Libmonster ID: RU-8239

Проф. Е. Кагаров

В ряду источников ню истории древней Греции весьма значительное место занимают греческие папирусы, массовые открытия которых в Египте начинаются с конца XIX века.

Что такое папирус?

В низменных, болотистых местах по берегам реки Нила и в самой воде растет в изобилии особое травянистое растение из семейства осоковых, известное под названием папируса (ботаническое наименование - Cyperus Papyrus L.). Сердцевина этого растения шла в древнем Египте на изготовление письменного материала. Крупные, толщиною в руку стебли, изобилующие сердцевинною мякотью, разрезались острыми ножами на тонкие продольные полосы, которые омачивались и потом плотно укладывались на гладкую доску. Поверх этих полос, поперек, накладывался другой слой сердцевины. Затем все эти слои скреплялись особым клейким веществом, спрессовывались вместе и высушивались на солнце. Полученные таким образом страницы склеивались в длину и свертывались в свиток.

Папирусы содержат в себе произведения научной и художественной литературы, документы (законы, указы и распоряжения правительства, судебные решения, календари, векселя, квитанции, акты о купле-продаже, договоры, счета, частную переписку, иски и жалобы), ученические записи и т. д.

Найденный в Египте за последние десятилетия греческие папирусы проливают новый свет на все стороны государственной, общественной и частной жизни так называемой эллинистической "эпохи, т. е. времени, охватывающего III и II века до нашей эры; они также освещают период господства Рима, Византии и арабов в Египте.

Эти папирусы содержат разнообразнейший исторический материал и рисуют яркие картины жизни прошедших веков и погибших народов. Это придает огромное значение и особый интерес ознакомлению с папирологическим материалом1 . В частности папирусы рассказывают нам полную глубокого драматизма повесть о долгой и упорной борьбе угнетенных слоев населения эллинистического Египта с угнетателями.

Положение рабов и крестьян в стране, в которой вся экономическая жизнь была построена на жестокой эксплоатации рабов и крестьян господствующим классом, на суровой и детальной регламентации со стороны органов государственной власти, было крайне тяжелым. Крупные земельные собственники, владельцы мастерских, царские чиновники, откупщики выжимали последние соки из непосредственных производителей. Откупщики и чиновники собирали налоги, следили за работой мастерских и за домашним кустарным производством, имевшим не потребительский, а рыночный характер. Крайняя бюрократизация всей государственной и хозяйственной жизни, чудовищная эксплоатация трудящихся масс, огромные поборы, реквизиции, принудительный труд вызывали обнищание крестьян и ремесленников. Рабы вели жалкое существование, подвергаясь всяческим унижениям и жестоким наказаниям. Это создавало обостренные отношения между эксплоататорами и угнетенными как в городах, так и в деревнях. Выведенные из терпенья, крестьяне и невольники прибегали к различным формам классовой борьбы, требуя улучшения своего невыносимого положения, бросая работы и убегая из поместий, а иногда открыто нападая на управляющих имениями и откупщиков.

О том, до каких пределов доходила эксплоатация непосредственных производителей в эллинистическом Египте, красноречиво говорят новонайденные папирусы:

1 Более подробные сведения о папирологии как новой отрасли источниковедения можно найти в следующих грудах: А. М. Придих "Греческие папирусы". Варшава. 1907; В. П. Бузескул "Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира", стр. 81 - 109. Ч. 2-я. Петроград. 1924.

стр. 82
крестьянин, арендуя клочок земли и получая посевной материал, должен был уплачивать 100% или даже 150% с предоставленной ему ссуды.

Тот, кто оказывался не в состоянии вернуть долг, терял свое имущество; равным образом несли строгую ответственность и его поручители. Сельское население и рабы терпели горькую нужду. Бедняки жалуются: "Не получая ничего, мы лишены самого необходимого".

