Libmonster ID: RU-17361
Автор(ы) публикации: Ю.А. ЗЕЛЕНЕЕВ

Светлой памяти моего учителя Германа Алексеевича Федорова-Давыдова посвящаю

Осенью 1236 г. войска Вату-хана вторглись в Волжскую Болгарию и в течение года, до осени 1237., вели боевые действия в ее пределах, в том числе и против финно-угорских народов, входивших в ее состав. Венгерский монарх Юлиан сообщил, что "кроме того они (татаро-монголы. - Ю.З.) напали на Ведин, Меровию, Пойдовию, царство Морданов" 1 . В числе этих народов четко определяется мордва, под страной Меровией скорее всего подразумевается территория, заселенная народом мари. Меря, с которой также можно было бы отождествить Меровию, в XIJ1 в. в исторических источниках уже не упоминается и, судя по археологическим данным, к этому времени ассимилируется русскими. Л.В. Черепнин однозначно соотносит Меровию с землей мари 2 . С землями мари идентифицирует Меровию и А.Х. Халиков 3 . Скорее всего, верно и отнесение Л.В. Черепниным страны Ведин к названию земли чувашей, которых иногда называют веда, ветъке (мордовск.) 4 . Отнесение же им Пойдовии к стране буртасов никакими историческими или лингвистическими данными не подтверждается 5 . Более убедительным выглядит соотнесение страны Пойдовии с удмуртским этномимом одо. При всей условности этнической идентификации народов, упоминаемых в письменных источниках, можно с уверенностью утверждать, что все финно-угры Поволжья так или иначе испытали на себе ужасы монгольского нашествия. Кроме весьма скудных письменных свидетельств тому есть прямые и косвенные археологические подтверждения.

В середине XIII в. сокращается население в удмуртском Прикамье 6 . Именно в это время прекращается жизнь на наиболее крупном памятнике региона - городище Иднакар. Любопытно, что самыми поздними вещами, найденными на городище, являются наконечники стрел-срезней XIII-XIV вв., которые были сконцентрированы на наружном склоне внутреннего вала, на территории рва и между валами 7 . Создается впечатление, что городище было покинуто после военного (монгольского) нападения именно в середине XIII в., после чего запустел весь этот ранее густонаселенный район. Удмурты уходят на среднюю Вятку, где образуют этнически смешанное с русским население 8 .

Аналогичная ситуация, скорее всего, произошла и с марийцами. С середины XIII в. прекращают функционировать все марийские могильники междуречья Волги и Вятки. Можно предположить, что марийцы, уцелевшие от погрома, вынуждены переселиться севернее: в бассейн средней Вятки и Ветлуги. Но полное отсутствие письменных

стр. 19


источников и слабая изученность средневековых археологических памятников Кировской и Нижегородской областей не позволяют сделать однозначных выводов. В "Сборнике летописей" Рашид ад-Дина, правда, упоминается поход Шибана, Бучека и Бури в страну Мерим в 635 г. х. (24. VIII. 1237-13. VIII. 1238 г.), которую с большой осторожностью можно соотнести со страной, населенной мари 9 .

Более многочисленный и экономически развитой мордовский народ сопротивлялся монголам длительное время, не имея возможности покинуть обжитые места вследствие устоявшегося к XIII в. хозяйственного уклада и отсутствия поблизости свободных земель. После 1237 г. монголы совершили поход на мордву также и в 1239 г. 10 Видимо, к началу 40-х годов XIII в. мордва была окончательно покорена и даже участвовала в походе монголов в Европу 11 . Монгольский разгром здесь также сыграл негативную роль и привел к сокращению населения и упадку производительных сил общества. Археологически это подтверждается тем, что в ряде регионов, заселенных мордвой, в середине XIII в. прекращают функционировать поселения 12 .

Таким образом, монгольское завоевание Восточной Европы, в том числе и угро- финских земель, длилось около пяти лет и заняло приблизительно 1236-1240 гг. В 1240-1241 гг. монголы воевали в Центральной Европе, после чего возвратились обратно в Поволжье, где в середине XIII в. шло формирование нового государства - Улуса Джучи, которое позднее получило название Золотая Орда 13 . 1242-й год стал годом возвращения Бату из западного похода (весна), и, как считает М.Г. Сафар- галиев, с лета этого года и начинается процесс формирования нового государства 14 . Правда, В.Л. Егоров относит эти события к 1243 г. 15

Северо-западная граница Улуса Джучи в целом совпадает со старой границей между мордовскими землями и русскими княжествами. Естественно, что четкой определенной государственной границы ни здесь, ни на северо-востоке Улуса Джучи не существовало 16 . В 1242-1380 гг. граница между Улусом Джучи и находящимися в вассальной зависимости от него русскими княжествами в районе расселения мордвы проходила по восточному берегу нижнего течения рек Дна и Мокша, вплоть до впадения последней в Оку. Рязанское княжество в домонгольское время включило в свой состав западный берег низовий Цны и Мокши, но восточный берег сохранялся за мордвой 17 . Возникший в 1202 город Кадом Ю.А. Краснов и С.Е. Михальченко считают мордовским поселком, в котором лишь с течением времени происходит замена мордовского населения на русское 18 . От устья Мокши граница шла по правому берегу Оки, вниз по течению. Ее левый берег также местами был заселен мордвой, скорее всего во второй половине XIII-XIV вв. входившей в Улус Джучи. Например, Елатьма еще в 1381 г. упоминается как мордовский городок, в русские земли до этого не входивший 19 .

По Оке граница проходила до впадения в нее реки Теши. Далее она отклонялась к востоку и шла по левому берегу сначала Теши, затем Сержи и по правому берегу нижней Пьяны вплоть до впадения последней в реку Суру. Земли севернее Теши, Сержи и Пьяны уже в ХII-ХIII вв. стали ареной борьбы между мордвой и русскими князьями. К середине XIII в. они частью были покинуты мордвой, частью мордовское население здесь было подчинено владимирским и муромским князьям. Граница же, сложившаяся к середине XIII в., закрепляется вплоть до конца XIV в., что подтверждается сражением 1377 г., когда суздальско-московское войско, переправившись в Межпьянье, действовало, очевидно, в пределах, находившихся уже под ордынской юрисдикцией 20 .

От устья Пьяны граница шла вниз по правому берегу Суры. В.Л. Егоров считает, что вся территория современной Чувашии входила в состав Золотой Орды 21 . Она была заселена предками чувашей на юго-востоке и марийцами (скорее всего горными) на севере. Здесь условная граница шла по правому берегу Волги от устья Суры приблизительно до устья реки Илети, и далее она повторяла конфигурацию границы

стр. 20


домонгольского Булгарского государства, проходя по рекам Илеть, Ашит, Шошма до реки Вятки 22 . К югу от указанной линии известны булгарские археологические памятники XIII-XIV вв. О северной границе Улуса Джучи восточнее Вятки нет конкретных сведений. Скорее всего, в Прикамье и Западной Сибири она проходила по естественной границе между зоной лесов и лесостепью 23 . Как видим, непосредственно в состав Золотой Орды (наиболее распространенное у русских название государства, которое носило также названия Ак Орда - Белая Орда, она же Волжская или Большая) 24 входили земли волжских финнов, проживавших в Среднем Поволжье, в первую очередь мордвы. Частично в состав Золотой Орды вошли земли марийцев, удмуртов, хантов и манси, большая часть которых, видимо, стали данниками Золотой Орды.

Среднее Поволжье, к которому традиционно относятся территории современных Татарстана, Башкортостана, Ульяновской, Самарской и Пензенской областей, до монгольского завоевания было заселено тюркоязычными болгарами, кипчаками и финно-язычной мордвой. Возможно, что здесь вплоть до XIII в. сохранились небольшие группы угроязычных мадьяр, на что указывал Юлиан 25 . На севере региона проживали финно-язычные марийцы и удмурты. Наиболее крупным финно- угорским народом Среднего Поволжья и в домонгольское, и в золотоордынское время являлась мордва, которая, как уже говорилось, была завоевана монголами, вместе с другими народами Восточной Европы в период с 1236 по 1240 г.

