Libmonster ID: RU-12534
Автор(ы) публикации: И. Е. ВОРОЖЕЙКИН

История рабочего класса - одна из самых значительных тем современности, важнейший предмет для глубокого научного исследования. Советские историки в содружестве с представителями других общественных наук уже многое сделали для изучения истории развития рабочего класса СССР, его ведущей роли в социалистическом и коммунистическом строительстве. Историография исследований по истории рабочего класса СССР в определенной мере отражает достижения советской исторической науки за полвека ее существования и служит предпосылкой для создания новых научных трудов по этой теме. В настоящем обзоре предпринята попытка проследить основные этапы изучения истории советского рабочего класса1 .

В соответствии с принципами периодизации истории советской исторической науки2 мы выделяем четыре этапа в изучении истории рабочего класса СССР.


1 Эта тема лишь частично затрагивается в отдельных статьях по историографии (см. Д. А. Баевский, С. Р. Гершберг, А. В. Митрофанова. Об изучении истории советского рабочего класса. "Вопросы истории", 1958, N 12; "Вопросы историографии и источниковедения истории рабочего класса СССР". Сборник статей. Л. 1962; И. Е. Ворожейкин. К вопросу о довоенной историографии советского рабочего класса. "История СССР", 1961, N 3; Л. С. Гапоненко. Рабочий класс в Октябрьской революции (некоторые итоги исследования). "Вопросы истории", 1968, N 1; Р. П. Дадыкин. Историография советского рабочего класса. "Историография социалистического и коммунистического строительства в СССР". Сборник статей. М. 1962; А. А. Матюгин. Некоторые вопросы изучения истории советского рабочего класса, "Вопросы истории", 1960, N 6; О. И. Шкаратан. Методологические аспекты изучения истории советского рабочего класса. "Вопросы истории", 1966, N 4.

2 См. "Очерки истории исторической науки в СССР". Т. IV, М. 1966, стр. 11 - 12.

стр. 153

На первом этапе - от октября 1917 г. да середины 20-х годов - одна из важных задач историков-марксистов состояла в том, чтобы дать отпор буржуазным измышлениям о неспособности пролетариата возглавить созидательную работу и показать, что рабочий класс может не только взять и удержать власть в своих руках, но и использовать ее в интересах социализма, в интересах всех трудящихся.

Основу историографии советского рабочего класса составляют труды В. И. Ленина. В таких произведениях, как "Государство и революция"" "Великий почин", "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", и других работах В. И. Ленин развивает учение марксизма о всемирно-исторической революционной роли пролетариата. Важное методологическое значение имеют, в частности, ленинские указания о том, что в переходную эпоху от капитализма к коммунизму классы сохраняются, но каждый из них видоизменяется, как изменяются и взаимоотношения между ними. Материальную основу развития рабочего класса составляет прежде всего крупная промышленность. О силе рабочего класса нельзя судить по одному какому-либо признаку, а необходимо учитывать численность и организованность рабочих, их роль в экономике страны, связи со всеми трудящимися, особенно с крестьянством. После победы социалистической революции Коммунистическая партия, как авангард рабочего класса, направляет процесс его дальнейшего развития и созидательной деятельности. В трудах В. И. Ленина дана цельная картина исторического пути, пройденного пролетариатом России до завоевания политической власти, показана решающая роль рабочего класса в Октябрьской революции. Большое внимание в них уделено анализу и оценке конкретных фактов участия рабочих в создании и упрочении Советского государства, в преобразовании экономики страны на социалистических началах, в развитии новых форм труда. В, И. Лениным освещены вопросы превращения российского пролетариата в господствующий класс общества, а также наиболее существенные изменения в составе рабочего класса за первые годы Советской власти.

В. И. Ленин придавал большое значение сбору и изучению документальных материалов об участии рабочих в Октябрьской революции и социалистическом строительстве, настойчиво требовал уделять "побольше внимания к тому, как рабочая и крестьянская масса на деле строит нечто новое в своей будничной работе"3 .

Определенную работу по сбору и публикации материалов, непосредственно относящихся к истории российского пролетариата, выполнял Истпарт (Комиссия по истории Октябрьской революции и истории Коммунистической партии), созданный по инициативе В. И. Ленина в сентябре 1920 года. Истпарт и его местные органы составляли хронику революционных событий; в журналах "Пролетарская революция", "Красная летопись", "Летопись революции" и других истпартовских изданиях печатались подборки документов, статьи и воспоминания активных участников Октябрьской революции, ветеранов рабочего движения.

При активной поддержке В. И. Ленина были осуществлены крупные статистические обследования в масштабе всей страны, касавшиеся в значительной степени российского пролетариата: Первая Всероссийская промышленная и профессиональная перепись 1918 года, промышленная перепись 1920 года. Переписи дали материал, характеризующий состав рабочего класса после Октябрьской революции и те изменения, которые он претерпел в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции4 . Заботясь о правильной постановке государственной отчетности, В. И. Ленин также большое внимание обращал на получение данных о рабочем классе. В написанном им весной 1921 года проекте "Наказа от СТО (Совета труда и обороны) местным советским учреждениям" говорилось, что материальное положение рабочих, детальное описание успешно работающих предприятий и состояние трудовой дисциплины - это наиболее важные вопросы, по которым нужны "самые точные, самые полные и аккуратные" сведения5 .


3 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 91.

4 Подробная характеристика этих переписей содержится в работах М. Н. Черноморского. См., например, его статью "Промышленные обследования первых лет Советской власти как источники по истории рабочего класса" ("Изменения в численности и составе советского рабочего класса". М. 1961).

5 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 43, стр. 266 - 291.

стр. 154

Труды В. И. Ленина являются главными историографическими фактами начального этапа изучения истории рабочего класса СССР. Важнейшее значение имеют также документы Коммунистической партии Советского Союза. В них нашли отражение перемены в жизни российского пролетариата после завоевания им политической власти, опыт рабочих масс в строительстве социализма. Так, Программа партии, принятая VIII съездом РКП (б), констатировала, что нет ни одной области общественной деятельности, где бы не проявилась "руководящая во всей революции роль городского промышленного пролетариата как наиболее сконцентрированной, объединенной, просвещенной и закаленной в борьбе части трудящихся масс"6 . В материалах последующих съездов партии, партийных конференций и пленумов ЦК получили всестороннее освещение вопросы трудового соревнования рабочих, создания национальных отрядов рабочего класса, развития его классовых организаций, в частности партии и профсоюзов, укрепления братского союза с крестьянством и другие.

В начале 20-х годов увидели свет книги по истории рабочего класса, принадлежащие перу профессиональных историков. Наряду с работами М. С. Балабанова, А. Ельницкого и К. А. Пажитнова7 , в которых развитие пролетариата России от его возникновения и до Октябрьской революции освещалось с позиций, весьма далеких от марксизма, появились первые труды историков-марксистов. Среди них можно назвать краткие очерки рабочего движения С. А. Пионтковского и К. И. Шелавина8 , монографию тогда еще совсем молодого историка, слушателя Института красной профессуры А. М. Панкратовой "Фабзавкомы России в борьбе за социалистическую фабрику" (М. 1923). Конечно, эти работы не представляли собой всесторонних исследований истории рабочего класса России (да они и не претендовали на эту роль). В них прослеживалась история пролетариата и его революционных организаций за более или менее длительный период, вводились в научный оборот ранее неизвестные материалы. Это позволило разрабатывать новые аспекты темы. Так, А. М. Панкратова показала участие фабрично-заводских комитетов в Октябрьской революции и осуществлений рабочего контроля, деятельность комитетов в период "военного коммунизма" и при переходе к нэпу. Используя источники, она охарактеризовала степень социалистической сознательности рабочих.

Исследовательские шаги предпринимались и экономистами, которые на основе обработки данных текущей статистики и специальных обследований отмечали количественные и качественные сдвиги, происшедшие в составе пролетариата после Октябрьской революции. Одними из первых такую попытку предприняли С. Г. Струмилин и А. Аникст, проследившие изменения в численности рабочего класса и системе обеспечения промышленных предприятий рабочей силой в первые два года Советской власти9 . Затем С. Г. Струмилин опубликовал работы по проблемам экономики труда и быта рабочих10 . В книге Б. А. Гухмана "Численность и заработная плата пролетариата СССР" (М. 1925) была показана динамика численности рабочих и оплаты их труда за 1921 - 1924 гг. в сопоставлении с 1913 годом. Экономисты обратили внимание и на проявления производственной активности рабочих. Этим вопросам они посвятили ряд научно-популярных брошюр11 .


6 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. I. Изд. 7-е, стр. 416.

7 М. С. Балабанов. Очерки по истории рабочего класса в России. Ч. 1 - 3. М. 1923 - 1926; А. Ельницкий. Рабочее движение в России. М. 1925; К. А. Пажитнов. Положение рабочего класса в России. Т. 1 - 3. Л. 1924 - 1925.

8 С. А. Пионтковский. История рабочего движения в России (1870 - 1917). Л. 1925; К. М. Шелавин. Рабочий класс и его партия. М. 1923.

9 С. Г. Струмилин. Состав пролетариата Советской России в 1917 - 1919 гг. "Два года диктатуры пролетариата". Сборник статей. М. 1919; А. Аникст. Организация рынка труда в России (там же).

10 С. Г. Струмилин. Заработная плата и производительность труда в русской промышленности за 1913 - 1922 гг. М. 1923; его же. Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в 1922 - 23 гг. М. -Л. 1924, и др.

11 См. Р. Арский. Промышленность и рабочий. М. 1919; его же. Производительность труда. Птгр. 1919; его же. Годовщина коммунистических субботников. М. 1920; А. Миль руд. Производственные комиссии и совещания. М. 1925; И. И. Степанов. От рабочего контроля к рабочему управлению. М. 1918, и др.

стр. 155

Таким образом, уже в первые годы Советской власти была создана определенная основа для дальнейшего изучения истории рабочего класса СССР. Это время отмечено, с одной стороны, разработкой важнейших теоретических и методологических вопросов в трудах В. И. Ленина, а с другой - организацией работы по сбору документов и статистических данных о рабочем классе, первыми попытками обобщения фактического материала.

Одной из характерных черт второго этапа развития советской исторической науки (со второй половины 20-х до середины 30-х годов) явилось возросшее внимание к проблемам истории рабочего класса. Это было вызвано рядом обстоятельств.

