Конференция проходила в Махачкале 20 - 22 июня 1989 года. Она была организована Институтом истории СССР АН СССР, Институтом истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР и Дагестанским университетом им. В. И. Ленина. В ней приняли участие ученые Москвы, Ленинграда, Ростова, Краснодара, Днепропетровска, Нальчика, Орджоникидзе, Грозного, Майкопа, Черкесска, Махачкалы, многих районов Дагестанской АССР, а также представители общественных формирований молодых историков Чечено-Ингушетии и города Сочи.
Публикуется по просьбе участников конференции.
стр. 184
В принятых конференцией "Основных выводах и рекомендациях" отмечается, что народно-освободительная борьба горцев Дагестана и Чечни в 20 - 50-х годах XIX в. - составная часть отечественной истории, одна из героических и драматических страниц прошлого народов Кавказа. До сих пор не создана цельная, правдивая, подлинно научная концепция событий, сыгравших важнейшую роль в судьбах этого многонационального региона. Во многом это объясняется тем, что развитие историографии, начавшееся со времени установления Советской власти на Северном Кавказе, было дважды грубо прервано и нарушено. В условиях культа личности Сталина в 1951 г. было сфабриковано беспрецедентное решение, признавшее движение горцев Дагестана и Чечни реакционным, националистическим. Фальсификаторская статья М. Багирова в журнале "Большевик" сформировала антинаучную и антигуманистическую вульгарно-социологическую точку зрения, основанную на прямой подтасовке и искажении фактов, версию, объявившую движение горцев под руководством Шамиля антинародным и инспирированным из-за рубежа, а его предводителей - ставленниками турецкого султана и агентами английских колонизаторов. При этом замалчивалась социально-историческая оценка, данная К. Марксом и Ф. Энгельсом движению горцев - народная, оборонительная, освободительная война против царизма.
После XX съезда КПСС научная сессия Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы в Махачкале и Всесоюзное совещание историков в Москве отвергли культивировавшееся в течение ряда лет авторитарное мнение об агентурном характере движения горцев. Было показано, что это движение, выросшее на социально- экономической почве Северо-Восточного Кавказа, было народно-освободительным, направленным своим острием против местных феодалов и колониальной политики царизма. Впоследствии появился ряд ценных документальных публикаций, обобщающих исследований и коллективных трудов по данной проблеме.
Однако период застоя пагубно отразился на характере и уровне разработки ключевых проблем истории народов Северного Кавказа. Прокатившаяся в те годы волна юбилейных празднеств, посвященных "добровольным присоединениям" и "вхождениям" создала атмосферу, не способствовавшую объективному и деловому изучению прошлого этих народов. В числе признанных неактуальными и запрещенных тем оказалась проблематика национально-освободительных движений. В литературе и публикациях появился ряд несостоятельных высказываний и оценок по многим актуальным вопросам истории северокавказских и в том числе дагестанских народов. В первую очередь это относится к оценке развития русско-дагестанских, русско-северокавказских связей, к оценке социальной сущности и идейных истоков освободительной борьбы горцев в 20 - 50-х годах XIX века.
Всесоюзная научная конференция открывает качественно новый этап в изучении и интерпретации всего сложного комплекса проблем истории Кавказской войны. Глубокое и объективное освещение исторических, социальных и идеологических предпосылок, целевых установок, движущих сил и характера движения горцев Дагестана и Чечни приобретает большое значение в деле интернационального и патриотического воспитания советских людей. Борьба горцев выражала интересы всех народов Дагестана, Чечни и Северо-Западного Кавказа и имела освободительный, антифеодальный, антиколониальный характер. Она возникла на местной социально-экономической почве как следствие захватническо-колониальной политики царизма и усиления феодального гнета. В движении принимали участие различные социальные потоки, но основу его составляло горское крестьянство, боровшееся как против феодальной власти, так и против грабительской политики царизма.
Мужественная борьба горских народов имела огромное значение для всего Кавказского региона. Она была созвучна национально-освободительным движениям народов нашей страны, революционным движениям Европы и Востока, вызывала восхищение у передовых прогрессивных деятелей России, революционных демократов. Не следует ни в коей мере отождествлять русский царизм с русским народом. Напротив, в борьбе русского народа против крепостничества и абсолютизма и в борьбе горцев за национальную независимость и самоуправление рождалось сознание единства интересов народов. Признание объективно-прогрессивного значения присоединения Дагестана и Чечни, как и Северного Кавказа в целом, к России - одно из главных положений концепции русско- северокавказских отношений.
Тот факт, что идеология кавказского мюридизма, ставшая в силу сложившихся причин знаменем движения, как и участие в нем представителей духовенства, не дает оснований представлять это движение как исключительно мюридистское. Вместе с тем эта идеология сыграла объединительную и мобилизующую роль в борьбе масс, выполнила определенные патриотические функции.
Конференция показала, что ряд поднятых ее участниками вопросов требует дальнейшего, более углубленного и мотивированного анализа. Нужно не обходить сложности и противоречивости движения, учитывать известную ограниченность его целей и консервативность идеологических установок, всячески избегать как нигилистических, так и идеализаторских тенденций и подходов в освещении борьбы горцев.
Участники конференции подчеркнули.
стр. 185
что совершенно неприемлемо и недопустимо оценивать народно- освободительную борьбу горцев как сепаратистскую и феодально-религиозную, сводить ее к экспансии кавказских горцев против России. Необходимо руководствоваться классовыми критериями при интерпретации и оценке идейных позиций и движущих сил движения горцев.
Участники конференции пришли к выводу, что следует резко расширить источниковую базу исследований обсуждаемой проблемы, предусмотреть публикацию ряда относящихся к движению горцев Северного Кавказа материалов, в их числе архивных. Было решено подготовить и издать обобщающую монографию "Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни под водительством Шамиля", а также монографию, посвященную историографии этой проблемы, в том числе и зарубежной; коллективные и индивидуальные труды о взаимоотношениях народов Кавказа, Северного Кавказа, Дагестана и Чечни как между собой, так и с русским народом; научно-популярные работы по истории и культуре народов Северного Кавказа; историко-политические портреты руководителей и активных деятелей этой борьбы.
Участники конференции поддержали предложение о разработке Институтом истории, языка и литературы им. Г. Цадасы комплексной программы по всестороннему и глубокому изучению и освещению истории народно-освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни в 20- 50-х годах XIX века и - по согласованию с соответствующими научными учреждениями Северного Кавказа - превращению его в координационный центр по разработке этой проблемы. Было выражено пожелание, чтобы в планах Института истории СССР АН СССР было уделено большее внимание изучению прошлого народов Кавказа, в частности истории народно-освободительного движения на Северном Кавказе.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |