Libmonster ID: RU-14392
Автор(ы) публикации: М. Г. СЕДОВ

"Lavrov Years of Emigration". Letters and Documents in Two Volumes. Dodrecht. Boston. D. Reidel Publishing Company. 1974, 1272, p. (v. I - 603 p.; v. II - 669 p.).

"Лавров - годы эмиграции". Тт. I-II. 1272 стр.

Издательство "D. Reidel Publishing Company" опубликовало два тома архивных документов о П. Л. Лаврове, которые в амстердамском Интернациональном институте социальной истории обнаружил сотрудник этого института Борис Сапир. Все документы печатаются на русском языке с подлинников и снабжены примечаниями1 . Поиски материалов, их изучение, систематизация, составление примечаний и комментария потребовали от составителя многих лет. Изданию предпослана краткая вводная статья - "Годы эмиграции Лаврова". В ней Б. Сапир, используя источники и литературу, освещает наиболее яркие факты жизни и деятельности Лаврова за 30 лет его пребывания за границей. "Впередовский" же период его деятельности рассмотрен Б. Сапиром в специальной публикации2 .

Статья дает представление о Лаврове как личности, мыслителе, деятеле и одной из центральных фигур тогдашней русской эмиграции. Выясняется, что его связи с крупнейшими представителями общественной жизни той эпохи были более значительными, чем представлялось ранее. В статье приводятся факты о тяжелом материальном положении Лаврова: "Сбережениями он не обладал, т. к. свои гонорары он, как правило, вносил в кассу впередовской коммуны" (стр. XXXVII). Примечательно и такое наблюдение: "Личное его одиночество смягчалось дружбой с Лопатиным, арест которого в 1884 г. и последовавший в 1887 г. смертный приговор, замененный пожизненным заключением в Шлиссельбурге, явились для Лаврова страшным ударом" (стр. XVI).

Несмотря на прекращение изданий "Вперед", значение деятельности Лаврова для русского революционного движения не только не ослабевает, а, напротив, возрастает. Группы подполья и демократические деятели легальной России имели с Лавровым прочные контакты. Переехав из Лондона в Париж, он вскоре создает "Кружок социалистов-пропагандистов", который сумел установить связь с "Началом" - подпольным изданием в Петербурге. К сожалению, об этом очень знаменательном факте в статье не сообщается никаких подробностей. Выясняется, что Лавров являлся участником комитета "Этапной кассы", которая оказывала помощь тем из эмигрантов, кто возвращался в Россию для продолжения революционной борьбы. Сведений об этой кассе, насколько нам известно, ранее никто не приводил. Возникает задача - выяснить, кто пользовался услугами кассы, откуда поступали в нее средства и пр. В статье упоминается о встречах Лаврова с Г. З. Елисеевым, одним из ведущих литераторов-публицистов "Отечественных записок".

Лавров внимательно прислушивался к революционному пульсу России, его постоянно информировали обо всем, что происходило в подполье. Когда развернулась борьба между "классиками" (сторонниками пропаганды в деревне) и "романтиками" (сторонники борьбы за политические свободы, террористы), симпатии автора "Исторических писем" оказались всецело на стороне первых. Но прошло некоторое время, и Лавров в народовольцах увидел носителей и первостепенных идей и первостепенных дел. Он признал, что борьба с царизмом и завоевание политических свобод "есть начало всех начал в революционной борьбе" (стр. XLII). Страницы статьи о Лаврове как продолжателе и хранителе традиций "Народной воли" также содержат новый фактический материал. Это, в частности, сведения о том, что именно Лавров был инициатором и непосредственным организатором "Группы старых народовольцев" в 1892 - 1896 гг., издававшей "Материалы для истории русского социально-революционного движения".

Большое место отводит Б. Сапир взаимоотношениям Лаврова и Плеханова. Интересны данные о "Вестнике Народной воли", о связях и разногласиях Лаврова с С. М. Кравчинским, Л. А. Тихомировым, М. Н. Ошаниной и многими другими. Б. Сапир согласен


1 Ранее изданные документы (их малая доля) оговорены в каждом отдельном случае.

2 "Вперед!". 1873 - 1877 гг.". Материалы из архива В. Н. Смирнова. Дордрехт. 1970.

стр. 196


с мнением Н. Русанова3 о том, что Лавров, не сумев усвоить марксизм, тем не менее решительно защищал это учение от многих нападок и воспрепятствовал превращению "Вестника Народной воли" в антимарксистский орган. Сапир считает, что Лавров, не будучи марксистом, лучше Плеханова чувствовал живой марксизм. Утверждая, что К. Маркс и Ф. Энгельс придавали большее значение "Народной воле", чем "Черному переделу" и группе "Освобождения труда", он делает вывод: "С точки зрения политической биографии Лаврова важно подчеркнуть, что, порывая с чернопередельцами и присоединяясь к "Народной воле", Лавров действовал гораздо больше в духе живого Маркса, т. е. если угодно выступал в гораздо большей степени марксистом, чем группа "Освобождения труда", возглавляемая Плехановым и Аксельродом" (стр. XLIII-XLIX).

В этих словах обнаруживается нежелание автора видеть принципиальное различие марксизма и лавризма. Нельзя говорить о народничестве вообще, игнорируя его классовую природу, его объективное значение. Без этого неправомерны никакие сопоставления представителей марксистской и народнической мысли. Конечно, в мировоззрении и деятельности группы Плеханова были ошибки и просчеты, но самый факт ее рождения знаменовал собой решительное отрицание народовольчества. Кроме того, деятельность "Народной воли" в значительной степени подготовила почву для появления новой идеологии и новой системы практической деятельности. В этом плане лавризм даже эпохи народовольчества оказывался уже пройденным этапом, хотя и оставлял полезное наследие для революционной борьбы нового поколения.

Такой же подход необходим и при решении очень запутанного вопроса о взаимоотношениях К. Маркса и М. А. Бакунина. В личном плане здесь имелись субъективные элементы как с той, так и с другой стороны. Лавров не понимал первопричину борьбы бакунистов и марксистов в Интернационале, и поэтому он, имея в виду Маркса и Бакунина, обращался к Лопатину с вопросом: "Из-за чего эти господа так злобятся один на другого?" Противоположность политических доктрин - вот причина этой борьбы. Жизнь показала, что будущее как в Европе, так и в России принадлежало не бакунизму, а марксизму.

Рассматриваемый двухтомник о Лаврове дает исследователям русской общественной мысли много новых материалов.

В первом томе помещена переписка Лаврова и Г. А. Лопатина за 1870 - 1883 годы. Лопатин являлся (и переписка это подтверждает) ближайшим другом Лаврова. Между ними не было тайн. Они оставались единомышленниками, а разногласия по отдельным вопросам только еще больше подчеркивали единство их мировоззрения. Из опубликованного в томе 341 письма некоторые представляют собой фактически статьи, корреспонденции, а иногда и маленькие трактаты. Тематика переписки весьма разнообразна, но центральное место занимают события революционной жизни России (сведения о С. Г. Нечаеве и нечаевцах; осуждение поступков Нечаева и С. Серебрянникова; ироническое отношение в связи с этим к М. А. Бакунину и Н. П. Огареву и др.).

Лавров и Лопатин с жадностью следят за революционной деятельностью А. В. Долгушина, П. А. Кропоткина, М. В. Куприянова, всех тех, кто вел пропаганду в народе. Вместе с тем обнаруживается стремление Лаврова упрекнуть молодое поколение 70-х годов XIX в., противопоставить ему образцы революционного энтузиазма шестидесятников. Особенно он недоволен "фричами" (кружок русских революционно настроенных женщин в Швейцарии, названный по имени хозяйки дома, где они собирались) и, кажется, незаслуженно обличает их. Еще большее его раздражение вызывает маликовщина, появлению которой он отказывался верить. "Некто Маликов, - пишет он Лопатину, - в настоящую минуту арестованный, основатель секты. Хотел обращать Бакунина и меня, но нашел, что мы слишком уже испорчены. Сведения, мне доставленные, не отличаются особою догматическою подробностью, но суть их - в воплощении бога в человека вообще, в человечество. Когда сей процесс совершится и человек сознает, что он, коллективно, и есть бог, то разом прекратится эксплуатация, зло и т. д. Это воплощение бога в человека следует проповедовать открыто, но революция, человекоубийство есть богоубийство - страшный грех и потому новые проповедники - враги революции и революционеров. Чайковский - именно тот предводитель радикалов, обращен в сектатора... Вот Вам и реализм нового нигилизма. Едва веришь" (стр. 147).

Приведенные слова важны как расшифровка понятия "маликовщина" известным революционером, расшифровка, которой, в


3 См. Н. Русанов. Лавров. "Былое", 1907, N 2, стр. 270.

стр. 197


сущности, в литературе до сих пор не было. Они важны и как постановка новой проблемы. В самом деле, почему далеко не заурядные люди подполья (а один из них - Н. В. Чайковский - даже дал свое имя известному кружку) оказались в том русле движения, которое полностью отрицает революционные методы борьбы, доказывая, однако, порочность и неприглядность существовавших условий жизни всего народа? Больше того, эти люди были полны желания и неукротимой энергии доказать собственным примером возможность новых, коммунистических форм жизни. Появляются, таким образом, религиозные формы демократического протеста, что уже само по себе интересно. Составитель примечаний здесь мог бы указать на сочинения самого Маликова, отметить, что подобные явления имели место до маликовщины и после нее, и разъяснить, как они трактовались до Лаврова. Данный пример свидетельствует о том, что наиболее сложные вопросы, затрагиваемые в публикуемых документах, нуждаются в более подробном комментировании.

Большое место в переписке отведено полемике Лаврова с П. Н. Ткачевым. За столкновением личностей скрывалась или, лучше сказать, проявлялась борьба двух направлений общественной и политической мысли, хотя родственных по классовой сущности, но непримиримых по внутренней их структуре. В основе мировоззрения Лаврова лежало убеждение в том, что социальный переворот может произойти только тогда, когда необходимость его будет осознана большинством народа. Ткачев же считал, что такая мысль не только утопична, но и вредна для дела революции. По его мнению, задача революционера состоит не в подготовлении народа к социальному перевороту, а в уничтожении правительства и установлении революционной диктатуры, которая и поможет народу понять свою задачу и осуществить ее. В письмах Лаврова Лопатину и Лопатина Лаврову имеется об этом много интересного материала.

По мнению Лаврова, пропаганда должна быть основана на таких принципах: "1) Современное положение дел может быть исправлено лишь социальным переворотом. 2) Он может быть совершен лишь народом. 3) Надо к нему подготовить себя и народ. 4) Он должен состоять в разрушении экономического, политического, семейного строя настоящего общества. 5) Он не может опираться на религиозное начало, а должен опираться на критическую рациональную мысль. 6) Для него могут быть употреблены лишь такие средства, которые не подрывают самую цель, следовательно, не могут быть употреблены средства лжи, обмана своих или народа, средства разжигания несоциалистических наклонностей и т. п." (стр. 158 - 159). В сущности, одно это письмо раскрывает основу основ лавризма. В то же время оно является непосредственной реакцией на нечаевщину (для достижения цели все приемы хороши) и на маликовщину (богочеловечество - религиозное начало). Принцип правдивости и социалистической направленности должен быть решающим в пропаганде в среде и интеллигенции, и народа. Приемы разные, а суть одна.

И в связи с этим важно лопатинское понимание взглядов Лаврова на социальную революцию. "Я, конечно, знал не со вчерашнего дня, что Вы смотрите на социальную революцию, как на переворот, который может произойти только насильственным образом путем восстания, подготовляемого пропагандою большинства" (стр. 521). Это свидетельство полностью отводит от Лаврова упреки в народническом либерализме, в неверии в силы народных масс, что в революции он якобы отдавал предпочтение героям из интеллигенции.

Значительный интерес представляет письмо Лаврова, в котором содержится характеристика Лопатина. Лавров упрекает своего друга в неправильном использовании своих сил и способностей. В письмах содержатся оценки и отдельных событий. "Набат" сегодня получил. Нечаевщина" (стр. 314). Приблизительно так же отрицательно сказано о мистификациях чигиринцев. И Лавров и Лопатин не принимали никаких форм мистификации и обмана. В искажении информации Лавров видел и ошибку и преступление одновременно. Неправильные сведения о враге подменяют врага, неправильная информация исключает возможность научного подхода к решению возникающих проблем.

С середины 70-х годов XIX в. в подпольной жизни России вызревают новые явления, возникает землевольчество. Переписка обстоятельно отражает этот процесс. В начале 1878 г. Лопатин констатирует поворот к якобинству. Летом 1878 г. он уезжает в Россию, где знакомится с положением дел в революционных кружках. В его письмах подробно излагается ход борьбы "классиков" и "романтиков" и делается вывод, что новая волна течения не есть акт отчаяния и что она определенная фаза в развитии дви-

стр. 198


жения. Посещение России подтвердило для Лопатина его собственное мнение, что Россия вступает в период очень важных и ответственных событий.

Во втором томе помещено 224 документа, которые разбиты на разделы: период "Вперед"; Лавров и группа "Освобождение труда"; вокруг "Народной воли"; Лавров и иностранные социалисты; письма разных лиц к Лаврову; письма Лаврова к разным лицам; "Группа старых народовольцев"; из литературного наследия Лаврова; приложения.

Наиболее объемна переписка с участником группы "Вперед" С. А. Подолинским, и касается она подготовительных работ по впередовскому изданию. Вместе с тем в письмах постоянно встречаются сообщения о событиях общественной и революционной жизни России. Часто упоминается, как и в первом томе, имя Нечаева и нечаевцев. Нечаевщина всюду осуждается. И в то же время русская эмиграция (да не только русская) возмущена тем, что швейцарское правительство выдало царским властям Нечаева. Она протестует против подобного акта насилия над революционером. Переписка отражает борьбу течений в русской эмиграции. Подолинский огульно обвиняет Бакунина и бакунистов в радикализме и демагогическом деспотизме. Однако он же, говоря о сторонниках Бакунина, называет их самыми чистыми представителями русского социализма (стр. 65). Этого явного противоречия в оценках комментатор, к сожалению, не объясняет. Еще более резко в письмах к Лаврову Подолинский критикует Ткачева и его брошюру "Задачи революционной пропаганды в России". Материалы тома дают основание утверждать, что брошюра Ткачева подорвала авторитет ее автора и усилила борьбу внутри эмиграции.

Значительное количество документов посвящено ренегатству Тихомирова. Дело в том, что сравнительно обширная литература по данному вопросу мало что объясняет в самой сути дела, и потому любые новые источники об этом эпизоде в истории общественного движения особенно важны. П. Б. Аксельрод в письме Лаврову следующим образом характеризует это событие: "Теперь обнаружилось, что сам Тихомиров - чистейший реакционер. Но реакционер чрезвычайно опасный по многим причинам. Во-первых, он сделался таковым, конечно, не из-за корыстных целей, а опять-таки ради общего блага. Он не ренегат в обыкновенном смысле слова, а несчастная жертва нашего славянофильского или народнического социализма, с одной стороны, и той умственной трусости и неподвижности нашей революционной интеллигенции в 80-х годах, которая поистине ужасна и способна привести всякого в отчаяние. Но именно своим искренним и убежденным тоном брошюра его производит на многих сильное впечатление" (стр. 73).

Много неизвестного и важного содержится в материалах, касающихся "Календаря" и "Вестника Народной воли". Оказывается, уже в начале 80-х годов XIX в. шли разговоры о неблаговидной роли "Вольного слова". Новые сведения имеются о С. П. Дегаеве и дегаевщине; публикуются письма братьев Дегаевых. Думается, что без материалов второго тома рецензируемой публикации сколько-нибудь полную историю "Вестника Народной воли" воспроизвести нельзя.

Том содержит новые данные о вторых первомартовцах, их взгляде на политический террор и на тех слуг царизма, против которых он должен быть направлен. "Страшный политический гнет сделал террор настолько популярным, что многие вне его не видят ничего, что бы могло вывести нас из нынешнего ужасного положения; для многих вопрос заключается в следующем: или себе пулю в лоб, или кому-нибудь из тех, под чьим гнетом стонут миллионы и должны умереть или исчахнуть они сами" (стр. 169). В этой связи приводится краткая, но блестящая характеристика А. И. Ульянова: "Благородный; в высшей степени гуманный человек, любящая натура. Он долго колебался вступить в ряды революционеров-практиков: нравственно ли будет вступать в практику, не решивши вполне научно всех вопросов, - говаривал он. Но вопрос: а нравственно ли будет спокойно-теоретически рассуждать о вопросах, когда деспотизм не дает даже возможности удовлетворительно- научно решать вопросы эти? - сразил его: он скоро убедился, что единственно продуктивная форма политической борьбы в России - террор, он стал террористом" (стр. 175).

Многие письма, помещенные в томе, рельефно отражают столкновения и взаимоотношения народовольческих групп с группами социал- демократическими. Ввиду того, что история "Группы старых народовольцев", по сути дела, до сих пор не изучена, весьма важны материалы, опубликованные по этому вопросу.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛАВРОВ-ГОДЫ-ЭМИГРАЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. Г. СЕДОВ, ЛАВРОВ - ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.10.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛАВРОВ-ГОДЫ-ЭМИГРАЦИИ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - М. Г. СЕДОВ:

М. Г. СЕДОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1272 просмотров рейтинг
28.10.2017 (2343 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЛАВРОВ - ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android