Libmonster ID: RU-9094

Под метафизикой в данной статье подразумевается не антидиалектический метод познания, а уровень философствования, метафилософия. Философия возникает прежде всего как историческая форма мировоззрения, качественно отличная от мифологии и религии, как одна из форм общественного и индивидуального сознания. При таком толковании философии субъектом философского сознания является человек как эмпирический индивид, осмысливающий себя как "Я" и свое место в окружающем мире, субъект мышления о себе и мире, выделяющий себя из внешней по отношению к нему реальности. Такое отношение человека к миру - необходимый исторический этап, который можно считать предфилософией, наивным реализмом, компонент процесса становления человеческой субъективности. Наивный реализм может быть осмыслен как этап возникновения философии, как предфилософия. Он имманентен синкретичному мировоззрению человека на ранних исторических ступенях. Наивный реализм - компонент естественного отношения человека к миру, органический момент индивидуального философского сознания на его социально-психологическом уровне. На этом этапе говорить о философских направлениях в собственном значении данного понятия не представляется возможным, хотя наивный реализм в истории философии нередко рассматривается как первоначальная форма материализма, его предпосылка.

С момента своего возникновения философия по самой своей сущности потенциально содержит в себе возможность денатурализации ещё до формирования в ней основных философских

стр. 105

направлений. Учение представителей милетской школы о воде, огне, воздухе, земле как о первоначалах сущего - первая ступень денатурализации в философии. Внутренняя самоидентификация философии с первых её шагов представляет отход, отрыв от непосредственно-чувственного отношения к миру как реальности, хотя чувственное познание (ощущение, восприятие) всегда остается в поле зрения философии. Стихийный, наивный материализм античности, насколько его можно отнести к философии, представляющий любовь человека как мыслящего существа к мудрости, направлен на поиск первоначала сущего, космоса, природы, оставляя вне своего внимания чувственное непосредственное восприятие.

Вместо стихий, мыслимых как первоначало сущего, появляется число (пифагорейцы), а у элеатов - специфическое философское понятие бытия. Философия осваивает мир не путем непосредственного простого наблюдения, а посредством мышления; она имеет дело не с чувственной реальностью, а с категориями, которые вырабатываются на ступени протофилософии. Материализм исходит из того, что за понятиями, категориями, абстракциями, обобщениями стоит чувственный мир, природа, космос, а идеализм считает изначальными идеи, понятия.

Материализм, таким образом, внутренне присущ философии, органичен ее природе, не может быть вынесен за ее рамки. Атомы Демокрита - это бытие, как и идеи Платона, самостоятельные сущности вещей. Для всех философских течений бытие сверхчувственно, если даже под ним понимают атомы. Как частицы вещества атомы - объект физики; в качестве бытия они рассматриваются в философии. Число как бытие для пифогорейцев совсем не то, чем оно является для математика (натуральные числа, мнимые и действительные, положительные и отрицательные, четные и нечетные). Нет сколько-нибудь достаточных оснований для исключения материализма из философии, хотя на этом настаивает идеализм и вся постклассическая философия.

Материализм - явление чрезвычайно сложное по его конкретно-историческим формам проявления, по отношению к естествознанию, по месту в структуре философии как формы общественного сознания, мировоззрения, по его отношению к изменениям философской онтологии, его собственным превращениям по мере перехода от классической философии к неклассической, постклассической. К наиболее исследованным аспектам можно, пожалуй, отнести вопрос об исторических формах материализма. В данном тексте акцент делается на проблеме связи материализма с развитием философской

стр. 106

онтологии - учения о бытии, неотделимого от развития философии как таковой. В докантовский период господство онтологической философской парадигмы материализм был, безусловно, преобладающим направлением (милетская школа, Демокрит, Эпикур, школа физиков (Эмпедокл, Анаксагор), пантеизм Возрождения, получивший свое продолжение в учении Спинозы, английский материализм Нового времени, материализм французских просветителей).

Пока предметом философии является мир в целом, природа, космос, наивный материализм и стихийная диалектика создают общую картину мира, где материалистическое мировоззрение в обществе и ещё в большей степени отдельного индивида представляется чем-то самоочевидным. В то же время на уровне сложных умозрительных систем (Платон, Аристотель) философия осуществляет прорыв в область идеального, превращает его в самостоятельную первичную субстанцию. Так возникает идеализм как направление, противоположное материализму.

Вся история философии - плодотворный диалог противоположных философских направлений, которые далеки от абсолютной полярности, не всегда монистичны (Аристотель, Декарт). Они оперируют специфическими понятиями бытия, субстанции, материи, наполняют их различным противоположным содержанием.

Питательной почвой для утверждения материализма как философского направления служит развитие естествознания, частных наук о природе, изучающих её отдельные явления и процессы. Подавляющее большинство философов XVII-XVIII вв. принадлежит к материалистическому направлению (Бэкон, Локк, Гоббс, Спиноза, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Дидро, Кандильлк и др.).

Докантовская философия была направлена главным образом на исследование объекта, бытия, хотя оно рассматривалось по-разному противоположными философскими направлениями; философия представляла учение о бытии, онтологию, не исключая при этом гносеологических проблем. Начиная с Декарта и особенно Канта, приоритеты философии принципиально меняются. Теперь основную свою задачу она усматривает в исследовании познавательных способностей человека. Познавательная деятельность, выдвигаясь на первый план, потеснила исконные проблемы философии, а именно: бытия и субстанции. В результате этих глубинных закономерных процессов мощный импульс получает идеализм в виде классической немецкой философии конца XVIII - первой трети XIX вв. В рамках утвердившейся новой эпистемологической философской

стр. 107

парадигмы моделью философствования становится мышление, познание, теоретическая деятельность.

Под натиском идеализма материализм, однако, не претерпел полного крушения, а возродился в новой исторической форме. Ренессанс материализма оказался возможным благодаря принятой К. Марксом и Ф. Энгельсом новой модели философствования. В качестве таковой у них служит общественно-историческая практика, которая позволяет осуществить синтез онтологии и эпистемологии на основании новых достижений в развитии философии и естествознания, науки.

Развивающийся на основе диалектики материализм становится достойным оппонентом идеализма в границах единой философии, точнее метафилософии. Логически невозможно окончательно доказать или окончательно опровергнуть ни материализм, ни идеализм. Когда материализм прибегает к особой модели философствования, к чувственно-материальной деятельности, это, безусловно, усиливает его позиции, его философско-методолопгческий потенциал в области науки (естествознание и социально-гуманитарные науки). Материализм поднимается на качественно новую ступень.

Идеализм апеллирует к чисто теоретической деятельности мышления - познания, материализм - к чувственно-материальной, практической деятельности, где субъектом является общественный человек, объектом - все то, на что направлено воздействие человека (природные явления, социальные процессы, идеи и теории). Практическая деятельность - не отдельное действие людей, но закономерный объективно-субъективный процесс, где субъект - природно-обществеиное, социально-биологическое, мыслящее существо, целеполагающее себя в очеловеченной реальности. При этом изменяется и объект, и субъект практического взаимодействия. Однако чувственно-материальная деятельность как критерий истины относительна, развивается во времени, исторически изменяясь, допускает существование гипотез, вечных проблем. Философия обречена на диалог направлений, течений, школ. В отличие от науки, теоретического знания философия представляет знание духовно-практическое, ценностное, небеспристрастное, не нейтральное; это человеческое измерение мира, самого человека, жизни, общества.

До сих пор речь шла о классической философии, где материализм и идеализм развивались как противоположные направления, где монистические традиции являлись преобладающими. В условиях утвердившейся эпистемологической парадигмы (Декарт -

стр. 108

Кант) Гегель возрождает онтологизм, учение о бытии, в качестве которого выступает логика как субстанция. Этим определяется его принадлежность к идеалистическому направлению, объективно-идеалистическому монизму.

К. Маркс, будучи последовательным материалистом, объединяет в горизонте социальности как особой субстанции две противоположные философские парадигмы: онтологизм и эпистемологизм. Общественно-историческая практика как модель философствования позволяет материалисту К. Марксу избежать натурализма, присущего прежнему материализму. Действительность мыслится не в форме объекта созерцания, а как человеческая чувственная деятельность, практика, которая по своей сущности социально исторична.

Плюрализм постклассической философии как во многом позитивное явление в целом приводит к кризису монизма. Характеризуя изменения мышления на рубеже XXI в., Щедровицкий говорит о кризисе не только монизма, но и дуализма [5. С. 36].

В XXI в. признаваться в приверженности материализму считается чем-то недостойным уважающего себя философа. Особенно это относится к постсоветской философии, которая потеряла почву под ногами, пребывает в некоторой растерянности, шарахаясь от былой апологетики и вульгаризации, чрезмерной идеалогизации марксизма до полного разрыва с ним, не в состоянии его критически преодолеть, часто оставаясь в плену эклектики вместо плюрализма.

Учение К. Маркса, особенно его философская методология, далеко не исчерпала свой потенциал и развивается в неомарксизме подобно философии Гегеля (неогегельянство), Канта (неокантианство). Каждая великая или значительная философская школа имеет своих последователей. "Наиболее влиятельным течением современной материалистической философии с конца XIX в. и до наших дней является диалектический материализм" [1. С. 87]. После создания диалектического материализма Марксом и Энгельсом в нем возникло множество разветвлений: ККаутский, Э. Берпггейн, Д. Лукач, К. Корш (в начале XX в.). К середине XX в. в разных странах сложились национальные школы марксистской философии: австромарксизм (А. Адлер), французская (ранний Ж. -П. Сартр), итальянская (А. Грамши). В настоящее время развивается "структурный марксизм" (Дж. Коэн,). Но современная материалистическая философия не сводится к одним только марксистским философским концепциям. Наряду с ними к материалистическому течению примыкают также и другие школы западной философской мысли, которые далеко не всегда считаются

стр. 109

материалистическими: неореализм (Дж. Мур, Б. Рассел), критический реализм (Р. Селларс), "научный материализм" (Г. Фейгл, Д. Армстронг) и др.

По мере развития философии и естествознания материализм видоизменяется, обретает новые формы, из направления превращается в тенденцию в постклассике. Задача состоит в том, чтобы находить новое обоснование, новый понятийный категориальный аппарат для адекватного выражения этих превращений. Проблема отношения человека к миру, материального и духовного, объекта и субъекта, соотношения материализма и идеализма относятся к вечным, неисчерпаемым философским, гносеологическим, мировоззренческим, методологическим проблемам.

Изменяется характер противостояния идеализма и материализма: Платон - Демокрит, Гегель - Маркс в классической философии, марксизм, неомарксизм - экзистенциолизм, феноменология в постнеклассческой философии. В современной философии XX- XXI вв. материализм и идеализм из направлений превращаются в тенденции, утрачивают свой монистический характер. Идеализм Беркли гораздо менее последователен сравнительно с объективным идеализмом Гегеля. В постнеклассической философии появляются новые онтологии: текст (герменевтика), письмо (Деррида), бытие человека в мире (экзистенциализм), dasein (Хайдеггер), жизненный мир (феноменология).

В решении проблемы самореализации индивида Сартр как бы приближается к Марксу, но если Маркс исходит из социальности в процессе самореализации, то "проект" Сартра является безосновным, а общественные отношения он сводит к межличностным контактам.

Жизненный мир Гуссерля, будучи основополагающим принципом его философии, чисто этимологически создает иллюзию возможности материалистического толкования этого понятия. Но при более пристальном рассмотрении эта иллюзия рассеивается. "Жизненный мир - единственный действительный мир, действительный окружающий, конкретный мир, в котором мы живем. Но Umwelt - все же не сам мир, а понятие, которое имеет место исключительно в духовной сфере, это не просто мир, а духовное образование в нас и в нашей исторической жизни" [3. С. 28 - 29]. В учении о жизненном мире Гуссерль - сторонник трансцендентализма; жизненный мир конституируется лишь благодаря субъективности. Мир преддан сознанию. Вне отношения к субъективности мир в феноменологии Гуссерля лишен смысла. Он является горизонтом интенции жизни

стр. 110

сознания. Феноменология, следовательно, является выражением идеалистической тенденции в постклассической философии и не отличается последовательностью, монистичностью.

Не будучи последовательными, взаимоисключающими направлениями, материализм и идеализм как тенденции неклассической и постклассической философии сохраняют принципиальные различия. Критерием их различия продолжают оставаться вечные проблемы отношения человека к миру, субъекта к объекту, понимания объективности мира, бытия как совокупной реальности. Не признавая существования объекта вне субъекта, идеализм вообще и феноменология, в частности, не выходит за границы философии. Постмодернистское упразднение субъекта, оппозиции субъект - объект (постструктурализм) равнозначно упразднению философии и метафизики как таковой, в лучшем случае сведению философии лишь к одной из ее функций, а именно - к критической функции.

В природе метафизики, направленной на поиск предельных оснований бытия и мышления, заложена возможность денатурализации и деонтологизации. Если в качестве онтологии выступает логика, метафизика превращается в науку о мышлении, в мышление о мышлении; мышление оказывается при этом пустым, самодовлеющим, бессодержательным, чистым. Такова идеалистическая философия, проявляющаяся в бесконечно разнообразных формах и разновидностях. Их общность состоит в абсолютном уходе от мира, природы. В противоположность идеализму материализм, оперируя специфическим языком философии, не упускает из поля зрения природу, бытие как совокупную реальность.

Живучесть и жизненность материализма связаны с его укорененностью не только на метауровне, в философских системах и учениях, но и в индивидуальном сознании эмпирического индивида, на социально-психологическом уровне, в обыденном сознании. Материализм как течение, органичное философии на всех её уровнях (индивидуального и общественного сознания, социально-психологическом и метатеоретическом), всегда апеллирует к науке, к естествознанию, особенно с момента возникновения частных наук о природе. Этот процесс вызывает к жизни особую форму материализма, естественнонаучный материализм, который по преимуществу носит стихийный характер, не оперирует сознательно определенной философской методологией (позитивизм, неопозитивизм, эмпириокритицизм). Революционные изменения в физике сопровождаются кризисами методологического плана.

стр. 111

С открытием сложной структуры атома и особенностей развития в области микромира возникает кризис естественнонаучного стихийного материализма, подмена философско-гносеологического подхода к материи вопросами физического её строения. Последовательное применение диалектического метода познания позволяет преодолеть кризис на рубеже XIX-XX вв. Развитие синергетики и информатики превращает в объект теоретического исследования виртуальные реальности, приводит к новому, ещё более глубокому кризису теперь уже не только материализма, но и философии в целом, к попыткам замены онтологии как неотъемлемой стороны всякой философии нигитологией. Виртуальная реальность интерпретируется как ничто, небытие. Возникает необходимость оправдания бытия, отстаивания приоритета бытия перед ничто [2].

Столетие назад противопоставлялись вещество и поле, волновые и корпускулярные свойства элементарных частиц, что приводило к уничтожению материи и материализма. Теперь противопоставляют виртуальные и актуальные реальности, делают вывод о превращении бытия в ничто, онтологии в нигитологию, замахиваясь тем самым на философию в целом. Абсолютизируется изобретение искусственного. Деятельность по производству искусственного превращается в модель философствования в постклассическом мышлении.

Противоположность философских направлений - это проблема гносеологии, вопрос о соотношении бытия и мышления. Оппозиция "бытие и ничто" не выходит за пределы философской онтологии, ставится в истории философии в основных философских учениях еще в то время, когда в философии господствовал онтологизм. Постановка проблемы бытия Парменидом свидетельствует об относительной зрелости философии, об отделении её от мифологии в процессе её развития, переходе от метафорического языка, обозначения таких первоначал, как вода, огонь (милетская школа) к выработке собственно философских понятий. И бытие, и небытие, неподлинное бытие существуют, но первое постигается разумом, второе - чувствами, первое неподвижно, абсолютно, самотождественно, второе пребывает в движении, изменении.

Основная формула Аристотеля, лежащая в основе онтологической философской парадигмы: бытие есть, небытия нет. Кто утверждает обратное, утверждает ложное.

У Гегеля всякое ничто есть ничто определенного нечто; оно, стало быть, относительно, а не абсолютно. В процессе становления бытие не может возникнуть из абсолютного ничто.

стр. 112

Если космос происходит из хаоса, то хаос не есть ничто, небытие. Хаос соотносится с порядком, закономерностью, логосом.

Как бы ни раздвигала свои горизонты современная наука, она не открывает абсолютного ничто. Виртуальная реальность, информация не представляют собой ничто, как и фотоны, частицы света, результат превращения электрона и позитрона. Мысль остановить невозможно; наука будет развиваться бесконечно. Но она не может привести к гибели философии, метафизики. Наука, теоретическое мышление не исключают человеческого измерения реальности, которое составляет природу, сущность философии, ценностного, аксиологического отношения к миру. Наука вышла из недр философии, и наука не может в своем развитии упразднить философию.

И философия, и современная наука выходят за рамки разумной допустимой меры денатурализации, доходя до полного разрыва с реальностью, с миром, с человеком. В идеалистической философии это происходит в конечном счете в результате превращения мышления в нечто абсолютно безосновное, безбытийное, поскольку мышление рассматривается как единственно возможное, действительное бытие.

В современной науке абсолютный уход от реального мира происходит путем полного игнорирования, забвения естественной, нерукотворной природы, подмена её все расширяющейся областью искусственного, созданного человеческой деятельностью, чувственно-материальной и теоретической. Непомерная экспансия искусственного лишает и науку, и философию их изначальных истоков.

Вопросы, откуда мы и куда идем, остаются без ответа, представляются абсурдными.

Опираясь на современную науку, философский постмодерн в лице постструктурализма одновременно уводит от реального мира и выводит за пределы философии как таковой. Это уже не идеализм и не материализм. Так называемая философия постструктурализма - это полная деконструкция, отказ от понятий "субъект", "объект", от неразличенности означаемого и означающего.

Логический позитивизм своим предметом делает язык науки. Деррида идет дальше. Письмо в качестве философской онтологии представляет особый феномен: оно не словесное, не буквенное, не качественное, а количественное, цифровое, не ручное, а информационно-компьютерное, основанное на принципе "следа". Это постчеловеческая, машинная рациональность, мышление как

стр. 113

программирование, искусственный интеллект, формальные, математические способы переработки реальности. Это автоматическое мышление, где нет предметности, содержательности, образов, смыслов; это конец антропологии и гуманизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кармин А. С., Бертцкий П. Философия. Учебник для вузов. СПб., 2006.

2. Кутырев В. А. Оправдание бытия // Вопросы философии. 2000. N5.

3. Мотрошипова Н. В. Жизненный мир // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 28 - 29.

4. Мотрошшова Н. В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 2007. N 7.

5. Щедровицкий П. Г. Изменения в мышлении на рубеже XXI столетия: социокультурные вызовы // Вопросы философии. 2007. N 7.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МАТЕРИАЛИЗМ-КАК-НАПРАВЛЕНИЕ-В-МЕТАФИЗИКЕ-история-философии-и-современность

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Т. И. Домбровская, МАТЕРИАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В МЕТАФИЗИКЕ (история философии и современность) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МАТЕРИАЛИЗМ-КАК-НАПРАВЛЕНИЕ-В-МЕТАФИЗИКЕ-история-философии-и-современность (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Т. И. Домбровская:

Т. И. Домбровская → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
834 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3119 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МАТЕРИАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В МЕТАФИЗИКЕ (история философии и современность)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android