Libmonster ID: RU-15822
Автор(ы) публикации: А. И. Тетуев

В условиях развала царского самодержавия в России в феврале 1917 г. на первый план вышла задача национально-государственного устройства страны. Она стала актуальной и для окраин Российского государства, в том числе Северного Кавказа. На I съезде горских народов Северного Кавказа и Дагестана, открывшемся 1 мая 1917 г. во Владикавказе, был провозглашен "Союз объединенных горцев Кавказа" как национально-политическая единица, принята Политическая программа и Конституция "Союза", избран Центральный комитет. Лояльный к Временному правительству "Союз" являлся законодательным и исполнительным органом на территории Терской, Кубанской и Дагестанской областей. В начале ноября 1917 г. Союз провозгласил создание Горской республики и сформировал Горское правительство.

После прихода к власти большевиков национальная буржуазия на Северном Кавказе возглавила движение за выход из России, основываясь но лозунге о праве наций на самоопределение. Россию охватил "бум суверенизации" - империя начала распадаться, как карточный домик '. Лидеры Горской республики в своем большинстве склонялись к идее государственной независимости и в мае 1918 г. объявили о решении отделиться от России.

Учитывая сложность обстановки в крае, большевики на I съезде народов Терской области (Моздок 25 - 31 января 1918 г.) не поставили вопрос о провозглашении советской власти. Только 4 марта 1918 г. на II съезде народов Терека, проходившем в г. Пятигорске, была провозглашена власть Совета Народных Комиссаров в Терской области. Бывшую область съезд торжественно провозгласил Терской Советской Республикой и объявил ее частью РСФСР2. Процесс возникновения и утверждения советской власти на Тереке проходил в специфических условиях. Несколько отличалась от остальной части РСФСР и структура органов власти в созданной Терской республике, просуществовавшей чуть менее года (март 1918 - февраль 1919 г.).

В исторической литературе отмечается, что республика не выполнила той роли, которая ей предназначалась, а именно - создание и развитие национальной государственности народов Северного Кавказа. Терская республика воз-


Тетуев Мим Инзрелович - доктор исторических наук, доцент Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН.

стр. 87

никла как территориальная, областная автономия, что не соответствовало национально-территориальному принципу построения советской федерации. С точки зрения теории федерализма, значимо то, что Терская Советская республика была важным этапом становления национальной государственности, выступавшей и как форма политического самоопределения горских народов, и как административно-политический институт управления этими народами со стороны центральной государственной власти. Тем не менее, образование Союза и Терской республики исследователи совершенно справедливо рассматривают как первую форму политического самоопределения народов Северного Кавказа.

Следующим этапом в становлении национальной государственности явилось образование Горской АССР. Поскольку обретение государственности каждым из малочисленных народов Северного Кавказа на деле означало создание множества автономных территориальных единиц, что могло затруднить экономическое развитие, был взят курс на создание многонациональных государственных образований.

17 - 18 ноября 1920 г. на съезде народов Терской области было провозглашено образование Горской АССР. 20 января 1921 г. ВЦИК РСФСР принял постановление "Об Автономной Горской Социалистической Республике", состоявшей из шести административных округов: Чеченского, Ингушского, Осетинского, Кабардинского, Балкарского и Карачаевского3.

Следует отметить, что административные округа не могли играть значительной роли в строительстве федеративных отношений, субъектом которых выступала ГАССР. Проведение некоторых мероприятий в масштабах всей республики нередко воспринималось отдельной частью населения как ущемление их национальных интересов. Органы власти Горской АССР, подобно руководству Терской республики в 1918 г., стали решать наиболее острый земельный вопрос за счет перекраивания границ между горскими народами. Механизм, предложенный органами власти Горской республики для решения аграрной проблемы, способствовал размежеванию народов на два полюса по признаку обеспечения землей. С одной стороны - относительно благополучная в этом отношении Кабарда и, практически, все остальные - с другой. Это привело к распаду Горской АССР4.