Монгольское завоевание способствовало дальнейшему оформлению в составе мордвы двух субэтносов - эрзи и мокши. Северные мордовские земли, населенные эрзей, оказались частично на золотоордынском пограничье, где власть ханской администрации была слабее, а частью вообще остались в составе Северо-Восточной Руси, в которую вошли еще до середины 30-х годов XIII в. Мокшанские же земли уже в ходе завоевания 1236-1240 гг. оказались в зоне политической власти монголов. Об этом говорит и привлечение мокшанских воинов во главе со своим князем к походу Бату-хана в Центральную Европу в 1241-1242 гг., о чем писал Гийом Рубрук 26 .

Первоначально монгольский разгром оказал на мордву исключительно негативное воздействие. Но уже к концу XIII в. происходит восстановление производительных сил и численности мордовского народа. В XIV в. мордва не только заселяет территорию, которую она занимала до монгольского нашествия, но и осваивает новые земли в Среднем и Нижнем Поволжье. Так, мордовские поселения появляются в центральных районах Болгарского улуса 27 и в его городах. В городе Болгар встречены эпитафии с тахаллусами (фамилиями )=этнонимами мухши (мокша) 28 .

Мордовские могильники в XIV в. появляются в Самарском Поволжье: эрзянский - Барбашина Поляна; мокшанский - Муранский; эрзянско-мокшанский - II Усинский 29 . Более того, мордовские памятники XIII-XIV вв. известны и в Нижнем Поволжье. К ним относится мокшанский Аткарский могильник 30 . Е.П. Мыськовым на Тернавском городище в Волгоградской области собрана керамика, которую можно соотнести с мордовской 31 . Мордовские предметы были найдены в ходе раскопок Селитренного городища (г. Сарай) 32 .

Создается впечатление, что к началу XIV в. мордва не только восстановила свою численность, но и освоила новые территории, что, по-видимому, связано с ее численным ростом. Причину этих демографических процессов следует видеть в том, что в экономически и политически стабильном государстве, каким была Золотая Орда в первой половине XIV в., мордва получила возможность быстрого экономического и, как следствие, демографического развития. Как уже указывалось, большая часть мордовских земель, за исключением северной части эрзянской территории, вошла в Улус Джучи. Численное преобладание мокши в составе Золотой Орды привело к тому, что в восточных источниках этого времени, авторы которых получали информацию в

стр. 21


Орде, название мокша (мухша, мохша), скорее всего, распространялось на всю мордву. В русских же летописях закрепляется домонгольская традиция объединенного названия народа - мордва. Мордва, включенная в состав Улуса Джучи, должна была выплачивать подати. Судя по ясаку, который выплачивался впоследствии русскому государству и который не претерпел существенных изменений с ордынских времен, в состав податей входили пушнина, мед и воск.

Во второй половине ХIII - начале XIV в. продолжался процесс феодализации монголов, пришедших в Поволжье. В этот процесс вовлекаются и покоренные народы. В интересах феодальной аристократии государство к концу ХШ в. было поделено на улусы, управляемые представителями крупной знати. Сами улусы делились на еще более мелкие феодальные владения 33 .

В состав одного из таких улусов вошли и мордовские земли. Правда, с началом "Великой замятии" в XIV в. этот улус распался на ряд владений.

Центр улуса находился в Примокшанье, где в начале XIV в. возникает г. Мохши (Мухши, Мохша). Выбор места для основания города не был случайным. В природно- географическом отношении этот район представляет из себя черноземную лесостепь, удобную и для занятий земледелием, и для содержания больших стад (пойменные пастбища, сенокосы). Точнее время возникновения города определить затруднительно, но известно, что чеканка монеты в нем начинается с 1313 г. 34 Можно предположить, что эта дата и является отправной точкой для истории города.

В 1312 г. в Золотой Орде к власти приходит Гийас ад-Дин Мухаммед Узбек, ставка которого находилась на севере страны 35 . Воцарившись на троне благодаря той части аристократии, которая исповедовала ислам. Узбек вел жестокую борьбу за власть со своими противниками 36 . Возможно, что в связи с этим Узбек в первой половине своего правления больше находился в северной части своей страны, противоборствуя с центрами старой аристократии в Нижнем Поволжье. Ставкой хана становились Укек, Мохши (в это время здесь и зародилась чеканка монет) и Болгар. И даже по возвращении в Нижнее Поволжье Узбек предпочитает традиционному зимнему местопребыванию ставки в Сарае новый центр Орды, возникший в 30-е годы XIV в., -Сарай ал-Джедид (Новый дворец) 37 . Так или иначе, но нестабильная политическая обстановка и ориентация Узбека не на столичную знать прямо или косвенно оказали влияние на появление в мордовских землях города Мохши, имевшего право на чеканку монеты.

Из данных археологических раскопок, которые вели на Наровчатском городище А.А. Кротков в 20-е годы, А.Е. Алихова в 50-60-е годы и Ю.А. Зеленеев в 80-90-е годы, явствует, что город Мохши не имел какой-либо регулярной планировки. Так, рядом с местом предполагаемой мечети, там, где А.А. Кротковым обнаружены ее архитектурные детали, А.Е. Алиховой и Ю.А. Зеленеевым раскопаны гончарные горны. Результаты раскопок показывают, что Мохши формировался по тем же принципам, что и другие золотоордынские города Поволжья XIII-XIV вв. На большой территории были разбросаны усадьбы знати, которые фактически находились за пределами города. Такой усадьбой или несколькими усадьбами были, скорее всего, постройки в урочище Красный ключ 38 . Разбросанность построек Мохши и породила у исследователей уверенность в его очень больших размерах 39 . На самом деле он, конечно, несопоставим с поволжскими городами и его центральная, торгово- ремесленная часть не только не "превосходит размерами современное с. Наровчат" 40 , но и занимает лишь небольшую часть под центральными улицами этого села. Вокруг самого города существовало и несколько поселков, тяготевших к нему, которые также иногда принимались за территорию города. Так, золотоордынская керамика найдена у села Большая Кавендра к югу от Наровчата. К востоку от Наровчата, у поселка Совхоз "Наровчатский", обнаружено поселение XIV в., являвшееся, по-видимому, одним из пригородных сел 41 .

стр. 22


Скорее всего, население города было полиэтничным - тюрко-мордовским, а возможно, город и возник на месте мордовского поселения. Среди местного населения до настоящего времени бытует предание о царице Нарчатке. В записях преданий, собранных Садиным в начале XX в., она фигурирует или как царица буртасов, или как царица мордвы 42 . Пока какого-то доордынского слоя во время археологических раскопок г. Мохши не обнаружено, но последние исследования дали достаточно большое количество мордовской керамики, которая залегает в нижней части культурного слоя городища 43 .

К мордовскому поселению примыкало кладбище, известное в археологической литературе как Старосотенский могильник 44 . То, что в городе проживало смешанное население, подтверждается и фактом примыкания языческого Старосотенского могильника к мусульманскому кладбищу в урочище Мизгить (мечеть). Скорее всего, это было единое городское кладбище с языческой и мусульманской частями, причем языческое кладбище могло возникнуть и до основания города. Полиэтничным было население и в пригородных селах. Во время разведки 1991 г. на пашне у совхоза "Наровчатский" вместе с фрагментами красноглиняной золотоордынской керамики была найдена мордовская широколопастная сюлгама XIV в. 45

Основание г. Мохши как бы завершило вхождение мордвы в систему Золотоор- дынского государства. Правда, в отличие от широко распространенного мнения, источники прямо не дают сведений о существовании Мордовского улуса. М. Г. Сафар- галиев считает, что формирование администрации Мордовского улуса началось с воцарения хана Берке, а до него здесь имелся представитель местной мордовской власти 46 . Косвенным свидетельством о существовании Мордовского улуса могут быть события, относящиеся к периоду "Великой замятии" XIV в., когда мордовские земли были вовлечены в усобицы между отдельными ордынскими властителями. Захват Межпьянья Секиз-беем и Мохши Тагаем, который "всю ту страну отняв себе" 47 , в какой-то мере подтверждает мнение о единстве всей мордовской территории (административном) в составе Золотой Орды.

То, что мордва с Батыевых времен и до второй четверти XV в. находилась в жесткой политической зависимости от золотоордынских ханов, подтверждает и ее участие в боевых действиях на стороне Орды. Причем это относится даже к периоду "Великой замятии", когда политическая обстановка была очень неустойчивой и когда русские земли начинают противодействие если не официальной ханской власти, то временщикам и владельцам улусов и предводителям крупных орд.

Последний, после Бату-хана, поход ордынцев на мордву относится к 1288 г. 48 После него мордва почти 100 лет не участвовала в больших войнах, и это способствовало экономическому и этническому развитию народа. И только в конце 70- х годов XIV в., когда мордва, по-видимому, попала под влияние мамаевой группировки, она участвует в войне 1377-1380 гг. против Московского княжества 49 .

Усиление с последней четверти XIV в. Москвы изменило ситуацию и в Мордовском улусе. Но до начала XV в. мордва, без всякого сомнения, продолжала оставаться в составе Улуса Джучи. Русский летописец, описывая около 1408 г. специальную операцию московского князя Василия Дмитриевича по поимке жены нижегородского князя Семена, подчеркивает: "И идоша на мордву, наехавша же в Татарской земле, на месте называемом Цибирца..." 50 . Цибирца - это, скорее всего, Чеберчино - поселок в современном Дубенском районе Мордовии 51 .

На протяжении следующих 40 лет идет постепенное вытеснение Золотой Орды из мордовских земель Московским княжеством и фактический переход если не всего, то части Мордовского улуса под московскую юрисдикцию. В 1444 г. мордва в составе московских войск участвует в походе против войск царевича Мустафы под Рязань 52 . В ответ на это в следующем, 1445 г. "воеваша татарове мордву..." 53 .

Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что не позднее чем со второй

стр. 23


четверти XV в. Мордовского улуса не существовало ни формально, ни фактически. Это в определенной мере связано с распадом Улуса Джучи на независимые ханства. В Среднем Поволжье таким государством стало Казанское ханство, образовавшееся в 1438 г. 54 Правда, есть и другие предположения о дате возникновения этого ханства 55 . Так или иначе, но с рубежа 30-40-х годов XV в. мордва оказалась разделенной и вошла частью в Московское княжество и частью в Казанское ханство. Возможно, что часть мордвы вообще являлась независимой. Такая ситуация сохранилась до 1552 г., хотя очевидно, что с 60-х годов XV в. возобновляется продвижение Русского государства в мордовские земли. Возобновление этого процесса стало возможным только после ликвидации Иваном III последствий страшного поражения, которое потерпел его предшественник Василий Темный от основателя Казанского ханства Улу Мухаммеда в 1445 г. под Суздалем.

ПРИМЕЧАНИЯ

С.Л. Аннинский. Известия венгерских миссионеров о татарах в XIII-XIV вв. - Исторический архив. Т. III. М-Л., 1940, с. 85.

2 Л.В. Черепнин. Монголо-татары на Руси (XIII в.). - Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970, с. 184.

А.Х. Халиков. Монголы, татары. Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994, с. 36.

Н.Ф. Мокшин. Мордовский этнос: проблемы и суждения. - Мордовский народ: что нас волнует? Саранск, 1991,с. 40.

А.Х. Халиков. Указ. соч., с. 36.

А. Г. Иванов. Средневековые памятники окрестностей Иднакара. Материалы исследований городища Иднакар. Ижевск, 1995, с. 116-117.

М.Г. Иванова. Городище Иднакар IX-XIII вв.: материалы исследований территории между валами (1989-1992 гг.). - Материалы..., с. 18.

Л.Д. Макаров. Финно-угры и славяне в Прикамье: Проблемы взаимоотношений (X-XVI вв.). -Узловые проблемы современного финно-угроведения. Йошкар-Ола, 1995, с. 45.

В.Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. М.-Л., 1941, с. 37.

10 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. I. Саранск, 1940, с. 123.

