Libmonster ID: RU-13530

Болотов Виктор Александрович, доктор педагогических наук, вице-президент РАО, академик РАО

Данная статья - приглашение к сотрудничеству. Контекстом для этого сотрудничества является работа по подготовке проекта государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и некоторые общемировые тренды, речь о которых пойдёт ниже.

Российская академия образования заинтересована в самом широком обобщении опыта, который был получен разными регионами и странами в вопросах оценки качества образования.

Мы приглашаем вас к сотрудничеству. Мы рассчитываем на то, что можно было бы получить некоторый атлас вариантов решения проблем создания региональной или страновой системы оценки качества образования.

Если говорить о странах, то в разных странах имеются разные приоритеты, и это совершенно нормально и естествен-

стр. 5

но. А если говорить о регионах, то понятно: модель Сахалина и Москвы - это разные модели и разные подходы к построению системы оценки качества образования. Проблематика, связанная с оценкой качества, всё больше и больше выходит на первые позиции и в России, и в мире.

Приведу здесь лишь два факта, подтверждающих актуальность темы.

1. Управление с ориентацией на результат и введение системы измерений качества образования - общемировой тренд. Об этом есть в документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирного банка и в других документах, характеризующих международное положение дел образования.

2. С каждым годом увеличивается число стран, которые принимают участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования и реализуют национальные программы мониторинга и оценки качества.

Это означает, что эта тематика становится всё более актуальной и интересной. Если говорить о России, то у нас уже вошли в штатный режим и ЕГЭ, и итоговая аттестация по основной школе, ряд регионов начали региональные исследования качества образования.

Ещё несколько слов о контексте

В настоящий момент готовится проект "Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".

Один из разделов программы - развитие региональных систем оценки качества образования. В общем образовании планируются следующие мероприятия:

• подготовка кадров в области оценки качества образования;

• разработка контрольно-измерительных материалов;

• участие в международных и федеральных мониторингах на представительных региональных выборках;

• проведение региональных мониторингов качества образования и социализации.

Это ещё пока проект, но он в существенной мере связан с оценкой качества образования, и пока никем из серьёзных экспертов не проблематизируется.

Так или иначе, региональные системы оценки качества образования мы будем создавать. И хотелось, чтобы они создавались с учётом и успехов, и неуспехов, неудач тех регионов, которые уже смогли кое-что сделать в этом направлении.

Мы предлагаем вам активно включиться в работу по обмену опытом. Для наших презентаций (кейсов) мы хотели сформулировать несколько вопросов.

Вопрос 1. Какие процедуры оценки используются в практике региона?

Готовность к начальной школе - что измеряется? Готовность к основной школе - что измеряется? Готовность к старшей школе - что измеряется? Региональные мониторинги - что отслеживаем?

Вопрос что измеряется или отслеживается, не такой уж тривиальный. Часть регионов до сих пор пытается измерять, руководствуясь только предметной парадигмой. Измеряется

стр. 6

обученность математике, физике, химии, русскому языку и т.д.

Но и в новых стандартах, и в международных исследованиях уже давно ставится акцент не столько на предметное знание, сколько на умение использовать предметное знание за пределами учебных ситуаций, умение работать с информацией и другие надпредметные компетенции.

Так, если говорить о готовности к начальной школе, надо проверять не умение ребёнка читать, писать, считать, а его готовность к успешному обучению в начальной школе. То же самое и о готовности к основной школе по завершении начальной: можно проверять математику, русский язык, но даже хорошие оценки по этим предметам не гарантируют успешного обучения в основной школе, и надо проверять уровень владения общеучебными навыками.

Вопрос 2. Кто является заказчиком проведения конкретных оценочных процедур?

Образовательные учреждения? Какие и для чего? Муниципалитеты? Какие и для чего? Региональные ОУО? Какие и для чего? Правительство? Какие органы и для чего? Научные организации? Какие и для чего?

Но каждый раз должен быть сформулирован вопрос: кто является заказчиком и что он будет делать с результатом измерения? Отсюда и третий вопрос.

Вопрос 3. Для принятия каких решений используются результаты оценочных процедур?

Мы хотели, чтобы в кейсах были описаны типичные примеры управленческих решений на уровне школы, муниципалитета и региона. Ну или, если будут участвовать наши коллеги из других стран, - на уровне страны. Желательно также описание практик использования результатов не только заказчиками, но и другими субъектами. Например, итоги ЕГЭ используют родители девятиклассников при выборе старшей школы.

Также важно, чтобы были описаны риски. Чтобы не получалось, как это часто бывает по итогам рейтингов, когда награждаются непричастные, а наказываются невиновные. Описание в рамках ваших кейсов рисков - один из ключевых моментов. Следующий вопрос, который нужен для выстраивания региональной схемы оценки качества образования в регионе, - это организационная схема.

Вопрос 4. Какие организации участвуют в работах по ОКО?

Тут есть несколько моментов.

1. Распределение полномочий по ОКО на уровне региона.

Мы знаем, что есть разные схемы. Я бы сказал плюсы и минусы есть у каждой из схем, поэтому нужно хорошо описывать распределение полномочий, и какими нормативными актами эти полномочия утверждены.

2. Наличие подведомственных специализированных организаций.

До сих пор в ряде регионов вопросами оценки качества образования занимаются институты повышения квалификации. С нашей точки зрения, на переходный период - это нормально, но в перспективе необходимо выходить на создание специализированных организаций.

3. Наличие независимых организаций, их финансирование.

стр. 7

Не менее важен нам следующий вопрос - о методологии исследований.

Вопрос 5. Каким образом проводится анализ данных конкретных оценочных процедур?

В ответе на этот вопрос хотелось, чтобы в описании опыта речь шла и о методологии проведения исследований.

• Используется ли и как используется кластерный анализ?

• Как происходит учёт контекстной информации?

• Как происходит сопоставление результатов оценки с данными других процедур и т.п.

Следующий вопрос - взгляд назад. Как создавалась РСОКО в данном субъекте Федерации, как она претворялась в жизнь. Для нас очень важен опыт успехов и неудач, советы первопроходцев в этом вопросе. Итак...

Вопрос 6. Каковы главные уроки построения РСОКО?

Здесь необходим анализ решений по созданию РСОКО и практики претворения их в жизнь. Возможно, советы начинающим.

Резюмируя сказанное, повторюсь: мы готовы работать вместе с вами по созданию кейсов, их широкому профессиональному обсуждению и презентации. Мы приглашаем регионы России и страны СНГ представить свой опыт построения региональной (национальной) системы оценки качества образования.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Ключевые-вопросы-презентации-опыта-построения-РСОКО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Болотов Виктор Александрович, Ключевые вопросы презентации опыта построения РСОКО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Ключевые-вопросы-презентации-опыта-построения-РСОКО (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Болотов Виктор Александрович:

Болотов Виктор Александрович → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
806 просмотров рейтинг
28.02.2017 (2613 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, дискотека 90х
Каталог: Разное 
3 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Ключевые вопросы презентации опыта построения РСОКО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android