Libmonster ID: RU-18441
Автор(ы) публикации: Зубакин Семён Иванович
Учреждение образования \ работы: работа автора

ОБ ОТКРЫТИИ И ЗАСЕЛЕНИИ УЙМОНА

 На основе содержания рукописей Т.Ф. Бочкарева по истории открытия и заселения Уймона (с. Верх-Уймон) с информацией о первопоселенцах Бочкаревых, Атамановых и Черновых. 

По монографии Н.И. Шитовой «Рукописи старообрядца Т.Ф. Бочкарева в контексте истории и культуры старообрядцев Уймона». Издание Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, 2013 г.

 

Источником настоящих записей являются рукописи Тимофея Филипповича Бочкарева №1 и №2. По мнению автора монографии Н.И. Шитовой, в этих рукописях Т.Ф. Бочкарев по памяти воспроизвёл содержание дневника своего прадеда Исаака Васильевича Бочкарева. Дневник хранился у его отца Филиппа Максимовича Бочкарева и Тимофей Филиппович читал его в детстве. Вероятно, что дневник был уничтожен в период 1929 -1930 годов при сожжении всех жилых построек, изъятии имущества и аресте всей семьи.

Определение времени основания Уймона на основании сведений, приведённых в рукописи.

На страницах 39-40 рукописи №1 написано: «Иосиф Сергеевич рассказал решение московского начальства: Бочкарева Исаака за открытия земли от армии освободить, и Атамановых. …Через 50 лет от царского правительства пришло извещение для армии платить подать…».

Известно, что бухтарминские и Уймонские беглецы каменщики были прощены императрицей Екатериной Второй и обложены ясаком в 1792 году. Автор монографии Н.И. Шитова, анализируя эти данные пишет: «Если вести отсчёт от этого события, косвенно, согласно рассматриваемому источнику, можно было бы определить дату основания Верх-Уймона как приблизительно 1731 год.

По анкетам переписи хозяйств Верх-Уймона в 1917 году установлен возраст:

- 56 лет у Бочкарева Максима Вавиловича, (1861 г.р.);

- 55 лет у Бочкарева Александра Милентьевича, (1862 г.р.);

- 48 лет у Атаманова Вахрамея Семёновича,  (1869 г.р.)

В рукописи Тимофеем Филипповичем указаны следующие родственные линии, ведущиеся от первопоселенцев:

 Бочкарёв Фёдор Васильевич – Вавила Фёдорович – Максим Вавилович (1861);

Бочкарёв Фёдор Васильевич – Милетей Фёдорович – Александр Милетеевич (1862);

Атаманов Пётр - Семён Петрович – Вахрамей Семёнович (1869).

На основании сведений о родословной Т.Ф. Бочкарева Н.И. Шитова пришла к выводу о том, что более верной датой основания села следует считать ту, что установлена по сведениям из документальных источников - 1786 год. 

Однако эти выводы до получения других достоверных сведений нельзя считать окончательными по следующим основаниям.

На стр. 47-48 рукописи №2 записано: «…Через пять лет приехали Ленски на одном коне. … Я его (сына Ленского) спросил: «По какой причине сюда приехали?» - «В Польше отца хотели арестовать. Ночью уехали, ушли.». …И вскоре приехали Знаменски – тоже бежали.»

Известно, что царские власти дважды с привлечением военных вылавливали старообрядцев на Ветке в Польше и насильно перемещали их за Урал, в том числе в Бурятию и на Алтай.

 «Первая «выгонка» (1735 год) Ветки состоялась при императрице  Анне Иоанновне, когда по ее именному повелению пять армейских полков под командованием полковника Я.Г. Сытина перешли границу Речи Посполитой, окружили слободы и, пленив, насильственно увели 15443 человека, в том числе 1056 монахов и монахинь. 

В 1764 году генерал-майор Маслов с двумя полками окружил Ветку и пленил более 20 тысяч человек.»

Вряд ли автор рукописи мог сам придумать информацию о бегстве старообрядцев из Польши из-за угрозы ареста.  Только можно сомневаться в точности указанных пяти лет после основания Уймона.  

Из этого следует, что Уймон основан не позднее 1764 или даже 1735 года. 

Автор этой работы, Зубакин Семён Иванович, родился в с. Верх-Уймон в 1952 году и жил до 1965 года в доме на усадьбе, расположенной на берегу Акола. На карте села место усадьбы обозначено красным прямоугольником.

 По множеству признаков можно считать, что как раз в этих местах и поселились первые жители Уймона (доступ к воде, большой слой перегноя, компактное проживание потомков первопоселенцев, наличие множества находок предметов обихода и др.).

В одном месте нашего огорода, недалеко от старого и обвалившегося   погреба, ежегодно из земли «выходили» старинные монеты. Вместе с монетами «выходили» осколки керамического горшка, крошки гашеной извести. Каждой весной, после вспашки огорода конным плугом и при копке картофеля осенью, я, зная это место, тщательно обследовал рыхлую землю и находил монеты. Монеты разные, медные, большие по размеру и помельче, и даже две серебренные. Мною найдено до 15 монет.  Очевидно, что это был спрятанный не глубоко небольшой горшок с монетами, который был повреждён лемехом плуга. И каждый весной лемех плуга доставал из-под земли осколки горшка и его содержимое, выносил на поверхность, растягивая их в рыхлой земле по ходу плуга.

И главное в том, что монеты были начала 18-го века, примерно с 1701 по 1728 годы. Известно, что первопоселенцы Уймона несколько десятков лет жили в полном уединении, далеко от других поселений. И в это период они обходились без денег. Если и были какие-то товарные сделки, то только обменные.  Видимо, поэтому монетный клад был спрятан, а по прошествии нескольких десятков лет забыт и потерян.

Исходя из содержания клада можно предположить, что набор монет в нём был создан до 1730 года. Тогда, когда владелец монет их мог получать и пополнять свою «кубышку», то есть в период проживания в Подмосковье и на реке Керженец. И этот набор монет был принесён в Уймон с собой и из-за ненадобности припрятан.

Конечно, мне не следует слишком уверенно опираться на свою память в части годов чеканки, выявленных мною на монетах. Память может подводить. Тем не менее для определения даты основания Уймона можно учесть совокупность нескольких факторов:

- утверждения старообрядцев-жителей Верх-Уймона из поколения первой половины 20-го века о том, что Уймон основан 300 лет назад;

- данные рукописей Т.Ф. Бочкарева о том, что первопоселенцы Уймона обложены ясаком через 60 лет после его основания (1731);

- данные рукописей о том, что Ленские и Знаменские прибыли с Ветки (Польша) через 5 лет после основания Уймона (1730). Кроме того, сообщение Ленских о том, что по их пути начали строить мосты и паромы, косвенно подтверждает факт их прихода в Уймон именно в начале 30-х годов 18 века. Так как, действительно, в это время началось промышленное освоение юга Сибири и Рудного Алтая, которое было невозможно без дорог, мостов и других искусственных переправ. Следовательно, строились дороги, мосты и переправы.

О достоверности дат и фактов, приведённых в рукописи.

Н.И. Шитова в монографии отмечает отдельные исторические искажения и неточности. С её замечаниями следует согласиться. Так, патриарх Никон начал реформы в 50-х годах 17 века и умер в 1681 году. А Тимофей Филиппович в рукописи относит время жизни семей Бочкаревых и Атамановых в Подмосковье к периоду церковной деятельности этого патриарха. Что является не верным.

Шитовой Н.И. отмечено, что в указанные Т.Ф. Бочкаревым времена похода и переселения с Подмосковья на Керж и с Кержа в Уймон не могло быть аптек и бинтов в них, жнеек для уборки пшеницы. Из этого следует, что Тимофей Филиппович при реконструкции содержания записей Исаака Бочкарева внёс нечто своё, свойственное своему времени жизни. Также автором монографии признано, что данные о географических объектах, указанных при описании походов Исаака в Уймон и обратно, переселения Атамановых, Бочкаревых и Черновых с Кержа в Уймон, можно признать в основном достоверными только в пределах Усть-Коксинского района. 

В рукописях подробно описывается разведывательный поход Исаака Бочкарева, путь туда и обратно. Также прописана поездка при переселении с р. Керженец в Уймон. И из этих частей рукописей можно понять, что практически на всём пути туда и обратно не было дорог, мостов и переправ.

Но в этом следует усомниться, и вот почему.

С 1730 года существовал Сибирский тракт: Москва – Муром – Козьмодемьянск – Казань – Пермь – Тюмень – Тобольск – Томск – Ачинск – и далее. Из этого следует, что этот тракт проходил через Нижний-Новгород или рядом. Мимо или через Керженец.

Первая крепость в Бийске возведена в 1708 году, в Усть-Каменогорске в 1720 году.

Колыванский, Змеиногорский и Барнаульский Демидовские заводы были построены с 1727 по 1739 годы.

 Из этого следует, что в 20-е – 30-е годы имелось активное транспортное сообщение: перевозилось оборудование для постройки заводов, на Урал вывозилась выплавленная медь, туда и обратно перемещалось множество людей, переселялись крестьяне для работ на Демидовских заводах и рудниках.

И невозможно представить, что Исаак шел пешком туда и обратно по полному бездорожью, без переправ через реки, как это изложено в рукописи. То же касается переселения семей Атамановых, Бочкаревых и Черновых с Керженца до Уймона.

В рукописи №2 указывается, что Ленские, прибывшие в 1736 году, сообщили, что на своём пути он встретили строящиеся мосты и паромы.

Это является также косвенным подтверждением того, что первопоселенцы прибыли в Уймон в начале 30-х годов 18 века.

Что касается оценки достоверности рукописей в части описания пути перемещения с Керженца до Уймона и обратно, то можно считать, что Т.Ф. Бочкарев не мог воспроизвести точно текст первоисточника и поэтому излагал всё произвольно, исходя из своих представлений о рельефе и географии маршрутов. Что и отмечено Шитовой Н.И. в части того, что автор рукописи относительно точно описал передвижения по горам и долинам Алтая в пределах Усть-Коксинского района, который он знал.  

В рукописи также указываются многочисленные даты по дням и месяцам, что не может быть точным, так как Тимофей Филиппович не мог их запомнить, читая первоисточник в детском возрасте.

Расстояние по данным Яндекс. Карты:

- от р. Керженец (Керж) Нижегородской губернии до Верх-Уймона 2800 км.

В рукописи №1 на стр. 2 написано, что Исаак отправился пешком от реки Керженец 10 апреля и прибыл в место будущего Уймона 25 августа. То есть потратил на поход 135 дней. Возврат из Уймона у Исаака занял по сведениям Тимофея Филипповича примерно столько же времени – с 15 марта до первых чисел августа (по данным рукописи №2 Исаак возвратился 3 сентябряпротиворечие с данными рукописи №1). На один день пешего похода по бездорожью, с преодолением рек и гор приходилось примерно 21 км., что можно признать достоверным.

По данным рукописи №1 (стр. 31 – 35) переселение с р. Керженец до Уймона началось 1 апреля (стр. 31) и завершилось 5 августа (стр. 35), за 125 дней. Ехали на телегах и верхом, везли вещи, гнали скот, сооружали переправы, устраивали дороги.  Примерно 22 км. в день. Такую скорость также можно признать достоверной.

По данным рукописи №2 переселение с Керженца в Уймон началось 1 апреля (Л. 37.) и завершилось 25 августа (противоречие с данными рукописи №1) - Л. 42. об.

- от Подмосковья (2 версты от Москвы) до р. Керженец (Керж) Нижегородской области 400 км. В рукописи №2 (Л. 2) написано, что это расстояние Исааком и Татьяной преодолено пешком за один день. А обратно они возвратились на попутной конной повозке примерно за 6 часов. Сведения, о продолжительности перемещения туда и обратно, явно не верные;

- от Подмосковья до с. Верх-Уймон по прямой 3200 км.

На странице 39 рукописи №1 написано, что через 10 лет после заселения в Уймон из Москвы приехал пристав Атаманов Иосиф Сергеевич. За 36 дней пути (89 км. в день). 

На стр. 44 указаны даты обратной поездки пристава в Москву – с 14 июля до 25 августа. За 40 дней (80 км. в день).

Вывод: Если бы путь был как прямая линия, то конный экипаж по данным рукописи преодолевал в день 80 – 90 км. Однако прямой линии не было, потому срок поездки 36 – 40 дней, указанный в рукописи, явно не реален.

Также из рукописи №2 следует, что братья Бочкаревы выехали за невестами из Уймона  в Москву 1 апреля (л. 49. об.), приехали в Москву 10 июля (Л. 50. об.). На дорогу ушло 100 дней – 32 км. в день. Что близко к достоверному.

Обратную дорогу они преодолели с 20 июля (Л. 53) до 3 сентября (Л. 56. об.) То есть проезжали на телегах с грузом в день более 70 км., что невероятно с учётом движения не по прямой, наличия естественных преград и отсутствия по большей части пути дорог и переправ.

 

Из этого следует, что Т.Ф. Бочкарев воспроизводил содержание первоисточника по датам произвольно, что подтверждается как расхождениями по датам между данными рукописей №1 и №2, так и нереальными затратами времени на преодоление расстояний. И очевидно, что он не имел представление о расстояниях между пунктами путешествий. 

Следует также отметить, что в нескольких местах рукописей Тимофей Филиппович пишет о московском приставе Атаманове Петре Васильевиче. Однако, в рукописи №1 через 10 лет после заселения Уймона написано, что из Москвы в Уймон приезжал пристав Атаманов Иосиф Сергеевич (стр. 44).  А в рукописи №2 указано, что также через 10 лет после заселения Уймона братья Бочкаревы, Исаак, Андрей и Иван, ездили в Москву к приставу Атаманову Петру Васильевичу (Л. 50. об.).

 Да, возможно, что пристав приезжал в Уймон в один из годов после 10 лет его заселения, а в другой год этого же периода братья ездили в Москву к этому же приставу. Но явно то, что этим приставом был один и тот же человек. И вернее всего это был Атаманов Пётр Васильевич, так как он упоминается как московский пристав несколько раз в рукописях №1 и №2. Вероятно, что автором рукописей допущена ошибка.  

Окончательный вывод из анализа рукописей на достоверность дат и иных приведённых сведений: несмотря на ошибки, несоответствия и противоречия можно признать достоверными основные сведения о ключевых событиях, местах и персонажах.

 РУКОПИСЬ №1

 Стр. 1. Моего отса тетрадь, в ней было написано. Исааков отец жил под Москвой. Их там стали как староверов притеснять неверующие в Бога. Исааков отец с матерью решили переехать к реке Кержи. Тут обосновались. И тут нашлись стропотливые люди, стали их обзывать, подсмеивать над молодыми, над Исааком и Фёдором, над дочери. 

Исаак стал проситься «Тятя и мама отпустите меня на розыски хорошего места». – «Сынок, я уже стар». Исаак сказал: «Родители, молитесь Богу. Господь поможет. При вас стаются трое. Отпустите ради Богу». Мать: «Молодой ты ещё» - «Двадцать лет самый возраст. «Ради Богу отпустите». Собралися. Исаакова невеста пришла, узнала, что Исаак собиратса уходить.

Стр. 2. Таня забегала за родителями.  Иче пришли старики, побеседовали, посоветовали родителям отпустить.

 ПОХОД НА ПОИСКИ КАТУНИ И БЕЛУХИ

 На последних днях пасхи отмолилися Господу службу, Богородиси, Николи. Он взял с собой топор и ружье. Отправился в путь 10 апреля.

25 августа вышел на гору Саптан, спустился с горы, прошел по степи. Прищел к реке. Пошел к верху по течению. Он с горы видел: на правой стороне лесу больше и поля. Перешел гору и спустился на поля. Поля прошел, поднялся на горку и тут увидел красивое место. Пошел искать и нашел брод. Река широка и не так глубока. Вырубил палку, чтобы упираться с нижнего боку. Когда вышел на берег, сказал: «Слава Тебе Господи». Пошел на южную сторону, вышел на поляну. Пошел к горе. Увидел небольшой ручей: «Вот здесь буду строиться».

