Васильев А.
Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки
М.: Альпина нон-фикшн, 2010
Исповедь балерины Ксении Триполитоеой, записанная ее другом, театральным художником и историком моды Александром Васильевым, - уже в самом начале "Вступления" мы узнаем, что указанный в выходных данных в качестве автора А. Васильев предпочел в данном случае отойти на задний план. Объясняется это не столько вежливостью и скромностью, сколько выбранной жанровой формой. Исповедь должна быть повествованием от первого лица! Но, конечно, мы имеем дело не просто с воспроизведением монологов Триполитовой: воспоминания 90-летней балерины создавались при непосредственном участии Васильева. А Васильев как никто умеет заинтересовать широкую публику узкоспециальными, в общем-то, вещами.
Ксения Триполитова родилась в 1915 году в Вильно и оказалась за пределами России, никуда не переезжая, волею новых правительств окраинных губерний, отделивших эти территории вместе со всеми проживавшими там бывшими подданными империи. Так что главу "Бегство в Польшу" исторически точнее было бы назвать "Бегство по Польше": провозгласившие независимость поляки вскоре захватили и значительную часть соседних губерний.
За свою долгую жизнь Триполитова повидала многое. Она не преувеличивает значение своего творчества: В декабре 1948 года мы с мужем получили ангажемент в Гренобле. Это были рождественские концерты в течение целой недели в кафе "Ансасер". Звездой программы был французский актер Шарль Герен, а нас рекламировали как "Ксения и Триполитов - Большой русский балет из Парижа!" В Русском балете полковника де Базиля она участвовала в кордебалете: к примеру, в "Жар-Птице" была одной из жен Кащея, в "Половецких плясках" - одной из пленных персиянок в восточном костюме, а в балете "Золотой петушок" танцевала в группе русских крестьянок: Мы сидели на стульях и ритмично покачивались из стороны в сторону. Впрочем, и из кордебалета видно многое. В книге мелькают хорошо знакомые имена: Сергей Кусевицкий, Нина Вырубова, Морис Бежар, Сергей Лифарь, Вера Немчинова.
Франция, Турция, Испания, Германия, Тунис - обрывки воспоминаний с помощью Васильева обрастают подробностями, отступлениями, историческими фактами, взятыми из научной литературы, энциклопедий и справочников. Конечно, родившаяся уже после начала Первой мировой Триполитова никак не могла помнить, как Александр Вертинский ушел в 1914 году служить в армию медбратом в санитарном поезде N 68. Или как Кусевицкий вернулся в Москву из Берлина в 1909 году. Далеко не всегда можно определить, что исходит от мемуаристки, а что от Васильева - но, впрочем, в этом нет особой надобности. Мы знаем, как Васильев умеет насыщать текст информацией, сохраняя при этом у читателя ощущение непосредственности изложения.
Нельзя не отметить и изобразительный ряд книги: это также фирменная черта Васильева. К тексту подобрано множество фотографий, благодаря которым он словно оживает - и даже малозначительные детали обретают иной смысл. В общем, то, что на обложке фамилия Васильева напечатана значительно крупнее - вполне справедливо.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |