Libmonster ID: RU-16385
Автор(ы) публикации: Н. Ким

Разгром Японии и освобождение Кореи силами союзных войск, завершившееся безоговорочной капитуляцией японской армии 15 августа 1945 г., открыло новую эпоху в политической истории Кореи. Долгожданный крах японской колониальной власти был воспринят корейской общественностью как начало нового этапа в истории страны1 и возможность создания нового независимого общества, так называемого "сэроун сахве", на основе антиимпералистической, антифеодальной платформы2. Таким образом понимаемая общественными силами национальная задача изначально не вполне соответствовала проектам решения корейского вопроса по принципу международной опеки, предложенному на международных конференциях второй мировой войны. Только политическая конъюнктура могла, в принципе, изменить позицию лидеров националистического и левого движений в вопросе о деколонизации и подлинно независимом существовании корейской нации.

До 1948 г. корейские националисты и представители левых организаций наивно полагали, что будущее Кореи может и должно быть определено общими усилиями самих политических партий Кореи, а не международными конференциями и их участниками. Но для реализации этой стратегии существовало множество препятствий, главными из которых было присутствие на территории Кореи иностранных войск.

Освобождение не стало результатом внутренней борьбы корейцев с японским милитаризмом. Оно было достигнуто с помощью внешних сил, которые в свою очередь стали претендовать на административную власть в оккупированной зоне. Корейцы изначально оказались на положении аутсайдеров в вопросе о власти и ее легальном существовании.

Другим не менее важным препятствием было отсутствие политического единства между различными политическими партиями. Националисты и лидеры левых организаций были единодушны в своей ненависти к японцам, но совершенно разобщены в том, что касалось внутренней стратегии и политики страны. Более того, они не могли прийти к согласию относительно того, кто действительно представляет законные интересы корейского народа. К их идеологической разобщенности стоит прибавить партийный фракционизм, отсутствие авторитетного общенационального лидера, политическую незрелость. Следовало бы иметь в виду и то, что большинство политических эмигрантов, активно возвращавших-


Ким Наталия Николаевна, соискатель Дипломатической Академии МИД РФ.

стр. 146

ся в Корею в 1945 г., покинули страну 20 - 30 лет назад и были во многом изолированы от внутренней ситуации в Корее3. Сознательно или нет, за это время они успели усвоить ценности, поведенческие установки страны пребывания, оказавшись частично американизированы, китаизированы или советизированы. В душе они оставались корейцами, но их политическая культура более не являлась типично корейской.

Разделение Кореи по 38 параллели первоначально с военной целью (принятие капитуляции японских войск) наметило политическое разделение страны еще в августе 1945 г. Политические процессы на Севере и Юге (формирование органов управления, партий и пр.) стали протекать независимо друг от друга, несмотря на то, что эта граница воспринималась как формальная и неокончательная. В таких условиях первая задача, которую предстояло решить политическим партиям, было формирование единого правительства и только потом уже определение внутриполитического курса.

Сразу после освобождения политические движения на юге Кореи разделились на три потока: первый был представлен правыми организациями, поддерживавшими Временное правительство Кореи; второй - левыми партиями, выступавшими за создание Корейской Народной Республики; третий компрадорский поток объединял тех, кто в период колониальной зависимости сотрудничал с японцами ("чхинъильпха"). В отличие от первых двух третье течение обладало экономической силой, но не имея массовой поддержки корейской общественности, не могло открыто участвовать в политическом процессе4.

Сначала наибольшую политическую активность проявили представители левых движений, воодушевленные освободительной миссией СССР. Это объясняется несколькими причинами: 1) их стремлением занять прочную политическую нишу до возвращения лидеров националистов; 2) активным участием левых в формировании рабочих союзов, крестьянских комитетов, занимавшихся задачами текущего управления на местах после ухода японцев; 3) некоторой неопределенностью политического курса американской военной администрации на территории Кореи в первые три месяца после ликвидации колониальной власти.

Левая, социалистически ориентированная идеология, пользовалась широкой поддержкой и популярностью как в среде корейских интеллектуалов, так и простых граждан. За годы национально-освободительной войны заметно усилилось разочарование в Западе. Равнодушие, с которым западные правительства отнеслись к колониальной политике Японии на территории Кореи, заставило многих корейских интеллектуалов обратиться лицом к советской России. "Многим из них марксизм казался подлинно либеральной доктриной. Вероятно, тактика немедленного действия коммунистов, тактика борьбы за освобождение угнетенных народов привлекала их больше, чем далекие идеалы свободы личности. Они склонны были размышлять в понятиях нации, нежели чем отдельного индивида"5.

Выборочные общественные опросы, проведенные в 1946 - 1947 гг. в Сеуле свидетельствуют о том, что социалистические идеи пользовались солидной общественной поддержкой. В 1946 г. американской военной администрацией был проведен опрос общественного мнения, опубликованный позже в газете "Тонъа ильбо". На вопрос "какой строй вы одобряете?" были даны следующие ответы: капитализм - 14% (1,189), социализм - 70% (6,037), коммунизм - 7% (574), "не знаю" - 8% (653)6. Другой опрос был проведен сообществом журналистов "Чосон синмун" 3 июля 1947 г. На улицах Сеула ими было опрошено 2495 человек. Ниже приводим содержание этого опроса.

стр. 147

1) Как вы оцениваете выступления 23 июня?7

а) путь к независимости - 26%; б) не ведет к независимости - 71%; в) воздержавшиеся - 3%

2) Есть ли такие партии, социальные организации, которые должны быть исключены из участия в Совместной советско-американской комиссии?

а) Есть такие партии (71%): Корейская Демократическая партия (1272), Партия корейской независимости (922), Южнокорейская рабочая партия (174), Конференция профсоюзов Южной Кореи (91), Народно-демократический фронт (9), Всекорейское объединение профсоюзов (14), Молодежный союз (19); б) Нет таких партий (14%); в) воздержавшиеся (4%)

3) Как следует назвать независимую страну?

а) Республика Корея (24%); б) Корейская Народная Республика (70%); в) другое (1%); г) воздержавшиеся (4%)

4) Какую форму политического правления избрать?

а) как прежде (14%); б) Народные комитеты (71%); в) другую (10%); г) воздержавшиеся (5%)

5) Характер земельной реформы?

а) платная конфискация земель с последующим распределением за выкуп (17%); б) безвозмездная конфискация земель с бесплатным распределением (68%); в) платная конфискация земель с бесплатным распределением (10%); г) воздержавшиеся (5%)8.

Разумеется, такого рода опрос не может претендовать на высокий уровень достоверности. Тем не менее мы обнаруживаем тенденцию, согласно которой большинство опрошенных высказалось в поддержку левой идеологии (около 70%). Вряд ли кто-либо из них глубоко осознавал и понимал, что такое социализм или коммунизм. Ситуация была такова, что после ухода японцев колониальные заводы, земли должны были перейти в народную собственность, а не в руки тех, кто активно сотрудничал с чужеземцами. Этого требовала социальная справедливость. Так называемые "чхинъильпха", коллаборационисты, были представлены в основном компрадорской буржуазией, чиновниками, военными высшего ранга, полицейскими, менеджерами крупных предприятий, членами различных пропагандистских организаций, работавших в Корее на японское правительство9. Естественно, корейские рабочие, крестьянская беднота, мелкие земельные собственники боролись за отстранение от управления страной всех "предателей и изменников". Чем последовательнее они были в своей ненависти к коллаборационистам, тем больше они стихийно склонялись в сторону левого движения и идеологии.

Левые организации сразу после освобождения стремились консолидироваться вокруг Ё Ун Хёна (лидер радикального крыла националистов) и организованного им Комитета по подготовке к национальной независимости (15 августа 1945 г.). Ё Ун Хён пригласил к взаимодействию Сон Чжин У, лидера правых сил, но тот уклонился от участия под предлогом, что следует дождаться возвращения Временного правительства во главе с Ким Гу. Отказ Сон Чжин У от сотрудничества затруднил попытки Ё Ун Хёна привлечь к участию в комитете других видных представителей правых националистов, таких как Ким Чжан Ён, Чан Док Су. Они объяснили свой отказ нежеланием пойти против решения Сон Чжин У. Исключение составил только Ан Чже Хон (представитель умеренного крыла националистов), сог-

стр. 148

ласившись участвовать в работе Комитета и заняв в нем пост вице-председателя. Но и он вскоре покидает Кабинет, будучи не согласен с принятым руководящим составом решением о провозглашении Народной Республики и создании еще одного правительства при уже существующем Временном правительстве10.

В действительности общая позиция правых в вопросе сотрудничества с Ё Ун Хёном сводилась к необходимости дождаться возвращения Временного правительства, единственного, по их мнению, представляющего законные интересы корейцев. Другой не менее важной причиной стали обвинения Ё Ун Хёна в сотрудничестве с японским генерал-губернаторством11. Сон Чжин У стремился дискредитировать не только его личный авторитет, но и политический престиж сформированного им Комитета по подготовке к национальной независимости.

Однако Ё Ун Хён в августе 1945 г. оказался единственным корейским политиком, приложившим огромные усилия для сохранения порядка на освобожденной после ухода японцев территории и консолидации всех политических сил. В силу этого обвинения Сон Чжин У стоит расценивать как провокацию12.

Организуя Комитет и позже выступая за создание переходного правительства, Ё Ун Хён исходил из чрезвычайности ситуации, в которой оказалась страна. Ситуация ("писан сатхе") требовала немедленных действий не только для поддержания хрупкого общественного порядка, но и сохранения существующего пока единства корейской нации. Временное разделение страны на две зоны оккупации, как предполагал Ё Ун Хён, могло в случае каких-либо разногласий между США и СССР оформиться в окончательное. Чтобы этого избежать, говорил он, необходимо создать новое правительство на "народной основе" ("инминэге тходэ"), поскольку действующее в эмиграции Временное правительство давно уже не отвечает этому требованию. Ё Ун Хён считал, что Временное правительство, находящееся в течение нескольких десятилетий за границей, отражает интересы ограниченного круга людей. За это время в Корее возникли новые революционные силы, пользующиеся огромным влиянием в народе, которые нельзя просто так проигнорировать при создании нового независимого государства, и потому было бы ошибкой поддерживать только Временное правительство13.

Организованный Ё Ун Хёном Комитет очень быстро превратился в крупную организацию с многочисленными местными подразделениями. Отделения центрального Комитета возникали от Чечжудо на юге до провинции Хамгён-пукто на севере. В каждом крупном городе, районе были свои Комитеты по подготовке к национальной независимости, занимавшие центральное положение в "системе" местных органов управления. Спонтанно возникавшие в районах народные комитеты, отряды обеспечения безопасности ("чхиандэ", "поандэ") добровольно подчинялись подразделениям Центрального Комитета. К 31 августа 1945 г. по всей стране насчитывалось до 145 отделений главного Комитета14.

6 сентября 1945 г. Комитет по подготовке к национальной независимости собрал конференцию из 600 народных представителей, избравших 55 человек в Комитет по подготовке проекта новой конституции. На конференции было провозглашено создание Корейской Народной Республики и сформировано правительство. Пост председателя был предложен Ли Сын Ману, вице-председателя - Ё Ун Хёну, министра иностранных дел - Ким Гу, министра финансов - Чо Ман Сику, министра образования - Ким Сон Су. Никто из членов провозглашенного правительства, за исключением Ё Ун Хёна, никогда не занимался государственной деятельностью, более того, вопрос об их включении не был согласован с ними заранее.

стр. 149

14 сентября 1945 г. была опубликована программа Народной Республики, носившая довольно радикальный и демократический характер. Она предусматривала:

1) создание политически и экономически суверенного корейского государства;

2) искреннюю верность демократии, способной устранить пережитки японского империализма и феодализма, и удовлетворить политические, социально-экономические нужды народа;

3) улучшение жизненного уровня рабочих, крестьян и других социальных групп15.

Провозглашение Народной Республики шокировало лидеров правого движения, спровоцировав жесткую дискуссию по вопросу о легитимности ее существования. Оппозиция вынудила их пойти на создание единой правой партии, способной противостоять усиливающемуся левому движению. Так, 16 сентября путем слияния нескольких партий была создана Корейская Демократическая партия или КДП ("Хангук минчжу дан"). Но еще ранее, 7 сентября, члены-учредители приняли декларацию, где заявляли о своей оппозиции Народной Республике. Лидерами КДП были объявлены Ли Сын Ман, Ким Гу, Мун Чжан Бом, Со Дже Пхиль, Квон Дон Чжин, О Сэ Чжан.

Программа Демократической партии состояла из следующих положений:

1) гарантии основных прав человека; 2) установление демократии взаимной выгоды и равенства; 3) гарантии свободы слова, вещания, собрания и вероисповедания; 4) гарантии равных возможностей в получении образования и здравоохранении; 5) курса на развитие тяжелой индустрии; 6) национализация или контроль крупных промышленных предприятий; 7) осуществление "справедливой" земельной реформы; 8) формирование национальных сил самозащиты16.

КДП группировала вокруг себя в основном консерваторов, либералов правого толка. Ее идейная платформа и политическая программа были выражением консервативных сил и фундаменталистской философии. Под консерватизмом в данном случае понимается не приверженность монархическому прошлому, а умеренный в целом характер социально-экономической программы, предлагаемой корейскими демократами. Переломный характер времени, в котором оказалась послевоенная Корея, требовал радикальных изменений в обществе, совсем не обязательно связанных с применением политического насилия. Но в силу ряда причин, прежде всего преобладания янбанско-буржуазных кругов, представители Демократической партии, не могли принять революционную платформу Народной Республики и левого движения.

По своему социальному составу члены КДП принадлежали к аристократическим и зажиточным слоям общества. Ядром партии была Посонская группа, сформированная на базе университета Посон (ныне университета "Коре") и вокруг крупного земельного собственника, фабриканта Ким Сон Су, который обеспечивал финансовую помощь новой партии. Один из членов группы Посон, Сон Чжин У, был председателем КДП. Демократическая партия включала также представителей привилегированной корейской интеллигенции, получивших образование в США и Японии, участников движения за независимость как внутри страны, так и за рубежом, умеренных национал-социалистов, бывших земельных собственников, чиновников американской военной администрации (ABA)17.

Представители КДП, судя по всему, более реалистично оценивали политическую конъюктуру, складывавшуюся в Корее в 1945 - 1948 гг., чем многие

стр. 150

романтически настроенные левые. Они четко понимали, кому принадлежит реальная власть на юге и с кем надо решать судьбу страны - с американской военной администрацией. В итоге, их политическое поведение стало определяться в дальнейшем общим курсом ABA на юге Кореи, с которой они стали активно сотрудничать (Чо Пёнг Ок и Ю Ок Чжём были назначены директорами отдела полиции и образования при ABA, тогда как Ким Сон Су, Ким Ён Су и др. служили там в качестве советников). Тесный союз КДП с американцами фактически означал невозможность какого-либо длительного политического примирения между КДП, партией-лидером в среде правого движения, и теми левыми организациями, которые высказывались за создание единого корейского правительства.

Усиление политических позиций Демократической партии, благодаря тесным связям с ABA, совпало с ослаблением позиций Корейской Народной Республики. Ее не признали не только правые организации во главе с КДП, но и вернувшиеся на родину члены Временного правительства. 27 ноября 1945 г. Хо Хон из Народной Республики встретился с членами Временного правительства, предложив политическое сотрудничество и союз. Но Ким Гу и Ким Гю Сик отказались от взаимодействия, т.к. были недовольны провозглашением Народной Республики до их возвращения в страну. Неудачная попытка Хо Хона объединиться с Временным правительством нанесла тяжелый удар по политическому престижу Народной Республики. Впрочем, ей оставалось существовать совсем недолго. 12 декабря 1945 г. ABA объявила деятельность КНР вне закона.

С этого момента американцы начали последовательное наступление на позиции левых на юге Кореи. Позже они объявили вне закона и деятельность Коммунистической партии Кореи в связи с провокационным инцидентом Чжонпанса, 15 мая 1946 г.18 Американская военная администрация отчетливо понимала, что без подрыва влияния левых организаций ей не удастся подавить массовое народное движение на юге, руководимое многочисленными крестьянскими и рабочими комитетами. Однако в отличие от политических партий, народные комитеты невозможно было просто запретить или ликвидировать административным путем. Они пользовались огромным влиянием на местах, что признавала сама ABA. Так, к примеру, результаты обширной инспекции сельской местности на юге Кореи, проведенной сотрудниками ABA в декабре 1945 г., показали, что не существовало такого органа на местах, который мог бы реально соперничать с народными комитетами как наиболее сильными и активно действующими организациями19. Прочными позициями обладали народные комитеты, крестьянские союзы, созданные в южных провинциях: Чолла-намдо, Чолла-пукдо, Кёнсан-намдо. Только в Чолла-намдо из общего количества занятых в земледелии семей (412 774) 369 414 человек числились членами Всекорейского крестьянского союза, возглавившего движение крестьянских комитетов20.

16 октября 1945 г. в Сеул из 33-х летней эмиграции вернулся Ли Сын Ман. Он демонстративно отказался от всех руководящих постов, предложенных ему политическим партиями и социальными организациями. Но две недели спустя, 25 октября он создает Комитет по ускоренной реализации независимости Кореи ("тоннип чхоксон чжунан хёбыйхве"), который с самого начала становится в открытую оппозицию Народной Республике, а также Коммунистической партии Кореи21.

В отличие от Ли Сын Мана, вернувшиеся на родину из Китая 23 ноября 1945 г. члены Временного правительства Кореи Ким Гу и Ким Гю Сик выступали за сотрудничество с коммунистами. Известно, что еще до возвращения на родину Временное правительство не было признано ABA в качестве законного. Но

стр. 151

несмотря на это, его члены сразу же по возвращении в Сеул активно включились в политическую борьбу. Теперь будущее корейской политической сцены складывалось из отношений четырех ведущих сил: Временного правительства, продолжавшего формально действовать, КДП, комитета Ли Сын Мана и левого движения во главе с Коммунистической партией Кореи.

Решения Московского совещания, состоявшегося в декабре 1945 г. вызвали кратковременное объединение всех корейских политических сил на юге, которые единогласно выступили против установления режима иностранной опеки. 27 декабря при Временном правительстве срочно создается комитет по борьбе с опекой, а 31 декабря в Сеуле и других крупных городах Кореи вспыхнули массовые демонстрации против решений Московского совещания. Поначалу выступив единым фронтом, коммунисты 2 января 1946 г. неожиданно в корне изменяют свою позицию, провозгласив линию на поддержку решения об опеке. Возможно, Пак Хон Ён предпринял такой шаг по инструкции, полученной извне. Вслед за этим Коммунистическая партия на юге стала быстро утрачивать свою независимость в принятии каких-либо важных самостоятельных политических решений. После открытия в октябре 1945 г. ее отделения в Пхеньяне коммунисты в северной части Кореи не без помощи советской военной администрации стали быстро завоевывать властные позиции. Уже к началу 1946 г. коммунистическое движение на юге стало во многом зависеть от коммунистического движения на Севере22.

Таким образом, произошел глубокий раскол между левыми, поддерживавшими режим опеки, и правыми, выступавшими против него. Однако вскоре и правые разделились на две противоположные группы по вопросу об опеке.

20 марта 1946 г. открылось первое заседание Совместной советско-американской комиссии. Согласно одному из решений, принятых на Московском совещании, в комиссии должны были участвовать представители различных корейских партий с тем, чтобы в дальнейшем сформировать Временное корейское демократическое правительство. Но участие в комиссии означало бы согласие с итоговой декларацией Московского совещания, следовательно, с необходимостью установления режима опеки. Левые организации, включая Коммунистическую партию, подписали декларацию. Но многие правые партии отказались это сделать.

В такой ситуации ряд политических лидеров сделали заявления, которые призваны были содействовать разрешению кризиса. 18 апреля Ким Гю Сик объявил, что все политические партии должны сотрудничать с Совместной комиссией независимо от их позиции по вопросу об опеке. Четыре дня спустя Ли Сын Ман настоял на том, чтобы все заинтересованные деятели приняли участие в работе Совместной комиссии. А 27 апреля генерал-лейтенант Джон Р. Ходж, настойчиво требовавший участия правых в комиссии, заявил, что подписание декларации не рассматривается как поддержка или оппозиция режиму опеки. Ободренные этими доводами, КДП, Партия корейской независимости и 20 других правых партий и общественных организаций представили подписанную ими декларацию совместной комиссии23.

Однако партии, согласившиеся участвовать в деятельности Совместной комиссии, не смогли договориться о том, чьи представители должны войти в состав будущего временного правительства Кореи. В результате политические лидеры условно разбились на три линии: линия Ли Сын Мана сводилась к формированию отдельного правительства на юге; Ким Гу считал необходимым сформировать единое общекорейское правительство, решительно противостоящее режиму опеки; Ким

стр. 152

Гю Сик и Ё Ун Хён высказывались за очередной созыв заседания Совместной комиссии для создания коалиции различных политических сил.

Оценив политические проблемы, с которыми столкнулась в своей работе Совместная комиссия, Ли Сын Ман взял курс на создание сепаратного правительства на юге Кореи. 3 июня 1946 г. в селе Чжонып провинции Чолла-пукдо он произнес свою историческую речь, в которой впервые открыто озвучил идею создания самостоятельного правительства на юге. Будущий диктатор явно спешил взять власть в свои руки в условиях нарастающего давления со стороны левых, выступающих за формирование общенационального правительства, а также раскола в среде правого движения.

В принципе, Ли Сын Ман не был тем политиком, который мог добиться объединения политических сил. Еще в годы антияпонской национально-освободительной борьбы он зарекомендовал себя как упрямый ортодокс, неспособный к политическому компромиссу24. Но линия Ли Сын Мана органично совпадала с политическим намерениями ABA. Американская позиция по корейскому вопросу вырабатывалась постепенно. Еще в годы Второй Мировой войны в Вашингтоне высказывались идеи об опеке, хотя ничего не говорилось о разделении Кореи и формировании двух независимых правительств. Даже само решение об установлении 38 параллели в качестве временной разделительной линии было принято только в августе 1945 г. Однако в условиях назревающей "холодной войны" американское правительство пришло к идее создания сепаратного государства на юге Кореи.

