Libmonster ID: RU-15596
Автор(ы) публикации: Д. В. Г�

В 1980-х годах советское обществ социальные изменения: первая часть кризисом социалистической сист� "перестройки". Хронологическими р� ограничивается и история молодеж� (ед.ч. любер, мн.ч. любера), которая и я� В самом начале 1980-х годов субкул разрозненные уличные компании моло� г. Люберцы и Люберецком р-не; к 1986 приняли размеры молодежного движени Советского Союза. Взлет субкультуры концу 1980-х) был обусловлен изменен ситуации, социальными процессам� обществе в те годы. В истории уличны� отображается история молоде

Статья написана на основе и рассматриваемых событий (10 из них � участвовали в деятельности субкуль� публицистических текстов 1986 - 1991 гг. материала были использованы бо деятельности молодежных уличн� Советского Союза (1960 - 19

Возникновение, развитие и исчез рассматривается с точки зрения соц� ресурсов (Jenkins 19

История рассматриваемого нами � несколько этапов. Этап первы Проанализировав более двух десятко� регионов Советского Союза, м доперестроечные десятилетия на вс� уличных подростково-молодежных груп Это были группы ровесников, возникав работы, тренировок); они взаимоде� конфликтуя. Интересующие нас гру� старшего подросткового (14 - 15 лет), мл лет) и старшего юношеского ( (Петровский 1990: 56 - 60)1 деятельность в подобных группах в бо с уходом в армию; отслужившие есл� уличных компаниях, то имели уже д� Сходство уличных компаний заключал статусов, выборе мест для тус закономерностей развертыван� регламентации использования ору� имиджа, формирования "кодекса че� распределения ролей в ней и т. д. В � компании были преимущественно мужск тусовку, то, как правило, не участвов практиках: драках, криминально


Дмитрий Вячеславо кандидат психологических наук, до антропологии РАН.

стр. 23<


Не являлись исключением и Люберц были типичными представителями св концу 1970-х годов люберецкая уличная на территориальные группы, конфли самом начале 1980-х годов межгруппов произошли интеграция и сплочен� люберецкую общность. По мнению нек� было актом доброй воли конфликтую мирно, и уже не дрались; сказали: че� Ш. А.). Однако в действитель процесс был обусловлен объективны� ресурс�

Первый организационный ресурс вовлечение разрозненных групп в со� увлечение подростков и юношей ку гимнастикой). В Люберецком р-не м� существовала традиционно; на протяж усиливалась, привлекая в спортивны Как мы увидим далее, именно сил� определили субкуль�

Основным локусом существования � подвалы, специально оборудованные д из них (ул. Мира, 7а) возникла в 1968 правило, качалки организовывались самих юношей; помощь официальных о� спортивные секции и др.) была вспо� деятельности субкультуры "ка� организационные и материальные р� массового спорта (кстати, всплеск и� время подготовки и проведения мо общественная установка на разви спартаковская база и секция "Олим атлетике, находившиеся в Люберцах, п� (родственники и знакомые, работа Снаряжение и оборудование части� частично воровались в школах и на � молодым людям было не на что и не культуризма даже периодические г� 1969; СС2 1969 и др.)

С самого начала в субкультуре сфор� обозначаемые нами как "спортсмены" занимались спортом, стремились к в зачастую и не интересовались уличн спорт только как престижное вре� повесили, подкачаются, туда-сюда, кого-нибудь побить" (К А.). "Спо� отстраненности от жизни улицы ок� уличные массы - они были авторитет придавая деятельности улично� Примечательно, что с точки зрения с� (как субкультурных ценностей) оц выдвигавшиеся юношами из своей с� лидера, наши информанты отмечали п бицуха была - вот такая!". - И. Э.; растяжка, он мог подпрыгнуть и ногой А. Е.), а затем уже личные качест�

Именно занятия культуризмом пос сплачивающим фактором для местн� проводить соревнования по атл� объединяться, драк между собой ста между собой познакомились, нача� интересы - спортивные. Кто посил� соревнованиям

стр. 24<


слабее - драться ездят. И здесь н сколько конкретно заниматьс�

Еще одним организационным и деяте� субкультуру, были совместные поез�

Люберцы - город-спутник Москвы; до� до центра другого занимает всего люберецкие юноши оказались перед � предоставляемых Москвой, и прежде досуга. Начало набегов на Москву мн� справедливо) с недостаточно высоки Люберцах ("Ты пришел на полтора часа часа ждать, пока начнется дискотека? до Москвы". - А. Е.). Однако ка развит досуг в Люберцах, возможност� все равно были неизмеримо больш поездкам. Причем поездки эти иног "по-детски": "На остановке нас собира� станции дойти - ерунда. Мы - с гитарам� например, поехать на Казанский во� (просто вот сходить в туалет), попет Е.).

Необходимо учитывать, что, отпра путешествие в Москву, люберецкие о� также действовали многочисленны компаниями возникали конфликты, п люберецкими, но и москвичами ("никто � кого-то из наших цепляли - то да". - � начале 1980-х годов среди подростков поездки на международные выставки, � и воровались импортные наклейки, зн� пакеты и прочие мальчишеские "цен люберецкие зачастую подвергали� желающих отнять добычу. Ввиду эт� коллективными; так вырабатывались чужой терри

Опасные поездки в Москву были мощн� учесть, что в одной и той же группе о из разных люберецких районов (ка� составленной по месту проживания, � учебе, работе, тренировкам). Порой � люберецкими имели многоэтапное пр� межгрупповых молодежных конфликт своих товарищей, затем товарищей пр� столкновение перерастало в коллект� Информантами отмечалось, что если в � нападению, были молодые люди из раз мстителей оказывалась больше (кажды А.). Совместное участие в подобных восстановление справедливости и "б� сплачивало люберецкую молодежь, с укреплению друже�

При рассмотрении различных моло увидеть схожую ситуацию: противо� конфликт и объединяются, если поя� выступающая в качестве против двум2. Такая ситуация наблюд� люберецкие группы прекратили переключившись на освоение об противником, способствовавшим о молодежь из Москвы и гор�

В целом уличные люберецкие компани отличались от аналогичных компан Однако, как уже отмечалось, специфич - местная спортивна

стр. 25<


близость мегаполиса с его большими активным ресурсам (обеспеченным, перечисленных выше ресурсов), раз� складывались в субкультуру. Вскоре ресурс - идеолог�

Этап второй: апрель 1982 - декаб� отмечалось в начале статьи, перва временем кризиса социалистичес� процессы стали одной из причин возн молодежи специфической идеологии. было разрушение коммунистическо активизация групп, придерживаю� коммунистической или даже антагони� стали неофашисты (Чарный 2004). К� неактивные и экстравагантные, он советской действительности очень в гг. в Москве, на площади Пушкин неофашистских групп, приуроченные к 75 - 78). В 1982 г. также ждали выступ� информация об этом доводилась учит тем, чтобы они не вздумали выйти в � Конечно, такая неумелая "агитация эффекта. Так, в назначенный ден� отправилась восстанавливать сп� Пушкинскую. Здесь к нам подошел ч� выяснилось, подполковник МВД. Сказа� соберутся нацисты. Ребята, надо р семьдесят, ну, около ста, не больше. М� сказал: "Скорая помощь" пройдет - мож� - закругляйтесь, разбегайтесь. Ну, к� началось. А пожарку мы никто уже не что-то закричал: "Все, машина прош "расходимся"! Дрались, пока всю драк� ОМОН был, а просто милиция), пока в ав� одному из наших сказали: "Так, ты сто� (А. Е.).

Выходивший в Мюнхене журнал демонстрацию так: "20 апреля в день группа молодежи пыталась провести "ф вечер на пл. Пушкина собралась дов людей: с одной стороны "фашисты", ко рубашках, некоторые со значками "болельщиков" различных хоккей предполагаемой "фашистской" демонс� По сообщению очевидцев, "демонстр� между "фашистами" и "болельщиками" � внимание прохожих. Милиция долгое вр происходящим со стороны. В конц� некоторое число "фашистов" и "болел�

События 20 апреля 1982 г. сыграли с� люберецких подростков и юношей о� принципе, все движение люберецки� Гитлера. Это оказалось почвой для д� идея, и идея - что надо. Мы оказали� против фашизма. Об этом, кстати, пи� где-то еще: что нормальная прогресси дня рождения Гитлера. Там, конечно, н Люберцы, но можно было понять так, � конкретная цель. И тут же сразу стал� "давайте в Москву поедем, давайт�

Разгон на Пушкинской площади оказ� моральный заряд. Была задана высокая идею". Эта б�

стр. 26<


была одобрена обществом и (через � прессе) вла

Начиная с апреля 1982 г. определенны начал расценивать свои поездки как � которая фактически сводилась к бо "позорит советский образ жизни": "Ид быть ни пацифистов, ни нацистов, � воспринимали все так: вот мы ведем з� спортом занимаемся, а кто-то там с ц� выкрикивает - все это казалось нам... нас всему этому и комсомол, и пионер� не шли ради денег, как позже молоде (А. Е.).

В данном высказывании наш информа� ресурс, служивший базой для су� традиционные для советского общес нетолерантность ("все это каза� идеологическую выдержанность ("на� учили"). Неправильным было бы счита� против системы", но, несомненно, их п кризисности советского общества (� виде, как оно существовало до сих по� борьбу с "неформалами", выступали ка� устоявшиеся идеалы и системы ценнос их деятельность вела к стабилиза предполагающая возврат к старым со имела антикризисный вектор. В одно приводится мнение корреспондента люберов "ударным отрядом консерват ограничения в культурной сфере и п� (Овчинский 1991:

Еще одним ресурсом, поддерживаю юношей, было доброжелательное отно части общества. Не случайно в сер� воспринимали как активных "комсомол университете, я слышала, что в Моск� группы, чтобы бороться со всякими н много времени, я поняла, что ре А.).

Более того, сами "неформалы", под� стороны люберецких, одно вре организованными оперотрядами (что � Говорили, что люберецкие носят знач (никто из наших информантов - бывш� мнения не подт

Нам встречались упоминания и о доб� хулиганам милиции. Это не удивитель те годы также боролась с "неформал помогали ей в работе. Так, один и� насильственном острижении панков ( отметил: "Самое интересное, что мили милицейскую видим за углом. Милиция � нам не мешали" (А. Е.). Крепкие пар� стражам порядка более "социально б� сказано в одной из публикаций, "не внешний вид панков-металлистов выз лимиту сельских пацанов-милиц� настороженность, чем более привычны (Виталис 200

Борьба люберов "за идею" опирал� последовательную традицию борьбы с 1991 г. один из исследователей писал: " ее ("борьбы за идею") ра

стр. 27<


считать деятельность групп 50-х - на с молодежной преступностью, а за� образом) со "стилягами" и прочей "плес борьба за идею" возродилась в деятел� переродившейся в преступную, котора хиппи и другими проводниками бур� агрессивной самодеятельности еще бо годы. Группы "чистильщиков", "дворн� "боролись" с хиппи, панками и " (Сундиев 1991: 5

Таким образом, люберецкие уличны органично включены в "борьбу за иде� тех, кто исповедовал чуждую идео символики. Не жаловали и тех, кто � поведения; так, дрались со спортивны излишнее буйство: "Они идут, л� какие-нибудь, киоски газетные. А � человек сто с лишним на сто с лишн наводили опять же" (Ш. А.). Нам вст� гонениям подвергались и этнич� азербайджанцы, таджики всякие". - � большинство информантов это отриц нетерпимость им �

Говоря о мотивации люберецких, вы� отметить, что "идейных" среди них бы подсчетам - около трети. Остальные борьбой и вели образ жизни, типичный спортом, ходили на дискотеки, в парки с другими молодежными компаниями иногда - объектами агрессии). В описа� присутствуют упоминания девушек, с свойственно молодым людям, стремили� Многие конфликты, в том числе неко начинались "из-за девчонки", что позв� из сферы "борьбы за идею" в сферу о� связанных с поисковой сексуальной происходил длительный многоэта Долгопрудного. "Война" началась из- включала в себя неоднократные на� стороны на территорию другой и зако� на пустыре близ люберецкой ул. долгопрудненскими нет ничего "ид разборки; подобное могло произой Союза

Агрессивность люберецких регл неписаным "кодексом чести". Важней� заступничество за своих: "Твоя коман должна. Не дай бог кто-то тебя обидел - ты придешь: "Б.., ребята, меня тут в Давайте поедем, с ними разберем� положения "кодекса" содержали огран было бить ни девушек, ни младш� недопустимым нападать на парня, на� Запрещалось использовать в драке ор� не брали с собой. Будь мужиком. Вот А. Е.). Вообще, считалось досто конфликт, то с противником, примерн если ты пришел с девушкой один - в угл - то тебя никто никогда не тронет. Пу пусть. Тебя никто никогда не тро� извините, ты не один, ты с друзьями, в� приехали толпой, то..." (А. Е.). Любе языком, рассматривали свою деятел� дискурса. В качестве противнико прежд

стр. 28<


всего своих ровесников - либо "н уличную молодежь из Москвы или Подмо никогда не трогали никого. Никогд� кого-нибудь избили. Если дралис� специально приезжали, имея цель. А т� А.).

Данный "кодекс чести" был достат уличных компаний. По крайней мере упоминали наши информанты из разн групп "кодекс чести" выступал действ� поскольку декларировал сплочен отметить, что "кодекс чести" трансл� советской этики спорта (благород командный коллективизм); можно сформировался как следствие одно интереса к с

В 1982 - 1986 гг. развитие в Люберцах ку� Множилось число подвальных сек� становился все более массовым. Мног что культуризм в городе и районе в годов. Движение перешло на более в� начались организованные выступлен "По два раза в год проводили - по атл� по силовому двоеборью - приседание, � не организовывалось - самостояте грамоты, медали..."<i< p="">

В эти годы широкую популярность пр локус - затопленные песчаные карь� отдыха. Здесь юные культуристы соб заодно и демонстрировать себя; как с пляжах рябило в глазах от обладате (Любер 2001). Нам рассказывали, как из карьеров качки играли в "конный � стороны. Выбор пляжей как мест для обусловлен культуризмом как субкул пляже сразу видно, кто накачан�

В указанные годы усилилась тен накачивании мышц химических средс� был невелик; среди популярных сре� соевый изолят для откорма свине� коктейль" ("на кружку пива три яйца � нагоняли массу". - А. Е.). Впо средств значительно расширился. На практики в отечественном и мировом к широк�

К первой половине 1980-х годов относ� молодежи субкультурной символ� собственный гимн, начинающийся сло Люберцах, / Центре грубой физической сбудется - / Станут Люберцы центром � гг., возникла и собственная эмбл наблюдался общий стиль в одежде - о� удобства в драке и в поездке: летом зимой - телогрейки (такая одежда всл� была типична для советских уличных к отличать своих, иногда надевали одн� даже летом) и повязывали шарфы повер Стиль одежды, опять же, транслировал в нем проявлялись "спортивность" исключено, что и самоназвание "любер для выкрикивания в драке (чт�

стр. 29<


К 1984 - 1985 гг. численность люберов в активизировалась. Движение "борцов � и зарекомендовало себя в криминаль тенденция: если в первой трети 1980 совершали только люберецкие, то к стали заниматься и молодые люди из д�

Примерно в это время изменилось стороны милиции. Чувствуя, что си� контроля, милиция заняла более же� ярких "подвигов" в люберецких шк� проверки; одной из улик были сби� драк).

К годам "перестройки" любера � поступательно развивающаяся при при ресурсов. Впереди субкультуру привлечением ресурсов новых, пр� гласнос�

Этап третий: декабрь 1986 - конец включительно деятельность люберов не освещалась никак. Это и не уди телевидение тех лет вообще игнориро стандартные каноны освещения совет� "перестройки" ситуация изменилась, 1986 г. девиантное поведение ули� упоминалось в прессе, как минимум Радов 1986; Щекочихин 1986; У� причем дважды (в статьях Щекочихи� названы "люб�

С декабря 1986 г. по февраль 1987 г. люб� крупных публикации: письмо юноши правде" (КП1 1986), а также статьи в "О� 1987) и "Собеседнике" (КуприяновВсе три перечисленные статьи в отпечаток стиля, впоследствии в пр� "чернухи". Когда, листая "Комсомо "Собеседник", знакомишься с этими пу они выпадают из общего контекста: времени подавалось в "кондовой" ст статьи про люберов написаны уже в "ч Эта совместная журналистская � новаторской, что способствовало ее 1987 г. "чернуха" была еще в новинку и � живой интерес. Спустя несколько лет � в потоке аналогичных, но в тот момен� получили мощный общест

Большинство жителей Люберец о су� прессы. Как правило, реакция на п журналисты обвинялись в предвзят� "жареным" фактам. Многие наши инфо� "было не столько много люберов, � А.).

Вместе с тем для части подростк� прежде всего, к уличной молодежи) с� действию. Так, в "Огоньке" была описан клетчатые брюки, куртки, кепки, б� галстуки. И действительно, оде

стр. 30<


лодежь вскоре (именно после публи большом количестве. Повысилась мас некоторые активные любера старшего численность групп в 150 человек, т� февраля 1987 г. зафиксировала г� (Овчинский 1991: 255). Еще больший ин� к культуризму: "Такая вот вспыхнул� сразу заговорили, что не просто так, любера, а что вот е-мое. Тут же народ � до этого не знал ни фига. Все пошли в идея. Быть пацаном в Люберцах и не � почти что западло"

Показательны воспоминания девушк пришлась на 1986 - 1988 гг.: "Тема любе популярна. В те времена это было � воздухе. Любера и люберство были тем� о чем-то говорить. Гордились, что наш - и парни, и девушки - носили клетча� брючки тоже были. Однако дальше "общ� брюк мы в нашем "люберстве" не продв� не ходили и вообще спортом не заним� 1990-х годов в некоторых молодежных с "модник", обозначающее тех, кто сл� символике субкультуры, пренебрегая "модниками" можно было бы назвать высказывания; старшеклассники нахо они носили "клетчатые брючки" и испо для повседневных разговоров, но не б� когда молодые люди, следуя моде на лю но до выездов в Москву дело не доход но то дела, то что-то еще". -

Любера стали объектами обществе известность далеко за пределами мо� "Огоньке" первая статья была. Я тогд меня все время: "У тебя есть клетча брюк?"" (А. Е.). Любера стали героям художественных фильмов и рок-песе откликнулись не только отечественны известность люберов была спровоци факт, что один из наших информантов, � С), впервые услышал упоминавший� Люберец" на спортивных сборах в подростков (при том, что о сущест� некоторые из опрошенных нам

На волне ажиотажа люберами стали � разных подмосковных городов, и даже обозначать не жителя Люберец, а � субкультурного стиля, независимо о� аналогичные люберецким, начали п Советского Союза (см., на

Взлет интереса к люберам в конце 1986 в соответствии с механизмом возникн описанным социологом С. Коэном ( средства массовой информации спо настроения" - общественные фобии, б� угроз. При этом различным социаль� гипертрофированно негативное зна� улиц"). "Моральные паники" имеют и ме они не только пугают общество "демон� этим самым "демонам", обеспечивая сообщества новых участников. Имен� субкультурного имиджа, котором�

стр. 31<


С. Коэн писал: "Особая роль принадле и формировании социальных проб� панических настроений, даже если � способ предоставления определенных возникновения негодования, беспоко� чувства накладываются на обществен� ценности нуждаются в защите, сущ� создания новых социальных прави проблемы... Масс-медиа... могут созд проблемы быстро и драматично... Вним� фотографов может стимулирова� (Коэн 2000: 167).

Как видно из приведенного высказы� имеют место тогда, когда общество к � повышенная общественная тревожнос� иного события, когда объект "пани общественный интерес, сме�

Что же послужило почвой для столь � Чем был обусловлен общественный ин� вопрос снова нужно обратиться к ист� лет.<

Первая причина "популярности активности "неформальных" объединен� на "неформаль

С началом "перестройки" общество на стереотипов и интенсивно осваивать на обсуждении которых раньше лежал предметом общественного осмысле� информации зачастую стимулировал� Одним из "открытий" начала "перестро Союзе "неформальных объедине� контркультуры. В короткие сроки в с количество "неформальных" объеди исследованиям, на конец 1980-х го "неформалов" составило 10 - 13% от об неписаным... 1991: 4). Быть "неформа�

Любера оказались вписаны в общую � оказались одной из колоритнейших � взаимодействия молод�

При внимательном рассмотрении соб� люберецкие со своими набегами однозначными агрессорами; скорее, примерно равных сил: с одной сторон как "любера" (независимо от их реа� другой - их противники. Московская мо для борьбы с агрессором. Из "неформа организовали металлисты - субку� брутальной маскулинности; именно � активные участники драк. Среди моско "Обращение" металлистов: "Все больше жертвами распоясавшихся люберов. В людей страдает от бесчинства любе разобщенностью между молодежн� сложившимся положением мы предлагае драки, чтобы все силы направить на горит под ногами люберов!" (цит. по:

В ПТУ и школах расклеивались определенное время собираться на д дни Москва превращалась в поле � молодежных групп, которые через мил местам столкновений, самым поп

стр. 32<


Парк культуры и отдыха им. Горького февраля 1987 г.: "Около 18.00 также наблюд общим количеством свыше 1000 человек, � Горького с целью "выяснения отношени из Люберец. В дальнейшем указанные Крымскому мосту к Калининскому прос др. в направлении Центра, часть из бульваре и ул. Горького. В отделени� подростков, в том числе 28 жит� Овчинский 1991: 256 - 257). Как видно и� цифр, жители Люберец в общем числе " всего около 15%; остальными были те, к или же выступал против �

Как мы видим, в московской моло упоминавшийся нами социальный объединились для того, чтобы против уличные люберецкие компании в противоречия с тем, чтобы ездить в Мо объединились, чтобы противосто�

Примечательно, что появлен� интеграционные процессы даже вд� сделанных Т. Б. Щепанской в 1986 - 1989 информацию об отношении к люберам тусовки. Их появление стимулирова� противодействию: "Отношения между р битломаны против металлистов, метал� с битломанами враждовали. А любер� Когда появились любера, всем � (Щепанская 1993: 198). Летом 1987 г. в � слух, что скоро московские лю� Надвигающаяся опасность ока� консолидирующее влияние: ""Когд� собралась такая общая тусовка, оч общее, хотя бы сам город...". Там был� даже миролюбивые волосатые проявили (Там же: 209 - 210)

Второй причиной интереса определенном этапе была актуальнос пафос первых лет "перестройки коммунистической идеологии, � первоначальным, не замутненны коммунистическим идеалам. Деятельн� на утверждение идеализированных к� укладывалась в данный стереотип общ� у определенной части общества лю одобрением. Другая же часть, напроти угрозу (вспомним, как "неформа комсомольские оперотряды). Так ил� точки дискуссионного соприкос "советского образа жизни"; "идея" лю� злободневной для социально-полит�

Третьей причиной возникновен была одна из общественных фобий � реванша", реставрации советско� репрессиями тех, кто успел проявит Особенно сильным этот страх был в к Москве, где перестроечные процесс значимы. Ожидая возвращения старых социальной группы, которая эти пор такой группы и прочили молодежные гр на борьбу с инакомыслием. В качестве бригады штурмовиков в Германии 1930-х - 1970-х годов. Типичным было сопоставл

стр. 33<


мом (см., напр.: Осин 1989: 78 - 79 и подобного осмысления люберов мож� "Разные люди" (1987 или 1988 г.): "Бей прав� правый! / И наша страна тебя очень насквозь: / Красная свастика - это вс можешь махать рукой / И говорить ми твоей широкой спиной / Поднимает го речь идет и о фашиствующих мол� покровительствующем им "дяде в серо красных штурм�

Как нам кажется, именно фобия "к� причиной для возникновения устойч� его и сейчас) мнения, что движение л� Нам эта версия кажется маловер формирование, развитие и угасан� укладывалось в логику обществе

О склонности общества к создани говорит тот факт, что внешние набл описывали субкультуру по-разному. В на идеологическую агрессивность л� молодежном дискурсе, выделяя черт� настроения" в обществе (см., напр.: Рассматривая деятельность люберо что при численном росте движения и внутри субкультуры наблюдались не статью в "Огоньке", мы обнаружи высказываниям люберов первой пол касается "кодекса чести". В частност любера предпочитают нападать на бол� "люберы" только тогда, когда имеют бо превосходство. Трое - на одного. Деся� агрессию против девушек ("они девуше� девушки не могут защищаться"). Мо информацию к числу журналистских в "Огонька", к сожалению, много. Не и� облике субкультуры "негативные" � статье. Однако, сравнивая люберецки городов, можно утверждать, что дегра в 1980-х годы была "естественным" пр� наблюдалась пов

Примечательно, что любера "стар� относились к поколению 1986 - 1988 гг.: клеточку, помнишь? Ездили там типа "м� Москву" (И. Э.). "Я этих, которые "сш� брюки", не очень уважаю" (Ш. А.). " деградация уличных традиций: "У нас спортсмены все. Могли собраться там поехать бить каких-нибудь панков: и� уже - когда я служил в армии, - ездили � не боимся", чем больше куча, тем лучше участились случаи спекуляции "ид� отнятыми у "неформалов". По мне� деградировали и традиции спортивны� например, в качалках не пить. Женщи� появились женщины. Потом появилас (Н. А.).

Подводя итоги, отметим, что в 1986 субкультуры люберов была связан обусловленных перестройкой, ресу� общественная мода на "неформаль

стр. 34<


одной стороны, к росту численност люберов, а, с другой - к формиров� "неформальной" субкультуры; идеологи "раннеперестроечного" общества к "� ценностям, близким люберам; инфор публикации в прессе, "канонизиро� субкультурные образы. Общественный свою очередь, обусловлен совпадени� фобиями, специфическим отноше� новаторством с�

Однако время больших перемен в с изменяло структуру ресурсов, подп� субкультуру, и очень скоро им су�

Этап четвертый: после 1988 г. П� люберов довольно быстро сошло на нет функционирование субкультуры, ис� авторитет марксистско-ленинская обществе повышались толерантнос размывалось само понятие "идеоло� обоснование для люберской "борьбы � досуга; развитие сети видеосало� заведений снижало дефицит досугово разнообразной; девальвировалис армейской службы; снижались прести� общественный интерес к "неформалам" численность "неформальных" молодежн пик моды уже �

При исчерпании старых ресурсов, Например, не появилось субкультурно фактора, способствующего длительн сообществ (в качестве примеров можн 1960 - 1970-х, растаманов и реггей, с

Ввиду сказанного выше, к концу 1980-� не актуально. Те, кто входил в субку повзрослели, а молодежь субкультурн� Однако на этом история субкул

В стабильном обществе дальнейшая предсказуема. С возрастом они бы ост� стали бы добропорядочными членами о� молодецкую забаву юности. Но интен обществе создали культурно-истор психологические качества и навыки, � деятельности, неожиданно оказали� ценным

На тот момент Советский Союз, ра постепенно входил в эпоху "дикого" ка свободного бизнеса возникли и новые всего рэкет. Вот тут и оказалось, что молодежных группировках "люберског освоения деятельности бандито� инструментальной агрессивности, н экстремальных ситуациях, физичес позволяло повзрослевшим любера зарабатывать много. Люберские � криминальными группами, только от перешли к нападениям на �

Для рассматриваемого нами социал актуальны положения, разрабат� социологами чикагской школы: раскрывается... через соотношен� социокультурном пространстве город го-стр. 35<


родского пространства маргинальн� бедностью и политическим вакуу� происходит перераспределение вл� контроля над городской жизнью и терр преступность и терроризм. Противор� выражается и в проблеме соо� "провинциальности" городской ж Романов 2004: 213 - 214). При этом важ� советские времена данный механи "периферии" сглаживался за счет об жизни (разница между богатыми и б� невелика, практически отсутство пространств по уровням доходов). Пер� отношениям стимулировал новые � способствовал перераспределени перераспределение оказалась готова - молодые люди, прошедшие социализац� сообщес

Как мы видели, с начала 1980-х годов л� развивались с некоторым опережен� компаниям из других городов. И в но� они также вошли одними из первых. Люб была одной из сильнейших в московско захлестнул период криминальных в� входящих в криминальные г�

Мы просили наших информантов подс� бывших люберов - не дожили до наших д от 25 до 75%; в качестве основной п криминальные столкновения, далее шл точках", гибель от несчастных слу� когорта в социальных потрясениях 1990 больше, чем теряет армия в средней с� сравнения: потери в Афганистане сос� проходивших там службу. - Немировс что со временем события 1990-х годо своеобразную гражданскую войну, со� новую систему общественно-экономич� меня друзей вон много похоронен товарищей. Одно время ездили мы на П по кладбищам. Толку что, эти мышцы А.). "Можно сходить на Люберецкое кл походить по новому полю, что ближе к � даты жизни и смерти... только это сов Н.). "С-ов спился, но сейчас, вроде ребенок, и он держит себя в руках. выкинули из криминала. Я думаю, А.).

Субкультура люберов испытала переломной эпохи 1980 - 1990-х годов. Т� состоял в том, что возникла она как т� способствующее взрослению и соци общества, однако из-за изменяющихся субкультуры оказались ввергнуты в д� них гибе

Такой же путь прошли и сверстники � разных регионов Советского Сою культурно-исторической ситуации � когорта молодых людей, чья юность � половину 1980-х годов, оказалась вовле активности, в том числе в орга� криминализован�

стр. 36<


На примере уличных молодежных ко р-на можно проследить, как бытовани наличием комплекса ресурсов. способствовало возникновению и раз же ресурсов привело к ее скорому участников на другие ви

Примеча

1 Основу субкультуры сос� младшего юношеского возраста. Для пр участников рассматриваемых нами гр� молодежью, молодыми л�

2 Например, в 1970-е - начале 1980- сплачивающим фактором была борьба "Тяп-Ляп" (Молодежные... 1997: 77). Еще одн примирения спортивных фанатов во в сборных против зару�

3 Кстати, эта же сводка д� социальном составе задержанных: "У вузов - 6, средних специальных учебны� -5" (Овчинский 1991:

Литерат

Вести 1982 - Вести из СССР. N 11.(1

Виталис 2003 - (Виталис В. и др.)Гузенко и др. 1987 - Гузенко Михайлов Г. Чем они там занимаются? 21 февр.

Коен 2000 - Коен С. Народные паники: возникновение модов и рок Молодежные культуры и суб�

КП 1986 - "А нас боятся..." // Комсомол� 284. 14 дек.<

КП 1987 - Полуночники // Комсомольская

Куприянов 1987 - Куприянов А. фонарей // Собеседник. 1987. N 7 (156)

Лукс 1998 - Молодежь: структура (Материалы лекционного курса) / Сост.

Любер 2001 - Доктор Любер. С Качай мускулы. 2001. N 3. Цит. по: www.mu

Маслов, Чулков 1987 - Маслов Стремитесь доблестью Отечество пр 1987. 28 февр.

Молодежные 1997 - Молодежные субку Максимова О. А., Салагаев А. Л., Серг Цейтлин Р. С. Каза

Немировский 1990 - Немировский � войны // Социс. 1990. N 10. С. 95

Овчинский 1991 - Овчинский В. С. люблю..." // По неписаным законам ул 267.

Осин 1989 - Осин А. Обречена � Даугава. 1989. N 2. С. 73 -

Петровский 1990 - Психология. Сло В. Петровского, М. Г. Ярошев

По неписаным... 1991 - По неписаным за� Ю. М. Хотченкова. �

Радов 1986 - Радов А. Дет Комсомольская правда

СР1 1986 - Верстова В. Подвиги от � Россия. 1986. 15 и�

СР2 1986 - Подвиги от безделья (Отзывы 1986 г.) // Советская Россия. 19

стр. 37<


СС1 1969 - Репей в конфетной обертке / 15 апр.<

СС2 1969 - Иванов Д. Троянский � Советский спорт. 1969. 28 сент.;

Сундиев 1991 - Сундиев И. Ю. Ан� объединений (типология и характери улицы... С. 46 - 5

Утицын 1986 - Утицын О. Культ� Слухи и реальность // Ленинское

Чарный 2004 - Чарный С. А. На� СССР в 1950 - 1980-е годы // Неприкосновенн С. 71 - 78.

Щекочихин 1986 - Щекочихин Ю.Щепанская 1993 - Щепанская � молодежной субкультуры: Опыт этногр 1986 - 1989 гг. СПб., 1993

Яковлев 1987 - Яковлев В. Ко� Огонек. 1987. N 5. С. 20 -

Ярская-Смирнова, Романов 2004 - � Романов П. В. Социальная антропол�

Cohen 1972 - Cohen S. Folk Devils and Moral Panics. The creation of the Mods and Rockers. Oxford, 1972.

Jenkins 1983 - Jenkins J. C. Resource Mobilization Theory and the Study of Social Movements // Annual Review of Sociology. 1983. N 9. P. 527 - 553.

Список инфо�

А. Е. - А. Евгений Николаевич, 1967 Московской обл. Запись 21

Б. А. - Б. Александр Дмитриеви Октябрьский Люберецкого р-на Москов г.

Б. С. - Б. Сергей Алексеевич, 1972 Московской обл. Запись 11

В. В. - В. Вис, 1968 г. рожд. Г. Мо сентября 200

Г. А. - Г. Алла Витальевна, Санкт-Петербург. Запись

Н. Э. - И. Эльдар Вагизович, 1967 г. Люберецкого р-на Московской обл.

К. А. - К. Анатолий Сергеевич, 1950 Московской обл. Запись

Н. А. - Н. Алексей Андреевич, 1968 Московской обл. Запись 10

П. Т. - П. Татьяна Владимировна, 19 Московской обл. Запись 20

Ш. А. - Ш. Алексей Алексеевич, 1968 Московской обл. Запись 10


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЮБЕРЕЦКИЕ-УЛИЧНЫЕ-МОЛОДЕЖНЫЕ-КОМПАНИИ-1980-Х

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. В. Г�, ЛЮБЕРЕЦКИЕ УЛИЧНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ КОМПАНИИ 1980-Х // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.12.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЮБЕРЕЦКИЕ-УЛИЧНЫЕ-МОЛОДЕЖНЫЕ-КОМПАНИИ-1980-Х (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. В. Г�:

Д. В. Г� → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
308 просмотров рейтинг
21.12.2019 (1578 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
5 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЛЮБЕРЕЦКИЕ УЛИЧНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ КОМПАНИИ 1980-Х
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android