Libmonster ID: RU-15767
Автор(ы) публикации: С. Б. Никонова

СПб.: СПбГУП, 2013, т. 1, 664 с; т. 2, 684 с; т. 3, 1120 с.

Вышедшее в свет в 2013 г. трехтомное издание лекций и докладов членов Российской академии наук (РАН) в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) отражает 20-летний период сотрудничества РАН и СПбГУП. Начало этому сотрудничеству положил академик Д. С. Лихачев, 19 мая 1993 г. прочитавший в СПбГУП лекцию "Петербург в истории русской культуры". Выдающиеся отечественные ученые - члены академии выступают в студенческих аудиториях университета, на различных научных и общественных форумах, проводимых в СПбГУП. Это убедительный пример эффективного взаимодействия академической и вузовской науки, продуктивного участия научной элиты страны в университетском учебном процессе, в становлении молодых российских интеллектуалов.

В трехтомник вошли около 400 докладов и лекций 55 академиков, 45 членов-корреспондентов, 4 иностранных членов РАН. Среди авторов - президент РАН (1991 - 2013) Ю. С. Осипов, вице-президенты РАН Ж. И. Алфёров, Е. П. Велихов, А. Д. Некипелов, Н. А. Платэ, академики Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Н. П. Бехтерева, О. Т. Богомолов, С. Ю. Глазьев, М. К. Горшков, А. А. Гусейнов, В. И. Жуков, М. П. Кирпичников, А. А. Кокошин, В. А. Лекторский, Д. С. Лихачев, Д. С. Львов, В. Л. Макаров, Ю. В. Наточин, Г. В. Осипов, А.М. Панченко, Е. М. Примаков, Б. В. Раушенбах, Н. А. Симония, В.С. Степин, М. Л. Титаренко, В. А. Тишков, Е. П. Челышев, В. А. Черешнев, А. О. Чубарьян, Н. П. Шмелёв, В. Л. Янин и др. Опубликованные тексты посвящены исследованиям и тенденциям в философии, экономике, юриспруденции, социологии, психологии, истории, политологии, культурологии, археологии, филологии и других науках.

В докладе академика А. О. Чубарьяна "Прощание с XX веком" рассматривался вопрос о возможностях понимания и существования истории как науки в современном мире. Автор обратил внимание на специфику ситуации в мышлении: открытость различным позициям, увеличение количества информации в геометрической прогрессии, многообразие информационных потоков, плюрализм сознания. Он призвал к тому, чтобы избегать одно-значности в оценках. Задача историка, по его мнению, состоит в безоценочном собирании и исследовании фактов, что особенно важно по отношению к недавнему прошлому. А. О. Чубарьян дал критическую оценку пессимистическим прогнозам развития общества. То, что теоретическому взгляду кажется ужасающей необходимостью, преодолевается самим ходом жизни. Возможно, ошибка состоит в том, чем историки руководствовались многие столетия в своих описаниях: они концентрировались только на "лидерах", в то время как чаяния и страсти миллионов простых людей оказывались вынесенными за скобки. Сегодня историческая наука, если она хочет сказать нечто важное о развитии современной жизни, должна стать "наукой о человеке в полном смысле этого слова, называемой сегодня культурной, исторической антропологией" (т. 2, 559).

Академик В. А. Тишков в лекции "Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа" разобрал вопрос о национальной идентичности. Он одним из первых выступил за пересмотр общих положений в понимании культурного разнообразия и феномена этничности, природы многоэтничных государств и за переосмысление базовых понятий и терминов. Ученый рассуждал о том, что нация - это форма идентичности, набор общих ценностей, идеалов и солидарности, которые демонстрирует тот или иной народ, объединенный единым правлением. И это не связано с этносом. В. А. Тишков в нашей культурной идентичности выделил три мощнейших объединительных фактора: русский язык, основанная на русском языке культура и отечественная история. Академик призвал ценить то общее, что есть в россиянах, а не искать различия, тогда весь мир поймет, что есть российский народ и российская гражданская нация.

В лекции "Россия в современном мире" академик Е. М. Примаков поделился своими мыслями о разразившемся мировом кризисе, о том, в какой мир вступила Россия и что ей следует делать в этом мире. Автор проанализировал причины возникновения экономического кризиса на Западе. Это кризис той модели капитализма, которая существовала и развивалась

стр. 189

в США: триединая формула Маркса "деньги-товар-деньги", характерная для капитализма, там переросла в идею "деньги-деньги-деньги". Россию тоже захлестнула волна кризиса, и произошло это, по убеждению ученого, потому, что страна углубилась в процессы, которые определяют развитие мировой экономики. Е. М. Примаков полагает, что России необходимо минимизировать неизбежные потери для экономики и социальной жизни страны; определить точки роста, чтобы найти оптимальный путь к подъему экономики; создать новую модель экономики страны. Мировой экономический кризис ведет к разжиганию военных конфликтов и возникновению террористических угроз, а это может привести к непредсказуемым историческим последствиям. Поэтому многие проблемы нужно решать сознательно, в сотрудничестве с государствами, которые хотят стабильности и мира.

Лекция академика В. Л. Янина "Археология древнего Новгорода" была посвящена новейшим достижениям российской археологической науки. Основываясь на собственном опыте, автор раскрыл секреты прошлого через изучение исторических документов, археологических находок. Долгие годы академик В. Л. Янин возглавлял Новгородскую археологическую экспедицию. По словам академика, нет ни одного подобного Новгороду объекта, на котором археологи работали бы из года в год десятилетиями, накапливая все новые и новые материалы. Для археологов Новгород привлекателен своим многометровым культурным слоем. Крупнейшим открытием не только новгородской, но и всей отечественной архитектуры стала находка первой берестяной грамоты. На сегодняшний день в Новгороде обнаружена 961 берестяная грамота. Автор отмечает, что сенсационное открытие берестяных грамот вернуло в археологию "живого" человека и сформировало новый этап в изучении русской истории. На место традиционных для археологии тем (история вещей, изучение ремесленной технологии и т.п.) пришли исторические проблемы, которые прежде разрабатывались историками по материалам традиционных письменных источников, в основном летописей. Как отметил В. Л. Янин, берестяные грамоты - словно осколки разбитого в древности зеркала, каждый из которых отражает маленькую частицу давно ушедшего бытия, и задача археологов - сложить из них целое зеркало, чтобы в нем отразилась эпоха. Подобные культурные находки обогащают человека, рождают интерес к истории своего народа.

Доклад члена-корреспондента РАН А. А. Громыко "Дилеммы перед Россией в современных международных конфликтах" был посвящен изучению тех опасностей, с которыми приходится сталкиваться современному человечеству. Первая из них - экологическая, она состоит не в рукотворных конфликтах, а в природных катаклизмах. Вторая - гонка вооружений. Производство и продажа оружия растет, несмотря на призывы к миру и разоружению. Третья - неравноправное социально-экономическое положение "золотого миллиарда" и миллиардов жителей бедных стран, планетарное неравенство. Это напряжение при наличии современных средств связи способно мгновенно воспламенить огромные регионы, что показали последние события по всему миру. Для решения этих проблем необходимо подходить к ним с позиций общечеловеческих. На международной арене складывается новая архитектура глобальных отношений. Но это также эпоха большой нестабильности и быстрых перемен. Мир многополярен, правила игры и соотношение сил постоянно меняются. В этих условиях возрастает роль международного права как фактора стабильности.

В докладе члена-корреспондента РАН В. В. Миронова "Современные трансформации культуры" говорилось о колоссальном воздействии, которое наука оказывает на современную культуру. Но, по мнению докладчика, последствия этого воздействия могут быть неоднозначны. В связи с чем в современной мысли существуют разные позиции по отношению к науке - от полного отрицания науки до сциентистской абсолютизации науки. Для того чтобы объективно оценить изменения культуры к которым приводит научно-технический прогресс, нужно разобраться с тем, что представляет собой традиционная культура. Культура вообще - это результат духовной и материальной деятельности людей. Культура передает ценности и знания, то есть она является знаковой системой, совокупностью текстов. Опираясь на идеи М. Маклюэна, В. В. Миронов утверждал, что изменения в культуре связаны с изменением способов передачи информации. Меняются средства коммуникации - меняется и понимание текста. Трансформация культуры идет, таким образом, от устного слова к рукописной и печатной культуре, и, наконец, к современной электронной культуре. Устная речь допечатной культуры располагает к доминированию уха и звука. Мир устного слова заряжен эмоциями и драмой, он гиперэстетичен. Здесь царит ощущение единства с миром и анонимность его выражения. Классическая культура -это культура письменности и книгопечатания. Здесь происходит прорыв в локальности прежних культур, хотя все равно остается ограниченность используемым языком. Для этого типа культуры характерна линейность и аб-

стр. 190

страктность мышления, возникает феномен авторства, появляется индивидуализм. В образовании начинает доминировать не личное воздействие, но абстрактное знание и информация. Также возникает и феномен массовости. И наконец сегодня мы имеем дело с электронной культурой. В ней доминирует образ, картинка. Происходят сжатие времени, ускорение темпа. Осуществляется окончательное разрушение локальности культур и становление общего коммуникативного пространства. Глобализация - это процесс одновременно и интеграции, и дезинтеграции (национальной, культурной, психологической). В нем таится угроза жизненному миру человечества, если интеграция не синтезирующая. Возникает угроза создания Глобальной Империи, тоталитаризма нового типа, с невиданными прежде возможностями манипуляции. Прежде диалог культур складывался как пересечение смысловых пространств этих культур, теперь же коммуникация унифицирована, пронизывает все культуры. Происходит заражение национальных культур медиа-вирусами (пример - поп-культура западного типа в Китае). Прежние культуры статичны, стабильны в сравнении с динамикой современных глобальных процессов, лишающих людей устойчивого жизненного фона. Однако в этом преобразовании есть и положительные черты. Кризис связан с тем, что мы находимся на переходном этапе от локального состояния культуры к интеграционному. Это сложный противоречивый процесс, который невозможно остановить.

В выступлениях академиков и членов-корреспондентов РАН исследовались и общие вопросы понимания человеческой культуры в ее историческом развитии. Так, например, о динамичности мышления в области осмысления культуры говорил в своем докладе "Философия и универсалии культуры" академик В.С. Степин. Он утверждал, что культура зиждется на особых культурных универсалиях, наборы которых определяют специфику того или иного культурного типа. Универсалии культуры не являются философскими категориями, поскольку действуют и творчески развиваются также и в тех культурах, в которых нет философского знания. Они определяют их развитие. Цель философии - осуществление рефлексии над универсалиями культуры. Это позволяет культуре развиваться и преодолевать кризисы. А, следовательно, именно в моменты перехода от одной культурной парадигмы к другой, в кризисные моменты, философская мысль оказывается наиболее необходимой и актуальной, именно она позволяет преодолеть кризисы и выйти к новым рубежам.

Таким образом, представленный трехтомник выступлений членов РАН в СПбГУП освещает большой круг важнейших вопросов современности, от конкретно-практических проблем до общетеоретических обобщений, и показывает специфику их толкования отечественной научной мыслью.

С. Б. Никонова, кандидат философских наук


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЕКЦИИ-И-ДОКЛАДЫ-ЧЛЕНОВ-РОССИЙСКОЙ-АКАДЕМИИ-НАУК-В-СПбГУП-1993-2013

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. Б. Никонова, ЛЕКЦИИ И ДОКЛАДЫ ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В СПбГУП (1993-2013) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.02.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЕКЦИИ-И-ДОКЛАДЫ-ЧЛЕНОВ-РОССИЙСКОЙ-АКАДЕМИИ-НАУК-В-СПбГУП-1993-2013 (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. Б. Никонова:

С. Б. Никонова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
340 просмотров рейтинг
07.02.2020 (1532 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
34 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЛЕКЦИИ И ДОКЛАДЫ ЧЛЕНОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В СПбГУП (1993-2013)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android