Libmonster ID: RU-13519

Ахмадишина Лилия Мугамбаровна, директор МБУ "Информационно-методический центр" Азнакаевского района Республики Татарстан

Введение

Одной из причин снижения качества образования в последние годы является недостаточная эффективность методической службы, в том числе в решении проблем профессиональной компетентности педагогов.

Это явление отчасти связано с противоречием в статусе методического центра. Традиционно его задачи видятся в поддержке административно-управленческой деятельности отдела образования, при этом процессы модернизации образования требуют создания центра инновационного движения в муниципальной системе образования.

В связи с этим представляется необходимым создание новой модели информационно-методической службы, особенностью которой является инициирование сетевого взаимодействия школ - носителей инновационного

стр. 71

опыта; развитие института тьюторства для повышения профессионализма педагогов, сопровождение модернизационных процессов в образовании.

Переход методической службы к работе по сетевой модели

Методическая служба может строиться на основе нескольких моделей в соответствии с требованиями среды, целями и задачами самой организации. Для наглядности изобразим их на рисунке (см. рис. 1).

Информационно-методический центр в Азнакаевском районе был создан в 2006 году для информационно-методического и организационно-технического обеспечения образовательного пространства района, совершенствования профессиональной квалификации педагогических и руководящих кадров муниципальной системы образования. До 2006 года методическую работу в районе вели в основном районные методические объединения (РМО) учителей-предметников.

Сложившаяся система методической работы, в которой преобладали вертикальные механизмы взаимодействия, не давала возможности дойти до каждого учителя в районе, своевременно помочь разрешить профессиональные затруднения, создать условия для карьерного и профессионального роста.

Иерархическая организация деятельности постепенно привела к падению активности учителей, утрате ими заинтересованности в повышении своего профессионального мастерства и, как следствие, к недостаточному охвату методической работой педагогов района.

Таким образом, перед центром возникла проблема, как запустить такой механизм взаимодействия муниципальных образовательных учреждений, который мобилизовал бы учителей, повысил их заинтересованность в освоении новых методов работы.

Поэтому ведущей задачей методической службы района стали поиск, выявление и квалифицирование образовательного ресурса, поддержка педагогических инициатив с тем, чтобы превратить их в средство развития самой районной системы образования.

При проектировании деятельности службы нам было крайне важно, чтобы при планировании методической работы с педагогами профессиональный рост учителей стал системным и постоянным процессом, а не случайным и разовым явлением. Возникла необ-

стр. 72

ходимость в создании такой модели развития профессиональной компетенции учителя, которая позволит включить учителей в освоение и использование современных педагогических технологий, своевременно и качественно решать инновационные задачи образования. Этим требованиям отвечает модель на основе сетевой организации.

В рамках перехода на сетевую модель ИМЦ были инициированы:

- муниципальный экспертный совет (экспертиза инноваций);

- постоянно действующий семинар для руководителей образовательных учреждений и их резерва и школа профессионального мастерства для молодых педагогов;

- группа диагностики и коррекции (разработка показателей уровня профессионального развития, анкеты, диагностические карты и т.д.);

- сеть опорных школ - центров компетенции;

- группа тьюторов, работающих по системной и адресной поддержке творческого потенциала педагогов района.

Повышение квалификации педагогов стало осуществляться на основе интерактивных методов обучения; ИМЦ стал заниматься также информационно-аналитической и редакционно-издательской деятельностью.

Основой деятельности ИМЦ стали три типа взаимодействий:

1. Традиционные формы взаимодействия с районными, кустовыми методическими объединениями педагогов, методическими службами образовательных учреждений, педагогическими коллективами и отдельными педагогами образовательных учреждений.

2. Инновационные формы деятельности с творческими и проектными группами педагогов, пилотными школами, опорными школами, тьюторскими площадками, включая работу координационного центра.

3. Взаимодействие методического центра с различными организациями (образовательные учреждения, институт развития образования, педагогический институт, социальные партнеры).

Педагоги начали активно участвовать в работе педагогических мастерских других районов.

Этому способствовало своевременное информирование педагогов о происходящем в Сети через районный план работы и информационно-образовательный портал района.

Изменения деятельности, обусловленные процессами становления сетевого образовательного пространства, повлекли за собой новации в инфраструктуре системы образования района.

В интересах эффективности сетевого взаимодействия было решено весь район разделить на шесть территориальных образовательных кустов ("Вахитовский", "Актюбинский", "Тумутукский", "Азнакаевский", "Карамалинский" и "Какре Елгинский").

Результаты, полученные при переходе на сетевую модель

1. Ключевым направлением работы ММС стало вовлечение педагогов в использование

стр. 73

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Доля педагогов, использующих в своей деятельности ИКТ, в 2010 году достигла 92%, для сравнения: в 2007 году - 42%.

2. Произошли позитивные изменения и в уровне профессиональной компетентности работников образования. Анализ результатов аттестации выявил положительную динамику уровня прохождения аттестации. Так, доля работников, имеющих квалификационные категории, с 2007 по 2010 год возросла с 57 до 86%, доля педагогов, имеющих высшую категорию, - с 12 до 20%.

3. Более 90% педагогов района активно включились в деятельность по обмену опытом, по апробации новых технологий и методик. В настоящее время на территории района действуют восемь тьюторских площадок по распространению инновационного педагогического опыта учителей, использующих проектные технологии в своей деятельности.

4. В рамках овладения ИКТ и внедрения их в образовательный процесс учителя-предметники стали объединяться в виртуальные профессиональные сообщества, отличные от PMO, педагогических мастерских и стажёрских площадок. Сообщества учителей "ИКТ в предмете" поставили перед собой задачи разработать современные цифровые образовательные ресурсы для оптимизации учебного процесса, поддержать творческих педагогов, продвигать инновационные идеи в образовании.

В данные профессиональные сообщества в настоящее время входят учителя литературы, физики, истории, начальных классов из 10 образовательных учреждений района.

Сегодня в районе разработана модель сетевого взаимодействия педагогов посредством сети Интернет, подготовлены 10 сетевых методистов по различным предметам.

В 2010 - 2011 годах творческими группами педагогов и управленцев под руководством специалистов методического центра были разработаны положения о педагогической мастерской, мастер-классе, стажёрской площадке.

Создан механизм перевода педагогических мастерских на конкурсной основе на новый качественный уровень - уровень районной стажёрской площадки. Определены критерии оценки открытых методических мероприятий.

5. Реализация сетевой модели позволила существенно улучшить процесс информирования педагогов. По данным опроса 2010 года:

а) доступность информации о существующих нормативных документах отметили 89,6% опрошенных (59% в 2008 году);

б) доступность информации о современных педагогических технологиях и новых программах отметили 79,0% (49% в 2008 году);

в) доступность информации о конкурсах в области образования отметили 67,4% педагогов (28% в 2008 году).

Таким образом, в деятельности методической службы произошёл переход от централизованного руководства методическими объединениями к сетевой модели методической службы, ориентированной на сопровождение инновационных процессов в системе образования района, что позволило улучшить результаты работы практически по всем направлениям.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Новые-формы-и-содержание-деятельности-муниципальной-методической-службы

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ахмадишина Лилия Мугамбаровна, Новые формы и содержание деятельности муниципальной методической службы // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Новые-формы-и-содержание-деятельности-муниципальной-методической-службы (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ахмадишина Лилия Мугамбаровна:

Ахмадишина Лилия Мугамбаровна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1221 просмотров рейтинг
26.02.2017 (2588 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
час назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Новые формы и содержание деятельности муниципальной методической службы
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android