Стр. 3. Пошел к горе, к западу у горы увидел озеро небольшое. Вокруг истоптано зверями. Вернулся к реке, нашел три ёлки, под ними было сухо. Под ними сделал шалаш, по-нашему стан…

 Стр. 4-6 … К восточной стороне гора. Поднялся на гору по хребту. Была дорога. Немного прошел, дорога пошла под гору, стал спускать. Немного спустился, я оказался на скале. Я сел на край скалы, немного посидел, поднялся. Внизу у подножия горы какой-то человек по этой дороге начал спускаться. Стал к нему подходить. Он на меня поднял лук. Я встал, снял ружьё, ему показал и повешал его на плечо. Снял шапку, к нему поклонился. Он лук положил на землю. Я к нему подошел, протянул ему руку, он тоже подал. Иче поклонился, говорить не умеем. Тогда я первый рукой в грудь: «Исаак с реки Кержи, а тебя как звать?» К нему руку, он назвал имя Аймон. «Чего тут делаешь?» Рукой показал на камни, лук лежал на сумине. Он руку в сумину, вынимает 2 чашки, 1 поллитра, а одна побольше. Он мне рукой показал на камни. Я снял с себя ружьё, мешок. Приступили к работе. Яма 4 шага, 2 шага ширины. Взяли, стали углубляться. Углубились, Аймонова голова скрылась в яме. Добрались до дна, показались жерди. Начали перекладывать камни, рядом осталось немного. В стену углубленье плитой закрыто. Он плиту вытачил, стал выгребать рукой. Выгреб кинжал, 3 чашки полл., 2 маленьки. Он сложил в сумину, пошли домой. Я направился к своему жилью, он меня – за руку. Я сопротивляться не стал, пошли. Тропинка между кустами и камнями. Перешли ручей, пошли по направлению к реке. Подошли к ёлкам, кедрам. На кедрах шишки крупны. Я 2 взял, положил в карман. Кедры, ёлки прошли, зашли на поляну. В верхней части поляны юрта. Подошли к юрте. Что-то сказал. Из юрты выскочили 2 мальчика, почти голые, вышла женщина в челедеке. Я к ней наклонил голову, сказал «Здравствуйте». Аймон мне показал рукой под ёлку – там сделано сиденье. Я снял ружьё, мешок. Он на ружьё пальсем показал. Я ему рукой показал, как заряжать и стрелять. Я ему рукой показал, что пойду к своему жилью. Я ему рукой показал на запад. Рукой взял его руку, слегка её пожал, сделал наклон головы. Пошел к своему жилью.

Стр. 7. 5 сентября приступил к заготовке леса. 15 октября перешел в новый дом.  Построили склад с Аймоном. …

Стр. 15-16. «Друг, тебе мултук надо? Какой?» Он на моё показал: «Тебе хорош, мень хорош. У меня агча нет». Он показал пальсем: «У меня есть 3 чашки, золото». Я ему рукой показал: «Хватит».

Стр. 20. Марьяна пришла, маячит: «Аймона нет. Вчера ушел, лук взял.»

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КЕРЖ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ КАТУНИ И БЕЛУХИ

Стр. 22-25. Стал на лыжи, каек в руки и пошел до друга, со всеми попрачался… «Но, до свиданья, пошел к Катуни, друг и ребята».

15 марта через Катунь перешел благополучно… Пошел на запад…

С горы скатился весело. На крайним сделал затеску, нашел ёлку, повешал лыжи, пошел прямым путём.

…В первых числах августа показалась мне деревня. Подхожу. Увидел: у Атамановых 2 пары коней, украшенные, приехали за Татьяной. Подошел к воротам, открыл ворота, кто-то меня сзади поймал. Я не успел оглянуться, как я оказался в объятиях. …

Пришли, зашли в избу, помолились, поздоровались.

 ПОХОД НА ПОИСКИ КАТУНИ И БЕЛУХИ

 «Подробности не буду. Вкратце скажу. Нашел Катунь, земля прекрасна. Построил избу, амбар. Нашел друга.

Залез на гору. С горы хорошо видно. К Катуни пришел 25 августа, а пошел домой 15 марта. Были бы крылья у нас с Татьяной, сейчас бы улетели»…

 ПРИЕЗД ИЗ МОСКВЫ НА КЕРЖ ПРИСТАВА АТАМАНОВА ПЕТРА ВАСИЛЬЕВИЧА

Стр. 27-28. К Атамановым приехал Атаманов – пристав с Москвы и с ним епископ…

Исаак рассказал им о своём путешествии, открытии новых мест.
… А сейчас прошу прощения и благословение, и поклонился до земли. Катунь перешел 15 марта, а решил вам известить. А теперь разрешите спросить: «По каким делам к нам приехали?» - «Услышали, какой-то Исаак нашел Белугу и Катунь». Я сказал: «Это не легенда – это истина правда.» - «Вот я и приехал». А теперь вас прошу, Пётр Васильевич, мне нужны ружья». «Сколько надо?» - «У меня 2 брата и Таня, и там отец, 2 сына, они охраняют мой амбар…».

Василий Андреевич поклонился епископу: «Прими нас и благослови».

Стр. 29. Приехал Миша. …

Исаак и Татьяна поженились. … По закону всё сделали: помолились богородиси, Господу, Николе, апостолам.

Стр. 30. … Пристав спросили: «Когда в путь?» - «1 апреля».

 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ С КЕРЖА В УЙМОН

 Стр. 31. 31 марта погрузились. … В 8 утра выехало на дорогу бричек 7, 8 ходков. 2 ходка для пассажиров. … Кто мог ехали на конях верхами. …

Стр. 33. 21 июля пришли к Громатухе. …

Стр. 34. 26 июля пришли к Катуни. …

Стр. 35. …Перебрели. …Вот теперь мы дома. 5 августа мы закончили путешествие.

 РОДОСЛОВНАЯ ОТ ТИМОФЕЯ ФИЛИППОВИЧА БОЧКАРЕВА

 Стр. 38. У Бочкарева Василия 4 сына, 3 дочери.

Исаак, Григорий, Фёдор, Иоанн.

У Исаака 5 сынов, 2 дочери

У Григория 3 сына, 3 дочери. У Фёдора …

У Иоанна 5 сынов, 1 дочь

У Атаманова Григория 6 сынов

У Атаманова Прокопия 7 сынов

Атаманов Семён

Атаманов Вахрамей Семёнович

Бочкарев Вавила Фёдорович

Бочкарев Власий  Вавилович

Максим Вавилович, Филипп Максимович

Основатели Верхнего Уймона. Прокладал дорогу Исаак.

 Стр. 39. Бочкарев Милетей Фёдорович, Александр Милетеевич, Калин Александрович.

 ЖИЗНЬ В УЙМОНЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

 Через пять лет приехал Бочкарев Михаил с семьёй и Атаманов Пётр с семьёй. Семён Петрович, Вахрамей Семёнович, Василий Вахромеевич.

Приезд через 10 лет из Москвы в Уймон пристава Атаманова Иосифа Сергеевича

Через 10 лет приехал пристав. 25 июня послан московским начальством Исааку. Исаак: «Иосиф Сергеевич (пристав), сколько в пути были?» - «36 дней. У рек построены на обоих берегах посёлки. Через реки переправы сделаны.» Исаак: «Иосиф Сергеевич, меня, люди, проклинает народ?» - «Наоборот, от самой Москвы по деревням, по посёлкам благодарят: Исаак открыл землю, Исаак проложил дорогу». Иосиф Сергеевич рассказал решение московского начальства: Бочкарева Исаака за открытия земли от армии освободить, и Атамановых.

Стр. 40. …Через 50 лет от царского правительства пришло извещение для армии платить подать…

Стр. 41. … Иосиф Сергеевич, скажи, где, скажем, купить плуг, сенокосилку, грабли, товару, серпы? Когда поедите домой…»

 ПОХОД НА ПОИСКИ КАТУНИ И БЕЛУХИ

 … «Исаак В., расскажи, как шел с реки Кержи в первый путь?» - «Мне помогло мужество, стремление, терпение и Вышний Небесный. 5 мая пришел к реке …

Стр. 43. … и вышел на самый шиш (на гору Саптан)… Видел между гор белую гору. Значит – это Белуга, а это – Катунь. Вот 25 августа … У костра ночевал, а утром чуть свет стал спускаться с горы.

Стр. 44. А вечером перебрёл Катунь. И вот мой путь».

 ЖИЗНЬ В УЙМОНЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

 Приезд через 10 лет из Москвы в Уймон пристава Атаманова Иосифа Сергеевича

… «Иосиф Сергеевич, когда хотите отъезжать?» - «15 июля надо выехать». 14 июля собралися на проводы Атаманова Иосифа Сергеевича. На ходок и на бричку продукты, что потребуется в пути. Запрягли лошадей парами, отправились в путь.

Видимо в обратный путь в Москву вместе с Атамановым Иосифом Сергеевичем выехали кто-то из первопоселенцев, которые закупив необходимое возвратились обратно. 

 
Приехали к Иосифу С. 25 августа. Брали что необходимо, что требуется. Пока собрали, покупали, прошло 10 дней. Подковали лошадей, выехали 5 сентября. На всех переправах мужикам благодарность. Приехали. 20 октября Исааку от епископа письмо передали. Исаак всем сказал, чтобы самоваров и чайников не было.

Когда народ стал переезжать, верующие и неверующие, нас стали обзывать исашны кержаки.

Обложка (оборот)

Григорий

Василий

Исааковичи

Атамановы

Иван

Михаил

Исаак Васильевич

Татьяна Григорьевна

 

РУКОПИСЬ №2

 ПРОЖИВАНИЕ АТАМАНОВЫХ И БОЧКАРЕВЫХ В ПОДМОСКОВЬЕ

 Л.1. Бочкаревы и Атамановы жили под Москвой. Бочкарев Исаак, Атаманова Татьяна учились в Москве в церковном училище, учёбу закончили…

Л.1 об. – Л.2. Алексий митрополит сказал Исааку: «Найди лошадей». Исаак с Татьяной побежали к сродникам в Москве. Дяди объяснили быстро. Запрягли две пары в брички, из церкви увезли всё к дяде и у дяди сделали молебный дом. Исаак с Татьяной стали ходить только на праздники. Пришло воскресенье. В понедельник вдруг праздник – молились воскресенью и празднику.  Закончили моленье, уже расцветало. Исаак рассказал: «Мы вышли из города, на нас напали никониаине, церковники. Меня избили, на нас всё прервали. А Татьяну девчонки избили. Домой пришли почти голые, в общем, нас два раза избили». И больше в Москву не пошли.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НА КЕРЖ

Исаак родителям сказал: «Из Кержи трое учатся в училище, ихни родители ищут дома. Мы с Таней решили идти. А как вы на это? Там есть молебный дом». Посоветовали и решили нас отпустить. И мы с радостью, чуть не бегом к вечеру были в деревне. Нашли этих хозяев, им объяснили, зачем мы пришли. Они спросили где наши дома? – «Две версты от Москвы».

Далее рассказ о том, как Исаак и Татьяна осмотрели дома. Затем в Подмосковье приехали владельцы домов на Кержи, осмотрели дома Атамановых и Бочкаревых.  Обменялись домами.     Переехали на Керж, обустроились, начали ходить в местный молельный дом. Исаака и Татьяну избили после выхода из молельного дома. Также были иные случаи нападений и избиений Исаака и его братьев.

Занимались хозяйством: сеяли, убирали урожай, косили сено. Рыбачили.

 Л. 6, Л. 6. об., 7. Из текста следует, что к братьям Бочкаревым присоединились два мальчика, которые убежали от пьяного и буйного отца Трифона. И на реке Керже Исаак рыбачил с Иваном, Василием и Андреем. С ними был Фёдор. Всех их Исаак называл братьями.

 

Л. 12. об., Л. 13. Поездка Исаака с Кержи в Москву к приставу Петру Ивановичу.

Л.14., Л. 14. об., Л. 15. Исаака 26 февраля сильно избили.

Лечение продолжалось до 20 марта.

 ПОХОД НА ПОИСКИ КАТУНИ И БЕЛУХИ

 Исаак родителям сказал: «Я собираюсь в поход». «Далеко хотишь идти?», спросил отец. «Пойду искать Белугу и Катунь». Отец: «А где эта Катунь?» - «На юге, папаска». 28 марта родители против его хотению. Исаак сказал: «Ваня сходи к Атамановым, скажи». Таня зашла. Исаак сказал: «На поминка легка. Вот я вас зачем позвал. Хочу идти в неизвестный путь, искать Белугу и Катунь. Помолитесь Господу, Богородиси и Николе. Помолимся, и всё будет благополучно». 31 марта приступили к моленью с 6 вечера до 8 утра. Полдевятого пригласили за стол. Пообедали по всем правилам. Родители против моего похода. 5 мужиков сказали: «Исаак идёт на благо народа. Найдёт эту Катунь, вы уедите, а за вами и мы. А то путь неизвестный. Пожелаем живым, здоровым, с успехами вернуться».  Исаак встал, помолилса, со всеми простилса. «Я действительно иду для себя и для народа. Но меня не забывайте. Аминь».

Л. 15. об. 10 апреля Исаак всё сложил в багажники. Запрягли коней. Исаак с родителями простились. Все. Исаак и Татьяна с братом сели в фаэтон.  Пара пошла на юго-восток, вскоре пошла на юг. Вскоре дорога пошла на восток, пара встала. Таня вылезла в слезах. Исаак всё повешал на себя. На прощанье поцеловались. Исаак на восток помолился. Фаэтон развернулся. А Исаак пошел в путь. …

Л. 24. … Стал подниматься. Вскоре вышел на вершину. С вершины увидел реку. …

Л. 24. об., Л. 25. Увидел: с юга летела птица. Это орёл. И увидел Белу гору – это Белуга, а это Катунь. …

25 августа на высокой горе лег спать. Утром стал спускаться с горы, рассматривал места по теченью Катуни. На правой стороне место лучше. Перейти невозможно. Пошел в верх возле Катуни. 28 августа перебрёл Катунь с двумя костылями. На берегу огромные ёлки. 60 шагов от Катуни елашка, 3 косматы ёлки. Тут будет временный дом. 30 августа перебрёл протоку, в южной стороне – гора. Пошел по лесу к горе. Попутно смотрел, где строить дом. Листвяк гладкий, высокий, тут буду строить дом. 3 ели и кедра, рядом небольшая речка. Вскоре поднялся на гору. С горы – по обои стороны горы – прекрасные поля. С горы увидел – в какой-то яме копался человек.

… Человек стал…. Я … стал подходить к человеку. Он поднял на меня лук. Я … снял шапку, ему поклонилса. Берданку на козла положил. Человеку помаячил: «И ты оружие полож». Он понял. Я ему подал руку, он мне подал. Мы поздоровались.  Человек показал на берданку, я ему объяснил, и он мне объяснил.

…Он меня рукой позвал, подошли к юрте. Вышла жена, 2 сына. Я снял шапку, ему рукой показал, где живу.

Л. 25. об. Л. 26.  … 2 сентября сделал между двух ёлок стол, сиденье. Под ёлками сухо. На суши всё вешал. Шла заготовка леса, отёска, а про мох забыл. 4 числа пошел драть мох. За день моху натаскал. 5 основал, 1 ряд сделал. 4 стены, 8 покатов. Бревно – на покот, оно на стене. 25 сентября стены поднял. Аймон помогал. Дом закрыл еловыми ветками: и пихтовыми и кедровыми. Скала рядом, а лома нет. Ко мне с Аймоном натаскали. Сделал лопату, стал глину искать. Вспомнил про берег, Аймон принёс кожаный мешок. В дому около печки выкопал ямку, в ямке – глину месить. Сложил печку. Где будут окна, по одному бревну вырубил. Дым пошел. Скоро печка нагрелась…

… Исаак готовил мясо к походу домой.  Приступил к постройке склада рядом. Из лосиных шкур сделали ремни закатывать брёвна. 15 октября склад готов.  Наделал вешала. На эти вешала мяса вялить вешал. Сделал ящик; 3 шага длины, шак ширины, до пояса высоты. Полный натаскал шишек. Площадь очистил: толсты на дрова, а мелки сожог.

Л. 26. об. – Л. 30. Рассказывается про рыбалку, охоту на заготовку мяса и добычу пушнины. Иссак из осины сделал лыжи для себя и детей Аймона.

Л. 31. об. 1 марта отмял 2 маральих шкуры, из них сделал мешок. Ногами в мешок, а устье мешка – шнурок. Придетса без костра на чистом поле, залезу в мешок. Над головой шнурок. К себе – мешок завяжетса.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КЕРЖ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ КАТУНИ И БЕЛУХИ

 10 марта друг пришел, еще темновато.  Сказал: «Я Катунь глядел, под снегом вода. Надо скорей ходить за медвежьей шкурой». Дверь закрыл – на лыжи. Котомку и шнур – на себя, суредка покатилась за мной. Друг сказал: «Я чашки забыл». Побежал, принёс 3 чашки и нож. Пошел через Катунь. Друг помахал шапкой, я тоже помахал.  Кусты прошел, вышел на берег. Пошел вверх по Катуни, к западу. Солнышко было высоко. Реку перешел по льду. К вечеру подошел к Катуни.  Катунь ушла возле скалы вправо, пошел косогором. На дереве сделал затеску. Корье стесал, отошел, опять затесал. …

Далее идёт рассказ о походе через горы, выход на степь, движение по степи. О переправах через реки.

Л. 33. об. … Вскоре увидел деревню. Узнал, пошел на эту дорогу, которой меня увезли. Пошел дорогой в деревню. 3 сентября был дома. Татьяна встретила перва. Схватила.

Л. 34. Зашли в ограду. Московский жених увидел и уехал. Сваха осталса у Атамановых. Исаак послал брата за Атамановыми: «Позови всех». Анна Афанасьевна  с Татьяной поставили на стол. …

Л. 34. об. … Исаак спросил: «Желаете с нами ехать?» «Мы уже стары, ехать боимся». Татьяна сказала: «Я еду». «Еслив пожелаете ехать, к 1 апреля быть готовы к отъезду».

Далее написано о том, что и как надо подготовить к отъезду.

 ПРИЕЗД ИЗ МОСКВЫ НА КЕРЖ ПРИСТАВА АТАМАНОВА ПЕТРА ИВАНОВИЧА

Л. 35. … 10 сентября приехал пристав к Атамановым, и все пошли к Бочкаревым. Исаак расправлял и чистил соболины шкурки. Пристав поглядел и спросил:  «Откуда это?». Исаак ответил: «С нового места». Пётр Иванович спросил: «Там их много?» Исаак сказал: «Много. Вот этого в избе поймал». «Что, собираешься кочевать?» - «Собираюсь». – «А армия?» - «Напиши: не развит разумом». Пристав рассмехнулся: «А народ в Москве говорят: какой-то Исаак на юге нашел землю». – «Язык без костей». Петр И.: «Когда поедите?» «1 апреля. 1 сентябрю быть там». Пётр И. взял, поглядел, спросил: «Сколько за них возьмёшь деньгами?» Исаак сказал: «Мне надо ружья». «Сколько и каких?» - «Алтаес, он мне помогал бревны закатывать на два сруба: 1 на дом, 1 на амбар, 6 шагов длина. У него 2 сына. И у меня 4. 6 дробовых, другу бердану. Это они же не твои, они раздаютса, што мы хочем ехать. Дробовых – 5, берданок - 6». – «Многовато». – «Таня, вазы принеси Петру Ив.». Исаак пальцем по вазе стукнул, он загудела. Чисто золото. «Это отдал друг, сказал: «Мне таскай мултук – бердан» …

Л. 36. – Л. 36. об. – Л. 37 … С 1 ноября стал готовить брички. С 1 декабря подготовка хомутов, седёлки, дуги, вожжи, верёвки. 1 генваря опять пошел снег. …

Подошла Татьяна, сказала: «Какой-то дядя приехал». Исаак с Татьяной зашли в избу. Иван Иванович встал, поздоровались. Дядя сказал: «Я слышал вам брички нужны. Собираетесь на новое место». Исаак сказал: «Я уже собралса. 4 брички есь, 2 купить». Дядя сказал: «Меня с собой возьмите, и покупать не надо». Исаак сказал: «Поедем». Дядя спросил; «Когда поедете?» Исаак сказал: «1 апреля, пока деревня спит, уехать»…

15 марта Атаманов Григорий поехал к Петру Ив., повёз мясо. В Москве покупал ружья и боеприпасы. 30 марта Исаак командовал погрузкой. 31 марта погрузили всё. …

Подъехели Пётр Васильевич с Алексием Митрополитом.

… Все попрощались. Пётр с Алексием поехали.

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ С КЕРЖА В УЙМОН

 1 апреля Исаак скомандовал: «Запрягать коней. Ходок и фаэтон пойдут сзади». Исаак пошел проверить. У Атамановых всё нормально.  Дядя сказал: «Мне охота с вами ехать». Исаак сказал: «Догоняй». Все по три поклона. «Господи благослови». Василий, Фёдор – верхами. Андрей, Иван – на бричках. …

Л. 38 об. … Чернов Филипп спросил: «Васильевич, дай паром переправиться.» - «Плавайте».

Л. 39. … Исаак спросил: «Дядя Филипп, у вас есь колокольчики?» - «Есь» - «Дайте один»….

26 мая выбрались из тайги. …

15 июня опять подъехали к тайге.

Л. 39 об. … 1 июля подъехали к горе….

Исаак подошел к ёлке: «Вот мои лыжи».

Л. 40 об. … 2 брички вывезли так, тройками. Все брички вывезли на хребёт, ходок и фаэтон. 3 июля с хребта покатились. 10 июля объехали к Синему Яру. 25 июля – к горе и Катуни.

Л. 41. … 1 августа по Громатухе дорогу на первый путь сделали. А теперь от Громатух таким же образом прокапывать. 3 августа дорогу сделали. Пришли на стан, поели. Исаак сказал: «Братки, коней в брички». Первая пошла, и так потихоньку Громатухи прошли. И от Громатухи косогор тихоньку тоже удачно проехали.

Л. 41 об. … 14 августа подъехали к речке.

Сделали из плах и тёса мост, переехали по мосту.

… К вечеру подъехали к реке. Берега пологи. Проверил глубину, сказал «Без моста проедем». Исаак проехал к Черновым: «Дядя Филипп, вы ночуйте на этой стороне речки, а мы переедем через речку». Переехали.

Л. 42 …5 августа перебрели речку.

Переночевали.

Л. 42 об. … Подъехали к Катуни. … 25 августа подъехали к дому. … Прибежал Аймон.

 ЖИЗНЬ В УЙМОНЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

 Осень года прибытия, начало зимы.

Приступили к обустройству жизни: строительству, заготовке сена для скота и других припасов, полевым работам.

 Упоминаются: Иван, Фёдор, Михаил, Андрей, Атаманов Григорий.

Л. 44 – 44 об. … Исаак сказал: «Младшие братья боронить, а старшие камни возить на бричке». Исаак: «Вы вырезайте просветы для окон. Я поеду камни готовить». На сопочке нашел крепкий. В скале по слоям разбиралась. Плиты, бруски, и для литовок хороши.

… Папы посеяли десятину (гектар) ржи и овса. 25 ноября полевые работы прекратились.

Первый год после года прибытия.

Л. 45 об. … До 15 марта готовили лес.

… 25 апреля поставили стропилы.

Упоминается некий дед, который показал Фёдору как распиливать лес на доски.

Л. 46. … 25 мая дом закрыли.

… Исаак приступил к потолку. 15 сентября потолки и полы сделаны. К 28 сентября справилса с окнами и с дверями, и с крыльцом. 1 октября начали строить амбар для зерновых культур. 1 ноября с амбаром справилса. Исаак сказал: «Папа, пойдём раскатам мой первый дом». Распятнали, раскатали. Запрягли у одноконной брички передки, перевёз свой дом. Выбрал место. 16 ноября Исаак сложил свой дом, наслал потолок и пол.

Л. 46 об. … 1 декабря сделали пригоны коням и коровам, и крыши. И бороньба закончилась. 15 декабря над током оказалась крыша. 17 декабря пошел снег, 20 перестал. 21 декабря переехали в новый дом. В обоих комнатах сбили русские печи. Мы назвали избушкой первый дом Исааков. В ней сбили русскую печь.

Второй год после прибытия. 

С 1 января приступили к молотьбе хлеба. 25 февраля закончили. Зерно в амбаре.

Л. 47. … 10 февраля распиловка на плахи и тёс.

Через пять лет.

… Через пять лет приехали Ленски на одном коне. Что они привезли, нам не известно. Ленский языком трепанул. Под Москвой были куркули и здесь. И уехали, и приехали к вот к этой реке Мульте. Вскоре младший сын Ленский пришел. Я Тане сказал: «Накорми его». Я его спросил: «По какой причине сюда приехали?» - «В Польше отца хотели арестовать. Ночью уехали, ушли.»

Л. 47 об. И вскоре приехали Знаменски – тоже бежали.

Л. 48 об. … В стройке, в охоте, в рыбалке, в расплождении скота и не оглядывались, как польски беженцы Ленски и Знаменски детям говорят: «Сегодня ешьте и к завтраму оставляйте».

Через 10 лет.

И так прошло 10 лет. Василий, Андрей, Фёдор спросили: «Братка, когда поедем в Москву». Исаак сказал: «Ленски и Знаменски говорили: через реки паромы строят. Вот как построят, кто-нибудь приедет и скажет». Год ждали. 25 марта приехали Железновы на санях, на салазках, на шести лошадях и двух коровах. Исаак их пустил в нову избушку. Они зашли. 1 девка сказала: «Не избушка, а горниса». Зашел Фёдор. 5 соболиных шкурок. «Меня обзывают Фёдором, а тебя как? – «Мария». – «Вот из этих шкурок будешь шапки носить?» - «Буду». У Фёдора были соболины правилки в руке. Мария и Фёдор соболей вместе расправили, унесли в сушилку. Они стали неразлучны. А Елену привлёк Василий. С этого времени Фёдор и Василий Москву не поминали. Железнов сказал: «Мосты и паромы стоят. Народ едет на жительство. Народ удивляетса: какой-то Исаак поехал первый. Как он прошел водны преграды?»

 ПОЕЗДКА ИСААКА, АНДРЕЯ И ИВАНА В МОСКВУ ПОСЛЕ 10 ЛЕТ ПРОЖИВАНИЯ В УЙМОНЕ


Л. 49 об. … 1 апреля Исаак сказал: «Андрей, Иван запрягайте коней в бричку. Поедем в Москву».

Далее описание поездки до Москвы с переправами через реки по паромам и мостам.

Л. 50 об. … 10 июля приехали в Москву к Петру Васильевичу.

В Москве познакомились с человеком в военной форме – Жуковым Виктором Артемьевичем и с его дочками Галиной и Ириной.  Из текста можно понять, что Иван женился на Галине, а Андрей на Ирине. И парни поехали в Уймон из Москвы женатыми.

В Москве закупили соль, муку, плуг, коляску. Взяли с собой кур в клетке. 20 июля поехали обратно.

Л. 55. … Итак Кырлык перевалили. 27 августа подъехали к Громатухам и к Катуни.

Л. 56. … Обошли коней, подошли к Катуни. … Катунь шумит. … Поехали ближе к дому. 1 сентября подъехали к речке.

Л. 56. об. …У реки Терехты ночевали. … 3 сентября подъехали к Катуни.

…Подъехали к дому. Встреча, знакомство. …


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-ОТКРЫТИИ-И-ЗАСЕЛЕНИИ-УЙМОНА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Семён ЗубакинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/altain

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Зубакин Семён Иванович, ОБ ОТКРЫТИИ И ЗАСЕЛЕНИИ УЙМОНА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 25.03.2023. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-ОТКРЫТИИ-И-ЗАСЕЛЕНИИ-УЙМОНА (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Зубакин Семён Иванович:

Зубакин Семён Иванович → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Семён Зубакин
Чуприяново, Россия
190 просмотров рейтинг
25.03.2023 (370 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
Об Уймонских старообрядцах
Каталог: История 
370 дней(я) назад · от Семён Зубакин
Жертвы политических репрессий – уроженцы и жители с. Верх-Уймон
Каталог: История 
370 дней(я) назад · от Семён Зубакин
О репрессиях в СССР на основе данных по селу Верх-Уймон (Республика Алтай)
Каталог: История 
371 дней(я) назад · от Семён Зубакин

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОБ ОТКРЫТИИ И ЗАСЕЛЕНИИ УЙМОНА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android