Среди достаточно многочисленных структур, групп и других подразделений, действующих как непосредственно в рамках АТЭС, так и под его эгидой, Консорциум научных центров АТЭС является одним из наименее известных. Такие центры начали создаваться в странах, входящих в Консорциум еще в 90-х гг., и в настоящее время они функционируют в 19 государствах (из числа 21-го члена АТЭС). В их состав входят около 100 университетов, исследовательских и академических центров практически всех этих стран. Наиболее весомо здесь представлены США, где изучение региона АТЭС и его проблем ведется в 17 университетах и специальных научных центрах. Если говорить о России, то в ней ведущее место в исследовании вопросов, связанных с АТЭС, занимает Институт Дальнего Востока, а также Институты Латинской Америки, Востоковедения и ИМЭМО - все системы РАН.
Представители страновых центров собираются на свои ежегодные встречи (конференции), которые и именуются Консорциумом научных центров по изучению АТЭС. Обычно они проводятся в той стране, которая председательствует в АТЭС в текущем году. Как правило встречи проходят за несколько месяцев до очередного саммита глав государств АТЭС. В прошедшем 2002 г. такой Консорциум состоялся в мае в мексиканском городе Мерида (на полуострове Юкатан). К сожалению, от российских научных центров в нем никто не участвовал (в 2001 г. в заседании Консорциума в Китае приняли участие представители Института Дальнего Востока РАН).
Перед Консорциумом научных центров стоят следующие задачи:
- Изучать проблемы, стоящие перед АТЭС;
- Способствовать сотрудничеству в сфере высшего образования и передовых научных исследований, содействовать культурным преобразованиям в АТР, учитывая при этом все многообразие этого региона;
- Помогать АТЭС в реализации передовых и актуальных исследований по важным для нее вопросам с долгосрочной перспективой;
- Поощрять студенческий, профессорско-преподавательский и научно- исследовательский обмен в системе АТЭС, способствовать обучению и различным образовательным программам, которые отвечают потребностям стран-членов АТЭС;
- Поощрять участие в деятельности и сотрудничестве в АТЭС молодежи, частного сектора, негосударственных организаций и СМИ.
Следует иметь в виду, что хотя главная направленность АТЭС - экономическая, страновые центры и состав самого Консорциума состоят почти полностью из ученых. Что же касается бизнеса, то напрямую в работу Консорциума он не вовлечен.
Сизоненко Александр Иванович, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.
(c) 2003
стр. 80
Заседания последних двух Консорциумов прошли в Китае в Тяньчжоу (2001 г.) и, как мы уже упомянули, в Мериде (Мексика). На первом из них присутствовали 80 участников, представлявших 20 различных организаций. Эта встреча получила серьезную поддержку властей Тяньчжоу и местного Департамента экономического и технологического развития.
На обсуждение участников встречи было вынесено 32 документа научно- исследовательского характера. В них затрагивались, в частности, такие важные и актуальные вопросы, как влияние "новой экономики" и глобализации, отношения между многообразными и субрегиональными торговыми системами, ресурсы развития человечества, достижения АТЭС и задачи, стоящие перед ней, и т.д. Большое внимание на Консорциуме в Тяньчжоу было уделено вопросам применения коммуникационных технологий, бережному отношению к окружающей среде. Широкий интерес вызвали темы азиатского финансового кризиса, процесса реформ и управления финансовыми институтами.
Активно обсуждались проблемы сельского хозяйства. Была подчеркнута важность сотрудничества в этой области, особенно для стран с преимущественным аграрным сектором. Рекомендовалось усилить и применять эффективные меры по реструктуризации и переориентации сельскохозяйственных связей в быстро изменяющейся современной обстановке.
Много говорилось о влиянии "новой экономики" на хозяйственное развитие стран-членов АТЭС. Участники дискуссии отмечали, что "новая экономика", характеризуясь в основном развитием информации, экономической и технической глобализацией, сулит для стран АТЭС как благоприятные возможности, так и проблемы. В дискуссии по этой тематике ее участники сконцентрировали свое внимание главным образом на трех вопросах:
- Электронная торговля. Очевидно, заявляли выступавшие, что эта торговля содействует удобству торговли, но необходимы коллективные действия, если мы хотим распространить эту помощь на материальные товары.