Во-первых, к 1926 г. завершилась в основном огромная восстановительная работа. Страна приступила к социалистической реконструкции народного хозяйства на базе новой техники. В связи с индустриализацией страны происходил бурный рост рабочего класса. Только за 1928 - 1932 гг. численность рабочих и служащих в СССР увеличилась почти вдвое - с 11,5 до 22,8 млн. человек, а в крупной промышленности - с 3,1 до 6,3 млн. человек12 . Для мобилизации масс на активное участие в социалистическом строительстве требовалось ясное представление об изменениях в составе рабочих, условиях их труда и быта. Во-вторых, решительное наступление на капиталистические элементы города и деревни вызывало их ожесточенное сопротивление. Эта борьба находила свое отражение во всех сферах идеологии и в том числе в исторической науке. Внутри страны троцкистско-зиновьевская оппозиция, правые уклонисты и другие антиленинские группки, силясь доказать невозможность построения социализма в СССР, искажали уроки первых лет диктатуры пролетариата, умаляли достижения Советской власти. Необходимость отстоять чистоту марксистско-ленинской теории, на ее основе обобщить опыт и определить перспективы социалистического строительства также повышали интерес к изучению истории советского рабочего класса.

В этих условиях благодаря заботе Коммунистической партии работа историков пролетариата получила известный размах и планомерный характер. В октябре 1927 г. юбилейная сессия ЦИК СССР приняла постановление о деятельности Института К. Маркса и Ф. Энгельса. В этом постановлении выдвигалась задача "создания всех необходимых предпосылок для планомерного, всестороннего и детального изучения истории трудящихся классов"13 . На Первой Всесоюзной конференции историков-марксистов в конце 1928 - начале 1929 г. специально обсуждались проблемы изучения истории рабочего класса России14 . При Обществе историков-марксистов возникла Комиссия по истории пролетариата, работу которой с октября 1929 г. продолжила Секция по истории пролетариата Института истории Коммунистической академии. С 1931 г. по инициативе А. М. Горького, одобренной Центральным Комитетом Коммунистической партии, в Москве, Ленинграде, на Урале, в Донбассе и других промышленных центрах страны развернулась большая работа по созданию истории заводов и фабрик, в которой наряду с учеными и писателями активно участвовали рабочие, техники, инженеры15 .

Важное значение имело завершение в 1926 г. первого издания Сочинений В. И. Ленина и выход в свет в 1924 - 1932 гг. второго и третьего изданий. Эти издания помогали историкам овладевать ленинским идейным наследием.

В своих исследовательских работах ученые руководствовались партийными документами, в частности решениями XIV, XV и XVI съездов партии, в которых характеризовались изменения в составе, условиях жизни и труда рабочего класса СССР, его политическая роль в борьбе за социализм. Утверждению марксистско-ленинского понимания путей развития советского общества служили выступления Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталина и других видных деятелей Коммунистической партии.


12 См. "Итоги выполнения первого пятилетнего плана". М. 1933, стр. 268.

13 "Вторая сессия ЦИК СССР 4-го созыва. Постановления". Л. 1927, стр. 28.

14 См. "Труды Первой Всесоюзной конференции историков- марксистов". Т. 1. М. 1930, стр. 390 - 425.

15 См. "А. М. Горький и создание истории фабрик и заводов". Сборник документов и материалов. М. 1959.

стр. 156

Серьезное внимание проблематике в методике исследовательской работы историков уделялось на страницах журналов "Под знаменем марксизма", ' "Историк-марксист", "Борьба классов" и других, а также в деятельности Главной редакции истории фабрик и заводов. Видное место этим вопросам отводилось в сборниках "История пролетариата СССР", которые выпускались Секцией по истории пролетариата Института истории Коммунистической академии16 . Предисловие к первому сборнику "История пролетариата СССР", написанное М. Н. Покровским, представляет своеобразное напутствие историкам, взявшимся в конце 20-х годов за изучение истории рабочего класса. Оно концентрировало взимание исследователей на хорошо известных и вместе с тем значительных фактах: рабочий класс не только низвергнул старое, но и строит новое, создает социалистическое общество. Значит, надо объяснить не только последовательную революционность рабочего класса, но и его неистощимую способность творчества. При этом выдвигалось одно непременное требование: изучать внутреннее развитие самого рабочего класса, чтобы понять его роль в истории, его преобразующую деятельность. "Изучение истории пролетариата, как революционного класса, - писал М. Н. Покровский, - не означает, что мы берем этот класс только в его революционной деятельности. Напротив, задача в том и состоит, чтобы из условий образования и роста нашего рабочего класса объяснить его революционную роль"17 .

В статье А. М. Панкратовой "Проблема изучения истории пролетариата" проводилась мысль, что к изучению истории рабочего класса после Великого Октября нужен иной подход, чем в период капитализма. Ликвидация частной собственности на средства производства, указывалось в статье, решительно изменяет социальное и экономическое положение, рабочего класса, который в известном смысле перестает быть пролетариатом. "Меняются и условия формирования его идеологии, ибо в громадной степени усиливается значение плановой культурно-социалистической работы по перестройке не только условий существования рабочего класса, но и условий перевоспитания и переделки его сознания"18 .

Авторы других статей сборников "История пролетариата СССР"19 также не ограничивались признанием факта принципиального отличия советского рабочего класса от пролетариата буржуазной эпохи. Они указывали на отдельные признаки, которые характеризовали изменения в социальном облике рабочего класса, в его взаимоотношениях с другими классами. Программа изучения нового в рабочем классе советской эпохи, подготовленная Секцией по истории пролетариата Коммунистической академии, учитывала формирование новых социальных признаков пролетариата в условиях его диктатуры, развитие рабочего класса и "переделку" его в процессе строительства социализма. Программа предусматривала также изучение коренного изменения производственных отношений в условиях социалистического строительства; влияния на культурно-технический облик рабочих реконструкции всех отраслей народного хозяйства, новой организации труда и культурной революции; динамики роста численности рабочего класса и его классовых организаций20 .

Как уже отмечалось, в конце 20-х - начале 30-х годов с особой остротой ставился вопрос об изучении состава рабочего класса. Обычные данные статистических учреждений и плановых органов, а также материалы Всесоюзной переписи населения 17 декабря 1926 г. не могли удовлетворить ни практических работников, ни тем более исследователей. В 1929 г. была, проведена выборочная профсоюзная перепись металлистов, текстильщиков, чернорабочих, строителей и работников железнодорожного


16 С 1930 по 1935 г. вышло 22 сборника под редакцией В. И. Невского, А. М. Панкратовой, М. Н. Покровского и. др. В них помещались статьи, методические разработки, библиографические материалы, велась хроника работы историков рабочего класса.

17 "История пролетариата СССР", 1930, N 1, стр. VII.

18 Там же, стр. 10.

19 В. Зельцер. К вопросу о монографическом изучении, промышленных предприятий ("История пролетариата СССР", 1930, N 1); П. Н. Лепешинский. Пролетариат и его партия в эпоху диктатуры рабочего класса. К проблеме изучения истории пролетариата послеоктябрьского периода (там же, N 2); Б. Л. Маркус. К вопросу о методах изучения социального состава пролетариата СССР (там же).

20 См. "История пролетариата СССР", 1931, N 6, стр. 194 - 200.

стр. 157

транспорта. Большую работу по обработке материалов этой переписи выполнил А. Г. Ращин. Подготовленная им книга "Состав фабрично-заводского пролетариата СССР" (М. 1930)21включала данные переписи 270 тыс. рабочих на 178 крупных предприятиях, что составляло примерно 15% всех металлистов, чернорабочих и текстильщиков страны. Она содержала анализ данных о социальном происхождении рабочих, их производственном стаже, возрасте, грамотности и активности в общественной жизни. Труд А. Г. Рашина, несмотря на некоторые недочеты в методике обработки данных, был признан современниками серьезным вкладом в разработку истории рабочего класса СССР. Как свод статистического материала о составе рабочих ведущих отраслей промышленности в начальный период индустриализации, он и до настоящего времени используется многими исследователями.

Дальнейшие сдвиги в составе рабочего класса получили отражение в материалах переписи рабочих и служащих на отдельных предприятиях черной металлургии и металлообработки, проведенной в начале 1931 г. органами народнохозяйственного учета22 . В 1932 - 1933 гг. одновременно с обменом профбилетов была осуществлена вторая профсоюзная перепись, охватившая 1,5 млн. рабочих основных отраслей промышленности23 . Ее результатам посвящена книга М. Т. Гольцмана и Л. М. Когана "Старые и новые кадры пролетариата" (М. 1934). Тогда же появились первые, хотя и не совершенные еще работы о создании национальных отрядов советского рабочего класса - брошюры А. Хавина "Социалистическая индустриализация национальных республик и областей" (М. 1933) и Л. Зингера "Национальный состав пролетариата в СССР" (М. 1934).

На рубеже 20-х и 30-х годов появилось несколько работ о росте материального благосостояния и культурно-технического уровня рабочего класса СССР24 , в основном научно-популярных. Они освещали вопросы повышения заработной платы рабочих, улучшения условий труда и быта их семей, подготовки квалифицированных кадров, ликвидации неграмотности среди рабочих и другие вопросы. Наиболее крупные исследования о творческой активности, социалистическом соревновании рабочего класса были подготовлены прежде всего экономистами25 . Историки в это время больше обращались к истории пролетариата в период Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны26 .

Особое место в исторической литературе начала 30-х годов занимали книги по истории заводов и фабрик. Тогда было издано более двух десятков таких книг, среди них: "Были горы Высокой. Рассказы рабочих Высокогорского железного рудника о старой и новой жизни" (М. 1935); "Люди Сталинградского тракторного" (М. 1934); "Путиловец в трех революциях" (М. -Л. 1933) и др. Каждое издание, по справедливой оценке Н. К. Крупской, было "живым, красочным и ярким куском истории"27 . Книги по истории заводов и фабрик явились серьезным вкладом в историографию советской промышленности и рабочего класса, служили важным средством воспитания строителей социализма.

В целом второй этап в изучении истории советского рабочего класса отличается от первого тем, что историки, философы и экономисты в большей мере опирались на теоретическое наследие В. И. Ленина. Их работе была придана известная планомер-


21 В том же 1930 г. вышла другая книга А. Г. Рашина, "Металлисты СССР" (т. 1), содержащая данные переписи только по профсоюзу металлистов.

22 См. "Труд в СССР". Статистический сборник. М. 1932.

23 См. "Профсоюзная перепись 1932 - 1933 гг.". Вып. I. M. 1934.

24 И. Баевский. Фонды коллективного потребления. Об уровне жизни пролетариата СССР. М. -Л. 1932; Г. Полляк. К вопросу об уровне жизни рабочего класса СССР. "Плановое хозяйство", 1931, N 5 - 6; В. В. Шмидт. Положение рабочего класса в СССР. М. -Л. 1928, и др.

25 См. "Социалистическое соревнование в промышленности СССР". Сборник статей. М. 1930; М. Эскин. Основные пути развития социалистических форм труда. М. 1935, и др.

26 См. П. О. Горин. Пролетариат в 1917 г. в борьбе за власть. М. -Л. 1927; А. М. Панкратова. Политическая борьба в российском профдвижении 1917 - 1918 гг. Л. 1927; М. Гильберт. К вопросу о составе промышленных рабочих СССР в годы гражданской войны. "История пролетариата СССР", 1934, N 3; 1935, N 1, и др.

27 См. Н. П. Паялин. Завод им. Ленина. М. -Л. 1933, стр. V.

стр. 158

ность и организованность. Расширилась источниковедческая база за счет главным образом материалов статистики и конкретных экономических исследований. Началось изучение истории отдельных промышленных предприятий, а следовательно, и истории становления рабочих коллективов.

Следующий этап - со второй половины 30-х и до середины 50-х годов - характерен прежде всего тем, что для изучения вопросов развития рабочего класса большое значение имел исторический факт победы социализма в СССР.

В годы первых советских пятилеток была осуществлена реконструкция всего народного хозяйства. Советский народ успешно решил титаническую задачу создания экономического фундамента социализма, новые социалистические производственные отношения стали господствующими в стране. Огромные изменения в жизнь трудящихся внесла культурная революция. В ходе борьбы за победу социализма существенно изменился как рабочий класс, так и крестьянство, упрочился союз между ними. Советский рабочий класс, по меткому замечанию М. И. Калинина, продолжали называть пролетариатом лишь по инерции28 . Новые качества рабочего класса особенно ярко проявились в невиданном ранее размахе социалистического соревнования, вылившемся в движение стахановцев. Перед исторической наукой встала задача - раскрыть процесс превращения пролетариата в рабочий класс социалистического общества. Накопленные ранее знания позволяли приступить к созданию обобщающих работ и крупных монографий.

Коренные перемены в жизни советского общества, в социальной природе рабочего класса нашли законодательное закрепление в Конституции СССР, принятой на Чрезвычайном VIII съезде Советов в декабре 1936 года. Советский рабочий класс претерпел коренные изменения. Они характеризовались полным освобождением от эксплуатации на основе уничтожения капиталистической системы хозяйства и утверждения социалистической собственности на средства производства, ведущей ролью рабочего класса в советском обществе. Эти изменения были отражены в резолюции об Уставе ВКП (б) на XVIII съезде партии29 .

Тогда широкое распространение получил сборник "Рабочий класс СССР" (М. 1937), включавший статьи государственных и общественных деятелей, научных работников. Небольшой по объему сборник имел популярный характер, он предназначался для разъяснения того, как рабочий класс СССР, построивший под руководством Коммунистической партии социалистическое общество, в процессе борьбы за новую жизнь переделывает и самого себя.

В предвоенные годы появилась монография Б. Маркуса "Труд в социалистическом обществе" (М. 1939), в которой автор определяет основные условия развития нового отношения советских рабочих к труду, пути воспроизводства рабочего класса в переходный период от капитализма к социализму. Вышли в свет некоторые книги по истории промышленных предприятий и воспоминания передовых рабочих30 . Особенно много было работ, посвященных описанию трудовой активности рабочего класса, социалистического соревнования, в частности стахановского движения31 . Но к концу 30-х годов рамки исследовательской работы по истории рабочего класса заметно сузились. К тому времени прекратило свое существование Общество историков-марксистов. При реорганизации академических учреждений исчезла Секция истории рабочего класса, перестали выходить сборники "История пролетариата СССР". Постепенно уменьшалось количество изданий по истории заводов и фабрик. Резко сократилась публикация статистических данных, характеризующих состояние народного хозяйства и рабочего класса. Вторая мировая война прервала научную разработку истории рабочего класса СССР и переключила внимание историков "а другие проблемы. В послевоенное время, вплоть до начала 50-х годов, появилось лишь несколько научно-популярных книг о советском рабочем классе, брошюр и статей о повышении материального благосостояния и куль-


28 См. М. И. Калинин. Вопросы советского строительства. М. 1958, стр. 583.

29 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. III, изд. 7-е, стр. 366.

30 М. Розанов. Обуховцы. История завода "Большевик". Л. 1938; М. Мительман. 1917 год на Путиловском заводе. М. 1939; А. Г. Стаханов. Рассказ о моей жизни. М. 1938; А. Х. Бусыгин. Жизнь моя я моих друзей. М. 1939, и др.

31 См. "Коммунист", 1958, N 8, стр. 60.

стр. 159

турно-технического уровня рабочих32 . Для них была характерна иллюстративность, слабая степень обобщения фактического материала.

Следующий, современный этап в изучении истории советского рабочего класса начинается с середины 50-х годов, когда ЦК КПСС обратил внимание ученых на неудовлетворительное состояние разработки истории советского общества33 . Партия проявила большую заботу о создании лучших условий для работы историков: было увеличено число периодических изданий, в частности с 1957 года начали выходить новые журналы "История СССР" и "Вопросы истории КПСС"; был открыт широкий доступ к документам, хранящимся в партийных и государственных архивах, стали систематически публиковаться статистические данные; возрос выпуск исторической литературы34 .

На этапе завершения построения социализма и вступления СССР в новый период своего развития перед учеными встала задача всестороннего изучения процесса социалистического и коммунистического строительства, в том числе развития и активной деятельности рабочего класса - ведущей силы советского общества. Теперь с каждым годом растет число историков, особенно в Москве, Ленинграде, Новосибирске и союзных республиках, предметом исследования которых являются героические дела советского рабочего класса. С 1957 г. возобновилось издание книг по истории заводов и фабрик, в создании которых по примеру 30-х годов участвуют сами трудящиеся, в первую очередь ветераны труда. В 1958 г. в Институте истории Академии наук СССР была организована группа по изучению советского рабочего класса и промышленности. Серьезное значение имеют проводимые с 1959 г. в различных городах страны научные сессии и конференции историков рабочего класса.

Изучение истории советского рабочего класса значительно облегчено расширением источниковедческой базы за счет введения в научный оборот новых архивных документов, статистических данных о промышленности и рабочем классе СССР, большого фактического материала, полученного в результате конкретных социологических исследований, масштабы которых с каждым годом возрастают35 .

Примечательной чертой нынешнего этапа историографии рабочего класса является более глубокое овладение ленинским идейным наследием. Этому во многом способствует завершение издания Полного собрания сочинений В. И. Ленина. За последние годы усилилось внимание исследователей, работающих в области общественных наук, к теоретическим проблемам развития рабочего класса в советскую эпоху - выявлению общих закономерностей изменения классовой структуры общества, путей коренного изменения всего облика рабочего класса, его растущей творческой активности.

С учетом опыта Советского Союза и других социалистических стран установлено, что новые качественные изменения рабочего класса являются одной из общих закономерностей изменения классовой структуры общества при переходе от капитализма к социализму. "Рабочий класс в социалистическом обществе становится, по существу, совершенно новым классом, который по условиям своего общественного бытия и по всему своему социально- политическому облику коренным образом отличается от пролетариата при капитализме"36 . Обобщенную характеристику существа изменений, которые претерпел рабочий класс в ходе построения социализма, дает новая Программа КПСС, принятая XXII съездом партии: "Социализм разрешил великую


32 С. Генин. Повышение материально-культурного уровня жизни трудящихся СССР. М. 1949; П. П. Москатов и И. Ф. Баранов. Славный путь рабочего класса нашей Родины. М. 1953; П. Цветков. Рабочий класс СССР. М. 1947; А. Штылько. Рост культурно-технического уровня рабочего класса СССР. М. 1952, и др.

33 На слабое освещение истории советского общества указывалось, в частности, в постановлении ЦК КПСС "О серьезных недостатках в работе Государственного издательства политической литературы", принятом 24 декабря 1953 года (см. "О партийной и советской печати". Сборник документов. М. 1954, стр. 662).

34 Только за 1956 - 1959 гг. издано около 2 тыс. книг и большое число статей по истории советского общества. (См. "Вопросы истории", 1960, N 8, стр. 124.)

35 На основе такого рода исследований подготовлены, в частности, коллективные монографии "Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса" (М. 1961), "Рабочий класс и технический прогресс" (М. 1965), ряд книг и статей об участниках движения за коммунистическое отношение к труду.

36 См. "О закономерностях возникновения и развития социалистического общества", М. 1960, стр. 176.

стр. 160

социальную проблему - ликвидировал эксплуататорские классы и причины, порождающие эксплуатацию человека человеком. В СССР остались два дружественных класса - рабочий класс и крестьянство. Причем изменились и сами эти классы"37 . В Программе отмечались изменения, которые произошли во взаимоотношениях между рабочим классом и крестьянством на основе общности двух форм социалистической собственности; рост новой интеллигенции из народа и ликвидация былой противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом; складывание социально-политического и идейного единства советского народа; формирование национальных кадров рабочего класса во всех республиках. Программа КПСС отразила тот факт, что серьезные количественные и качественные изменения рабочего класса СССР после победы Великого Октября являются важной закономерностью в строительстве социализма. Исторический опыт СССР подтвердил правильность вывода В. И. Ленина о том, что в переходную эпоху классы остались и останутся, но каждый из них видоизменяется, как изменяются и взаимоотношения между классами38 . В ходе построения социализма российский пролетариат из класса капиталистического общества превратился в качественно иной класс - рабочий класс социалистического общества. Это изменение происходило и происходит в соответствии с коренными переменами в экономике и культуре страны, под направляющим воздействием Коммунистической партии. В результате победы социализма вплоть до построения коммунизма рабочий класс и крестьянство приобретают новые классовые черты, ведущие в конечном счете к преодолению различий между этими основными группами трудящихся. Классы социалистического общества различаются по формам социалистической собственности, с которой они связаны, по роли в общественной организации труда, по формам получения доходов и т. д. Существенными признаками рабочего класса являются связь с общенародной социалистической советской собственностью, решающая роль в общественной организации труда, получение доходов в прямой зависимости от степени развития народного хозяйства страны, коллективизм, высокая организованность и самодисциплина, осознание своей руководящей роли в жизни общества, глубокое понимание значимости своей производственной деятельности, вооруженность марксистско-ленинской идеологией39 . В дни полувекового юбилея Великого Октября вновь была подчеркнута ведущая роль рабочего класса в социалистическом обществе. "Советский рабочий класс, - отмечал Л. И. Брежнев, - унаследовал лучшие качества революционного пролетариата. Это сознательный борец за дело народа, глубоко преданный идеалам партии, творец тех традиций в труде и в быту, которые приближают нас к коммунизму"40 .

Анализируя современную литературу о советском рабочем классе, следует подчеркнуть стремление историков осветить различные этапы его истории и охватить более широкий круг проблем. На первом месте стоит показ решающей роли рабочих в области производства, их трудового героизма, активного участия в социалистическом соревновании41 . Появляются монографии об отдельных этапах истории советского ра-


37 "Материалы XXII съезда КПСС". М. 1961, стр. 329.

