Libmonster ID: RU-16477

Анализируя общественно-политическую жизнь России начала XX в., исследователи, как правило, акцентируют внимание на деятельности политических партий, громких террористических актах и других проявлениях революционного экстремизма. При этом абсолютное большинство населения к деятельности вышеупомянутых организаций не имело никакого отношения. В конце XIX - начале XX в., особенно в период первой русской революции, в стране создались благоприятные условия для возникновения различных союзов, кружков и обществ. Подавляющее большинство этих объединений не представляло никакой угрозы существовавшему строю. Они занимались профессиональными вопросами, школами, больницами, благотворительностью, организацией досуга и культурного отдыха. В одних организациях объединялись представители разных слоев населения для оказания помощи неимущим, в других - по профессии, в третьих - по интересам. В стране было зарегистрировано более 200 благотворительных обществ, 32 - по благоустройству городов и населенных пунктов, 28 - взаимопомощи, более 600 - литературно-музыкально-архитектурных, 9 - кредитных и комиссионно-торговых, 38 - медицинских, по 23 - народных развлечений и научных, 72 - образования, 33 - печатно-издательских и книготорговых, 15 - пожарных, 15 - потребительских, 146 -промышленных и торгово-промышленных, 34 - просветительных, 157 - профессиональных (без учета профсоюзов), более 100 - сельскохозяйственных и промыслово-торговых, более 100 - спортивных, 45 - студенческих, 43 - транспорта и связи, 35 - фотографических, 11 - трезвости, 4 - юридических и более 91 наименования других обществ1.

В Вятско-Камском регионе в конце XIX и в самом начале XX в. в ряде населенных пунктов были созданы общественные собрания. Они имели однотипные зарегистрированные уставы, отпечатанные типографским способом в разное время. Устав Глазовского общественного собрания был отпечатан в типографии В. П. Иванова в 1890 г., Устав Вятского общественного собрания - в типографии Н. А. Огородникова в 1903 г., Устав Кукарского общественного собрания утвердили и напечатали в 1908 году 2. Все общественные собрания находились вне политики и ставили цель предоставлять своим членам и их семьям "возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою" 3. Все вопросы, связанные с организацией обществ и их функционированием, решались на общих собраниях. Общее собрание занималось приемом новых членов, избирало из своего состава старшин и ревизионную комиссию, вносило изменения в Устав. Действительные члены общества платили ежегодные взносы, а почетные члены от этой обязанности освобождались. Управление делами собрания осуществлялось Советом старшин, избираемым на 1 год.


Балыбердин Юрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета.

стр. 140


По количеству членов общественные собрания не были массовыми. В 1904 г. в самом большом в регионе Вятском общественном собрании могло состоять 500 членов (§ 8 Устава), но реально числилось 250, а на общем собрании, которое обсуждало важные изменения в Уставе, присутствовало всего 38 человек, что свидетельствует об отсутствии жесткой дисциплины. В деятельности общественных собраний принимали участие представители разных слоев населения. Если в Глазовском общественном собрании доминировали представители интеллигенции и чиновники, то более 2/3 Кукарского общественного собрания составляли коммерсанты 4. Все общественные собрания в своих уставах вводили определенные ограничения, и не каждый мог стать членом собрания. Вступить в общество не могли несовершеннолетние, за исключением лиц, имеющих классные чины, воспитанники учебных заведений, нижние воинские чины и юнкера, хоть и совершеннолетние, те, кто уже был исключен из собрания за нарушения Устава, лица, подвергшиеся наказанию по суду. Избранные руководители собраний устраивали для своих членов и гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, а также выписывали книги, газеты и другие периодические издания. Все мероприятия находились под контролем местных властей. В соответствии с уставом для проведения маскарадов и драматических спектаклей требовалось разрешение полиции, причем представителю полиции резервировалось "соответствующее кресло" на каждый спектакль и представление. В Уставах обществ устанавливался запрет проводить увеселительные мероприятия "в три последние дня Страстной недели, первый день Святой Пасхи и первый день Рождества Христова" 5.

Время пребывания в собраниях строго регламентировалось. В Кукарском и Глазовском общественных собраниях можно было находиться до одного часа пополуночи, а в Вятском - до 1 час. 30 минут. За каждые последующие полчаса члены собрания должны были платить штраф по возрастающей шкале 6. Уставы определяли максимальный срок пребывания в собраниях: в Кукарском собрании нельзя было находиться дольше 4 час. 30 мин., а в Вятском - дольше 5 час. 15 минут. Если требования Уставов игнорировались членами общественных собраний, к ним принимались строгие меры. В августе 1907 г. вятский губернатор князь С. Д. Горчаков своим постановлением приостановил деятельность Глазовского общественного собрания. Свои действия он аргументировал тем, что "в сентябре минувшего года в Общественном собрании произошла ссора между двумя членами, причем, один из них нанес другому удар по лицу до крови; в ноябре того же года один из членов нанес словесное оскорбление бывшему в собрании Уездному исправнику; 22 июля сего года, после обеда, устроенного по случаю отъезда одного из членов, в летнем помещении собрания происходило такое пение и шум, что соседи должны были заявить полиции о принятии мер к прекращению пения и шума, бывших слышными почти на весь город. Живущие рядом с Общественным собранием обыватели неоднократно заявляли полиции о нарушении тишины и спокойствия, не дающими им спать и продолжающимися по целым ночам. Помимо этого, членов собрания обвиняли в игре в азартные игры и в пьянстве" 7.

В защиту собрания выступили его активные члены - коллежский советник П. П. Люминарский, надворные советники А. А. Пэрк и СП. Максимович, титулярный советник И. М. Козак и другие. В своей жалобе на действия губернатора они уверяли, что пение и шум не преступны и они имели место на обеде в честь директора народных училищ, в карты играли только в разрешенные винт и преферанс, а "пьянство" вообще чуждо нравам и привычкам членов Глазовского общественного собрания, в котором состоят в основном представители интеллигенции 8. Собрания не имели политической направленности и являлись местом проведения досуга не только для членов собраний, но и для их семей и друзей.

Как и в целом по России, в Вятско-Камском регионе большое внимание уделялось вопросам образования, просвещения и распространению научных знаний. Помимо государственных органов и земства активную позицию в этих вопросах занимали и представители общественности. Так еще в 1901 г. появился кружок любителей естествознания, а затем были зарегистрированы Царевосанчурский кружок самообразования, Кукарское общество образования, Общество любителей научных знаний в г. Слободском, Мурашинское просветительское общество, Вятский юридический кружок и другие. Мурашинское просветительное общество под руководством правления из 5 членов ставило перед собой цель скорейшего открытия при станций Мураши Пермской железной дороги городского училища с профессиональным и ремесленным отделениями. Оно также планировало заботиться о народном здравии, бороться с пьянством и открыть больницу при станции для обслуживания населения Пинюгской волости. Кроме того, общество предлагало заботиться о материальном

стр. 141


благополучии населения северной части Орловского уезда. Для этого совместно с земством было решено развивать кустарную промышленность, пчеловодство, устраивать опытные поля. Помимо платных лекций Устав предусматривал бесплатные чтения, концерты при участии духовенства, духовно-нравственные чтения и собеседования, а также предполагалось выписывать журналы и другие периодические издания 9.

Творческие люди и любители живописи и музыки создавали свои объединения. В регионе были созданы Вятское художественное общество, Боткинское общество имени П. И. Чайковского, кружок владельцев Вятского концертного зала и другие. В этих обществах состояла преимущественно интеллигенция, имеющая художественное образование. Во многих городах и крупных населенных пунктах были созданы объединения на основе общих интересов и увлечений: пчеловодов, шахматистов, ружейных охотников, рыболовов и т. д. Одним из старейших обществ такого рода было Вятское фотографическое общество, устав которого был напечатан 22 апреля 1905 г. и утвержден товарищем министра внутренних дел П. Н. Дурново. Члены общества намеревались следить за успехами фотографии и ее применения, содействовать "развитию светописи" и распространению фотографических знаний, "теоретическому и практическому усовершенствованию фотографии своих членов и облегчать им занятия фотографией". Предполагалось оказывать помощь в организации путешествий фотографов-любителей с научной и художественной целью для сбора материалов к изучению Родины. Члены общества намеревались фотографировать архитектурные сооружения, храмы, памятники, живописные места, виды городов, заводов и сел, сцен из местной жизни, "имеющих значение для истории и культурно-экономического развития Родины" и для развития фотографического искусства. Предполагалось знакомить членов общества с лучшими фотографиями, что должно было способствовать "взаимному сближению любителей фотографии" 10. Для того, чтобы добиться поставленной цели, члены общества периодически проводили собрания, организовали фотографический павильон и лабораторию, учредили фотографическую библиотеку и читальню. Они публиковали протоколы заседаний, сборники статей, лекции и рефераты по фотоделу, составляли и издавали коллекции фотографий, альбомы, а также "картины для волшебного фонаря и народных чтений", устраивали фотоэкскурсии и фотовыставки, конкурсы и публичные лекции, курсы по фотографии и ее применению. Члены общества проводили народные чтения с туманными картинами, изготовленными ими, по истории, географии и естествознанию, преимущественно на региональном материале. Наиболее активные члены общества награждались премиями, медалями и похвальными отзывами11.

Положительную роль играли благотворительные и попечительские общества. Благотворительность как форма помощи неимущим имела в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был разработан Петром I, но не был осуществлен из-за скорой смерти царя. При Екатерине II впервые в России учреждаются воспитательные дома и приюты. Новым этапом в развитии благотворительности явился XIX в., когда она стала приобретать более широкий частный и общественный характер и стала осуществляться во всех губерниях и регионах, расширяя свои функции от помощи бедным до строительства храмов и культурно-просветительских учреждений. Источниками средств на благотворительную деятельность, кроме государственных ассигнований, были проценты с капиталов, доходы с заведений, кружечные сборы, но главным образом пожертвования богатых людей. Широкое развитие благотворительности в Вятско-Камском регионе наблюдается в конце XIX - начале XX века. Самые крупные пожертвования в Вятке делали купцы Я. А. Прозоров, И. И. Сарычев, Т. Ф. Булычев и другие. Прозоров отдал под благотворительные учреждения пять домов и ежегодно выделял на эти цели 10% прибыли. Каждую неделю из его конторы выдавались нищим деньги и мука. На средства этого купца был перестроен Зимний храм Владимирской церкви. Сарычев завещал проценты с капитала 10 тыс. руб. духовному училищу, духовной семинарии и вятской мужской гимназии на воспитание и образование сирот и детей из бедных семей. Кроме того им были завещаны сенокосные угодья и дом на Морозовской улице. В Елабуге прославился своей щедростью на благотворительные цели самый богатый местный купец И. И. Стахеев, на средства которого были построены школы, больницы, библиотеки, храмы.

Наряду с купечеством благотворительностью занимались заводовладельцы. Некоторые из них выделяли крупные суммы на строительство школ, библиотек, больниц и детских домов. В Белой Холунице на средства заводовладельцев Поклевских-Козелл был построен больничный комплекс (больница, аптека, заразное отделение, дома для врачей и фельдшеров). При активной роли управляющего Холуницкими

стр. 142


заводами А. А. фон Зигеля было организовано Холуницкое благотворительное общество. Капитал общества складывался из взносов его членов: почетные члены вносили при вступлении 50 руб. единовременно, действительные - по 5 руб. в год. Среди почетных членов были заводовладельцы Поклевских-Козеллы, управляющий округом фон Зигель, вятский губернатор Трепов, судовладелец Булычев и другие. Поклевских-Козелл единовременно пожертвовал обществу 125 тыс. рублей. Средства поступали также от церковных приходов и от общества потребителей. Учитывая тягу молодежи к образованию и потребность в грамотных работниках, в годы службы управляющим фон Зигеля в Белой Холунице было построено семь школьных зданий и учебные мастерские. На средства заводовладельца Поклевских-Козелла и его супруги Марии Михайловны были построены школы кружевниц, ткацкие мастерские и школы для обучения девушек кройке и шитью, двухэтажное полукаменное здание церковно-приходской школы, специальный зрительный зал, который позднее будет называться Народным домом, и бесплатная заводская библиотека, почетным попечителем которой был утвержден фон Зигель. В то же время бесплатная библиотека была открыта в Климковском заводе. Благотворительной деятельностью в меньших масштабах занимались и другие заводовладельцы и купцы. На Мурыгинской бумажной фабрике, например, была открыта школа грамотности, организовано двухклассное начальное училище, бесплатная народная библиотека-читальня. Многие купцы жертвовали средства на строительство храмов, народных домов, библиотек. Самые крупные пожертвования внесли Н. Н. Ухов, И. И. Коровнев, Солодовников.

Благотворительные общества и попечительские советы, как и общественные собрания, функционировали в Вятке, Елабуге, Сарапуле, Яранске, Уржуме. Если общественные собрания и общества вели работу среди интеллигенции, чиновников и коммерсантов, то благотворительные общества и попечительские советы занимались вопросами организации быта и культуры рабочих и крестьян, которые были неграмотными или малограмотными и в значительной степени подвержены пьянству и картежным играм. Местное начальство особенно беспокоило большое скопление народа в базарные дни (по субботам и воскресеньям), а также во время традиционных ярмарок, на которые съезжалось до нескольких десятков тысяч человек. По мнению губернатора, такое стечение народа, склонного злоупотреблять спиртными напитками, уже давно вызывало настоятельную необходимость в устройстве учреждений, имеющих целью борьбу с народным пьянством и предоставление населению возможности проводить свободное время вне питейных заведений. 1 января 1901 г. в Вятке было открыто первое попечительство о народной трезвости под руководством губернатора. В состав комитета вошло более 100 членов-соревнователей, преимущественно из интеллигенции. 1 июля 1901 г. в городе появились чайная, столовая, библиотека-читальня, книжный склад, стали проводиться народные чтения и литературно-вокальные вечера. Число слушателей на народных чтениях во второй половине 1901 г. достигло 5600 человек, на литературно-вокально-музыкальных вечерах - более 2000 человек, а чайную и столовую посетили 111 896 человек12. Но, как оказалось, потребности горожан были гораздо больше.

Своего помещения попечительство не имело и поэтому вынуждено было арендовать дом, который вмещал не более 1/3 желающих. Мероприятия проходили в душном помещении, где "огонь в волшебном фонаре через полчаса тухнет, теряется ясность картинки на экране. У лекторов и прочих до дурноты разбаливается голова". Чтобы решить возникшие проблемы, члены попечительства решили построить свое здание со зрительным залом на 800 человек, чайную, столовую, библиотеку, читальню, певческий класс и музей, а также "устроить площадку для игр и гимнастических упражнений и разбить хотя бы небольшой сад". В кратчайшие сроки попечительство добилось выделения земельного участка в центре города, а губернский инженер Чарушин подготовил соответствующий проект. Но инициатива не получила поддержки в столице. Необходимая сумма в 120 тыс. руб. показалась слишком большой, и попечительству было предложено подумать о постройке более простых помещений в соответствии с типовыми проектами. Аргументы председателя попечительства губернатора Хомутова о том, что лучше построить большое здание в центре, так как "двухверстное расстояние не служит препятствием к усердному посещению народом..." 13, не были услышаны в столице.

Деятельность попечительств о народной трезвости была достаточно эффективной. Только за первые 5 месяцев в библиотеке попечительства побывало 9 568 человек. При этом подавляющее большинство читателей - это рабочие и крестьяне. Помимо художественной литературы и периодики читателей интересовали книги по истории и географии, а также книги религиозного содержания14. Пользовалась популярностью и чайная. Вопрос об ассигновании 12834 руб. для постройки чайной-

стр. 143


читальни с навесом для лошадей и комнатой для ночлега был решен быстро. Губернатор смог убедить чиновников министерства в необходимости этого строительства, так как чайная примыкала к станции железной дороги Петербург-Вятка. В ассигновании средств еще на 2 чайных было отказано. Безрезультатными остались и ходатайства активистов попечительства г. Нолинска о выделении 13 тыс. руб. на постройку Народного дома. Они отмечали, что в городе имеется всего одна чайная, которую только в 1902 г. посетили 66 тыс. человек. Но главному управлению неокладных сборов запрашиваемая сумма показалась слишком значительной. Повторное ходатайство о выделении 20 тыс. руб. на строительство Народного дома было вновь отклонено в июне 1906 г. ввиду отсутствия средств. Вопрос о постройке Народного дома остро встал и в уездном городе Малмыже. Возможности арендовать здание у попечительства не было, так как в городе "дома небольшие, сельского типа... Помещений для учреждения попечительства нет" 15.

Местные власти безвозмездно выделили для строительства территорию на базарной площади стоимостью до 10 тыс. рублей. Землевладельцы и заводчики Александровы выделили на льготных условиях стройматериалы на сумму в 5 тыс. руб., обещало оказать помощь в строительстве и местное земство. Но чиновники главного управления неокладных сборов указали на необходимость переделать проект, убрав сцену и уборную, мотивируя это требование тем, что "в задачи попечительства не входит устройство театральных увеселений" 16. Местные активисты попечительства неоднократно ходатайствовали о выделении средств на постройку Народного дома в г. Сарапуле. Но в ответном письме сообщалось, что "в связи с необходимостью сокращения расходов и событиями на Дальнем Востоке, все ходатайства сказанного рода... будут оставлены без рассмотрения". В послевоенный период государство усиливает помощь попечительствам о народной трезвости. В феврале 1906 г. главное управление неокладных сборов уведомляет, что "к 25 000 руб., отпущенным на текущую деятельность попечительства в 1906 г., добавлена 1 000 рублей на окончательный расчет по постройке Ижевским отделом Сарапульского уездного комитета попечительства о народной трезвости чайной в селе Нылчижик" 17.

25 января 1891 г. в Вятке было образовано "Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов". Оно имело Устав, утвержденный Министерством юстиции 19 декабря 1890 г., и считало своей целью содействие нравственному исправлению несовершеннолетних, помещенных в исправительное заведение, и помощь бесприютным и беспризорным. Забота о нравственном исправлении преступников и об улучшении тюремного быта была главной целью "Вятского губернского попечительного о тюрьмах комитета" 18. Оба учреждения просуществовали на территории региона вплоть до 1918 года.

Таким образом, в начале XX в. даже в удаленном от столиц регионе функционировали многочисленные благотворительные общества и попечительские советы. Благодаря их усилиям строились народные дома, школы, библиотеки, храмы и приюты, что приводило к снижению общественно-политической напряженности, повышению культурного уровня населения, развитию народного образования.

Примечания

1. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1282, оп. 1, д. 722, л. 1.

2. Там же, оп. 187, 1907, д. 127, л. 1; 1904, д. 158, л. 3; д. 77, л. 2.

3. Там же, л. 3.

4. Там же, 1904, д. 158, л. 2; д. 77, л. 3.

5. Там же, л. 9об., 1907, д. 127, л. 2.

6. Там же, д. 77, л. 10; д. 127, л. 2.

7. Там же, 1907, д. 127, л. 2.

8. Там же, л. 15 - 18.

9. Там же, ф. 1284, оп. 188, 1912, д. 1, л. 217, 225, 225об.

10. Там же, ф. 1284, оп. 187, 1912, д. 89, л. 7, 7об.

11. Там же, л. 7об.

12. Там же, ф. 575, оп. 3, д. 4152, л. 2, 2об., 3.

13. Там же, л. Зоб., 4об., 5, 10.

14. Там же, л. 24, 25об., 26.

15. Там же, л. 27, 55, 55об., 60, 33, 37, 69, 47.

16. Там же, л. 47об., 48.

17. Там же, л. 64, 67.

18. Государственный архив Курской области (ГАКО), ф. 145, оп. 1, л. 3, 5; ф. 173, оп. 1.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБЩЕСТВЕННЫЕ-ОРГАНИЗАЦИИ-ВЯТКО-КАМСКОГО-РЕГИОНА-НАКАНУНЕ-И-В-ГОДЫ-ПЕРВОЙ-РУССКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. А. БАЛЫБЕРДИН, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЯТКО-КАМСКОГО РЕГИОНА НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.02.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБЩЕСТВЕННЫЕ-ОРГАНИЗАЦИИ-ВЯТКО-КАМСКОГО-РЕГИОНА-НАКАНУНЕ-И-В-ГОДЫ-ПЕРВОЙ-РУССКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. А. БАЛЫБЕРДИН:

Ю. А. БАЛЫБЕРДИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
183 просмотров рейтинг
08.02.2021 (1165 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
час назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЯТКО-КАМСКОГО РЕГИОНА НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android