Libmonster ID: RU-13508

Продолжаем цикл публикаций о том, какие изменения необходимо сделать в связи с вступлением в силу нового закона об образовании. В рубрике материал, посвященный локальным актам образовательной организации. Какие локальные акты принять необходимо, что целесообразно, а что "на усмотрение школы"? Кроме того, эскизно рассмотрим рекомендации по содержанию отдельных локальных актов.

Ломов Алексей Иванович, почетный работник образования РФ, заместитель главного редактора журнала "Практика административной работы в школе"

Общеобразовательная организация (далее - ОО) как работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения [Часть 1 ст. 8 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).], а кроме того, как образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения. [Пункт 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон).]

А поскольку ОО несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции (ч. 7 ст. 28 Закона), принятие указанных локальных нормативных актов является обязательным.

Понятия трудовых и образовательных отношений закреплены на законодательном уровне (ст. 16 ТК РФ и п. 30 ст. 2 Закона соответственно).

Понятие локального нормативного акта не является устоявшимся и общепринятым ни в юридической науке, ни в нормотворческой практике.

В данной статье под локальным нормативным актом (далее - ЛА) будем понимать правовой документ, разработанный и принятый ОО в пределах ее компетенции в соответствии с действующим законодательством, содержащий обязательные правила для всех (например, устав ОО) или отдельных категорий участников образовательных отношений (например, Правила внутреннего распорядка обучающихся), рассчитанный на неоднократное применение.

Основное предназначение ЛА - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной ОО с учетом особенностей и специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.

стр. 22
Поскольку ЛА имеет подзаконный характер, он не должен противоречить нормативным документам, принятым вышестоящими органами.

К первой группе ЛА относятся:

- устав (ч. 1 ст. 25 Закона);

- положения о филиалах, представительствах (при их наличии) (п. 5 ч. 3.3 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях");

- коллективный договор (ч. 1 ст. 40 ТК РФ);

- правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона);

- правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

- учетная политика (ч. 1 ст. 8 ФЗ "О бухгалтерском учете");

- положение о филиалах, представительствах (п. 5 ч. 3.3. ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях");

- правила внутреннего распорядка обучающихся (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона);

- программа развития, которая должна быть согласована с учредителем (п. 7 ч. 3 ст. 28 Закона)

- образовательная программа (п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона);

- образовательная программа, совместно разработанная и утвержденная (при сетевой форме ее реализации) (ч. 2 ст. 15 Закона);

- расписание обязательных занятий (п. 10.6. СанПиН 2.4.2.2821 - 10);

- расписание факультативных занятий (п. 10.6. СанПиН 2.4.2.2821 - 10).

Ко второй группе относятся ЛА, конкретный вид которых законодательно не определен, но четко определено, что именно они регламентируют:

- полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем (при его наличии) (ч. 1 ст. 22 ТК РФ);

- порядок обработки персональных данных (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ);

- порядок хранения и использования персональных данных (ст. 87 ТК РФ);

- систему оплаты труда (ч. 3 ст. 135 ТК РФ);

- формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения (ч. 5 ст. 17 Закона);

- порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (п. 3 ч. 1 ст. 34 Закона);

- порядок освоения обучающимися наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в ОО (п. 6 ч. 1 ст. 34 Закона);

- порядок зачета ОО результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона);

- порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта ОО (п. 21 ч. 1 ст. 34 Закона);

- порядок посещения обучающимися по выбору мероприятий, которые проводятся в ОО и не предусмотрены учебным планом (ч. 4 ст. 34 Закона);

- порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги (ч. 3 ст. 35 Закона);

- порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образова-

стр. 23
тельных отношений и их исполнения (ч. 6 ст. 45 Закона);

- порядок доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности (п. 7 ч. 3 ст. 47 Закона);

- порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами ОО (п. 8 ч. 3 ст. 47 Закона);

- нормы профессиональной этики педагогических работников (ч. 4 ст. 47 Закона);

- распределение должностных обязанностей работников (п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона);

- формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона);

- требования к одежде обучающихся (п. 18 ч. 3 ст. 28 Закона);

- порядок оказания платных образовательных услуг (п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона);

- правила приема обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона);

- режим занятий обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона);

- порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона);

- порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона).

В третью группу могут войти локальные нормативные акты, регламентирующие:

- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;

- работу органов управления ОО;

- работу объединений обучающихся; работников; родителей (законных представителей) обучающихся;

- организацию проведения различных мероприятий;

- и т. п.

Из вышесказанного следует, что каждая ОО самостоятельно определяет окончательный перечень локальных нормативных актов, регламентирующих ее деятельность, исходя из своих особенностей. Главное, чтобы этот перечень был достаточным, то есть обеспечивающим правовую поддержку всех направлений деятельности ОО и включающим все локальные акты первой группы.

Порядок принятия локальных нормативных актов должен быть закреплен в уставе ОО (ч. 1 ст. 30 Закона).

Законодательно установленных требований к оформлению локальных нормативных актов не существует, несмотря на наличие соответствующего ГОСТа [ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденный постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 г. N 65-ст.], поскольку он носит рекомендательный характер. Поэтому при оформлении школьной документации достаточно стремиться к тому, чтобы не допускать противоречий с требованиями этого ГОСТа.