38 См. В. И. Лени н. ПСС. Т. 39, стр. 279.

39 См. Н. А. Аитов. Об определении классов социалистического общества. "Материалы для обсуждения на конференции "Изменения социальной структуры советского общества". Вып. 1. М. 1965, стр. 23 - 27; С. А. Кугель, О. И. Шкаратан. Некоторые методологические проблемы изучения социальной структуры общества. "Научные доклады высшей школы. Философские науки", 1965, N 1, стр. 55 - 64; В. А. Фомина. О государстве диктатуры пролетариата и его отличии от общенародного государства. "От государства диктатуры пролетариата к общенародному государству". Сборник статей. М. 1964, стр. 74 - 77.

40 Л. И. Брежнев. Пятьдесят лет великих побед социализма. М. 1967. стр. 22 - 23.

41 3. А. Астапович. Первые мероприятия Советской власти в области труда (1917 - 1918). М. 1958; "Великое движение современности. Возникновение и развитие движения коллективов и ударников коммунистического труда в промышленности СССР". Сборник статей. М. 1964; Л. Б. Генкин. Ярославские рабочие в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918 - 1920 гг.). Ярославль. 1958; "Коммунистическая партия - вдохновитель и организатор всенародного социалистического соревнования в СССР". Сборник статей. М. 1961; Н. Б. Лебедева, О. И. Шкаратан. Очерки истории социалистического соревнования. Л. 1966; "Ленинградские рабочие в борьбе за социализм. 1926 - 1936". Л. 1965; Г. Г. Морехина. Рабочий класс -

стр. 161

бочего класса42 . Наибольшее внимание историков привлек восстановительный период (1921 - 1925 гг.). Решение трудной задачи восстановления народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны вызвало интерес исследователей к изучению опыта Коммунистической партии и советского народа по возрождению хозяйства в начале 20-х годов. Точно так же всенародная борьба за подъем сельского хозяйства и укрепление колхозного строя в 50-х годах обусловила появление крупных работ по истории Подготовки новых кадров для села, упрочения союза рабочего класса и крестьянства, Курс партии на освоение огромных природных богатств восточных районов страны ускорил написание научных работ по истории социалистической индустриализации и рабочего класса Сибири. Развитие с конца 1958 года массового движения за коммунистический труд вызвал появление многих книг и статей о коммунистических субботниках, социалистическом соревновании и других формах проявления трудовой активности советского рабочего класса.

Путь, пройденный советским рабочим классом, привлекает большое внимание историков, а также экономистов и философов. Появились новые исследования, посвященные коренным переменам в условиях жизни и труда рабочих, изменениям в социальной природе и во всем облике рабочего класса. Более полное освещение в книгах и статьях получил подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса43 . В этих работах освещается ликвидация неграмотности, профессионально-техническое обучение рабочих в школах, на курсах и непосредственно на производстве, подготовка из рабочей среды специалистов с высшим и средним образованием. Возросло количество работ об изменениях в численности и составе, в источниках и формах пополнения советского рабочего класса44 .

Современный этап развития советской исторической науки ознаменован значительными результатами и в изучении процессов формирования национальных отрядов рабочего класса СССР, особенно в тех республиках, которые миновали капиталистический путь развития45 . Монографические исследования по этой проблеме освещают


фронту. Подвиг рабочего класса СССР в годы Великой Отечественной войны. М. 1962; И. П. Остапенко. Участие рабочего класса СССР в управлении производством. Производственные совещания в промышленности в 1921 - 1932 гг. М. 1964; В. С. Познанский. О развитии массового рабочего изобретательства и рационализаторства в СССР. "Вопросы истории", 1960, N 3; А. Б. Слуцкий. Рабочий класс Украины в борьбе за создание фундамента социалистической экономики 1926 - 1932 гг. Киев. 1963, и др.

42 Г. Д. Диденко. Рабочий класс Украины в годы восстановления народного хозяйства (1921 - 1925). Киев. 1962; А. А. Матюгин. Рабочий класс СССР в годы восстановления народного хозяйства (1921 - 1925). М. 1962; А. В. Митрофанова. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны (1941 - 1942 гг.). М. 1960; Л. С. Рогачевская. Из истории рабочего класса СССР в первые годы индустриализации (1926 - 1927 гг.). М. 1959, и др.

43 А. Н. Веселое. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. М. 1961; О. В. Козлова, Подъем культурно-технического уровня рабочего класса СССР. М. 1959; "Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса". М. 1961; А. Г. Рашин. Рост культурно-технического уровня рабочего класса СССР в 1917 - 1958 гг. (Историко-статистический очерк). "История СССР", 1961, N 2, и др.

44 Л. Е. Анкудинова. Изменения в составе рабочего класса СССР в период построения социализма (1917 - 1937 гг.). "Из истории рабочего класса СССР". Сборник статей. Л. 1962; "Изменения в численности и составе советского рабочего класса". Сборник статей. М. 1961; А. П. Панфилова. Формирование рабочего класса СССР в годы первой пятилетки (1928 - 1932). М. 1964; С. Л. Сенявский. Рост рабочего класса СССР (1951 - 1965 гг.). М. 1966; А. В. Смирнов. Рабочие кадры тяжелого машиностроения СССР в 1946 - 1958 гг. "Исторические записки", 1962, N 71; М. Я. Сонин. Воспроизводство рабочей силы в СССР и баланс труда. М. 1959; В. Б. Тельпуховский. Изменения в составе промышленных рабочих СССР в период Великой Отечественной войны. "Вопросы истории", 1960, N 6; А. П. Финаров. О составе фабрично-заводских рабочих СССР к началу реконструктивного периода. "Труды" Сибирского лесотехнического института. Сборник 28. Красноярск. 1958; "Формирование и развитие советского рабочего класса (1917 - 1961 гг.)". Сборник статей. М. 1964, и др.