1 сентября 1921 г. ВЦИК РСФСР постановил выделить из территории ГАССР Кабардинскую автономную область, подчинив ее непосредственно РСФСР. Нормативной базой для этого являлась статья 8 Конституции РСФСР 1918 г., согласно которой сами народы через свои съезды Советов определяют свой политический статус. Это было сделано на учредительном съезде Советов Кабардинской области в конце ноября 1921 года. Так Кабарда впервые была провозглашена полноправным субъектом Российской Федерации со статусом автономной области. Кабардинский народ обрел национальную государственность.

Вскоре назрел вопрос о выделении из Горской АССР Балкарии. Первоначально 6 января 1922 г. на заседании коллегии Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР было принято решение о создании Балкарской автономной области. Однако с учетом большевистской концепции (по мере строительства социализма произойдет стирание национальных различий) и решения Президиума исполкома Кабардинской автономной области от 7 декабря 1921 г. (о возможности объединения Кабарды и Балкарии) постановлением ВЦИК от 16 января 1922 г. Балкарский округ был выделен из состава ГАССР и образована Кабардино-Балкарская автономная область5. Территориальная и экономическая общность двух разных народов - вот объективный фактор, способствовавший их объединению и отодвинувший этнический признак на второй план.

Проведение в жизнь постановления ВЦИК затянулось до конца 1922 года. Причиной послужили два положения, вошедшие в постановление в соответ-

стр. 88

ствии с решением Коллегии Наркомнаца от 9 января 1922 года. Во-первых, о разграничении Кабарды и Балкарии: "Точные границы объединенной Кабардино-Балкарской области и Кабарды и Балкарии устанавливаются специальной комиссией ВЦИК, которая также решает все земельные вопросы между заинтересованными сторонами". Причем в решении Коллегии Наркомнаца оговаривалось: "...с соблюдением земельных интересов Балкарии"6. Во-вторых, о порядке формирования областного исполкома: "Съезды Советов Кабарды и Балкарии избирают на общих основаниях, каждый в отдельности, свои собственные исполкомы, которые составляют на паритетных началах из своих представителей общий объединенный Кабардино-Балкарский областной исполком, коему присваиваются права губернского исполкома"7. После разрешения на компромиссной основе земельного вопроса (22 июня 1922 г.) Кабардинский партком, "считая целесообразным создание Кабардино-Балкарского областного исполкома на основе Конституции РСФСР", обратился с просьбой в ЦК РКП (б) и ВЦИК об отмене постановления ВЦИК от 16 января 1922 года.

ВЦИК 3 июля 1922 г., рассмотрев данное предложение, постановил отменить паритетные начала при формировании Кабардино-Балкарского областного исполкома и предложил Наркомнацу пересмотреть вопрос в направлении отделения Балкарии от Кабарды8. Коллегия Наркомнаца после неоднократного обсуждения предложения ВЦИК 13 июля 1922 г. приняло окончательное постановление:

а) признать выделение Балкарии из объединенной Кабардино-Балкарской автономной области в особую автономную область нежелательным и несоответствующим развитию экономических и культурных сил как Балкарии, так и Кабарды;

б) отметить, что решение Президиума ВЦИК от 20 июня исходит из существования единой Кабардино-Балкарской автономной области, тесно объединяющей Кабарду и Балкарию, и поэтому выделение Балкарии потребует пересмотра земельного вопроса;

в) считать, что в объединенном исполкоме Кабардино-Балкарской области должно быт представлено: 1/3 голосов населения Балкарии и 2/3 голосов населения Кабарды9.

17 августа 1922 г. Кабардинский обком и Балкарское оргбюро РКП (б) утвердили Положение по объединению Кабарды и Балкарии, которое предусматривало образование единого объединенного областного исполкома, состоящего на треть из кабардинцев, на треть из балкарцев и на треть из русских. Фактически был реализован вариант, представленный в постановлениях Коллегии Наркомнаца от 10 и 13 июля 1922 г., по которому балкарцы получили 1/3 количества мест в исполкоме, а наседение Кабарды - кабардинцы и русские - 2/3 количества мест. 6 - 9 декабря 1922 г. в Нальчике состоялся первый областной съезд Советов, который окончательно оформил объединение Кабарды и Балкарии в единую автономную область в составе РСФСР10.

В том же году образовалась Карачаево-Черкесская и Чеченская, а в 1924 г. - Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. Определение территориальных границ при их выделении велось в сложных экономических и политических условиях. К тому же организация автономных национальных республик и автономных областей осложнялась чрезвычайной национальной дробностью. В силу этого приходилось объединять в одну автономную единицу несколько национальностей, ибо они были малочисленны, чтобы образовать свое административное целое, и слишком отсталые в культурно-хозяйственном отношении, чтобы иметь свой аппарат власти. Ввиду того, что в ряде мест за основу бралась не национальная, а социально-экономическая общность, принцип национального самоопределения оказался нереализованным, что в даль-

стр. 89

нейшем стимулировало стремление этих народов к созданию своих национальных государственных образований.

Тем не менее, провозглашение автономии народов Северного Кавказа в таком виде давало возможность горским народам создавать свои национально-государственные образования, способствовало усилению экономических и политических связей с более развитыми областями страны, развивало хозяйственную и культурную жизнь народов. Обретение государственности народами Северного Кавказа явилось политической основой ликвидации фактического национального неравенства. В процессе развития национальных отношений предполагалось совершенствование и государственного устройства в СССР.

После упразднения Горской АССР в 1924 г. была образована Юго-Восточная область в составе РСФСР, которая в конце 1924 г. была переименована в Северо-Кавказский край. Национальные автономные области вошли в Северо-Кавказский край в качестве самостоятельных единиц с сохранением всех прав, предоставленных им соответствующими законодательными актами.

Общие основы правового положения автономной области были определены Конституциями РСФСР 1918 и 1925 гг., а также Конституцией СССР 1924 года. Более подробно основы правового положения автономной области устанавливались в "Положении о Северо-Кавказском крае", утвержденном ВЦИК 25 января 1925 года11.

С провозглашением автономии народы Северного Кавказа получили более широкую возможность самостоятельно создавать различные управленческие структуры, образовательные учреждения, готовить руководящих работников из числа коренных национальностей, что отвечало задачам социалистического преобразования края. Следует отметить, что автономная область как форма национальной государственности в полиэтнической федерации, успешно борясь с "дореволюционными пережитками", в то же время не справлялась с задачей сохранения и развития этнической культуры. Процесс утраты национальной самобытности происходил на фоне значительных положительных перемен: была ликвидирована неграмотность, успешно развивалась система образования и национальная печать, стабилизировалась экономика, формировалась новая интеллигенция, национальные кадры. Несомненно, успехи в строительстве новой жизни были бы еще более значительными, если бы край развивался в условиях демократии, а не административно-командной системы.

Перемены в сфере национально-государственного устройства как политического, так и социально-экономического характера, позволили приступить к разработке новой Конституции СССР. Она была принята 5 декабря 1936 года. Вопросы федеративных отношений, национально-государственного строительства решались в ней "на прежних принципах, на качественно ином уровне"12.

В статье 22 Конституции СССР 1936 г., устанавливавшей административно-территориальное деление РСФСР, наряду с Дагестаном статус автономных республик получили Северная Осетия, Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария. Преобразование автономной области в автономную республику означало переход к более высокой форме национальной государственности - от административно-политической к государственно-политической. Особенность автономной республики состояла в том, что она являлась составной частью союзной республики и осуществляла свою государственную власть на автономных началах лишь в области внутреннего самоуправления. Пределы компетенции автономной республики в области законодательной, исполнительно-распорядительной и судебной власти устанавливались при ее участии высшими органами союзной республики и Союза ССР.

Присущие автономной республике элементы государственного суверенитета выражались в праве принятия Конституции, учитывающей ее особенности13.

стр. 90

Эти положения были отражены и в Конституции РСФСР 1937 года. Конституция автономной республики подлежала утверждению на уровне РСФСР. За органами власти РСФСР закреплялись полномочия, которые вполне могла осуществлять автономная республика. Более того, Конституция РСФСР регулировала и вопросы организации государственной власти автономных республик. Таким образом, с одной стороны, автономные республики можно рассматривать как форму государственного самоопределения наций, с другой, - нельзя не отметить их неравноправие по отношению к союзным республикам, хотя и те и другие являлись частью единого союзного государства. Этот факт всегда сохранял в себе дестабилизирующий элемент14.

В 1937 г. были утверждены проекты Конституции вновь образованных автономных республик. Они были составлены в полном соответствии с Конституциями СССР и РСФСР. Представительство автономной республики в высшем органе государственной власти страны - Верховном совете СССР - с пяти депутатов по Конституции 1924 г. возросло до одиннадцати по Конституции 1936 г., независимо от численности населения автономной республики.

Однако переход к более высокой форме государственности сопровождался пренебрежением к этническим различиям народов. Не приходится даже говорить о национально-культурной автономии в период тоталитаризма. Во второй половине тридцатых годов были ликвидированы национальные сельские советы. Под прикрытием необходимости борьбы против "националуклонизма" и "буржуазного национализма" начались массовые репрессии против партийных и государственных деятелей, представителей творческой интеллигенции. Главной особенностью господствовавшего в те годы политического умонастроения была идея о превосходстве классового и второстепенности, подчиненности национального при социализме. На практике это приводило к игнорированию специфики социально-экономического и культурного развития народов, особенно малочисленных. Взамен навязывались искусственные и малопривлекательные принципы и нормы социалистического общежития. В те годы закладывалась вульгаризированная концепция социалистического интернационализма, ненаучное и некритическое отношение к которой, впоследствии, на протяжении нескольких десятилетий стало основой ложной теории о всестороннем сближении и слиянии советских наций.

Перечисленные выше перегибы, связанные с деформацией национальной политики, усугубились в конце 30-х - начале 40-х гг. XX в., когда режим Сталина предпринял зловейшие акции, связанные с наказанием целых народов. Политика репрессий, проводимая по отношению к отдельным народам и национальным группам в Советском Союзе, отрабатывалась еще в предвоенный период и находилась в зависимости от связей с тем или иным государством. Так, еще до войны были выселены из районов их проживания советские корейцы, поляки, советские немцы и финны.

В 1943 - 1944 гг. были депортированы карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары. Все эти народности были лишены автономных государственных образований. В нарушение Конституции СССР Указами президиума Верховного Совета СССР были упразднены 5 автономных образований (Карачаевская автономная область, Калмыцкая АССР, Чечено-Ингушская АССР, Крымская АССР, Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую АССР). В этих указах содержалась единая формулировка обоснования предпринимаемых репрессивных мер - измена Родине, вступление в организованные немцами вооруженные отряды, оказание фашистским оккупантам помощи в качестве проводников на Кавказских перевалах, участие в бандформированиях на освобожденных территориях. Депортации подлежало все население указанных национальностей. Независимо от возраста все

стр. 91

они, а, следовательно, и коммунисты, и руководители местных Советов, были насильственно выселены в малонаселенные районы Сибири и Средней Азии.

Главная цель, которая преследовалась проведением депортационных мероприятий, - предупреждение и профилактика возможных негативных проявлений, возникновения очагов нестабильности и социальной напряженности, представлявших угрозу государственной безопасности. Проводя переселенческую политику, советское государство преследовало и экономические цели. Ставилась задача освоения трудодефицитных регионов страны путем увеличения численности населения и повышения производительности за счет дешевой рабочей силы. Не случайно основными ареалами вселения депортированных народов были малозаселенные прежде Казахстан, Средняя Азия, Западная Сибирь.

Лишенные государственности, депортированные народы были переведены в статус "спецпереселенцев", что имело тяжелые последствия для их последующей истории.

Акцию депортации народов нельзя было оправдать даже ссылками на законы военного времени. Поэтому она была проведена без какого бы то ни было официального оповещения и стала достоянием гласности лишь 12 лет спустя, когда о ней рассказал Н. С. Хрущёв в своем "секретном докладе" на XX съезде партии.

Во второй половине 1950-х гг. необоснованные обвинения с депортированных народов были сняты. 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указы "О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР", "О преобразовании Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую автономную область", "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР". Была восстановлена государственность балкарского, карачаевского, чеченского и ингушского народов. Они возвратились на свою историческую родину15.

Верховный Совет Кабардино-Балкарской республики 28 марта 1957 г. преобразовал Кабардинскую АССР в Кабардино-Балкарскую АССР.

Новый этап в национально-государственном строительстве на Северном Кавказе начался в 90-е гг. XX века. В Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. было признано необходимым существенно расширить права автономий. Обретение бывшими автономными республиками государственного суверенитета (в январе 1991 г. была провозглашена Кабардино-Балкарская ССР), преобразование почти всех автономных областей в республики (кроме Еврейской), стремление областей и краев к самостоятельности - все эти, как и другие факторы, настоятельно требовали реформирования государственного устройства России.

Необходимо отметить, что движение к суверенитету, наряду с позитивными тенденциями (укрепление самостоятельности народов, децентрализация в разумных пределах функций государственной власти и управления, обусловленные самими территориальными масштабами России) с самого начала заключало в себе и негативные аспекты - стремление к политическому и экономическому обособлению, более или менее выраженному сепаратизму. Нейтрализовать сепаратистские тенденции можно было лишь выдвинув оптимальную форму государственного устройства России. В целом, поиск новой "модели" федерации, адекватной сложившейся ситуации, завершился 31 марта 1992 г. подписанием 87 субъектами Российской Федерации, в том числе республиками Северного Кавказа, Федеративного договора. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и ограниченно включенный в нее Федеративный договор действуют во взаимосвязи16. Федеративный договор юридически закрепил реально существующую разнотипность субъектов Федерации. В то же время, исходя из сложившихся традиций, за республиками в составе Российс-

стр. 92

кой Федерации закрепляется государственный статус: они имеют свои конституции, собственную национально-государственную символику, принимают законы, в них избираются законодательные органы (парламенты), верховные суды, а также, по усмотрению, президенты. Так был найден баланс интересов различных субъектов Федерации, утверждено их равноправие в названных областях и в то же время не утрачена специфика.

Вместе с тем действующая Конституция Российской Федерации в силу своего "компромиссного" несовершенства не может гарантировать в полной мере успеха в развитии российского федерализма, поскольку не проясняет его окончательную модель.

С принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95 "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" была систематизирована и усовершенствована процедура договорного разграничения предметов ведения и полномочий. Согласно этому законодательству существующие договоры были расторгнуты, а новые, о разделении полномочий, после одобрения законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации подлежали утверждению в Государственной Думе РФ.

Новый российский федерализм имел трудное "детство", которое к середине 1990-х гг. сменилось нелегким и иногда непредсказуемым "подростковым" возрастом. Тем не менее, федерализм в России активно развивается, компенсируя практическими действиями и новыми законодательными актами недостатки, преодолевая слабость Конституции Российской Федерации. Значимым этапом в реформировании органов государственной власти Кабардино-Балкарии явилось принятие 1 сентября 1997 г новой Конституции Кабардино-Балкарской Республики. В нормативно-правовой форме были зафиксированы общие результаты системной политической трансформации советской политической автономии в "суверенное демократическое правовое государство в составе Российской Федерации" (ст. 1)17.

Большое значение в Конституции имеет ст. 76, в которой утверждается, что государственными языками КБР являются кабардинский, балкарский и русский. Языки других народов, компактно проживающих на территории КБР, также имеют право на сохранение и развитие, пользуются поддержкой государства.

Гарантом Конституции, прав и свобод граждан выступает Президент Кабардино-Балкарской Республики. Высшим представительным и законодательным органом по новой Конституции является Парламент КБР. Исполнительная власть в республике осуществляется кабинетом министров (Правительством) КБР. По Конституции - это самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президентства. Проведением государственной политики на местах занимаются назначаемые Президентом главы местных администраций. Судебную систему составляют Конституционный, Верховный, Высший арбитражный, городские и районные суды18.

Парламент Кабардино-Балкарской Республики до 2003 г. состоял из двух палат, которые функционировали, дополняя друг друга: Совет Республики и Совет Представителей. Совет Республики работал на постоянной основе, а Совет Представителей созывался по мере необходимости. В Совете Представителей Кабардино-Балкарского Парламента места были квотированы, распределены по основным национальностям в равной мере. В связи с тем, что Совет Представителей выполнил свою функцию стабилизации межэтнических отношений, с 2003 г. в Кабардино-Балкарии функционирует однопалатный парламент. При этом лишь пятая часть избираемых депутатов работает на постоянной основе19.

стр. 93

Особенностью государственного устройства Кабардино-Балкарии в 1995- 2005 гг. была жесткая вертикаль власти - назначение Президентом республики председателя Совета местного самоуправления, избранного на сессии, главой администрации района или города. В свою очередь, глава администрации города или района назначает руководителем администрации села, поселка или станицы депутата, избранного председателем Совета местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131 глава местной администрации назначается по результатам конкурса Советом местного самоуправления. К особенностям организации власти в Кабардино-Балкарии можно причислить создание Совета безопасности.

Становление и развитие российского федерализма, как известно, порождало и определенные противоречия. Прежде всего - между стремлением народов к самоорганизации и объективными процессами интеграции российского общества. Так, несмотря на то, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации республики не являются суверенными, Конституция КБР провозгласила государственный суверенитет одной из ключевых основ конституционного строя республики, и защита его была отнесена к важнейшим функциям государства (ч. 3 ст. 5). В связи с тем, что в конституциях республик содержались нормы, которые нарушали Конституцию Российской Федерации, был принят Указ Президента Российской Федерации от 5 октября 1995 г. "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации"20.

В документе строго предписывалось устранить несоответствия, имеющиеся в конституциях и законах, нормативных и правовых актах республик, краев, областей, городов федерального значения, с положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В связи с этим в 66 нормативно-правовых актов КБР внесены изменения и дополнения, некоторые из которых признаны утратившими силу, в том числе 24 закона КБР. В мае 2003 г. конституционное собрание приняло новую редакцию Конституции КБР, которая соответствует Конституции Российской Федерации21.

Новым веянием в развитии государственного устройства Кабардино-Балкарии можно считать и решение кадровых вопросов на основе принятых федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 21 июля 2005 г.) и "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" (в редакции от 31 декабря 2005 г.). В них предусматривается внесение Президентом Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации) на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Согласно указанным нормативным актам Парламент Кабардино-Балкарской Республики осенью 2005 г. утвердил Президентом Кабардино-Балкарской Республики А. Б. Канокова22. 29 сентября 2011 г. Парламент КБР принял закон "О поправках к Конституции Кабардино-Балкарской Республики". Принятый закон изменил наименование "Президент Кабардино-Балкарской Республики" на "Глава Кабардино-Балкарской Республики"23.

С принятием федерального закона N 40 от 02. 05. 2012 г. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российс-

стр. 94

кой Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании24. Парламент КБР 29 июня 2012 г. принял закон "О выборах главы Кабардино-Балкарской республики"25.

Становление и развитие государственности народов Кабардино-Балкарии проходило в условиях "социалистического эксперимента" и системной трансформации российского общества. Создание национальной государственности сыграло положительную роль в развитии кабардинского и балкарского этносов, способствовало консолидации значительной части населения, помогло сохранить и в определенной степени развить кабардинский и балкарский языки и культуру. В то же время, формирование национально-государственных образований позволило стабилизировать межэтнические отношения, помогло добиться значительных успехов в экономической, социальной и культурных сферах. В результате этносоциальные процессы в современной Кабардино-Балкарии характеризуются, с одной стороны, интеграционной направленностью, активизацией межэтнических контактов, а с другой, - повышением этнического самосознания, углублением национальной самобытности.

Вместе с тем следует признать, что причины современных конфликтов на Северном Кавказе были заложены в 20-е гг. XX в. в период конструирования новых общностей при помощи механизмов административно-территориальных переделов. Национально-государственное строительство осуществлялось субъективно, исходя из большевистской концепции, что по мере строительства социализма произойдет стирание национальных различий. Все это привело к искусственному созданию многосубъектных государственных образований для неродственных этносов и напротив, разделению этнически близких народов по различным республикам; произвольному определению границ без учета исторически установившихся территорий проживающих там народов и частым административно-территориальным изменениям.

В условиях системной трансформации российского общества, как справедливо отмечает один из ведущих специалистов по национальному вопросу Н. Ф. Бугай, прошлое повторилось в настоящем26. Как и в 20-е гг. XX в. основой противоречий является земельный вопрос. Неразрешенность его приводит к тому, что одна и та же территория оказывается пространством, на котором соперничающие национальные элиты стремятся добиться своего легального доминирования, предполагающего доступ к политической власти и престижным секторам экономики. Примером тому является попытка реализации в Кабардино-Балкарской Республике Федерального Закона от 06.10 2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации". Принятые на его основе законы КБР, в том числе N 12-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики" и N 13-РЗ "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике", который изменил границы и статус территорий муниципальных образований, стали причиной обострения этнополитической ситуации в республике27.

Для разрешения спорных вопросов по закону КБР "О статусе и границах муниципальных образований" в Парламенте была создана согласительная комиссия. Однако диалог органов государственной власти, местного самоуправления и представителей институтов гражданского общества не дал положительных результатов, до сих пор не решены спорные вопросы по определению границ муниципальных образований.

Принятое на сегодняшний день компромиссное решение пересмотреть границы административных поселений, ограничив территории отгонными пастбищами, также вызвало протест у определенной части населения. Приходится признать, что административно-территориальный передел на новом витке исторического развития не дал желаемых результатов.

стр. 95

В этой связи заслуживает внимания мнение Н. Ф. Бугая, который не исключает вероятности проведения административно-государственной реформы, в том числе и в рамках Северо-Кавказского региона. При этом ученый допускает возможность самостоятельного существования этнических общностей без проживания в объединенных субъектах, носящих название двух титульных народов. Все это, по его мнению, несомненно, содействовало бы, в конечном счете, ликвидации административно-территориального распыления и удешевлению управленческого аппарата в регионе.28. Вместе с тем, он справедливо отмечает, что в Российской Федерации нет соответствующего положения на разъединение субъектов. По нашему мнению, даже при наличии такого положения и волеизъявления народов, проживающих в объединенных субъектах, осуществить их разъединение на практике безболезненно невозможно, потому что в настоящее время административные границы не совпадают с границами их этнического проживания.

Россия многонациональна, населяющие ее народы, кроме общих, федеральных, имеют и свои национальные интересы. Не считаться с этим - значит поставить под вопрос их право на самовыражение. К вопросу об административно-территориальных реформах следует относиться весьма корректно. В настоящее время изменение статусов субъектов и границ в регионе вместо улучшения системы управления и хозяйствования способно взорвать мир и относительную стабильность на Северном Кавказе. Общество должно продвигаться вперед по пути дальнейшей консолидации, единства и создания условий для более комфортного проживания и вместе, и раздельно, но в мире и гражданском согласии, объединенное общими идеями развития российской государственности.

Примечания

1. Образование СССР. Сб. документов 1917 - 1924 гг. М. 1949.

2. Национально-государственное строительство в РФ: Северный Кавказ, 1917 - 1941. Майкоп. 1995, с. 208.

3. Там же, с. 65.

4. КУЧУКОВ М. М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик.

1992, с. 40.

5. КОНИЕВ Ю. И. Автономия народов Северного Кавказа. Орджоникидзе. 1973, с. 97 - 120.

6. Документы по истории борьбы за советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917 - 1922). Нальчик. 1983, с. 608 - 609.

7. Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность. Нальчик. 2000, с. 95 - 96.

8. История многовекового содружества. К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России. Нальчик. 2007, с. 353.

9. ДЗАМИХОВ К. Ф., КУМАХОВ М. Г. О становлении Кабардино-Балкарской автономной области. Политика и право в сфере государственных отношений Кабардино-Балкарии. Т. 2. М. -Нальчик. 2001, с. 263.

10. История многовекового содружества, с. 355, 356.

11. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики, ф. 8. оп. 2, д. 59, л. 1 - 6.

12. АБДУЛАТИПОВ Р. Г., БОЛТЕНКОВА Л. Ф., ЯРОВ Ю. Ф. Федерализм в истории России. Кн. 1. М. 1992, с. 323.

13. КОНИЕВ Ю. И. Ук. соч., с. 180.

14. АБДУЛАТИПОВ Р. Г., БОЛТЕНКОВА Л. Ф., ЯРОВ Ю. Ф. Ук. соч.. с. 103.

15. Карачаевцы. Выселение и возвращение (1943 - 1957). Материалы и документы. Черкесск.

1993, с. 20,

16. АБДУЛАТИПОВ Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М. 2000, с. 562 - 580; Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М. 1993.

стр. 96

17. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. Принята Парламентом КБР 1 сентября 1997 г. Нальчик. 1997.

18. Там же.

19. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. В редакции, принятой Конституционным Собранием Кабардино-Балкарской Республики 29 мая 2003 года. Нальчик. 2003.

20. СТОЛЯРОВ М. В. Россия в пути. Новая Федерация и Западная Европа. Казань. 1998, с. 34.

21. Конституция Кабардино-Балкарской Республики, принятая 29 мая 2003 года; Газета Юга. 22.VI.2000, 26.IV.2001.

22. Российская газета. 15.XII.2004.

23. Закон Кабардино-Балкарской Республики "О поправках к Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Принят Парламентом КБР 2 сентября 2011 года. - Официальная Кабардино-Балкария. 21.X.2011.

24. Российская газета. 4.V.2012, N 99.

25. БУГАЙ Н. Ф. Северный Кавказ. Государственное строительство и федеративные отношения: прошлое в настоящем. М. 2011, с. 236.

26. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Собрание Законодательств РФ. 2003, N 40, ст. 3822; Концепция административной реформы в РФ на 2006 - 2008 гг. Сб. законов РФ. 2005, N 46, ст. 4720; Кабардино-Балкарская правда. 25.V.2007.

27. БУГАЙ Н. Ф. Ук. соч., с. 307, 312, 313, 322, 324.

28. Официальная Кабардино-Балкария. 27.VI.2012, N 27.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Национально-государственное-строительство-в-Кабардино-Балкарии

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. И. Тетуев, Национально-государственное строительство в Кабардино-Балкарии // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.02.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Национально-государственное-строительство-в-Кабардино-Балкарии (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. И. Тетуев:

А. И. Тетуев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1080 просмотров рейтинг
19.02.2020 (1520 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Национально-государственное строительство в Кабардино-Балкарии
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android