Libmonster ID: RU-13503

Баландина Елена Юрьевна, руководитель Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области

Чеченева Лилия Николаевна, начальник отдела развития Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области

Введение

В условиях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития на первый план выходит принцип доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".)

В этой связи государственная политика в области образования стратегическую цель определяет следующим образом: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Нормативные документы федерального уровня (См., например, распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р "О плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 гг.", Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".) ставят задачи модернизации системы образования в направлении повышения доступности и качества образовательных услуг для потребителя, Федеральная целевая программа - задачу развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Программа предусматривает, что в результате модернизации общего и дошкольного образования как института социального развития будут распространены модели государственно-общественного управления.

Меры, направленные на развитие системы оценки качества и востребованности услуг, позволят создать условия для развития:

- государственной и общественной оценки

стр. 53

деятельности образовательных учреждений (далее - ОУ);

- общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Анализ действующей на территории округа модели государственно-общественного управления заставил задуматься о современных формах участия родительской общественности, разработке модели привлечения родителей к процедуре общественной оценки результативности деятельности системы образования.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

На территории Самарской области созданы 13 образовательных округов, объединяющих 37 муниципальных образований.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".) предполагалось в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования, в частности посредством придания муниципальным ОУ статуса государственных, передачи функций по оплате труда работников и обеспечению учебного процесса на уровень субъектов РФ.

В рамках реализации Концепции осуществлен эксперимент по организации управления образованием на основе образовательных округов. (Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2002 г. N 995-р "О проведении в 2002 - 2005 гг. в Самарской области эксперимента по организации управления образованием".)

На территории округов территориальные управления министерства образования и науки осуществляют единую государственную политику в области образования, организуют деятельность подведомственной сети в соответствии с законодательством.

Структура государственно-общественного управления создана практически сразу после образования округа и достаточно долго была представлена следующими коллегиальными органами (рис.1).

Рис. 1. Структура коллегиальных органов

Достоинством данной структуры было то, что набор форм государственно-общественного управления охватывал весь круг участников образовательного процесса и заинтересованных социальных партнеров.

Старейшими элементами структуры являлись коллегия управления и общественный совет округа.

Именно они позволили начать работу по формированию структуры государственно-общественного управления, найти площадки для конструктивного общения с органами местного самоуправления, социальными партнерами, заинтересованными ведомствами.

К примеру, в состав коллегии помимо руководителей ОУ входили представители надзорных органов, что позволяло согласовывать многие вопросы функционирования и развития.

В общественный совет входят главы муниципальных образований, представители органов местного самоуправления, а также работодатели, поскольку одной из задач управления является создание условий для участия государственных учреждений профессионального образования в формировании кадрового потенциала муниципалитетов в соответствии с их экономическими и социальными задачами.

стр. 54

Позже в структуре появились педагогическое собрание, совет родительской общественности, совет ученического самоуправления.

Педагогическое собрание образовалось в 2006 году как местное отделение Самарского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание".

Совет ученического самоуправления образован в целях формирования системы гражданского и патриотического воспитания обучающихся и социализации личности. Деятельность совета в настоящее время приобрела особую актуальность в условиях реализации национальной стратегии действий в интересах детей, которая поставила задачу построения новой общественно-государственной системы воспитания.

Реализация Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) дала новый импульс развитию структуры. Активная деятельность управления по созданию в подведомственных ОУ органов государственно-общественного управления (управляющих советов), обучению председателей, анализу их деятельности привела к необходимости создания органа, аккумулирующего соответствующую деятельность ОУ.

В 2007 году был образован окружной совет родительской общественности. В него входили на постоянной основе делегаты, избранные управляющими советами или общешкольными родительскими собраниями. Его ключевые задачи - формирование спроса родителей на качественные образовательные услуги, мотивации к получению информации о деятельности ОУ, о направлениях развития системы образования.

В условиях образовательного округа ОУ оказались объединенными в единую сеть с ресурсами различного качества, расположенные в муниципальных образованиях с различным уровнем социально-экономического развития, бюджетной обеспеченности и управленческих ресурсов.

Первоначально интересы родителей к системе образования находились в достаточно широком диапазоне. И было очень интересно наблюдать, как со временем эти интересы менялись: от бытовых вопросов до обсуждения критериев оценки результативности и качества работы педагогов.

Нередко на рассмотрение совета выносились вопросы, содержащиеся в письменных обращениях родителей. К примеру, обсуждение вопросов результативности и качества работы педагогов привело к тому, что родители одной из школ озвучили давно волновавший их вопрос качества работы и элементарной рабочей дисциплины конкретного педагога и соответственно контроля со стороны администрации. Управлением была инициирована проверка, по результатам которой приняты управленческие решения.

Достаточно часто наблюдалась ситуация, когда в ответ на высказанные сомнения родители из других школ тут же приводили весомые аргументы и убеждали сомневающегося в правильности действий со стороны администрации, направленных на повышение качества образования или создание более комфортных условий для детей.

Совет решал поставленные задачи формирования культуры спроса родителей на образовательные услуги.

Участник совета, несомненно, переносил новые образцы поведения в свое ОУ, в порядок общения с руководством учреждения.

Таким образом, с течением времени в работе совета обозначилась проблема, которая потребовала поиска новых форм, перехода на новый уровень взаимодействия.

Проблема оказалась связана с неготовностью ряда директоров школ к информационной открытости, нежеланием делить полномочия с органами общественного участия.

