Libmonster ID: RU-17006

ОТКЛИКИ НА СТАТЬЮ А. Ф. КИСЕЛЕВА "ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" 1

В.В. Рябов, доктор исторических наук, профессор, ректор Московского городского педагогического университета

Мы с профессором А.Ф. Киселевым не раз обсуждали состояние российского образования, возможные пути его возрождения. Свое видение проблемы, ее состояние и оценки, соответствующие предложения мы высказывали и в личных беседах, и в дискуссиях на различного рода совещаниях. В целом у нас сложились, на мой взгляд, близкие мнения о создавшейся тупиковой ситуации в образовании и путях выхода из нее с наименьшими издержками для учащихся, учителей, системы образования в целом.

Но, прочитав статью, я открыл для себя новые аспекты проблемы. А.Ф. Киселев подошел к этой проблеме в таких ракурсах, что развитые им идеи заставляют вернуться к прежним оценкам и критически взглянуть на некоторые устоявшиеся традиции и положение в области педагогической теории и практики.

Прежде чем изложить в связи с этим свои соображения, хочу сказать, что я полностью согласен с автором по большинству высказанных им мыслей. К ним относится, в частности, суждение по поводу проводимого эксперимента по обновлению содержания образования в средней школе, о сохранении преемственности в функционировании системы образования, учете реальных возможностей нынешних школ, учеников, учителей, о перегрузке учебных программ, необходимости преодоления одностороннего "знаниевого" подхода в обучении и введении в образовательный процесс компонентов, развивающих эмоциональный и творческий потенциал учеников. Справедливо предлагается обеспечить полноценный состав содержания образования и позитивную оценку мотивации. Связать обучение с жизнью, обеспечить деятельный подход, личностно ориентированное образование, разгрузить учащихся. Учебные программы для школ, пишет А.Ф. Киселев, сейчас напоминают копии университетских курсов. По его мнению, в содержании общего образования чрезвычайно велика доля предпрофессиональных знаний, "потребных отнюдь не всем выпускникам школы". Он полагает целесообразным перейти к профильному обучению на старшей ступени школы, оставив начальной и средней школе общеобразовательный компонент содержания.

Со всем этим можно согласиться. Справедливы и рассуждения о проблемах формирования исторического сознания молодежи, оценке качества современных учебников по истории России.

Концептуальный по содержанию и глубине охвата анализ проблематики отечественного образования, проведенный А.Ф. Киселевым, концентрирует внимание на приоритетных направлениях модернизации образования. Он стимулирует ученых, исследователей, педагогическую общественность в целом на поиск новых решений, на углубленное объективное изучение результатов многолетней образовательной прак-


1 См.: Новая и новейшая история, 2002, N 2.

стр. 82


тики, формулирование конкретных предложений по выводу российского образования на более высокий уровень развития. В этом я вижу значение данной статьи.

Автор, естественно, не мог в ограниченной по объему журнальной статье рассмотреть все актуальные вопросы современной школы. Он останавливается в основном на организационной стороне дела, больше говорит не о содержании образования, а о его качестве. Качество образования, безусловно, включает в себя содержание учебных курсов, но не ограничивается только им. Содержание и качество образования - разные понятия. Содержание - это то, что учащийся должен усвоить на уроке, а качество - это как усвоил.

Автор больше акцентирует внимание на условиях, обеспечивающих качество образования, что очень важно. Качество обучения - приоритетное направление модернизации образования. Но в заголовке статьи обозначено "Проблемы обновления содержания образования", однако, его-то автор и обходит.

Между тем содержание официально закреплено государственными образовательными стандартами, и справедливо замечание, что школьные программы перегружены. Но что можно исключить из них? Автор об этом не говорит. А ведь надо что-то и добавить, "привести в соответствие с современной наукой". Что добавить? За счет чего?

Познание идет вглубь, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Еще целы в библиотеках школьные учебники, где атом рассматривается как система "протон-электрона", в которой вокруг положительно заряженного протона вращается электрон, частица с отрицательным зарядом. В новых учебниках дается современная модель атома, в которой его строение излагается на более высоком теоретическом уровне, вводятся новые понятия: орбитали, их энергетические уровни, кварки и т.п. Надо ли давать новое понимание строения атома? Надо. Но как, до какой глубины раскрытия его сущности?

Еще один вопрос: как и когда вводить новые научные термины? Независимо от учебного плана по смежным дисциплинам или все-таки с учетом последовательности изучения родственных явлений, понятий и категорий?

Далее. Необходимо, например, поднимать общекультурный уровень учащихся. Вводим для этого соответствующий предмет - "Мировая художественная культура". Возникает вопрос: за счет чего? За счет введения седьмого, восьмого урока? Забываем при этом одно - жизнь так устроена, что в ней за все надо платить, в частности, за усиление общеобразовательного потенциала учащихся приходится расплачиваться ослаблением их здоровья.

Примеры можно приводить до бесконечности. Надо ли, скажем, запоминать многие десятки имен королей, полководцев, даты битв и т.д., как в свое время заучивали даты Пленумов ЦК КПСС, обсуждаемые на них вопросы и принятые решения, кого сместили, кто оказался "врагом народа" и кто избран в новый состав Политбюро?

Мне думается, что обновление содержания образования предполагает ряд условий его успешности. Среди них:

1. Создание предметных комиссий, возглавляемых известными учеными.

2. Критический анализ содержания действующих учебных программ.

3. Составление терминологических словарей по учебным курсам.

4. Исключение из программ научных понятий, исторических и естественнонаучных фактов, законов, категорий, не являющихся безусловно необходимыми для овладения современными знаниями и понимания тенденций развития науки, техники, культуры на перспективу в 10-15 лет.

5. Может быть, изучать не столько конкретные факты из школьных программ, сколько фундаментальные знания, необходимые человеку для самостоятельного поиска новых знаний; школа должна давать метазнания, которые требуются для эффективного самообразования, адекватного меняющимся условиям жизнедеятельности.

6. Исключение из содержания учебных курсов конъюнктурных тем, фактов, понятий.

стр. 83


Я клоню к тому, что необходимо форсировать работу над содержанием учебных курсов конкретных предметов. Пока о содержании образования речь идет среди ученых и педагогов преимущественно в терминах долженствования: надо, пора, следует, необходимо и т.п. Подобные подходы широко рассмотрены в различных организациях, на конференциях, в решениях, проектах документов. В таких, например, как проект концепции структуры и содержания общего и среднего образования (12-летней школы), проект Московской региональной концепции обновления содержания общего среднего образования и др.

Сегодня наступил момент, когда от слов о необходимости совершенствования образования следует переходить к пересмотру и обновлению содержания предметных учебных курсов.

Возможностью поделиться с общественностью и читателями журнала конкретными планами работы в этом направлении А.Ф. Киселев, к сожалению, не воспользовался. Но он дал нечто большее - повод для широкой дискуссии о дальнейшей судьбе отечественной школы.

Статья А.Ф. Киселева имеет знаковый характер. Она обозначает рубеж между двумя подходами к российскому образованию: "быть или не быть". Вопрос решен в конце XX в. в пользу "быть", главным образом благодаря твердой позиции общественности.

Сегодня, в начале XXI в., столь же остро обозначались проблема содержания отечественного образования, которая, на мой взгляд, имеет несколько аспектов:

1. Быть ему фундаментальным, опережающим, давать метазнания, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, или узкопрагматичным, конъюнктурным, рассчитанным на один день.

2. Что вкладывать в категорию фундаментальных знаний применительно к школьному уровню?

3. Как обеспечить оптимальное сочетание фундаментальности образования с сокращением школьной нагрузки; сохранение здоровья школьников (читай: здоровья нации) с необходимостью усвоения возрастающего объема информации?

Учитывая все аспекты статьи А.Ф. Киселева, может быть, следует создать в журнале соответствующую постоянную рубрику. Это положительно повлияет на мобилизацию научно- педагогической общественности, привлечение ее творческого потенциала к решению актуальной государственной задачи России - обновлению содержания образования применительно к реалиям начала XXI в.

Ю.А. Казаков, доктор физико-математических наук, профессор, ректор Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.

Появляется надежда, что образовательная политика начинает относиться к общенациональным интересам не только на словах, но и на деле. Об этом свидетельствуют многие события последнего времени, в том числе и обсуждение этих проблем на заседаниях правительства и Государственного совета Российской Федерации. С большим интересом мной воспринята и статья А.Ф. Киселева, в которой поставлен ряд важных вопросов.

Модернизация образования давно назрела. Сейчас очень важно сохранить взвешенный поход, разумно использовать зарубежный опыт при опоре на российские педагогические традиции, на широкомасштабную экспериментальную проверку, учет мнения учителей и преподавателей, родителей и учащихся. У нас уже был опыт первых шагов советской власти, когда стремление к новому, опиравшееся на максимализм, приводило к призывам "убить старую школу", "немедленно революционным путем создать новую". Вместе с тем, создавалась основа для педагогического творчества, для широкого экспериментирования в образовании. Однако уже спустя несколько лет педагогические поиски 20-х годов будут названы "методическим прожектерством", а нарком просвещения А.В. Луначарский вынужден был при знать: "Первые попытки школьной революции делаются спешно и катастрофически.

стр. 84


Но жизнь берет свое, и, если резкие реформы, соответствующие революции, не были достаточно подготовлены предыдущим скрытым процессом, то большей частью приходится значительно отступать, дав этому процессу новое начало и новое направление, вступить затем в период новой эволюции".

Качество образования - понятие широкое и складывается оно из кадрового потенциала, технологии, материально- технической базы и, конечно, содержания образования. Ясно, что все составляющие не должны выходить из поля зрения государства, тем более что в каждом из них назрели известные проблемы. Пока финансирование школы составляет 50%. Вместе с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров необходимо повышать квалификацию учителей и преподавателей высшей школы. Практические работники знают, что в последние годы "повышение квалификации" зачастую осуществляются формально. Пока остается низким и социальный статус учителя.

Считаем необходимым поддержать позицию А.Ф. Киселева о "разгрузке" содержания школьного образования, преодолении "знаниевого" подхода. Опыт тесного сотрудничества нашего университета со средними общеобразовательными учебными заведениями, входящими в университетский комплекс (и, в первую очередь, с многопрофильной гимназией при ПГПУ) показывает, что школьники порой не только не успевают обдумать новый материал, потренироваться в решении творческих задач, но и элементарно не успевают выполнять в полном объеме домашние задания. Общероссийские данные о том, что школьный курс не усваивают 50% учеников средней школы и 25% - начальной, падает мотивация получения знаний, а среди выпускников школ только 10% - здоровых, показывают, что пора снизить темп учебы, нельзя откладывать меры по отходу от информационного перенасыщения школы. Средняя, как впрочем и любая другая, школа не может и не должна научить всему, но она должна подготовить ученика самостоятельно выбрать путь в жизни, научить нормально себя чувствовать не только в стандартных ситуациях, но и в нестандартных, помочь сформировать систему ценностей.

Последние годы показывают снижение уровня подготовки абитуриентов по русскому языку. Ситуацию усугубляет и то, что в целом в стране усиливается бюрократизация языка, устная речь становится письменной, исчез высокий стиль, а средний и низкий увеличил свое влияние. Неимоверно много и заимствованных слов из других языков: в последнее десятилетие каждый год прибавлял 2 тыс. таких слов.

Особую роль в становлении и развитии личности играет историческое образование. По словам Н.Г. Чернышевского, "можно не знать", не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек, совершенно неразвитый умственно". Говоря о задачах исторического образования, важно подчеркивать значимость формирования научного исторического мышления и исторического сознания. В связи с этим возникает вопрос о достоверности, объективности, об источниковой базе. Приоткрытые для исследований в годы перестройки архивные фонды, затем вновь были закрыты без особых объяснений. Это не может способствовать более глубокому и всестороннему изучению нашего прошлого.

Зная нашу особенность доходить во всем, в добре и зле, в истине и лжи, в мудрости и безумии, до крайности, трудно было предположить, что переосмысление нашего прошлого пройдет без перекосов и без лишних эмоций. Потребовалось время, чтобы появилась необходимая взвешенность в оценках, понимании того, что курс "История мировых цивилизаций" не может в вузах быть разумной альтернативой "Истории России", что самобичевание не может способствовать патриотическому воспитанию граждан. Студенты нашего вуза отмечают возможность свободно высказывать свою точку зрения, они знакомы с альтернативными оценками того или иного события.

Сегодня важно выявлять новые резервы понимания отечественной истории, ее образовательного и воспитательного потенциала. Среди них - более эффективное

стр. 85


сочетание курсов истории России и истории родного края. Мы поддержали активное участие наших преподавателей в создании "Пензенской энциклопедии", учебного пособия для основной школы "История Пензенского края", журнала "Краеведение", в проведении всероссийских научных конференций по изучению культуры российской провинции (научный руководитель - академик С.Р. Шмидт).

Статья А.Ф. Киселева поднимает вопросы, касающиеся не только работников высшей и средней школы и не только историков. Эти проблемы должны быть всегда в центре внимания.

Б. С. Рябушкин, доктор педагогических наук, профессор, ректор Московского педагогического университета

Статья А.Ф. Киселева воспринимается с надеждой на необходимые и назревшие положительные перемены в образовании в целом, в гуманитарном и историческом - в особенности. Она затрагивает ряд общих и важных проблем образования.

Привлекает внимание взвешенная и обоснованная постановка вопроса о приоритетах в современной жизни и в этой связи оценка образования как важнейшего фактора формирования нового качества общества. Какой бы трудной не являлась реализация подхода к такому статусу и роли образования в жизни общества, необходимость этого подхода невозможно оспорить. Иное отношение к сфере образования имело бы в наш век поистине катастрофические - в этом нет преувеличения - последствия для страны. Чем большее количество людей будут это осознавать, тем реальнее будут шансы и на обновление образования.

В статье привлекает внимание и другое: как добиваться обновления образования, что и как обновлять, а что сохранить из существовавшей системы образования как основу дальнейшего поступательного движения? Как избежать непродуманных шагов, которые бы привели к снижению качества и уровня отечественного образования, признанного в настоящее время одним из самых высоких в мире?

Одним из средств достижения положительных результатов в обновлении образования в статье А.Ф. Киселева выдвигается опора на эксперимент как на основной способ проверки продуктивности педагогических идей и новаций.

Проблем в образовании много: перегрузка учащихся, недостаточность мотивации учебной деятельности, сближение школьных учебных программ с вузовскими, ослабление национально-государственных приоритетов в содержании гуманитарного и, прежде всего исторического образования, перешагнувшая рациональные рамки вариативность исторического и - шире - гуманитарного образования.

Вариативность содержания гуманитарного, в том числе исторического образования - значимая проблема гуманитарного образования. Когда в историческом образовании одновременно в ходу находятся 68 учебников, возникает вопрос: что это за вариативность, есть ли в этом мера конкурирующих интерпретаций и - главное:

какого результата в усвоении знаний школьниками можно при этом ожидать? И не в этом ли одна из причин снижения качества знаний абитуриентов, которое год от года фиксируется на вступительных экзаменах в вузах? Вариативность ради вариативности, плюрализм подходов ради него самого не могут быть целью ни научного познания, ни обучения.

Считаю целесообразным подчеркнуть важность статьи и в другом отношении - в оценке вариативности, многообразия в связи с движением обучения к единой цели - обеспечению на должном уровне преподавания истории России, в первую очередь XX в., с позиции обновления национальных интересов и государственных приоритетов страны. Понятно, какое значение имеет в этой связи историческое образование, хотя при этом не следует забывать о значении соответствующего подхода и в преподавании литературы, языка и т.д. Не секрет, что в последние годы в целом ряде учебников для школы, названные А.Ф. Киселевым приоритеты были отчасти утрачены. Возрождение этих начал обучения можно только приветствовать. Это связано и с поиском национальной идеи. Признается, что ее в настоящее время нет. Кажется,

стр. 86


должно быть ясно, что национальная идея не может быть придумана, сочинена кем-то из ученых или политиков, не может быть принята каким-то решением сверху. Она естественным образом вырастает на почве истории, из ее опыта и связи времен. Гражданственность, патриотизм, как важные составляющие всех видов гуманитарного образования, являются одним из средств формирования не только национальной идеи, но и массового исторического сознания.

Практическая реализация основных положений статьи А.Ф. Киселева имела бы важное государственное значение.

Ю.Г. Круглов, доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, ректор Московского государственного открытого педагогического университета

Очень хорошо, что солидный научный журнал обратился к теме далеко не академической, предоставив страницы ученому и вместе с тем практику, от которого во многом зависит, какой станет молодежь в последующие 10-15 лет. Какой она стала за последние 10-15 лет, мы видим: она не знает, кто стал победителем в Великой Отечественной войне, в лучшем случае знает Сталина как злодея, а во всех бедах обвиняет коммунистов. Такой результат - для кого-то чрезвычайно радостный - большая победа тех, кто не любит Россию, для кого Россия представляется не местом жизни, а местом более или менее длительной командировки.

Как объяснить, почему, зная о здоровье подростков, государство практически ничего не делает для того, чтобы оно было нормальным, почему мы являемся свидетелями дикого роста наркомании, проституции, алкоголизма и насилия среди молодежи? Почему только в последние несколько месяцев заинтересовались выброшенными на помойки детьми, нисколько не заботясь о том, как и за счет кого они живут?

Все это не дань пессимизму. Но и оптимистом быть трудно, ибо то, что сейчас творится с молодежью, через несколько лет будет твориться с государством.

Поэтому нужны радикальные средства, и они есть. Не могу согласиться с позицией А.Ф. Киселева, человека, мною уважаемого, поскольку он предлагает полумеры к обновлению содержания образования. Нужно в корне изменить в ближайшие годы работу школы, органов образования. Надо уйти от пресловутых ссылок на то, что наши-то дети и умнее, и лукавее детей других стран, что в "отдельно построенных" школах, школах-комплексах у нас уже рай.

По моему мнению, на первом месте должно стоять физическое, на втором - трудовое, и только на третьем - научное воспитание. Если мы это не только поймем, но и реализуем во всей школе (подчеркиваю - во всей), только в этом случае мы можем верить в нормальную, счастливую судьбу России. Конечно же, основой всего, о чем я только что говорил, должно стать патриотическое воспитание. И в этом огромная роль трех дисциплин: родного языка, литературы и истории.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТКЛИКИ-НА-СТАТЬЮ-А-Ф-КИСЕЛЕВА-ПРОБЛЕМЫ-ОБНОВЛЕНИЯ-СОДЕРЖАНИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ОТКЛИКИ НА СТАТЬЮ А. Ф. КИСЕЛЕВА "ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.06.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОТКЛИКИ-НА-СТАТЬЮ-А-Ф-КИСЕЛЕВА-ПРОБЛЕМЫ-ОБНОВЛЕНИЯ-СОДЕРЖАНИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
183 просмотров рейтинг
28.06.2021 (1005 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОТКЛИКИ НА СТАТЬЮ А. Ф. КИСЕЛЕВА "ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android