Libmonster ID: RU-9121

Загадкой для теории познания является приложимость математики к объяснению действительности. Н. Бурбаки считает, что отсутствует научное объяснение вопроса, почему математика оказывается "в согласии с экспериментальной действительностью" [1. С. 38]. Загадка обусловлена особенностями математики, которая составляет особую науку, содержательно отделенную от природы. Существует прикладная математика, решающая задачи, поставленные практикой. Но, как говорил А. Н. Крылов, "прикладная математика не самодовлеющая, все свои методы, основания для них она черпает из строго логической чистой математики, которая идет непрестанно в своем философском развитии... Многие математические теории, кажущиеся отвлеченными и приложений не имеющими, может быть завтра найдут себе приложение совершенно неожиданное, а может быть и через две тысячи лет".

Чистая математика исторически развивается в собственной сфере создаваемых ею абстрактных математических структур без оглядки на действительность. Математические структуры выступают как произведение человеческого ума. Гейтлинг говорит: "Для математической мысли характерно, что она не выражает истину о внешнем мире и связана исключительно с умственными построениями" [1. 249]. Так, в математике широко применяется мысль о бесконечном повторении действия. Эта мысль есть отвлечение от действительной возможности повторения. Так, мы можем мыслить о бесконечном последовательном делении отрезка пополам несмотря на то, что для бесконечного деления не хватит жизни человека. Существенно, что такие критические обстоятельства не имеют отношения к делу, ибо в математике имеет значение мыслимое, а не реальное. Однако мысль о повторении может играть большую роль

стр. 127

в доказательствах, переводит единичное действие в общий закон. Можно сказать, что эта мысль входит в сам механизм познания. А. Пуанкаре, рассматривая доказательства по принципу математической индукции восклицает: "Почему же это суждение стоит перед нами с непреодолимой очевидностью? Здесь сказывается только утверждение могущества разума, который постиг бесконечное повторение одного и того же акта, раз этот акт оказался возможным однажды" [7. С. 18].

Математика развивается в собственной сфере и не получает явную информацию из действительности. Отсюда неясно, откуда берутся возможности математики объяснять действительность. Между тем математика прилагается к действительности и подчас с поражающей эффективностью. Следовательно, она связана с действительностью. Каков канал этой связи?

Обычно полагают, что поступление в развивающуюся математику информации о природе состоит в абстрагировании действительности. Субъект выделяет из действительности математические абстракции. Но абстракции в математике, возникнув в древности из опыта, в дальнейшем не требуют обращения к опыту. Математика как абстрактная теоретическая наука сформировалась в Греции в VI в. до н. э., т.е. после образования понятий числа и фигуры [1. С. 33]. В XIX в. чистая математика обособилась от прикладной как отрасль науки, которая "избегает" обращения к определенностям природы. Так, существуют две геометрии: геометрия как часть чистой математики и геометрия о свойствах реального пространства, т.е. часть физики [1. С. 53]. В геометрии как абстрактной чистой науке основные понятия лишены определенного содержания, их содержание в основном состоит в логических связях между ними, основанных на аксиомах и доказанных теоремах. Основные понятия открыты самым различным интерпретациям. Когда основным понятиям приписывают определенные пространственные представления, то геометрия становится прикладной наукой, частью физики. Развитие математики с XIX в. идет в сторону обобщения и охвата все более широкой "номенклатуры" предметов. В течение XIX в. возникли разные алгебры: действительных чисел, комплексных чисел, кватерионов, множеств, высказываний, матриц [2. С. 17]. Алгебра превратилась в общую науку об операциях, рассматриваемых независимо от объектов, к которым они применяются. Теория групп описывает самые различные структуры, начиная от веревочных узлов, и она же применяется в теории относительности и ядерной физике [2. С. 88]. Отмечают, что "по сравнению

стр. 128

с естествознанием в математике процесс абстрагирования идет значительно дальше. В известном смысле справедливо утверждение, что где естествознание останавливается, математическое исследование только начинается" [1. С. 40]. Эффективность использования математики в естествознании объясняемся тем, что она предлагает иное содержание. Содержание математики возникает не путем отражения действительности, а путем творческого воспроизведения ее. Математика опережает естественные науки по уровню абстракции. Ее абстракции оказываются применимы к многим областям действительности.

Нельзя себе представить, что особенности чистой математики возникли как умственные абстракции из природы. К тому же вводимые в познание идеализации математики невозможно признать выводимыми из природы. Они или искажают свойства реальных объектов или приписывают им свойства, отсутствующие у них [1. С. 43]. Поэтому надо искать канал поступления информации о природе в развивающуюся математику, отличающийся от прямых абстрагирований из природы.

Развитие математики характеризуется противоречивыми сторонами. С одной стороны, содержание математики выступает как исходящее из человеческой головы. Она не абстрагируется умственно из природы, а творчески воспроизводит действительность. С другой стороны, она, как и всякая другая наука, объективно существует в обществе, имеет собственный массив специфических текстов, находящийся в обществе, систему математического образования и внутренние материальные смысловые структуры, вписанные в общественный процесс познания. Возникновение новых теорий в математике происходит в виде объективного, по существу не зависящего от субъекта, процесса-творчества. Такие противоречивые особенности можно объяснять следующим предположением: информация поступает в развивающуюся математику из действительности опосредованно, через развитие этой действительностью математика. Загадка математики состоит в загадке развития человеческого мозга как структуры, творчески воспроизводящей действительность. Математическое развитие мозга происходит в виде преобразования внутренних материальных смысловых структур субъекта при жизни его в обществе. Надо полагать, что развитие мозга человека происходит не только в сфере сознательных знаний, но и в системе таких отношений жизни в обществе, которые не имеют формы знаний. Информация из действительности поступает не только через восприятия, эксперименты, знания, но и через "поле слепых"

стр. 129

отношений жизни в обществе, развивающих материальные системы смыслов субъектов. "Слепые" (материальные) формирующие воздействия жизни общества, в которые включен субъект, могут создавать в его материальной системе смыслов необычные творческие содержательности.

Математическое познание, как и все другие виды познания, имеет двойную локализацию. С одной стороны, математическая содержательность представлена открытой "текстовой" частью, математическими структурами, которые представляют собственно математику. Но чтобы понимать математические структуры, требуется определенная компетенция субъекта, т.е. наличие определенных внутренних материальных смысловых структур. Поэтому, с другой стороны, содержательность математики составляют скрытые, внутренние материальные смысловые структуры математика. Они локализованы в мозге (и теле) субъекта в виде мощной материальной системы смыслов, в которой, в ходе предыдущего развития субъекта, отражен (в кодированной форме) мир объективных предметов действительности, теоретические, в частности математические, содержания. Эти структуры создаются у субъекта при изучении математики, а также как результат развития мозга в ходе общественного познания. Создаются определенные материальные смысловые "картины", кодирующие содержательность определенных теорий и знаний, которые, разворачиваясь во времени, выражают в субъективном виде содержательность, организованную логически. Развитие внутренних (мозга и тела) материальных смысловых структур математиков, является главным звеном вхождения природы в математику. Именно внутренние смысловые структуры субъектов удерживают развитие математики при действительности.

Внутреннее материальное смысловое наполнение является основой осознанного выражения действительности. Остановимся на этом.

1. Субъективное выражение действительности происходит под воздействием эмоционального настроя целостного субъекта, которое вызывается верхним уровнем личностно-смысловой системы субъекта - личностно-мотивационной системой. Эмоциональное напряжение может вызывать активное восприятие предметов действительности с ее пониманием, или теоретическое понимание действительности.

2. Основой субъективности является чувственность, которая имеет самые различные уровни: чувствование предмета при воспри-

стр. 130

ятии, чувствование осознанности, констатирующее чувствование, чувствование речевой модели при понимании действительности. Чувственность возникает при отклонениях в микропроцессах жизни тела, каковые в отношении к целостности субъекта и составляют чувственность. Отклонения в микропроцессах жизни тела могут вызываться непосредственными действиями предмета извне, что бывает при пассивном (дежурном) восприятии, или, что важно, при воздействии на процессы жизни тела материальных смысловых процессов внутри субъекта. Воздействия бывают при активном восприятии (выделяющем предмет) и представлении, и при теоретическом понимании действительности. Изменения в микропроцессах жизни тела могут выступать в виде движений и смещений в теле субъекта, особенностью которых является то, что их конфигурация (содержание) непосредственно повторяется чувственностью. Так, при активном восприятии внутренние движения в теле субъекта, вызванные внутренними смысловыми процессами, сканируют внешний вид предмета и вызывают чувственность, копирующую этот внешний вид. Кроме того, на активное восприятие накладывается чувствование осознанности, констатирующие чувствования и др., обеспечивающие субъективную осмысленность предмета. Восприятие и представление "вырезает" из бесконечно глубокой и широкой природы мир отграниченных макровещей, структура и размеры которых совпадают с непосредственными действиями (руками) и размерами человеческого тела. Мир восприятия выделен как особый объективный мир. При понимании внутренние движения проявляются во внешних, производят текст, проходят по законам грамматики и воспроизводят действительность через грамматические отношения.

Развитие познания субъекта включено в историческое общественное развитие познания. Можно предположить, что существует специфическая общественная познающая структура, осуществляющая перевод объективной действительности в знания о ней. Развитие наук есть процесс общественный, он имеет своим "субстратом" определенные структуры общества. Познающая структура широко связана с природой и преобразуется ею по объективным законам познания. Развитие и деятельность творческих субъектов является "точками роста" познающей общественной системы. О сфере незнание подобной информации в познающей общественной системы ныне ничего не известно, но о наличии такой системы свидетельствуют особенности развития познания [4. С. 87].

* * *

стр. 131

Остановимся на текстовой части математики, которая отличается от текстовой части естественных наук. В текстовой части математики в виде материальных (написанных, напечатанных) символов и слов языка представлены математические понятия и структуры, которые понимаемы при участии внутренних материальных смысловых структур. Математика создает в специальных символических текстах собственную абстрактную действительность (вторую природу) в виде математических структур, существующих объективно. Математические структуры - это преобразование действительности в идеальные схемы всеобщности и необходимости, которые, при историческом развитии познания, совершаются через сложные материальные процессы в массиве внутреннего материального наполнения субъекта.

В содержании математики существование действительности заменяется объективным существованием математических структур и их логикой. Это связано с тем, что значение математического текста состоит в определенных действиях по его преобразованию, которые должен производить субъект по определенным правилам. Эти действия понимаемы, т.е. совершаются с участием внутренних материальных смысловых структур, но это понимание ведется содержанием, структурой текста. "С абстрактными объектами, обозначенными символами, мы должны обращаться как с некоторыми физическими объектами. Благодаря этому содержание вывода, указывает Гильберт, подменяется внешними действиями согласно правилам" [1. С. 66]. Помимо значений следует выделять мысленные смыслы математических понятий, "отделенных" от текстов и также представленных во внутренней материальной смысловой структуре субъекта. Смыслы математических понятий в материальной системе смыслов исходят из низовых "эмпирических" ситуаций, т.е. элементарных идеальностей. Так, если значение производной состоит в действиях дифференцирования, то смысл ее состоит в определении величины в определенной точке или в определенный момент времени, что дает возможность вычисления множества различных физических величин (наклон касательной, скорость, мощность, напряженность сил в точке и т.д.). Значение определенного интеграла состоит в определении значений первообразной функции при подстановке в нее пределов интегрирования. Смысл определенного интеграла состоит в суммировании бесконечно малых составляющих какого-либо объекта. Это дает возможность вычислять площади, объемы, пути, работу и т.д.

Логика как разворачивание содержания во времени есть осо-

стр. 132

бенность изложения текста структурами языка. Роль логики в математике отличается от роли ее в естественных науках. В текстах естественных наук излагается содержание действительности. Слова выступают по отношению к действительности в виде знаков. Но эти знаки, поскольку их содержание погружено во внутреннюю содержательность материального смыслового наполнения, являются, так сказать, прямыми знаками: ощущение слов входит в ощущение предметов, а грамматические отношения выступают как отношения действительности. Текст излагают логично, т.е. в такой последовательности, чтобы он был удобен для понимания. Содержание действительности как понимаемое мыслимое можно назвать содержательной логикой, которая, по существу, не является особой логикой мышления (подобной формальной логике).

В текстах математики, представляющих математические структуры, излагается математическое содержание, не зависимое от объективной действительности, и логика изложения заменяет реальность объективной действительности. Логика есть важнейшая часть содержание математических структур. Она является организацией их содержания. Недаром математику иногда определяют как науку о доказательствах. Доказательства обуславливают реальность математических структур. В науках, непосредственно соприкасающихся с действительностью, существование содержания оправдывается фактом объективных связей предметов. В математике, содержательно "обособленной" от действительности, оправдание существования теорий обусловлено строением самих теорий, характеризующимся доказательствами. В науке, состоящей из умственных построений, существование субъективно предъявляется в виде доказательств с необходимым следованием содержания. Эта необходимость следования заменяет необходимость объективного следования.

* * *

В математике, в основе ее действуют определенные содержания и содержательная (неформальная) логика. Эти содержания включают эмпирические моменты в виде представления идеальностей как исходных элементов. Все дальнейшие построения основаны на этой эмпирике. В этом отношении математика аналогична естественным наукам, в которых все сложные теории, образующиеся во внутренней материальной системе смыслов, базируются на смысловых структурах, отражающих воспринимаемые предметы действительности.

стр. 133

Вынужденность следования содержания в доказательствах определяются вынужденностью, включенной в аксиомы, которые в геометрии есть определенные отношения между исходными идеальностями. В геометрии как части физики действуют идеальности как предметы непосредственного представления. Они создаются умом человека под логические отношения, легко поддаются логическим связям. В природе нет точек нулевых размеров, прямых нулевого сечения и абсолютной прямизны, нет плоскостей нулевой толщены и абсолютной плоскостности. Такие характеристики служат для того, чтобы отношения между точками, прямыми и плоскостями были простыми и однозначными, и чтобы их количество было минимальным. Через две точки можно провести только одну прямую, поскольку они идеальны, т.е. точки имеют нулевые размеры, а прямые - нулевое сечение и абсолютную прямизну. Идеальная прямая пересекает идеальную плоскость в одной точке, а лежит в ней всеми точками. Можно предположить, что в материальной системе смыслов субъекта положение о том, что через две точки можно провести одну прямую, необходимо находится совместно с данными о идеальности точке и прямых. Это положение обладает всеобщностью, ибо касается любых точек и прямых пространства. Исходные геометрические идеальности созданы не как имеющие значение сами по себе, а как составляющие более сложных структур и доказательств. Можно в определенном смысле сказать, что они создаются структурами, в которые они входят. Сложные определяющие структуры возникают во внутренней материальной смысловой системе творческого математика.

Числа и счет также создаются умом человека. Особенностью восприятия предмета является восприятие его как целостности, ибо предмет в системе смыслов погружен во множество всех других предметов. И образования, состоящие из отдельных предметов (например, лес, стадо), прежде всего, воспринимаются как целостности. Отдельные предметы (дерево, овца) выделяются не как предметы счета, а также как особые целостности, важные в жизни человека. Счет есть специфическое действие ума, и выделение отдельных действий как предметов умственных действий счета есть процесс специфический. Числа не могут появляться в результате какого-то отбрасывания качественных особенностей предметов. Они как идеальные образования создаются нашим умом совместно с видами расчетов. Можно предполагать, что в материальной системе смыслов субъекта число существует как возможность и инвариант видов расчета (12=5+7=3+9=1+11 и т.д.)

стр. 134

Подобно идеальным предметам в геометрии как части физики и числам в арифметике действуют идеальные соотношения между предметами. В природе нет абсолютно равных отрезков, углов и др. Абсолютное равенство назначается нашим разумом, чтобы возможно было при получении величин площадей и объемов вести однозначные логические рассуждения, опираясь, например, на положение о том, что равенство сохраняется при прибавлении и отнятии равных частей. Отметим, кстати, что перенос членов аналитического равенства из одной части в другую по существу представляет собой прибавление к обеим частям равенства соответствующих равных частей.

Надо признать, что в субъективное психическое входит вышележащая по отношению к мыслимому предмету целостность, представленная материальным смысловым массивом субъекта, ибо в нем предмет находится в системе связей всех других предметов. Эта целостность содержания редко выступает как субъективная (осознаваемая) составляющая выражения предмета, но она всегда действует в этом выражении. Целостность содержания занимает командное положение по отношению к элементам (словам, суждениям, действиям). Целостность включает в себя элементы и задает им смысл. Мы можем не знать определения понятия, но всегда правильно используем соответствующее слово в тексте, который является проявлением целостности.

В ряде случаев у субъектов, обладающих повышенной способностью к интуитивному познанию, целостное содержание непосредственно осознается. Мы ранее уже приводили замечательное высказывание А. Пуанкаре о том, что главным в доказательстве являются не отдельные суждения, а задающий их общий порядок. Математик чувствует этот порядок как целое, и поэтому он всегда может вспомнить каждое суждение доказательства [7. С. 311]. Большинство же людей может обходиться несодержательными констатирующими чувствами целостности и истинности текста. Целостность содержания представлена структурой материальной "картины" общего содержания, объемлющего данный предмет. Именно материальная структура способна удержать целостность текста Последовательность слов и суждений не в состоянии сама по себе явить в субъективной сфере единство целостного содержания, не зависимого от времени. При понимании текста всегда участвует целостное содержание предмета, которое исходит из системы смыслов, из содержательной материальной картины. Существенно, что эта картина, а также отдельные смыслы не находятся в отдельном

стр. 135

отсеке мозга, а является порождением целостного субъекта, его внутренним смысловым массивом, так как только тогда смысл может быть активным, может взаимодействовать с другими смыслами. То, что в создании общности и смысловости психических содержаний участвует целостность субъекта, подтверждается наличием эмоциональной напряженности, охватывающей озабоченного субъекта (например, математика, решающего проблему).

Случаем целостности является обобщенность восприятия предмета. В материальной системе смыслов отражено единой структурой множество аналогичных предметов, чему соответствует выражение "каждое слово обобщает". Так, слово "книга" представляет множество всех различных книг. Подобно этому рисунок индивидуального треугольника изображает все другие треугольники. Доказательство теоремы (например, о сумме углов треугольника, проводимое на индивидуальном рисунке треугольника, является общим доказательством, верным для всех треугольников. Индивидуальный рисунок треугольника изображает идеальный треугольник, с которым субъект должен обращаться при проведении доказательства. Идеальный треугольник обладает всеобщностью, он представляет необходимые свойства и связи всех треугольников. Не требуется никаких подтверждений, что на всех других треугольниках доказательство теоремы будет повторяться. Ибо внутренняя материальная система смыслов такова, что доказательство на индивидуальном треугольнике является дедуктивным, а не индуктивным.

Существует недооценка внутреннего смыслового наполнения субъекта и переоценка логики. Так, Б. Рассел говорит: положение "все люди смертны" только вероятно, но не обосновано, так как мы верим в это положение на основе индукции, которая неполна [5. С. 218] (мы не имеем дело со всеми людьми и всеми сроками жизни). Но мы знаем, что "все люди смертны", а также о всех подобных ситуациях не на основе индукции, а в силу дедукции, обеспеченной исторически сложившейся системой смыслов у субъектов, что обеспечивает теоретический характер положений, силу их как способа мышления. Все люди смертны, закон Архимеда действителен для всех вод и жидкостей, закон Ома действителен для всех цепей и т.д. Логика не есть некий независимо существующий источник движения содержания. Логика коренится в структуре содержательной материальной "картины" системы смыслов субъекта. Об этом свидетельствует тот факт, что ребенок, не достигший определенного уровня развития, не способен использовать простейший формальный силлогизм.

стр. 136

Остановимся на аксиоматизированной системе геометрии, которая относится к чистой математики. Эта система открыта для самых различных определенных интерпретаций. Говорят: "Под основными понятиями можно понимать все что угодно; требуется только, чтобы они удовлетворяли соответствующей системе аксиом" [6. С. 42]. Существенно, что основные понятия есть не просто материальные слова, не имеющие никакого значения. Они имеют некоторые обобщенные значения. Прежде всего, они делятся на основные объекты ("точка", "прямая", "плоскость") и основные отношения ("инцидентность", "между", "движение"). Затем основные отношения несколько конкретизируются группировкой аксиом. "Инцидентность" связана с группой аксиом сочетания, "между" связана с группой аксиом порядка, "движение" связно с группой аксиом движения. Материальные смыслы определенной теории, знания включены в множество все возможных связей и предметов, находящихся в системе смыслов, и характеризуются многоплановостью содержательности, включающей как определенное, так и различные общие содержания, в том числе типа указанных.

Несмотря на то, что аксиоматизированная система не имеет субъективного определенного содержания, надо считать, что ей свойственно определенное содержание, представленное в материальном виде. Таким содержанием является содержание основной интерпретации системы. Она содержится в геометрии как части физики, что подтверждается следующим: 1. Определенное содержание есть в материальной системе смыслов субъекта. 2. Определенные субъективные содержания, т.е. "пространственные представления вместе с сопровождающими их чертежами играют роль лесов при постройке аксиоматического здания и свободно могут быть убраны без того, чтобы оно в какой-либо мере пострадало в логическом отношении" [6. С. 50]. 3. Определенное содержание с легкостью (самопроизвольно) выступает в сознании при чтении строгой аксиоматизированной системы. В качестве субъективного определенного содержания объектов мы представляем себе идеальные точку, прямую, плоскость. В качестве определенного содержания "акцидентности" мы представляем прямую, проходящую через точку, лежащую на прямой и т.д. Если мы, рассматривая аксиоматическую систему, представляем под основными понятиями определенное содержание, то имеем дело с геометрией как частью физики. Если мы не представляем определенного содержания (а оно действует как материальные смыслы нашего мозга), то в сознании "высвечи-

стр. 137

вается" система чистой математики, в которой основные понятия действуют как общие значения, отвечающие аксиомам.

Чистая геометрия обуславливается двойственностью речи. С одной стороны, речь входит во внутренние скрытые процессы материальных смысловых структур, поэтому она содержательна, с другой стороны, она выступает как вынужденное изменение связей внешних материальных предметов (слов и их систем), отторгнутых от субъекта. Отделение логики от определенного содержания возможно в виду того, что логика есть особенность текста, а текст как материальное образование отделен от внутренних материальных содержательных структур, являющихся источником определенного содержания, и следует за ними. Таким образом, чистая геометрия есть выделение обобщенной стороны системы текста отторгнутого от субъекта (обобщенного содержания основных понятий) отвечающей аксиомам. Это подобно формальной логике, выделяющей форму слов как материальные образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рузавин Г. И. О природе математического знания. М., 1968.

2. Энциклопедия юного математика. М., 1985.

3. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2006.

4. Пучинский В. М. О теоретическом познании и логике // Философские исследования. 2006. N 3 - 4.

5. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М., 1993.

6. Костин В. И. Основания геометрии. М., 1948.

7. Пуанкаре А. О науке. М., 1955.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕКОТОРЫЕ-ОСОБЕННОСТИ-МАТЕМАТИЧЕСКОГО-ПОЗНАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. Пучинский, НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕКОТОРЫЕ-ОСОБЕННОСТИ-МАТЕМАТИЧЕСКОГО-ПОЗНАНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. М. Пучинский:

В. М. Пучинский → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
3491 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3118 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
17 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android