Со 2 по 6 сентября 2001 г. в Саратове прошел международный научный коллоквиум "Европейское Просвещение и развитие цивилизации в России". Он проводился в рамках проектов, реализуемых Институтом "Открытое общество" на кафедрах исторического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ), Санкт- Петербургского филиала Института российской истории (ИРИ) РАН совместно с Институтом всеобщей истории (ИВИ) РАН. В коллоквиуме приняли участие ученые из Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Воронежа, Омска, Сыктывкара, а также из Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Японии - всего 40 участников.
Активное принятие российской культурой нового и переиначивание его на свой собственный лад; просветители и просветительские идеи в России, их влияние на российскую государственность; "вхождение" нашей страны в Европу, как в политическом, так и в культурном смысле, и попытки европейцев осмыслить явление необъятного гиганта на Востоке; европейские поселенцы в России, их роль, судьбы, ментальность - таков неполный перечень проблем, встававших на коллоквиуме.
На одном из заседаний коллоквиума обсуждалась тема "Российский абсолютизм и цивилизация России". Были представлены доклады А.В. Гордона (Институт научной информации по общественным наукам) о понятии власти в России в эпоху Просвещения; Е.А. Марасиновой (ИВИ РАН) о формировании понятия "империя" как составной части российской государственной доктрины. Е.Б. Смилянская (Российский государственный гуманитарный университет) рассмотрела рационалистические попытки государства победить древние народные суеверия в контексте проблемы нараставшего в XVIII в. культурного конфликта между интеллектуальной элитой и остальным обществом. У. Лисцковски (Университет Киля, ФРГ) проанализировал политику Екатерины II по отношению к европейскому населению России. Л.И. Левин (Орловский государственный технический университет) посвятил выступление герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому Антону-Ульриху, а также судьбе его библиотеки в России.
Два доклада были посвящены общению Екатерины II с сообществом просветителей, в частности с Д. Дидро. В 1773 г. знаменитый энциклопедист обратился к императрице с просьбой ответить на ряд составленных им вопросов о разных сторонах жизни России. С.Я. Карп (ИВИ РАН) обнаружил в Прусском государственном тайном архиве не известный до сих пор развернутый вариант ответов Екатерины Дидро, рассказал об этом тексте, подготовленном им к публикации, проследил его судьбу. Профессор X. Накагава (Международный центр современных исследований, Киото, Япония) проанализировал "Эссе о жизни философа Сенеки, его сочинениях, а также о правлениях Клавдия и Нерона" Дидро и другие произведения писателя и показал, как просветитель использовал взятый из римской истории сюжет убийства Агриппины для оправдания государственного переворота, совершенного Екатериной II во имя осуществления благих просвещенных преобразований.
К двум последним докладам примыкал по тематике представленный на заседании "Цивилизация России глазами европейцев" доклад В.А. Сомова (Санкт-Петербургская государственная консерватория) "Вольтер на Петербургском конкурсе о крестьянской собственности". Факт участия Вольтера в конкурсе, объявленном в 1766 г. Екатериной II, широко известен, однако тексты, присланные знаменитым писателем, считались до сих пор утерянными. В.А. Сомов обнаружил их в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, идентифицировал (причем оказалось, что Вольтер прислал на конкурс две работы, одна из которых - на латинском языке) и подготовил их к публикации 1 .
Доклады, прозвучавшие на заседании по названной теме, группировались вокруг важной и недостаточно изученной проблемы формирования образа России на Западе в XVIII в. Эта проблема была рассмотрена, прежде всего в связи с событиями Французской революции, сказавшимися на видении России, в докладе С.Е. Летчфорда (СГУ). Эволюции взглядов на деятельность Петра I посвя-
1 См. Сомов В.А. Вольтер на конкурсе Вольного экономического общества (Две рукописи, присланные из Швейцарии в 1767 г.). - Русско-французские культурные связи в эпоху Просвещения; Материалы и исследования. Памяти Г.С. Кучеренко. М., РГГУ, ИВИ РАН, 2001, с. 37-99.
стр. 216
тил свой доклад С.А. Мезин (СГУ). Участники коллоквиума рассмотрели представления европейцев о России в XVIII в. с самых разных сторон, в результате получилась многогранная картина, в которой нашли свое место образ России в "Духе законов" Монтескье (Р. Минути, Университет Флоренции, Италия) и видение Москвы глазами немецкого врача Э. Вихельхаузена (М. Дингес, Институт истории медицины, Штутгарт, ФРГ); образ "русского варварства" в сочинениях немецких публицистов (Е.В. Ермасов. СГУ); представления о Каспийском море во Франции эпохи Просвещения (К. Вольпияк-Оже, Высшая школа филологии и гуманитарных наук, Лион, Франция); рассуждения европейских путешественников о русской церкви (Ф.-Д. Лиштенан, Школа высших социальных исследований, Париж, Франция); первая во Франции систематическая "История России" для широкой публики, вышедшая в 1797-1799 гг. и принадлежавшая перу А.-М. Блен де Сенмора (Е.И. Лебедева: ИВИ РАН).
На коллоквиуме специально обсуждалась тема "Русско- европейские культурные связи в эпоху Просвещения" 2 .
Г.А. Космолинская (Московский государственный университет) посвятила доклад появившимся в XVIII в. переводам на русский язык плутовского романа итальянца Д.-Ч. Кроче "Хитроумные проделки Бертольда", явившегося, в свою очередь, переложением раннесредневекового текста, восходящего к легендам об Эзопе. Тема переводной литературы прозвучала в докладе Н.Я. Плавинской (ИВИ РАН) о первых переводах на русский язык "Духа законов".
Н.М. Карамзину были посвящены два доклада. Н.С. Креленко (СГУ) посвятила выступление путешествию историографа в Париж летом 1790 г. Старейшина сообщества исследователей XVIII в. И.З. Серман (Иерусалимский еврейский университет, Израиль) сравнил взгляды на Французскую революцию и другие события конца XVIII в. Карамзина и Ф.-Р. Шатобриана.
Вызвали интерес доклады, посвященные теме образования. А.В. Чудинов (ИВИ РАН) говорил о том, что в действительности представляли собой гувернеры- иностранцы, известные более по сатирическим пушкинским образам, а между тем игравшие весьма существенную роль в воспитании отпрысков аристократических семей. В. Берелович (Школа высших социальных исследований, Париж, Франция), основываясь на документах, обнаруженных в РГАДА. рассказал о программах образования, которые были составлены в 80-е годы XVIII в. для братьев Михаила, Бориса и Алексея Андреевичей Голицыных.
В докладе P.M. Капланова (Московский Центр научных работников и преподавателей иудаики "Сэфер") рассмотрен вопрос об отношении русского просвещенного общества к деятельности португальского реформатора С.-Ж. ди Помбала. О.А. Цапина (Московский государственных университет) поставила вопрос о том, является ли оксюмороном выражение "православное Просвещение", и ответила на него утвердительно: просветительские идеи проникали в круги русского духовенства.
На коллоквиуме также обсуждалась тема "Иностранная колонизация в контексте российской цивилизации в XVIII в."
Освоение необъятных российских земель силами европейских колонистов, дабы через их посредство внедрить идеалы свободы, советовал Екатерине II Дидро. Об этом шла речь в докладе итальянского исследователя Дж. Годжи (Университет Пизы). Известный английский специалист по поселениям европейцев России Роджер Бартлетт (Школа славистики и восточноевропейских исследований Лондонского университета) рассказал о деятельности в России лютеранского пастора И.-Г. Эйзена в третьей четверти XVIII в., о его борьбе против крепостного права и за наделение крестьян землей. Проектам колонизации России другого деятеля Просвещения, португальского врача Р. Саншеса, долгие годы жившего в России, был посвящен доклад Ж. Дюлака (Университет Поля Валери, Монпелье, Франция).
B.C. Ржеуцкий (Российская национальная библиотека, Санкт- Петербург) остановился на судьбах французских эмигрантов при Екатерине II, на фактах истории формирования французских землячеств в Москве и Петербурге; И.Р. Плеве (Педагогический институт, Саратов) - на судьбе иностранных, прежде всего немецких поселений в Поволжье в 50-70-е годы XVIII в. А.А. Герман (СГУ) говорил об изменении в менталитете российских немцев в XX в.
В последний день коллоквиума на одной из секций рассматривалась проблема исторической судьбы идей Просвещения в России, а также в Европе. И хотя представленные здесь исследования, на первый взгляд, весьма далеки от интересов большинства участников коллоквиума, специалистов по XVIII в. тем не менее это заседание оказалось удачным заключением форума. Речь шла о преломлении просветительских идей в "Русской правде" П.И. Пестеля (B.C. Парсамов, СГУ), в сочинениях историка рубежа XIX-XX в. А.С. Лаппо-Данилевского (В.П. Корзун, Омский государственный университет) и у современных неокантианцев (В.Н. Белов, СГУ). Докладчики говорили о воплощении идей Просвещения в российском образовании в XIX в. (М.В. Булычев, А.В. Воронихин, Аврус А.И., СГУ); во внешнеполитических доктринах (Е.К. Трифонова, Сыктывкарский государственный университет), Н.А. Троицкий (СГУ) посвятил выступление русскому офицеру Н.А. Шевелеву, участнику Парижской коммуны. В докладах А.В. Гладышева
2 5 сентября; в этот день заседания проходили по двум секциям. О второй секции см. ниже.
стр. 217
(СГУ) и С.В. Кретинина (Воронежский государственный университет) рассматривались проблемы европейской общественной мысли послепросветительской эпохи; в первом речь шла об эволюции взглядов А. Сен-Симона и его отношения к России;
во втором - о критике Просвещения немецким социал- демократом конца XIX в. Э. Францелем.
Е. И. Лебедева
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |