Libmonster ID: RU-13522

Никандров Владимир Григорьевич, начальник отдела общего образования управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"

Введение

С 1 января 2012 года вступили в силу изменения Закона РФ "Об образовании", закрепляющие за образовательными учреждениями так называемые микроучастки. Законодатель говорит об "обеспечении территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений" [Речь идёт об изменениях, введённых Федеральным законом от 08.11.2011 N 310-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона РФ "Об образовании" в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений".].

Идея эта для отечественного образования не нова, но тем не менее попробуем разобраться, к чему ведет эта новелла и что именно должны сделать школы в новых правовых условиях.

стр. 27

Итак, руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов и типов необходимо:

- внести изменения и дополнения в устав учреждения;

- разработать правила приёма граждан в муниципальное общеобразовательное учреждение для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (до установления и принятия Министерством образования и науки Российской Федерации "Порядка приёма в образовательные учреждения Российской Федерации").

Согласно изменениям п. 1.1 ст. 16 Закона РФ "Об образовании" правила приёма граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной законодательством, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Итак, основная идея Закона (которая также содержится и в п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001, N 196) состоит в следующем: правила приёма в муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать приём всех граждан, которые проживают на территории, закреплённой за конкретным муниципальным общеобразовательным учреждением и имеют право на получение общего образования.

Следовательно, первое условие, которое обязана выполнить школа при приёме детей в 1-й класс, - принять (зачислить) всех детей, которые фактически проживают на закреплённой территории.

На наш взгляд, необходимо обратить особое внимание на то, что в Законе "Об образовании" не прописана норма о том, что детей из других микрорайонов можно принимать (зачислять) при условии наличия свободных мест.

Общеобразовательное учреждение имеет право отказать в зачислении только лицам, не проживающим на закреплённой за ним территории.

Вопросы, возникающие в связи с вступлением Закона в силу

Из вышесказанного следует, что руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений предстоит решить следующие основные вопросы:

- Как обеспечить приём в 1-й класс всех детей, фактически проживающих на закреплённой территории?

- Как принимать иногородних детей, фактически проживающих на закреплённой территории, родители которых снимают жильё по договору найма жилого помещения?

- Что делать с детьми, которые не проживают на закреплённой территории, но желают обучаться в том или ином муниципальном общеобразовательном учреждении, ведь право выбора общеобразовательного учреждения никто не отменял?

- Как избежать конкурсного отбора на

стр. 28

ступени начального общего и среднего (полного) общего образования?

- Как поступить руководителям общеобразовательных учреждений с углублённым изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, если обучение в две смены недопустимо, а школа должна обеспечить приём всех граждан, проживающих на закреплённой территории?

Рекомендации школе

Поставленные выше вопросы требуют ответов. Попробуем предложить их ниже, но сначала несколько рекомендаций, которые, на наш взгляд, следует дать образовательным учреждениям в связи с изменениями в Законе.

1. Организацию записи детей в 1-й класс общеобразовательного учреждения рекомендуем начинать с 1 марта (см. проект приказа Министерства образования и науки от февраля 2012 г. "Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения) по мере поступления заявлений родителей (законных представителей)".

2. Обратить внимание на то, что при предоставлении заявления родители (законные представители) обязаны предъявить определённые документы, на основании которых осуществляется приём обучающегося в общеобразовательное учреждение. К ним относятся:

- заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя учреждения;

- медицинская карта (форма N 026/у-2000);

- копия свидетельства о рождении (с 14 лет - паспорт);

- копия документа, устанавливающего место жительства семьи.

3. Перечень этих документов в обязательном порядке должен быть прописан в уставе общеобразовательного учреждения.

4. Необходимо обратить внимание на то, что общеобразовательное учреждение обязано принять и зарегистрировать все поступающие заявления о приёме детей, независимо от места регистрации (и/или проживания).

5. Документы, представленные родителями (законными представителями), в обязательном порядке регистрируются у секретаря общеобразовательного учреждения в журнале регистрации заявлений о приёме в общеобразовательное учреждение.

стр. 29

6. После окончания приёма заявлений о приёме первоклассников не позднее 30 августа текущего года в общеобразовательном учреждении оформляется приказ руководителя МОУ "О зачислении в 1-й класс обучающихся" и доводится до сведения родителей (законных представителей) в письменной форме.

Как обеспечить приём в 1-й класс всех детей, фактически проживающих на закреплённой территории?

При ответе на этот вопрос необходимо помнить, что количество классов в учреждении определяется в зависимости:

• от числа поданных заявлений (здесь с целью понимания потребности в местах руководителям ОУ целесообразно вести учёт детей, проживающих на закреплённой территории, подлежащих обязательному обучению);

• от условий, созданных для осуществления образовательного процесса и с учётом санитарных норм:

а) планируемая численность обучающихся рассчитывается с учётом расчётной вместимости по санитарным нормам, обозначенным в экспертном санитарно-эпидемиологическом заключении (она не должна превышать предельную численность);

б) предельная численность контингента обучающихся устанавливается с учётом организации обучения в две смены. При этом в численность контингента обучающихся, как правило, допускается включать до 40% обучающихся во вторую смену;

в) для образовательных учреждений, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять образовательную деятельность только в одну смену, увеличение контингента обучающихся на 40% не производится.

Также при определении количества классов необходимо учесть, что:

- предельная наполняемость классов - 25 обучающихся [Данное правило установлено п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 19.];

- наполняемость специальных (коррекционных классов определяется нормативными документами.

Как принимать иногородних детей, фактически проживающих на закреплённой территории, родители которых снимают жильё по договору найма жилого помещения?

При ответе на этот вопрос есть два решения: 1. В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" они обязаны регистрироваться по месту жительства. Если договор аренды заключается на срок свыше одного года, он требует регистрации в соответствующих органах.

Следовательно, если родители (законные представители) представляют в качестве документа, подтверждающего их фактическое место жительство, договор аренды жилого помещения, то данный договор должен быть зарегистрирован в соответствующем отделении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Рос-

стр. 30

реестре). Либо родители (законные представители) должны представить документ о временной регистрации.

2. В правилах приёма полномочия по приёму в муниципальные общеобразовательные учреждения иногородних детей, фактически проживающих на закреплённой территории, родители которых снимают жилье по договору найма жилого помещения без регистрации, можно передать управлению образования.

Что делать с детьми, которые не проживают на закреплённой территории, но желают обучаться в данном общеобразовательном учреждении?

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении, где указано: "Непроживающим на данной территории может быть отказано в приёме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении".

А это значит, что если человек не проживает на закреплённой территории, а в учреждении есть свободные места, то его обязаны принять в школу. Если на момент обращения в общеобразовательном учреждении нет свободных мест, то ему может быть отказано в приёме.

Отказ должен быть дан в письменном виде и только тогда, когда формирование классов в соответствии с установленными датами (их необходимо чётко прописать в правилах) уже завершено и издан приказ о зачислении детей в 1-й класс.

В этом случае управление образования предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в муниципальных общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном микрорайоне).

При разработке правил приёма необходимо чётко указать, какие граждане пользуются льготой первоочередного приёма. К таким категориям относятся:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети из многодетных семей;

- дети, имеющие братьев и сестёр, обучающихся в данном образовательном учреждении по месту жительства;

- дети, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставлено преимущественное право при приёме в образовательные учреждения (например, гарантии, предусмотренные п. 6 ст. 46 Закона о полиции (гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции) и т.д.).

Необходимо также указать, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в муниципальное общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации.

Приём детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учёта наличия или отсутствия регистрационных документов при признании лица беженцем в установленном действующим законодательством порядке.

стр. 31

Иностранные граждане также пользуются правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации.

Как избежать конкурсного отбора на ступени начального общего и среднего (полного) общего образования?

Следует помнить, что при приёме обучающихся на ступенях общего образования не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребёнка по различным учебным дисциплинам и предметам.

Из этого общего правила есть исключение. Согласно Концепции профильного обучения на третьей ступени обучения общего образования общеобразовательные учреждения с углублённым изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии имеют право принимать в учреждение на основе объективной оценки готовности обучающихся к продолжению образования по тому или иному профилю.

При этом, однако, также должно выполняться условие обеспечения приёма всех граждан, которые проживают на территории, закреплённой за конкретным муниципальным общеобразовательным учреждением.

В связи с этим руководителям общеобразовательных учреждений с углублённым изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, необходимо чётко продумать и указать в правилах приема граждан в муниципальное общеобразовательное учреждение соответствующий порядок.

Следовательно, в данных общеобразовательных учреждениях наряду с профильными классами должны в обязательном порядке комплектоваться и общеобразовательные классы.

Он должен позволять объективно оценить уровень готовности обучающихся к продолжению образования по тому или иному профилю и обеспечить подбор наиболее подготовленных учащихся к освоению программы профильной школы на третьей ступени общего образования.

Данный порядок должен быть открытым и гласным.

Как быть в данной ситуации лицеям, гимназиям и школам с углублённым изучением и т.п.?

Решение данной проблемы возлагается на плечи руководителей перечисленных учреждений, и вопрос, к сожалению, не имеет однозначного ответа. Необходимо, однако, помнить, что нарушение Закона РФ "Об образовании" может повлечь за собой административную или уголовную ответственность.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Новые-правила-приёма-в-школу-Необходимые-действия-в-связи-с-вступлением-в-силу-Федерального-закона-N-310-ФЗ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Никандров Владимир Григорьевич, Новые правила приёма в школу. Необходимые действия в связи с вступлением в силу Федерального закона N 310-ФЗ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Новые-правила-приёма-в-школу-Необходимые-действия-в-связи-с-вступлением-в-силу-Федерального-закона-N-310-ФЗ (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Никандров Владимир Григорьевич:

Никандров Владимир Григорьевич → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
556 просмотров рейтинг
26.02.2017 (2614 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
7 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
19 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Новые правила приёма в школу. Необходимые действия в связи с вступлением в силу Федерального закона N 310-ФЗ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android