- Глобализация и распределение дохода. Это относится к нормативным перспективам современной оценки глобализации, особенно после учета уроков финансового кризиса в Азии. Однако выступавшие выражали надежду, что негативные последствия распределения доходов из-за кризиса не подорвут позитивные тенденции свободной торговли в результате глобализации.
- Развитие "новой экономики" и проблемы, поставленные ею перед АТЭС. Главный вопрос ставился так: может ли эта экономика ощутимо повлиять на индустрию и еще более углубить пропасть между городом и деревней и, далее, между бедными и богатыми странами АТЭС. Расширение и углубление такого разрыва является вызовом, поставленным "новой экономикой," - таково было мнение участников дискуссии.
В то же время выступавшие отмечали, что развитие "новой экономики" находится в соответствии с такими целями АТЭС, как усиление рыночных структур и институтов, твердое обеспечение развития инвестиций, торговли и сферы услуг в новой мировой обстановке.
Важное место на Консорциуме в Тяньчжоу заняли темы, связанные с регионализмом и разнообразными торговыми системами. Чтобы избежать возможных негативных последствий в этой области, выступавшие пришли к выводу о необходимости усиления международного воздействия на регионализм через ГАТТ и ВТО или противопоставления этим последствиям соответствующих альтернатив.
Заседание Консорциума в Тяньчжоу проходило в течение 3-х дней в обстановке активных дискуссий. По мнению его участников, как сама дискуссия, так и в целом исследования, связанные с АТЭС, помогут работе этой организации, будут способствовать укреплению связи теории с практикой. Следует иметь в виду, что заседания Консорциума не предусматривают выработку рекомендаций для лидеров АТЭС, но служат генератором свежих актуальных и практически необходимых идей. Консорциум обеспечивает АТЭС своими
стр. 81
исследованиями крупных проблем, связанных с деятельностью и задачами этой организации.
Консорциум в Мериде прошел при участии представителей почти всех стран- членов АТЭС и характеризовался не только экономической направленностью, как предыдущие конференции. На его содержательную часть не мог не наложить свой отпечаток тот факт, что он прошел после 11 сентября и это придало развернувшимся там дискуссиям не только экономическое, но и острое политическое звучание. Впрочем этого следовало ожидать, поскольку уже на Шанхайском саммите 2001 г. основным его документом стала Декларация по поводу борьбы с терроризмом. К тому же в деятельности АТЭС в последние два года явно определилась тенденция к обсуждению вопросов политического характера, особенно связанных с безопасностью. В связи с этим обращает на себя внимание представленный на Консорциуме в Мериде обстоятельный доклад Д. Маккея - директора Австралийского научного центра АТЭС о роли этой организации в решении политических вопросов и вопросов безопасности. Доклад состоит из 4-х разделов. В первом из них рассматриваются обсуждаемые в настоящее время концепции безопасности в Азиатско- Тихоокеанском регионе. В этих концепциях, отмечает Маккей, преобладало утверждение, что торговые и экономические связи играют положительную, если не превалирующую, роль в развитии стабильных и продуктивных контактов между народами, но в последнее время такая точка зрения оспаривается.
Касаясь определения параметров безопасности, Маккей указывает, что сейчас многие исследователи считают необходимым рассматривать это определение в гораздо более широком плане, чем это делалось раньше. В связи с этим в процессе актуального анализа должны учитываться новые виды угроз стабильности.
Во втором разделе доклада рассматриваются во взаимосвязи проблемы экономического роста, торговли и безопасности.
Автор подчеркивает, что террористические акты в США "добавили вес новой архитектуре" безопасности в азиатском регионе, тем более, что, по его мнению, холодная война в Восточной Азии еще не закончилась. К этому прибавляется и тот факт, что в Азии еще до конца не ликвидированы последствия финансового кризиса 1997 - 98 гг. В связи с этим, подчеркивает Маккей, осуществляемые в этом регионе мероприятия по обеспечению безопасности являются неадекватными и требуют более полного реформирования. Ведь Азия, как справедливо замечает Маккей, уникальна тем, что в этом регионе представлены жизненно важные интересы Китая, Индии, Японии, России и США.
В этом разделе также рассматриваются прежние и сегодняшние аспекты безопасности в Азии, начиная с наследия холодной войны, анализируется тайваньская проблема и роль в ней США. Продолжая тему безопасности и конфликтных ситуаций, автор анализирует также ситуацию в так называемом "китайско-индийско-пакистанском треугольнике". Свои суждения он заканчивает анализом последствий азиатского экономического кризиса и террористических атак на США для Азии, особенно в свете того, что экономики стран Азии сильно зависят от американского рынка.
В докладе Маккея также рассматривается существующая структура сотрудничества по безопасности в Азии и дается оценка того прогресса, который достигнут основными региональными организациями в решении политических и стратегических проблем в АТР.
Интересным представляется раздел доклада, где представлены аргументы противников и сторонников более широкой роли АТЭС в решении политических вопросов и проблем безопасности в АТР. Сильная оппозиция вовлечения АТЭС в упомянутую проблематику существует в Японии, Австралии и Китае. Ни одна из этих стран твердо не высказалась за одобрение такой линии АТЭС. Практически не играют никакой роли в решении азиатских вопросов безопасности Мексика, Чили, Перу. Настороженно относятся к этой роли
стр. 82
АТЭС в странах АСЕАН, где считают, что в таком случае этот региональный форум может быть "подорван".
Противники поворота АТЭС лицом к политическим проблемам считают, что у этой организации уже достаточно экономических проблем и поэтому не надо отвлекать ее от главного направления деятельности. Существует также мнение, что организация АТЭС еще не дошла до такой степени своего развития, чтобы обсуждение в ней вопросов безопасности было результативным, к тому же она не имеет и опыта работы в этой области.
Вместе с тем в АТР имеется и немало тех, кто выступает за то, чтобы в сферу деятельности АТЭС вошли и политические проблемы. Их точка зрения обосновывается следующими аргументами:
АТЭС - это уже де-факто организация, которая включает в себя диалог по безопасности. Этому прежде всего способствуют ежегодные встречи лидеров стран-членов этой организации. Повестка дня этих встреч не должна искусственно сдерживаться, и не случайно, что проблема борьбы с международным терроризмом заняла центральное место на саммитах как в Шанхае, так и в мексиканском Лос-Кабосе (2002 г.).
Приверженцы расширения функций АТЭС считают, что смысл определения "безопасность" означает, что многие вопросы, которые в прошлом не рассматривались как серьезные угрозы стабильности региона, сейчас должны быть рассмотрены по-новому. К ним относятся проблемы глобализации, охраны окружающей среды, СПИДа, незаконной миграции и другие. Строительство Азиатско-Тихоокеанского сообщества будет успешно завершено, если в деятельности АТЭС будут рассматриваться и вышеперечисленные вопросы.
Наконец, сторонники политической ориентации АТЭС считают, что в нынешнюю эпоху напряженной глобальной и региональной конкуренции нельзя рассматривать экономическую интеграцию как единственную силу, определяющую и способствующую стабильности и миру. В некоторых случаях торговые трения и другие споры экономического характера могут стать сами по себе основными причинами конфликта. Поэтому определенные важные экономические вопросы должны обсуждаться в АТЭС с учетом вопросов безопасности. Они включают в себя такие аспекты, как экономический рост и политическая стабильность, экономический рост и рост расходов на оборону в регионе, конфликты, которые могут быть вызваны антидемпинговыми или похожими причинами, и др. Все это должно рассматриваться как минимальный уровень вовлеченности АТЭС в решение вопросов безопасности.
Следует подчеркнуть, что российские исследователи также рассматривают вопросы, связанные с необходимостью определенного поворота АТЭС в его работе к вопросам политического характера и, в первую очередь, к проблеме безопасности, ставшей особенно актуальной после событий 11 сентября. Эта тема серьезно обсуждалась на заседании круглого стола, который в апреле 2002 г. провели ученые Института Дальнего Востока, Латинской Америки и ИМЭМО РАН. Выступавшие отметили усиление подобной тенденции в деятельности АТЭС и выразили к ней свое положительное отношение. Саммит в Лос-Кабосе в полной мере подтвердил такую тенденцию, где его участники неоднократно отмечали негативное влияние терроризма на развитие мировой торговли. Подчеркнем, что в Лос-Кабосе участниками саммита было принято антитеррористическое заявление и в целом на этой встрече политический фон преобладал. Этому в значительной степени способствовали и события в Москве 23 - 25 октября 2002 г.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |