Libmonster ID: RU-17732

Croatologija. God. 1. Br. 1. Zagreb, 2010. 366 s.

Кроатология. Вып. 1.

Философский факультет Загребского университета начал выпуск нового научного периодического журнала "Кроатология" (гл. и отв. редактор - Б. Тафра). Необходимость такого издания продиктована желанием его организаторов объединить под одной обложкой комплексные интердисциплинарные исследования различных аспектов хорватской культуры, осуществляемые на фоне и в контексте широкого пространства европейской культуры. Выход первого номера журнала был приурочен к

стр. 97

80-летнему юбилею известного палеослависта, профессора Венского университета и академика Хорватской академии наук и искусств Радослава Катичича, который известен прежде всего своими синтетическими исследованиями по индоевропеистике, славистике, истории хорватской культуры, истории, языка, литературы (см., например, Katičic R. Stara indijska književnost. Zagreb, 1973; Katičic R. The Ancient Languages of the Balkans. Haag; Paris, 1976. V. 1 - 2; Katičic R. Litterarum studia: Književnost i naobrazba ranoga hrvatskog srednjovjekovlja. Zagreb, 1998).

Программной статьей Р. Катичича "Главные признаки хорватской культуры", объясняющей сам предмет кроатологии и основные методические подходы к нему, и открывается первый номер журнала. Главное, что, по мнению автора, выделяет хорватскую культуру на европейском пространстве, - это ее культурное двуязычие, развивавшееся с раннесредневекового времени до середины XIX в. В разных сферах жизни, в том числе и церковной, здесь использовалась латинская письменность и латинская книжность, маркирующая западноевропейскую культуру в целом. Однако хорватская культура не может рассматриваться исключительно как составная часть латинского культурного круга, поскольку одновременно в своем глаголическом ареале она была привержена, прежде всего в богослужебной сфере, письменной и книжной культуре, восходящей к кирилло-мефодиевской традиции и распространенной среди славянских народов восточнохристианского ареала. Таким образом, "она может изучаться не иначе, как только в контексте этих двух основных европейских культурных систем" (s. 4). Вместе с тем в самой хорватской культуре автор выделяет три слоя - адриатический (как часть средиземноморского), среднеевропейский и балканско-анатолийский, тесно связанные с политическим господством на хорватских территориях Венеции, империи Габсбургов и Османской империи. Таким образом, исследование хорватской культуры требует, по мнению автора, "сравнительного подхода и широкого охвата, выходящего за национальные границы и границы дисциплин" (s. 9).

Пожалуй, наиболее показательной реализацией этого методологического призыва стала статья профессора университета Киля, известного исследователя западно-балканской и русской истории эпохи Средневековья и Нового времени Л. Штайндорфа "Хорватия как зеркало европейского урбанистического наследия". Используя распространенный в современной европейской историографии подход, определяемый термином "транснациональная история" и предполагающий исследование сходных явлений в различных странах и исторической подоплеки такого сходства, автор в то же время справедливо отмечает, что подобный тип исследования не является открытием, хотя появление нового термина отражает ментальные изменения, обусловленные европейской интеграцией. Л. Штайндорф прослеживает проблему развития городов на территории Хорватии, начиная с античных времен (римские города Далмации и Истры) до современности, акцентируя особенности такого развития, характерные именно для данной территории, с одной стороны, и присущие в целом европейским урбанистическим процессам - с другой. Особо следует выделить наблюдения автора в разделе о развитии коммунального устройства средневековых городов. Организация городского населения в коммуну - ограниченный круг граждан, связанных присягой, и развитие коммунальных норм правового регулирования было в целом характерно для Западной и Центральной Европы. Для Хорватии этот процесс автор считает примечательным с точки зрения формирования общего исторического пространства: благодаря развитию коммунального устройства городская структура старых далматинских центров, имевших античную основу, и более поздних городов - адриатических славянских и северохорватских (славонских) стала тождественной.

В центре внимания авторов сборника вполне ожидаемо оказались проблемы развития общественного сознания, прежде всего связанные с пониманием национальной идентичности, национального характера и т.п. Особенности становления политической идеологии в начальный период существования независимой Хорватии, основанной на зачастую мифологизированных представлениях о ранней хорватской истории, привлекли внимание Х. Грачанина. Анализируя с этой точки зрения речи первого президента Хорватии Ф. Туджмана и текст хорватской конституции, автор показывает, как складывалась идеологема континуитета хорватской государственности и государственно-правовой традиции от раннего Средневековья до современности. Основное внимание уделялось при

стр. 98

этом событиям истории раннесредневекового Хорватского государства (IX-XI вв.), прежде всего связанным с коронацией его правителей и историей его раннего вхождения в культурный круг западного христианства. Подчеркнутая демонстрация такого континуитета вела, как показывает автор, к политизации истории, поддерживала стремление политической элиты 90-х годов XX в. видеть себя "прямыми наследниками и воссоздателями золотого века" раннесредневековой Хорватии (s. 96).

М. Мустапич рассматривает вопрос о роли органов местного самоуправления Хорватии в утилизации общественного мусора сквозь призму глобальных национальных проблем. Загрязнение окружающей среды и нетребовательное отношение к нему со стороны местных властей оказывается, по мысли автора, не только следствием социалистического наследия, гражданской войны и других политических и социально-экономических трудностей, но и укорененности в хорватском обществе представлений, основанных на принципе "моя хата с краю" (автор использует английский термин "синдром NIMBY - Not in my Backyard"). А поскольку защита среды является "эквивалентом защиты национальной (государственной) территории" (s. 209), то трудности в этой сфере отражают трудности переходного периода в целом.

П. Прелог выявляет особенности выражения национальных чувств в визуальном искусстве Хорватии с конца XIX в. до начала Второй мировой войны. Так, если в начале этого периода произведения художников наполнялись идеализированными сюжетами сельской жизни и хорватской истории времени Венгеро-Хорватского королевства, то впоследствии артикулируется необходимость включения национального искусства в широкий европейский контекст. Деятельность хорватских художников в составе довоенной Югославии определялась сначала югославянскими идеями, а затем отражала процессы общественной дезынтеграции в многонациональном государстве. Для искусства начала войны характерно сугубо негативное отношение к европейским авангардным веяниям, обращение к национальным и локальным образцам народного творчества, фольклорным образам, предпочтение в творчестве элементов примитивного искусства.

Одной из важных тем издания является проблема формирования и особенностей хорватского языка, которая рассматривается в тесной связи с развитием национальной идентичности в условиях развития собственной государственности. Характерно в этой связи, что в статье В. Броуна (США) аналогии современным процессам становления языковой нормы в Хорватии обнаруживаются в эпохе обретения американской независимости. Я. Гвозданович в статье о языке как носителе культурной идентичности хорватов отталкивается от результатов переписи населения в Хорватии 2001 г. и Сербии 2002 г., согласно которым родным языком респондентов, идентифицировавших себя как "хорваты" или "сербы", признавался в подавляющем большинстве случаев "хорватский" или "сербский", но не "сербохорватский" или "хорватскосербский" язык. Столь скорый отказ от югославской языковой номенклатуры автор объясняет тем, что ни хорваты, ни сербы на всем протяжении существования Югославии в XX в. почти не рассматривали язык коммуникации своим общим языком, который выступал в качестве такового лишь на государственном уровне и имел, таким образом, идеологическую, но не языковую природу. При этом каждый из языков продолжал развиваться в контексте собственной культурной истории.

Развитие языковой нормы оказалось и в центре внимания статьи П. Кошутар и Б. Тафры, в целом посвященной образованию и функционированию академий на хорватских территориях в XVI-XVIII вв., возникавших здесь под влиянием академий других европейских стран, прежде всего Италии. Авторы обращают внимание на малоизученный аспект деятельности академий - их роль в стандартизации (включая лексику, грамматику и правописание) национальных языков. В частности, анализируется лексикографическая работа членов дубровницкой Академии "беспечных", направленная на закрепление штокавской нормы в качестве основы "общего языка" (lingua communis). Проблема словообразования в современном хорватском языке, поставленная в широкий культурно-исторический контекст, нашла отражение в статье М. Турк и М. Опашич, посвященной появлению в языке (под влиянием определенных политических, экономических, культурных и иных интересов, отношений и связей) переводных и калькированных слов и выражений.

Популярной в сборнике оказалась тема музыки и театра. Проведенное Б. Буич со-

стр. 99

поставление текстов музыкальных постановок итальянских гуманистов и их переводов далматинскими авторами XVI в. - Гекторовичем, Гундуличем и другими показало, что авторы переводных хорватских сочинений предпочитали не упоминать своих источников, продемонстрировало вольное отношение к протографам - к их стихотворным размерам, образам, описаниям, максимальное приближение итальянских текстов к собственным песенным образцам. Необычный ракурс исследования культурной и общественой жизни Дубровника XVIII в. нашла Л. Мурай. Обратившись к практике (возникшей во многом под влиянием французской моды) салонных и семейных театральных постановок, а также представлений рождественских пасторалей в женских монастырях, автор акцентирует внимание на социальном аспекте этой сферы театральной жизни. Она видит в объединявшихся в процессе работы над спектаклями авторов, постановщиков, актеров и их зрителей своего рода сообщества, в которых важная роль (на всех уровнях подготовки и исполнения) принадлежала женщинам, находившим, таким образом, свою нишу для реализации социальной активности.

В статье Т. Юркич-Свибен собранный автором материал о еврейских музыкантах в Хорватии, в основном относящийся к периоду от конца XIX до начала 40-х годов XX в., дал повод для рассуждений о месте еврейской культуры на западнобалканских территориях, начиная уже с первых веков н.э., и о степени восприятия в еврейской среде хорватской культуры (равно как и обратного процесса) в более позднее время.

Среди других материалов сборника - статьи по отдельным вопросам фольклористики, истории археологии, педагогики и пр. При всей неизбежной в изданиях такого рода мозаичности содержания, тематическом разбросе, неравнозначности представленного материала, новый журнал интересен именно с точки зрения выбора приоритетных сюжетов для изучения и их интерпретации, демонстрации новых подходов и тенденций в гуманитарных исследованиях Хорватии последнего времени. Вместе с тем само появление нового издания обнаруживает наличие определенного запроса хорватского общества, обусловленного развитием самостоятельного государства, с одной стороны, и его вхождением в единое европейское пространство - с другой.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КРОАТОЛОГИЯ-ВЫП-1

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. А. Акимова, КРОАТОЛОГИЯ. ВЫП. 1. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.07.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КРОАТОЛОГИЯ-ВЫП-1 (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. А. Акимова:

О. А. Акимова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
103 просмотров рейтинг
31.07.2022 (607 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
22 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КРОАТОЛОГИЯ. ВЫП. 1.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android