Каковы были формы эксплоатации непосредственных производителей в эллинистическом Египте? Папирусы рисуют нам яркую картину всевозможных поборов, несправедливостей и притеснений со стороны чиновников, управляющих и откупщиков. Жалованье рабочим систематически задерживалось, причем задержка эта тянулась нередко в течение многих месяцев. Так например одна работница не получала жалованья, за 4 месяца; на то же жалуются сельскохозяйственные рабочие, трепальщики и другие. Девушка-кифаристка (т. е. арфистка), по имени Сатира, живущая в александрийской усадьбе крупного вельможи Птолемея II, Аполлония, жалуется, что она с матерью не получает уже больше года одежды и жалованья (258 год до нашей эры). Рабочие возмущались этой задержкой жалованья, о чем сообщается в одном донесении. Особенно интересно в этом отношении письмо Аминты Зенону, секретарю упомянутого Аполлония (257 год): "И раньше мы писали тебе, что рабы надоедают нам, требуя содержания; вот и сейчас одни просят выдать им что-нибудь во избежание нарушения дисциплины". Таким образом, в этих документах чувствуются глухое недовольство и угроза массового возмущения.

Тяжкие поборы и вымогательства, "злоупотребления и произвол господствовали в эллинистическом Египте, где греки-колонизаторы угнетали массу коренного населения. Некто Патекион сообщает Зенону, что он передал в собственность греку Аристодему дом солдата-египтянина. Узнав, что последний намерен жаловаться на эту обиду Аполлонию, автор письма просит Зенона содействовать тому, чтобы жалобе не был дан ход. Управитель Филиск незаконно взыскал с Массиха 266 драхм и 4 обола, на что последний жалуется чиновнику Диотиму. У Демократа Филиск потребовал без всякого основания 50 мер пшеницы.

Несмотря на крайне обременительные налоги и поборы каждый старался по мере сил внести в срок все подати, так как зная, что в противном случае ему грозила тюрьма, реквизиция имущества, нищета и голодная смерть. В одном письме читаем: "Я прилагаю все старания, чтобы уплатить налоги в течение месяца, дабы ты не привлек меня к суду. Начальник стражи Леонтиск вопреки закону заставляет одних трудиться, а кирпичников, которые должны работать, защищает, потому что это ему выгодно". Рабочие не получают вовремя материалов. Люди жалуются на постоянные притеснения, на постой солдат.

Рабовладельцы знали об ужасных условиях жизни подневольного населения и иногда приказывали своим управляющим удовлетворить требования рабочих. Одно письмо содержит в себе просьбу, чтобы рабыня, убежавшая с ребенком, не подверглась грубому обращению. Владельцы требовали, чтобы управляющие не преследовали чрезмерно людей из-за неплатежа налогов. Аполлоний наказывает Фрасону и Парамону не обременять его крестьян в Таптии из-за налога на соль. Управляющий Дромон сообщает Зенону (о котором речь шла выше): "Согласно твоему письму, я приложу все старания к тому, чтобы никто из твоих людей не терпел притеснений". В письме одного помещика управителю прямо говорится: "И если ты не перестанешь злодействовать в деревне, то раскаешься".

Многочисленные обременительные повинности, незаконные захваты имущества, злоупотребления и пр. толкали угнетенные слои населения на протест против эксплуататоров, выражавшийся в двух формах: 1) пассивной (оставление работы, побег) и 2) активной (нападение на приказчиков, управляющих и надзирателей, массовые волнения).

Явные признаки брожения среди работников разных категорий всплывают перед нами в новооткрытых греческих папирусах. Матросы грозят оставить свою службу (письмо от 29 октября 258 года до на-

Изображение Птолемея на монете.

Берлинский мюнц-кабинет.

стр. 83


Храмовые постройки эллинистического периода. Остров Фила.

шей эры), садовники собираются бросить свою работу, если не получат жалованья.

Один папирус 257 - 256 года до нашей эры рассказывает нам об отказе от работы крестьян в Филадельфия: автор донесения сообщает Аполлонию, что крестьяне, не соглашаясь с произведенной оценкой засеянных полей, готовы были вовсе отказаться от посеянного. Они напоминают, что с ними было заключено ранее соглашение отдать им из урожая одну треть, и настаивали на сохранении этого условия (см. "Античный способ производства в источниках" - в дальнейшем "АСПИ" - N 667 за 1933 год. Изд. Гос. Акад. ист. мат. к-ры). В одном заявлении изголодавшиеся рабочие пишут: "Если вы не дадите нам жалованья и хлеба, которых мы не получаем уже два месяца, то мы убежим, так как мочи больше нет терпеть".

Куда спасались эти беглецы? Некоторые пытались скрыться среди матросов или солдат. Так, Аминта пишет Зенону: "Сообщаю тебе, что повар, которого вы купили, захватив 80 медных драхм на покупку корма для лошадей, сбежал. Его встретили около Атлибиса. Он находится у каппадокийцев, которые там стоят лагерем. Прошу тебя приказать всем рабам и написать всем, кому ты считаешь это полезным, чтобы, когда наши посланцы его поймают, они помогли вернуть его к нам" (см. "АСПИ" N 71).

Несмотря на жестокие наказания, ожидавшие беглецов, несмотря на крупные суммы, обещавшиеся хозяевами в награду за поимку беглого раба или хотя бы за одно только указание его местонахождения, несмотря на ответственность принявших к себе беглецов побеги рабов не прекращались. Яркой иллюстрацией юридического положения рабов в эллинистическую эпоху может служить папирус 156 года до нашей эры, текст которого мы приводим ниже почти целиком: "16 числа месяца эпаф сбежал раб Аристогена... по имени Гермон, он же Нил, родом сириец из Батожки, лет 18, роста среднего, безбородый, с крепкими икрами, с ямочкой на подбородке, с родинкой налево от носа и рубцом кверху от левого угла рта, клейменый на левом запястье двумя варварскими буквами, сбежал с монетами чеканного золота в три шины, десятью жемчужинами, с железным кольцом (на шее).... на теле хламида и передник. Кто его вернет, получит два (3) медных таланта, кто покажет, что он находится в храме, - 1 (2) талант, кто покажет, что он находится у человека платежеспособного и доступного суду, - 3 (5) таланта. Указания давать чиновникам Стратона. Вместе с ним убежал Бион, раб Калликрата,.. невысокого роста, широкоплечий, с сильными икрами, глаза светлые. Он убежал с пелеринкой, рабским плащом и женским флаконом, стоящим 6 талантов, и с пятью тысячами медных драхм. Кто его вернет, получит столько же, сколько обещано за вышеуказанного" (см. "АСПИ" N 72, там же, N 70).

стр. 84
Чаще всего беглые рабы искали приюта в храмах, пользуясь так называемым правом убежища (асилии - jus asyli). Как известно, греческие храмы считались неприкосновенными и поэтому служили убежищами для преследуемых. Экономической подоплекой этого института было стремление сохранить рабов душ данной общины или государства и удержать их от ухода заграницу. Маркс и Энгельс подчеркивали коллективный, общинный характер власти рабовладельцев над рабами, совместную частую собственность граждан, сообща владеющих ими1 . Вместе с тем жречество было заинтересовано в использовании рабов, ищущих защиты на священной территории, в качестве рабочей силы.

В редких случаях храмы по тем или иным соображениям отказывали беглым рабам в убежище: из одного письма мы узнаем, что управляющий отправляется в Крокодилополь, чтобы просить номарха (начальника округа) Маймаха изгнать беглецов из храма (252 год).

Рабовладельцы прибегали к различным мерам, чтобы предотвратить бегство невольников или наемных работников. Их вынуждали приносить присягу в том; что они не уйдут; текст такого клятвенного обещания сохранился на одном из папирусов; четыре кирпичника подтверждают: "Мы останемся в Филадельфии, в номе (округе) Арсинои, будучи всегда на виду, и выработаем кирпича, сколько мы взялись... и не оставим работу". В других случаях с рабов прямо берется обязательство "не искать убежища у священного алтаря". К способам предупреждения бегства работников относилась также усиленная охрана в определенные моменты хозяйственной жизни страны, например вовремя сельскохозяйственных работ, когда число надзирателей или стражников увеличивалось.

В некоторых (крайне редких) случаях рабы выражали свой протест в мягкой, сдержанной форме. Так, одна девушка-рабыня пишет Зенону: "Хоть я и изнурена ноской дров и рыболовством, ню не хочу уйти от тебя, как другие рабыни, которые убегают, терпя несправедливости. Зная твой характер, что ты не любишь зла, я не поступаю таким образом".

Папирологические документы содержат в себе многочисленные указания на иные, более активные формы протеста и борьбы с угнетателями. Мы узнаем о попытках открытого сопротивления родственников и друзей при задержании крестьянина стражниками и даже о нападениях туземных рабочих на служащих греческих землевладельцев. Некто Гермий сообщает своему хозяину, что на него и на его пастухов "напал народ и поднял руки на пастухов". "Я сам, - прибавляет он, - нахожусь в тяжелом состоянии вследствие нанесенных мне побоев".

Крестьянин ведет корову на базар. Египет.

Эллинистический барельеф.

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 12.

стр. 85
Чрезвычайно важны свидетельства папирусов о ряде лиц, подбивающих население к неповиновению. Папирус рассказывает о крестьянине (seorgos) Паэисе, призывающем народ к восстанию (он именуется stasiotes, т. е. мятежником, заговорщиком), о ткаче Нехтембе, сеющем недовольство среди товарищей, и т. д. Рабовладельцы прекрасно сознавали опасность положения. Автор одного письма заявляет: "Ты хорошо знаешь, как обстоит дело с толпой, отказывающейся работать".

Приведенные отрывки из папирологических документов развертывают перед нами интереснейшие картины социального движения в Египте эпохи Птолемеев. Антагонизм между непосредственными производителями и эксплоататорами переплетается здесь с национальной оппозицией туземной знати и жречества против греко-македонского владычества. Обострение классовой борьбы ведет к ослаблению экономической и военной мощи монархии Птолемеев. Все более усиливающийся упадок Египта подготовил завоевание его римлянами в I веке до нашей эры.

Однако все эти попытки борьбы подневольного и эксплоатируемого населения против угнетателей не могли привести на том историческом этапе к, положительным результатам. Разобщенность групп недовольных, отсутствие организации и единства действий, сплоченность и мощь рабовладельцев при полном бессилии рабов - вот причины неудачи всех социальных движений этого периода.

Нашедшие себе яркое отражение в папирологических документах III - II веков до нашей эры формы протеста прудящихся масс против угнетателей составляли лишь начальный этап той революции рабов, которая "ликвидировала рабовладельцев и отменила рабовладельческую форму эксплоатации трудящихся"1 .

1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 412. 11-е изд.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВЫЕ-МАТЕРИАЛЫ-ПО-ИСТОРИИ-КЛАССОВОЙ-БОРЬБЫ-В-ДРЕВНЕМ-МИРЕ-В-III-II-ВЕКЕ-ДО-НАШЕЙ-ЭРЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. КАГАРОВ, НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ В III-II ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВЫЕ-МАТЕРИАЛЫ-ПО-ИСТОРИИ-КЛАССОВОЙ-БОРЬБЫ-В-ДРЕВНЕМ-МИРЕ-В-III-II-ВЕКЕ-ДО-НАШЕЙ-ЭРЫ (date of access: 18.10.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. КАГАРОВ:

Е. КАГАРОВ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
842 views rating
31.08.2015 (2240 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
A FEW UNFORGETTABLE MEETINGS
3 hours ago · From Россия Онлайн
Карты Таро - виды, значение. Толкование Таро и гадание
Catalog: Лайфстайл 
20 hours ago · From Россия Онлайн
PRIDE OF RUSSIAN SCIENCE
4 days ago · From Россия Онлайн
EXPERIENCE. COMPETENCE. SCALE
Catalog: Физика 
4 days ago · From Россия Онлайн
FLYING LABORATORY "OPTIK"
5 days ago · From Россия Онлайн
"POTENTIALITIES" OF RELATIVISTIC ELECTRON
Catalog: Физика 
5 days ago · From Россия Онлайн
Аристотелева парадигма Познания, твердо усвоенная человечеством, ведет его прямой дорогой в ад.
Catalog: Философия 
6 days ago · From Олег Ермаков
Александр Дюма
7 days ago · From Россия Онлайн
Явив человечеству антропный принцип, наука страшится довести его применение до логического предела, поскольку в нем она превращается в религию. Боясь в ней исчезнуть, наука боится сияния Истины: в нем, Мир реальный являющем, два сих — одно.
Catalog: Философия 
7 days ago · From Олег Ермаков

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ДРЕВНЕМ МИРЕ В III-II ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones