Libmonster ID: RU-16323
Автор(ы) публикации: И. И. Белоусов

Важнейшей задачей строительства вооруженных сил в XVIII в. являлось обеспечение их кадрами. Создание крупного военно-морского флота потребовало новых познаний и большого контингента обученных строителей кораблей и специалистов флота, которыми Россия не обладала. Потребовалось привлечь иностранцев, военно-морской опыт передовых стран Европы. Петр I сознавал, что без наличия опытных моряков и корабельных мастеров ему не создать флота, способного победить шведские эскадры.

Решая эту задачу, Петр I в начале своего царствования организовал привлечение иностранцев на русскую службу. При найме иноземных морских специалистов царь отдавал предпочтение выходцам из Голландии и Англии, считавшимся лучшими в Европе моряками. В 1697 - 1698 гг. на русскую службу были приняты 2 флагмана, 64 офицера, 115 унтер-офицеров, 51 лекарь, в 1702 - 1703 гг. - 69 офицеров, 103 унтер-офицера, 13 лекарей1.

К концу XVII в. Англия, Голландия, Испания, Франция имели огромный опыт кораблестроения, ведения морских войн. Воды мирового океана бороздили эскадры из десятков и даже сотен кораблей. Происходили крупнейшие морские сражения. В европейских флотах были созданы и внедрены морские уставы и другие регламентирующие документы, сформулированы основные принципы военно-морской тактики. Сложилась система подготовки кадров флота в морских учебных заведениях. Так что русским представителям в Европе можно было научиться морскому делу.

Великое посольство во главе с Петром I, отправляясь в 1696 г. за границу, четко представляло цели своей миссии. Были выработаны два направления деятельности: обучение русских людей за границей и наем на военно-морскую службу в России иностранцев. Посольство имело задачу подыскать иностранных моряков разных специальностей: капитанов кораблей, корабельных мастеров, боцманов, артиллеристов, штурманов.

Характерным требованием при найме на русскую военную службу иностранных морских офицеров было то, чтобы они имели опыт службы матросами и достигли командных должностей пройдя все ступени морской службы.

В период пребывания за границей Петр I лично отбирал и приглашал многих специалистов на службу в создаваемом русском флоте. Руководство созданием галерного флота было возложено на выходцев из Далмации И. Ф. Боциса, а после его смерти - на М. Х. Змаевича.

До начала XVIII в. корабельные команды военных судов России состояли из иностранных матросов, которым в помощь назначались русские солдаты. При постоянном недостатке обученного состава флота приходилось и впоследствии неоднократно прибегать к вербовке иностранцев - командного состава, военно-морских специалистов и матросов. Только в 1717 г. в Голландии были наняты 1700 человек. Не-


Белоусов Игорь Иванович - кандидат исторических наук. Военный университет.

стр. 147

большое количество людей поступало на русскую службу и с приходивших в Архангельск купеческих кораблей.

Однако не все нанятые иностранные специалисты соответствовали предъявляемым к ним профессиональным требованиям. С 1699 по 1701 г. было отправлено на родину 589 человек из числа ранее прибывших иностранцев. В 1718 г. в Гамбурге были наняты 104 человека, из которых 40 ранее никогда не бывали в море2.

Сам император не обольщался результатами использования иностранцев в военном деле и как только появлялась возможность заменять их русскими, он это делал. Был принят ряд мер по ограничению службы чужеземцев. Приехавшие в Россию иностранные военные специалисты не всегда оправдывали ожидания. По свидетельству самого Петра, "меньшее число из оных искусные обретены суть, большая часть офицеров вманилась через незнаемые рекомендации"3.

В Россию прибыло и немало хорошо знающих свое дело морских иностранных специалистов, офицеров и корабелов, которые добросовестно выполняли взятые на себя обязательства в соответствии с заключенными контрактами. В их числе был Ф. Я. Лефорт, который стал первым адмиралом российского флота и "по признанию Петра Алексеевича, первым его учителем военно-морского дела"4. Голландец К. И. Крюйс также дослужился до адмирала российского флота и занимал должность вице-президента Адмиралтейской коллегии5.

Сразу после окончания Северной войны было приказано проэкзаменовать служивших в корабельном и галерном флоте иностранцев и оставить на занимаемых должностях и в соответствующих чинах только достойных.

В 1722 г. было введено ограничение для военных кадров из иностранцев, прибывших для временной военной службы и не желавших оставаться в России на всю жизнь - они принимались на службу чином ниже, чем имели за границей6.

При преемниках Петра I постепенно сокращалось привлечение иностранцев в армию и на флот, их доля в личном составе вооруженных сил снизилась. Как отмечал А. К. Баиов, в 1730 - 1740-х годах в российском офицерском корпусе служило немало ветеранов петровской эпохи и числилось значительно меньше, чем допускалось по воинскому штату, иноземцев; среди офицеров возросло количество выходцев из податных сословий7. Этот процесс продолжался и в два елизаветинских десятилетия. Однако после смерти Петра I состояние флота ухудшилось, он по-прежнему нуждался в иностранных специалистах.

Морская служба теряла свою престижность. Если при Екатерине 1 корабли еще продолжали строить, то при Петре II сооружение новых больших кораблей вообще прекратилось, строились лишь галеры и была закончена постройка пяти кораблей и одного фрегата, заложенных еще при Петре I. Существующие корабли было приказано сохранить, но в море выводить не разрешалось "во избежание убытку".

"В период 1725 - 1727 гг. флот наш по наружному виду и численности судов казался грозным и мог еще возбуждать опасения иностранцев, - отмечал Ф. Ф. Веселаго, - но в действительности в нем уже начали появляться несомненные признаки упадка и разложения"8. Объективную характеристику российскому флоту в 1732 г. дал один из самых опытных российских флагманов шаутбенахт лорд Дуффус9. В докладе императрице Анне Иоанновне он упомянул требования Морского устава Петра Великого о содержании в боевой готовности 27 линейных кораблей и 6 фрегатов, кроме бомбардирских, огневых судов и кораблей обеспечения. Далее в докладе говорилось: "И такое число кораблей ныне в готовности подлинно нет, и хотя толикое число можно оснастить и вывесть из Гавани в Кронштате для смотру (или учения, параду) однако ж я чаю не будет больше одной половины, которые годятся пойти в море для службы"10.

Снова обнаружилось, что если Россия хочет оставаться в числе морских держав, ей необходимо принимать срочные меры по исправлению создавшегося положения. Для этого потребовался новый приток иностранных военно-морских специалистов. С целью организации набора корабельных мастеров и тимерманов в ведущих морских державах Адмиралтейств-коллегия направила в Европу капитана флота английского происхождения Видима Лювеса (Льюиса)11 - будущего российского адмирала.

В Архиве внешней политики Российской империи сохранилась инструкция "из государственной Адмиралтейской коллегии от флота капитану12 Лювесу"13.

В ней отмечалось, что "понеже по учиненному и опробованному от Ея Императорского величества штату поведено при флоте содержать на кораблях мастеров двадцать семь и тимерманов двадцать человек, того ради для призыву оных ехать вам в Галандию на почтовых или подставных подводах чрез Ригу".

По прибытии в Голландию российскому вербовщику рекомендовалось в "Ротердаме и других тамошних местах, где за заспособнее можете разсудить помянутых

стр. 148

мастеров и тимерманов сыскивать с крайнею прилежностию и которые службу Ее Императорского Величества принять пожелают, о тех вам в первых разведывать заподлинно, какого они состояния и не шулницы ль".

Особые требования предъявлялись к профессиональной подготовке кандидатов. При отборе кандидатов в обязательном порядке должен был проводиться экзамен. Соответственно, предписывалось "что принадлежит до искуства в их должности о том экзаменовать: мастеров чтоб знали препорционально груз корабля и порядочное всего в нем расположение и содержание, оснастку кораблей, и смотрение всего такелажа и матриалов при карабле, и збережение и свидетельство расходов их; знать силу караблей как на ходу, так и в стоянии на якоре и в протчем, что к сохранению ево пристойно; а тимерманы чтоб знали лутчее карабельных повреждений исправление, а наипаче, когда имеют быть на море чего ради дабы искушены были карабельного строения також могли б делать на карабли новые мачты, стежи, раппы, а при порте в починах и исправлениях лутче помогать могли; сверх же того оные мастера и тимерманы вовсе бы к должности их принадлежащим были знающи, и исправляли б так, как чинитца на аглинских военных караблях".

Главным требованием было недопущение на службу в военно-морском флоте России проходимцев, авантюристов и некомпетентных людей: "Которые найдутся в знании должностей по экзаменации вашей искусны також люди доброго состояния и нешулницы, тех в службу Ее Императорского Величества принимать, утверждая сверх той экзаменации, чтоб каждой свое дело знал и неискуством бы не отговаривался, и заключать жалованье оклад: мастерам от пятнадцати до двадцати рублей на месяц и кроме того обнадеживать, иметь клас им против сухопутного капитана, а тимерманам от десяти до пятнадцати рублев на месяц, и на том основании заключить с ними контракты, утверждая их службу Ее Императорскому Величеству". В соответствии с заключаемым контрактом военная служба в России для набранных морских специалистов должна была продолжаться "безотлучно по три или по четыре токмо не менше трех годов да на произвол на два года".

Учитывалось, что нанимаемые иностранцы будут нуждаться в деньгах "на подъем и на проезд". В этом случае капитану Лювесу предлагалось "то в щет их жалованья выдавать им по разсмотрению вашему сколько подлежит". Если достойных кандидатов не нашлось бы в Голландии, офицер должен был отправиться для организации найма морских специалистов в Англию "и тамо оных сыскивать и призывать в службу", о чем был заранее предупрежден президентом Адмиралтейской коллегии Н. Ф. Головиным российский посол в Лондоне А. Д. Кантемир.

Инструкция Лювесу заканчивалась предупреждением: в случае вызова "незнающих в должности их, и худаго состояния и шуллниц... все с возвращением убытков по силе регламента взыщется на вас несомненно". А в остальном офицеру предоставлялась полная свобода проявить свои способности: "Что к лутчему интересу учинить заблагорассудите и в том поступать вам как подлежит доброму и искусному офицеру по лутчему своему разсуждению". Подписали инструкцию президент Адмиралтейств-коллегий адмирал Головин и все ее члены 1 марта 1733 года.

Для юридически правильного оформления контрактов с нанимаемыми иностранными моряками "и для лутчаго изъяснения, в какой силе оные контракты заключать" Адмиралтейств-коллегия приложила к инструкции форму контракта:

"Форма [контракта] мастеру в ранге сухопутного капитана.

Я нижеподписавшейся Города житель имярек, учинил сей контракт Ее Императорского Величества самодержицы Всероссийской и протчая, и протчая, и протчая российского флота с капитаном Видимом Лювесом в том что быть мне имяреку в службе Ее Императорского Величества в российском флоте на караблях или где буду определен, з заключения сего контракта впредь четыре да напроизвол два года мастером и исправлять по лутчему своему знанию: 1. Препорционално груз карабля и порядочное всего в нем расположение и содержание. 2. Оснастку караблей и смотрение всего карабельного такелажу и матриалов при карабле и бережение и свидетельство расходов их. 3. Знание силы караблей как на ходу так и в стоянии на якоре и в протчем, что к сохранению ево пристойно, и исправлять так как чинится на аглинских военных караблях. 4. Во всю оную службу положенныя на меня помянутые дела и протчее подлежащее к службе Ее Императорского Величества исправлять надлежит как надлежит по присяге доброму и верному и искусному человеку со всяким тщанием всегда без всякого отрицания и не щадя в потребной службе живота своего. 5. Ее Императорского Величества жалованья в бытность в службе получать мне з заключения сего ж контракту по_____ рублей на месяц по заслужении трети с протчими служители. 6. Прежде выслужения попаренных лет апшиту мне имяреку не требовать и по выслужении тех лет отпустить во отечество с честным апшитом и с его выдачею

стр. 149

на проезд денег как обыкновенно в России бывает, а ежели явлюся в службе быть неудобен то об отпуске и прежде выслужения тех лет да будет в высокой власти и воле Ее Императорского Величества.

Во верность того, сей контракт подписан своими руками, учинен в Галандии __________ месяца _____ дня, 1733 году".

В 1734 г. вице-адмирал Головин вел переписку с российским послом в Лондоне Кантемиром по вопросу о найме на русскую службу компасного мастера. Посол подобрал кандидата и запросил Адмиралтейскую коллегию, "принимать ли онаго в службу". Президент Адмиралтейской коллегии сообщил в Лондон о положительном решении и просил Кантемира, "чтоб заблаговолили онаго мастера принять и учинить с ним письменной контракт, а отправитца ему к нам в Санкт-Петербург с первыми весенними караблями"14.

В дальнейшем на русскую службу приглашались в первую очередь английские, а также датские моряки. С 1764 по 1772 г. на русскую службу поступили около 50 британских морских офицеров, а в 1783 г. в Российскую империю прибыли 38 офицеров15. На российской службе "многие из иностранных генералов и офицеров заслужили уважение потомков. В том, что победы русского оружия поставили Российское государство в ряд ведущих держав мира, есть и их заслуга"16.

Иностранные военные специалисты внесли большой вклад в развитие российского военно-морского флота как кораблестроители, создатели военно-морских баз и портов, командующие эскадрами, капитаны кораблей, администраторы и организаторы17. При этом русские моряки усваивали военно-теоретические взгляды, изучали новшества военного и морского дела, формировали у себя практические навыки и умения.

В то же время создавалась и развивалась национальная российская школа подготовки военных профессионалов. С этой целью организовывались стажировки русских офицеров в войсках других государств, на кораблях лучших морских держав. Однако отечественный флот до конца XVIII столетия нуждался в привлечении на службу иностранных офицеров, унтер-офицеров и военно-морских специалистов18.


Примечания

1. ВЕСЕЛАГО Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. СПб. 1875, с. 412.

2. См.: Кадровые органы Военно-морского флота. СПб. 2002, с. 25.

3. Цит. по: БЫЧКОВ А. Письма Петра Великого. СПб. 1872, с. 48.

4. ЗОЛОТАРЕВ В. А., КОЗЛОВ И. А. Три столетия Российского флота. XVIII век. СПб. 2003, с. 113.

5. Крюйс Корнелий Иванович (1657 - 1727) служил в голландском флоте, участвовал в плаваниях в Индию и Америку. В 1698 г. был принят на русскую службу в чине вице-адмирала. В 1702 - 1704 гг. наблюдал за подготовкой русских моряков за границей. Участник Северной войны. Командовал Балтийским флотом. В 1713 г. был отдан под суд за прекращение преследования шведской эскадры вице-адмирала Лиллье и гибель корабля "Выборг". Приговорен к смертной казни, но помилован Петром I и сослан в Казань. В 1715 г. возвращен из ссылки. В 1718 г. назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегий. Адмирал (1721 г.).

6. ПСЗ-1. Т. 6. N 3913.

7. БАИОВ А. К. Русская армия в царствование императрицы Анны Иоанновны. Т. 2. СПб. 1906, с. 114.

8. ВЕСЕЛАГО Ф. Краткая история русского флота. М. 1939, с. 59.

9. Лорд Дуффус (ум. 1732) служил в английском военно-морском флоте. В 1723 г. в чине капитана британского флота поступил на русскую службу в чине шаутбенахта (соответствует чину контр-адмирала. - И. Б.). Главный командир Ревельского порта (1724 - 1726 гг.). Отстранен от должности за неэтичное поведение по отношению к эстляндскому дворянину. После извинения был прощен. С декабря 1726 г. - член Адмиралтейств-коллегий. С января 1732 г. - главный командир Кронштадтского порта.

10. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ), ф. 13, оп. 13/1, д. 335 (1732 г.), л. 1об. -2.

11. Лювес (Льюис) Вилим Фомич (ум. 1769) - адмирал (1762 г.), служил в английском военно-морском флоте. На русскую службу поступил в августе 1714 г. в чине подпоручика. Командовал кораблями "Нептунус", "Дербент", "Выборг". В 1733 г. был направлен в Англию и Голландию для вербовки корабельных мастеров и тимерманов. Командовал Ревельской

стр. 150


эскадрой, проводил испытания новых кораблей (1735 г.). Командир кораблей "Азов" и "Надежда" (1736 - 1739 гг.). Командовал беломорской эскадрой (1739 - 1743). Главный командир Кронштадтского порта (1746 - 1751 гг.), командующий Кронштадтской эскадрой (1748, 1749 и 1753 гг.), шаутбенахт (1747 г.). Главный командир Ревельского порта (1754 - 1757 гг.), вице-адмирал (1757 г.). Участник Семилетней войны. Член Адмиралтейской коллегии (1741 - 1754, 1757 - 1762 гг.). Член Морской комиссии (1762 - 1764 гг.).

12. В 1732 г. произошли изменения в чинопроизводстве офицеров флота. Звания капитан-командора, капитана 2-го ранга, капитана 3-го ранга и корабельного секретаря были отменены. Капитан 1-го ранга был переименован в капитана корабля. Чин лейтенанта переведен из 10-го класса Табели о рангах в 8-й и занял место капитана 3-го ранга. Капитан-лейтенант был переименован в мастера. Таким образом, чин Лювеса соответствовал капитану 1-го ранга.

13. АВПРИ, ф. 36, оп. 36/2, д. 33 (1734 г.). л. 3 - 7.

14. Там же, л. 1.

15. КРОСС Э. У Темзских берегов. СПб. 1980, с. 178, 202.

16. БОЙКО С. М. Иностранные специалисты в русской армии и флоте. Автореферат канд. дисс. М. 1999, с. 17.

17. См.: КРОСС Э. Ук. соч., с. 240 - 241.

18. АВПРИ, ф. 9, оп. 9/1, д. 1 (1737 г.); ф. 36, оп. 1, д. 312 (1772 г.); д. 324 (1774 г.); д. 424 (1787 г.); д. 433 (1788 г.); д. 440 (1789 г.); оп. 2, д. 18 (1733 г.); д. 31 (1753 г.); д. 33 (1734 г.); д. 60 (1735 г.); д. 72 (1736 г.); д. 81 (1737 г.); ф. 54, оп. 1, д. 236 (1770 г.); оп. 2, д. 25 (1771 - 1773 г.).


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Наем-иностранных-специалистов-для-русского-военно-морского-флота-в-XVIII-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. И. Белоусов, Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.12.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Наем-иностранных-специалистов-для-русского-военно-морского-флота-в-XVIII-в (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. И. Белоусов:

И. И. Белоусов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
782 просмотров рейтинг
24.12.2020 (1211 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
7 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android