Сагдиева Юлианна Анатольевна,
главный специалист Института повышения квалификации Казахского Национального университета им. Аль-Фараби (Алматы), руководитель программы ЛТЭА в Казахстане (Казну), эксклюзивный преподаватель международной программы ЛТЭА (Австрия-Казахстан) Институт Виктора Франкла (Вена)
logotherapyincentralasia@gmail.com
Особенности психодиагностики структурных составляющих социально-психологической компетентности педагога-психолога
Выделенная нами структура социально-психологической компетентности педагога-психолога позволяет определить оптимальный комплекс инструментов для реализации психодиагностики изучаемого явления.
Вместе с тем, данный процесс определения осуществлялся по следующим основным критериям качества психометрического инструментария [Агзамова Е.Ю., Рахиммирзаев С.Б., Нарзикулова Ф.Б.]:
сведения о надёжности, валидности, достоверности, репрезентативности, стандартизированности и др. фундаментальных характеристиках психометрического инструментария;
практической приемлемости психометрического инструментария;
наличия сведений о применение психометрического инструментария другими учёными в психодиагностической практике;
доступности для понимания стимульного материала (например: наличие понятной разъясняющей инструкции, доступно сформулированных вопросов, утверждений опросника, относительно простого механизма ответов на них и пр.) психометрического инструментария;
оптимальности, относительной лёгкости процесса проведения психодиагностической процедуры в рамках инструментария;
возможности применения психометрического инструментария как в индивидуальной, так и в групповой форме;
относительной простоты процесса обработки получаемых психодиагностических данных и их интерпретации;
оптимальности временных затрат как на сам процесс проведения психодиагностической процедуры, так и на процесс обработки психодиагностических данных и их интерпретации;
однозначности, ясности получаемых психодиагностических заключений и пр.
В качестве первой и четвёртой структурной составляющей социально-психологической компетентности нами были выделены коммуникативные способности, а также личностный адаптационный потенциал педагога-психолога. Для психодиагностики этих индивидуально-психологических особенностей нами был определён хорошо зарекомендовавший себя в психологической практике Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина [Райгородский Д.Я.]. Данный психометрический инструментарий предназначен для диагностики адаптационного потенциала личности испытуемого. Данное явление, как правило, связывается с такими понятиями, как адаптивность и адаптационные возможности. В самом общем виде соотношение адаптивности и адаптационных возможностей таково: адаптивность – это сама способность человека к адаптации, а адаптационные возможности – это те свойства, которые эту способность обеспечивают. Таким образом, под адаптационным потенциалом личности, в контексте социально-психологической компетентности, целесообразно понимать такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успешной адаптации человека к новой деятельности, коллективу, условиям выполняемой работы, т.е. эффективному приспособлению его к всему многообразию жизни при меняющихся условиях жизнедеятельности [Луговая В.Ф., Красильников И.А., Кузнецова Л.Э., Кислицына А.С.]. Стимульный материал опросника состоит из разъясняющей инструкции и 165 утверждений, на каждое из которых необходимо выбрать соответствующий вариант ответа: «а) Да» или «б) Нет». Обработка и интерпретация результатов опроса может проводится согласно множества психодиагностических шкал различных уровней. Вместе с тем, с учётом психодиагностических задач настоящего диссертационного исследования, нами за основу были взяты три основные шкалы:
шкала достоверность, которая диагностирует степень социально желаемых ответов, их объективность, т.е. достоверность полученных результатов. При этом, если по данной шкале испытуемый набирает более 10 сырых баллов, то результаты опроса целесообразно считать необъективными;
шкала коммуникативные способности (особенности), которая диагностирует уровень развития у испытуемого способности устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, а также проявления агрессивности и конфликтности в межличностном общении;
шкала личностный адаптационный потенциал, которая диагностирует комплекс личностных свойств, проявляющийся в способности личности адаптироваться к относительно новым условиям, т.е. профессиональной деятельности, какому-либо коллективу, коммуникативной ситуации с учётом эмоциональных проявлений, стратегии поведения и пр.
Сам механизм обработки имеет стандартную форму, т.е. обработка проводится путём начисления соответствующего балла за каждый вариант ответа, совпавший с ключом той или иной диагностической шкалы, суммирования баллов, перевода в стандартизированную стеновую шкалу с последующей качественной интерпретацией полученных результатов [Райгородский Д.Я.].
Для психодиагностики второй выделенной структурной составляющей (личностная зрелость) социально-психологической компетентности современного педагога-психолога нами был подобран широко известный Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха [Гильбух Ю.З.]. Данный психометрический инструментарий предназначен для диагностики такого комплектного свойства как личностная зрелость человека. По своей сущности данное свойство характеризует соответствующую ступень личностного развития человека, его сенсорных мнемических, интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, что обеспечивает должное функционирования индивида в обществе, его готовность анализировать и осознавать события и явления окружающей действительности. При этом, отличие личностной зрелости от социальной состоит в том, что последняя предполагает соответствие самопрезентации и поведения индивида требованиям и ожиданиям общества, в котором он живёт, ответственное выполнение им соответствующих социальных ролей по определенному сценарию. Содержанием же личностной зрелости вступает ответственное построение собственной роли в соответствии с общими этическими принципами и личной миссией. Чем более зрелой с психологической и социальной позиции является личность, тем больше возрастает ее способность к самосовершенствованию, но не без определенных противоречий между социализацией и индивидуализацией [Костенко В.Ю., Завьялова И.Ю., Шляпникова И.А., Омаров Э.З.]. Стимульный материал тест-опросника состоит из разъясняющей инструкции для испытуемого и 33 утверждений, причём последнее имеет два варианта для респондентов женского и мужского пола. Все утверждения составлены как-бы из двух условных частей, где первая часть, как правило, описывает ситуацию, а вторая – различные позиции человека относительно данной ситуации. Именно вторая часть утверждений (различные позиции) и представлена в тест-опроснике а качестве соответствующих вариантов ответов, один из которых необходимо выбрать испытуемому. Механизм обработки и интерпретации получаемых результатов проводится по стандартному алгоритму, т.е. осуществляется начисления соответствующего балла за каждый вариант ответа, совпавший с ключом, суммирования баллов и интерпретации полученных результатов. Вместе с тем, как описывалось выше, личностная зрелость, в авторском понимании, вступает комплексным свойством, т.е. по своей содержательной структуре предусматривает 5 компонентов:
мотивация достижений;
отношений к своему «Я»;
чувство гражданского долга;
жизненная установка;
способность к психологической близости с другим человеком.
Эти компоненты в рамках тест-опросника и вступают диагностическими шкалами второго порядка. Вместе с тем, с учётом психодиагностических задач настоящего диссертационного исследования, нами за основу была взята шкала первого порядка - личностная зрелость [Гильбух Ю.З.].
Для психодиагностики третей выделенной структурной составляющей (эмоциональный интеллект) социально-психологической компетентности современного педагога-психолога нами был подобран широко известный Опросник эмоционального интеллекта Н. Холла [Ильин Е.И.]. Психометрический инструментарий предназначен для диагностики такого комплексного свойства как эмоциональный интеллект.
Это свойство, по своей сущности, является способностью человека распознавать свои чувства и эмоции, понимать, почему они возникли и как на них реагируют другие, а также умение понимать состояние и настроение собеседника. Именно эмоциональный интеллект дает личности некую гибкость, умение адаптироваться к новым условиям, занимаемся самообразованием, обретать новые знания и навыки в процессе соответствующей деятельности. Для лучшего представления этого явления, его можно представить исходя из следующих структурных компонентов:
осознание себя, т.е. способность анализировать, что происходит с эмоциями в этот момент;
самоконтроль, т.е. человек с высоким эмоциональным интеллектом способен не только отслеживать свои эмоции, но и сдерживать их - останавливаться за мгновение до того критического момента, когда хочется сорваться и пр.;
эмпатия, т.е. способность человека поставить себя на место другого, эта составляющая особенно важна в общении;
мотивация, т.е. способность человека мотивировать себя и других;
социальные навыки, т.е. коммуникация, уверенность в себе [Плужников И.В., Разумова Л.Д., Манянина Т.В., Краснов Е.В., Бердникова И.А.].
Согласно позиции Н. Холла, эмоциональный интеллект состоит из эмоциональной осведомленности, способности управлять своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, а также способность распознавать эмоций других людей. По своей сути, эти структурные составляющие эмоционального интеллекта легли в основу 5 диагностических шкал второго порядка опросника. Вместе с тем, с учётом психодиагностических задач настоящего диссертационного исследования, нами за основу была взята шкала, так называемого первого порядка – эмоциональный интеллект. Основу стимульного материала выбранного инструментария составляет поясняющая инструкция и 30 утверждений, на каждое из которых испытуемому необходимо дать ответ выбрав один из шести предусмотренных вариантов. Обработка и интерпретация результатов опроса проводится путем присуждения соответствующего балла каждому ответу, совпадающему с предусмотренным ключом, суммирования набранных баллов и интерпретации [Ильин Е.И.].
Для психодиагностики пятой выделенной структурной составляющей (самоконтроль в общении) социально-психологической компетентности современного педагога-психолога нами был подобран хорошо зарекомендовавший себя на практике Опросник оценки самоконтроля в общении М. Снайдера [Карелин А.]. Данный психометрический инструментарий предназначен для диагностики такого важного свойства как способность осуществлять самоконтроль преимущественно эмоциональной сферы в ходе коммуникативной ситуации. По своей сути самоконтроль в общении представляет собой некое умение, навык человека осмысливать, осознавать, прогнозировать, прежде чем совершать какие-либо действия. Кроме того, данная особенность определяется как способность личности контролировать свои эмоциональные проявления, импульсы, позывы. Также самоконтроль можно отнести к влиянию личности на процесс управление своим поведением, поступками при совместной деятельности, в целях предупреждения негативных результатов и увеличения позитивных. Психологическая практика показывает, что самоконтроль в коммуникативном процессе играет немаловажную роль, ведь способность человека осуществлять контроль относительно себя, своих мыслей, эмоций и действий вступает неотъемлемым условием не только в ходе общения и взаимодействия с окружающими, а также для самоорганизации собственной жизни [Агапов B.C. Николаенко О.Н.].
Стимульный материал опросника состоит из пояснительной инструкции и 10 утверждений на каждое из которых испытуемому необходимо дать ответ выбрав один из двух предусмотренных вариантов. Обработка результатов опроса проводится путём начисления определённого балла за каждый ответ, который совпадает с предусмотренным ключом, суммирования баллов и интерпретации [Карелин А.].
В целях психодиагностики шестой выделенной структурной составляющей (коммуникативная толерантность) социально-психологической компетентности современного педагога-психолога нами был подобран хорошо зарекомендовавший себя на практике Опросник диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко [Бойко В.В.]. Данный психометрический инструментарий предназначен для диагностики такого комплексного свойства как коммуникативная толерантность. Эта индивидуально-психологическая особенность представляет собой такое отношение личности, которое демонстрирует должную степень выдержанности относительно неприятных, неадекватных, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по общению. Кроме того, коммуникативная толерантность детерминируется проявлением сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности в отношении построения определенных отношений во время общения с другими людьми, имеет характеристику сложного, многоаспектного и многокомпонентного личностного явления, основу которого составляет особый диалоговый способ межличностного взаимодействия, формируемый спонтанно или целесообразно. По своей сущности, коммуникативная толерантность составляет неотъемлемую часть диалога между Я и Ты, в ходе которого происходит контакт в отношениях, позициях и возможностях [Яцевич Л.П., Гребенец Е.С., Русакова С.В.].
Стимульный материал опросника состоит из поясняющей инструкции и 45 суждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценить по четырёх бальной шкале, где:
0 баллов - совсем неверно;
1 балл - верно в некоторой степени;
2 балла - верно в значительной степени;
3 балла - верно в высшей степени.
Обработка и интерпретация получаемых результатов проводится по стандартной схеме, т.е. подсчитывается сумма набранных респондентом баллов и осуществляется интерпретация. В авторском понимании, коммуникативная толерантность состоит из 9 структурных составляющих, которые и вступают диагностическими шкалами второго порядка. Вместе с тем, с учётом психодиагностических задач настоящего диссертационного исследования, нами за основу была взята шкала первого порядка - коммуникативная толерантность [Бойко В.В.].
Для психодиагностики седьмой выделенной структурной составляющей (отсутствие эмоциональных барьеров в межличностном общении) социально-психологической компетентности современного педагога-психолога нами был подобран хорошо зарекомендовавший себя на практике Опросник диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко [Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.]. Психометрический инструментарий предназначен для диагностики эмоциональных барьеров при коммуникативных контактах. Данная особенность по своему определению вступает препятствиями, помехами, возникающими в эмоциональной сфере человека в процессе общения, налаживания должного взаимодействия. Также, под эмоциональными барьерами понимается деформация коммуникационного процесса, вызванная соответствующими причинами, которая может приводить к неадекватным действиям адресата. Сам эмоциональный барьер появляется, как правило, из-за несоответствия настроения, негативных эмоций, деформирующих восприятие. Они появляются незаметно, и сначала человек может не осознавать их, но примирение с ними формирует негативный стиль общения. Эмоциональные барьеры могут приводить к недовольству, межличностному конфликту, стрессу, различным недоразумениям и т.п. [Пьянова О.В., Матора О.В.].
Стимульный материал опросника предусматривает поясняющую инструкцию и 25 суждений, на каждое из которых испытуемому необходимо дать ответ выбрав один из двух предусмотренных вариантов. Обработка результатов опроса осуществляется по стандартной схеме, где за каждый ответ, совпавший с предусмотренным ключом, начисляется соответствующий балл, а сумма этих баллов позволяет осуществить качественную интерпретацию диагностического результата. Кроме того, согласно авторскому пониманию, диагностируемое явление вступает структурным образованием, которое предусматривает 5 соответствующих компонентов:
неумение управлять эмоциями, дозировать их;
неадекватное проявление эмоций;
негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций;
доминирование негативных эмоций;
нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.
Данные компоненты, также вступают психодиагностическими шкалами второго уровня. Вместе с тем, с учётом психодиагностических задач настоящей диссертационной работы, за основу была взята шкала первого порядка - отсутствие эмоциональных барьеров в межличностном общении [Пьянова О.В., Матора О.В.].
Для психодиагностики заключительной, восьмой выделенной структурной составляющей (рефлексивность) социально-психологической компетентности современного педагога-психолога нами был подобран хорошо широко известный в психодиагностической практике Опросник диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова [Карпов А.В.]. Психометрический инструментарий предназначен для диагностики рефлексивности человека. Данное свойство А.В. Карпов понимает как некую способность личности анализировать, осознавать текущее поведение, деятельность, склонность к самоанализу в конкретных ситуациях, критическому анализу уже выполненной в прошлом работы, поступков и на этой основе планированием, прогнозированием будущих с учётом возможных последствий и пр. [Карпов А.В.].
Кроме того, рефлексия, как правило, выражается в осмыслении и переживании человеком как отдельного действия, поступка, так и смысла бытия в целом. Возникновение у человека способности к рефлексии свидетельствует о высоком уровне его самосознания, готовности к самопознанию, коррекции своего поведения, образа жизни. Рефлексия проявляется тогда, когда личность мысленно выделяет себя из сферы бытия, жизненной ситуации и оценивает в соотношении с нравственными эталонами. В результате такого процесса она может изменяться, переоценивая прошлое ради будущего, вступать в диалог с собой, мнимым собеседником. Таким образом, в аспекте рефлексии можно выделить диалогическую основу. Каждый может защищать или осуждать себя в полемике, дискуссии с самим собой или воображаемым собеседником, что способствует сопоставлению разных взглядов, поиску истины. Человек убеждает себя, когда есть определенное противоречие действий, суждений, когда нужно преодолеть сомнения, принять решение, реализовать его. Самоубеждение может проявляться в формах самооправдания и самовнушения. Как свойство человека, рефлексивность – это способность отражать не только свой образ Я, но и осознавать сущность своего взаимодействия с другими людьми. В аспекте межличностных отношений рефлексия является принципиальным компонентом нравственности поведения человека [Метаева В.А. Двоеглазова М.Ю.].
Стимульный материал опросника состоит из пояснительной инструкции и 27 утверждений, на каждое из которых испытуемому необходимо дать ответ выбрав один из семи предусмотренных вариантов. Обработка результатов психодиагностического обследования проводится путём начисления соответствующего балла за каждый ответ, совпавший с предусмотренным ключом, их суммированием и качественной интерпретации с учетом трехуровневой градации развития рефлексивности в целом [Карпов А.В.].
Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить, что выделенные структурные составляющие социально-психологической компетентности педагога-психолога позволили подобрать психометрический комплекс для диагностики изучаемого явления состоящего из Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина, Тест-опросника личностной зрелости Ю.З. Гильбуха, Опросника эмоционального интеллекта Н.Холла, Опросника оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, Опросника диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко, Опросника диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко и Опросника диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.
Список использованной литературы
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |