Libmonster ID: RU-7805
Автор(ы) публикации: А. КУЛИНИЧ

(Из опыта работы с учащимися VII класса)

Задача преподавания Конституции СССР в школах заключается в том, чтобы учащихся путем увлекательного рассказа учителя ознакомить с основами нашего социалистического строя, раз'яснить им права и обязанности граждан Советской страны, воспитать в них беззаветную любовь и преданность нашей социалистической родине и научить их сознательно выполнять свои обязанности как будущих граждан СССР.

Задача преподавания Конституции СССР заключается в том, чтобы учащиеся осознали силу, могущество и величие нашей социалистической родины, защищающей дело всеобщего мира, дело социализма и демократии, воспитали любовь к своей родной стране и ненависть ко всем и всяким врагам ее.

Задача заключается и в том, чтобы учащиеся VII класса на ярком, образном материале поняли коренное, принципиальное отличие нашей страны социализма от стран капитализма. Этот материал должен показать наш рост, укрепление и улучшение жизни трудящихся в СССР и как резкий контраст нашей действительности - угнетение, обеднение, безработицу трудящихся и террор фашизма в капиталистических странах.

Ознакомление с Конституцией в прошлом учебном году в VII-X классах дало нам уже некоторый практический опыт в области методики преподавания ее. Этот опыт необходимо учесть, проанализировать, обобщить и лучшее из него сделать достоянием работников школы.

В нынешнем году Конституция СССР является самостоятельным предметом и проходится в течение всего учебного года. В процессе работы с учащимися мной собраны некоторые материалы по методике преподавания Конституции СССР. Правда, этот опыт еще очень небольшой. Но все же, ввиду отсутствия материалов в методической литературе по этому вопросу, мне хотелось бы поделиться им.

1

Нужно ли небольшое историческое вступление? Надо да познакомить учащихся с историей создания Конституции, с историей развития советской демократии и диктатуры рабочего класса?

Несмотря на то что в X классе в курсе истории СССР эти вопросы будут подробно изучаться учащимися, я считал, однако, целесообразным дать краткое историческое введение. Без такого введения, как мне кажется, многие вопросы Конституции будут непонятны для учащихся. Без такого введения невозможно будет оттенить особенности советского строя и его отличие от строя царской России. Без него нельзя будет дать учащимся яркую картину того, что завоевано трудящимися Страны советов и записано в Конституции СССР.

Такое историческое введение я проводил по следующему плану: Что представляла собой царская Россия? Кто управлял страной при царе, и кто стоял во главе правления? В чьих интересах правил царь? Кто стал руководить нашей страной после Октябрьской революции 1917 года? Что дала советская власть трудящимся после победы Великой Октябрьской социалистической революции? Что было записано в первой Конституции советского государства? Как и почему был создан СССР? Кто был инициатором создания СССР? Какие достижения имел СССР с 1922 года по 1936 год под руководством коммунистической партии?

Материалом для ответов на эти вопросы служили отрывки из художественных произведений М. Горького и

стр. 118

др. Зачитывали мы в классе материалы из выступлений В. И. Ленина, И. В. Сталина, М. И. Калинина и В. М. Молотова, а также из Конституции РСФСР и первой Конституции СССР.

Беседы были хорошо восприняты учащимися: они не только внимательно слушали, но и сами спрашивали дополнительно о многом.

2

При преподавании Конституции очень важно, чтобы изложение было ярко и образно, чтобы оно все глубже и глубже проникало в сознание учащихся и способствовало воспитанию их в ленинском, коммунистическом духе.

Поэтому вопрос о наглядности и яркости изложения является существеннейшим вопросом методики работы учителя.

Какие приемы целесообразно применять для этого?

Очень ценным приемом является применение контрастов при изложении отдельных вопросов Конституции. Материал для использования такого приема при изложении Конституции каждый учитель может найти в большом количестве. Особенно много такого материала можно взять из доклада товарища Сталина, выступлений В. М. Молотова, М. И. Калинина, а также из газет и журналов.

Приемом контрастов пользовались мы, например, при рассмотрении вопроса о сущности советского строя и его коренном отличии от капиталистического строя. В беседе, посвященной этому вопросу, мы рассмотрели с учащимися такие главнейшие вопросы: кому принадлежат фабрики, заводы и природные богатства у нас и у них? Кому принадлежит земля у нас и у них? В интересах кого организовано производство у нас и у них? Кто получает прибыли от фабрик, заводов, недр и земли у нас и у них? Как организовано хозяйство у нас и у них? Что служит хозяйственной основой нашего социалистического строя, и что является основой капиталистического строя?

Каждый из перечисленных выше вопросов иллюстрировался в процессе беседы соответствующими материалами, взятыми из периодической прессы. Кроме того в подтверждение отдельных положений зачитывались и соответствующие статьи Конституции СССР, а также отдельные места из доклада товарища Сталина на Чрезвычайном VIII с'езде советов. Так, были прочтены и раз'яснены следующие статьи Конституции СССР: 6, 4, 5, 11-я. Из доклада товарища Сталина зачитывали часть раздела V.

В результате нашей беседы в конце урока - мы составили и записали на классной доске табличку, материалом для нее мы взяли из доклада товарища Сталина на XVI с'езде ВКП(б) характеристику сущности советской, социалистической системы хозяйства и характеристику сущности капиталистической системы хозяйства. Табличку эту мы записали так:

СУЩНОСТЬ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВА

СУЩНОСТЬ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВА

"Советская система хозяйства означает, что:

"Капиталистическая система хозяйства означает, что:

1) власть класса капиталистов свергнута и заменена властью рабочего класса;

1) власть в стране принадлежит капиталистам;

2) орудия и средства производства, земля, фабрики, заводы и т. д. отобраны у капиталистов и переданы в собственность рабочего класса и трудящихся масс крестьянства;

2) орудия и средства производства сосредоточены в руках эксплоататоров;

3) развитие производства подчинено не принципу конкуренции и обеспечения капиталистической прибыли, а принципу планового руководства и систематического под'ема материального и культурного уровня трудящихся;

3) производство подчинено не принципу улучшения материального положения трудящихся масс, а принципу обеспечения высокой капиталистической прибыли;

стр. 119

4) распределение народного дохода происходит не в интересах обогащения эксплуататорских классов и их многочисленной паразитической челяди, а в интересах систематического повышения материального положения рабочих и крестьян и расширения социалистического производства в городе и деревне;

4) распределение народного дохода происходит не в интересах улучшения материального положения трудящихся, а в интересах обеспечения максимума прибылей эксплоататоров;

5) систематическое улучшение материального положения трудящихся и непрерывный рост их потребностей (покупательной способности), будучи постоянно растущим источником (расширения производства, гарантирует рабочий класс от кризисов перепроизводства, безработицы и ведет к дальнейшему улучшению материального и культурного положения рабочих и крестьян.

5) капиталистическая рационализация и быстрый рост производства, имеющие своей целью обеспечение высоких прибылей капиталистов, наталкиваются, как на преграду, на нищенское положение и снижение материальной обеспеченности миллионных масс трудящихся, не всегда имеющих возможность удовлетворить свои потребности даже в пределах крайнего минимума, что неизбежно создает почву для неминуемых кризисов перепроизводства, роста безработицы и т. д.

6) рабочий класс является хозяином страны, работающим не на капиталистов, а на свой собственный класс.

6) рабочий класс является классом эксплоатируемым, работающим не на себя, а на чужой класс, на класс эксплоататоров"1 .

Кроме этого к той же теме, "Общественный строй СССР", мы, уже пользуясь материалами Конституции СССР и материалами конституций капиталистических стран, составили вторую табличку по приведенному образцу. В этой табличке против соответствующей статьи нашей Конституции приводилась статья из конституции какой-либо капиталистической державы.

Прием контрастного представления особенностей нашего социалистического строя по сравнению со строем капиталистическим является очень показательным в методическом отношении. Таким путем учитель очень легко может показать ученикам и оттенить сущность и особенности нашего строя и нашей великой Конституции. Кроме того эти таблицы можно использовать и в дальнейшем как наглядное пособие, если их оформить ввиде больших стенных плакатов.

Указанный прием контрастного показа использовался и при рассмотрении таких вопросов, как избирательные права, по нашей Конституции. Здесь также нам легко удалось составить табличку, подобную описанной выше.

3

Еще перед началом занятий по ознакомлению с Конституцией СССР среди преподавателей поднят был вопрос о том, нужно ли учащимся иметь специальные тетрадки для записывания материалов по изучению Конституции. Многие склонялись к тому, что никаких тетрадок вести не надо, никаких записей делать не следует. По мнению товарищей, достаточно ознакомить с текстом Конституции и докладом товарища Сталина.

Такое мнение, конечно, ошибочно. Оно тем более неубедительно, что учащиеся не имеют до сих пор еще учебника по Конституции. Нельзя изучать Конституцию, не связывая ее с нашим строительством, с текущими политическими событиями как внутренней жизни СССР, так и нашим международным положением. Надо, чтобы Конституция в сознании учащихся была связана со всей нашей жизнью, а не представлялась только ввиде отдельных статей и глав. Надо, чтобы она учениками была глубоко осознана и усвоена как выражение жизни нашего великого Советского Союза, ибо она является итогом того, что уже завоевано, что уже осуществлено в нашей стране.

Поэтому необходимо при изучении Конституции учащимся вести записи в тетрадках.

Важно установить заранее, что должны записывать учащиеся в свои тетрадки. Если они будут туда записывать (даже под диктовку преподавателя) конспекты его рассказов, бесед и только, то от этого будет мало пользы. Такие конспекты, причем не-


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 397 - 398. Партиздат. 1935.

стр. 120

сравненно хуже, изложат то, что кратко, точно, ясно и понятно записано в каждой статье Конституции СССР. Текст же Конституции учащиеся должны читать и изучать. Если в свей тетрадки учащиеся (под диктовку даже педагога) будут записывать конспект содержания доклада товарища Сталина на Чрезвычайном VIII всесоюзном с'езде советов, то и это нецелесообразно, потому что лучше, проще, понятнее и доступнее, чем это сказано в самом докладе, не изложишь. Учащиеся должны читать доклад товарища Сталина, его изучать и знать его содержание только по оригиналу.

Не пытаясь давать на этот вопрос исчерпывающий ответ, укажу лишь то, что записывали в тетрадки учащиеся. По нашим указаниям, ученики записывали прежде всего такие материалы, которых нет в тексте Конституции и в докладе товарища Сталина: они записывали в тетрадки материалы, которые наглядно представляют отдельные главы (например "Государственное устройство") или отдельные статьи Конституции, и др.

а) Выше было указано, какие таблички составляли мы по отдельным вопросам. Вот такие таблички сравнительного характера ученики заносили в свои тетрадки. Кроме того в тетрадках ученики чертили некоторые схемы. Так, нами были предварительно составлены, и затем ученики перечертили в тетрадки следующие схемы: 1) Схема государственного устройства СССР, 2) Высшие органы государственной власти СССР, 3) Высшие органы государственной власти УССР, 4) Органы государственного управления СССР, 5) Органы государственного управления УССР и 6) Местные органы государственной власти.

б) В тетрадки учащиеся подклеивали небольшие вырезки из газет, самостоятельно подобранные самими учащимися для иллюстрации того, что представляет собой власть в капиталистических странах и пользуются ли трудящиеся там на деле политическими свободами, которые декларированы в буржуазных конституциях.

в) В тетрадки были подклеены вырезанные из газет государственный герб СССР, а также государственные гербы отдельных союзных республик.

г) Когда ученики знакомились с правами граждан СССР, то в качестве дополнительных материалов они помещали в тетрадки небольшой иллюстративный материал к отдельным статьям Конституции. Сюда входили фото из газет или журналов, а также яркие цифровые показатели, например: количество учащихся до революции и теперь, положение женщины до революции и теперь, положение нерусских народностей до революции и теперь и др.

Должен оговориться, что цифровой материал мы брали в очень ограниченном количестве и причем только самый яркий и показательный, например материал из выступления Г. И. Петровского об Украине и др. Главное же внимание было обращено на яркий и по возможности художественный материал.

4

Каков должен быть характер занятий при ознакомлении и изучении Конституции СССР?

Некоторые преподаватели высказывали мнение о том, что уроки Конституции должны носить исключительно характер чтения на них текста Конституции и об'яснения его учащимся.

Я несогласен с таким мнением. В средней школе, как об этом ясно сказано в постановлении партии и правительства, основной формой организации учебных занятий должен быть урок. Это, следовательно, относится и к преподаванию Конституции в школе учащимся VII класса. Поэтому в процессе работы следует: а) строго спланировать уроки и их тематику, б) к каждому уроку тщательно подготовиться и подготовить необходимый материал, в) на уроке путем опрашивания учащихся вести систематический контроль, как они усвоили заданный материал, как выполнили домашнюю работу, и пр., г) систематически и последовательно излагать материал Конституции СССР учащимся, используя разные приемы, и д) закреплять ее в их сознании.

В отношении систематического изложения надо заметить, что основным

стр. 121

приемом изложения Конституции СССР следует считать рассказ и беседу. Рассказ в руках преподавателя служит средством систематически, последовательно и планомерно изложить тот или иной вопрос Конституции. Рассказ преподавателя должен кратко, ясно и четко раз'яснить учащимся самое основное и важнейшее из данного вопроса. Он поможет преподавателю ярко изобразить перед учащимися все величие нашей Конституции и нашей великой социалистической страны.

Как дополнение к рассказу преподавателя беседа со всем классом поможет раз'яснить учащимся трудные или непонятные им места, ответить на их вопросы, возникшие при изложении, и одновременно выяснить, как учащиеся понимают те или иные вопросы, как они умеют связать конкретные статьи Конституции с нашей действительностью, с нашими достижениями и успехами, с классовой борьбой против всех и всяких врагов народа. В процессе беседы учитель сможет глубже довести до сознания учащихся отдельные моменты и статьи Конституции, ближе подойти к учащимся и путем беседы воспитывать учащихся в духе коммунизма.

Таким образом, соединение рассказа и беседы, умелое чередование их в процессе работы и правильное методическое их построение дадут возможность учителю организовать работу на уроках преподавания Конституции так, чтобы хорошо выполнить ту задачу, которая стоит в этом деле перед школой и учителем.

Наглядных пособий для преподавания Конституции в школах еще не достаточно. А яркость преподавания зависит в значительной степени от наличия хорошо подобранных наглядных пособий.

Поэтому наряду с имеющимися пособиями в школах, наряду с использованием плакатов с отдельными статьями Конституции преподавателю надо уделить внимание и вопросу изготовления некоторых наглядных пособий силами учащихся. В процессе работы учащиеся могут изготовить стенные плакаты из газетных и журнальных материалов, иллюстрирующие отдельные статьи или главы Конституции. Мы изготовляли отдельные схемы (названные выше) и вывешивали их, а также изготовили альбом иллюстративных материалов к Конституции СССР.

Нынешний учебный год даст гораздо больше материала, и в результате работы за год многие вопросы будут освещены подробно и исчерпывающе.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ПРЕПОДАВАНИИ-КОНСТИТУЦИИ-СССР-В-ШКОЛЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. КУЛИНИЧ, О ПРЕПОДАВАНИИ КОНСТИТУЦИИ СССР В ШКОЛЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ПРЕПОДАВАНИИ-КОНСТИТУЦИИ-СССР-В-ШКОЛЕ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. КУЛИНИЧ:

А. КУЛИНИЧ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
2983 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3138 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
14 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О ПРЕПОДАВАНИИ КОНСТИТУЦИИ СССР В ШКОЛЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android