В то время как в одних ОУ управляющие советы нашли свою нишу, исполняли реальные полномочия, обозначенные в уставах, совершенствовались и развивались, в других ОУ они были

стр. 55

созданы лишь формально, находились в информационной изоляции и не выполняли функций, возложенных на них уставом, за исключением подписания по указанию директора документов, без которых было не обойтись.

Естественно, директор стремился изолировать члена совета от реального управленческого процесса. Выяснилось это довольно быстро. Но тем не менее наступил этап, когда совет перестал выполнять ту функцию, ради которой создавался. Обратная связь стала неактуальной именно от тех учреждений, которые являлись наиболее проблемными.

Назрела необходимость совершенствования модели.

Действующая модель. Основные элементы

Использование привычных форм привело к некоторой стагнации процесса вовлечения родителей в систему управления окружной системой образования.

В начале 2012 года министерством образования и науки была предложена такая форма общественного участия, как областное родительское собрание. Орган достаточно массовый, поэтому периодичность заседаний определена не реже одного раза в год. В период между заседаниями собрания возложенные на него функции осуществляет президиум. Избранный президиумом председатель автоматически вводится в состав коллегии министерства образования и науки. Областное собрание формировалось из делегатов, избранных на муниципальных родительских собраниях, которые территориальным управлениям предстояло провести.

Так возникла новая форма работы - муниципальное родительское собрание. Согласно положению (С положениями о собрании и совете родителей можно ознакомиться на сайте журнала http://obr.direktor.ru.) в период между заседаниями работу координировал постоянно действующий коллегиальный орган.

На этом этапе и произошла перезагрузка деятельности существующего совета, появились новые функции и новые формы работы. Сформировалась новая действующая на настоящий момент структура участия родительской общественности в управлении территориальной системой образования (рис. 2).

Обязательным стало представительство членов совета в общественном совете муниципальных образований, в большинстве экспертных советов (групп), проводящих оценку программ, проектов и мероприятий, направленных на повышение доступности и качества образования, к примеру:

- экспертный совет по оценке соответствия реализуемых образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

- рабочие группы по разработке программы оптимизации сети ОУ, проведению оценки последствий оптимизации для соблюдения прав и законных интересов детей;

- экспертный совет по установлению стимулирующих выплат руководителям ОУ.

Рис. 2. Структура участия родительской общественности в управлении территориальной системой образования

стр. 56

Представительство родительской общественности в экспертном совете по установлению стимулирующих выплат руководителям оказалось особенно актуальным в условиях перехода к эффективному контракту.

Достижение целей программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда требует решения задачи ориентирования оплаты труда работников на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. (Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190 "О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы".)

В ОУ района и области применяется отраслевая система оплаты труда, в основу которой положен принцип оценки эффективности и качества работы руководящих и педагогических работников. Региональным министерством утвержден набор показателей, который охватывает все стороны образовательного процесса и набор ресурсов ОУ, стимулирует директора к повышению их качества.

Управлением организована экспертиза портфолио, представленных директорами в экспертный совет по установлению стимулирующих выплат руководителям государственных бюджетных образовательных учреждений Самарской области, расположенных на территории Юго-Восточного образовательного округа, по итогам экспертизы выносится представление руководителю о возможности (невозможности) установления директору стимулирующих выплат. (Совет действует на основании распоряжения Юго-Восточного управления от 16 декабря 2011 г. N 356/1-од.)

Работа представителей родительской общественности в составе экспертных групп позволяет обеспечивать высокую степень открытости и прозрачности деятельности системы образования, повышать уровень спроса на качественные образовательные услуги.

Важной формой вовлечения родителей в деятельность системы образования является проведение опросов общественности об уровне удовлетворенности условиями и качеством предоставления образовательных услуг.( С текстом анкеты можно ознакомиться на сайте журнала http:// obr.direktor.ru)

Опросы подобного рода руководство ОУ проводит нередко, используя обычно такой канал связи, как передачу опросных листов родителям через классных руководителей и детей. Опыт показывает, что в этом случае объективность высказываемых родителями оценок, несомненно, снижается.

Советом было высказано предложение привлечь работодателей. Управлением предложение было поддержано.

Теперь два раза в год опросы об удовлетворенности образованием проходят не в школе, а по месту работы родителей или на улице волонтерами.

А члены совета принимают участие в деятельности рабочих групп по обработке результатов этих опросов. Такая процедура проведения опросов если и не заменяет форму проведения их специализированными сторонними организациями, то значительно повышает доверие к результатам.

И результаты показывают, что:

- за последний год возросла более чем на 20% доля родителей, вовлеченных в деятельность органов общественно-государственного управления;

- 53,9% опрошенных оценили как высокую свою потребность в информационной открытости системы и отметили, что эта потребность удовлетворяется.

А это значит, что изменения были сделаны в нужном направлении и модель работает.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МОДЕЛЬ-УЧАСТИЯ-РОДИТЕЛЕЙ-В-ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОМ-УПРАВЛЕНИИ-СИСТЕМОЙ-ОБРАЗОВАНИЯ-ОКРУГА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Баландина Елена Юрьевна, Чеченева Лилия Николаевна, МОДЕЛЬ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУГА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МОДЕЛЬ-УЧАСТИЯ-РОДИТЕЛЕЙ-В-ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОМ-УПРАВЛЕНИИ-СИСТЕМОЙ-ОБРАЗОВАНИЯ-ОКРУГА (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Баландина Елена Юрьевна, Чеченева Лилия Николаевна:

Баландина Елена Юрьевна, Чеченева Лилия Николаевна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
845 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2609 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МОДЕЛЬ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУГА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android