Ахмадишина Лилия Мугамбаровна, директор МБУ "Информационно-методический центр" Азнакаевского района Республики Татарстан
Введение
Одной из причин снижения качества образования в последние годы является недостаточная эффективность методической службы, в том числе в решении проблем профессиональной компетентности педагогов.
Это явление отчасти связано с противоречием в статусе методического центра. Традиционно его задачи видятся в поддержке административно-управленческой деятельности отдела образования, при этом процессы модернизации образования требуют создания центра инновационного движения в муниципальной системе образования.
В связи с этим представляется необходимым создание новой модели информационно-методической службы, особенностью которой является инициирование сетевого взаимодействия школ - носителей инновационного
опыта; развитие института тьюторства для повышения профессионализма педагогов, сопровождение модернизационных процессов в образовании.
Переход методической службы к работе по сетевой модели
Методическая служба может строиться на основе нескольких моделей в соответствии с требованиями среды, целями и задачами самой организации. Для наглядности изобразим их на рисунке (см. рис. 1).
Информационно-методический центр в Азнакаевском районе был создан в 2006 году для информационно-методического и организационно-технического обеспечения образовательного пространства района, совершенствования профессиональной квалификации педагогических и руководящих кадров муниципальной системы образования. До 2006 года методическую работу в районе вели в основном районные методические объединения (РМО) учителей-предметников.
Сложившаяся система методической работы, в которой преобладали вертикальные механизмы взаимодействия, не давала возможности дойти до каждого учителя в районе, своевременно помочь разрешить профессиональные затруднения, создать условия для карьерного и профессионального роста.
Иерархическая организация деятельности постепенно привела к падению активности учителей, утрате ими заинтересованности в повышении своего профессионального мастерства и, как следствие, к недостаточному охвату методической работой педагогов района.
Таким образом, перед центром возникла проблема, как запустить такой механизм взаимодействия муниципальных образовательных учреждений, который мобилизовал бы учителей, повысил их заинтересованность в освоении новых методов работы.
Поэтому ведущей задачей методической службы района стали поиск, выявление и квалифицирование образовательного ресурса, поддержка педагогических инициатив с тем, чтобы превратить их в средство развития самой районной системы образования.
При проектировании деятельности службы нам было крайне важно, чтобы при планировании методической работы с педагогами профессиональный рост учителей стал системным и постоянным процессом, а не случайным и разовым явлением. Возникла необ-
ходимость в создании такой модели развития профессиональной компетенции учителя, которая позволит включить учителей в освоение и использование современных педагогических технологий, своевременно и качественно решать инновационные задачи образования. Этим требованиям отвечает модель на основе сетевой организации.
В рамках перехода на сетевую модель ИМЦ были инициированы:
- муниципальный экспертный совет (экспертиза инноваций);
- постоянно действующий семинар для руководителей образовательных учреждений и их резерва и школа профессионального мастерства для молодых педагогов;
- группа диагностики и коррекции (разработка показателей уровня профессионального развития, анкеты, диагностические карты и т.д.);
- сеть опорных школ - центров компетенции;
- группа тьюторов, работающих по системной и адресной поддержке творческого потенциала педагогов района.
Повышение квалификации педагогов стало осуществляться на основе интерактивных методов обучения; ИМЦ стал заниматься также информационно-аналитической и редакционно-издательской деятельностью.
Основой деятельности ИМЦ стали три типа взаимодействий:
1. Традиционные формы взаимодействия с районными, кустовыми методическими объединениями педагогов, методическими службами образовательных учреждений, педагогическими коллективами и отдельными педагогами образовательных учреждений.
2. Инновационные формы деятельности с творческими и проектными группами педагогов, пилотными школами, опорными школами, тьюторскими площадками, включая работу координационного центра.
3. Взаимодействие методического центра с различными организациями (образовательные учреждения, институт развития образования, педагогический институт, социальные партнеры).
Педагоги начали активно участвовать в работе педагогических мастерских других районов. |
Этому способствовало своевременное информирование педагогов о происходящем в Сети через районный план работы и информационно-образовательный портал района.
Изменения деятельности, обусловленные процессами становления сетевого образовательного пространства, повлекли за собой новации в инфраструктуре системы образования района.
В интересах эффективности сетевого взаимодействия было решено весь район разделить на шесть территориальных образовательных кустов ("Вахитовский", "Актюбинский", "Тумутукский", "Азнакаевский", "Карамалинский" и "Какре Елгинский").
Результаты, полученные при переходе на сетевую модель
1. Ключевым направлением работы ММС стало вовлечение педагогов в использование
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Доля педагогов, использующих в своей деятельности ИКТ, в 2010 году достигла 92%, для сравнения: в 2007 году - 42%.
2. Произошли позитивные изменения и в уровне профессиональной компетентности работников образования. Анализ результатов аттестации выявил положительную динамику уровня прохождения аттестации. Так, доля работников, имеющих квалификационные категории, с 2007 по 2010 год возросла с 57 до 86%, доля педагогов, имеющих высшую категорию, - с 12 до 20%.
3. Более 90% педагогов района активно включились в деятельность по обмену опытом, по апробации новых технологий и методик. В настоящее время на территории района действуют восемь тьюторских площадок по распространению инновационного педагогического опыта учителей, использующих проектные технологии в своей деятельности.
4. В рамках овладения ИКТ и внедрения их в образовательный процесс учителя-предметники стали объединяться в виртуальные профессиональные сообщества, отличные от PMO, педагогических мастерских и стажёрских площадок. Сообщества учителей "ИКТ в предмете" поставили перед собой задачи разработать современные цифровые образовательные ресурсы для оптимизации учебного процесса, поддержать творческих педагогов, продвигать инновационные идеи в образовании.
В данные профессиональные сообщества в настоящее время входят учителя литературы, физики, истории, начальных классов из 10 образовательных учреждений района.
Сегодня в районе разработана модель сетевого взаимодействия педагогов посредством сети Интернет, подготовлены 10 сетевых методистов по различным предметам.
В 2010 - 2011 годах творческими группами педагогов и управленцев под руководством специалистов методического центра были разработаны положения о педагогической мастерской, мастер-классе, стажёрской площадке.
Создан механизм перевода педагогических мастерских на конкурсной основе на новый качественный уровень - уровень районной стажёрской площадки. Определены критерии оценки открытых методических мероприятий.
5. Реализация сетевой модели позволила существенно улучшить процесс информирования педагогов. По данным опроса 2010 года:
а) доступность информации о существующих нормативных документах отметили 89,6% опрошенных (59% в 2008 году);
б) доступность информации о современных педагогических технологиях и новых программах отметили 79,0% (49% в 2008 году);
в) доступность информации о конкурсах в области образования отметили 67,4% педагогов (28% в 2008 году).
Таким образом, в деятельности методической службы произошёл переход от централизованного руководства методическими объединениями к сетевой модели методической службы, ориентированной на сопровождение инновационных процессов в системе образования района, что позволило улучшить результаты работы практически по всем направлениям.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |