Libmonster ID: RU-18663
Автор(ы) публикации: Н. ШЕВЧЕНКО

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ТОРГОВАТЬ АЛМАЗАМИ, ДОБЫТЫМИ В "ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ" АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

Алмазы - общепризнанный символ богатства и роскоши, одна из форм хранения капитала. В последние годы довольно широкое распространение получили два прилагательных, сопровождающих слово "алмазы" - "конфликтные" или "кровавые" алмазы*. Роль таких алмазов в некоторых затяжных и жестоких конфликтах в Африке все больше беспокоит мировое сообщество. Отражением этого беспокойства стало создание так называемого Кимберлийского процесса - организации, в которой принимают участие ведущие страны и частные компании, занимающиеся алмазным бизнесом. Цель такого объединения - разработка механизма контроля за мировым алмазным рынком с тем, чтобы предупредить попадание в него конфликтных алмазов. Решения, принимаемые в рамках Кимберлийского процесса, имеют статус международных договоренностей и обязательны для выполнения государствами-участниками 1 .

Наша страна, будучи вторым в мире производителем алмазов, активно задействована в Кимберлийском процессе. В 2005 г. президент Республики Якутия (Саха) Вячеслав Штыров осуществлял функции Председателя Кимберлийского процесса, что налагает на Россию особую ответственность.

По определению ООН и Всемирного Банка (ВБ) конфликтные алмазы - это "камни, добываемые на территории, контролируемой антиправительственными силами и используемые для финансирования конфликта"2 .

Основной объем конфликтных алмазов приходится на страны Африки. Конфликтные алмазы уже сыграли свою роль в финансировании, по крайней мере, трех войн на Африканском континенте - в Анголе, Сьерра-Леоне и Демократической Республике Конго (ДРК).

Рассмотрим это на конкретных примерах.

Ангола. После провозглашения в 1975 г. независимости Анголы противостояние между правящим Народным движением за освобождение Анголы (МПЛА) и движением УНИТА вылилось в затяжную гражданскую войну. С окончанием "холодной войны" поддержка воюющих сторон извне прекратилась, что побудило их искать внутренние источники финансирования конфликта.

Подсчитано, что за период между 1992 и 1998 гг. УНИТА получила приблизительно 3,7 млрд. долл. дохода от нелегальной продажи алмазов3 . Движение контролировало 60 - 70% мест алмазодобычи в стране, в основном в "алмазном" районе Лунда Норте4 .

Установление мира в 2002 г. не вполне решило проблему "теневого" экспорта алмазов. Сегодня алмазное производство в Анголе контролируется государственным предприятием АС-Корп (Ангольская сбытовая корпорация) с монопольным правом на скупку алмазов в стране. Однако поскольку закупочные цены АСКорп намного ниже существующих на алмазном рынке, многие "гаримпейрос"** - частные алмазодобытчики - занимаются нелегальным вывозом камней особо высокого качества в близлежащие страны, где цены выше и налоги ниже по сравнению с ангольскими5 . По подсчетам экспертов, из Анголы нелегально ежедневно вывозится алмазов общей стоимостью до 1 - 2 млн. долл.6

Сьерра-Леоне. За последние почти 70 лет в Сьерра-Леоне было добыто алмазов общим весом 55 млн. каратов на сумму примерно 15 млрд. долл.7 Нелегальный оборот алмазов в Сьерра-Леоне достиг своего апогея в период гражданской войны, начавшейся в 1991 г., когда Объединенный революционный фронт (РОФ) во главе с Фодаем Санко выступил против президента Дж. С. Момо. После серии военных переворотов, в 1996 г. президентом был избран Ахмад Кабба, которому в 2002 г. удалось заключить перемирие с РОФ8 . В течение всего периода войны РОФ широко использовал добычу алмазов для финансирования своей деятельности, "отмывая" драгоценные камни в соседней Либерии9 . Война была чрезвычайно кровавой10 .

В 1998 г. ООН наложила эмбарго на импорт оружия в Сьерра-Леоне. В 2000 г. была создана Комиссия по санкциям


* Эти термины используются далее без кавычек, поскольку именно так они употребляются специалистами-африканистами и конфликтологами - у нас и за рубежом.

** (Португальск.). Кустари-одиночки, занимающиеся добычей алмазов в Анголе.

стр. 25


ООН для этой страны. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности N 1306 от 5 июля 2003 г., экспорт алмазов из Сьерра-Леоне должен был обязательно сопровождаться сертификатом их происхождения11 . Однако эта мера не остановила поток нелегально вывозимых из страны алмазов.

Демократическая Республика Конго. В многолетнюю гражданскую войну в Демократической Республике Конго (ДРК), завершившуюся только в 2002 г., были в разной степени вовлечены также Ангола, Зимбабве, Уганда, Руанда и Чад. Причем практически все эти страны, за исключением разве что Анголы, преследовали не столько политические, сколько экономические цели. ДРК вообще богата различными полезными ископаемыми, заметное место среди которых занимают алмазы. По оценкам экспертов, только в 1997 г. режим Лорана-Дезире Кабилы, тогдашнего президента ДРК, получил около 100 млн. долл. от алмазного экспорта12 . Однако это обстоятельство долго находилось за пределами внимания ООН и лишь в апреле 2000 г. Кофи Аннан заявил о необходимости создания экспертной комиссии для рассмотрения роли алмазов и других природных ресурсов в финансировании конфликта в Конго13 . В поле зрения комиссии попали и другие африканские страны, ставшие местом нелегального транзита и продажи алмазов из Конго14 .

АЛМАЗЫ, НЕ ПРИНОСЯЩИЕ БОГАТСТВА

Доказательством вовлеченности той или иной африканской страны в "отмывание" конфликтных алмазов обычно служат цифры "алмазной статистики". В частности, разница между официальными данными об экспорте алмазов из данного африканского государства и официальными сведениями об алмазном экспорте из этой страны, зарегистрированными алмазными биржами Антверпена. К примеру, официально зарегистрированная стоимость экспорта алмазов из Центрально-Африканской Республики (ЦАР) в Антверпене превышает стоимость официально зарегистрированного алмазного экспорта из ЦАР в три раза15 .

Существенное влияние на уровень "конфликтности" алмазов оказывает тип месторождения. Эти месторождения разделяются на первичные и вторичные16 . Первичные залегают глубоко под землей в форме воронкообразных кимберлитовых трубок (термин происходит от названия крупного месторождения алмазов, расположенного в южноафриканском городе Кимберли). Их добыча требует специального оборудования, равно как и значительных масштабов производства. Вторичные (аллювиальные или россыпные) алмазы располагаются обычно на поверхности земли и вдоль русел рек в виде россыпей. Места их добычи невозможно огородить, и ею занимаются в основном множество независимых мелких предприятий и кустарей-одиночек17 . Алмазы, добываемые в Анголе, Сьерра-Леоне и ДРК - россыпные, что делает их более доступными для финансирования конфликтов.

Конфликтные алмазы, как правило, не вносили вклад в экономическое развитие стран, где они добываются, так как основная часть алмазных доходов шла на финансирование военных действий.

РЕАКЦИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

Ангола стала первой страной, в отношении которой была поднята проблема конфликтных алмазов. В 1998 г. мало кому тогда известная неправительственная организация (НПО) "Глобал Уитнесс" опубликовала доклад "Жесткая торговля", посвященный конфликту в Анголе и роли алмазов в финансировании военной деятельности УНИТА, а также вовлеченности корпорации "Де Бирс"* в эту деятельность18 .

Авторы доклада исходили из следующих предпосылок: 80% мирового алмазного бизнеса контролируется "Де Бирс". Ангола считается производителем высококачественных необработанных алмазов, большинство из которых добывается на территории, контролируемой УНИТА. Алмазы высокого качества, которые по чрезвычайно низким ценам выбрасываются на мировой рынок, представляют угрозу для стабильности алмазного рынка; поэтому "Де Бирс" вовлечена в покупку алмазов у УНИТА для поддержания этой стабильности19 . Авторы доклада задаются вопросом: много ли людей, покупающих алмазы, знают, что тем самым они способствуют продолжению кровавого конфликта в Анголе?..

Доклад послужил началом кампании "Смертельная сделка", инициированной "Глобал Уитнесс" при поддержке других НПО, против "Де Бирс" и всей алмазной отрасли.

Выдвинутые в нем обвинения были достаточно обоснованными. "Де Бирс", безусловно, могла


* Южноафриканская корпорация, занимающаяся добычей алмазов и в течение 70 лет сохранявшая монополию на алмазном рынке.

стр. 26


скупать алмазы у УНИТА с тем, чтобы предотвратить попадание дешевых необработанных камней на мировой рынок, что поставило бы под угрозу стабильность цен, поддерживаемых компанией. А с окончанием гражданской войны (такая перспектива появилась впервые еще в мае 1991 г.) алмазная промышленность Анголы набрала бы чрезвычайно высокие темпы, что опять же привело бы к выбросу огромного количества дешевого сырья на алмазный рынок20 . Учитывая, что ангольские алмазы считаются одними из лучших в мире по качеству, такая ситуация не шла на пользу "Де Бирс". Можно предположить, что последняя могла сотрудничать с УНИТА, чтобы оттянуть заключение мира в Анголе. Хотя прямых доказательств данной версии нет.

Небезынтересна также роль "Глобал Уитнесс" в данной ситуации. Как крошечной организации, в которой работало всего 9 человек, удалось внести беспокойство в ряды алмазной промышленности с сотнями тысяч занятых и с годовым оборотом 7 млрд. долл.?21 Все дело в том, что деятельность неправительственных организаций обычно определяется интересами их спонсоров, в частности государственных структур22 . Инициатива "Глобал Уитнесс" нашла активную поддержку у внешнеполитического ведомства Великобритании, обратившего внимание на ее изыскания в отношении конфликтных алмазов23 .

В марте 1999 г. Председатель Комиссии ООН по санкциям против УНИТА, представитель Канады при ООН Майкл Фаулер представил на рассмотрение Совета Безопасности доклад, посвященный неизвестным до этого подробностям военных действий в Анголе24 . В нем перечислялись бывшие и действующие главы африканских государств, которые способствовали поставкам оружия и топлива УНИТА в обмен на алмазы. Этот "позорный список" включал в себя покойного заирского лидера Мобуту Сесе Секу, а также президентов Того, Буркина-Фасо, бывшего президента и премьер-министра Конго (Браззавиль)25 . В докладе Фаулера также критиковались существующий режим регулирования добычи и торговли в алмазной отрасли и отсутствие жесткого контроля в Антверпене, основном центре по торговле бриллиантами, за происхождением выставляемых на торги алмазов.

Проблема получила новое звучание после известных терактов 11 сентября 2001 г. 10 октября 2001 г. в Конгрессе США был поднят вопрос о том, что сеть "Аль-Каиды" получала выгоду от торговли алмазами в Сьерра-Леоне, и поэтому наведение порядка в регулировании деятельности алмазной отрасли входит в рамки стратегии США по борьбе с мировым терроризмом26 . В докладе, опубликованном "Глобал Уитнесс" в 2003 г. "За несколько долларов. Как "Аль-Каида" перешла в алмазную торговлю", содержится информация о том, что два члена "Аль-Каиды", базировавшиеся в Танзании и Кении, создали компании по добыче и торговле алмазами. После взрывов в посольствах США в Найроби и Дар-эс-Саламе это звено "Аль-Каиды" получило доступ к незаконной алмазной торговле в Сьерра-Леоне, которая в то время контролировалась повстанцами РОФ27 .

После столь громких разоблачений правительства алмазодобывающих стран и руководители алмазной отрасли, естественно, не могли не заняться проблемами конфликтных алмазов.

КИМБЕРЛИЙСКОЕ ЛЕКАРСТВО?

Официальное начало Кимберлийскому процессу было положено в мае 2000 г., когда по инициативе ЮАР, Ботсваны и Намибии представители правительств и эксперты ряда стран - производителей необработанных алмазов, а также торговых и гранильных компаний, провели в Кимберли (ЮАР) встречу для обсуждения проблемы конфликтных алмазов.

Почему именно ЮАР, Намибия и Ботсвана выступили с инициативой разобраться с ролью конфликтных алмазов в мировой политике? Дело в том, что, входя в число "благополучных" алмазодобывающих государств, они больше всех заинтересованы в том, чтобы в глазах мировой общественности устранить связь между африканскими странами и нелегальной торговлей алмазами28 .

Инициаторы Кимберлийского процесса поставили целью разработать схему контроля за работой алмазной отрасли. Генеральная Ассамблея ООН 1 декабря 2000 г. приняла резолюцию 55/56, предполагающую создание схемы сертификации необработанных алмазов. Эта схема базировалась на национальных схемах сертификации, которые должны соответствовать международным стандартам29 . В число ее соавторов вошли 49 государств, в том числе и Россия.

В июле 2001 г. в Москве состоялась встреча членов Кимберлийского процесса, на которой были согласованы основные элементы международной схемы сертификации необработанных алмазов. Затем, 5 ноября 2002 г. в Интерклакене (Швейцария) было принято решение о том, чтобы ввести в действие с 1 января 2003 г. специальный документ - Сертификационную схему. В соответствии с ней, право на торговлю необработанными алмазами получили только те страны, которые согласились руководствоваться правилами Кимберлийского процесса. Государства, нарушившие эти правила, должны прекратить деятельность в алмазном бизнесе, а их экспорт алмазов объявлялся незаконным.

Частный алмазный бизнес также активно включился в Кимберлийский процесс, стремясь защитить свое положение на мировом алмазном рынке. Для представления интересов крупных алмазных производителей в этом процессе был создан Всемирный Алмазный Совет30 . В 2003 г. на Конгрессе алмазных бирж в Антверпене было объявлено, что только члены 1,5 тыс. зарегистрированных алмазных бирж смогут официально иметь дело с алмазами. Те же из них, чью причастность к торговле конфликтными алмазами удастся доказать, будут исключены из Международной ассоциации производителей бриллиантов31 .

ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СЕРТИФИКАЦИОННАЯ СХЕМА?

Схема сертификации алмазов, согласно правилам Кимберлийского процесса, базируется на трех основных принципах:

1. Использование государствами-экспортерами и импортера-

стр. 27


ми национальных сертификатов, подтверждающих "легальность" алмазов, обращающихся в международной торговле.

2. Введение внутренней системы контроля на национальном уровне с тем, чтобы обеспечить отсутствие алмазов из зон конфликтов во всей цепочке их добычи, экспорта и импорта на своей территории.

3. Предоставление друг другу через Председателя Кимберлийского процесса данных об изменениях в законодательстве, полномочиях и структуре органов власти и организаций, ответственных за осуществление положений схемы. Тем же порядком должны были предоставляться статистические данные (в стоимостном и натуральном выражении) о добыче, экспорте и импорте необработанных алмазов, а также о реквизитах сертификатов, сопровождающих партии необработанных алмазов.

Новые правила предусматривают транспортировку необработанных алмазов в специальных контейнерах, с печатью экспертной организации, с правительственной лицензией и в сопровождении сертификатов. В каждом сертификате должна содержаться информация о весе алмазов в каратах, стоимости камней, а также информация об импортере и экспортере. Импортирующая сторона должна заявить о наличии сертификата, проверить его подлинность и отказаться от поставленного товара, если он не соответствует данным условиям32 .

Таким образом, Кимберлийский процесс предусматривает двухуровневую систему контроля: на уровне системы правительственного контроля над необработанными алмазами и на уровне саморегуляции со стороны частных компаний. Процесс саморегуляции в рамках алмазной индустрии относится ко всем стадиям алмазно-бриллиантового производства. Все чеки на любой алмаз или бриллиант, выпущенный в продажу, начиная с 1 января 2003 г., должны обладать гарантийной записью о том, что данный камень не был добыт в районе конфликта. За правительственными органами закрепляется право проверки чеков, а также экспортной документации и всех товаров фирм, занятых в алмазной индустрии.

Главная фигура Кимберлийского процесса - его Председатель, который избирается консенсусом сроком на один год. Секретариат Председателя выполняет технические функции, он формируется и финансируется страной-председателем. Вице-председатель избирается консенсусом сроком на один год на пленарном заседании и далее автоматически переизбирается на должность Председателя на следующий год33 .

ПЕРВЫЕ ШАГИ КИМБЕРЛИЙСКОГО ПРОЦЕССА

Сертификационная схема Кимберлийского процесса предусматривает направление комиссий наблюдателей в любую страну, где были обнаружены достоверные свидетельства нарушений (но обязательно с согласия этой страны). Такие нарушения, кстати, уже имели место. По решению Канады, страны-председателя, в 2004 г. было приостановлено участие Республики Конго (РК) в Кимберлийском процессе. Как объяснили представители Канады, РК в течение длительного времени не соблюдала требований Кимберлийского процесса и не препятствовала выходу конфликтных алмазов на общие рынки34 .

Проверка Республики Конго проводилась с согласия правительства этой страны. В состав комиссии входили эксперты от правительств государств - участников Кимберлийского процесса, НПО и алмазной индустрии. Побудительным мотивом проверки стала разница между объемами экспорта необработанных алмазов из РК и известными производственными мощностями этой страны. Перед членами комиссии также стояла задача - оценить, как функционируют внутригосударственные механизмы контроля за сертификационной схемой Кимберлийского процесса. Ситуация в Республике Конго давно вызывала вопросы, поскольку годовой экспорт в Бельгию за 2001 г. из страны, не обладающей значительными запасами алмазов, составил 221 млн. долл., что скорее всего достигалось за счет притока алмазов из ДРК и Анголы35 .

Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи, претворение в жизнь принципов Кимберлийского процесса сопровождается определенными трудностями.

Во-первых, до сих пор еще не окончательно определены участники схемы. В апреле 2003 г. первоначально назначенный срок (31 апреля того же года), к которому должен быть составлен список членов процесса, был продлен до 31 июля 2003 г., чтобы дать время будущим участии-

стр. 28


кам схемы принять соответствующие национальные законы. Однако за рамками Кимберлийского процесса остается еще много стран, не откорректировавших свое законодательство. У ряда государств даже возникли сомнения - окупится ли схема с учетом финансовых затрат на ее применение на национальном уровне?

Возникли проблемы и при подготовке статистической базы данных. Некоторые страны предоставляют такие данные с большим опозданием; нет и единой методики, по которой проводилась бы эта работа. В то время как одни государства используют информацию на основе сертификатов Кимберлийского процесса, другие полагаются на торговую статистику таможенных служб. В результате образуются статистические погрешности. Проблема усугубляется и тем, что алмазная отрасль отличается чрезвычайной секретностью со стороны как государств, так и частных компаний.

Все это порождает среди членов Кимберлийского процесса много разногласий, поскольку каждое государство - участник Схемы очень чувствительно относится к контролю за собственной алмазной отраслью.

РОССИЯ В КИМБЕРЛИЙСКОМ ПРОЦЕССЕ

Наша страна занимает лидирующие позиции на алмазном рынке. Исходя из данных недавно рассекреченной алмазной статистики, опубликованных на официальном сайте министерства финансов, Россия в 2003 и 2004 гг. занимала первое место в мире по добыче алмазов36 . Практически все российское производство контролируется акционерной компанией "Алмазы России - Саха" ("АЛРОСА"). Последняя создана указом Президента РФ N 158С "Об образовании акционерной компании "Алмазы России - Саха" от 19 февраля 1992 г.

"АЛРОСА" - крупнейшая в нашей стране компания, занимающаяся разведкой, добычей, обработкой и реализацией алмазов, и один из крупнейших мировых производителей алмазов. На нее приходится почти 100% всех алмазов, добываемых в России, и приблизительно 20% их мировой добычи37 . Экспорт алмазов регулируется указом президента "О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и камней" и подлежит квотированию. Квоты на экспорт бриллиантов и платиноидов выдает правительство38 .

Первоначально Россия не уделяла внимание проблеме конфликтных алмазов как не имеющей к ней отношения. Однако теперь встал вопрос о введении глобального контроля за всей мировой алмазной отраслью, а не только за небольшой долей конфликтных алмазов в Африке. В связи с этим у России появились, по крайней мере, две причины для активного участия в Кимберлийском процессе.

Во-первых, для нашей страны это имеет принципиальное значение, поскольку АЛРОСА совместно с государственной ангольской компанией АСКорп ведет разработку алмазного месторождения "Катока" в Анголе. АЛРОСА владеет 32,8% акций этого месторождения, а ежегодный объем реализации алмазов "Катоки" превышает 150 млн. долл.39 Россия, естественно, заинтересована в отсутствии каких-либо проблем, связанных с ее ангольским бизнесом.

Вторым стимулом российского участия в Кимберлийском процессе стало опасение остаться в изоляции на мировом алмазном рынке. Для нашей страны, в частности, важно упрочить свои позиции на считающемся самым перспективным в мире американском рынке бриллиантов40 . Помимо этого, вопрос членства в Кимберлийском процессе имеет и политическое значение, поскольку борьба с конфликтными алмазами стала одной из важных тем, обсуждающихся на встречах глав государств "большой восьмерки".

Подключившись к Кимберлийскому процессу, наша страна подняла вопрос о своей роли в нем в соответствии с ее фактической ролью на рынке алмазов. В октябре 2003 г. правительство РФ приняло решение о выдвижении кандидатуры России на пост Председателя Кимберлийского процесса41 . В том же 2003 г. этот вопрос рассматривался на пленарном заседании Кимберлийского процесса в ЮАР. По итогам рассмотрения на 2004 г., России предоставили пост вице-председателя при Председателе от Канады. Как уже говорилось выше, согласно правилам регуляции Кимберлийского процесса, вице-председатель автоматически становится Председателем процесса в следующем году. В 2005 г. Председателем Кимберлийского процесса стал Вячеслав Штыров, бывший президент компании АЛРОСА, президент Якутии42 . Однако для этого России

стр. 29


пришлось выполнить ряд условий, обязательных для участников сертификационной схемы Кимберлийского процесса. К таким условиям относятся: установление в официальном порядке контроля за ввозом и вывозом алмазов в страну и из страны, предоставление в свободный доступ статистики по алмазодобыче, а также введение запрета на торговлю алмазами со странами, не участвующими в процессе либо исключенными из сертификационной схемы Кимберлийского процесса.

Долгое время публикация алмазной статистики была для нашей страны крайне болезненным вопросом. Данные по добыче алмазов считались государственной тайной еще с 1950-х гг. Весной 2002 г. все страны - официальные участники Кимберлийского процесса - начали в рамках достигнутых договоренностей обмениваться алмазной статистикой. Россия пообещала рассекретить данные по алмазодобыче еще в ноябре 2003 г. Однако сначала пришлось долго ждать принятия Государственной Думой поправок к закону "О гостайне", потом по разным причинам раскрытие данных не раз откладывалось. Между тем, в адрес России время от времени раздавалась критика со стороны "Глобал Уитнесс", а также от ряда стран - участниц Кимберлийского процесса. Так, в ноябре 2004 г. американская газета "Вашингтон Пост" опубликовала редакционную статью, в которой ЮАР и Канада характеризовались как ответственные участники, а о России, напротив, говорилось как о факторе нестабильности Кимберлийского процесса43 . В связи с этим для РФ даже возникла опасность потерять место Председателя в Кимберлийском процессе в 2005 г.; поэтому в декабре 2004 г. на сайте российского министерства финансов наконец-то появились требуемые данные44 .

Что касается требования усилить регулирование ввоза и вывоза алмазов, то для его реализации в нашей стране был принят ряд законодательных актов. В феврале 2003 г. правительство утвердило порядок введения сертификатов на вывоз из России необработанных природных алмазов45 . 27 августа 2003 г. тогдашний премьер М. Касьянов подписал постановление о введении сертификации ввоза необработанных природных алмазов46 . Согласно этим актам, при ввозе на территорию России необработанных природных алмазов необходимо проверять наличие сертификата Кимберлийского процесса, подтверждающего, что данная партия не содержит алмазов из зон конфликтов и оформлена в соответствии с требованиями международной схемы сертификации алмазов. Это входит теперь в обязанности Министерства финансов. Федеральная Таможенная служба (до 2004 г. - Государственный таможенный комитет РФ) осуществляет контроль за возвратом в страну-отправитель партий необработанных природных алмазов, если они были проданы в Россию без такого сертификата47 .

Вызывало определенные проблемы и выполнение третьего условия участия в Кимберлийском процессе, а именно, запрет на торговлю камнями со странами, не играющими по правилам сертификационной схемы.

В список претензий стран - инициаторов Кимберлийского процесса к РФ входило и предположение о возможном участии российских криминальных структур в нелегальном сбыте алмазов. По данным бельгийских спецслужб, бизнес на перевозках оружия в Анголу организовал выходец из бывшего СССР Виктор Бут48 . В связи с поставками оружия в адрес УНИТА в бельгийской печати упоминалась также воронежская авиакомпания "Полет Эйр"49 . Помимо этого, существует опасение, что несертифицированные алмазы проникают в Россию через Чечню и закавказские республики, в частности из Грузии, которая не является членом Кимберлийского процесса50 . По мнению западных экспертов, российская сторона должна вести более интенсивную борьбу с огранизованными преступными формированиями и обеспечить большую прозрачность функционирования своей алмазной отрасли51 .

Однако в целом можно сказать, что в 2005 г. позиции России в Кимберлийском процессе упрочились. В апреле 2005 г. нашу страну посетила группа экспертов процесса. Делегация, в состав которой вошли представители США, Ботсваны, Израиля и неправительственной организации "Партнерство Африка-Канада", возглавляемая чиновником Еврокомиссии (ЕК) Флорикой Финк-Хоойер, изучала, как функционируют принятые в России процедуры контроля за оборотом алмазов и насколько они соответствуют принятым требованиям схемы сертификации Кимберлийского процесса52 . В ходе визита не было выявлено существенных нарушений, и делегация оставила российским коллегам лишь общие рекомендации по укреплению механизма

стр. 30


контроля за соблюдением условий Кимберлийского процесса внутри страны.

Что касается председательствования России, то пока на официальном сайте Кимберлийского процесса не появилось никакой - итоговой информации. Предположительно традиционный годовой отчет Председателя будет опубликован в начале 2006 г.

В целом можно сказать, что Россия в силу своей лидирующей роли на рынке алмазов, безусловно, очень важное звено Кимберлийского процесса, и с ее позицией необходимо считаться всем его участникам. Теперь, когда РФ выполнила все требования по участию в сертификационной схеме, ее главной задачей остается дальнейшее укрепление своих позиций на мировом алмазном рынке.

-----

1 Haiti Peter, the British Minister of State. The Full text of a speech given at the International Diamond Manufacturers' Association in Antwerp, July 17, 2000, available at www.globalwit-ness.org

2 Goreux L. Conflict Diamonds. The World Bank: Africa Region Working Paper Series, No. 13, 2001, March, p. 3.

3 A Rough Trade - The Role of Companies and Governments in the Angolan Conflict. Global Witness Report, December, 1998, p. 8.

4 Ibid., p. 10.

5 Dietrich C. Porous Borders and Diamonds //Angola's War Economy. South Africa: Institute for Security Studies, 2000. Pretoria, South Africa, p. 27.

6 A Crook's Best Friend. The Economist. January 2, 2003.

7 US Congressional Hearing, 2000, May 19, available at www.globalwitness.org, p. 3.

8 The World Factbook. Sierra-Leone, http://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/sl.html#Intro

9 Campbell G. Blood Diamonds. USA: Western Press, 2002.

10 Smillie J. The Kimberley Process the Case for Proper Monitoring // The Diamonds and Human Security Project, Partnership Africa-Canada. 2000. Occasional Paper.

11 United Nations Security Council Resolution N 1306 on Sanctions Against Import of Diamonds from Sierra Leone. 2003, July 5.

12 US Congressional Hearing, 2000, May 19...

13 Goreux L. Conflict Diamonds. Op. cit., p. 6.

14 Goredema C. Diamonds and Other Precious Stones in Armed Conflict and Law Enforcement Cooperation in Southern Africa. 2002. South Africa: Institute for Strategic Studies. ISS Paper 57, May, 2002.

15 Ibid., p. 6.

16 Маркарян Ж. А. Алмазная промышленность Африки. Проблемы и перспективы развития. М., 1989, с. 39.

17 Conflict Diamonds. Possibilities for Identification, Certification and Control of Diamonds. Global Witness Report. May, 2000, www.globalwitness.org

18 A Rough Trade - The Role of Companies...

19 Ibid., p. 6 - 10.

20 Parker A., Sanghera S., Guerreerra F. Between a Rock and a Hard Place, The Financial Times. July 12, 2000.

21 Braid M., Castle S. How a Little Band of London Activists Forced the Diamond Trade to Confront the Blood on its Hands. The Independent. July 24, 2000.

22 Sins of the Secular Missionaries. The Economist, January 27, 2000.

23 Braid M., Castle S. How a Little Band of London...

24 The "Fowler" Report of the Panel of Experts on Violations of SC Sanctions Against UNITA. March 10, 2000, http:// www.globalpolicy.org

25 Lamont J. Diamond Nations Try to Restore Industry's Sparkle. The Financial Times. November 5, 2002.

26 Gberiea L. Conflict Diamonds and the Global Fight. The Concord Times. October 23, 2001.

27 For a Few Dollars More - How al-Qaeda Moved into the Diamond Trade. Global Witness Report, April 2003.

28 Goredema C. Op. cit.

29 United Nations General Assembly Resolution A/RES/55/56. The Role of Diamonds in Fuelling Conflict: Breaking the Link Between the Illicit Transaction of Rough Diamonds and Armed Conflict as a Contribution to Prevention and Settlement of Conflicts. November 12, 2000.

30 Более подробная информация представлена на Интернет-сайте организации - www.worlddiamondcouncil.com/about

31 Международная ассоциация производителей бриллиантов (МАПБ), основанная в конце Второй мировой войны и представляющая 10 крупнейших мировых центров по производству бриллиантов.

32 Interlaken Declaration of 5 November 2002 on the Kimberley Process Certification Scheme for Rough Diamonds.

33 Россия в Кимберлийском процессе. Ответственность лидера. Бюллетень "Гражданского центра прикладных исследований". Март 2005, с. 15 - http://civilresearch.ru.

34 The Kimberley Process Gets Some Teeth: The Republic of Congo is Removed from the Kimberley Process for Failure to Combat the Trade in Conflict Diamonds. Global Witness Press Release, 09/07/2004 - http://ww.globalwitness.org

35 Ibidem.

36 Россия рассекретила данные по добыче, ввозу и вывозу алмазов. РБК, 23.12.2004, Москва.

37 www.alrosa.ru.

38 Минфин обещает свободу алмазам. Ведомости. 08.09.2005 г.

39 Чернов М. 2004. Контроль над миром начнется с алмазов. RBC Daily. 18.10.2004.; Хмелев М. Россия догнала Ботсвану по алмазам, 24.12.2004, www.finiz.ru/cfin/;

Россия рассекретила данные по добыче, ввозу и вывозу алмазов...

40 Чернов М. 2004. Контроль над миром начнется с алмазов...

41 Россия в Кимберлийском процессе. Ответственность лидера.., с. 15.

42 N 1373-р "Об исполнении функций Председателя Кимберлийского процесса в 2005 году Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым В. А." от 26.10.2004. Законодательство РФ. Электронная база документов www.termika.ru

43 http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/articlts/A18821-2004Nov28html? Controlling Diamonds, 29.11.2004.

44 Хмелев М. Россия догнала Ботсвану по алмазам...

45 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 67 "О введении в Российской Федерации сертификатов вывоза необработанных природных алмазов" - http://www.businesspravo.ru/

46 Постановление Правительства Российской Федерации, N 527, О сертификатах на ввоз необработанных природных алмазов на территорию РФ - http://www.sigma-soft.ru/search/ D0134/d_13462_1.shtml

47 Правительство ввело обязательную сертификацию ввоза необработанных алмазов в РФ. Финансовые известия, мониторинг, 29.08.2003, www.finiz.ru

48 Dietrich C.. Blood Diamonds, Effective African-based Monopolies? African Security Review, 2001. Vol. 10, N 3.

49 Ibidem.

50 Россия в Кимберлийском процессе. Ответственность лидера...

51 Инноченти Н. Д. Опасения по поводу роли России в конфликтной торговле алмазами. 23 апреля 2005.

52 Визит в Россию группы экспертов Кимберлийского процесса, 28.04.2005 - http://www.almaznymir.ru


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНТРОЛЬ-ПО-КИМБЕРЛИЙСКОМУ-СЧЕТУ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Zakhar PrilepinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Prilepin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. ШЕВЧЕНКО, КОНТРОЛЬ "ПО КИМБЕРЛИЙСКОМУ СЧЕТУ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.05.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КОНТРОЛЬ-ПО-КИМБЕРЛИЙСКОМУ-СЧЕТУ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. ШЕВЧЕНКО:

Н. ШЕВЧЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Zakhar Prilepin
Moscow, Россия
104 просмотров рейтинг
29.05.2023 (325 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
3 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
9 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КОНТРОЛЬ "ПО КИМБЕРЛИЙСКОМУ СЧЕТУ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android