11 Там же, с. 182.

12 В.Н. Мартьянов. Вопросы древней этнической истории мордвы-эрзи. - Узловые проблемы..., с. 51.

13 Г.А. Федоров-Давыдов. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994, с. 7.

14 М.Г. Сафаргалиев. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960, с. 24.

15 В Л. Егоров. Историческая география Золотой Орды. М., 1985, с. 27.

16 Там же, с. 44.

17 Археологическая карта России. Рязанская область. Ч. 2. М., 1993, с. 30.

18 Там же, с. 44.

19 Там же, с. 87.

20 М.Г. Сафаргалиев. Указ. соч., с. 132.

21 В.Л. Егоров. Указ. соч., с. 44.

22 Ю.А. Зеленеев. Золотая Орда и финны Поволжья. - Узловые проблемы..., с. 32.

23 В.Л. Егоров. Указ. соч., с. 45.

24 А.А. Астайкин. Опыт сопоставительного исследования. - Мир Льва Гумилева. "Арабески" истории. Пустыня Тартари. М., 1995, с. 558-559.

25 Документы и материалы... Т. 1, с. 181.

26 Там же.

27 Е.П. Казаков. Взаимодействие волжских болгар с уграми и финнами. Культурно-хронологическая специфика этапов. - Узловые проблемы..., с. 36.

28 Д.Г. Мухаметшин. Социальная терминология булгарских эпитафий XIII-XIV вв. - Историко- археологическое изучение Поволжья. Йошкар-Ола, 1994, с. 106.

стр. 24


29 И.Р. Газимзянов. Антропологические материалы из средневековых мордовских могильников эпохи средневековья - Узловые проблемы..., с. 21-22.

30 Там же.

31 Искренне благодарен Е. П. Мыськову за возможность ознакомления с материалами его полевых исследований.

32 Ю.А. Зеленеев. Отчет о раскопках на Селитренном городище в 1993 году. - Рукописный фонд Марийского государственного университета (далее - РФ МарГУ).

33 М.Г. Сафаргалиев. Указ. соч., с. 94-95.

34 А.А. Кроткое. Наровчат и его окрестности в историко-археологическом отношении. Рукопись. 1939 г., с. 32. - РФ МарГУ.

35 А.А. Астайкин. Указ. соч., с. 570.

36 М.Г. Сафаргалиев .Указ. соч., с. 64-65.

37 Г.А. Федоров-Давыдов. Указ. соч., с. 24.

38 А.Е. Алиев. Постройки древнего города Мохши. - Советская археология. 1976, N 4.

39 Там же, с. 166.

40 Там же.

41 Г.Г. Румянцев. Отчет об археологической разведке за 1991 г. - РФ МарГУ.

42 А.А. Кротков. Указ. соч., с. 32-33.

43 Ю.А. Зеленеев. Отчет о раскопках Наровчатского городища в 1989 году. - РФ МарГУ.

44 Е.П. Алихова. Старосотенский могильник. - Археологический сборник. Вып. 1. Саранск, 1948.

45 Г.Г. Румянцев. Указ. соч.

46 М.Г. Сафаргалиев. Указ. соч., с. 51.

47 Там же, с. 119.

48 Документы и материалы... Т. 1, с. 123.

49 Там же, с. 129.

50 Там же.

51 М.Д. Полубояринова. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978, с. 14.

52 Документы и материалы... Т. 1, с. 129-130.

53 Там же, с. 130.

54 М.Г. Худяков. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991, с. 22-23.

55 Там же, с. 22.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МОРДВА-В-СОСТАВЕ-УЛУСА-ДЖУЧИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю.А. ЗЕЛЕНЕЕВ, МОРДВА В СОСТАВЕ УЛУСА ДЖУЧИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.01.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МОРДВА-В-СОСТАВЕ-УЛУСА-ДЖУЧИ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Ю.А. ЗЕЛЕНЕЕВ:

Ю.А. ЗЕЛЕНЕЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
163 просмотров рейтинг
19.01.2022 (799 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МОРДВА В СОСТАВЕ УЛУСА ДЖУЧИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android