Процедуре разработки конкретного локального акта должна предшествовать определенная работа, алгоритм которой может быть следующим:

1. Сформулировать цель создания документа.

2. Определить, на каких методических основаниях он будет строиться.

3. Выявить нормативно-правовые документы, на основании которых будет разрабатываться этот документ.

4. Оценить период его действия (в том случае, если он не будет бессрочным).

5. Определить юридические, физические лица и органы управления ОО, с которыми этот документ должен быть согласован (при необходимости).

6. Наметить состав команды разработчиков документа.

7. Определить лицо, ответственное за его выпуск.

стр. 24
8. Определить срок его разработки, согласования (при необходимости) и принятия.

Необходимо отметить внесенное в правовую практику новшество - необходимость учета мнения совета обучающихся и совета родителей.

Несмотря на то что создание этих советов в ОО зависит лишь от инициативы обучающихся и их законных представителей (ч. 6 ст. 16 Закона), директору необходимо предпринять все возможные усилия для того, чтобы обучающиеся и их законные представители такую инициативу проявили и эти советы были созданы.

Наибольшие проблемы при создании совета обучающихся возникают у руководителей:

- дошкольных образовательных организаций;

- ОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости);

- ОО, реализующих в качестве основной цели деятельности только программы начального общего образования, поскольку обучающиеся этих образовательных организаций представляют собой весьма специфические группы детей.

При определении последовательности разработки и принятия ЛА следует учитывать, что в целях обеспечения информационной открытости ОО обязана разместить на своем сайте:

- устав (п. 2 "а" ч. 2 ст. 29 Закона),

- правила внутреннего распорядка обучающихся (п. 2 "д" ч. 2 ст. 29 Закона),

- правила внутреннего трудового распорядка (п. 2 "д" ч. 2 ст. 29 Закона),

- коллективный договор (п. 2 "д" ч. 2 ст. 29 Закона),

- положения о филиалах, представительствах (п. 5 ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях");

- локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся;

- режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

- порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Закона).

стр. 25
Документарная проверка соблюдения законодательства ОО может осуществляться в том числе и путем анализа наличия и достоверности информации, размещенной на сайте. [Пункт "б" ч. 10 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164.]

Поэтому во избежание нареканий (а вполне возможно, и административных штрафов) со стороны органов надзора в первую очередь следует разработать именно эти локальные нормативные акты.

Следует отметить, что ЛА, наличие которых регламентируется ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обязаны иметь лишь образовательные организации, а остальные - все работодатели.

Комментарии по некоторым локальным актам.

1. Правила внутреннего распорядка обучающихся

Этот ЛА обязательно должен быть в каждой ОО и обязательно размещен на ее сайте. Для определения возможного содержания Правил представляется целесообразным обратиться к Трудовому кодексу РФ, который содержит конкретные требования к содержанию и, как следствие, к структуре аналогичного локального нормативного акта "Правила внутреннего трудового распорядка" (ч. 4 ст. 189):

С учетом особенностей правового статуса обучающихся структура Правил внутреннего распорядка обучающихся может быть такой:

- общие положения;

- возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений;

- режим образовательного процесса;

- права, обязанности и ответственность обучающихся;

- поощрения и дисциплинарное воздействие;

- защита прав обучающихся;

- заключительные положения.

При этом в Правилах внутреннего распорядка обучающихся найдут свое отражение:

- правила приема обучающихся;

- режим занятий обучающихся;

- порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

- порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

2. Положение об обработке персональных данных

Наличие ЛА, называющегося именно так, на наш взгляд, обусловлено тем, что Трудовой кодекс требует установить в ОО:

- порядок хранения и использования персональных данных работников (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ);

- порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности в этой области.

Понятие "обработка персональных данных" включает в себя в том числе их хранение и использование (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О персональных данных").

3. Положение об оплате труда

Хотелось бы также обратить внимание на ЛА, устанавливающие систему оплаты труда (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). У большинства ОО их имеется целый набор:

- Положение об оплате труда;

- Положение о стимулирующих и компенсационных выплатах;

- Положение о распределении стимулирующих выплат;

- Положение о премировании.

Трудовой кодекс четко и однозначно трактует понятие "оплата труда", поэтому представляется целесообразным и вполне достаточным наличие одного-единственного ЛА, регламентирующего порядок установления базовых должностных окладов, компенсационных и стимулирующих и иных выплат, премирования работников - Положения об оплате труда.

Примеры конкретных локальных актов ОО можно найти на страницах журналов "Директор школы", "Юридический журнал директора школы" и "Практика административной работы в школе", а также на компакт-дисках серии "Школьная документация".


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛОКАЛЬНЫЕ-НОРМАТИВНЫЕ-АКТЫ-ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ-ОРГАНИЗАЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ломов Алексей Иванович, ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛОКАЛЬНЫЕ-НОРМАТИВНЫЕ-АКТЫ-ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ-ОРГАНИЗАЦИИ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ломов Алексей Иванович:

Ломов Алексей Иванович → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
8591 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2591 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
19 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android