45 "Ведущая сила современности. Из истории советского рабочего класса Дагестана и Северного Кавказа". Сборник статей. Махачкала. 1964; "История рабочего класса Узбекистана". Тт. I - III. Ташкент. 1964 - 1966; "История советского рабочего класса Киргизстана". Фрунзе. 1966; Б. М. Митупов. Развитие промышленности и формирование рабочего класса в Бурятской АССР (1923 - 1937 гг.). Улан-Удэ. 1958;

стр. 162

как общие моменты создания национальных рабочих кадров, так и особенности этого процесса в отдельных республиках.

Книги и статьи о развитии рабочего класса, вышедшие в последнее время, не лишены пробелов, отдельных недостатков. При характеристике количественных и качественных изменений в составе рабочих используются главным образом статистические данные и мало привлекаются материалы, содержащиеся в книгах и сборниках документов по истории заводов и фабрик, в музейных экспозициях, в исследованиях этнографов. Основная часть литературы посвящена рабочим крупной промышленности. К сожалению, в ней содержится мало сведений об изменениях в численности и составе других отрядов рабочего класса - строителей, железнодорожников, сельскохозяйственных рабочих и т. д. Мало изучены пока и вопросы повышения материального благосостояния и перемен в быту рабочего класса СССР46 . Историкам предстоит еще проследить изменения характера и условий труда в процессе построения социализма, влияние ликвидации безработицы на условия жизни рабочего класса, решение жилищной проблемы, сдвиги в бюджете рабочей семьи, сокращение продолжительности рабочего дня и использование рабочими свободного времени.

Таким образом, историография советского рабочего класса, как составная часть нашей исторической науки, имеет несомненные достижения. Но в нынешних условиях перед историками выдвигаются новые большие задачи.

В связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции гигантский полувековой опыт борьбы и побед нашей партии и советского народа привлекает живой интерес всего передового человечества. Этим опытом советские люди щедро делятся с коммунистами, с рабочим классом других стран. Вместе с тем неустанное изучение и обобщение исторического опыта имеет огромное значение и для нас самих. В борьбе за торжество коммунизма необходимо знание закономерностей современного общественного развития на основе тщательного анализа того, что проверено жизнью, буквально выстрадано и выношено. Важнейшей задачей историков, как и представителей других общественных наук, по-прежнему остается глубокое раскрытие решающей роли народных масс в истории, ведущей роли рабочего класса в советскую эпоху. До сих пор сохраняет свое полное значение указание В. И. Ленина о том, что "для сознательных рабочих нет важнее задачи, как задача познать движение своего класса, его сущность, его цели и задачи, его условия и практические формы"47 .

В постановлении ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве" уделено особое внимание изучению революционных, боевых и трудовых традиций рабочего класса; показу его героизма в защите завоеваний Великого Октября, в борьбе за социалистическую индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию, в разгроме фашизма в годы Великой Отечественной войны; обобщению опыта укрепления союза рабочего класса и крестьянства, создания и развития многонационального советского государства; раскрытию авангардной роли рабочего класса СССР в международном рабочем движении48 . Необходимы наступательная борьба против буржуазных фальсификаторов истории рабочего класса СССР, разоблачение происков тех, кто пытается умалить или извратить роль ведущего класса советского общества. Успешное решение этих задач мыслимо лишь при глубоком изучении сущности, характера и форм изменений в самом рабочем классе, осуществляемых под руководством Коммунистической партии. И здесь историки должны выступать в тесном содружестве с экономистами, социологами, этнографами и представителями других общественных наук, предметом исследования которых являются те или иные стороны развития советского рабочего класса.


А. Н. Нусупбеков. Формирование и развитие советского рабочего класса в Казахстане (1917 - 1940 гг.). Алма-Ата. 1966, и др.

46 "Методологические вопросы изучения уровня жизни трудящихся". М. 1959; С. П. Фигурнов. Реальная заработная плата и подъем материального благосостояния трудящихся в СССР. М. 1960; О. И. Шкаратан. Материальное благосостояние рабочего класса СССР в переходный период от капитализма к социализму (по материалам Ленинграда). "История СССР", 1964, N 3, и др.

47 В. И. Ленин. ПСС. Т. 25, стр. 244.

48 См. "Коммунист", 1967, N 13, стр. 8 - 9.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ЭТАПЫ-ИЗУЧЕНИЯ-ИСТОРИИ-СОВЕТСКОГО-РАБОЧЕГО-КЛАССА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. Е. ВОРОЖЕЙКИН, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО РАБОЧЕГО КЛАССА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.10.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВНЫЕ-ЭТАПЫ-ИЗУЧЕНИЯ-ИСТОРИИ-СОВЕТСКОГО-РАБОЧЕГО-КЛАССА (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. Е. ВОРОЖЕЙКИН:

И. Е. ВОРОЖЕЙКИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
1850 просмотров рейтинг
28.10.2016 (2736 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, дискотека 90х
Каталог: Разное 
36 минут назад · от Денис Николайчиков
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО РАБОЧЕГО КЛАССА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android