Американцы всеми силами пытались придать своей власти на юге более легитимный характер. С этой целью они активно привлекали к управлению и консультациям лидеров правых партий. В феврале 1946 г. при ABA был создан Демократический совет ("минчжуый вон") во главе с Ли Сын Маном. Совет, по преимуществу состоявший из консервативных представителей правых партий, подвергся резкой критике со стороны умеренных и левых. Поэтому генерал Ходж после консультаций с Коалиционным комитетом, сформированным при посредничестве Ким Гю Сика и Ё Ун Хёна еще в мае 1946 г. и представлявшим политический центр (союз правых и левых партий), объявляет о создании Временной законодательной палаты ("квадо иппопый вон") (ВЗП) в качестве законосовещательного органа при ABA. Председателем ВЗП был назначен Ким Гю Сик. ВЗП, по сути, стала предтечей будущего сепаратного правительства на юге Кореи.

Но и на этот раз легальность выборов в ВЗП была оспорена со стороны Коалиционного комитета и КДП. Ким Гю Сик потребовал вновь провести выборы, по крайней мере, в определенных районах. Он обвинил ABA, во-первых, в том, что при выборах в Сеуле не были дисквалифицированы депутаты, известные как "предатели" и "коллаборационисты", а во-вторых, в исключении всех левых группы из участия в выборах.

В итоге КДП вообще решила бойкотировать открытие ВЗП, не признав законности и правомерности выборов, поскольку выборы ее депутатов (Ким Сон Су, Чжан Ток Су, Ким То Ён) в Сеуле были объявлены не имеющими силы. Хотя они и были переизбраны позже, престиж партии сильно пострадал. С целью восстановления своего престижа партия принимает решение поддержать линию Ли Сын Мана на создание независимого правительства на юге Кореи. В данном случае расчет КДП состоял в следующем: 1) тесные отношения Ли Сын Мана с ABA должны приобщить партию к административной власти на юге; 2) союз с Коалиционным комитетом, а следовательно, и Временным правительством Ким Гу и Ким Гю Сика невозможен (КДП не разделяла платформу Ким Гю Сика в реше-

стр. 153

нии земельного вопроса и не одобряла идеи наказания коллаборационистов, создания общенационального правительства на основе переговоров Севера-Юга)25.

Второе заседание Совместной советско-американской комиссии открылось в мае 1947 г. Корейские партии, а также советская и американская военные администрации, вновь не смогли договориться по вопросу о представительстве в общем корейском правительстве. В такой ситуации советская делегация вносит предложение об одновременном выводе из Кореи войск США и СССР и предоставлении корейцам права самим решать свои проблемы. Американская сторона отвечает отказом и в качестве контрмеры решает передать корейский вопрос на рассмотрение в ООН. В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию о создании Временной Комиссии ООН по Корее, которой было поручено контролировать проведение выборов в обеих зонах Кореи и создание общекорейского правительства. Советская делегация была против данной резолюции, в связи с чем советскому командованию на Севере Кореи была дана директива не допускать комиссию ООН в зону своей оккупации.

В реальности решение ООН вело к разделению Кореи. Если часть правых во главе с комитетом Ли Сын Мана и КДП готовы были с ним согласиться, то левые и политический центр, представленный в то время Коалиционным комитетом, Временным правительством, еще надеялись на сохранение целостности страны. 16 февраля 1948 г. Ким Гу и Ким Гю Сик направили письма Ким Ир Сену и Ким Ду Бону с предложением назначить встречу политических лидеров Севера и Юга. На этой встрече предполагалось обсудить возможность создания единого правительства и связанную с этим программу строительства нового демократического государства. Интересно, что в этих письмах неоднократно подчеркивается необходимость предоставить возможность корейцам самим решать свои дела ("нашу проблему только мы сами можем решить", "хотя наша ситуация контролируется внешними силами, тем не менее мы сами должны решать наши дела")26.

Северокорейский лидер Ким Ир Сен выразил свое согласие на организацию встречи, состоявшейся в Пхеньяне 23 апреля 1948 г. На ней присутствовали представители левых и умеренных политических партий и общественных организаций как с Севера, так и с Юга (под итоговой декларацией подписались 44 организации). Был принят манифест, который предусматривал: 1) немедленный вывод американских и советских войск с территории Кореи; 2) обязательство представителей всех партий и социальных организаций Севера и Юга Кореи обеспечить полную безопасность граждан и не допустить возникновения беспорядков, гражданской войны после вывода иностранных войск; 3) создание Временного демократического правительства Кореи путем созыва представителей всех политических партий и социальных организаций Кореи; 4) исключить проведение сепаратных выборов на юге Кореи27.

Однако несмотря на массовую оппозицию левых сил, выборы в Национальное собрание состоялись 10 мая 1948 г. Ни одна левая организация не приняла в них участия. Левые либо бойкотировали выборы, либо были отстранены от участия в них. В результате большинство мест получил организованный Ли Сын Маном комитет и КДП. 15 августа 1948 г. было официально провозглашено создание Республики Корея.

В конце июня - начале июля 1948 г. в Пхеньяне вновь прошло совещание политических партий и общественных организаций Северной и Южной Кореи. Оно не признало законность сепаратных выборов и приняло решение провести на Севере и Юге Корейского полуострова общенациональные выборы в единый законода-

стр. 154

тельный орган - Верховное Народное Собрание (ВНС). Выборы состоялись 25 августа 1948 г., но в основном с участием северян. На первой сессии ВНС в Пхеньяне было провозглашено создание Корейской Народно-Демократической Республики.

Проведение сепаратных выборов на юге Кореи, направленных на раскол нации, означало неспособность корейской политической элиты того времени прийти к какому-либо взаимоприемлемому консенсусу. Отсутствие политического взаимопонимания в Корее сыграло не последнюю роль в разделении страны на два самостоятельных государства. В условиях жесткой внутриполитической борьбы и сильного влияния со стороны США Ли Сын Ман и политически близкие к нему правонационалистические группы руководствовались скорее стремлением захвата власти, нежели интересами достижения общенациональной консолидации. Но за разделение несут ответственность не только правые силы и две супердержавы - США и СССР. Даже если предположить, что территория Кореи не была оккупирована советскими и американскими войсками, то политические партии и общественные организации Кореи, хаотично и стихийно образовавшиеся после освобождения по всей стране, вряд ли смогли бы прийти к политическому компромиссу и консенсусу. Еще до 1945 г. различные политические силы Кореи, участвовавшие в национально-освободительной борьбе, были сильно разобщены идеологически и территориально. Они не могли договориться до 1945 г., не смогли и после освобождения. Разделение Кореи по 38 параллели лишь усилило существующую разобщенность.

Именно на юге Кореи, куда главным образом возвращались из эмиграции националисты, лидеры правого движения, разыгралась наиболее жесткая внутриполитическая борьба по вопросам будущего политического устройства Кореи. Но даже перед угрозой национального разделения политические партии юга Кореи оказались не в состоянии выступить единым фронтом. В итоге, последовали трагические события межкорейской конфронтации и братоубийственной войны.


1. Некоторые аспекты данной проблемы частично освещались в работах отечественных ученых: Шабшина Ф. И. Южная Корея, 1945 - 1946. М.: Наука, 1974; Советский Союз и корейский вопрос: Документы. М.: МИД СССР, 1948; Мандрыгин А. В. Политическая ситуация на юге Кореи после освобождения // Актуальные проблемы корееведения. СПб., 2000; История Кореи: Новое прочтение/Под ред. член-корр. РАН А. В. Торкунова. М., 2003 и др. Вместе с тем ряд малоизученных материалов, в том числе на корейском языке, позволяют раскрыть новые сюжеты исследуемой темы.

2. Кан Чжон Гу. Пунданква чончжен хангук хендеса [Современная история Кореи: разделение и война]. Сеул, 2002. С. 197.

3. Lee Chong Sik. The politics of Korean nationalism. Berkeley, 1963. P. 129.

4. Цой Сан Ён. Мигунчжонква хангукминчжокчжуый [Американская военная администрация и корейский национализм]. Сеул, 2005. С. 76.

5. Lee Chong Sik. Op. cit. P. 154.

6. Тона ильбо. 1946. 13 авг. Цит. по: Кан Чжон Гу. Указ. соч. С. 193.

7. Скорей всего, это была демонстрация против режима опеки, прошедшая в Сеуле в июне 1947 г. Речь идет о небольшом выступлении, поскольку упоминание о нем не встречается ни в одном тексте по истории данного периода, также нет ссылок на нее в "Хангукса енпхе" [Хронология корейской истории] (Сеул, 2003).

8. Чжаре Теханмингукса [Материалы по корейской истории] Сеул, 1973. Т. 5. С. 21 - 22.

9. Цой Сан Ён. Указ. соч. С. 77.

10. 10 сентября 1945 г. Ан Чже Хон опубликовал доклад "Комитет по подготовке к национальной независимости и моя позиция", где объяснил причину своего ухода из Коми-

стр. 155


тета. Так же как и Сон Чжин У Ан Чже Хон считал необходимым дождаться возвращения Временного правительства. Но в отличие от последнего его позиция по отношению к Временному правительству была более тонкой. Ан Чже Хон, исходя из защищаемых им идей народной демократии ("синминчжокчжуый - синминчжучжуыйрон"), считал необходимым сформировать правительство на более широкой социальной основе, с включением представителей от всех социальных групп и классов. С этой целью нужно было переформировать существующее Временное правительство, а не оставлять его таким как есть, как полагал Сон Чжин У (Лю Чжю Тэ. Хэбан чжик ху Конгукчунбививонхвеый хвальдонква тхонилькугаый мосэк [Деятельность Комитета по подготовке к национальной независимости и поиски объединения Кореи после освобождения]) // Journal of Korean Modern and contemporary history. 2006. Vol. 36. P. 38 - 39.

11. Там же. P. 43 - 45.

12. В современной отечественной и корейской историографии не представлена с полной достоверностью информация относительно связей Е Ун Хена и японского генерал-губернаторства. Известно, что накануне капитуляции, утром 15 августа 1945 г. японский генерал-губернатор Абэ сделал предложение Е Ун Хену о сотрудничестве, которое в тот момент могло быть интерпретировано как неформальная передача власти. Но по каким-то причинам несколько дней спустя японское генерал-губернаторство в Корее меняет свою позицию и становится в жесткую оппозицию уже сформированному Комитету Ё Ун Хёна, распространяя при этом искаженную информацию о нелегальном захвате Ё Ун Хёном власти в Корее // Лю Чжю Тэ. Указ. соч. С. 9 - 15.

13. Там же. С. 40.

14. Цой Сан Ён. Указ. соч. С. 86.

15. Там же. С. 88.

16. Pak Chi Young. Political opposition in Korea 1945 - 1960. Seoul, 1980. P. 31.

17. Там же. С. 32.

18. 15 мая 1946 г. ABA голословно обвинила коммунистов в выпуске фальшивых денег в здании издательства "Чжонпанса".

19. Кан Чжон Гу. Указ. соч. С. 196.

20. Цой Сан Ён. Указ. соч. С. 102.

21. 31 октября 1945 г. Ли Сын Ман встретился с Пак Хон Ёном, лидером Коммунистической партии Кореи. Между ними состоялся диалог, интересный с точки зрения понимания политической тактики Ли Сын Мана и коммунистов в период с 1945 - 1948 гг. Ли Сын Ман потребовал добровольно прекратить деятельность Народной Республики и распустить сформированное ими правительство. В данном случае он руководствовался заявлениями ген.-лейт. Ходжа, не раз декларировавшего незаконность создания HP, а также отсутствием непризнанием со стороны правительств других стран. Пак Хон Ён выразил полное недоумение: "Не понимаю, на каком основании вы требуете роспуска HP? He понимаю, на каком основании вы судите, что HP выступает против американской ВА, а также, почему международное сообщество не может согласиться с правительством, созданным самими корейцами? Наконец, непонятно, по какой причине существование HP мешает вам и вашей политической деятельности? (Ли Хён Чжу. Чосонконсанданый кволлеккусанква чосонинминконхвагук [Осуществление власти Корейской Коммунистической партии и Корейская Народная Республика]) // Journal of Korean modern and contemporary history. 2006. Vol. 36. P. 96.

22. Materials on Korean communism. 1945 - 1947/Ed. By Lee Chong Sik. P. 4.

23. Pak Chi Young. Указ. соч. С. 41.

24. Подробнее о деятельности Ли Сын Мана, роли его в национально-освободительном движении см.: Lee Chong Sik. The politics of Korean nationalism. С. 75 - 90.

25. Pak Chi Young. Указ. соч. С. 45 - 46.

26. Письма Ким Ир Сену и Ким Ду Бону, 1948.2.16 // Намбукхан тхонильбананый чжонгева сурём [Программы по объединению Южной и Северной Кореи в их развитии и взаимной дополняемости] / Под ред. Сим Чжи Ён. Сеул, 2001. С. 105 - 106.

27. Там же. С. 109 - 110.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Корея-в-поисках-общенационального-единения-в-условиях-деколонизации-1945-1948-гг

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. Ким, Корея в поисках общенационального единения в условиях деколонизации. 1945 - 1948 гг. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Корея-в-поисках-общенационального-единения-в-условиях-деколонизации-1945-1948-гг (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. Ким:

Н. Ким → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
573 просмотров рейтинг
16.01.2021 (1193 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
9 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Корея в поисках общенационального единения в условиях деколонизации. 1945 - 1948 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android