На заре нового тысячелетия коллекционеры искусства вдруг обратили внимание на старинные культовые предметы. Речь не о скромном распятии, которое можно повесить над кроватью, и не о гипсовом изваянии Амура, которое ставят на лужайке. Теперь состоятельных любителей прекрасного интересуют произведения, стоимость которых выражается цифрой с пятью или шестью нулями: старинные тканые золотом гобелены со сценами из жизни Моисея, мраморные бюсты античных богов или золотые кресты, сделанные мастерами царской России.
У моды уже есть название - Cloister Chic ("монастырский шик"). На открытии международной выставки антиквариата в Манхэттене "Мадонна с младенцем" (XIV в.) в считанные минуты была куплена за $55 000. Недорого можно было купить египетскую скульптуру священного быка - всего за $10 000. Как правило, вкусы, которые задаются на подобных мероприятиях, через год-два начинают определять спрос на уровне ширпотреба. Например, национальная ярмарка мебели, состоявшаяся на прошлой неделе в Северной Каролине, проходила под знаком стиля сафари. Два года назад этот стиль стал открытием сезона на манхэттенском шоу.
За то, чтобы попасть на открытие шоу, покупатели должны были выложить $2000. Если же им хотелось поближе познакомиться с предметами, выставленными на продажу, они могли проникнуть в зал на 15 минут раньше остальных, за что требовалось заплатить еще $500.
Вуди Аллен, Барбара Стрейзанд, Джесси Норман оказались в числе первых знаменитостей, устремившихся на выставку, которая в этом году выглядела как самый странный в мире блошиный рынок: все помещение было разгорожено на крохотные павильончики. При этом в каждом из таких закутков товара было выставлено не меньше чем на $1 млн.
И над всей этой "монастырской" роскошью витала духовность - духовность в 24 карата: ангел, сложив крылья, изящно изогнулся над золотыми часами ($525 000). Посреди зала была выставлена антикварная статуя св. Лонгина ($48 000), взиравшего на то, как любители духовности отчаянно торгуются за изображение святого или амулет.
"Два-три века назад перед этими предметами молились, - говорит Фредерик Шульц, владелец галереи искусства Древнего мира в Манхэттене. - Теперь народ видит в них только дорогие и престижные произведения искусства".
По мнению некоторых специалистов, такая вполне материалистическая мода на предметы культа знаменует собой очередной этап в развитии сознания людей, сравнительно недавно ставших обладателями большого состояния. Прежде коллекционеры покупали антиквариат, чтобы лишний раз подчеркнуть свое богатство.
Затем обладание антиквариатом стало рассматриваться как признак интеллекта.
Чуть позже в глазах общественности старинные предметы стали свидетельствовать о тонком вкусе их обладателей. Процесс трансформации ценностей, который раньше длился десятилетиями, теперь занимает несколько лет. В прошлом году модным был стиль Lord of the Manor ("усадебный") - коричневая мебель и большие портреты, развешанные по стенам. Теперь, спустя всего лишь год, коллекционеров уже не устраивает обладание предметами, связанными с культурой старинной знати, - они хотят подчеркнуть свою духовность.
Нарасхват идет все - от предметов христианского искусства до амулетов народа маори. "Совершенно безразлично, верите вы в Бога или нет, - говорит Клэр Браун, директор лондонской фирмы по торговле антиквариатом Richard Philp. - Изящные культовые предметы несут в себе духовное очарование, которое привлекает нынешних коллекционеров". (WSJ, 11.11.2000)
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |