной истории объединений, соединений и частей является ближайшей задачей военно-исторической работы в Сухопутных войсках. Эта работа уже начата и дала некоторые результаты, однако темпы ее проведения пока недостаточны45 .

Нам уже приходилось отмечать огромный рост общественной инициативы, народной самодеятельности в области изучения и пропаганды историй46 . Этот рост находит свое выражение в создании народных музеев, в массовом Движении по написанию истории фабрик и заводов, в созданий общественного актива при государственных Музеях, в распространении исторических кружков и т. д. Историки-профессионалы Должны опираться на этот актив и помогать ему. Большую работу проводит Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской. Там работает постоянный научный семинар краеведов - историков Московской области, проводятся ежегодные конференции47 .

Значительную помощь активу самодеятельных историков оказывает Институт истории АН СССР. Сотрудники института помогают в написании истории отдельных предприятий Москвы (завод "Динамо", завод имени Лихачёва и др.). Но, разумеется, этого недостаточно. Работа историков-профессионалов в этом направлении должна быть всемерно усилена и расширена. Почётный долг историков - совместными усилиями создать революционную и трудовую историю городов, заводов, колхозов и совхозов страны. Важность этого дела отмечалась на июньском Пленуме ЦК КПСС 1963 года48 . В ноябре 1962 г. состоялось совместное засе-


43 Этот вопрос был поднят, в частности, в книге Н. П. Милонова "Изучение истории области в средней школе" (М. 1960) и получил поддержку авторов рецензии на работу ("История СССР", 1962, N 2, стр. 188).

44 См., например, серию книг "Панагюрският край в миналото и днес". Туда входят: "Априлското въстание", "Борбата против монархията и фашизма в Панагюрския край", "Социалистическо строительство в Панагюрския край" и др.

45 А. С. Жадов. О насущных вопросах военно-исторической работы. "Красная звезда", 25 января 1963 года.

46 См. Ю. Поляков. Шире использовать опыт и знания масс. "Политическое самообразование", 1961, N 5; Л. Гапоненко, Ю. Поляков. Исторические знания - на службу строительства коммунизма. М. 1962.

47 "Советская культура", 28 августа 1962 года.

48 "Очередные задачи идеологической работы партии". Доклад секретаря ЦК КПСС товарища Л. Ф. Ильичёва на Пленуме Центрального Комитета КПСС 18 июня 1963 года. "Правда", 19 июня 1963 года.

стр. 14

дание Отдела культпросветучреждений Министерства культуры СССР, Ученого совета Государственного музея революции СССР и Научно-исследовательского института музееведения при Министерстве культуры РСФСР, которое обсудило работу народного историко-революционного музея имени XXII съезда в г. Павлограде (Днепропетровская область). Участники заседания обратились с письмом ко всем работникам Музеев страны, призывая их оказать всемерную помощь народным общественным музеям49 .

В деле пропаганды исторических знаний роль музеев огромна, Государственные и общественные музеи охватывают своим воздействием миллионы трудящихся. Через их залы проходит колоссальное количество посетителей. Вокруг музеев группируется актив, при музеях создаются Кружки, материалы экспозиций используются Пропагандистами и т. д. В апреле 1962 г. Институт истории АН СССР и Научно-исследовательский институт музееведения распространили анкету среди музеев. Анкета включала вопросы об использовании Материалов музея пропагандистами, агитаторами, учителями, о формах привлечения актива к изучению истории родного края и др. Полученные ответы показывают, что Материалы музеев используются широко и разнообразно50 .

Бесчисленные отзывы в книгах посетителей, письма говорят об огромном воспитательном значении музейных экспозиций. Вот некоторые из них: "Посетив музей, мы еще раз убеждаемая, что, знакомясь с славным героическим прошлым Дона, еще больше любишь настоящее"51 . "После посещения Вашего музея... хочется жить и трудиться "а еще лучшее будущее своего родного края"52 .

В рядах самодеятельных историков видное место занимают военно-научные общества при Домах офицеров Советской Армии. Эти общества готовят работы по военной истории, выпуская, в частности, свои журналы и бюллетени53 , проводят конференции, вечера, создают общественные музеи54 . В пропаганде героических традиций Советской Армии активно участвуют генералы и офицеры, находящиеся в запасе и отставке. Об этом свидетельствует, в частности опыт военно-научных обществ при Волгоградском, Краснодарском, Ленинградском, Московском, Ровненском, Симферопольском, Ставропольском, Харьковском и некоторых других Домах офицеров55 .

Итак, самодеятельные историки ведут большую плодотворную работу по изучению и пропаганде исторических знаний. Задача состоит в


49 Об этом музее см. брошюру "Павлоградский народный историко-революционный музей имени XXII съезда КПСС". М. 1962. "Советская культура", 15 января 1963 года.

50 Так, материалы краеведческого музея в г. Великие Луки Псковской области, использовались лекторами и учителями при изложении таких тем, как дореволюционная история города, история установления Советской власти в городе, история комсомольской организации Великих Лук, Великие Луки в Отечественной войне, знатные земляки и т. п. Материалы музеев широко публикуются в местной печати, передаются по радио. По музейным материалам опубликовано около 30 статей в газете "Великолукская правда"; по фондам Калининского областного музея подготовлено 4 выступления по радио, опубликовано 17 материалов в областных газетах; Музей истории Еревана за 1961 г. опубликовал 10 материалов в газетах; Музей истории Донского казачества в Новочеркасске - 63, и т. д. (Анкеты Великолукского краеведческого городского музея, Музея истории Донского казачества в Новочеркасске Музея истории г. Еревана, Калининского областного краеведческого музея).

51 "Анкета Музея истории Донского казачества в г. Новочеркасске".

52 "Анкета Марийского республиканского краеведческого музея в г. Йошкар-Ола".

53 В 1959 - 1960 гг. члены военно-исторической секции ВНО при Киевском окружном Доме офицеров опубликовали 224 работы. ВНО при Батумском гарнизонном Доме офицеров печатает на ротаторе журнал "Записки ветерана". ВНО в Риге и в Тбилиси издают типографским способом журналы "Бюллетень" и "Вестник ВНО" (см. "Военно-исторический журнал", 1961, N 8, стр. 111, 112).

54 Например, при Доме офицеров Уральского военного округа создан Музей боевой славы Урала ("см. там же, стр. 114 - 115).

55 А. С. Жадов. Указ. соч.

стр. 15

том, чтобы всемерно развивать эту работу. В рекомендациях Всесоюзного совещания по этому вопросу сказано следующее: "Развивать на общественных началах краеведческую работу в стране, способствуя повышению интереса широких слоев населения к истории своих республик, областей, городов, сел. Мобилизовать местный исторический материал для воспитания чувства советского патриотизма, особенно у молодежи. Поощрять создание краеведческих объединений, исторических кружков и клубов при активном участии преподавателей истории, учащихся старших классов школы, студентов. При развитии краеведческой работы уделить главное внимание изучению советской эпохи отечественной истории, современным процессам, связанным с победой социализма и коммунистическим строительством в нашей стране"56 . Не подлежит сомнению, что массовость изучения и пропаганды истории может быть обеспечена лишь при условии привлечения к этой работе широкого актива. Выступая на июньском Пленуме ЦК КПСС (1963 г.), президент АН СССР акад. М. В. Келдыш говорил о необходимости использования общественных начал в деятельности научно-исследовательских, в том числе и гуманитарных, институтов57 .

Значительное место в пропаганде исторических знаний занимают клубы революционной и трудовой славы58 . Очень широко распространена практика проведения вечеров-встреч с ветеранами революции, героями войны и героями труда. Во многих школах, комсомольских организациях проводятся встречи с ветеранами, героями-земляками. Часты пионерские сборы на тему "Три поколения"59 . Заслуживают упоминания такие интересные мероприятия, как вечер встречи четырех поколений Кировского района на тему "Славные традиции Нарвской заставы" с участием ветеранов трех революций - рабочих Кировского завода; как молодежные кинолектории "Береги и умножай славные революционные традиции родного завода", когда перед демонстрацией историко-революционных фильмов с молодежью делятся воспоминаниями участники тех событий, которые отражены в фильме60 .

Интересна инициатива многих кружков, семинаров сети партийного просвещения, проводящих занятия в музеях. Так, в 1962 г. первые занятия ряда кружков, школ и семинаров комбината "Трехгорная мануфактура", завода "Красная Пресня", Института прогнозов и других предприятий и учреждений Краснопресненского района Москвы были проведены в музее "Красная Пресня" - филиале Музея Революции. Перед слушателями выступали старые ленинцы - М. В. Фофанова, И. Г. Батышев и другие61 . В музеях организуются также пионерские сборы, комсомольские собрания. В годовщину Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. в музее "Красная Пресня" проходили заседания


56 См. "Всесоюзное совещание историков". "Вопросы истории", 1963, N 2, стр. 73.

57 "Правда", 21 июня 1963 года.

58 В Ташкенте такой клуб с 1959 г. организовал около 2 тыс. встреч и выступлений, на которых присутствовало почти 500 тыс. трудящихся. Клуб революционной и трудовой славы на заводе "Красное Сормово" ставит своей целью пропагандировать материалы о революционных заслугах и трудовых подвигах коллектива предприятия. Музей революционного прошлого и трудовой славы, созданный по инициативе старых большевиков в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону, часто проводит встречи с участниками революции, писателями, Героями Советского Союза, связывая изучение исторических материалов с современными задачами (см. И. И. Шкадаревич. Пропаганда идей дружбы народов и социалистического интернационализма. М. 1962, стр. 20; "Вечерняя Москва", 12 августа 1961 года; "Комсомольская правда", 29 ноября 1961 года). Клуб революционной и трудовой славы, организованный на общественных началах Якутским обкомом ВЛКСМ, утвержден участником ВДНХ ("Правда", 4 июня 1963 года).

59 См. "Революционные, трудовые, боевые традиции - могучее средство коммунистического воспитания". "Преподавание истории в школе", 1962, N 3, стр. 100 - 103.

60 "Коммунист", 1957, N 15, стр. 89 - 90.

61 "Правда", 3 октября 1962 года; "Вечерняя Москва", 1 октября 1962 года.

стр. 16

бюро райкома ВЛКСМ, где обсуждались заявления вступающих в комсомол62 .

В работе по воспитанию на исторических примерах воинской доблести, воинской чести у солдат и офицеров Советской Армии используются самые разнообразные формы. "Знамена в строю" - так называлась корреспонденция о вечере призывников на заводе имени Лихачева в Москве. В громадный зал заводского Дома культуры, где собрались сотни людей, внесли старые боевые знамена. Об этих знаменах рассказывает работник Музея Советской Армии: "Вот это знамя потертого темного бархата... Знамя той самой дивизии, бойцы которой, узнав о ранении Ленина в августе восемнадцатого, кинжальной атакой взяли Симбирск-город, где родился Ильич... Цвета алой крови полотнище - знамя гвардейской Панфиловской, стоявшей насмерть под Москвой. А вот это видело первый залп по Берлину". "Вам, ребята, служить под этими знаменами, - взволнованно говорил генерал, городской военком. - Вам стоять начеку. Будьте достойны славы отцов и дедов!" И молодежь - призывники давали торжественную клятву стране, заводскому коллективу быть достойными славы этих знамен63 .

А вот аналогичное сообщение из Ленинграда. Во дворе бывшего второго балтийского флотского экипажа собрались молодежь Выборгской стороны и моряки Краснознаменного Балтийского флота. Сорок лет назад здесь давали клятву на верность республике первые посланцы комсомола на флот. А сейчас в украшенном флагами дворе идет митинг на тему "Этих лет не смолкнет слава". Под звуки торжественного марша военные моряки вынесли шефские и боевые реликвии - знамена и флаги. Эти драгоценные полотнища бережно хранятся в Центральном военно-морском музее. Собравшихся на митинг приветствовали первые посланцы комсомола на флот П. И. Усанов, В. М. Горбачев. От имени молодого поколения выступили отличник учебы моряк В. Коваленко и Н. Котлова из технического училища N 9 при заводе имени Карла Маркса. Они рассказали о том, как родилась и закалялась дружба комсомола и флота, как укрепляются шефские связи в настоящее время64 .

В одной из воинских частей Белоруссии сложилась традиция - вручать комсомольские билеты в Брестской крепости. В 1962 г. их вручал защитник крепости Г. С. Макаров. В 44-ю годовщину Ленинского комсомола у Холмских ворот сорок лучших солдат получили комсомольские билеты. На первой странице каждого билета написано: "Комсомольский билет вручен у стен Брестской крепости в день 44-й годовщины комсомола". В билеты была вложена записка: "Уважаемый товарищ! Поздравляем тебя с днем вступления в ряды славного Ленинского комсомола. Вручая тебе комсомольский билет у стен героической Брестской крепости, комсомольская организация выражает уверенность, что ты будешь достойным наследником боевой славы защитников Брестской крепости, настоящим комсомольцем и гражданином нашей великой Родины. Принимая тебя в ряды нашей организации, мы даем тебе первое комсомольское поручение: то, что ты увидишь и услышишь сегодня в героической Брестской крепости, расскажи своим товарищам"65 . Советские люди свято чтут память воинов, павших в боях за Родину. Именно поэтому с таким одобрением делегаты июньского Пленума ЦК КПСС (1963 г.) встретили предложение, высказанное в докладе Л. Ф. Ильичева, об установлении славной традиции всенародного чествования героев, павших при защите Отечества66 .


62 "Вечерняя Москва", 24 декабря 1962 года.

63 "Комсомольская правда", 26 октября 1962 года.

64 "Комсомольская правда", 11 октября 1962 года.

65 "Комсомольская правда", 31 октября 1962 года.

66 "Правда", 19 июня 1963 года.

стр. 17

*

Рассмотренные нами вопросы свидетельствуют о том, что формы и методы пропаганды исторических знаний" использования исторических Материалов в воспитательной работе удивительно богаты и многообразны. В постановлении июньского Пленума ЦК КПСС (1963 г.) сказано: "Почетный долг советских ученых - нести знания в массы"67 . Всесоюзное совещание историков назвало одной из первейший обязанностей советских историков активное участие в широком распространении исторических знаний в массах, печатную и устную пропаганду важнейших достижений Советской исторической науки. Нужно, чтобы наши книги были не бесстрастными повествованиями о делах давно минувших, а книгами-учителями, книгами-вожаками, книгами-парторгами, чтобы мы, изучая историю, оставались всегда современниками своей эпохи. Монографий, популярная брошюра, интересная лекция, живая беседа, яркий музейный экспонат, участие в школьном кружке, организация встречи молодёжи с ветеранами революции и героями труда - все это может и должно служить великому делу коммунистического воспитания трудящихся


67 "Правда", 22 июня 1963 года.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОММУНИСТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-И-ИСТОРИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Eugene SidorofКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sidorof

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. А. ПОЛЯКОВ, КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ИСТОРИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 06.05.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОММУНИСТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-И-ИСТОРИЯ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. А. ПОЛЯКОВ:

Ю. А. ПОЛЯКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Eugene Sidorof
Кондопога, Россия
1557 просмотров рейтинг
06.05.2016 (2907 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ИСТОРИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android